Павел II Лебедев 16.08.1871 13.06.1873 Тихон II Покровский 28.09.1873 09.09.1876 Палладий II Ганкевич 09.09.1876 24.04.1882 Гермоген Добронравин 17.05.1882 28.03.1887 Арсений Брянцев 24.04.1887 05.12.1887 Сергий Серафимов 14.02.1888 12.07.1890 05.08.1890 24.10.1892 17.06.1917 13(26)06.1919 Мелхиседек Паевский 15(28)03.1922 17(30)08.1930 29.07(11.08)1970 16(29)12.1983 31.08(13.09)1989 22.09(05.10)1989 22.09(05.10)1989 07(20)07.1990 Арсений II Епифанов Ладожская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Новая Ладога (Петроградская губерния). Петроградское (Ленинградское) викариатство (с 05(18)02.1927 – второе викариатство). Упразднена в 1944 г. 05(18)02.1927 13(26)03.1931 07.1936 16(29)08.1936 05(18)04.1943 2406 «...В июле 1611 шведы овладели Корелою. В 1611–13 Сильвестр был в Вологде, как местный архиерей...» (Строев. С. 1051). 2407 Переведен из Тамбова. «...В 1684 отрешен (от Тамбовской кафедры. – Сост.) и послан в Спасо-Евфимиев (Суздальский. – Сост.) м-рь, где жил еше в 1707 г. ...» (Строев. С. 891). «...Леонтий еп. Тамбовский, по увольнении от епархии был послан на послушание к Новгородскому митрополиту Корнилию и состоял при нем викарием до 1690 г. ..·> (Н.Д. Иерархия... С. 370). 2411 Грузин; архиепископ, бывший Самбельский. Вторая дата – определение на покой. Скончался 1.09.1750. 2414 По ААО. Τ. 1. С. 87, Парфений (Сопковский) и два его преемника – св.Тихон (Соколов) и Иннокентий (Нечаев) – имели резиденцию в Хутынском монастыре. 2419 По ММЛ РПИ, первая дата (дата хиротонии) иная: 15(28)02.1922. Арестован 06(19)12.1925 и с этого времени только номинально числился на кафедре. Осужден 04.1926, затем отбывал срок 3 года концлагеря в СЛОН. С 03.1929 в ссылке в г. Вологда. 2420 «Титулярный» (Архиереи Русской Православной Церкви... С. 724). Вторая дата – определение на покой. Скончался 31.12.1988(13.01.1989). 2421 Из клириков Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Ленинграде; целибатный протоиерей. 2422 «Архиепископ». Далее – в должности настоятеля Введенской церкви в Ленинграде. Скончался 03.07.1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При имп. Елизавете отношение правительства к суевериям стало терпимее. Екатерина II указом 1774 года вновь повелела гражданскому и военному начальству следить за исполнением их подчиненными долга исповеди. Законодательство этого времени высказывалось против преследования суеверия суровыми мерами. Все виды суеверий, даже хулений против веры, были изъяты из ведомства духовного суда и отнесены к ведомству полиции и светского суда. С духовенства, вместе с тем, не была снята обязанность противодействовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Платоном, во многом повторяла суждения о суевериях Духовного Регламента. Особенно усердными обличителями суеверий были: Святитель Тихон Воронежский, еп. Амвросий (Подобедов), еп. Дамаскин (Семенов-Руднев), митроп. Платон (Левшин) . Просветительная проповедь , здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабления народной религиозности. Духовенство, в начале синодального периода не имевшее достаточного образования, стараниями церковного руководства становилось примером благочестия для народа. Пока не были заведены по всем епархиям духовные училища, кандидатов во священство обучали вере и благочестию в домах епископов, требуя притом свидетельства прихожан об их непорочной жизни. Епископ Смоленский Парфений (Сопковский) написал прекрасное наставление “О должностях приходских священников”, одобренное Синодом для всех церквей. Вообще жизнь белого духовенства была под строгим наблюдением архипастырей. Надо сказать, что и правители Российские, заботясь о духовном и материальном благе своих подданных, сами тоже во многом являли собой пример для них. Петр I, не чуждый влиянию протестантства и разгульности жизни, тем не менее строго осуждал безверие. Несмотря на влияние окружавших ее немцев-лютеран, в личной жизни имп. Анна Иоанновна была представительницей исконного русского благочестия. Особенно благочестива была имп. Елизавета. Даже во время господства в русском обществе вольнодумства, имп. Екатерина II выполняла основные обязанности Православной Церкви, хранила посты, заставляла вести себя так же и свой двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным церковно-правовым документом, определявшим синодальный строй управления Русской Церковью, стал «Духовный регламент» , в основу к-рого легла «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...», составленная Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) по заданию царя Петра I (1718-1720); в февр. 1720 г. «Духовный регламент» был утвержден царем после получения одобрения Сената и архиереев. Точное название документа - «Регламент, или Устав Духовной коллегии», хотя предусмотренная в Регламенте коллегия была переименована на 1-м ее заседании в «Святейший Синод». Регламент, составленный из 3-х частей, обосновывал преимущества коллегиальной формы правления Церковью (ч. 1), определял полномочия Синода и круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству, а также в общей форме излагал обязанности епископов, священников, монахов и мирян (ч. 2) и определял состав Духовной коллегии и обязанности ее членов (ч. 3). В 1722 г. в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся уставы о приходском духовенстве и монашестве. В том же году вышло имп. повеление о выборе «из офицеров доброго человека» на должность обер-прокурора, к которому затем была присовокуплена «Инструкция обер-прокурору». В 1776 г. от лица Святейшего Синода была напечатана кн. «О должностях пресвитеров приходских», составленная Могилёвским еп. Георгием (Конисским) и Смоленским еп. Парфением (Сопковским) . Это практическое руководство для пастырей с выписками из Кормчей, «Духовного регламента», важнейших указов Синода, а также из сочинений отцов Церкви. В книге помещены указания, отсутствующие в др. авторитетных источниках рус. церковного права, напр. позволение допускать инославных к восприемничеству при крещении правосл. детей с тем только условием, чтобы они читали при этом Никео-Константинопольский Символ веры без Filioque . Синод не раз предписывал руководствоваться этой книгой при наложении духовниками и церковными судами епитимий. По ней готовили к пастырскому служению рус. священников, ее изучение входило в программы духовных школ до сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

ж) Уставы и инструкции по разным частям церковного управления, например, уставы духовно-учебных заведений, инструкция благочинному и инструкция церковным старостам (о содержании их будет сказано ниже). и з) Указы Св. Синода, статьи Свода Законов, касающиеся дел Церкви и вообще духовного ведомства, a также относящиеся к православному исповеданию отдельные постановления, удостоенные Высочайшего утверждения; последние хотя бы и не вошли в Свод Законов, имеют силу закона (см. Св. Зак. T. I п. 6-й прилож. к ст. 102). Примечание 1-е. С учреждением Св. Синода, некоторое время имел церковно-практическое применение и Требник Петра Могилы , утративший первоначальное свое значение лишь с 1776 года в силу следующего определения Св. Синода (21 Января): «Из Требника Могилянского, яко еще неисправленного, ничего не выписывать к производимым делам ». Номоканон при Требнике, хотя и до сих пор продолжает издаваться y нас и в некоторых случаях может служить руководством при определении дисциплинарных взысканий лицам монашествующим за их проступки (Уст. Конс. ст. 207.), тем не менее Св. Синод очень часто относился с сомнением как к отдельным статьям этого Номоканона, так и к целому его составу (например, о родстве между кумом и кумою, ст. 211 и 212). Ныне, после синодального издания Книги правил, он, по замечанию профессора Павлова, остается нужным разве только потому, что для некоторых правил, принятых как греческою, так и русскою церковью вне вселенского канона, y нас нет в славянском переводе другого источника, кроме Номоканона при Требнике. Примечание 2-е «Книга о должностях пресвитеров приходских», составленная по поручению Св. Синода двумя иерархами: могилевским архиепископом Георгием Конисским (умер 1795 г.) и смоленским епископом Парфением Сопковским (умер 1795 г.), так же нередко служила источником при решении некоторых церковно-практических вопросов. Она в первый раз издана была в Петербурге в 1776 г. § 24. Общее устройство поместного церковного управления Совокупность христиан, управляемых, с согласия Церкви вселенской и на основании ее канонов, особою самостоятельною церковною властью, составляет Церковь поместную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

О должностях пресвитеров приходских Пробу золота и его чистоту проверяют, ведя линию на камне-оселке. Полезность и важность книги, соответствие ее Священному Писанию и Преданию время проверяет, ведя книгу по своей линии. Особую роль в истории русского духовного образования сыграла «Книга о должностях пресвитеров приходских». Ей время поставило одну из самых высоких проб. Это было первое в России руководство по пастырскому богословию. Изданное в Санкт-Петербурге в 1776 году, к 1833 оно было переиздано двадцать раз, не считая перевода на английский язык. Не претендуя на наукообразность, эта книга, в первую очередь, предназначалась пастырям, «которые в науках не упражнялись». Она давала своим читателям при минимуме объема – максимум правил, наставлений и рассуждений для жизни и деятельности православного священника во всех главных проявлениях. Каждое их них было снабжено «каменным фундаментом» от Слова Божия, апостольских и соборных правил и святоотеческого учения. Любая книга имеет свой дух. Он передает нам внутренние состояние души автора. Когда читаешь «Книгу о должностях…» с заранее заданной сухостью темы, часто вдруг ощущаешь как бы дыхание свежего морского ветра и понимаешь, что автор ее, вернее авторы, все свои силы положили на очищение души своей и на алтарь служению Богу и Его Церкви. Существуют несколько точек зрения на авторство представляемой книги, которая до середины XIX века служила основным учебным пособием по пастырскому богословию для духовных школ Русской Православной Церкви. Спор возник из-за того, что на титульном листе изначально не был указан автор. Одна точка зрения приписывает авторство этой книги Парфению (Сопковскому), епископу Смоленскому и Драгобужскому (1761-1795). Так считал архиепископ Филарет (Гумилевский), однозначно определяя авторство в своей «Истории Русской Церкви». За ним пошли профессора П. Знаменский и Н. Тальберг, а также авторы «Полного богословского энциклопедического словаря» издания Сойкина. Протоиерей Георгий Флоровский в своей замечательной книге «Пути русского богословия» также считает единственным автором епископа Парфения.

http://pravoslavie.ru/5959.html

§ 36. Меры правительства к поддержанию благочестия в народе и белом духовенстве Церковь с своей стороны много принимала мер к поддержанию благочестия: 1) в народе. а) При Петре Синод постановил, чтобы в воскресные и праздничные дни не было торговли до окончания литургии 278 . При благоч. Елисавете этот закон распространен на все публичные забавы 279 . Ею же и Александром воспрещены публичные работы в те же дни, а губернскому начальству вменено в обязанность строжайше наблюдать, дабы помещики не употребляли крестьян на работу в воскресные дни и двунадесятые праздники 280 . б) Законом постановлено, чтобы в воскресные и праздничные дни все ходили в храм Божий благоговейно слушать Слово Божие 281 , а нарушителей чина богослужения Благосл. Александр определил предавать уголовному суду немедленно 282 . в) Раскол подал повод к тому, чтобы не только всех обязать каждый год исповедоваться и приобщаться св. таин, но поставить в обязанность священникам вести списки исполнившими долг 283 . Указом 1737 г. священникам подтверждено подавать точные ведомости, а гражданскому начальству предписано взыскивать штраф с не исполнивших долга исповеди 284 . Благоч. Елисавета требовала, чтобы последнее исполнялось со всею точностью 285 . Впоследствии ограничились тем, что вменили в обязанность гражданскому и военному начальству иметь наблюдение над исполнением долга подчиненными 286 . г) При благоч. Елисавете Синод уничтожил запрещение, составившееся под влиянием европейского духа, не ходить священникам из церквей в дома прихожан для совершения молебнов. «Этому запрещению, писал Синод, нет основания в правилах Церкви», а примеры древнего благочестия и желания благочестия русского говорят совсем другое 287 . д) Наконец, никто не имел права жаловаться на скудость наставлений со стороны пастырей Церкви. В сем периоде так много было ревностных учителей народа и прекрасных проповедников, что в сем отношении Русская Церковь цвела теперь, как не цвела до того времени. 2. Мирское духовенство, с начала периода еще не имевшее достаточного образования, Церковь старалась довести до того положения, чтобы оно не только не служило соблазном, но было примером для народа в благочестии. Пока не были еще заведены по всем епархиям училища, готовящихся к духовным степеням обучали вере и благочестию в домах Епископов, требуя при том свидетельства прихожан о беспорочной жизни их 288 . Кроме того, что жизнь духовенства была под постоянным надзором духовного начальства 289 , Парфений Сопковский, Смоленский Епископ, написал прекрасное наставление о должностях приходских священников, одобренное Свят. Синодом для всех церквей 290 . Гервасий Переяславский 291 , Тихон Воронежский 292 , Митр. Платон 293 , Иннокентий архиеп. Псковский 294 преподавали наставления духовенству, каждый для своей епархии. Сообразно с древними правилами Церкви, священнослужителям в 1743 г. запрещено было обязываться в судебных местах торгами, откупами и промыслами и отдавать деньги в заем за проценты 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Руководством для воспитанников при чтении Священного Писания рекомендованы «Священная герменевтика» 1806 года, архимандрита Антония, и «Краткое руководство к чтению книг Священного Писания», сочинение митрополита Амвросия, где изложены сведения о написании и авторе каждой библейской книги, о месте и времени написания ее и указаны особенно замечательные главы и стихи в каждой книге. Далее. В высшем отделении семинарии было изучаемо богословие созерцательное, Theologia dogmatica. В изъяснение догматов приводились доказательства немногие, но важнейшие, причем обращались и к творениям святых отцов Церкви. Учебными пособиями были сочинения Феофилакта Горского, Сильвестра, Иринея Фальковского, Феофана Прокоповича и других. Семинаристы изучали догматику, однако же, в большинстве по запискам профессоров до самого введения «Догматического богословия» архиепископа Антония в конце 1840[-х] годов. На изучение догматики назначено было две трети первого года. Наука нравственное богословие, Theologia moralis, заключала в себе, кроме христианского учения о нравственности вообще, и пастырское богословие. Классической книгой по нравственному богословию были книги Феофилакта «Doctrina Christiana de agendis» , также «Institutiones theologia moralis» Буддея, а по пастырскому богословию книга «О должностях пресвитеров» епископа Парфения Сопковского. Для образца укажем из нее нравственные качества священника: «непорочность, единоженство, трезвость, целомудрие, благоговение, страннолюбие, учительность, воздержание от пьянства, от гнева и сродных ему пороков, кротость, бескорыстие, домостроительность, верность, мудрость». На изучение нравственного богословия была назначена первая треть второго года. В класс богословских наук входила археология с литургикой. Для прохождения литургики, именно – во вторую треть второго года, преподаватели за неимением классической книги выдавали семинаристам собственные записки, не довольствуясь отечественными пособиями: нижегородского архиепископа Вениамина «Новая скрижаль» 1805 года и Дмитревского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию» 1804 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1857-58 гг. была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе. В 1886 г. вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 г. укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас, вместо деревянного, и тогда же заново написаны московским художником Морозовым большие иконы у пилонов и стен собора. В 1898-99 гг. собор заботами преосвящ. Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление, на что израсходовано до 25 000 руб. и в том числе Всемилостивейшее пожертвованных 10 000 руб. Собор имеет два престола: главный – в честь Успения Божией Матери и придельный – в честь Божией Матери Одигитрии. Придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по прошению граждан, освящен в честь Одигитрии. С правой стороны иконостаса помещена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами… У правого клироса поставлено в виде кафедры с сенью архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне восьмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками. Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры. Здесь погребен Парфений (Сопковский 1761-95 гг.), который завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием епископа Парфения устроен каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленска: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, Преображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надвратная Богоматерская. Для соответственного величине храма освещения сделаны два ряда окон – продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10 ½ арш. в высоту и 4 арш. в ширину, вторых 16 – по 7 арш. в длину и ширину.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Гавриил (Петров) оставил в рукописи хорошую богословскую систему. Иеродиакон Александро-Невской Лавры Герман перевел с греческого преп. Макария Египетского и, вместе с иеродиаконом Модестом, составил симфонию на св. Писание (1773). Сильвестр (Лебединский) , ректор астраханский и казанский, епископ переяславский, с 1807 архангельский архиепископ, написал «Приточник Евангельский» и духовно-нравственное сочинение «Нетленная пища». По пастырскому богословию написал «О должностях пресвитеров» владыка Парфений (Сопковский), епископ смоленский (1761–95). По литургике – «Новая скрижаль» – написана владыкой Вениамином (Румовским). По свидетельству архиеп. Филарета – труд оригинальный. Объяснение христианского храма, его принадлежностей и священнодействий. Страдает русский язык, заметна латинская конструкция. С 1774 г. был епископом олонецким, с 1775 г. – архангельским, с 1798 г. – нижегородским. Во время управления архангельской епархией еп. Вениамин собрал древния рукописи и летописи для составления истории местной церкви. Им предписано было монастырям и церквам завести памятные книжки, с занесением древних достопамятностей и продолжением записей важных случаев. На основании собранного издано было исторически ценное описание архангельской епархии. Им сочинена Священная история для малолетних детей, на русском, греческом, латинском и францусском языках (1778 г.). Владыка Дамаскин (Семенов-Руднев), воспитанник московской академии, с 1772 г. слушал уроки в Геттингене по богословским наукам, истории, математике, и усовершенствовался в знании языков еврейского, греческого, францусского и немецкого. В 1773 г. в Академии Наук получил степени профессора философии, истории и филологии; с 1775 г. префект, потом ректор московской академии; был одним из близких сотрудников митр. Платона. Будучи уже ректором-архимандритом, он по воскресным дням публично в аудитории изъяснял св. Писание. Слушать собирались весьма многие из дворян и купцов. С 1782 г. епископ севский, 1783–1794 епископ нижегородский; скончался на покое в 1795 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Руководства и пособия по богословским наукам, большею частию появившиеся еще в дореформенную эпоху, как видно из разных конспектов, были следующие: По Богословию: 1) Богословие Феофана Прокоповича (Theophani Procop. De credendis et agendis). Феофан Прокопович положил основание новому направлению нашей богословской науки, освободив ее от схоластики и католического характера и сообщив ей протестантские приемы, основанные на изучении св. Писания и церковной истории. Система его получила широкое распространение и вызвала подражания. 2) Богословие Феофилакта Горского, ректора московской академии (1769 г.), потом епископа переяславского (Theophilacti, ortliodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina christ. de credendis, также и de agendis, изд. в первый раз в 1784 г. 3) Иринея Фальковского, ректора киевской академии, потом еп. чигиринского, сокращение богословия Прокоповича и митроп. Самуила Миславского, бывшего ректора киев. академии (1759 г. к Compendium theologiae dogmaticae (1802 г.) По отзыву Филарета черниг., это – «лучшая догматика из писанных дотоле в России». 42 4) Buddei, Institutiones theolo giae dogmaticae et moralis. 5) Православное учение веры (Спб. 1765 г.), митрополита Платона Левшпна. 6) Св. Тихона Задонского , еп. воронежского: «Об истинном христианстве». – По герменевтике: 1) свящ. герменевтика 1806 г., синодальное издание (Compendium hermeneuticae sacrae, соч. архим. Антония Знаменского, ректора Ал. невской семинарии (1797 г.), впоследствии архиеп. ярославского), сост. по Виттенбаху и Рамбахию. 2) Митроп. Амвросий «руководство к чтению книг св. Писания» 1779 г. 8) Delineatio hermeneuticae sacrae generalis, 1828 г., ректора Иоанна Доброзракова. – По археологии: Дмитревского (бывшего наставника семинарии, потом моск. университета), «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию», 1804 г. – Вениамина Румовского, архиеп. нижегородского, Новая скрижаль, 1803 г. – Толкование на чин богослужения, митр. Симеона Фессалоникийского (XV в.) – По пастырскому богословие: Преосв. Парфения Сопковского, книга о должностях пресвитеров, изд. еще в конце прошлого столетия. – В 1836 г. выслано изданное св. Синодом «Наставление священнику относительно заблуждающих от истинной веры», также «относительно отпадших в молоканство», – для ознакомления с этим наставлением учащихся в высш. отделения семинарии. – С 1838 т. стали высылать «Царскую и патриаршую грамоты о учреждении Св. Синода, с изложением православного исповедания Восточно-кафолической церкви», – в нескольких экземплярах, для употребления воспитанников 43 . Тогда же введено и преподавание Православного исповедания Петра Могилы . (См. ниже.) 2. Философия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010