Платон (Фивейский) , архиеп. Памятная книжка для священника, или Размышления о священнических обязанностях. M., 1860. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Мадрид, 1965, т. 1; 1966, т. 2. Покровский С. Духовный пастырь по Слову Божию. Опыт объяснения мест Священного Писания, изображающих нравственные качества пастырей Церкви и великую ответственность. Тула, 1887, вып. 1. Покровский С. Библейское и святоотеческое учение о пастырстве. – В кн.: Курс практического руководства для пастырей. Варшава, 1928. Поликопа И., протоиер. Церковно-практичсскис задачи деятельности священника на приходе. Загорск, 1972. Машинопись. Полисадов И., протоиер. Глухая исповедь. Пастырское наставление и обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последней минуты их жизни. 14-е изд. M., 1913. Попов E., протоиер. Письма по православно-пастырскому богословию. 2-е изд. Пермь, 1877, ч. 1–4. Попов И. В. , проф. Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности). Сергиев Посад, 1897. Попов К. Д. , проф. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903, т. 1. Попов Т. Д., проф. Пастырское Богословие (конспект лекций в Московской Духовной Академии, Московской Духовной Семинарии 1947–1951 гг.). Машинопись. Православная Богословская энциклопедия/Под ред. Лопухина А. П. СПб., 1900–1911. Пташинский Н. Аскетическое начало в жизни пастыря. Б. м., 1962. Машинопись. Разумихин А. И. Практичсское руководство для пастырей. M., 1905. Розанов Π. П. Опыт курса практического руководства для пастырей. 2-е изд. Киев, 1872, вып. 1, ч. 1. Рудаков A., протоиер. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1878. Сергиев И., свящ. Мысли о священстве. – ПСС. СПб, 1899, т. 5. Сергий (Ляпидиевский), митр. Из лекций по пастырскому богословию. Достоинства священства. О трудностях пастырского служения. – Богословский вестник, 1900, т. I, 8–10; 1901, т. 2, 7–8; 1902, т. 3, 9. Сергий (Страгородский) , архим. Вопрос о личном спасении. – Богословский вестник, 1895, сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключение обозначим, как можно понимать «встречу», чтобы этот концепт мог стать предметом и педагогического рассмотрения. Встреча — это духовно-эмоциональное переживание другого как близкого, родного и желаемого. В контексте Божественного Откровения важнейшей и единственной встречей может быть только встреча с Богом, но Бог «многочастне и многообразне» подготавливает человека к этой встрече, что и является предметом Божественной педагогики. Если человеческие усилия, терпение, вера и любовь смогут «вытащить» внимание человека из футляра стереотипных представлений, смогут заинтересовать его (в оговоренном смысле) в восприятии нового и иного, то встреча с этим иным и другим неизбежно состоится, потому что Бог всегда к встрече готов, Он всегда и зовет и ждет. Вся проблема в нашей неспособности и неготовности к ответу на Его зов, к отклику на Его ожидания. Важно, чтобы человек смог услышать и вместить то слово, которое услышать и вместить способен, чтобы слово как семя смогло постепенно прорастать в человеке, по силам его принося плод. Список использованных источников и литературы 1. Керн Киприан, архим. Антропология св. Григория Паламы/архим. Киприан Керн. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006. — 434 с. 2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования/В.И. Слободчиков. — Екатеринбург: Информ.-издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2010. — 264 с. 3. Сорокин Александр, протоиер. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций/протоиер. Александр Сорокин. — СП б.: Ладан, 2009. — 408 с. 4. Сурова Л.В. Дорогою небес. Паломничество по святым местам. Педагогические рекомендации, беседы, архивные документы, впечатления/Л.В. Сурова. — Красногорск: Изд-во храма свт. Иоанна Златоуста Московской епархии, 2008. — 182 с. 5. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем/Т.А. Флоренская. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 478 с. 6. Флоровский Георгий, протоиер. Восточные отцы V–VIII веков/протоиер. Георгий Флоровский. — Репр. воспр. изд. 1933 г. — М.: Паломник, 1992. — 260 с. — (Бorocлobie отцевъ церкви).

http://pravoslavie.ru/55799.html

Есть у антихриста несметное множество предтеч: они начали являться еще в первые дни христианства в лице разного рода христоборцев, гонителей и ненавистников Христа (см. 1Ин.2:18 ) – и продолжали выступать на арену событий в течение всей истории христианства. Чего домогаются эти предтечи антихриста? – Покушаются они оттеснить Господа Иисуса Христа, разрушить Его дело, уничтожить Его Церковь – и тем самым лишить людей спасения в едином Спасителе рода человеческого. Вообще говоря, желают они только одного, на одно только и расточают свои души: чтобы истребить все следы Богочеловека Христа на земле. Почему? Потому что в Богочеловеке – вся тайна нашей веры, нашего благочестия и вся ее сила. Ибо что есть тайна веры (το μυστριον τς πστεως), тайна благочестия (το τς ευσεβεας μυστριον)? – Вот что: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:9, 16 ), то есть Бог явился как человек, как Богочеловек, дабы Собою, Богом, вытеснить из человека всякую злую силу, всякий грех, всякую смерть, всякого беса и таким образом спасти человека от греха, смерти и диавола, благодатью даровав ему вечную Жизнь, вечную Истину, вечную Правду, вечную Любовь. В Богочеловеке Христе людскому роду явлена всесвятая тайна Троичного Божества ( Кол.2:2 ), сокрытая от веков и родов: Церковь , которая есть тело Христово (см. Кол.1:24–26 ). В этой тайне – богатство славы, богатство Божественное (см. Кол.1:27 ); в ней сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ). Поэтому весь Богочеловеческий подвиг Господа и называется домостроительством тайны ( οκονομα του μυστηρου), сокрывавшейся от вечности в Боге ( Еф.3:9 ). Тайна Христова ( Еф.3:4 ) содержит в себе все святые тайны, необходимые человеческому естеству на небе и на земле. Ведь что такое тайна Христова? – Христос, единый истинный Бог, и в Нем вся тайна Истины – Все-истины, вся тайна Правды – Все-правды, вся тайна Блага – Все-блага, вся тайна Мудрости – Все-мудрости, вся тайна Жизни – Все-жизни, вся тайна Бога – Все-Бога. В тайне Христовой – вся тайна Христова Евангелия (см. Еф.6:19 ), вся тайна Евангелия спасения, которое есть не иное что, как обожение, облечение во Христа, отроичение человеческого естества через жительство в Богочеловеке Спасителе с помощью святых таинств и святых, евангельских добродетелей. Так в Христовой Церкви, в этой всеобъемлющей всесвятой Христовой тайне, в этом Христовом Теле устрояется, вырабатывается, совершается спасение людей через святые таинства и святые добродетели; и люди в Богочеловеке Христе освящаются, преображаются, усваивают себя Христу и, таким образом, становятся «богами по благодати», богочеловеками по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Василий, монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы . – ЖМП, 1986, 3. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. M., 1902. Венедикт (Князев), иером. Единство пастыря и паствы. Загорск, 1978. Машинопись. Вениамин, иерод. Аскетика или подвижничество о Христе Спасителе Боге. Киев, 1906. Вениамин (Милов) , архим. Собрание лекций по Пастырскому богословию с аскетикой. M., 1947. Машинопись. Ветелев A., проф., протоиер. Духовная школа как преддверие пастырства. Глава из курса Пастырского богословия. Загорск, 1952, ч. 1. Машинопись. Он же. Сборник статей о пастырской душепопечительности. Загорск, 1969, 5. Машинопись. Он же. О пастырской душепопечительности. Б. м., б. г. Машинопись. Вопросы пастырской практики. Б. м., б. г. Машинопись. Воронов Л. , проф., протоиер. Заседание смешанной англикано-православной комиссии. – ЖМП, 1981, 11. Геласий (Михайлов), архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX–XX веков: (Митрополиты Платон и Филарет, епископы Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник ). Загорск, 1964. Машинопись. Глушаков A., свящ. Святой Иоанн Златоуст как образец пастырского служения (по его житию и творениям). Загорск, 1955. Машинопись. Говоров С. Моральная философия стоиков в отношении к христианству Вера и разум, 1888, 7. Горунович Я. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899. Гренков А. И., проф. Пионер науки о христианской нравственности, –Православный собеседник, 1875, янв. Святой Григорий Богослов . Творения. M., 1844, ч. 3. Григорий Великий (Двоеслов) . Правило Пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. Григорий, архим. Святой Григорий Богослов Назианзин как пастырь и учитель пастырства. Сергиев Посад, 1916. Добротолюбие. M., 1900–1901, т. 1–5. Древний Патерик. 2-е изд. M., 1914. Дьяченко Г. свящ. Вопросы на исповеди взрослых христиан по руководству десяти заповедей Закона Божия, девяти евангельских заповедей о блаженствах и девяти церковных заповедей... 2-е изд. M.. 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

376) Гаремы в Иерусалиме и брачные отношения мусульман, ст. Л.А. Франкля, Атеней 1858, ч. IV, стр. 35–42; перепеч. в извлечении в Журн. Общеп. сведений 1858, стр. 374. 377) О холерной эпидемии в Иерусалиме в 1865 г., соч. Георгия Саруфи. Отд. оттиски, 8 , из (?). 378) Статистические сведения о числе жителей в Иерусалиме, Прав. Обозр. 1867, т. XXIII, изв., стр. 143. Отдел VII. История Церкви Иерусалимской (в хронологическом порядке) 379) Церковь Иерусалимская, Христ. Чт. 1825, XIX, 63, 187, 300; XX, 110, 196 43 . 380) Апостольский собор в Иерусалиме. Опыт разбора отрицательных воззрения Баура на апостольскую историю, четыре статьи Н. П. Комарова, Прав. Обозр. 1872, 7, 8 и 9 (О других иерусалимских соборах 536 г., 1136, 1142–1443 и 1672 см. Историю соборов, священ. А. Поморцева, Орел, 1861). 381) Св. первомученик Стефан, Христ. Чтен. 1834, I, 57; Воскр. чт., II год, 382; Христ. Чт. 1862, стр. 731–784. NB. Полный перечень св. мужей Иерусалима и всех мест палестинских – Аримафеи, Вифании, Вифлеема, Еммауса, Иорданской пустыни и вообще Иудеи и Палестины см. в Месяцеслове протоиер. Д. Вершинского , Спб. 1856, стр. 336–372, «Топографический указатель». Мы упомянем здесь только о тех, о коих находятся особые исследования в нашей литературе. 382) Св. апостол Иаков, брат Господень, Велик. Минеи м. Макария, окт. 23, стр. 1533, 1561. При всех дальнейших указаниях на Минеи Макария, см. также Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского , под теми же числами.) 383) Св. ап. Иаков, брат Господень, первый епископ иерусалимский, Христ. Чт. 1838, II, 92; 1840, IV, 143; 1846, III, 78; Дух. Бес. 1859, Странн. 1866, октябрь, отд. 1, стр. 24–55, протоиер. В. Гречулевича. 384) Священномученик Симеон Иерусалимский, Велик. Минеи м. Макария, сент. 18, стр. 1146, 1149; тоже, апреля 27, стр. 811, 815; Воскр. Чт. XI, 50. 385) Св. Фотиния самаряныня и сын ее Иосия, Велик. Минеи м. Макария, марта 20, стр. 1084, 1094; 26 февраля. 386) Наркисс, еп. Иерусалимский (II века – из Евсевия), Воскр. Чт. XVI, 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилепится к жене) вне Христа и Церкви эта связь утверждается естеством, во Христе и Церкви − и благодатью. Будут оба в плоть едину) как бы одним человеком. На этом основывается неразрывность всякого брака ( Мф.19:5 ). Но понятие о единстве верующих со Христом ( Еф.5:30 ), возвышает брак христианский до неразрывности союза Христа с Церковью , неразрывности совершенной. Не только единство происхождения, и потом новое соединение мужа и жены, составляет здесь плоть едину, но к этому присовокупляется связь духовная во Христе: делается плоть едина от плоти и костей Его. Брак по отношению ко Христу и Церкви есть таинство. Еф.5:32 . Тайна) 1. Что тайна? 2. В каком смысле тайна? Тайной (μυςоν) называется, во-первых, то что скрыто, неизвестно ( Еф.3:9 ; Лк.8:10 ), во-вторых, то что подает верующему невидимо особенную благодать или дар духовный ( 1Кор.4:1 ). Тайна по первому значению, может быть тайной и в другом смысле. Тайна в последнем смысле есть всегда тайна и по первому значению. Апостол пишет к тем, которым около трех лет проповедовал. Они могли уже знать силу брака христианского, и не требовали истолкователей этого места. Мы должны признаться, что слова апостола для нас требуют толкователя. Этого толкователя не должно искать ни в одном своем разуме, ни в выражениях древних писателей языческих или раввинских. Тайна по отношению к Церкви и должна быть объясняема верой всей Церкви. От самых апостольских времен брак в Церкви признается таинством. Еще Климент Александрийский (Strom. L. 3. c. b.) называет брак святым и освящающим супругов. По словам св. Игнатия (к Поликарпу), супружество должно заключать по воле епископа в Господе. Взяв в указание эту веру Церкви, можем лучше видеть истинный смысл этого места. 1.Тайной называет апостол соединение мужа и жены в одну плоть. Ибо: а) Кому из христиан нужно повторять, что соединение Иисуса Христа с Церковью есть тайна не только великая, но и величайшая. Не видно особенной причины, для чего бы здесь упоминать об этом; б) Тайна эта велика, говорит апостол, во Христа и во Церковь , т. е. по отношению ко Христу и Церкви. След. тайна эта , не есть самый союз Христа с Церковью, но образ этого союза;

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Святым Крещением мы облекаемся в Господа Иисуса Христа, а в святом Причащении приемлем всего Господа Иисуса Христа – для нашего спасения через обожение, через усвоение Христу, через обогочеловечение. Ведь всеблагий Господь и явился в нашем земном мире как Богочеловек, и пребыл в нем Церковью как Богочеловек. И в Нем таковом обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ) с одной целью: дабы все мы исполнились этой полнотой Божества ( Кол.2:10 ): дабы все мы обожились, обогочеловечились, усвоили себя Христу, отроичились, – дабы все мы соделались «богами по благодати», богочеловеками по благодати. Богочеловек – это великая благочестия тайна ( 1Тим.3:16 ), великая тайна Богочеловеческой веры, а в Богочеловеке – вся тайна Церкви. Одна и та же Всебожественная Ипостасная тайна второго Лица Пресвятой Троицы проходит и проницает все тайны Церкви и всё, что в ней и от нее. Каждое святое таинство исходит из святой тайны Церкви и возвращается в нее: в святую тайну Боговоплощения, Богочеловека, Богочеловечности. И действительно, каждое святое таинство – всецело в Церкви, но точно так же и вся Церковь в каждом святом таинстве. Всё в Церкви – святая тайна. Святая тайна – и каждое священнодействие. И даже самое малое? – Да. Ибо каждое из них велико, как и сама тайна Церкви. Ведь и малейшее из них в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, жизненной связи со всецелой тайной Церкви – с Самим Богочеловеком, Владыкой Христом. Вот лишь один пример: чин малого освящения воды. Малый чин, а сколь грандиозно это святое чудо; оно велико, как и сама Церковь . Это умилительное чудо, неповреждаемость освященной воды, уже две тысячи лет совершается в миллионах и миллионах православных христиан: очищает их, освящает, исцеляет, делает их бессмертными и не прекращается – и не прекратится, доколе пребудут земля и небо. А святая вода – это лишь одна из многочисленных святых тайн, непрестанно чудодействующих в Православной, Христовой Церкви. Но и каждая святая добродетель в душе православного христианина есть святая тайна. Ибо каждая из них пребывает в органической, генетической связи со святым таинством Крещения, а через него – и со всецелой Богочеловеческой тайной Церкви. Так и вера является святой добродетелью, а тем самым – и святой тайной, которой православный христианин жительствует непрестанно. А святая вера силой своей святости рождает в его душе и прочие святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость... Каждая из них – опять-таки святая тайна. Все они одна от другой насыщаются, и живут, и пребывают в бессмертии и вечности. И всё, что от них, – свято. Поэтому нет числа святым тайнам в Христовой Церкви, в этой всеобъемлющей небоземной святой Все-тайне Христовой. В ней и каждое «Господи, помилуй» – это святая тайна, и каждая умиленная слеза, и каждое молитвенное воздыхание, и каждый покаянный вопль. Святое таинство Крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  С самого начала на первый план выступают три проблемы в мышлении Мережковского: проблема пола; в связи с проблемой пола — проблема святой плоти; проблема социальной справедливости и ее решение через христианизацию жизни общества. Мережковский включает эти проблемы даже в учение о Св. Троице. В книге «Тайна трех» он говорит, что тайна Единого Бога-Отца есть тайна божественного Я, тайна личности; тайна двух — отношение между я и не-я; не-я исключает меня, уничтожает меня и уничтожается мною, не касаясь одного пункта — пола: через пол совершается проникновение одного бытия в другое, «одного тела в меня и моего тела в другое». Отсюда рождение нового существа; в Троице — это рождение Сына. Таким образом, тайна второй ипостаси есть пол (50). Тайна трех есть тайна Св. Духа, единства трех ипостасей в духе; это — тайна общества, образ царства Божиего.   Мережковский уделяет большое внимание идее пола, потому что через пол достигается высшее единство: «Я сознаю себя в моем собственном теле — это корень личности; я сознаю себя в другом теле — это корень пола; я сознаю себя во всех других телах — это корень общества» (58). «Половины должны быть единой плотью» — это справедливо по отношению и к браку и к божественному обществу: «Все они должны быть едины». Высшее единство, божественное общество связано с тремя ипостасями Троицы. На арамейском языке слово «дух» («Rucha») — женского рода. Одна из. аграфа, т. е. из сказаний о Богоматери, сохранившихся в устной традиции, гласит: «Моя мать — Святой Дух». Именно так Мережковский истолковывает природу Св. Троицы: Отца, Сына, Матери-Духа. Третий завет будет царством духа-матери. Мы должны молиться «пламенной заступнице холодного мира» («Иисус Непознанный», 112 и сл.).   Разделение на два пола является, с точки зрения Мережковского, распадом личности, ее раздвоением. Полное разделение постольку невозможно, поскольку «в каждом мужчине есть тайная женщина, а в каждой женщине — тайный мужчина» (идея Вейнингера). Для Мережковского идеал личности, как и для Соловьева и Бердяева, — это некое двуполое существо, мужчина-женщина («Тайна трех», 187). Эта идея отталкивающа, если под двуполым существом подразумевать гермафродита, иначе говоря, существо, сочетающее в себе физические черты обоих полов. Мережковский говорит, что это не следует понимать столь грубо; земная сексуальная любовь есть единство, и все же «она бывает и не бывает» 189). «Божественный гермафродитизм является ни мужским, ни женским». Мережковский ставит вопрос: уничтожается или преображается грешный пол священным полом? (196). Этот вопрос имеет существенное значение: при первой альтернативе— идеал есть сверхсексуальность, т. е. уничтожение пола; при второй — идеал есть преобразование и, следовательно, в некотором смысле сохранение пола. Мережковский не дает окончательного ответа на этот вопрос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Тайна обручения Христу через человека — это есть тайна соборности, тайна Церкви, тайна христианской общественности, тайна любви, тайна Православия. Через нее и в ней вся жизнь становится Богообщением, молитвой, непрестающей Литургией, вселенской Евхаристией. Эта тайна забыта и затеряна в веках, и о ней мы тоскуем и ее воплощения ждем. С ней, с этим таинственным обручением и браком души человеческой со Христом в Церкви случилось то, что так часто бывает в земном обычном браке. О браке говорят, что он бывает могилой любви. Любовь встречает любящих на пороге брака своим светом. И кажется любящим, что от этой встречи вся их жизнь просветляется и наполняется до краев нетленным и вечным. Но как часто бывает иначе. За чертой брака начинаются мелочи жизни, и в них разлагается и истлевает святыня любви, если любящие не сумеют ее сохранить силой горней благодати. И то, что, казалось, должно было быть светлым праздником, становится скучными буднями. Так было и с христианством. Как праздник, как весна было вступление Церкви Христовой в мир, первохристианство, первое обручение человечества Христу в любви друг к другу. Но праздник скоро стал буднями и благоприятное лето Господне осенью. Тайна любви отлетела от мира, и общение человека с человеком перестало быть Богообщением. Церковь осталась только в таинствах и перестала быть зиждущим началом жизни. Немногие, неудовлетворенные этими томительными буднями жизни, уходили из нее. Они поступали, как любящие в одной пьесе Ибсена, — после обручения они расходятся навеки. Они знают, что если останутся вместе, то осквернят любовь мелочами жизни, и огни ее погаснут. И они уходят, чтобы любить в отдалении сокровенной, нетленной любовью. Так отшельники и пустынножители уходили от мира, уходили от людей, чтобы тем пламеннее любить в своем уединении от них и чтобы сохранить свою любовь горней и неоскверненной от мира. Мы ищем иного пути. Нашу любовь мы хотим пронести через горнило испытаний жизни, не в отдалении хотим, а лицом к лицу хотим, чтобы светом стал каждый миг нашей жизни и молитвой и Богообщением каждая наша встреча друг с другом. Один из наших современников, Вячеслав Иванов, говоря как-то раз о новых путях Церкви в наши дни и в земле нашей, писал, что была прежде Святая Русь — мать. Святая Русь монастырей и затворов и уединенной пустыни. От нее рождается и идет в мир Святая Русь — дочь, плоть от плоти ее и кость от кости ее. Будет она в мире и с миром, но не от мира. В этом ее тайна, тайна совершенной полноты. Все, что было веками накоплено в уединении и тайне, — все сокровища и дары благодати, все примет она благоговейно и любовно от матери, чтобы освятить ими жизнь в каждом ее биении и миге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 37 Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Выслушав в чтенном ныне Евангелии благовестие Архангела Св. Деве Марии о зачатии Сына Божия, можете представить, братия, с каким благоговением и радостию надобно воспоминать и торжествовать настоящий день. Ныне такой день, в который была открыта людям тайна, от века сокровенная в Боге; великая тайна премудрости Божией, великая тайна спасения человеческого! Воззрим, братия, благоговейно на св. тайну. Что такое она? Можно ли проникнуть в нее и что в ней даровано нам? Св. тайна заключается не в словах: и се зачнеши во чреве и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лк. 1:31 ): здесь все ясно, слова известны, и понятия обыкновенны; но в образе зачатия, и способе соединения Божества с человечеством. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя ( Лк. 1:35 ). – Здесь тайна! Зачать и родить есть дело обыкновенное в природе. Но зачать без мужа есть тайна, зачать Того, который не подлежит пространству и времени, есть тайна, и родить Его без повреждения девства, есть также тайна. Вот сколько тайн в одной тайне. Подлинно, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Велия по образу зачатия, коего сама Преблагословенная Дева Мария не постигала. Како будет сие идеже мужа не знаю ( Лк. 1:34 ), говорила Она Архангелу. Велия по способу соединения Существа Беспредельного с предельным; велия по пространству своих действий, объемлющих все человечество, весь мир, всю вечность; велия, наконец, по своей чистоте и святости. Не было и не будет подобной тайны. Дивно образование нашей плоти из персти; но воплощение дивнее: здесь невещественное Слово облекается плотию. Моисей видел чудо в купине несгораемой; мы видим в Св. Деве Марии чудо несравненно высшее. Она зачинает и вмещает Невместимого всею вселенною. Непостижимо процветание сухого жезла Ааронова; но бессеменное зачатие непостижимее! После сего судите, братия, можно ли проникнуть в такую тайну, которая есть высочайшая из всех дел Божиих? Можно разве только в некоторой мере приближать ее к разумению веры некиими подобиями в природе: подобиями света, проходящего сквозь стекло и хрусталь без повреждения того и другого; дивного соединения души с телом в человеке. Но объяснят ли нам Св. тайну эти уподобления? Довольно ли мы понимаем самые подобия сии? Спросите какого угодно мудреца, что такое свет и как он проходит сквозь другия вещества; что они скажут вам верного и несомненного? Прочитайте мнения мудрецов о способе соединения души с телом: ни один не изъяснит сей тайны. Если сокровенны от нас тайны природы, тем сокровеннее тайны благодати. Быть Словом и стать плотию, – быть Сыном Божиим и принять на себя зрак раба, – быть Всемогущим и немоществовать – это такие понятия, которые никак не соединяются в уме человека, если свет веры не озарит ума и не просветит сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010