—  То есть в факте автомойки рядом с храмом нет ничего плохого? — Абсолютно. Особенно меня удивляют люди, которые воспринимают храм как место бесплатных услуг. На подарок ребенку они готовы истратить и выше. На пьянку по поводу венчания они истратят, не знаю, многие и многие сотни тысяч долларов. А вот когда надо дать несколько сотен рублей хору или храмовому служащему, они сразу будут, извините, жадничать. —  Но их же нельзя принудить к этому? — Конечно, нельзя. Но когда эти люди начинают говорить: «Обслужите меня бесплатно. А что это у вас тут еще есть книжная торговля?» — вот это меня удивляет больше всего. Им бы я как раз посоветовал посмотреть на соломинку в собственном глазу. — А с часами что все-таки случилось? — Да кто-то из работников, связанных с сайтом, решил проявить такую довольно странную инициативу. Скрывать это было не нужно. Я не вижу ничего плохого, чтобы патриарху, епископу или даже священнику дарили часы. Я, по-моему, только один раз в жизни купил часы. Это было когда-то очень давно, наверное, около 20 лет назад. — Но проблема была в том, что была цитата из патриарха, что он эти часы не носил. — Из Соловьева. Я при их беседе не присутствовал, поэтому не знаю, кто кому что говорил. — Была еще история с квартирой. Откуда многомиллионный иск? Пыль, книги, что произошло на самом деле? — Насколько я понимаю, был сделал довольно варварский ремонт, из-за которого пострадали жители сверху и снизу. В суд подавал не патриарх, а его родственница, которая находится в этой квартире. В самом по себе судебном разбирательстве я не вижу ничего противоестественного. Семья Шевченко, о которой идет речь, очень небедная. По совокупности она владеет огромным количеством объектов недвижимости в Москве, в Подмосковье, в других европейских городах. Наверное, все-таки за свои действия нужно отвечать.   Иосифляне и нестяжатели — два основных течения в русской церкви в XV-XVI веках. Первые, последователи Иосифа Волоцкого, выступали за материальную автономию церкви. Вторые же, сторонники Нила Сорского, говорили о необходимости отказываться от материальных благ

http://pravmir.ru/cerkov-ne-ustaet-otvec...

Оно может произойти в течение немногого времени. 115 Что касается времени образования Дельт, изъясняемого по норме наносов Нила, то самая эта норма, по Бурмейстеру, изменчива в течение столетий. О дельте Миссисипи Котта говорит, что данные для вычисления ее образования до сих пор еще слишком недостаточны. 116 Сам Ляйель мерою постепенного поднятия суши и прилегающего морского дна Норвегии и Швеции принимает 5 футов в столетие; по этому счету скелету Миссисипи, найденному на глубине 16 футов, будет не 57,000 лет, а лишь 320 лет. Чт о весьма вероятно, судя по историческому примеру: в Пуццоли близ Неаполя встречаются слои с обломками скульптурных произведений, развалин зданий и множества раковин; самый высший из этих слоев поднимается на 20 футов над уровнем моря, а поднятие его, несомненно, относится к началу 16 века. Наконец, о вычислениях времени так называемых периодов каменного, бронзового, железного по свайным постройкам Андрей Вагнер говорит решительно: «Предположения, служащие исходною точкою вычисления, я признаю совершенно безосновательными и произвольными; удивляюсь, как можно делать их серьезно исходною точкою научного исследования. Верхние 4 фута мусорного холма могли быть насыпаны во столько же минут, сколько Морло принимает для них столетий. Присутствие римской монеты ничего не доказывает в пользу древности самой массы мусора потому, что речной нанос мог захватить и осадить монету в гораздо позднейшее время». – Периоды, различаемые по свайным постройкам, – те же самые, различаются по находкам и в болотах Дании: каменный, бронзовый, железный. Но если и признать оные за правильное разделение времени, то какая же древность человека доказывается ими, будто превышающая древность библейскую? – Не даст ли удовлетворительный на это ответ сама Библия: «Цилла также родила Фовела кузнеца; сей был отец кующих, всех работающих из меди и железа» ( Быт. 4:22 ). Цилла была жена допотопного патриарха Ламеха, пятого из потомков Каина. Вот и начало бронзового и железного века; не угодно ли посему век до Ламеха называть каменным?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

По возвращении 16 числа в Тверь, я нашел письмо председателя Русского Исторического Общества А.А. Половцева. От 10-го числа за 238 Его Высокопревосходительство писал мне в ответ на мое письмо от 1-го мая: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Государь и Архипастырь. Вследствие письма от 1-го сего мая, имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что препровожденные при том письме 60-й и 62-й тома Сборника Общества получены. При этом считаю приятным для себя долгом выразить Вам, Милостивый Государь и Архипастырь, глубокую признательность Общества за те указания на промахи и ошибки в томах «Указателя», какие вы изволили сделать. Все эти указания будут приняты к руководству при составлении биографических статей. В виду того, что относительно биографий некоторых духовных лиц, необходимо долженствующих войти в Словарь, мало имеется в настоящее время печатных сведений, позвольте надеяться на Ваше благосклонное содействие в этом деле указанием тех источников, где могут быть почерпнуты эти сведения. Биографии на букву А предположено Советом Общества окончить к началу будущего года и потому желательно —819— было бы просимые сведения получить не позже сентября текущего года». Я не уклонился от исполнения этой просьбы и без замедления приступил к делу, которое и окончил к 1-му сентября. 17-го числа вечером, получив от Губернатора извещение о предпринятом, Его Высочеством, Великим Князем Константином Константиновичем путешествии в Нилову пустынь для богомолья, я предписал настоятелю пустыни, архимандриту Арсению, принять Высокого Посетителя с должным вниманием и о последующем мне донесть. Вследствие сего архимандрит донес: «Во исполнение предписания, изложенного в телеграмме от 17-го сего мая за 589-м, честь имеем покорнейше донести Вашему Высокопреосвященству о благополучном посещении св. Обители Нила Столбенского Его Высочеством Великим Князем Константином Константиновичем. 18-го мая в 8 часов вечера, когда уже было всё приготовлено, Его Высочество, при колокольном звоне, был встречен с парохода настоятелем с братией на пристани с подобающею честью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень близким временем, рубежом XV и XVI вв., датируется список ГИМ, Волоколамское собр., сборник, 513, л. 373–383. 65 Особенностью этой рукописи является то, что значительное место в ней занимает аскетическая литература – произведения Никиты Стифата (л. 7–64), Исихия пресвитера (л. 64 об. – 102), Григория Синаита (л. 102–189), патриарха Германа («Стиси добрейши к вине слезней», л. 189 об. – 192), Марка («О духовном законе», л. 192–196), «Отца нашего Нила о безстрастии души и тела» (л. 307–310) и т. п. Собрание антилатинских сочинений начинается с л. 351 об. Рис. 3. Начало Изложения Давида Дисипата «О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина». Перед заголовком – «греческая» запись. ГПБ, собр. Погодина, 1941, 1497 г., л. 22 об. – 23. Из Волоколамского монастыря происходит еще один список произведений Дисипата – ГИМ, Волоколамское собр., 558, преимущественно антилатинский по содержанию сборник XVI в., л. 43–57 об. 66 И, наконец, последний из известных списков – ГПБ, собр. Вяземского, Q.213.Б, л. 199–212 – относится к концу XVII в. Это тоже антилатинский полемический сборник. 67 Ни один из списков возвести непосредственно к другому не удается. Очевидно, их было гораздо больше. Большинство дошедших до нас копий относится, как видим, к концу XV–haчaлy XVI в. Тогда, можно думать, произведения Дисипата вызывали у русских читателей наибольший интерес. Не всё в произведениях Дисипата было понятно русским переписчикам, как показывают их ошибки (см. разночтения к тексту), но суть его мыслей и его пафос они, судя по всему, разделяли. В одном из болгарских списков – в сборнике Владислава Граматика 1469 г. – К. Иванова обнаружила интерполированные в текст Сказания Давида Дисипата «дополнительные ругательства в адрес Варлаама». 68 В русских списках их нет. Как на возможный русский ответ, отклик на идеи, изложенные Давидом Дисипатом , могу указать на прекрасное в поэтическом отношении, несколько поэтико-апокрифическое по своему содержанию приложение к его сочинениям в Волоколамском сборнике конца XV–haчaлa XVI в. 513, л. 383 об.). Этот любопытный текст (он не имеет никакого заглавия) хорошо поддается членению, во-первых, «пополам» – на две одинаковые по форме строфы, из 6 строк каждая, причем одна строка, 7-я, остается как бы переходной между строфами, – и, во–вторых, «пополам» в пределах каждой строки, за исключением завершающих: на каждую половину членимой строки приходится по 4 ритмических удара; краткие строки (6–я и 13–я) снимают ритмическое напряжение. Вот основания, по которым я этот текст расписываю как стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

6 и 7, pp. 83–85; IX, ch. 2, pp. 40–41; Лествичник, Gradus 29 (полностью), 1148B-1152C. 39 Историю термина и различные патристические описания, относящиеся к нему см. в I. Hausherr, op.cit., pp. 273–279. 40 Мы выше уже отмечали это (со ссылкой на M.Viller, S.J. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. Paris, 1930, p.93). Исихий Иерусалимский умер в 432–433, а тот Исихий, которого цитирует Нил, жил очевидно после Лествичника (ум. ок. 649), поскольку он часто цитирует его и весьма от него зависит. 45 Евагрий, Practica, PG 40, cap. 50, 1233B. [Рус.пер.: Авва Евагрий. Слово о духовном делании, или Монах, 78//Творения аввы Евагрия. Пер. А.И.Сидорова . М., 1994. С.108.] О. Осэрр отмечает: «Concluons que le terme de nepsis a deux sens: un sens étroit, selon lequel il désigne cette partie de la praxis qui consiste en la surveillance des pensées dès leur première suggestion, et un sens large qui le fait synonyme de praxis. Il faut évidemment éviter de passer de l " un à l " autre», op. cit., p. 285. [Вывод тот, что термин непсис имеет два значения: узкое, согласно которому он обозначает часть праксис, состоящую в надзирании за помыслами, начиная с их раннего зарождения, и широкое, в котором он является синонимом праксис. Очевидно, следует избегать перескакивания от одного значения к другому. (Фр.)] 48 Ibid., Centuria I,1509B (96). Ср. также: Антоний, “О святой жизни”, no. 20. Добротолюбие, т. I, с. 26. 53 Евагрий, Practica, PG 40, cap. 53, 1233C? Ср. также Исихий, Centuria I, 1480D-1481A (1). Исихий в этом вопросе следует за Евагрием и объединяет непсис с соблюдением всех заповедей Божиих в Ветхом и Новом Заветах. 54 Филофей, Добротолюбие, op. cit., (7), с. 446. [Рус.пер.: Преп. Филофей Синайский. Сорок глав о трезвении. Гл.7.//Добротолюбие. Т.3. С.404.] 58 Филофей, Добротолюбие, op. cit., (16–18), c. 449–452. Ср. его же De mandatis, PG 154, 731B ff, и особенно 735B-D (7), 739B (12), 742A-C. Хотя у Миня это сочинение помещено под именем Патриарха Филофея Константинопольского, Пьер Пуссен, впервые издавший этот трактат, настаивал, что он был написан неким Филофеем, который жил раньше, возможно в 6 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ru...

В Каире Павел и Алимпий позаботились прежде всего отыскать тех старообрядческих старцев, к которым имели послание от славских отцов. Их было четверо, жили они на Булаке, близ реки Нила, «… питаясь от трудов рук своих». Настоятель этого маленького братства – инок Симеон жил там уже около сорока лет. «Какою же они радостью были обрадованы (повествует Павел), как увидели нас паче всякого чаянияи – и приняли в свою келью с распростертыми объятиями, как присных братий своих, и мы пробыли у них дней шесть». Под их руководством Павел и Алимпий осмотрели город, его окрестности и достопримечательности; наипаче же «… расспрашивали у них о тамошних обстоятельствах и о разных религиях, так как им все обстоятельно там известно» 379 . О церковных обстоятельствах Павел и Алимпий узнали от них, что тогда на александрийской кафедре патриарха не было; а с епископами александрийской патриархии говорить о переходе в старообрядчество старцы совета не дали, да и безместных, которым можно было бы сделать предложение, точно также, как в Сирии и Палестине, не имелось. О «древлеправославных» же епископах, яко бы скрывающихся, между прочим, и в Египте, они отвечали решительно, что здесь таковых вовсе не существует, и все о них слухи – совершенный вымысел 380 ; наконец, «… о тамошних религиях засвидетельствовали, что не только восточные там крестят в три погружения всеобдержно, но даже и католической веры также погружают, подражая восточным обычаям». Так написали они обо всем этом и славским отцам, в ответ на их письмо 381 . Свидание с египетскими старцами имело, таким образом, великую важность для Павла: на их свидетельство он мог смело опереться в том, что и сам говорил о невозможности обрести «древлеправославного» епископа и о повсеместном существовании у греков трехпогружательного крещения. Египетские старцы оказали Павлу с Алимпием и ту еще важную услугу, что под их покровительством они очень удобно жили в Каире и беспрепятственно устроили свой отъезд в Константинополь. «Они (писал Павел о старце Симеоне с братией) имеют от тамошнего паши привилегию на свободное жительство в каком только городе изволят, и на продажу рукоделия и на содержание своей религии без всякого препятствия. Даже когда отправляли нас на судно, настоятель только предъявил свою грамоту в таможне, что мы есть их братья, – и тотчас отпустили нас, не заглянув ни на одну вещинку, что мы при себе имеем, тогда как никому без осмотра таможни не вольно выступить из города к отправке по реке Нилу в Средиземное море. Итак, дав друг другу любовное о Христе целование, мы отправились по реке Нилу в Александрию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

" Так пишет об Аполлинарии Филосторгий арианин. Следовательно, Аполлинарий этот не есть еретик, но православный, современник Василию и Григорию и защитник истины. Астерий также известен как один из достигших в то время высочайшей мудрости. По словам блаженного Фотия, Патриарха Константинопольского, Астериев было одновременно два: один—поборник арианского нечестья, а другой был воспитан в догматах благочестья, который молодым пришел к великому Иулиану опытно проходил иноческую подвижническую жизнь и впоследствии был настоятелем иноческой обители. Этот в своих сочинениях везде утверждает догматы православья, доказывая присносущие Божия Слова и вечное Его с Отцем пребыванье. Итак, относительно толкования, возводящего к высочайшему разуму, поименованные мужи превосходят других. В объяснении же иносказательного смысла пророчеств и касательно православья, каковое направление толкования приносит наибольшую пользу слушателям, так как ученье это переходит в их нравы, в этом преимущество пред всеми прочими принадлежит Василию Великому и Златоусту, которых слава относительно премудрости и святости, их склад речи, премудрейшие и прекрасные их толкования, настолько всем известны, что в настоящем слове не видится для меня необходимости говорить об этом уже знающим. Ибо вся земля и море и все острова преисполнены их святостью и богодарованною им премудростью и разумом, и нет никого, кто бы не слышал этих богогласных труб. Поэтому, я рассудил почтить молчанием сих равноангельных мужей. Ближайшими после них следуют Александрийские первосвятители — Афанасий Великий и Кирилл, также Исихий. Из них Афанасий представляется любящим наиболее краткость в слове, но причину этой краткости в слове, как мне кажется, не следует приписывать такому светильнику, который привык более прекраснотекущей реки Нила разливать повсюду проповедание божественного Писания и струями учения напаять умы верующих. Но эту скудость его в слове нужно приписать наиболее собирателю книги толкование. Божественный же Кирилл пространнее Афанасия везде изъясняет, украшая всюду свое толкованье богословьем и нравоучительными поученьями, но не во всех псалмах встречается, как божественный Афанасий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Имена, выгравированные на амулетах в виде священных жуков скарабеев, дошедших от периода правления гиксосов, по большей части являются семитскими. 117 Мы столь подробно остановились на рассмотрении периода правления гиксосов в связи с тем, что в заключительных главах богодухновенной книги Бытия повествуется о том, что семья патриарха Иакова поселилась в Египте с одобрения фараона. И лишь впоследствии, когда в Египте правил другой фараон, который не знал Иосифа ( Исх. 1, 8 ), начались страдания израильтян. Египтологи пришли к выводу, что фараон, сделавший Иосифа вторым после себя человеком в стране, происходил из династии гиксосов, правивших в рассматриваемый нами период. В книге Бытия говорится, что всякий пастух овечьего стада являлся «мерзостью» (то есть считался презренной и отвратительной личностью) для египтян ( Быт. 43, 32; 46, 34 ), а между тем Иосиф, его отец и братья, являясь пастухами, были благосклонно приняты египетским фараоном. По мнению египтологов, это обстоятельство служит подтверждением того, что поселение Иакова в Египте падает на период правления семитов–гиксосов, чье наименование в переводе означает «цари–пастухи», поскольку, как передает Иосиф Флавий, «гик» означает царь, а «сос» – пастух. 118 Для семитов–гиксосов было естественным, отмечают египтологи, оказывать предпочтение соплеменникам при назначении на высшие должности. 119 Но, поскольку мы лишены достоверных свидетельств об Иосифе, спрашивается, каким образом археологические данные могут быть согласованы с письменными свидетельствами книги Бытия? Правление династии гиксосов – «чужеземных царей», как их называли сами египтяне, надолго осталось в памяти народа Египта. И не только из–за того, что те прошли с огнем и мечом по Египту, но еще и потому, что семиты–гиксосы возводили чужеземцев (своих соплеменников) на высшие должности в управлении Египтом и подвергали гнету коренное население. Память о материальной и культурной катастрофе, постигшей страну Нила, и о притеснениях населявшего ее народа надолго осталась в сознании египтян, как свидетельствует о том яркое описание тех событий египетским историком Манефоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Католическая пропаганда проникла и в Египет, по делает здесь сравнительно слабые успехи, так как местное население сильно привязано к своей вере. Кроме чистых латинян, здесь имеются и униаты из среды греков, коптов, сирийцев и армян. Католические миссионеры и в александрийской церкви пользуются теми же средствами, какие применяются в Палестине и Сирии. Так, в восьмидесятых годах XIX столетия иезуиты открыли в Александрии и Каире две большие коллегии, на 270 учеников каждая. Африканские миссионеры (Les frères des missions africains de Lyon) устроили третью в Танте. Рядом с ними действует католическое братство христианских школ, занимаясь обучением первоначальным, высшим и коммерческим. Братство имеет школы в Каире, Александрии и Рамле, которые прекрасно поставлены в учебно-воспитательном отношении и пользуются покровительством египетского хедива. Женские католические конгрегации занимаются благотворительностью и воспитанием девочек. В александрийском пансионе св. Викентия учится несколько сот девочек. Монахини ордена Доброго Пастыря, францисканки, сионские монахини, монахини Богоматери и других орденов покрыли своими школами и пансионами почти весь Египет. Кроме того, латинские миссионеры имеют около сотни школ в селах и деревнях, а на берегах Нила основали многочисленные доходные и временные школы, в коих даром обучают детей всех вероисповеданий. Католическим миссионерам в Египте принадлежит и несколько монастырей, например, в Каире (францисканский женский), Александрии, Мансуре, Измаилии, Луксоре и других городах. Занимаясь обучением детей в школах, монахи и монахини этих монастырей устраивают религиозно-нравственные беседы для взрослых с целью пропаганды, дают приют и оказывают бесплатную врачебную помощь в своих благотворительных и медицинских учреждениях бедным и больным. Наибольшие завоевания католическая пропаганда делает среди коптов. Египетские латиняне и униаты имеют и свое духовенство из туземцев, с патриархом и несколькими епископами во главе. В пределах константинопольского патриарха католическая пропаганда имеет также слабый успех, встречая противодействие со стороны православных духовных властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Здесь реально доказываемый материал: свидетельство Библии, традиции и, наконец, данные археологии и других наук указывают на эту часть земли как на колыбель цивилизации, родину не только человечества, но и всей флоры и фауны. Широко известны слова Геродота, назвавшего Египет «даром Нила». Месопотамию же с не меньшим правом можно назвать «даром Евфрата и Тигра». Эти реки своими отложениями создали низменность с её сказочно богатой почвой и дали ей жизнь – воду. В глазах соседних народов эта земля представлялась райским садом. «Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит безусловно самые лучшие плоды Деметры» – так писал о Месопотамии в своей «Истории» Геродот (I;193). Многое из того, что содержится в Библии, которая ещё сравнительно недавно считалась единственным и предположительно самым древнейшим источником, убедительно связывается с Месопотамией или равниной Сеннаар. Народами, населявшими в древности эту равнину были шумеры и аккадцы, вавилоняне и ассирийцы – создатели крупнейших государств: Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. Именно в Месопотамии зародилась и история. Ассирия и Вавилонское царство были основными центрами политической жизни Междуречья на протяжении полутора тысячелетий до Р. Х. Когда историки открыли Древний Шумер и стало ясно, что именно они стояли у начала человеческой культуры, профессор Сэмюэл Ноа Крамер написал книгу, имевшую большой успех – «История начинается с Шумера», название которой стало крылатым выражением. В ней американский востоковед перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Шумер – это то, что в Библии именуется «Сеннаар». Название «Месопотамия» представляет собой архаизм, применяемый по традиции, чаще для обозначения арены событий древней истории, нежели для чётко очерченного географического района. Греческие переводчики Ветхого Завета понимали под Месопотамией родину патриарха Авраама, страну, окружавшую древний город Харран и заключённую между реками Тигром и Евфратом в их среднем течении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010