Theodorus Balsamon, Zanaras, Aristenus. In Canones SS. Apostolorum, Conciliorum et in Epistolas Canonicas SS. Patrum Commentaria//P.G. T. 137. Col. 1317. Parkhurst J. A Greek and English Lexicon to the New Testament. London, 1809. P. 758; A Greek-English Lexicon of the New Testament and other Early Christian Literature. Third edition (BDAG)/Rev. and ed. by Frederick William Danker . Chicago and London: The University of Chicago Press, 2000. P. 1103-1104. Darrousez J. Documents inedits d’ecclesiologie byzantine. Paris, 1966 P. 81 (Перевод: Петр (Л’Юилье), архиеп . Цит. соч. С. 377). Костогрызова Л. Ю . «Очищение древних законов» в Византии: «Василики»//Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 4(10). С. 18. Lokin J. H. A. The Significance of Law and Legislation in the Law Books of the Ninth to Eleven Centuries//Law and Society in Byzantium, 9 th -12 th centuries/Edited by Angeliki E. Laiou Dieter Simon. Washington. D.C., 1994. P. 71. Zachariae von Lingenthal K. E . Geschichte des griechisch-römischen Rechts. Berlin, 1892. S. 22. Heimbach C. W. E . Epanagoge von Basilius, Leo und Alexander//Allgemeine Encyclopädie der Wissenschaften und Künste: mit Kupfern und Charten/in alph. Folge von genannten Schriftstellern bearb. und hrsg. von J. S. Ersch und J. G. Gruber. Leipzig, 1868. Theil 86: Griechenland. S. 305-307. Музуракис полагает, что «Исагога» «не обрела силу закона», а была опубликована «с целью всего лишь представить в максимально доступной форме те части Юстинианова законодательства, которые были наиболее пригодны на тот момент» ( Mousourakis G. The historical and institutional context of Roman Law. Bodmin, Cornwall, 2003. Р. 405). Можно указать на Константинопольского патриарха Нила (1378-1388), который в письме к Фессалоникскому архиерею ссылается на особые апелляционные права Константинопольского престола, ссылаясь на рассматриваемые здесь ее постановления. Джонс утверждает, что Антиохийский епископ «часто именуется ξαρχος τς ‘Ανατολικς διοκ σεος » ( Jones A.

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Крепость Бельвуар в Национальном парке Кохав-ха-Ярден (Израиль). 70-е гг. XII в. Крепость Бельвуар в Национальном парке Кохав-ха-Ярден (Израиль). 70-е гг. XII в. Замок Маргали (Сирия). 1118 — ок. 1130 г. Магистр Жильбер д " Эссайи (1162/63-1169/70), близкий друг кор. Амальрика I и латинского патриарха Иерусалима Амори де Неля (1157/8-1180), во многом способствовал усилению влияния ордена. Значительные средства были выделены на выкуп у местных баронов замков и территорий в Иерусалимском королевстве и графстве Триполи. Одним из самых важных приобретений стал замок Бельвуар (ныне Кохав-ха-Ярден, Израиль), купленный у одного из вассалов князя Галилеи (сделка была официально оформлена в 1168) и располагавшийся на стратегически важной высоте юго-западнее Геннисаретского (Тивериадского) оз., откуда открывался вид на озеро и Иорданскую долину. В 1168 г. магистр основал при замке город, где разместились семьи 32 франков-переселенцев. Впосл. Бельвуар был превращен госпитальерами в мощную крепость, имевшую хорошую систему обороны и большие запасы питьевой воды. Крепость стала одним из важнейших укрепленных пунктов Иерусалимского королевства. В 1168 г. князь Антиохии Боэмунд III (1163-1201) пожаловал ордену ряд замков на границах княжества, взяв обязательство, что орден завоюет порубежные территории, находившиеся под контролем мусульман. Госпитальеры стали надежными защитниками княжества, однако условия договора не были выполнены полностью из-за того, что Жильбер д " Эссайи был вынужден принимать участие в военных действиях кор. Амальрика I в Египте. Магистр активно поддерживал походы короля в 1163, 1164 и 1168 гг. В 1168 г. он снарядил за счет ордена 500 рыцарей и 500 легковооруженных туркополов (конных лучников), надеясь за счет военных трофеев восполнить финансовые потери. Расчет магистра не оправдался: в нач. 1169 г. армия крестоносцев была вынуждена отступить из дельты Нила. Опрометчивая политика Жильбера д " Эссайи привела орден к финансовой катастрофе и огромным задолженностям.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Из свидетельств, прямо указывающих на необходимость и законность казнить еретиков, одно принадлежит блаженному Феодориту и сущность его сосредоточивается только на указании, что и Моисей повелевает убивать лжепророков 894 . Другое свидетельство того же рода приписываемое св. Иоанну митрополиту Никейскому, «о сопряжении крест Арменских», рассуждает о некоторых заблуждениях Армян и находит их настолько важными и пагубными, что содержащие их признаются достойными побиения камнями 895 . К этой же самой группе по своему характеру относится и обширное свидетельство св. Нила Синайского , много распространяющееся о ревности по Боге, которая должна уподобляться ревности Моисея, нередко повелевавшего убивать нарушителей закона Божия 896 . Содержание всех свидетельств этой группы касается только одной стороны вопроса о казнях еретиков, именно предмета его, не давая никаких данных для суждения о лицах, которым принадлежит право преследования еретиков. Третья группа приводимых Даниилом свидетельств восполняет собою пробел именно с этой стороны вопроса. Долг наказывать и преследовать еретиков принадлежит прежде всего светской власти и особенно государю. Историческими примерами, подтверждающими этот взгляд Даниила на законосообразность употреблений жестоких мер преследования еретиков со стороны государей, служат: сказание, заимствованное из похвального слова св. царю Константину и царице Елене Евфимия, патриарха Терновского, где между прочим в числе заслуг, оказанных христианству св. Константином, выставляется и то, что он «повеле в идольстей пребывающих прелести главною казнити казнию, 897 – другое сказание о Константине Великом , из которого видно, что сей первый христианский государь распорядился неисповедающих св. Троицу как зло «и зле от жития пременят» (т. е. убивать) «и дому их в разграблении быти» 898 . Третий исторический пример оправдывающий преследование еретиков со стороны правительства, заимствован из похвального слова великому князю Владимиру, который восхваляется за просвещение всей русской земли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Но если Иосиф сыграл большую роль в политической жизни Египта, то почему нет о нем ни одного упоминания в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей. Такого рода пробел в египетской историографии для некоторых ученых казался подозрительным и возбуждал сомнение в реальности патриарха Иосифа. Но здесь нельзя забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 годе до н. э. и возобновляются только после 1580 года до н. э. В начале XVI века против гиксосов вспыхнуло восстание. За короткое время египтяне изгнали из своей страны ненавистных им завоевателей и на престол поставили своего национального фараона. Фараоны-египтяне повели по отношению к израильтянам совершенно иную политику. Они превратили семитские племена в рабов и заставили их выполнять тяжелые работы по строительству городов. Особенно трудно приходилось евреям при третьем фараоне девятнадцатой династии Рамсесе II (1317–1251гг. до н. э.), который расширил строительные работы. При нем была построена новая столица, носившая его имя, а также город Пифом. Геологи раскопали развалины этих городов в дельте Нила и установили их происхождение. Надо сказать, что Рамсес II был выдающимся фараоном, при его правлении Египет достиг вершины своего великодержавного могущества; поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось уйти из Египта при жизни Рамсеса. В настоящее время преобладающее большинство исследователей полагают, что исход израильтян из Египта осуществился в 1250 году до н. э. при фараоне Мернепте, преемнике Рамсеса II. Завоевание Ханаана  18. Может возникнуть вопрос: как вообще оказалось возможным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, страну, располагавшую многими укрепленными городами и хорошо вооруженными войсками. Успех израильтян, однако, станет понятен, если мы соотнесем его с политической ситуацией тогдашнего мира. Ханаан, как мост между Африкой и Азией, постоянно служил объектом соперничества великих держав — Месопотамии и Египта. После изгнания гиксосов он в течение трех столетий оставался египетской провинцией и был разделен на множество мелких княжеств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК († 306), мч. из Тифре (пам. копт. 6 пашонса/башанса (1 мая)). Мученичество И. было написано на бохайрском диалекте коптского языка (BHO, N 542) и дошло в 3 рукописях (Lond. Brit. Mus. Orient. 8799; Vat. copt. 66; Vat. copt. 69). Автор, называющий себя Христофором, сообщает, что он был свидетелем и участником описываемых событий, однако на основании стилистических особенностей Мученичество датируют VII-VIII вв. В это время в коптской литературе активно создавались корпусы текстов, связанных с именем того или иного святого, по принятому в коптологии наименованию - циклы. Однако Мученичество И. не входит ни в один из них. Араб. перевод Мученичества, сохранившийся в нескольких рукописях, не издан; его краткая редакция вошла в состав копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). Впосл. оно было переведено митр. Саламой (1348-1388) на эфиоп. язык (BHO, N 543). И., 25-летний христианин, жил в сел. Тифре (араб. Дифра), рядом с г. Панау в дельте Нила. После того как префект Кулькиан обнародовал в Александрии антихристианский эдикт рим. имп. Диоклетиана , И. явился ангел с призывом публично исповедать веру в г. Тауба (Тава; см.: Am é lineau E. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 521-522), к югу от Александрии. Несмотря на уговоры родителей, И. отправился к Кулькиану и, дождавшись его выхода из бани, объявил себя христианином. Правитель должен был ехать в др. город и до своего возвращения поручил стеречь И. воину Дионисию, к-рый уговаривал И. согласиться на жертвоприношение языческим богам. Однако, став свидетелем чудесного исцеления слепого по молитве И., Дионисий обратился в христианство. Вернувшись, префект повелел казнить своего подчиненного; Дионисий был обезглавлен 5 пашонса/башанса (30 апр.). И. был отправлен в г. Пшати (Никиу), подвергнут пыткам, а затем передан правителю Арриану, к-рый увез его на юг. Во время переправы на судне И. вернул зрение одному из матросов. По прибытии в Антиною, столицу пров. Фиваида, И. был заключен в тюрьму, где находились др. христиане, в т. ч. Апатер - в его Мученичестве есть упоминание об И. (Les Actes des martyrs de l " Égypte/Éd. H. Hyvernat. P., 1886. Vol. 1. P. 99-100). После судебного разбирательства и пыток И. был отправлен в Таубу и там обезглавлен. Год кончины И. был установлен К. Вандерслейен на основании синхронного упоминания в Мученичестве префектов Кулькиана и Арриана ( Vandersleyen Cl. Chronologie des préfets d " Égypte de 284 à 365. Brux., 1962. P. 88. (Latomus; 55)).

http://pravenc.ru/text/674121.html

И следующий интересный поворот, который как раз у нас происходит в XV веке, опять же нельзя не показать, это тоже из музея в Балтиморе. Сынсуль – это эфиопская рукопись-гармошка. Это, наверное, одна из лучших сохранившихся, середина XV века. В середине XV века, при всей условности этих миниатюр рубежа XIV–XV веков, в середине XV века намечается очень серьезный сдвиг. У нас на троне опять, кстати говоря, очень интересный неврастеник. Не Гэбрэ Мескель Лалибела, а царь, я о нем тоже рассказывал на последней своей лекции в Музее русской иконы, царь, которого звали Зара Якуб. Зара Якуб правит у нас в 30–50-х годах XV века. И это – человек очень заинтересованный контактами с внешним миром. И с западным миром. Почему он неврастеник? У него тоже было тяжелое детство, он тоже был младший сын. И он тоже посидел как следует в страшной, чудовищной крепости Амба Геша, пока его брат не умер. Этот период несколько расстроил нервы Зары Якуба и внушил ему, скажем так, повышенную ранимость. Эта повышенная ранимость сочеталась в нем с подозрительностью, как часто бывает, и с искренним благочестием, благочестивым рвением. Он очень боялся заговоров и очень боялся еретиков. Благодаря ему вообще у нас целый свод эфиопской духовной поэзии, он был замечательным поэтом. Хорошим полководцем. Он примирил два враждующих течения среди монашествующих в Эфиопии. Провел ряд церковных соборов. Даже целых двух епископов вытребовал от коптской церкви. Не одного, а двух. Это тоже такое большое дело. Низкий ему поклон от александрийского коптского патриарха. Когда мамлюки египетские стали притеснять страшно коптов, Зара Якуб последним из эфиопских царей выступил с великой угрозой мамлюкскому султану, что «я не только вырежу тогда на своих землях мусульман и разрушу все мечети, но я отведу воды Нила». Правда, поскольку эфиопские цари периодически эти угрозы выдвигали, начиная с XIII века, к XV мамлюки перестали на это реагировать, потому что понятно, что это очень серьезное заявление, но как они это себе представляли, никто не понимал. Но, тем не менее, понимали, куда течет река, что сейчас отведут, и все у вас пересохнет. Зара Якуб, почему говорю, что он очень бережно относился к еретикам? Он все время считал, что нужно еретиков побивать камнями. И чем больше, тем лучше, потому что только когда ересь будет искоренена, царство Соломонидов, Новый Сион, его государство, войдет в светлую эпоху процветания.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

1615 Перевод выполнен под ред. Д. А. Поспелова по изд.: Kalogeropoulos В. μοναχς Νεφυτος προδρομηνς και τ θεολογικ του εργο. θνα, 1996. 1632 В выпущенном отрывке Неофит приводит доказательства об отличии природы от энергии из Аристотеля и Галена. – Сост. 1639 Kislas Т., hieromoine. Introduction//Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit/Intr., texte critique, trad, et notes par hierom. Theophile Kislas. Paris, 2001. Pp. 7–170. В данной статье мы опираемся в первую очередь на это исследование. Ср. о почитании св. Нила в последние годы жизни и сразу после смерти: Ibid., pp. 58 – 59. 1642 Ibid., pp. 50–51. Григора в своей «Ромейской истории» пишет о Ниле как о своем лучшем друге, которого он очень высоко любид и не перестал любить (см.: Ромейская история 22.4). 1644 До Кидониса уже были опыты перевода на греческий язык Фомы, но эти переводы, которые делали жившие в Константинополе латинские монахи-доминиканцы, видимо не имели еще серьезного влияния. 1645 Из трудов последнего Димитрий предпринял перевод полемических сочинений об исхождении Святого Духа и об опресноках. 1646 Ему принадлежит наиболее обширное сочинение «Против Фомы Аквината», посвященное полемике с Фомой не по частному вопросу о Filioque, а по целому спектру философских проблем. В настоящее время богословие Ангелликуда находится в процессе изучения, в том числе и в России готовится несколько важных публикаций по этой теме. 1650 См. критическое издание греческого текста с параллельным французским переводом: Ibid., pp. 174–419. 1652 Сочинение частично опубликовано и дан его латинский перевод в изд.: Candal Е. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de Processione Spiritus Sancti. Vaticano, 1945. (Studi e Testi 116). Pp. 188–385. 1654 Такой подход к полемике о Filioque особенно интересен, если иметь в виду, что полемические сочинения патриарха Фотия на эту тему (в частности «Мистагогия») представляют собой главным образом доказательства с помощью силлогизмов (см. статью «Патриарх Фотий и полемика с ла тинянами о Filioque» в данном томе «Антологии»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Этот год, являющийся центральным в истории Гаммураби, на 50 лет отстоит и от начала еламитского владычества, если таким началом полагать 2185 год до Р. Хр., – год покорения Кудурнанхунди города Ереха. Таким образом, центральный год царствования Гаммураби будет 2135 годом до Р. Хр., а конец его царствования в 2110 г. Если после освобождения от еламского владычества Гаммураби царствовал еще 25 лет (если принимать срок его царствования по большему счету в 55 лет), а Авраам жил еще после смерти Гаммураби 75 лет, то годом смерти Авраама будет 2035 год до Р. Хр. В таком случае 175-летняя жизнь патриарха Авраама может быть определена между 2210 и 2035 годами; т. е., во всяком случае, в пределах 22 и 21 столетий до Р. Хр., – в пределах эпохи, имеющей в настоящее время право на название вполне исторической. Как уже было замечено, современное состояние ориентологии не дает еще возможности установить годы царствования Гаммураби с математической точностью; мы в своем очерке, устанавливая эти годы, следовали, главным образом, проф. Дорнстеттеру. Другие ученые (Thureau-Dangin, Ungnad, Dhorm и друг.), при определении эпохи царя Гаммураби, дают несколько иные цифры, помещая эту эпоху между годами: 2130–2088, или 2041–1998 и т. д. 131 . Немного ниже мы еще возвратимся к этому вопросу. К 2135 году до Р. Хр., – центральному году царствования Гаммураби, – мы пришли путем рассмотрения памятников клинописной литературы, найденных на вавилоно-ассирийской почве. К этому же году приводит и другой путь, который переносит нас в далекий от Вавилона Египет, второй великий культурный центр древнего мира. Найденные здесь памятники, – одни вавилоно-ассирийского происхождения (т. наз. Тель-Амарнские письма), другие местные, собственно египетские, – при соотношении их с памятниками месопотамскими, приводят к определению эпохи Гаммураби, а, следовательно, и Авраама теми же годами 22 и 21 столетий до Р. Хр., какие устанавливают рассмотренные памятники. Найденные в 1887 году в Тель-Амарне, на берегах Нила, более 300 клинописных глиняных плиток содержат, между прочим, письма вавилоно-ассирийских царей половины второго тысячелетия до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как бы то ни было, «Господь повелел большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». Если кит мог проглотить пророка, то желудок этого морского чудовища представлял уже более чем достаточное помещение для человека. Каким образом пророк оставался живым во чреве кита, не подвергаясь действию огромных пищеварительных сил морского чудовища, это конечно может быть объяснено только чудом, участие которого и вообще сильно и очевидно в истории пророка Ионы; но и в данном случае небезынтересным пояснением этой истории может служить свидетельство натуралистов. В Средиземном море живет особая порода китов, которая отличается одною странною особенностью. Это так-называемый роркваль, т.е. «кит со складками» 242 . Особенность эта заключается в том, что у них под нижнею челюстью существует громадный мешок со складками, в который могут помещаться большие предметы, не подвергаясь пищеварению. Рорквали иногда бывают громадных размеров, доходя до десяти с половиною сажень в длину. При таком росте мешок представляет собою помещение от 15 до 20 футов в длину, т.е. помещение более чем достаточное для человека. Таким образом море представляет такое разнообразие чудовищ, что Всемогущему Творцу для достижения в данном случае цели стоило только дать свое повеление известной породе китов и проглоченный пророк мог покоиться в его утробе три дня и три ночи. Путь от Палестины к главным городам Месопотамии давно проторен был не только разными воителями, двигавшимися с своими полчищами, но и мирными торговыми караванами, чрез посредство которых издавна велся обмен произведениями между богатым бассейном Тигра и Евфрата и приморскими странами, вплоть до берегов Нила. И в истории собственно израильского народа этот путь не был каким-либо совершенно неизвестным. Родоначальник еврейского народа вышел с берегов Евфрата, и после него не раз поддерживались сношения между этой родиной патриарха и его потомками. Поэтому Ионе не было особенно затруднительно достигнуть Ниневию, и чрез несколько дней он был уже под стенами знаменитой ассирийской столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского 2 мая 2012 г. 18:49 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской и годовщину ее канонизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил   Покровский ставропигиальный женский монастырь  в Москве. По прибытии в обитель Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам блаженной старицы, почивающим в Покровском храме, а затем возглавил служение Божественной литургии в храме Воскресения Словущего. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Нила (Сычева)  во епископа Муромского, викария  Владимирской епархии . Фото: С. Власов, В. Корнюшин Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского» Фотоальбом «Патриаршее служение в Покровском монастыре в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской. Хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского»

http://patriarchia.ru/db/text/2197010.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010