14 декабря 1772 года была образована Могилевская епархия, которую составили 4 провинции, отошедшие в состав России: Могилевская, Мстиславская, Оршанская и Рогачевская, с находящимися в них монастырями и церквами. Этим же указом преосвященный Георгий (Конисский) утверждался в должности правящего архиерея. Начался новый этап жизни и неустанных трудов святителя Георгия, который продолжался 22 года. Это было время высоких порывов, жажды жить и трудиться на благо Церкви и православного народа. Перед владыкой стояли две задачи: вести православный народ своей епархии путем спасения и ходатайствовать за тех людей, которые остались на польской территории. Первое, что хотел сделать святитель Георгий, – вернуть униатов в лоно Православной Церкви. Для достижения этой цели владыка предпринимал много усилий, обращаясь в Святейший Синод и в Коллегию иностранных дел. Но политическая ситуация не давала возможности осуществить планы в это время. Только лишь начиная с 1780 года желание святителя Георгия стало воплощаться в жизнь. Целые униатские приходы возвращались к Православию. Как и прежде, владыка уделял особое внимание духовному образованию клириков. Для этого в 1785 году в кафедральном городе Могилеве было построено новое здание духовной семинарии, где на должном уровне осуществлялась подготовка будущих пастырей Церкви. Лучшие студенты по благословению владыки получали возможность повысить свой образовательный уровень в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Пристальное внимание обращал святитель на надлежащее совершение богослужений и Таинств. Из-под пера владыки вышла увещевательная грамота к духовенству, в которой святитель угрожал извержением из сана за недостойное совершение богослужений. Преосвященный Георгий вел постоянную борьбу за нравственную высоту духовенства, обличая духовные недуги в среде священников: пьянство, разврат, воровство и другие пороки. По поручению Священного Синода святитель Георгий совместно с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) потрудился над изданием книги «О должностях пресвитеров приходских». В основу книги авторы положили Священное Писание Нового Завета, канонические правила Вселенских и Поместных Соборов, а также труды святых отцов и учителей Церкви. В 1776 году в Санкт-Петербурге труд был издан и стал настольной книгой для священнослужителей, по которой можно было изучать литургику, гомилетику и пастырское богословие. Именно через эту книгу святитель Георгий стремился дойти своим архипастырским словом до сознания каждого священника, желая, чтобы в его епархии всё совершалось благообразно и по чину. Требования, предъявляемые к белому духовенству, святитель мудро и осторожно, справедливо и по-отечески направлял и в сторону монашествующих. Недостатки, присущие монастырям Могилевской епархии, преосвященный владыка старался аккуратно исправлять, чтобы обители становились настоящими центрами просвещения и духовного делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Это было только на краткое время, небо опять приняло естественный вид: я от того видения более горячее возымел желание к уединенной жизни и долго после того чувствовал удовольствие и восхищался умом, и ныне, — прибавил он, — когда вспомню, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость”.    После этого Тимофей Савельевич окончательно утвердился в своем намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам. Он, вероятно, давно бы исполнил свое желание, если бы не то обстоятельство, что после умершего в 1753 году архиепископа Стефана новгородская паства четыре года оставалась без архиерея. В 1757 году Новгородским архиепископом был назначен Димитрий Сеченов. Тимофей Соколовский вместе со своим товарищем Стефаном Лаговским немедленно подали архипастырю прошение о пострижении в монашество. 10 апреля 1758 года, в Лазареву субботу, в семинарском храме Антониева монастыря ректором семинарии архимандритом Парфением Сопковским (впоследствии еп. Смоленским) оба они были пострижены в иноки, причем Соколовский получил иноческое имя Тихона (в честь св. Тихона, еп. Амафунтского), а Стефан — Симона. Через две недели они уехали в Петербург, где архиепископ Димитрий, бывший в то время членом Синода и поэтому живший в Петербурге, на Фоминой неделе посвятил новых иноков в сан иеродиакона. Симон был рукоположен в сан иеромонаха, а вскоре Тихон — летом того же года. Ему было тогда 34 год.    В 1758 году ректором Новгородской семинарии был назначен иеромонах Симон (Лаговский). 27 августа этого года иеромонах Тихон был переведен на должность преподавателя философии. 3 февраля 1759 года он занял административный пост инспектора Новгородской семинарии и участвовал в делах правления “семинарской конторы”. 3. Святитель Тихон — ректор Тверской семинарии.    Хиротония во епископа Но только полгода пришлось ему трудиться на этом поприще. Дарования, ум и добродетели святителя Тихона были хорошо известны некоторым архипастырям, и каждый из них желал видеть его в своей епархии. Так епископ Тверской, Преосвященный Афанасий, особенно настойчиво добивался перевода его в свою епархию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   По словам священника Т. Попова, в этой резолюции впервые фамилия Тимофея названа Соколовский. Согласно этой резолюции, учитель греческого языка из учеников Тимофей Соколовский получал жалованье 50 руб. и 9 четвертей ржи в год.    Как преподаватель греческого языка Тимофей Савельевич должен был уделять особое внимание изучению греческой святоотеческой литературы. В книгах святых отцов глубоко запечатлен дух истинного христианства. К этим спасительным истинам тяготела душа Тимофея и в них находила себе духовную, пищу. Кроме того, знание и преподавание греческого языка вместе с изучением творений святых отцов давали возможность восполнить недостатки семинарского образования.    Только на 30-м году своей жизни Тимофей Савельевич Соколовский окончил семинарию. Может показаться непонятным, почему Тимофей Соколовский при своих дарованиях и старании долго учился в семинарии (1740—54 гг. — 14 лет). Причина, прежде всего, в том, что семинария во время его учения только начинала свое существование. Поэтому в некоторых классах по необходимости приходилось оставаться не один год. Вот как описывает путь постепенного прохождения классов в Новгородской семинарии автор книги “Жития св. Тихона”: “Год провел он, Тимофей, в синтаксисе, год в поэзии, четыре года в риторике, потому что высшие классы еще не были открыты. Учителем у него до 1743 года был префект Иннокентий Мигалевич, а потом, с 1743 до 1746 г. иеромонах Иосиф Ямбицкий. У него же и потом у Павла Сопковского (в иночестве Парфения) он учился греческому языку, в знании которого так успел, что был преемником его в звании учителя этого языка. Архиепископ Стефан, вступивший на Новгородскую кафедру в 1745 году, обратил особенное внимание на семинарию и открыл философский класс. В этот класс переведен был в 1746 году и Тимофей Савельевич. В сентябре 1748 года Преосвященный Стефан открыл в семинарии богословский класс, поручив преподавание богословия учителю философии Иосифу Ямбицкому. Но этот учитель, о котором святитель Тихон всегда вспоминал с уважением и сожалением, скончался в декабре того же года, и ученики богословия, за неимением наставника, опять обращены в философский класс, где пробыли до 1750 года”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

духовенства к российскому правительству. Из Москвы Г. вместе с имп. двором переехал в С.-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому кор. Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европ. языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Г. принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февр. 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католич. партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. он стал членом смешанного суда для разбирательства религ. споров между католиками и «диссидентами», покровительства у Г. искали протестанты. В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения. В 1768 г. Г. переехал в Смоленск, откуда продолжал руководить паствой, посылая письма и наставления. В соавторстве со Смоленским еп. Парфением (Сопковским) составил пособие по вопросам канонического права, литургики, проповеди и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776; переведено на англ. язык). Г. приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от егип. рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, к-рую возглавил Г. (с 10 янв. 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким).

http://pravenc.ru/text/162176.html

До утверждения Устава духовных консисторий большое значение имела выпущенная в 1776 г. «Книга о должностях пресвитеров церковных», служившая руководством и учебником для семинарий. Имя ее автора, Смоленского епископа Парфения Сопковского, указано не было. Будучи учебным пособием, книга содержала в то же время и практические указания по различным вопросам В 1868 г. при Святейшем Синоде была основана Архивная комиссия, положившая начало изданию «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи» и «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода». Сперва издание шло в строго хронологическом порядке, а затем — отдельными собраниями по периодам правления государей. Несмотря на то что комиссия работала медленно, все же с течением времени было опубликовано большое число хронологически упорядоченных ценных материалов по истории Русской Церкви XVIII–XIX вв. (см.: Введение, раздел Б). Законы второй категории: В качестве источников церковного права служили следующие государственные законы: 1) императорские указы, адресованные Святейшему Синоду или касавшиеся общегосударственного управления, которое включало и Церковь; 2) Свод законов Российской империи в изданиях 1832, 1857, 1876 и 1906 гг. с постановлениями и решениями Государственного совета и разъяснениями Сената, служившими в качестве комментариев. Последние были опубликованы в Полном собрании постановлений и распоряжений (см.: Введение, раздел Б). Почти в каждом томе Свода законов есть постановления, касающиеся духовенства или церковного управления. В томе 1 находятся основные законы; в 3 томе — постановления о пенсиях и награждениях по духовному ведомству; том 4 содержит положения о церковном имуществе и городских налогах; том 8 — о лесном хозяйстве; 9 — о сословиях, т. е. тем самым и о духовном сословии, включавшем белое духовенство и монашествующих; том 10 — о брачном праве; том 12 — о строительстве; том 13 — об общественном призрении, епархиальных попечительствах, кладбищах, неимущих и т. д.; том 15 устанавливает наказания за преступления против веры и Церкви, том 14 регулирует судопроизводство по этим делам и содержит определения по гражданскому праву церковных учреждений. В неофициальных руководствах соответствующие материалы были сгруппированы по отдельным темам и вопросам. С середины столетия такие руководства получили широкое распространение как среди духовенства, которое во многих отношениях только благодаря им и получало доступ к текстам законов, так и среди церковных властей, например, в

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

О должностях пресвитеров приходских Во славу Святой единосущной, животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа: благословлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия печатается книга сия: О должностях пресвитеров приходских во граде Москве, в Сретенском монастыре. В лето от Рождества по плоти Бога Слова 2004. Книга «О должностях пресвитеров приходских» – первое в России руководство по пастырскому богословию. Вышедшая в Санкт-Петербурге в 1776 году, к 1883 она была переиздана двадцать раз, не считая перевода на английский язык. Всего в России она выдержала не менее 28 изданий, что говорит о ее особой значимости для формирования русских пастырей. Книга как учебник по пастырскому богословию ничуть не утратила своей актуальности и сегодня: в Сретенской духовной семинарии она является основным пособием по этому предмету. Большинство исследователей признают авторами этого труда епископа Смоленского Парфения (Сопковского) и архиепископа Могилевского Георгия (Конисского) , который был прославлен как местночтимый святой в Белоруссии в 1993 году. Предисловие к пресвитерам Четыре должности суть, которые исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедовать слово Божие, не опуская благовременного случая, и тем прихожанам своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению святого апостола Павла: «Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением». 2Тим.4:2 . Вторая: Препровождать житие, согласно учению евангельскому, и тем представлять себя примером святой жизни: подобает бо, поучает апостол Павел: епископу без порока бытии, якоже Божию строителю, на себе угождающу (не дерзу, не напрасливу,) не гневлив, не пьяница, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбив, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравом учении. Тит.1:7–9 . Третья: Строение таин Божиих, которых единственно тот предмет и намерение есть, чтоб верующих во Христа Господа утвердить в вере и святом житии. И сим средством совершить их в жизнь вечную, во царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В рус. духовных учебных заведениях до нач. XIX в. учение о пастырстве и пастырских обязанностях входило в общие курсы по богословию. Так, напр., ректор Славяно-греко-латинской академии архим. Феофилакт (Горский ; впосл. епископ) в учебный курс «Orthodoxae Orientalis Ecclesiae dogmata...» (Lipsiae, 1784; рус. пер.: Догматы христианской православной веры. М., 1773) включил и раздел, посвященный обсуждению должностных обязанностей духовенства, а также качеств священнослужителя. Архим. Ириней (Фальковский ; впосл. епископ) в соч. «Christianae, Orthodoxae, Dogmatico-polemicae Theologiae... Compendium» (Компендиум Христианской Православной Догматико-полемической Теологии. Petropoli, в течение неск. десятилетий бывшее популярным курсом по богословию, также включил учение об обязанностях священнослужителей в раздел учения о Церкви. В целом П. б. этого периода компилировалось по лат. образцам (как католическим, так и протестантским). Первым отдельным русскоязычным сочинением, претендовавшим на статус учебника по П. б., стала «Книга о должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776), написанная свт. Георгием (Конисским) и еп. Парфением (Сопковским) . После публикации решением Синода книга была разослана по приходам и духовным школам. «Книга...» содержит 4 больших раздела, посвященные 4 основным «должностям» правосл. пресвитеров: учительству и проповеди Слова Божия, наставлению прихожан примером личной жизни, совершению таинств и молитве. В отличие от сравнительно кратких указаний относительно пастырского служения, содержавшихся в общих догматических курсах, в этом трактате должности пастырей обсуждаются с большой подробностью. «Книга...» включает также практические предписания и советы относительно совершения приходского служения священником, богословские основания христ. пастырства с привлечением библейского и святоотеческого материала и наставления аскетического характера, адресованные священнослужителям. Со времени издания «Книга...» выдержала ок. 30 изданий и имела большой авторитет в деле пастырской подготовки в Русской Церкви. Как дополнение к «Книге о должностях пресвитеров приходских» митр. Платон (Левшин) составил «Сокращенный катехизис для священно- и церковнослужителей, как для всегдашнего их знания, так особливо для изучения при вступлении их в церковные должности» (М., 1807) - ориентированный на пастырскую практику сборник выдержек из НЗ, канонов, литургических текстов, имеющих отношение к священнослужению.

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Скачать epub pdf Глава 1. История пастырского богословия в России У истоков русской Пастолорогии стоит руководство, изданное с благословения Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге в 1771 году под названием «Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная». Фактом своего появления, а тем более бесспорным своим успехом эта книга свидетельствовала, в какой мере уже в век Екатерины II (1729–1796), отнюдь не отличавшийся благочестием, Русская Православная Церковь обладала целостностью церковного сознания. Авторами ее, по-видимому, были два лица: епископ Смоленский Парфений (Сопковский, † 1795) и архиепископ Могилевский Георгий (Конисский , 1717–1795). Книга эта никак не претендует на какую-либо наукообразность, она написана на прозаичном, приближенном к русскому церковнославянском языке. Однако она служила неоспоримым, безусловно авторитетным руководством и для учащих и для учащихся, а равно и для уже исполняющих свое служение пастырей. В 1845 году митрополит Московский Филарет (Дроздов , 1782–1867) указывал, что, несмотря на некоторую устарелость, «сочинение о должностях пресвитеров приходских... приспособлено к Православной Церкви, проникнуто духом Слова Божия и святых отцов и образует приходского священника не только правилами благоразумия и благочестия, но истинно духовными и душеспасительными наставлениями». Принята была эта книга в качестве руководства и в русских Духовных Академиях; в 1853 году она вышла 25-м изданием и была переведена на английский язык. Чтобы получить ясное представление об этой замечательной книге, воспроизведем из нее часть «Предисловия к пресвитерам». «Четыре должности суть, которыя исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедывать Слово Божие, не упуская благовременнаго случая, и тем прихожан своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению апостола Павла: Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением, и учеиием ( 2Тим. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери - не встречало более возражений со стороны церковной власти. Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать ( Torquebiau. Col. 158). Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I , еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу - «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия - 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет - CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. «Книге о должностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским) , могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque . Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

http://pravenc.ru/text/155356.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010