Мы имели случай видеть 1060 писем, писанных к Ивану Ивановичу различными лицами, преимущественно духовными, прочитали все эти письма а некоторые даже списали. 78 Письма эти свидетельствуют каким высоким уважением пользовался протопресвитер Панфилов от лиц духовных и светских, каким вниманием удостоен был от императрицы, какое влияние имел на дела Синода и каким справедливым воздаянием, за его заслуги были получаемые им награды и отличия. Из этих же писем можно видеть и то, какие добрые качества украшали душу духовника царского, какое покровительство оказывал он просвещению, и каким, наконец, отличался доброхотством и усердием к церкви Божией. Панфилову писали письма из духовных: Платон Левшин , митрополит московский Гавриил Кременецкий, митрополит киевский; Самуил ??славский, архиепископ ростовский; Амвросий Зертис-Каменский, архиепископ московский; Амвросий Подобедов , архиепископ казанский; Георгий Конис?? архиепископ могилевский; Иннокентий Нечаев, архиепископ псковский; Вениамин Пуцек -Григорович, архиепископ казанский; Палладий и Симон епископы рязанские; Павел, епископ костромской; Парфений Сопковский, епископ смоленский; Мефодий и Никифор Феотоки, епископы астраханские, Тихон Якубовский, епископ воронежский; Феофил Игнатович и Еерофей ???лицкий, епископы черниговские; Феодосий Голосницкий и Феофил Раев, епископы тамбовские; Феодосий и Афанасий, епископы олонецкие; Иосиф Золото?? Ириней Братанович, епископы вологодские; Антоний, Иоанникий, Вениамин ??Амвросий, епископы олонецкие; Лаврентий, епископ вятский; Сильвестр, епископ крутицкий; Виктор, епископ владимирский; Аггей Колосовский и Ф??тист Мочульский, епископы белгородские, Антоний, епископ Переяславля Залесского; Арсений Верещагин, епископ тверской; Геннадий Драницын, епископ суздальский; Тихон Малинин, епископ воронежский; Иов Базе??вич, Иларион Кандратковский и Виктор Садковский, епископы переяславские; Евгений Булгар, архиепископ славянский и херсонский; Дамаскин Руднев и Иосаф Заболотский, епископы нижегородские, и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

с 22.10.1757 митрополит с 8.10.1762 † 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский и Новгородский с 1.01.1775 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; † 26.01.1801 Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский с 26.03.1818 †21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт- Петербургской. Новгородская и Старорусская Восстановлена в 1892 году Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Владимирский и Суздальский с 21.11.1892 по 13.08.1900 митр. Киевский и Галицкий; † 22.01.1903 Викарии Новгородской епархии Корельские и Ладожские епископы Викариатство учреждено в 1708 году Иоиль епископ, рукоположен с 18.01.1708 † 17.06.1712 Аарон (Еропкин) епископ, рукоположен с 24.01.1714 по 28.06.1723 (с 3.02.1716 по 1721 управлял Новгородской епархией) на покое, с 29.01.1728 еп. Корельский и Ладожский (повторно) Иоаким епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 23.06.1723 по 11.10.1725 еп. Суздальский и Юрьевский Аарон (Еропкин) епископ, повторно с 29.01.1728 по 1.07.1730 на покое; † 1.05.1740 Иосиф епископ, бывший архиеп. Самтаврский и Горийский с 15.05.1734 по 16.10.1740 на покое; † 1.09.1750 Маркелл (Родышевский) епископ, рукоположен с 10.01.1742 † 29.11.1742 Кексгольмские и Ладожские епископы Викариатство переименовано в 1757 году Иоасаф (Хотунцевский) епископ, рукоположен с 24.05.1757 † 29.04.1759 Парфений (Сопковский) епископ, рукоположен с 6.11.1759 по 7.03.1761 еп. Смоленский и Дорогобужский Тихон (Соколов) епископ, свт., рукоположен с 13.05.1761 по 3.02.1763 еп. Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авраамий, архиепископ бывший архиепископ Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 неизвестно Лаврентий, архиепископ Тверской и Кашинский временно управлял с марта 1655 по декабрь 1655 наместник Полоцкой епархии с 13.03.1656 рукоположен во епископа Полоцкого и Витебского; с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет, архиепископ бывший архиепископ Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое; 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ рукоположен с 09.04.1671 по 1676 митрополит Сарский и Подонский Симеон (Милюков), архиепископ рукоположен, с 09.04.1676 митрополит с 01.09.1681 04.01.1699 Сильвестр (Черницкий), митрополит рукоположен с 25.03.1699 05.06.1706 Сильвестр (Крайский), митрополит бывший архиепископ Холмогорский и Важеский с сентября 1707 05.06.1712 Дорофей (Кроткевич), митрополит рукоположен 03.06.1718 Сильвестр (Холмский), митрополит бывший митрополит Нижегородский и Алатырский с 05.03.1719 по 03.03.1720 епископ Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский), митрополит бывший епископ Тверской и Кашинский с 09.06.1720 24.05.1721 Филофей, архиепископ бывший архиепископ Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешён; 03.05 1735 Гедеон (Вишневский), епископ рукоположен с 19.06.1728 02.02.1761 Парфений (Сопковский), епископ бывший епископ Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 07.03.1761 07.03.1795 Димитрий (Устинович), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии с 01.05.1795 26.05.1805 Серафим (Глаголевский), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 07.07.1805 по 07.02.1812 архиепископ Минский и Литовский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии с 07.02.1812 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии управлял Могилёвской епархией с 01.05.1813 Иоасаф (Сретенский), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.07.1813 по 07.07.1821 архиепископ Могилёвский и Витебский Иосиф (Величковский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Одигитриевская церковь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Надвратная Одигитриевская церковь в городе Смоленск сильно пострадала во время войны 1812 года от неприятеля и была восстановлена в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. Содержание История и описание [ править править код ] Надвратная церковь 1910-е годы На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская чудотворная икона с 6 августа до 5 ноября 1812 года находилась в действующей армии. Этой иконе молилась русская армия во главе с главнокомандующим М. И. Кутузовым на молебне накануне Бородинской битвы. Во время оккупации Смоленска французскими войсками в здании располагался хлебный магазин. Храм пострадал от неприятеля и восстановлен в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. В 1909 году при храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. В советский период храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. После революции, в 30-е годы XX века в здании надвратной церкви Одигитрии был рабочий клуб. В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, однако, проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот.

http://azbyka.ru/palomnik/Одигитриевская...

2) Духовной регламент. в) Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Св. Синода. 3) Устав Дух. Консисторий. (Уст. Дух. К. ст. 6). 4) Некодифицированное церковное законодательство в виде разных «положений», «правил», «инструкций» и указов. 5) Государственное о церкви законодательство. 6) Субсидиарный источник составляет Кормчая книга в обеих частях. 7) Книга о должностях пресвитеров приходских и проч. (См. стр. 210–211). —249— Для юриста позитивного направления странным здесь представляется, что Кормчая книга, содержащая правила Св. Апостолов и соборов – группу источников, помещенную на втором месте в действующем законодательстве, есть лишь субсидиарный источник, а «книга о должностях» преосв. Парфения Сопковского – главный законодательный источник... но так, стало быть, должно быть. Теория г. Суворова иногда, и в очень важных вопросах идет в явный разрез с православной догматикой, Св. Писанием и церковно-богослужебными книгами. Вот пример: «Православное богословие – читаем на стр. 222 – по вопросу об отношении между клиром и мирянами стоит на одной точке зрения с католической церковью. Сам Господь, говорится в догматическом богословии м. Макария, учредил в церкви своей особое сословие людей, составляющих собою иерархию, и этих-то собственно людей, и только их одних уполномочил распоряжаться теми средствами, какие Он даровал церкви для ее цели, т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям». «Но – замечает на это г. Суворов – история и действительная жизнь не оправдывают этого богословского построения» и взамен этого построения предлагает свое научно-юридическое, по которому «высшая правительственная власть в церкви даже и вообще не может быть приписываема духовной иерархии» (стр. 223). По этой теории безусловная высшая во всех отношениях власть в церкви принадлежит Императору. Итак, значит православная церковь должна поступиться своей догматикой в пользу теории г. Суворова 2058 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а)      Известнейшие, преимущественно отеческие толкования на Св. Писание. б)      Жизнеописания замечательнейших пастырей Церкви, в особенности русских. в)      Известнейшие сочинения Св. Отцов о пастырском служении: «Слова о священстве», Св. Иоанна Златоустог о; «Слово о бегстве» Св. Григория Богослова ; 2 «De officiis clericorum» Св. Амвросия Медиоланского ; «De cura pactorali» Св. Григория Двоеслова ; «De vita clericorum» Блаженного Иеронима 3 и другие. г)      «Поучение святительское новопоставленному иерею», вручаемое обыкновенно по рукоположении. д)      «Пастырское Богословие», епископа Кирилла. е)      «Пастырское Богословие», Антония. ж)       «О должностях пресвитеров приходских», Георгия Конисского и Парфения Сопковского. з)      «Письма о должностях священного сана», А. Стурдзы. и)      «Взгляд на жизнь священника, в письмах отца к сыну», священника Н. Г. Богословского. и) «Опыт курса практического руководства для пастырей», часть первая. Киев. 1870 г. Для второй части источниками и вспомогательными пособиями главным образом служат: 1) «Книга правил Св. апостол, Св. Вселенских и Поместных соборов и Св. Отец». 4 2) «Различные духовные уставы и инструкции», 5 а также «практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику на случай совершения важнейших треб церковных», издание шестое, протоиерея Парвова. Затем учебными пособиями для этой части могут служить следующие сочинения: а)      «Записки по церковному законоведению», протоиерея Скворцова. б)      «Опыт курса церковного законоведения», арх. Иоанна. в)      «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния», преосвященного епископа Костромского Платона. г)      «Наставление священнику относительно заблуждающихся от истинной веры», Санкт-Петербург, 1835 г. д)      «Извлечение из свода законов Российской Империи, относящихся до духовного ведомства», Ф. Малютина. е)      Кроме указанных сочинений, можно найти много весьма удовлетворительных статей в повременных духовных изданиях, особенно в «Православном Собеседнике» и «Руководстве для сельских пастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Источниками нашей науки являются: 1 . Священное Писание Ветхого и Нового Завета. 2 . Святое Предание, выражающее взгляд древней Церкви на пастырское служение и на пастырскую практику. Выразителями святого Предания прежде всего служат: правила св. Апостолов, Вселенских и Поместных соборов и правила отцов Церкви. 3 . Творения святых отцов; в частности: письма св. Игнатия Богоносца , Климента Римского (послания к Коринфянам), св. Поликарпа (письма к Филиппийцам), св. Киприана Карфагенского , св. Афанасия Великого («Окружные письма к епископам»), св. Иоанна Златоуста («Шесть слов о священстве»). 4 . Постановления последующих церковных соборов, различные определения патриарших и других Синодов, а также послания выдающихся архипастырей. Пособиями могут служить следующие пасторологические системы: 1 . Первым замечательнейшим пасторологическим памятником, относящимся к ХУШ в., следует считать книгу «О должностях пресвитеров приходских». Она издана впервые в 1776 году и составлена двумя иерархами ХУШ века: Георгием Конисским и Парфением Сопковским. Авторы упомянутого руководстве для пастырей указывают четыре вида их служения: проповедь , учительство примером личной жизни, священнослужение и молитву. После упоминания о высоте пастырского служения книга «О должностях пресвитеров» требует, чтобы пастыри непрерывно учили людей, сами жили свято, тайнодействовали и молились о людях. Каждому пастырю здесь заповедуется читать Слово Божие, держать его в сердце с размышлением и молиться Спасителю о наставлении Духом Святым на всякую истину. Поучения к народу, смотря по нуждам пасомых, книга «О должностях» разграничивает на вероучительные, полемические, обличительные, нравоучительные и увещательные. Говорить предписывается кротко, с болезнью о слушающих, слезами и осторожным наказанием. Учащий добру, по словам авторов книги «О должностях», сам должен быть добр, чтобы своею жизнью не разрушить созданного учительством достижения. Пастырское тайнодействие должно сопровождаться объяснением внутренней силы и цели таинств прихожанам, требованием от них знания Символа веры . В смертных грехах пьянства, корысти и других пастырю нельзя священнодействовать. Крещение и таинства исповеди и брака должно совершать с особыми предосторожностями. Пастырь есть молитвенник за всех людей, молитвенник об избавлении от стихийных бедствий, о спасении живых и умерших. Молиться он обязан везде: наедине и при всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

46 . ПАРФЕНИЙ Сопковский, 10 Февраля 1756 года определён, а 18 Февраля произведён из Иеромонахов и Префектов. 23 Апреля 1758 года переведён в Хутынь монастырь с поручением ему и сего Антониевского. Наконец, был Епископом Смоленским. 47 . СИМОН Лагов, из Иеромонахов и Префектов определён 28 Декабря 1758 года, а произведён 1 Января 1759 года. В Августе 1761 года переведён в Кирилло-Белоезерский монастырь. Наконец, был Архиепископом Рязанским. 48 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, 10 Сентября 1761 года определён, а 15 Января 1762 года произведён из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1767 года переведён в Хутынь монастырь. Наконец, был Епископом Вятским. 49 . АФАНАСИЙ I Анфиногенов. 15 Июля 1767 года, из Иеромонахов и Префектов. Скончался 26 Февраля 1768 года и погребён в паперти соборной церкви. 50 . ДОРОФЕЙ, 19 Марта 1768 из Ректоров Псковской Семинарии и Архимандритов Святогорского монастыря. 4 Октября 1770 года переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. 51 . ТРАНКВИЛЛИН, 4 Октября 1770 года определён, а 22 произведён из Иеромонахов и Префектов. В Январе 1774 года переведён в Зеленецкий монастырь, а оттуда – в Вятку Ректором, и там скончался, будучи Архимандритом Трифонова монастыря и Ректором Семинарии. 52 . ТАРАСИЙ II Вербицкий, в Январе 1774 года из Ректоров Киевской Академии и Архимандритов Братского монастыря. Того же года в Июле переведён в Хутынь монастырь. 53 . ФЕОФИЛ Раев, 18 Июля 1774 года, из Иеромонахов и Префектов. В Июле 1782 года переведён в Хутынь монастырь. Ныне Епископ Тамбовский. 54 . АМВРОСИЙ I Серебренников, 16 Июля 1782 года определён, а 28 произведён из Иеромонахов, и Префектов Московской Академии. 26 Декабря 1784 года хиротонисан в Епископа Олонецкого. Наконец, был Архиепископом Екатеринославским. 55 . ВЕНИАМИН Багрянский, из Ректоров Невской Семинарии, что ныне Академия и Архимандритов Зеленецких. В 1788 году переведён в Свияжский Богородицкий монастырь. Ныне Епископ Иркутский. 56 . НИКОЛАЙ Киждобрянский, в 1788 году, Октября 19, из Архимандритов Вяжицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из Литургики в Пастырское богословие входят также не способ и поря-док совершения богослужения, а священнослужение в настроении самоотверженной любви к пасомым. Вопреки юридическому управлению приходом средствами внешнего порядка Пастырское богословие говорит об управлении приходом назиданием и словесным наставлением. Поэтому оно не формирует по образцу Каноники законы служения пастыря, а говорит о законе совести и настроении при служении пастыря. Вместо канонического предписания пастырю: " Ты обязан " , Пастырское богословие говорит ему: " Ты должен " . В конце концов можно определенно утверждать, что специальный предмет науки Пастырского богословия составляет именно пастырская деятельность в духе самоотречения и любви, или пасение агнцев и овец, по слову Спасителя (см.: Ин. 21, 15–17). Важность и необходимость означенного предмета делает и самую пасторологическую науку одной из важнейших и нужнейших для душевного спасения. Святитель Григорий Богослов эту область богословского ведения назвал наукой из наук – как необходимую, всеобъемлющую и самую жизненную [ 3 ]. Таким образом, и собственно науку Пастырского богословия есть основание определять как систематическое описание и изъяснение самоотверженно любвеобильной жизни и деятельности пастыря, благодатно возрождающей и духовно усовершающей пасомых. Научно-систематическая Пасторология за XVIII и XIX вв. в России В России Пастырское богословие – наука недавняя. Для верного понимания ее современного богатства важно изучить первые опыты ее раскрытия, так как они обусловили форму и характер позднейших научных систем по вопросу о пастырстве в Православной Церкви. Замечательнейшим пасторологическим памятником XVIII в. следует считать, прежде всего, " Книгу о должностях пресвитеров приходских, от слова Божия, соборных правил и Учителей церковных сочиненную " (1-е изд.: СПб., 1776). Она издана впервые в 1776 г. и составлена двумя иерархами XVIII в.: архиепископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским Георгием (Конисским) и епископом Смоленским и Дорогобужским Парфением (Сопковским).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1022...

1. Сильвестр хирот. 1593, в 1608 переведён во Псков. 2. Павел по 1614 год. После его около 100 лет не было Викарных. 3. Иоиль хирот. 1708, скончался 1712. 4. Аарон Еропкин, хирот. 1714, отошёл на безмолвие в Николаевскую пустынь 1723 года. 5. Иоаким, бывший Астраханский, в 1723 дан Викарием Архиепископу Феодосию. 6. Иосиф, Грузинский Архиепископ, дан в 1734 году Викарием Архиепископу Феофану Прокоповичу . В 1740 году сошёл в Москву в Знаменский монастырь. 7. Маркелл Радытевский в 1742 хирот. Викарием Архиепископу Амвросию Юшкевичу и престав. 1744 года. 8. Иоасаф Хотунцевский хирот. 1752 Викарием Архиепископу Стефану Калиновскому, престав. 1759. II. Епископы, именовавшиеся Кекогольмскими и Ладожскими. 1. Парфений Сопковский, хирот. 1759 Викарием Димитрию Митрополиту. В 1761 году переведён в Смоленск. 2. Тихон Соколов хирот. 1761 года Викарием оному же Митрополиту, и в 1763 году переведён в Воронеж. 3. Иннокентий Нечаев 1763 хирот. ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и в том же году переведён в Тверь. II. Епископы, именовавшиеся Олонецкими и Каргопольскими. 1. Иоанн хирот. того же 1763 года ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и переведён в Устюг. 2. Антоний хирот. ему же Митрополиту Димитрию Викарием и скончался в Свирском монастыре 1774 года. 3. Вениамин хирот. 1774 года Викарием Митрополиту Гавриилу и в 1775 переведён в Архангельск. 4. Иоанникий хирот. 1775 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1782 уволен на обещание в Хутынь монастырь, а скончался в Юрьеве. 5. Виктор хирот. 1782 Викарием тому же Митрополиту, и 1783 года переведён во Владимир на Клязьме. 6. Амвросий хирот. 1784 тому же Митрополиту Викарием, и в 1787 переведён в Екатеринослав. III. Епископы, именовавшиеся Старорускими и пребывавшие в Хутыне монастыре. 1. Феофил хирот. 1787 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1788 переведён в Тамбов. 2. Афанасий хирот. 1788 тому же Митрополиту Викарием, и в 1795 переведён в Могилёв. 3. Досифей хирот. 1795, тому же Митрополиту Викарием, и в 1798 переведён в Севск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010