Отраднее смотреть на четвертый и последний патриархат – на византийский церковный округ 273 . Иерархическое положение его сравнительно было блестяще. Христианство здесь процветало под покровительством христианских государей. Число епископских кафедр в константинопольском патриархате – далеко оставляло за собой число всех таких же кафедр во всех остальных патриархатах восточных в совокупности. Азиатские епископии, зависящие прямо от патриарха константинопольского, со включением Исаврийской области, присоединенной от патриархата антиохийского, были (в IX веке) в числе 432. Кроме того патриаршая юрисдикция простиралась на страны Иллирийские: Грецию, Фракию, Македонию, на страны в южной Италии и на некоторые страны вновь обращенных к христианству народов 274 . Правда, некоторые из этих кафедр с течением времени перешли под ведение пап; тем не менее к концу изучаемого нами времени, по свидетельству Нила Доксопатра, в западных странах патриарху константинопольскому принадлежали кафедры: „в Сицилии и Калабрии (в Италии), так что папа в этих странах заведывал только некоторыми незначительными епископиями, митрополии же находились под властью константинопольского патриарха; в Лонгобардии и Апулии и во всех тамошних странах приморские митрополии были во власти патриарха константинопольского, а прочие у римского, так что этими странами оба владели по частям» 275 . При таких условиях патриархи константинопольские могли собирать блестящие по числу членов соборы. Так на соборе 879 года, собранном при Фотии, было до 400 епископов; в числе их были представители из всех областей, принадлежащих к константинопольскому округу в обширном смысле. Из списка лишь, бывших на этом соборе, видно, что особенною многочисленностью епископов отличался экзархат или церковная провинция Ефесская: почти половина епископов указанного собора была отсюда. На этом соборе присутствовало одних митрополитов с архиепископами 80 лиц. При таком положении своего патриархата, иерарх константинопольский стоял несравненно выше в церковной деятельности, чем другие патриархи восточные 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   Когда превеликое множество монахов, желая избежать персидского меча, стеклось в Александрию, то продовольствия для всех не стало хватать (ибо в этот год не произошло обычного разлива Нила). В церковной казне не стало денег, и великому Иоанну пришлось занять тысячу фунтов золотом.    Когда деньги кончились, патриарха начала тревожить мысль, как отдать долг. Он стал взывать к милосердию Божию, чтобы Всевышний помог найти выход. Хотя предстоятель и оказался в таком бедственном положении, но совсем не пал духом, не преступал Божьи законы и правила и не пренебрегал ничем из того, что полагалось для надлежащего окормления вверенного ему стада.    Между тем один клирик, живший во втором браке и располагавший значительным богатством, мечтал о рукоположении в диакона. Узнав о весьма стесненном положении патриарх и сочтя, что теперь самое подходящий случай ссудить патриарха деньгами и добиться желаемого сана, он отправил блаженному мужу записку: «Узнал я, что от большого стеснения оскудела щедрая десница моего владыки и посему счел я, что негоже мне проводить жизнь в удовольствиях и изобилии когда мой владыка угнетаем нуждой. Есть у меня много тысяч мер муки и сто пятьдесят фунтов золота.    Даю обет Христу, что все это через тебя жертвую Ему, если только удостоюсь стать Его диаконом по твоему святому расположению. Ведь и апостол говорил, что по нужде может и закон меняться.    Патриарх послал за этим человеком, чтобы поговорить с ним наедине, потому что не хотел стыдить его перед народом, и (при встрече) сказал ему:    – Жертва твоя, чадо, великая, а в нынешнее время весьма нужная, но она принесена с насмешкой и посему не может быть принята.    Ты ведь знаешь, что по Закону овец, если в них есть изъян, даже если они и крупные, нельзя приносить в жертву. По такой же причине Бог не принял жертву Каина. А под переменой закона по необходимости апостол разумел ветхий закон. Здесь же в уме нужно держать другое. Выслушай слова брата Божия Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак 2:10). Даже если мы в нужде не можем помочь нашим нищим братьям, то питающий нас доселе Бог наперед позаботится и о наших нищих, только бы мы непреклонно соблюдали Его заповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Н. Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. СПб., 1895//БВ. 1895. Т. 3. 9. С. 417-424; Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольническом браке: (По поводу ст.: Бердников И. «Заметка о раскольничьем браке». ПС. 1895. Окт.//БВ. 1896. Т. 1. 1. С. 125-137; 2. С. 336-349; Посещение своих паств православными архиереями//БВ. 1896. Т. 1. 2. С. 274-297; Результаты полемики по вопросу о раскольничьем браке//БВ. 1896. Т. 4. 11. С. 327-342; Из современной церковной жизни в России//БВ. 1897. Т. 1. 2. С. 285-305; Замечательное издание: [Рец. на:] Павлов А. С., проф. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897//БВ. 1898. Т. 1. 3. С. 444-456; Ценное для науки православно-канонического права издание: [Рец. на:] Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897//БВ. 1898. Т. 4. 12. С. 394-396; Замечательный труд в науке церковного права: [Рец. на:] Нарбеков В. А. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Каз., 1899//БВ. 1899. Т. 3. 10. С. 342-345; На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах?: По поводу совр. пессимистических воззрений на семейную жизнь и обусловливаемых ими толков печати о браке и разводе//БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 299-328; 3. С. 508-531; 4. С. 673-692; Т. 2. 6. С. 293-326; О средствах усиления власти нашего высшего церковного управления: [Рец. на:] Тихомиров Л. А. Запросы жизни и наше церковное управление. М., 1902//БВ. 1903. Т. 1. 4. С. 687-715; Т. 2. 9. С. 1-18; 11. С. 371-393; [Рец. на:] Алмазов А. И. Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила. Од., 1903; Он же. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского: Малоизвестный памятник права Греческой церкви XV в. Од., 1903//БВ. 1903. Т. 2. 6. С. 372-375; Злонамеренное оставление одним супругом другого как основание расторжения брака//БВ. 1904. Т. 3. 10. С. 318-341; 11. С. 422-445; Печальное недоразумение: [О ст.: «Изменение ст. 253 Устава Духовных Консисторий».

http://pravenc.ru/text/182557.html

Из преславнаго отчаго Владимира града во окрестныя края преселившиися,/яко звезды пресветлыя, сияющий светом Евангельския благодати, тыя озарили есте:/Михаиле княже, утверждение и похвало Тверския страны,/и Пахомие преподобне, молитвенниче и печальниче Вологодския земли./Ныне же со всеми святыми отеческаго града вашего Престолу Божию предстояще,/сотворите молитву о всех, любовию чтущих вас. Богородичен: К чудотворному образу Твоему, Боголюбивая Мати, усердно притекаем,/Богородицу воистинну и Приснодеву православно исповедующе Тя, Пречистая./На всесильное предстательство Твое пред Сыном и Богом уповаем и любовию вопием Ти:/радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше! Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/ и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?/Но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Древняго града Суздаля первый святителю был еси, Богодарованне Феодоре,/семя слова Евангельскаго сеявый неустанно./Благодатию Христовою, в тебе обильно явившеюся,/преславная чудеса во славу Божию соделал еси./По отшествии же твоем в Горняя,/яко сосуд полный и преизливающийся, нам мощи твоя святыя оставил еси./От нихже врачевство и утешение обильно черплюще, прославляем Прославльшаго Тя,/Егоже моли спастися душам нашим. Яко благодати Божественнаго Духа сосуд красен,/поставлен был еси верху паствы славнаго Суздаля града, Богомудре Иоанне святителю,/немощным врач безмездный и бедным защититель преизрядный быв,/Ангельскаго сослужения во святую Литургию сподобивыйся/и Небесныя славы наследник явивыйся,/молися со Ангелы и всеми святыми спастися нам, пастырю наш предобрый. Киево-Печерския Лавры отрасль духоносная быв, преподобне отче святителю Дионисие,/новую Печерскую обитель на крутых нижегородских брегах устроил еси./Из неяже Суздальскую кафедру подвигами поста, молитвы и обильныя милостыни украсил еси./За премногую любовь твою к Церкви Христовой/избранием Вселенскаго Патриарха Нила, Духу Святому содействующу,/в Константинополи граде Митрополитом Всероссийским поставлен был еси./Во отечествии же своем заточение и поругание Христа ради сладце претерпев,/по успении твоем во Антониевой пещере нетленными мощми почиваеши./С нимже, преподобных отцев начальником,/молися о чадех твоих, святителю Дионисие, преподобие чудотворче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело в том, что в сочинениях своих и особенно в проповедях Симеон имел странное обыкновение пользоваться латинской и даже польской библией в ущерб высокому авторитету библии славянской и греческого перевода семидесяти; таким образом, обличительная статья Евфимия существенно подрывала православное значение богословских трудов Симеона и, главным образом, ставила под сомнение всю его широкую проповедническую деятельность. Поэтому, когда впоследствии были изданы самые сборники проповедей Симеона, Евфимий поступил с ними точно так же, как и с «Венцем веры кафолическия». Выбрав из них некоторые места, казавшиеся ему сомнительными, он противопоставил им подходящие изречения из книги митрополита Солунского, Нила Кавасилы , и соединил все это в особой тетради, под общим заглавием: «на силлогизмы латинския» 280 . Вообще видно, что Евфимий относился совершенно отрицательно к литературным заслугам Симеона и, со своей стороны, прилагал всевозможные старания к тому, чтобы повредить его ученому авторитету. Не имея возможности вовсе отрицать его несомненную ученость, он старался изобличить ее неосновательность и односторонность, резко выставляя на вид ее исключительное латинствующее направление. В этом отношении особенно характерно то общее суждение об образовании Симеона, которое выражает Евфимий в одном из своих сочинений, по сравнению его с высоко почитаемым учителем своим, Епифанием Славинецким. Сказав здесь об этом последнем как о человеке обширной и глубокой учености, он продолжает: «бе же и ин некто иеромонах, Симеон Полоцкий зовомый, пришедый от града Полотска державы краля полского; и той учивыйся, но не толико, не бо бысть философ, и то токмо учися...полатински и попольски, греческаго же писания ничтоже знаяше» 281 . В том же смысле Евфимий, едва ли не первый, распространил в Москве слух, что Симеон учился у иезуитов, находя в этом подходящее объяснение его латинствующих воззрений. Слух этот, по-видимому, имевший некоторые основания, естественно мог неблагоприятно отразиться на ученой репутации знаменитого придворного учителя и проповедника; по крайней мере известно, что в глазах патриарха Иоакима он, впоследствии, послужил важнейшим основанием для совершенного запрещения его богословских и проповеднических сочинений 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Ссылка новгородского архиепископа на франков в Испании очень многозначительна. Русский владыка предлагал поступить, как поступали в то время с ересями на Западе, с учением, проникшим к нам с Запада. Рационализм действительно явился у нас отголоском идей, подготовлявших реформацию на Западе. Но с сектой стригольников Геннадий не мог так поступить, как поступил он с сектой жидовствующих. Последняя секта теряла много в глазах массы русского населения уже тем, что евреев не любили издавна в России, а название, приданное секте, породнило ее с последователями Моисеева закона. Рационалистическое направление прививало учение этой секты более к привилегированным сословиям; догматы , заимствованные у евреев, делали ее ненавистной многим из низшего класса населения. И так с ней расправиться было легче. Но стригольники, явясь впервые на псковской земле, смежной с немецкой Ливонией, умели согласить наплыв западных идей с народным русским духом; умели на земле, еще не забывшей вольного вечевого слова, говорить красно к народу и указывать на те пороки духовенства, которые действительно требовали исправления. В их отрицании священства, они конечно не признавали архиереев и священников, хотя бы те были образцами непорочной жизни. Но в своем обращении к толпе, они восстают не на самое священство, а на те пороки и недостатки духовных лиц и духовного управления, которые действительно бросались многим в глаза. Уже то придавало много веса стригольникам, что обвинение в мздоимстве, обращенное к духовенству, вызвало меры, доказавшие, что оно было признано высшей духовной властью в стране – основательным. Архиепископ Геннадий в 1503 г. выхлопотал отмену сборов со священников для архиереев. В послании константинопольского патриарха Нила к псковичам о стригольниках, говорится, «что некоторые епископы по мзде поставляют, из этого еще не следует, что надо отделяться от церкви» 23 . Факт обвинения был признан, а это давало силу обвинителям. Меры, принятые затем против стригольников, повели к тому, что они удалились за границу и поселились в шведских пределах и в Ливонии вдоль русского рубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

20:1. Кадес и Сур. Рассказ снова начинается с описания маршрута Авраама, на этот раз приведшего патриарха к югу от границы между Кадесом (оазис в 45 милях к югу от Беэршивы на северо-востоке Синайского полуострова) и Суром. Название «Сур», по-видимому, относится к «стене» (shur) египетской крепости в восточной части дельты Нила. В египетской «Истории Синухета» (XX в. до н. э.) эта «царская стена» названа преградой, защищающей от вторжений азиатов в Египет. 20:1. Герар. Хотя Герар находится в стороне от линии Кадес-Сур, очевидно, путь до него не казался слишком далеким скотоводам-кочевникам, к каковым принадлежал Авраам со своим семейством. Кроме самого общего указания на западную часть пустыни Негев, о местонахождении Герара ничего неизвестно ( Быт. 10:19 ), но, возможно, это название относится не к городу, а к целой территории. Археологи, отмечая сильное египетское влияние на этот регион в период между 1550-ми 1200 гг. до н.э., считают наиболее вероятным местом расположения древнего Герара Телль-Харор (Телль-Абу-Хурейрех) в 15 милях к северо-западу от Беэршивы. 20:3. Явление Бога во сне неизраильтянину. Примеры явления Господа израильтянам во сне очень немногочисленны, но считалось, что непосвященные чаще всего получают божественное откровение именно во сне. В текстах из Мари сообщается, что откровение во сне обычно происходит у тех, кто не принадлежит к храмовому жречеству. Описание большинства значительных видений различным людям в библейском тексте не сопровождается указанием на то, что Бог говорил с ними во сне (фараон, Навуходоносор). 20:7. Пророческое заступничество. Бог отождествляет Авраама с пророком, который способен ходатайствовать за Авимелеха. Как свидетельствуют многочисленные тексты из Мари (более 50), на древнем Ближнем Востоке хорошо осознавали значение пророков. Обычно пророки передавали людям весть от божества, но здесь Авраам молится об исцелении (ср.: ст. 17). Это отражает более широкое представление о пророке как о человеке, тесно связанном с божеством и способным предать проклятию или отвратить беду. Сходное понимание роли пророка можно встретить в 3Цар. 13:6 . На древнем Ближнем Востоке пророками обычно выступали жрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28 июня - 3 июля 1995 года состоялся первый официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Швейцарию, осуществленный по приглашению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и приуроченный к 50-летию ООН. В рамках этого визита я имел общение с прихожанами русских православных общин города Женевы, одна из которых находится в юрисдикции Русской Православной Церкви, а другая - в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Тогда же я посетил штаб-квартиры Всемирного Совета Церквей и встретился с руководством других международных христианских организаций. В период с 8 по 10 июля того же года я пребывал в Тверской епархии в связи с перенесением мощей преподобного Нила Столобенского из Вознесенского храма города Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. Свидетельством духовного единства народов России и Белоруссии, крещенных в общей купели Православия, стал Первосвятительский визит в Белорусский Экзархат, состоявшийся 22-26 июля 1995 года и приуроченный к 50-летию Победы братских народов в Великой Отечественной войне. Программа визита включала посещение Минской, Новогрудской, Гродненской и Брестской епархий, ознакомление с церковной жизнью, встречи с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, представителями органов государственной власти, общественностью. Безграничное кубанское радушие и сердечная широта казаков сопутствовали мне во время посещения Краснодарской епархии с 11 по 15 августа 1995 года. 9-10 сентября того же года я совершил поездку по Владимирской епархии, ставшую уже четвертым посещением Владимирской земли. Во время визита, связанного с празднованием владимирцами 1000-летия основания своего города, я принял участие в юбилейных торжествах, имел встречу с епархиальным духовенством. В ходе этой встречи, в частности, поднимался вопрос о необходимости уврачевания раскола, порожденного на Владимирской земле неканоническими действиями так называемого Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Кроме того, на встрече с общественностью города Суздаля обсуждались проблемы взаимоотношения Церкви и музейных работников, достижения ими согласия в решении общей задачи - сохранения русских национальных святынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

In illis populus adhuc chri- stianus est magnus; sed patriarce cum suis arciepiscopis vix possunt eeclesie homines xl, quia propter distantiain magnam similium eis dominorum chri- stianorum magis ab illis infidelibns opprimuntur et tribulantur, ista quod si lucrum ex sepulcro domini nostri Jesu Christi non esset ibi neque illi christiani in vita essent permissi» (Νος λ λη v ο μ ν μ ω ν, 1910 (VII), θναι. В этом сообщении с Запада заключается выразительное свидетельство об угнетенном положении христиан в Египте (равно и в Сирии и Палестине) под властью мамелюков и об упадке иерархического здесь предстоятельства. Но более подробные и ценные сведения доклад сообщает о Константинопольской церкви (см. нашу статью «Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины X V века до настоящего времени» в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1915 г., июль, стр. 24–28 отдела «Современная летопись»). 210 Списки епархий Александрийской церкви по каталогам императора Льва VI Мудрого, Нила Доксапатра и Дионисиевскому (от 1681 г.) опубликованы в книге епископа Порфирия Успенского «Александрийская патриархия», I, 333–340 (Ср. Wiltsch, Handbuch der kireh- lichen Geographie und Statistik, В. II, S. 355–356. Berlin1846). Представляемые же нами списки служат прямым дополнением этого русского издания. 211 Χροσνθον, το μακοριωττου πατριρχου τν Ιεροσολμων, Συν- ταγμτιον, σ. 69–70. ν Τεργοβστ 1714. – Аналогичные сведения об Александрийской церкви сообщаются в редкой брошюре «Описание Четырех Вселенских (sic) Патриарших Престолов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. В Санкт-Петербурге, 1784 года. Печатано у Христофора Геннига» (стр. 1–59). «Описание» представляет – за малым исключением – перевод отмеченного труда иерусалимского патриарха Хрисанфа. В частности, «О патриаршем александрийском престоле» здесь сообщается и следующее: «Священвоначальство Александрийское есть престол святаго апостола и евангелиста Марка, который усыновлен быть верховному апостолу Петру, простирается до внутренния Индии и земли Мнринския, где был престол апостола Фомы, а оттуда до Мармарийской Ливии, Африки, Треполии и всея Египетские страны, даже до пределов Палестинских, Юго-Асийския и Юго-Африканские страны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

К сожалению, достопочтенный автор не твердо держится раз употребленной им терминологии. Так известного тенденциозного католического исследователя Фотиевой истории аббата J a g e r ’ а он первоначально назвал Яжером (Прилож. стр. 13), но потом, на 19-й странице своих «Приложений», именует его: Жаже, и затем это – Жаже остается уже неизменным на всех последующих страницах его исследования. По моему мнению, автор напрасно отказался от первоначального своего наименования тенденциозного аббата. Положим буквы: ja французы произносят: жа; но нам-то для чего коверкать свой язык? Название: Яжер, по моему мнению, будет и благозвучнее по-русски, и правильнее филологически. Императора Льва VΙ Мудрого (или: Философа) автор почему-то называет Львом IV (Реч. стр. 13). Думаю, что это – не досмотренная опечатка. Но довольно. Оставляю без замечания отмеченные мною мелочи. Рецензия моя и без того явилась очень обширною. Это и понятно, если принять во внимание, что в истории Фотия почти каждый пункт сделан предметом спора, – таким образом, по возможности, затемнен и запутан. Закончу тем, с чего начал. – Бесспорно, вопрос о Фотии, по сказанным причинам, – один из труднейших вопросов в истории Церкви. Критика источников для истории Φοτия требует великого труда, тщательности, внимательности, научной опытности. 0. протоиерей А. М. Иванцов-Платонов проявил все это в достаточной мере. Его «исследование»: «К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском », по справедливости, должно быть отнесено к крупным явлениям в нашей богословской и церковно-исторической литературе. Будущий исследователь истории патриарха Фотия уже не может пройти его молчанием, как мало значащее или мало полезное в ученой разработке Фотиевой истории. Несомненно, что рассматриваемое исследование достопочтенного автора есть плод неоднолетнего кропотливого и настойчивого труда его. Посему я полагаю, что было бы вполне справедливо почтить его половинною премией покойного митрополита московского Макария . 1 В полемических сочинениях визант. греков против папства, как напр. в сочинении Нила Кавасилы, архиеп. Фессалоникского: libri duo de causis di-sension tin, et de papae primatu – β. a. περ ιτων διστσεως κκλησιαστικς, β, β», περ τς το ππα ρχς (Migne, patrol, ser. gr. t. CXLIX, col. 683 – 730, в изд. Salmas, p. 18 – 101) и Варлаама, калабрийского монаха: Λγος περ τς το ππα ρχς–de papae primatu (Migne, patrol, ser. gr. t. CLl, col. 1255 –1288, в изд. Salmas, p. 182 – 225), правда, нет специального трактата о Фотии; но знакомство с ними было бы не бесполезно в том отношении, что чрез них отчасти выясняется вопрос, в какой мере средневековые греки сознавали ложь и гибельность папства. Это сознание лживости папства вело с тем вместе и к выяснению значения борьбы, начатой Фотием с папством. Весьма важно при этом указание тожества точек зрений Фотия и последующих виз. полемистов с папскими притязаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010