Пастырские послания и их значение Подлинность пастырских посланий Лица, к которым написаны пастырские послания Содержание пастырских посланий Когда были написаны пастырские послания Литература о пастырских посланиях Глава 1 2 3 4 5 6     Пастырские послания и их значение Два послания Апостола Павла к Тимофею и послание к Титу называются пастырскими посланиями, потому что содержат в себе наставления Апостола Павла к двум вышеназванным его ученикам о том, каковы должны быть пастыри церковные и в чем должна состоят их деятельность в Церкви. Наставления эти были предназначаемы Апостолом Павлом не только для Тимофея и Тита, но и для пастырей всех последующих времен. Церковь Христова всегда в этих посланиях почерпала правила и указания для упорядочения пастырской деятельности ее служителей, рассматривала эти послания как настольное руководство для пастырей. В особенности же важны эти послания в том отношении, что в них дается вполне определенное представление о том, что Церковь Христова состоит из двух элементов – пастырей, управляющих жизнью Церкви, и пасомых, идущих за пастырями. Отсюда мы имеем полное основание заключать, что иерархическое устройство Церкви не есть что-либо привносное, явившееся в Церкви во втором веке или даже позже, как думают некоторые сектанты, а существовало в ней от начала ее жизни. Подлинность пастырских посланий Протестантские богословы давно уже стали высказывать сомнение в подлинности пастырских посланий, которые, конечно, своим содержанием опровергали создавшееся в протестантстве представление о позднейшем происхождении церковной иерархии. В особенности резко выражено было сомнение в подлинности этих посланий известным Бауром в его сочинении: «так называемые пастырские послания Апостола Павла» (1835 г.). По мнению Баура, ересь, опровергаемая в пастырских посланиях, есть гностицизм 2-го века, а церковное устройство, изображаемое в них, есть церковное устройство также 2-го века. Взгляды Баура обосновал и раскрыл Гольцман в сочинении: «пастырские послания» (1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православное пастырское служение «Книга архимандрита Киприана «Православное пастырское служение» является, на наш взгляд, лучшим руководством для пастырей, написанным до сего дня на русском языке. Живым и доступным языком отец Киприан говорит о том, что узнал из собственного опыта на протяжении многих лет пастырского служения. Речь в книге идет о духовно–нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел книги посвящен «душепопечению» — духовному руководству и исповеди. Нам представляется, что труд архимандрита Киприана должен стать настольной книгой каждого священнослужителя Русской Православной Церкви.» — отзывался о предлагаемой книге митр. Иларион (Алфеев) в одной из своих книг. Православное пастырское служение Киприан (Керн) Часть 1-я. Основы пастырского служения Идеологические обоснования пастырства. Прежде чем перейти к изучению традиционных вопросов пастырского богословия, надо выяснить те принципиальные предпосылки, которые должны лечь в основу пастырского делания и которые надо строить в полном согласии с основными данными православного мировоззрения. Пастырство само по себе предполагает известную среду. Пастырствовать в пустыне и в затворе нельзя. Уединенная жизнь есть особая форма служения Богу, но в ней нет места деятельности пастыря, которая проходит в миру и в обществе людей. Поэтому надо выяснить, каково будет отношение будущего пастыря к этому миру и к человеку. Надо определить отношение человека в миру. Пастырь должен правильно оценить этот мир и общество, которое притягивает человека к земле и часто отвлекает его от Бога. Первый вопрос, который встает перед нами: " Что такое мир? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Часть практическая. Главные деятельные стороны пастырского служения Общие вопросы Индивидуализм, пример, опыт, церковность, святые отцы Та часть пастырского богословия, в которой рассматривалась (доселе) благодатная сторона пастырского служения, должна быть названа преимущественно принципиальной; та же часть, к которой мы теперь приступаем, может быть названа практической: если там говорилось главным образом о благодати и уже из нее выводились те или иные требования от пастыря, то эта часть, наоборот, будет иметь главным своим предметом ответную деятельность уже самого пастыря, хотя и опирающуюся на благодатную помощь. Приступая к обзору характерных и наиболее важных сторон пастырской деятельности, должно заранее знать, что пастырское богословие может указать лишь наиболее типичные черты. Между тем как вообще в живой жизни нет двух человек, совершенно тождественных между собой, так, в частности, и в пастырском служении пути весьма разнообразны, индивидуальны. Например, даже среди апостолов наблюдается несомненное различие: твердый и порывистый, требующий практической деятельности святой апостол Петр, и рядом с ним – кротко-глубокий, но при своей видимой тихости более верный и преданный, любвеобильный, созерцательный Иоанн. Некоторые пасторологи даже стараются по апостолам нарисовать все возможные типы пастырствования. Или благоразумно-ревностный церковный деятель – святитель Кесарийский Василий и ближайший друг его – созерцательный богослов, миролюбивый искатель безмолвия св. Григорий Назианзин и т.д. Правда, являются иногда в истории Церкви всеобъемлющие и уравновешенные типы пастырей (каков св. Василий Великий ), но большею частью в каждом из них преобладает какая-либо одна индивидуальная черта, которая и накладывает в той или иной степени печать на все стороны его пастырского служения: иной отличается строгостью, другой – мягкостью, иной – проповедник, а другой – администратор; иной – догматист, другой – опытный подвижник, один – общительный, другой – отшельник и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Введение § 1. Понятие Пастырское Богословие есть систематическое изложение правил и наставлений, руководствующих к тому, как успе­шнейшим образом проходить Пастырское служение в Церкви Христовой, и через него святейшую религию Христианскую употреблять во спасение людей. § 2. Предмет Главный предмет Пастырского Бого­словия, как видно из понятия о нем, есть один и тот же, каким занимаются все Богословские науки – это Религия Христианская. Посему наука сия имеет род­ственную связь с ними, и по всей спра­ведливости занимает между ними место и называется Богословием. Отличается же она от прочих Богословских наук тем, что прочие занимаются религией Христиан­ской, имея в виду или раскрыть источ­ники её, как то науки предуготовительной, или сущность и состав её как науки составительной, дабы через таковое изучение Религии содействовать собственному спасению каждого учащегося; а Пастырское Богословие имеет цель особенную: научить приложению и деятельному употреблению Религии Христианской во спасение других, почему составляет науку Богословскую прикладную или приспособительную. § 3. Назначение Отсюда открывается, что назначение науки Пастырского Богословия есть частное. Она предназначается и необходима собственно для тех лиц в Церкви Хрис­товой, на которые возлагается обязанность не только самим знать святейшую Рели­гию Христианскую и жить по её спасительному духу, но распространять сие зна­ние и сей дух в других людях. Поскольку такие лица именуются Пастырями, то и наука сия носит название Пастыр­ского Богословия. § 4. Пределы Есть две степени Пастырей в Церкви Христовой: низшая – Пресвитеры или при­ходские Священники, и высшая – Архи­пастыри, Епископы, имеющие под своим управлением многих Пресвитеров. Само собою разумеется, что наука Пастырского Богословия ограничивается изложением наставлений, потребных собст­венно для Пастырей низшей степени – приходских Пресвитеров – поскольку Пастыри высшей степени выше наставлений школы и науки. С другой стороны, многое, относящееся к Пастырскому служению, входит в науку Канонического Права, поскольку наука сия излагает как общие права, законы и постановления, которыми управ­ляется Церковь Христова, и которые име­ют обязательную силу для всех её членов, так в особенности права, принадлежащие Пастырям Церкви, и законы, определяющие образ и круг их деятельности в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть 13 ноября в Александро-Невской лавре пройдёт конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского» 18:23 30.10.2023 402 13 ноября, в день памяти Петербургских новомучеников и к 150-летию со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского» в бывшей Крестовой митрополичьей церкви, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». В конференции примут участие богословы, историки, исследователи из Санкт-Петербурга, Самары, Каргополя, Няндомы. Будут представлены уникальные архивные фото, открыта букинистическая выставка, а также исполнены 5 фрагментов оратории «Страдалец до Голгофы» Михаила Малевича в исполнении хора Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/30/v_a...

XIII. Священник как учитель и как служитель культа. Две стороны христианского культа. Значение личности пастыря в христианском богослужении. Чрезвычайная важность богослужения в жизни христианских народов. Требования, предъявляемые к совершителю богослужения. Совершение литургии, таинств. Крестные ходы Выше мы указали три стороны пастырской деятельности: учительную, тайнодейственную и душепопечительную. Теперь рассмотрим каждую из этих сторон. Предметом пастырского учительства является божественная истина, которую пастыри обязаны возвещать прежде всего членам Церкви, а затем и всем людям; целью же этого учительства должно служить приведение людей к Богу и к истинному своему назначению. Люди могут различаться по своим нуждам и потребностям в отношении познания истины: могут быть знакомые и незнакомые с основными положениями христианской веры; крещеные и некрещеные; старцы, возрастные и дети; неверующие и ищущие веры; сомневающиеся и убежденные и т. д. Соответственно различному духовному состоянию слушателей должен изменяться род и образ жительства. В общем же различают два вида учительства: катехизический и гомилетический, первый – для физически или духовно несовершеннолетних (для детей и обращаемых к вере), второй – для совершеннолетних. Научное рассмотрение того и другого вида составляет предмет двух особых дисциплин – катехетики и гомилетики, которые занимают особое место в академическом курсе и нашему исследованию в курсе Пастырского Богословия не подлежат. Поэтому мы переходим к рассмотрению второй стороны пастырского служения – тайнодейственной. Деятельность пастыря как служителя культа, именно как совершителя богослужения, является наиболее специальною, таинственною и ответственейшею частью его служения. Если поучать других, руководить другими может и мирянин, то священнодействовать может только пастырь по силе, данной ему при посвящении благодати. И эта именно благодатная способность относит священство, по выражению св. Иоанна Златоуста , к разряду небесных учреждений, несмотря на то что оно совершается людьми и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Скачать epub pdf Данная статья написана на основе доклада, произнесенного на Конференции «Место психологии в духовном образовании» в Российском православном университете Св. Иоанна Богослова 22 марта 2021 г. Видеозапись конференции: http://youtu.be/Ex498s2FisM Содержание 1. Неоднородность, множественность, внутренняя противоречивость психологических учений 2. Отсутствие эффективной «иммунной системы» в психологии 3. Противоречие между христианством и психологией в существенных ценностных установках 4. Различие в антропологических моделях, которые лежат в основании христианства и психологических учений 5. Отсутствие в психологическом дискурсе базовых христианских понятий: «Бог», «образ Божий», «душа», «грех», «добро», «зло» и др. 6. Атеистические и антирелигиозные установки во многих психологических учениях 7. Отсутствие глубокого осознания и навыков эффективного использования аскетического наследия Православной Церкви в современной пастырской практике 8. Подмена пастырской практики психологическими методиками Заключение     Попытки сближения пастырства и психологии мне представляются как взаимодействие двух путников, которые хотят пойти вместе по одной дороге, но пока еще находятся на противоположных сторонах большого поля, усеянного красивыми цветами и благоухающими травами. Однако под покровом прекрасной зелени находятся мины, без обезвреживания которых сближение невозможно. Свою задачу я вижу в обозначении взрывоопасных тем, которые видятся с пастырской позиции. Понятно, что с другой стороны видится нечто иное, и соответствующая работа должна быть кем-то проделана. Без обозначения опасных «зон» и их «разминирования» говорить о сближении сложно, а при реальном необдуманном взаимодействии без предварительного разрешения имеющихся противоречий тяжелых травм не избежать. Итак, перечислим некоторые, самые очевидные проблемные темы и вопросы в сфере взаимодействия православного пастырства и современной психологии. 1. Неоднородность, множественность, внутренняя противоречивость психологических учений

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/p...

Пн Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского 13 лютого 2024 р. 14:26 Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях», хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? В  «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующей Научным центром истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктора церковной истории, доктора исторических наук, профессора, почетного доктора Санкт-Петербургской духовной академии Н.Ю. Суховой, посвященная пастырскому богословию кронштадтского пастыря ( 1, 2024 ,  PDF-bepcuя ). Реформы духовного образования в XIX веке Особое значение для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX века. В результате реформ 1797-1798 и 1808-1814 годов духовно-учебная система в России имела свой стабильный институт подготовки преподавателей. Однако решение ее было сопряжено с рядом проблем. Ни сама духовно-учебная деятельность, ставшая главной для большей части выпускников академий, ни подготовка к ней не были организованы в достаточной степени. В результате идеи реформы 1814 года — преодоление формально-схоластической ограниченности, построение научно-богословской и церковно-практической школы, создание активно действующих центров духовного просвещения — были реализованы лишь отчасти. Процесс развития и светских, и богословских наук к середине XIX века жестко поставил вопрос о подготовке в духовной школе преподавателей-специалистов, прежде всего для высшей духовной школы. Старая традиция назначения лучших выпускников бакалаврами на вакантные кафедры без учета склонностей или темы выпускного сочинения со всей очевидностью уже не работала. К тому же в середине XIX века при увеличении числа предметов и прежнем штатном составе преподавателям приходилось вести по два-три предмета, и это совмещение не способствовало повышению качества образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

Богословские и пастырские размышления о практике православного крещения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Жизнь Церкви подобна эллипсу, два центра (полюса) которого образуются Крещением и Евхаристией. Вокруг них упорядоченно располагаются все другие Таинства, священнодействия, богослужения, которые либо на них направлены, либо от них производны. И Крещение, и Евхаристия — сущностно-цент­ральные базисные явления взаимодействия людей и Бога: Дух Божий производит в настоящем, здесь и сейчас, дело спасения, осуществлённое во Христе раз и навсегда, а человек через свою веру открывается дару благодати, которая его спасает. И в Крещении, и в Евхаристии вера и принятие Таинства нераздельны. Принятию Святых Даров — Тела и Крови Христовых — предшествует произносимая епископом или его представителем-священником анафора, которая есть не что иное как раскрытие Троической веры Церкви: хвала Отцу, благодарность за спасение Сыну и молитва ко Святому Духу о благодатном богоприсутствии. Аналогичную структуру демонстрирует и таинство Крещения: спасительному водному омовению предшествует исповедание веры крещаемым либо, если он не говорит, его крёстными родителями. Это исповедание веры также представляет собой раскрытие веры в Триединого Бога, во имя Которого крещаемый в заключение принимает Крещение (Мф 28:19). Точно так же, как анафора относится к Евхаристии, исповедание веры относится к Крещению. Именно здесь его изначальное место. Лишь позже (V–VI вв.) “Верую” было введено также и в Божественную литургию. Так как и Крещение, и Литургия суть выражение единой веры Церкви, нельзя удивляться тому, что анафора и Символ веры местами выказывают значительное сходство. Итак, мы видим: и Крещение, и Евхаристия опосредуют единое Божественное спасение и требуют полного исповедания единой веры в Триединство Божие и в вочеловечение Одного из Троицы — Сына — ради спасения мира. Крещение и Евхаристия При этом Крещение — необходимая предпосылка для участия в Евхаристии. Крещаемый должен вслух исповедовать свою веру, дабы Церковь могла удостовериться, что он впоследствии будет в состоянии сказать своё да и аминь (ср. 1 Кор 14:16) произносимой священником евхаристической анафоре вместе со всей общиной и в полной убеждённости. Каждый причащающийся должен прежде пройти очищающие воды Крещения, поскольку у естественного человека, рождённого в отпадшем от добра мире, отсутствует способность быть причастником Тела и Крови Христовых. По слову Евангелия (Мф 7:6), он относится к тем псам, которым негоже давать святыню. Прежде чем он приблизится к святыне, он сам должен стать святым, то есть быть призванным и избранным Богом. И именно это происходит в таинстве Крещения.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-i-pastyir...

Вступление Нашим возлюбленным детям в Господе, духовенству и верующим Священного Антиохийского патриархата В соответствии с решением Священного Синода Антиохии, состоявшегося в Баламанде 3–10 октября 2019 года, и основываясь на обсуждении темы «концепция семьи, ее положение и ее потребности» как первостепенной заботы по поводу беспокойства, трудностей и вызовов, с которыми сталкивается семья сегодня, мы адресуем это пастырское послание всем нашим детям в [юрисдикции] Святого Престола Антиохии, на родине и в зарубежных странах, стремясь укрепить как отдельных людей, так и семьи, с подходом Церкви к опасностям этих вызовов и способам избежать их последствий для здоровой жизни во Христе и стабильности их семей, полагаясь на разум Евангелия и учение Церкви и святых отцов. Решение отцов Священного Антиохийского Синода уделить приоритетное внимание семье в своих исследованиях и заботах проистекает из того факта, что она является ядром, сердцем и совестью общества, несмотря на вопросы о ее надлежащем месте, которые поднимает современная социология. Точно так же сохранение семьи и обеспечение радости Христовой в ее жизни является величайшей заботой Церкви, потому что нападки на семью и стабильность ее жизни, которые мы наблюдаем сегодня в нашем мире, угрожают основам христианской жизни. Поэтому наша Святая Церковь ставит во главу угла помощь людям в осуществлении Божьей воли в их семьях, укрепляя их в правильной вере, в жизни по христианским ценностям и в твердом стоянии в радости и надежде. «Малая церковь » – это живое свидетельство Христа, светильник, сияющий в мире. В качестве краткого предисловия к содержанию этого послания мы отмечаем, что наше православное богословие известно как богословие исцеления, которое заботится о человеке во всей его целостности и его спасении. Это требует, прежде всего, диагностики заболевания и его причин, опасностей, если оно сохраняется, и последствий, если оно ухудшается, а затем – определения эффективных средств лечения. Как лечение, так и методы профилактики опираются на опыт и традиции Церкви, в то время как они извлекают пользу из современной науки в поиске путей исцеления и из необходимости уважения к ним со стороны пациентов. Церковь – это больница, которая лечит и исцеляет людей силой Божьей. Ее лечение своих детей также связано с духовным отцовством и пастырской заботой евхаристической общины о «пациентах» посредством любви и призыва полагаться на Бога и Его Святого Духа в преодолении трудностей. Поступая таким образом, Церковь черпает вдохновение из своего святоотеческого и литургического наследия во всех программах повышения осведомленности и предоставления лечения из-за содержащегося в них поощрения к духовной бдительности, восприимчивости и росту.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010