Русский Митрополит святой Феогност, грек по происхождению, прибыл на Русь в 1328-м году и после непродолжительного пребывания в Киеве и Владимире поселился в Москве. Поэтому Константинопольская Патриархия в его лице сознательно одобрила перенос административного центра единой Русской Митрополии в Москву, с сохранением названия «Киевская». В 1354-м году Константинопольский Патриарх святой Филофей вместе со своим Синодом возвысил святого Алексия до Митрополита Киевского и всея Руси, издав 30 июня 1354 года соответствующий Синодальный акт. Есть свидетельства из Патриаршей печати, где отменены Литовские Митрополии, и личные Послания святого Филофея святому Алексию и правителям различных русских земель, датируемые1370-м годом, где он призывает их принять во главе Русской Церкви только Митрополита Киевского и всея Руси, то есть святого Алексия. Вселенская Патриархия никогда не оспаривала принадлежность Киева Московской Патриархии Константинопольская Церковь не ставила под сомнение, что Предстоятель Русской Митрополии не был связан исключительно с Киевом, а был Предстоятелем всех земель русских. Это связано как с включением Константинополем в XII веке приставки «Всея» к титулу Митрополита, так и с синодально утвержденным в пастырских целях переносом постоянного места пребывания Митрополита на северо-восток России – «неотъемлемо и неотделимо во веки вечные». В 1622-м году епископ Исайя Копинский, будущий Митрополит Киевский и Галицкий (1631–1632 гг.), направил свое письмо «Его Святейшеству и Блаженству киру Филарету, милостью Божьей Святейшему Патриарху Великой и Малой Руси до берегов великого океана». Поэтому рукоположенные иерархи были полностью осведомлены о неисключении Малороссии из-под юрисдикции Московских Патриархов. Итак, это не просто ссылка на титулы, как вы утверждаете, продиктованная желанием того, чтобы Киев находился в зоне ответственности Москвы. Подчеркивается, что «Патриархи Московские и Всея Руси и всех северных земель никогда не добавляли к своему титулу и Малой Руси”».

http://pravoslavie.ru/136202.html

В феврале 1945 гола митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался Святейший Патриарх Алексий I в 1970 году, в возрасте 90 лет. После его кончины Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с тогдашним «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Спустя год, 3 июня 1971 г., после голосования на Поместном Соборе, в патриаршем Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха Пимена. 3 мая 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен скончался. В день кончины Патриарха состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. В том же году пятнадцатым Патриархом Русской Православной Церкви на Поместном Соборе был избран митрополит Ленинградский Алексий. Исход выборов тогдашний митрополит Киевский Филарет (Денисенко) счел своим провалом. Преследуя свои властолюбивые цели и презрев Апостольские установления, решения Соборов и собственную крестную клятву, он попытался расколоть православную Украину, став независимым первоиерархом. И, закономерно, в 1997 году: «Освященный архиерейский Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета (Денисенко)… лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом»… После упокоения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был назначен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 4 ноября, 2023 12 марта, 2022 7 февраля, 2020 26 июля, 2019

http://pravmir.ru/patriarshii-mestoblyus...

Алексий II назвал это служение «жертвенным и бескорыстным» и заверил собравшихся в том, что «и сегодня, как и ранее, Русская Церковь готова служить единству и благополучию православного мира». «Единство Русского Православия не может препятствовать полноценной жизни суверенных государств, являющихся преемниками Киевской Руси. Наша Церковь с уважением относится к их суверенитету и заинтересована в укреплении и процветании их народов. Она открыта к самому тесному взаимодействию на основе евангельских ценностей с властями каждой из стран, в которых пребывает ее паства», – особо подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Алексий II npuзbaл тех, кто находится вне спасительного общения с Русской Православной Церковью, вспомнить, что «мы все братья и сестры», принадлежащие к одной вере и имеющие одну историю: «Наши сердца и объятия открыты для вас». «Вы заботитесь о благе украинского народа, но это и наша забота. Русская Церковь создала все условия, чтобы Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Владимиром, в полной свободе и ответственности исполняла пастырское попечение об украинском народе», – сказал Патриарх Алексий, обращаясь к Константинопольскому Патриарху Варфоломею. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, эта миссия митрополита Владимира полностью совместима с сохранением единства Русского Православия. Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил Патриарха Константинопольского Варфоломея за добрые слова и памятный дар. «От всей души благодарю Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и всех Преосвященных архипастырей Украинской Православной Церкви и, главное, народ Божий, за радушие и за устроение нынешних торжеств», – отметил в заключение Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По окончании богослужения начался крестный ход в Киево-Печерскую лавру, в котором приняли участие тысячи богомольцев из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1309) – исихаст, один из духовных учителей свт. Григория Паламы упраздняет Галицкую митрополию, расколовшую Русскую Церковь, и поставляет единым митрополитом Руси игумена Петра, уроженца Волыни, также подвизавшегося в безмолвии,  защищает его от нападок тверского князя, когда тот живет  в Москве, а не в кафедральном Владимире. Св. Петр ( 1308-1326) митрополит уже Киево-Владимирский продолжает дело, начатое св. блгв. кн. Александром,  митрополитами св. Кириллом, св. Максимом по объединению Северной Руси. После смерти он завещает погрести себя  в Москве, в новом Успенском соборе. Следующий митрополит — св. Феогност (1328-1353) – греческий монах-исихаст,  показавший себя сторонником  свт. Григория Паламы в спорах о Фаворском свете. Феогност сразу обосновывается не во Владимире, а в Москве, тем самым окончательно утверждая здесь резиденцию кафедры митрополитов на будущие времена. Он отлучает от Церкви тверского князя за междоусобие, прославляет св. митрополита Петра как чудотворца, после смерти его погребают в Москве рядом со свт. Петром. Прославлением свт. Петра  Митрополит Феогност  поднимает на недосягаемую высоту духовный авторитет Москвы, в приемники он избирает себе инока Алексия – будущего митрополита Московского и Всея Руси св. Алексия I (1353-1378). Дальнейшее развитие Русской Церкви и Северо-Восточной Руси связано с паламитами – сторонниками свт. Григория Паламы. Патриарх Константинопольский Филофей (1353-1376), который канонизировал свт. Григория Паламу в Византии, принимал деятельное участие в делах Русской митрополии. Он поддерживал св. митрополита Алексия I в борьбе за объединение Руси вокруг Москвы, высоко ценил  прп. Сергия Радонежского и благословил его устроить общежительный монастырь. Следующий после Алексия митрополит — св. Киприан (1390-1406) – болгарин,  закрепил в русской богослужебной практике почитание свт. Григория Паламы. Затем митрополит св. Фотий (1408-1431) — грек, сторонник Григория Паламы поддерживал московских князей в борьбе с усилившейся Литвой. Ему удалось объединить в Русской Церкви и Северную Русь, и Галицию, и Литву.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

30 мая 1971 г. открылся Поместный Собор. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митрополит Пимен был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация сосотоялась на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала серьезные исторические перемены. В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом. Предстоятель участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей. Скончался 3 мая 1990 г. на 80-м году жизни, похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198641...

Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В.Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя, где все верующие смогут поклониться ей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня – часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить Президента Российской Федерации В.В.Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества. Журнал 113 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии. ПОСТАНОВИЛИ : 1. Настоятельницу Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Свято-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности; 3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности; 4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности. Журнал СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Алексия о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. Справка: 6 октября 2007 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Россию прибыл Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В аэропорту «Домодедово» высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в России Илиас Клис и полномочный посланник Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации Омар Али Абу Эйх.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Патриарх Каллист поставил Алексия в митрополиты Киевские и всея Руси. Хотя еще с 1285 года митрополит Максим переехал из разрушенного монголами Киева во Владимир, митрополиты попрежнему именовались «Киевскими и всея Руси». Это имело глубокий смысл - несмотря на нашествия, распад государства, Церковь оставалась главной скрепой, хранящей духовное и культурное единство народа. Титул митрополита символизировал преемство древней, Киевской, Руси и новой, Московской. И еще: вначале русскими митрополитами чаще всего были греки. Но со времени монгольского ига греческие владыки не очень охотно ездили на Русь: слишком далеко, холодно и опасно. И постепенно сложилось так, что митрополиты стали избираться поочередно - из греков и из русских. Феогност - грек, Алексий - русский. Так Русская Церковь вырастала из пелен греческого патриархата. На обратном пути корабль митрополита попал в шторм. Алексий молился о спасении и дал обет построить монастырь в честь святого или праздника того дня, когда корабль пристанет к берегу. Они достигли пристани 16 августа 1355 года, в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. Вернувшись в Москву, Алексий основал над Яузой обитель Нерукотворного Спаса (сохранившийся до наших дней СпасоАндроников монастырь). Первым настоятелем здесь был преподобный Андроник - ученик Сергия Радонежского, а великим питомцем - Андрей Рублев. Строитель державы Когда в 1359 году умер великий князь Иван Кроткий, его сыну Дмитрию (будущему Донскому) шел девятый год. Глава Церкви оказался фактическим регентом при малолетнем князе. Митрополит Алексий определяет политику Московского княжества, ставшего центром единения русского народа. Благодаря этой политике Церковь спасла государственность и создала нацию. Церковь заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении». Преданная Европой и теснимая Азией, Русь не стала проситься ни в «общеевропейский», ни в «евразийский» чингисханов дом. Она строила свой дом - в соответствии с планами Божественного Домостроительства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Более 20 тысяч православных приняли участие в Рождественских богослужениях в Узбекистане . Главная служба прошла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента. Митрополит Среднеазиатский Владимир (Яким) особо остановился в своей проповеди на том, что 2006 год в Узбекистане объявлен президентом Исламом Каримовым Годом благотворительности и медицинских работников. Правительство страны накануне религиозного праздника позаботилось о том, чтобы прилегающие окрестности всех 30 церквей и трех монастырей, кладбища были приведены в порядок, хорошо освещены, отметили в комитете. Православные в Марокко торжественно отметили праздник Рождества Христова. Несмотря на затяжной зимний дождь, в Свято-Воскресенский храм Русской Православной Церкви в марокканской столице Рабат пришли десятки верующих. На рождественском богослужении присутствовали сотрудники диппредставительства РФ, другие российские граждане, а также живущие и работающие в этой стране на северо-западе Африки украинцы, белорусы, болгары, сербы, греки и румыны. Праздничную литургию провел митрополит Карфагенский Алексий Александрийского Патриархата, которому сослужили настоятели рабатской церкви и Благовещенского храма в Касабланке протоиереи Сергий Киприянович и Андрей Пронин. Храм Русской православной церкви в Рабате был построен 74 года назад эмигрантами первой волны из России. Светлое Рождество Христово встретила небольшая православная община Египта. В Каире в церкви святого Димитрия Солунского представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки игумен Леонид провел Рождественскую литургию. Настоящим сюрпризом стало присутствие на службе потомков русских эмигрантов. Лидия Дашкевич родилась уже в Египте в 1920-х годах. Ее отец – врангелевский офицер, которого раненым англичане привезли в Каир в 1919 году. Сейчас Лидия Дашкевич – единственная русская, оставшаяся в Каире от послереволюционной волны эмиграции. 7 января в соборном храме священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске отметили праздник Рождества Христова. Архимандрит Александр, Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, совершил в полночь Великое повечерие и утреню, а Божественную литургию, за которой молились многочисленные представители русской диаспоры из Дамаска, его пригородов, а также из других областей Сирии и Ливана, совершил викарий Дамасской епархии епископ Дарайский Моисей в сослужении Представителя, протоиерея Петра Бутроса и иерея Георгия Макдси.

http://pravoslavie.ru/15849.html

18 февраля 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан диакона, а 7 октября того же года епископом Филаретом — в сан иеромонаха. В 1995 году закончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, полученной за диссертацию «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике». Оставлен преподавателем и помощником инспектора МДАиС (с 14 июня по 31 августа 1995 года). С 1 сентября по 31 декабря 1995 года нес послушание секретаря-референта Ректора МДА. 1 января 1996 года назначен помощником ректора МДАиС по представительской работе и заведующим Церковно-археологическим кабинетом. К празднику Светлого Воскресения Христова 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан игумена. 9 сентября 2002 года, согласно поданному прошению, направлен в распоряжение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 26 октября 2002 года назначен руководителем Информационно-просветительского центра Киево-Печерской Лавры. 11 мая 2003 года становится заведующим канцелярией Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви. 14 марта 2004 года возведен в сан архимандрита. В октябре 2005 года принимал участие в работе третьего Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на о. Родос. 22 ноября 2006 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви избран епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии. Наречение и архиерейская хиротония архимандрита Антония (Паканича) состоялись в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. 26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, во время воскресной Литургии, митрополит Киевский и всея Украины Владимир и сослужащие ему митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы: Тернопольский и Кременецкий Сергий, Львовский и Галицкий Августин, Херсонский и Таврийский Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы: Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука, и Святогорский Арсений рукоположили архимандрита Антония во епископа Бориспольского.

http://bogoslov.ru/person/372863

12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке , в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся 23 января 2004 года Совещании руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших в г. Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях на тему: «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». ПОСТАНОВИЛИ: ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О дате проведения очередного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Пимена Угрешского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207914...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010