Эта мысль особенно ясно выражена в словах 2-го Послания апостола к коринфянам: Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам (апостолам) то же самое служение примирения... Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор.5:18, 20 ). В этих словах совершенно ясно выступает характер пастырства как посредничества, причем это посредничество нимало не человеческое, а, в сущности, Христово, благодатное, ибо, если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Эту мысль божественного, благодатного посредничества пастырей апостол Павел особенно сильно защищает в первых четырех главах 1-го Послания к коринфянам против ложного взгляда еще не окрепших верующих, которые стали там делиться на партии, привязываясь к человеческим преимуществам своих отцов духовных. Таким образом, и сущность пастырского служения заключается в благодатном посредничестве или, что то же, в благодатном возрождении людей. Примечательно, что эта основная мысль о сущности пастырства отмечена не в новых, а в старом руководстве по пастырскому богословию архим. Кирилла 50 , просмотренном и митрополитом Московским Филаретом 51 . Но, впрочем, и здесь собственно к посредничеству более относятся тайноводство и богослужение, а далее идет особая глава – о «двух других сторонах назначения священнического» – учительстве (проповедничестве) и «пастырстве» (руководстве) (С. 23–24), хотя, правда, отчасти и связанных с основным пунктом (С. 24). А между тем по существу предмета не должно быть и такого деления, ибо все виды пастырского служения суть не что иное, как только различные проявления единого, основного назначения пастыря – благодатного посредничества. Таков взгляд и святых отцов. Святой Василий Великий [говорит]: «Наставник не [ин]ое что есть, как человек, который представляет собою [ли]це Спасителя, стал посредником между людьми и Богом [и] священнодействует пред Богом спасение покорных ему» (V, 377) 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

92 Под волей души И. Кассиан, очевидно, разумеет волю, или точнее, расположение человека в цельном составе и, как такую, отличает от воли духа и плоти в их особости (см. Соб. IV, 7–12). Ведь, и воля плоти и духа, не особые какие-то воли, а только выражение потребностей этих частей человека, взятых в отдельности, в форме волевых стремлений. Очевидно, волю И. Кассиан считал за силу, которая в себе уже несет известное внутреннее стремление к приобретению такого или иного содержания, берет ее, как силу стремящуюся. 100 Таким образом, в круге христианского мышления не только идея Церкви и идея борьбы связаны, но и идея жизни человеческой, идея плана наличного его бытия не отделима от идеи борьбы. Α где борьба, там и подвиг. Да и общность идеи Церкви и борьбы понятны только при последнем. 103 Часто преп. Кассиан употребляет выражение «закон пороков», обозначая этим, очевидно, уже совокупность греховных действий и их проявление в жизни. Соб. XXIII, 15; XII, 2. 115 См. лекции по пастырскому Бог. Архиеп. Антония, мыслями которого в настоящей статье мы пользуемся. 118 Припомните слова Апостола о том, чем должна регулироваться свобода христианина: всякий стоит или падает Господеви; у всякого свое духовное дарование, нужно не претыкание ставить ближнему, а помогать ему, умаляя и ограничивая себя ( 1Кор.9:24 ). 119 Α личность пастыря сама по себе не должна особенно значить. Ап. Павел хорошо выясняет роль пастыря в посланиях к Коринфянам. 121 Носитель определенной идеи и последовательный в своих принципах человек даже в мирской жизни пользуется всегда уважением, даже у противников: политических и других, а человек колеблющийся, куда ветер подует и всем друг, никогда не пользуется почетом. 123 Знаете, как люди ненавидят своего кумира, которому они прежде покланялись; если он на чем-либо преткнется и не оправдает их вожделений и ожиданий. 126 То же самое буквально говорит и ап. Павел: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас не доставало сил. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы вас вознести? Чего у вас не достает пред прочими церквами, разве только того, что я не был вам в тягость. Простите мою такую вину. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезмерно любя вас, я меньше любим вами. ( 2Кор.12:13,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   Пастыреначальник предсказал пастырству и скорби на земле, и великое утешение словами: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22).    Эти мысли, как звезды ночью, сияют в течении времени, когда пропадают ночные тени и возвещают наступление Вечного Дня в единении со Христом.    В моменты испытаний пастырю содействует Сам Дух Святый. В прощальной беседе Спаси-тель отечески нежно сказал ученикам: Дети! Недолго Мне быть с вами… Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину (ср.: Ин. 13:33; 16, 12—13). Утешитель, Дух Святый, призван Сыном для вспомоществования или благодатного содействия в гнетущих несчастиях пастырских и общечеловеческих. Он защищает невидимою рукою пастырей и высокою мощью отражает от них полчище искусительных мыслей и море пенящихся скверных страстей. Поэтому они не должны страшиться и бежать от продолжения Христова служения, но психически возвышаться от уверенности в успехе своего дела. Пастырю никогда не следует унывать, так как каждое горчичное зерно может превратить-ся в ветвистое дерево (см.: Мф. 13:31—32). Взаимоотношения пастырей Единодушие в пастырях    Проникнутый любовью пастырь должен рука об руку идти с другими пастырями, бороться со злом силою добра, наступать на него ради устроения Царства Божия в сердцах людей (см.: Мф. 13:24—30). Борьба за добро против зла, страстей и греха всей тяжестью обрушивается на пастыря. Как на войне согласные действия полководцев дают единодушный отпор врагу, так и в духовной войне. Чтобы такого успеха не было, злой дух прежде старается несогласиями разъединить пастырское сословие, чтобы оно не могло одними устами и одним сердцем славить Пресвятую Троицу и пастырствовать. Искушение на почве зависти и честолюбия    Поэтому пастырю надо всегда иметь в виду борющегося с ним диавола, знать употребляемые им для разъединения козни и истинный смысл пастырских взаимоотношений. Из Евангелия известно, что как только апостол Петр от Отца Небесного получил внушение исповедовать Господа Спасителя Сыном Божиим, так сатана не преминул тут же внушением направить мысль Апостола к убеждению Спасителя не страдать в Иерусалиме, за что Петр по имени внушавшего ему зло назван сатаной. Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (ср.: Мф. 16:23). Несомненно, тот же враг внушил сыновьям Зеведеевым, Иакову и Иоанну, искать первенства среди Апостолов. И они, как Петр, высказали свою просьбу после предсказания Господом Своего Крестного подвига (см.: Мк. 10:35—37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Проповедование в храме каких — либо земных ценностей и высот; увлечение вне храма каким-либо косвенным делом или идеей в ущерб прямому пастырскому делу врачевания душ и приведения их к Единому Пастырю. Неблагоговейность в храме.    Искание себе славы и чести, тщеславие. Признак атеизма — «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» Признак веры пастырской — «Кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» (Ин. 5:44 и 7, 18).    Нерадение о душе человеческой. «Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их, а наемник бежит, потому что наемник и не радит об овцах» (Ин. 10:12-13).    Любовь Божия, как Свет Солнца, падает на все человечество, и если некоторые убегают от животворного солнца в свои мрачные и сырые подвалы мысли и чувств, - разве повинно в том Солнце Правды, сияющее «над злыми и над добрыми?» «Условием же истинного пастырства, - говорит св. Димитрий Ростовский, - должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но стадо Христово, которое в Нем и в Отце Его имеет свою охрану и через то дает земному пастырю дерзновенную надежду на достойное совершение пастырского подвига».    Вино не возбраняется заповедью Божией, но если оно искушает — лучше совсем не пить. В тех же случаях, где клир соблазняет народ подобным невоздержанием, иереям необходимо ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитимьи за братьев совсем отказаться от принятия вина.    Еп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2, ч. 2. Казань, 1900, стр. 165.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1882, стр. 279.    Еп. Мелитопольский Кирилл. Пастырское богословие, изд. 3. СПб, 1858, стр. 27.    Гладков. Толкование Евангелия, стр. 435.    Творения св. Иоанна Златоуста, т. 8, кн. 1. СПб, 1902, стр. 393.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. М., 1882, стр. 59.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Аскеза (σκησις), или подвиг, есть метод, к-рым осуществляется практика А. Аскеза - «героическое усилие воли, которое необходимо для приобретения нравственной энергии, сила и крепость нрава» (Wörterbuch der philosophischen Begriffe/Ed. R. Eisler. B., 19274. Bd. 1. S. 101); «покаяние, умерщвление плоти, умерщвление чувств, желаний, отказ от занятий в целях приобретательства, подавление страданий, скорбей - для того чтобы укрепить внутреннюю свободу души или отчистить ее» (Ibidem); «собрание упражнений, которые поддерживают крепость физическую, питают силу интеллектуальную и моральную» (Grandmaison L. de. La religion personnelle. P., 1927. P. 90). Аскетика - наука, предметом к-рой является А. (Феодор, архиеп. С. 49), «выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности» (Там же. С. 50). С аскетикой тесно связано пастырское богословие : для установления норм и принципов пастырствования, являющегося задачей пастырского богословия, необходимо изучение пути духовно-нравственного совершенствования; пастырю, чтобы быть водителем, отцом пасомых, необходим подвиг, аскеза. «...Наука пастырского богословия без аскетики безжизненна и мертва и обращается во что-то среднее между литургикой, гомилетикой и практическим руководством», также и наука нравственного богословия «без входящего в нее морально-аскетического элемента обратилась бы в сухую схоластику» (Там же). По учению святых отцов, А. сам по себе, взятый в совокупности его проявлений, еще не составляет совершенства, но посредством него и достигается цель (Ioan. Cassian. Collat. I 7). Обоснование христ. аскетизма, его сущность Христианство с истоков своего исторического бытия, в учении Господа и Его апостолов, сразу же и недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Иисус Христос говорит Своим ученикам: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 24-25); «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12. 25); «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15. 18-19). Аскетический идеал

http://pravenc.ru/text/76618.html

Внешняя культура без христианской культуры духа, что тело без души. Работая поэтому над воспитанием, возвышением и просвещением светом Христовым человеческих душ, пастырь тем самым будет создавать благодатную почву для примирения и благотворного действия и материальной культуры. И эту духовную величественную работу во всем масштабе может произвести только пастырь, располагающий ему одному дарованными благодатными средствами, если он отразит вражеские козни, извращающие идею и цель пастырского служения. Пастырь должен помнить, что у него есть свой царственный путь, и по этому пути он должен прежде всего идти. Искушение это принимает более благовидную, прикровенную форму, когда пастырь стремится усилить свой авторитет якобы для блага Церкви, чтобы повелевая, пользуясь мерами прещения и наказания, привлекать людей к добру. И в этом случае пастырь становится на ложный путь, ибо насильственно никого преобразить нельзя; внутреннее просветление, преображение человека может совершиться только при участии его собственного сознания и воли и непременно через крест и страдания. Что же касается участия в данном процессе личности пастыря, то со стороны последнего прежде всего требуется любовь и готовность до смерти послужить делу спасения пасомых. Это не значит, что пастырствование совершенно исключает властвование. Но пастырское начальствование должно быть особенным. Пример истинного пастырского превосходства явил Христос Спаситель. Евангелист замечает, что народ дивился учению Его, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7, 29 ). Евангелисты сообщают также, что Иисус Христос властно изгнал торгующих из храма ( Ин. 2, 13–21 ). В том и другом случае сила Его власти заключалась в соответствии Его слова и действий с истиною и утверждалась на Его внутреннем авторитете, которого не могли не признать и враги. Его необыкновенная властность соединялась с самоотвержением, так как Он никогда не искал другой воли и славы, как только воли и славы Отца; с любовью и милосердием, так как Он действительно был таким, как говорит о Нем св. Евангелист Матфей, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Мф. 12, 20 ). Его власть была религиозно-моральной, имеющей опору в Его высочайшей личности. Это – высшая власть, какая только может быть в мире. Поэтому, хотя она не опиралась ни на какую материально-принудительную силу, ей беспрекословно подчинялись, как это было указано выше, и толпы народа, и даже имевшие законническую власть и внешние средства для её осуществления начальники храма, книжники и фарисеи, несмотря на всю враждебность их ко Христу Спасителю. О такой власти говорит апостол Петр, когда внушает пастырям: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Петр. 5, 2; 5,2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Вот апостол Павел говорит: «О, несмысленные галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3:1). Кто из священников может так описать Христа, так начертать Его образ, как апостол Павел? Никто! А потому надо понимать, что если такое было даже после трудов апостола, что люди – отворачиваются от Церкви или искажают веру, то что ждать от нас, грешных. – Какой сегодня должна быть проповедь? – Такой же, как и 2000 лет назад. С одной стороны, доступной, связанной с действительностью, с реалиями жизни, с другой – с акцентом на то, что у нас Небесное отечество и что духовность строится на Христе, а не только на нравственных ценностях. А если мы выходим на амвон и начинаем говорить проповедь о том, как загнивает Запад, как там разрешают однополые браки, как мы находимся в кольце врагов, навязывающих нам чуждые ценности – то это не проповедь, это политинформация. Кого она привлечет к Церкви? Только сумасшедших. – Что вас серьезно расстраивает? – Иногда бывает очень тяжело после того, как мы – священники, собираемся на каких-то собраниях, говорим о чем угодно: об отчетах, о взносах, о мероприятиях, но не говорим о том, что могло бы помочь нам проповедовать, общаться с людьми, терпеть людей, переживать проблемы, с которыми они приходят к священнику, как все это выдержать, чтобы самому потом не воткнуться носом в землю. Почему мы об этом не говорим?! У нас очень слабые курсы пастырского богословия, мало пастырского духовного соучастия и научения, мало площадок, где можно было бы давать советы друг другу, обсуждать наболевшее. – То есть, получается, священник со своими тяготами один на один? – Как правило, да, если у него нет опытного духовника. Но опытные духовники есть далеко не у всех. И каждый в своей пастырской практике предоставлен сам себе, от этого иногда бывает очень тяжело. Выгорание священников – это отдельная тема, о которой много говорили, но она не становится от этого менее болезненной.

http://pravmir.ru/hristos-nuzhen-a-myi-p...

Господь постоянно избирает для пастырского служения достойных людей Как тогда Господь избрал Моисея, затем Аарона, пророков, так и всегда, на протяжении всей истории, Он постоянно избирает для пастырского служения достойных людей, могущих возвестить людям волю Божию и быть их духов­ными руководителями: «И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4, 11–12 ) (Там же, с.32–33). Для чего Господь учредил сословие пастырей Христос первый идет на небо, которое отверз для нас. Но так как люди могут следовать за Ним только издалека, то, чтобы они вовсе не потеряли Его следа, Он учредил сословие пастырей, посредствующее между Ним и верующими, руководимое Им и руководящее верующих, – сословие, которое никогда не должно терять из виду Его, и всегда оставаться пред глазами народа, должно принимать примеры от Начальника веры и передавать их людям (Там же, с.33). Мистическая основа пастырства Что отличает пастырство от всех других общественных служений Свои высшие полномочия и благодатную силу пастырство получает от Бога. Это отличает его от всех других естественных общественных служений, ста­вит его на особое место и дает право именовать его служением благодатным. Сам Господь указывает, что пастыри суть избранники Божии. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (ср. Ин.15,16 ) (Там же). Пастырям сообщается особая благодатная сила Соответственно той высоте и ответственности, какую имеет пастырское служение, пастырям и сообщается в Таинстве Священства особая благодатная сила Святого Духа. Поставляющей силой на благодатное пастырское служение является Дух Святой, как воспевает Святая Церковь в День Пятидесятницы: «Вся подает Дух Святый источает пророчествия, священники совершает, не­книжные мудрости научи, рыбари богословцы показа» 54 . «Итак, кто говорит о иерархии, – учит св. Дионисий Ареопагит , – тот указывает на некоторое священное учреждение – образ Божественной красоты. Каждый чин иерар­хии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

– Да будет существом души твоей непрестанная неотпадающая любовь». Любить всех пастырю необходимо ежеминутно и ежемгновенно, молится ли он в храме и дома, совершает ли Таинства, вступает ли в общение с прихожанами, трудящимися, учащимися, со взрослыми или детьми. Настроение любви должно быть у него неотступным, особенно при совершении Божественной Литургии, которая вся есть Таинство бесконечной любви Божией к роду человеческому. «Истинного пастыря, – внушает преподобный Иоанн Лествичник , – укажет любовь, ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь» 174 . Быть любвеобильным пастырем – значит жить всецело для своей паствы, ставить ее всегда на первое место, а свою пастырскую личность забывать и считать себя лишь слугою и попечителем паствы. Кто из вас больше, – учил Господь святых Апостолов, – будь как меньший, и начальствующий – как служащий ( Лк. 22:26 ; ср.: Мф. 20:26–27 ). Добрый пастырь, по притче Господней, о том только и печется, как бы напитать своих овец (см.: Ин. 10:10–11 ). Таким Добрым Пастырем был, прежде всего, Сам Спаситель, сказавший о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ; ср.: Мк. 10:45 ). Все пастырское Христово служение, в сущности, было пасением овец, завершенным положением души за други (ср.: Ин. 15:13 ) на Кресте. Истинные преемники Господа Спасителя подобно Ему всю свою жизнь отдавали пастве. Для образца стоит вспомнить любовь к духовным чадам апостола Павла. Чувством любви он руководится во всех отношениях к пастве, обличает ли ее в проступках, убеждает ли к добру, одобряет ли в подвигах веры. Перечитывая его послания, можно видеть, как сильно он любил руководимых своих верующих. Дабы выразить силу своей привязанности к ним, он не только говорит о любви в превосходной степени: Излишне вас любя (ср.: 2Кор. 12:15 ), но сравнивает ее с родительскою любовию, выше которой естественный человек ничего не знает. Вы знаете,– пишет он к фессалоникийцам, – как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли ( 1Фес. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

е. подлинной сущности пастырского служения, как всецелого служения делу содействия внутренней борьбе со грехом в себе христианских душ. Общее понятие о каждой из этих добродетелей дается в самом их наименовании, детальный же анализ их принадлежит науке Нравственного богословия. Здесь же необходимо остановить внимание только на одной из этих добродетелей или свойств духовно-зрелого христианина: одной жены муж, т. е. не второбрачный. Ап. Павел считает это свойство настолько важным, что в своих перечнях добродетелей ставит его на самое первое место, после общей характеристики «непорочен». Какую же христианскую добродетель разумеет здесь ап. Павел? Это можно заключить из того, что говорит апостол в 7-ой главе первого послания к Коринфянам. Здесь он пишет: «За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так: соединен ли ты с женой, не ищи развода; остался ли без жены, не ищи жены» ( 1Кор.7:27 ). Почему? Это объясняет апостол в последующих стихах, где он говорит о духовно-зрелых христианах: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие; плачущие, как не плачущие; радующиеся, как не радующиеся; покупающие, как не приобретающие; пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:29–31 ). Это значит, что духовно-зрелый христианин должен быть свободен от излишней, подавляющей и порабощающей волю привязанности к чему-либо земному и даже к такой богоустановленной естественно-природной институции, как брачная жизнь. Эту мысль ап. Павел выразил также в 1Кор.6:12 , того же послания: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Таково подлинно благодатное внутреннее свыше призвание к пастырскому служению по его сущности и по его внутренним и внешним признакам. Но «доброе» желание пастырского служения, хотя, однако, с недостаточно ясным, правильным и полным представлением об этом служении, может возникать и в душе еще не достигшего и даже далеко не достигшего духовной зрелости христианина под влиянием особых внешних событий и обстоятельств его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010