Воздвиженской, в бывом монастыре, свящ. Павл. Иоанн. Парусникова Воздвиженской, на Помётном Вражке, свящ. Ник. Стеф. Сахарова Вознесенской, на Большой Никитской, прот. Ал-ея Семён. Горского Вознесенской, на Гороховом поле, священ. Александра Григорьевича Покровского Вознесенской, девичьего монастыря, протоиер. Александра Иоанн. Пшеничникова Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Ал-ея Иоанн. Фаворского Вознесенской, близ Сретенки, священ. Вас. Павл. Вишнякова Вознесенской, на Царицынской ул., у Никитских ворот, протоиер. Иоан. Дим. Арбекова Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, прот. Льва Яковл. Державина Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. —28— Иоанн. Постникова (в Амфитеатровский капитал) Воскресенской, в Малой Бронной, свящ. Ал-др. Иоанн. Сперанского Воскресенской, в Даниловской слободе, свящ. Павла Георг. Любимова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище церкви, свящ. Неофита Порф. Любимова Воскресенской, на Успенском Вражке, свящ. Николая Сергеевича Страхова Воскресенской, в Гончарах, священ. Мих. Гавр. Городенского Воскресенской, при Императорском Екат. богад. доме, свящ. Ник. Мих. Руднева Воскресенской, в Кадашеве, священ. Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, протоиерея Петра Никол. Сахарова Воскресенской, на Остоженке, священ. Никол. Мих. Мидовского Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского Всехсвятской, на Кулишках, прот. Капитона Вас. Ястребова Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. Иоанна Руфовича Соловьева Георгиевской, на Бол. Дмитровке, свящ. Иоанна Вас. Никольского Георгиевской, на Всполье, близ Кудрина, свящ. Сергея Максим. Садковского Георгиевской, в Грузинах, свящ. Димитрия Косм. Холмогорова Георгиевской, на красной горке, свящ. Никол. Ал-еев. Скворцова Георгиевской, на Лубянке, свящ. Симеона Васил. Смирнова Георгиевской, в Яндове, свящ. Вас. Андр. Ювалова —29— Гребвевской, на Лубянке, прот. Дм. Феод. Певницкого Григорие-Богословской, на Больш. Дмитровке, свящ. Петра Петровича Шумова Григорие-Неокесарийской, на Полянке, прот. Вит. Ст. Лебедева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

106 Чтобы возвеличить Иосифа, католики приискивают ему, за отсутствием настоящих пророчеств о нем, как есть они о Предтече (о которых, к слову сказать, при этом сопоставлении они обычно забывают), ветхозаветные прообразы: Иосиф, Авраам, Моисей. Эго лишь новый пример безудержного произвола, проявленного в догмате об Иосифе. 107 Тем не менее, остается поминовение Иосифа, in litaniis sanctorum, введенное папой Бенедиктом 13-м в 1726 году, после Предтечи, но эго объясняют только более поздним введением поминовения Иосифа, а не сравнительной оценкой святости его. 109 Вот для примера рассуждение о сравнительной святости богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа: Св. Иосиф поставляется выше богоотцев Иоакима и Анны по своей близости к Христу. «Место (ordo) их было случайным (per accidens), так как для Христа было случайно, что Мать Его была их дочерью. Сам же Он произошел от Марии, насколько Она была Его Материю, а не поскольку Она была дочерью св. Иоакима и Анны; место же (ordo) св. Иосифа при воплощении было самостоятельно (per se), насколько Бог определил, чтобы Сын Его родился от обрученной». Только на основе догмата 1854 г. о непорочном зачатии Богоматери, превращающею его в deus ex machina, можно додуматься, что место богоотцев в боговоплощении случайно. Далее указывается, что грех в богоотцах не помешал бы их положению (опять то же внешнее, механическое представление о рождестве Богоматери), «грех же или в Марии, или (sic!!!) в Иосифе, перешел бы каким-либо образом на Само воплощенное Слово». (Из этого видно, в какой мере современная католическая доктрина, действительно, превращает Иосифа в отца Иисуса и совершенно приравнивает его близость к Нему близости к Нему Богоматери.) Если бы св. Иоаким и Анна были предопределены к святости, это было бы ради Марии; Иосиф же и Мария – ради Самого Христа, поэтому Иосиф и стоит выше богоотцев» (Lepicier. Tractatus de St. Ioseph, 28). Читать далее Источник: Малая трилогия/протоиер. Сергей Булгаков. - Москва : Общедоступный Православный Ун-т, основанный протоиер. А. Менем, 2008. – 575 с./Друг Жениха. 185-389 с. ISBN 978-5-87507-285-7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

М., 2008. С. 212. Малые произведения/Краткое учение о богопочитании. М., 2008. С. 910. 448 Феофан Затворник , свт. Воплощённое домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С. 366. Начертание христиан ского вероучения. М., 2010. С. 356. Толкования Посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею (пастырские послания). М., 2005. С. 388–389. 450 Феофан Затворник , свт. Воплощённое домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. М., 2008. С. 212. Малые произведения/Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 2008. С. 246. Письма о молитве и о духовной жизни. М., 2008. С. 317. 457 Николай Стеллецкий, протоиер., проф. Опыт нравственного право славного богословия в апологетическом освещении. М.: ФИВ, 2009. Т. 1. С. 131. 459 Николай Стеллецкий, протоиер., проф. Опыт нравственного право славного богословия в апологетическом освещении. М.: ФИВ, 2009. Т. 1. С. 128. 470 Сокольский А. И. Епископ Феофан как толковник посланий св. апостола Павла: Курс. соч. студента XXXVIII выпуска. КазДА, 1896. С. 11. Ср. также с замечанием одного из первых биографов и исследователей творчества свт. Феофана П. А. Смирнова : «С этой стороны экзегетические труды представляют собою сокращённое изложение истин, более обстоятельно раскрытых в нравственном богословии святителя» [ Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. В память столетия со дня рождения святителя. Репр. изд. Калуга: Синтагма, 1997. C. 352]. По вопросу ди/трихотомизма свт. Феофан ясно выразил свою позицию в «Начертании христианского нравоучения» (1891): «Это предмет спорный, хотя весь только о словах. Тем, кои не хотят различать духа и души, можно предложить, чтоб под словом – дух они понимали высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом – душа означали низшие её действия и направления. У Антония Великого (см.: Добротолюбие. Том 1, изречение 166) говорится, что есть существа, одарённые только жизнию (растения), есть другие, одарённые жизнию и душою (животные), и есть ещё одарённые жизнию, душою и умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Выбор имени предоставляется родителям: «и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут, с ним же и крещается» (Симеон. Солун., гл. 59), или же сам священник дает имя того святого, которого память прилучится в день чтения молитвы или в осьмой день по рождении (Требн.); возрастные крещающиеся сами выбирают себе имя, еже восхощут (Чинопоследов. принят. иноверц.). Практические заметки Молитвы о родильнице, когда читаются в церкви (а не в доме, где она лежит, как бы это следовало по смыслу самых молитв), должны быть читаны у порога церковного – пред враты храма, – и никак не следует дозволять бабке, в ожидании крещения, приходить с некрещеным младенцем на середину церкви и садиться близ алтаря (Письм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II, стр. 72). Вообще, имя младенцу дастся христианское – какого-либо святого. Из благоговения же к имени Иисуса и Пресвятой Девы Богородицы не дается имен в честь их, т.е. имя Иисусне дается никому, имя же Мариядается в честь святых жен Марии Египетской, Марии Магдалины и пр., но не в честь Богородицы (Попечен. Православн. Церкв. протоиер. Дебольск. стр. 144). Не следует давать новорожденным имена малоупотребительные и трудно выговариваемые (Ворон. Епар. изд. 1870 г. стр. 1060). Нужно заботиться, чтобы выбор имени готовящемуся к крещению не был легкомыслен, неразумен и не основывался бы на каком либо предрассудке, суеверии или суетности. Люди простые боятся иногда некоторых имен, потому что, по их понятию, есть имена счастливые и есть бесталанные; люди же образованные некоторые имена находят для своих детей неприличными, и пр. Для сего нужно раскрывать прихожанам, что значит наречение имени святого, и для чего оно дается крещающемуся (Руковод. для сельск. паст. ч. III, стр. 112) . Благоразумие требует не давать одних и тех же имен многим детям в одном семействе, также новорожденному младенцу того самого имени, какое носило прежнее, уже умершее дитя. От сего бывают нередко недоразумения в семействах, ошибки, злоупотребления и беспорядки в отправлении обязанностей общественных (Там же). Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

655 Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998 г. стр. 245. 656 Филарет митрополит московский. Цит. по Архиепископ Никон (Рождественский) . Православие и грядущите судьбы России М.: Сретенский монастырь, «Ковчег», 2001. 657 Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998 г. стр. 53. 658 Цит. по Архиеп. С. Страгородский. «Православное учение о спасении». Изд. Казань, 1898 г. репринт М. 1991 г. стр. 158. 659 Ириней Лионский. Против ересей. Кн III, гл. 19, 1–2. 660 Архиепископ Феофан (Быстров). Творения. Изд. СПб. “Общество Василия Великого”. 1997 г. стр. 480. 661 Творения. Ч. 5. 1857 г. Стр. 349. 662 В.Н. Лосский. Очерк мистического Богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. М. 1991 г. Статья: искупление. 663 Св. Иустин Философ. 2ая апология. 13, 4. 664 Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001 г. стр. 130. 665 Добротолюбие. Том. 1. Стр. 169. 666 Сборник проповеднических образцов. Изд. 2е. СПб 1912 г. стр. 232. 667 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992 г. Стр. 257. 668 Октоих. Стихиры на стиховны. Глас 3. Изд. М 1996 г. стр. 346. Перевод: Ты, будучи Богом неизменным, страдая плотью, изменился. 669 Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998 г. стр. 211. 670 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001 г. стр. 211. 671 Октоих. Глас 8. Канон воскресный. Песнь 6. Тропарь. 672 Октоих. Глас 1. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. 673 Октоих. Глас 5. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. 674 Виктор Несмелов. Наука о человеке. СПб. 2000 г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 335. 675 Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998 г. стр. 201. 676 Прот. Милаш Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) «Догмат Искупления». 677 (Подвижнические уставы. Гл. 18). Цит. по Сокровищница духовной мудрости. Изд. М. Св-Троицкая Сергиева лавра. 2000 г. стр. 287.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Антоний, иером. Практическое руководство для пастырей. Саратов, 1956. Машинопись. Арсений, архим. О священстве. (Посвящается современным пастырям).Голос Церкви, 1914, 5. Архангельский A. C., проф. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Их литературные труды и идеи в Древней Руси. СПб., 1882, ч. 1. Афанасий (Малинин), иером. Основной принцип православного пастырства учению преподобного Иоанна Лествичника , изложенному в его «Слове к пастырю, научающем, каков должен быть наставник словесных овец». Казань, 1910. Бакунин Б. С. Богословская проблематика Православия. Б. м., 1983. Машинопись. Баранич М. Образ пастыря по учению Христа Спасителя. Загорск, 1982. Машинопись. Богословский С. Взгляд с практической стороны на жизнь священника. СПб. 1860. Бондарь M., свящ. Пастырское служение по Посланиям святого апостола Павла к Тимофею и Титу. Загорск, 1969. Машинопись. Бондеко H., свящ. Основы личной жизни православного пастыря. Загорск, 1974. Машинопись. Борис (Плотников) , архим. В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия? Киев, 1889. Он же. Записки по Пастырскому богословию. Киев. 1892, вып. 1–4. Борис, иером. Путь пастырской жизни: (По Иоанну Златоусту ). Б. м., б. г. Бощановский В., протопресв. Уроки по Пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство. Джорданвиль, 1961. Бронзов A. A., проф. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901. Брояковский C., свящ. Спутник пастыря: Сборник статей и заметок по вопросам пастырского служения. Киев. 1903, вып. 1. Булгаков C., протоиер. Свет невечерний. M., 1917. Он же. К вопросу о дисциплине покаяния и причащения. – Путь. Париж, 1929, 19, нояб. Он же. Православие: Очерки учения Православной Церкви. Париж, б. г. Буткевич Т. И. , проф., протоиер. Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом. – Православное обозрение. 1883, авг. Вартагов Η. П. Истинный пастырь: (Святоотеческий идеал христианского пастыря). Симферополь, 1906. Святой Василий Великий . Творения. M., 1844, ч. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское богословие. Б. м., 1855. Кирпянский П. Учение о пастырстве в письменности мужей апостольских. Загорск, 1956. Машинопись. Климов A., свящ. Жертвенность пастырского служения. Загорск, 1980. Машинопись. Ключарёв, протоиер. Слово о духе и значении аскетизма, или христианского подвижничества. – Странник, 1869, сент. Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная. СПб., 1771. Ковалев М. Учение о пастырстве по богослужебным книгам Русской Православной Церкви. Загорск, 1960. Константин, архим. Пастырское богословие. Нью-Йорк, 1960–1961, ч. 1–2. Константин (Ефремцов), иерод. Божественная литургия в жизни православного иерея. Загорск, 1974. Машинопись. Корякин В., диакон. Основы православного пастырства (вера, любовь и церковность). Загорск, 1973. Машинопись. Круглов A. В. На службе миру – на службе Богу. – Душеполезное чтение, 1902, окт. Левитский С. Д. Идея монашества и Валаамская монастырская община. – Православное обозрение, 1883, февр., март. Левицкий Г. Отчет о занятиях в 1889–1890 академическом году в качестве профессорского стипендиата при кафедре Нравственного богословия. – Журнал Совета Петербургской Духовной Академии. 1889/90 уч. год. СПб., 1894. Лесик A., протоиер. Сущность пастырского служения и его значение для Церкви. Загорск, 1979. Машинопись. Лихачев Д. C., Панченко A. M., Понырко H. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. Лосский В. Н. Догматическое богословие.Богословские труды. M., 1972, сб. 8. Он же. Мистическое богословие. – Там же. Лукьянов В., свящ. Значение личной жизни пастыря в его служении. Загорск, 1968. Машинопись. Макарий (Булгаков) , митр. Введение в Православное богословие. СПб., 1913. Малевинский A., свящ. Инструкция благочинному приходских церквей... 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1899. Медведев Н. Д. Антропологический этюд. – Богословские труды. M., 1976, сб. 16. Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие. Б. м., б. г. Мельников A. С. Пастырское душепопечение по святому Иоанну Златоусту . Загорск, 1950, вып. 2. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

131 Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ/Гл. ред. протоиерей В.Н. Воробьев, отв. сост. Н.А. Кривова. М., 2000. 132 В сборнике даны обширные выдержки из доклада епископа Камчатского Нестора (А.Н. Анисимова), подготовленного для соборной Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Московского Кремля и опубликованного в 1917 г. по благословению Поместного Собора в виде брошюры «Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 г.)». Напомним, что данная брошюра была переиздана с предисловием Н.С. Малинина в 1995 г., а в 2005 г. – во второй раз, в составе документального сборника, посвященного митрополиту Нестору и подготовленного сотрудницей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета О.В. Коси к, которая вела републикацию с переработанного и расширенного автором токийского издания этой брошюры 1920 г. Нестор (Анисимов) , епископ Камчатский. Расстрел Московского Кремля/Сост. Н.С. Малинин. М., 1995; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) /Авт.-сост. О.В. Косик. М., 2005. Т. 1.С. 190–212,554–555). 134 Советское государство и религия: 1918–1938 гг.: Документы из Архива Государственного музея истории религии/Сост. Е.М. Лучшее. СПб., 2012. С. 27–35,64–69, 102–106. 135 За комиссией во главе с митрополитом Вениамином в историографии закрепилось название комиссии епископа Камчатского Нестора (Л.Н. Анисимова), участника этого соборного органа, арестованного большевиками и активную деятельность. Читать далее Источник: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917 - 1918 г. [Текст] : сборник документов/Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т [и др.] ; [сост. Л. Б. Милякова и др.]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 941 с.; 25 см. - (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви/редкол. : протоиер. Владимир Воробьёв (гл. ред.), протоиер. Александр Салтыков, свящ. Александр Щелкачев).; ISBN 978-5-7429-1007-7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, вина Иуды всецело в огрубелости его сердца, как об этом предсказал еще пророк Исаия ( Ис. 6:10 ). Эта его вина – общая с первосвященниками, книжниками, фарисеями и всем народом, которые распяли Иисуса Христа. Каждый в свою меру участвовал в этом кровавом деле. Внес в него и Иуда свою долю, за что и назван он «сыном погибели». Как мог Христос избрать Иуду в число двенадцати Своих учеников? Тайна крестной смерти Христа – это величайшая тайна, от вечности сокрытая в Боге ( Откр. 13:8 ), это тайна Христова, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4–5 ). Тайна смерти Христа-это премудрость Божия, тайная, сокровенная, «которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:7–8 ). Тайна Христа – это «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Это тайна «Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2: 2–3 ) . Это тайна, в которую «желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ). Проповедь о Христе распятом – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор. 1– 24 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (ст. 18). Тайна личности Христа и всего Его дела есть великое и страшное испытание для человечества, где должны открыться «помышления многих сердец» ( Лк. 2: 35 ). Об этой тайне предсказал еще Симеон Богоприимец, когда Младенец Иисус в сороковой день по рождении принесен был в храм Иерусалимский: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открыются от многих сердец помышления» ( Лк. 2:34–35 ). И все это сконцентрировалось главным образом в том обстоятельстве, которое подобно оружию прошло душу Богоматери, т.е. в крестной смерти Христа ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Как бы ни взирали мы на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого познания Он представляет Собой величайшую тайну, большую, чем какая бы то ни было личность в истории земли. Вследствие этой ее исключительности и уникальности святой Апостол нарицает ее «тайной Христовой» (ср.: Еф.3:4 ). Среди прочих тайн, переполняющих наш мир, «тайна Христова» столь грандиозна, что представляет собой все-тайну. Она и в самом деле такова, потому что она – Христос, Богочеловек; и в Нем конкретно дана и явлена вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплощены все Божественные совершенства: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Поэтому в Богочеловеке тайна человека разрослась в тайну Бога: малое, мельчайшее человеческое тело, и в нем – вся тайна Божия, «вся полнота Божества». Так и составилась «тайна Христова», Христова все-тайна. И как таковую нельзя ее постичь никакими усилиями людского духа, людского ума, людского разума. Здесь нужна Божия помощь, чтобы Он Своей благодатью «отверз ум» человеческий ( Лк.24:45 ), дабы сделать его способным воспринимать эти пресвятые тайны и дабы Он Сам открыл ему ее глубины, показал ее высоты и наполнил его святыми логосными силами. Да, только через Божие откровение возвещается человеку тайна Христова. Не мог ее постигнуть и человек столь исключительного ума, как святой апостол Павел. Он восклицает: «Мне через откровение возвещена тайна» ( Еф.3:3 ). Что же случилось с умом Павла, с разумом Павла? Он весь погрузился в бесконечности этой святой тайны, слился с ней в изумлении и радости и сделался самым одаренным ее глашатаем и благовестником. Это видно из его благовестия, из его Посланий, посему и заповедует он ефесским христианам читать это его благовестие: «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» ( Еф.3:4 ). Душа этой тайны – Христово Евангелие о Церкви как предвечной и пресвятой Божией тайне, к которой превеликий Апостол пришел через грандиозные и исключительные «видения и откровения Господни» ( 2Кор.12:1–4 ). Для чего? – Для того чтобы «открыть всем, в чем состоит служение» (в синод. тексте: «домостроительство. – Примеч. пер.») «тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф.3:9 ), и «показать, какое богатство славы в тайне сей» ( Кол.1:27 ), и проповедать «тайну Христову» ( Кол.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010