Вспомним это ключевое слово в «Шинели»: «Я брат твой!». Но Акакий Акакиевич, при всей своей ничтожности, был человеком вполне безобидным— и никакая нравственная грязь не препятствовала сострадать ему. Здесь же— преступники, полтора года гноившие свою жертву в тюрьме. Безвинную жертву. Нет, много нужно глубины душевной, чтобы и в них гибнущих братьев своих узреть. Беленьких все любят. Кто полюбит чёрненьких ? «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 43-45). Будете сынами Отца... то есть: будете братьями. Гоголь стремился к правде Божией. Гоголь был совершенен в своём мастерстве. Те, кто слышал уничтоженные главы в авторском чтении, не могли вспоминать о том без восторга. Только вот к художественному успеху— мы помним то ещё по истории с «Ревизором»— Гоголь оставался равнодушен. Нет полной уверенности, что второй том был написан полностью: Воропаев, сопоставив многие свидетельства, убедительно утверждает, что незадолго до смерти оказались сожжёнными лишь отдельные тетради неполностью написанного второго тома. Впрочем, в этой истории слишком много загадок, да и вряд ли их возможно разгадать теперь. Несомненно одно: Гоголь ощутил бессилие не своё собственное, а своего искусства— перед поставленною им перед самим собою задачею пророческого возглашения Горней истины. Иначе никак не объяснить уничтожение второго тома поэмы (целого или части— не столь и важно), не разгадать и той парадоксальной загадки, почему не утративший силы великого таланта писатель за десять последних лет своей жизни не дал литературе ни одной строки художественного текста.   Чтобы выразить Горнюю истину, сказать как должно о сокровищах на небе , нужно познать эту истину в цельности и глубине её. И иметь в себе стремление к тем сокровищам, духовную жажду . Среди гоголевских записей находим такую: «Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов, якоря, ежели нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго? Бог любит смиренного грешника, который сердечно сокрушается о своих грехах, и отвергает гордого праведника, который не признаёт себя никаким грешником» (8, 558). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Грина обвиняли и продолжают обвинять в человеконенавистничестве, в презрении к обывателю, далекому от фантазий его «недотрог». Хорошо. Но вспомним гневные слова Христа, обращенные к Капернауму и его жителям: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11:23). Так что, если и говорить о юношеском максимализме Грина, то только памятуя о ”максимализме” Христовой проповеди». Другое важное место в «Алых парусах», которое вызывало много споров — это та сцена, когда на глазах у Лонгрена гибнет Меннерс, и тот не делает ничего для того, чтобы его спасти. И вот как критик комментирует этот эпизод: «Говорили о жесткости, даже жестокости Грина, о том, что герои его не следуют заповеди «не убий». И как вообще можно говорить о христианстве и гуманизме Грина? Этот момент долго смущал меня, и мне казалось, что и сам писатель понимает безрассудную жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Объяснение снова приходит из Евангелия, из слов проповеди Спасителя в приморском Капернауме: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф, 18, 5). Так и злосчастный Меннерс находит смерть за обиду женщины и ребёнка. Для нас важно, что именно в Капернауме звучат слова Спасителя: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф. 18:3-4 ). Ассоль и есть то дитя, что поставил Спаситель между своими учениками. Ассоль из Каперны, бесхитростно молящаяся своему Богу утром: «Здравствуй, Бог!»: а вечером: «Прощай, Бог!» Ее день в ожидании чуда полон Бога, как день младенца». Как же относиться к такому подходу? Действительно ли феерия Грина — это зашифрованное Евангелие? Ставил ли Грин такую задачу? Думаю, то, что увидели в «Алых парусах» уважаемые авторы, есть скорее результат их доброжелательного, но иногда вольного толкования. Грин и в самом деле писал и жил по своим правилам. Так же, как и его герои. Но считать их христианскими? Все вышеприведенные построения весьма любопытны, но оба пишущих не приводят в своих статьях ключевую сцену из «Алых парусов», прямо, а не иносказательно, касающуюся Христа.

http://azbyka.ru/fiction/begushhij-po-vo...

И узнают, что Я Господь, когда Я обращу землю их в пустыню и степь за все мерзости их, какие они делали. И о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов, и говорят один другому, каждый говоря ближнему своему: приходите, и послушаем, какое слово исходит от Господа. И они приходят к тебе подобно тому, как приходит народ (или как собирается обыкновенно народ), и садится пред тобою народ Мой, и слушают слова Твои, но не исполняют их, ибо обращают их в забаву (canmicum) для уст своих, и сердце их увлекается за корыстию их (или, как стоит у LXX: ибо они обращают их в ложь уст своих, и сердце их идет вслед за мерзостями их. Далее следует: И ты для них, как музыкальная песнь, которая поется приятно и сладкозвучно, и они будут слушать слова Твои, но не будут исполнять их, и когда сбудется предсказанное, – ибо уже сбывается, – тогда они узнают, что среди их пророк. Прежде всего следует знать, что около восьми стихов, начиная с того места, которое мы перевели: которые едите с кровью и поднимаете глаза ваши к мерзостям вашим до того места, где написано: так скажи им: так говорит Господь Бог, нет у LXX, которыми и это, вместе со многим другим, было опущено, или хотя и переведено ими, но постепенно исчезло по вине переписчиков. Латиняне же наши или, вернее, ненавистники христианские и, говоря яснее, наследники Грунниевой партии 69 лают на нас: почему мы объясняем по еврейскому [тексту], как будто бы тем должна быть предлагаема пища, кои не хотят ее, а не для тех приготовляется трапеза, кои принимают ее с благодарностью. Но если они не имеют доверия к нам, то пусть читают другие издания, – Акилы, Симмаха и Феодотиона; пусть они обратятся с запросом к евреям не из одной местности, чтобы не хвастаться, что те подкуплены нами, но из различных стран, и когда увидят, что те все согласны с моим заблуждением или невежеством, то поймут, что они слишком умны и желают более спать, нежели поучаться, и пусть они поселятся в семидесяти кельях александрийского Фароса, чтобы не потерять парусов с кораблей и не воздыхать об утрате веревок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

" Когда входят в Святую Софию для молитвы, то тотчас чувствуют, что этот храм не есть дело людского могущества и искусства, но скорее дело Самого Божества; и ум, обращаясь к небу, сознает, что Бог здесь близко от него и что Богу особенно нравится этот дом Его, который Он Сам избрал для Себя " . При соприкосновении с такими шедеврами человеческого гения нельзя не почувствовать какое-то дыхание Божие и отпечаток десницы Всевышнего, содействовавшей человеку в его создании. Святая София, как и все памятники человечества, уничтожится при последнем акте земной истории, но в каком-то преображенном виде ее " гений " , ее логос не пропадут. Хочется, вместе с Прокопием, верить, что Богу могут особенно быть угодны совершеннейшие произведения, сотворенные человеком-творцом. " И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, подними плач о Тире и скажи Тиру, поселившемуся на выступах в море, торгующему с народами на многих островах: так говорит Господь Бог: Тир! ты говоришь: " я совершенство красоты! " Пределы твои в сердце морей; строители твои усовершили красоту твою: из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим " (Иез 27, 1-7). С каким совершенством художественного чутья описана эта картина! Сколько знания архитектурного и иного искусства воплотилось в этом гимне! Тут упомянуты и сенирские кипарисы для постройки помостов, и ливанские кедры для сооружения мачт, и васанские дубы для изготовления весел. И узорчатые полотна Египта для парусов, голубые и пурпуровые ткани для покрывал. Благородные металлы, слоновая кость, черное дерево, карбункулы, кораллы и рубины, благовония, вина и богатства - все, чем украшали люди этот изумительный по красоте город.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Обратим внимание на первые слова: «велико развращение человеков». Речь идет о нарушении первоначальной иерархии человеческой природы, при которой духовная сфера управляет всеми силами души (т.е. разумом, чувством и волей) и тела человека. Произошел разворот, и духовная сфера попала под власть сначала душевной, а затем и телесной сферы. Причина случившегося – в нежелании человека следовать богоустановленным духовным законам. Впервые это произошло еще в Эдеме и продолжается всю историю человечества. Время от времени людям кажется, что всего, чем они обладают, они достигли исключительно собственными усилиями, а потому теперь вполне могут обойтись без Бога: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов. 21:14). В результате человек стал подобен всем остальным животным, не имеющим духовной сферы, а затем опустился и ниже их: «всякая плоть извратила путь свой». Некоторые современные ученые убедительно доказывают, что мораль современного человека не только одноприродна «морали» животных, но даже ниже ее по качеству. Так, только люди убивают друг друга из удовольствия, только женские особи человеческого рода убивают своих детей у себя в утробе, только человек разрушает среду своего обитания, только люди сознательно убивают самих себя – как одномоментно, так и путем приема заведомо вредных веществ. О танатальности человека, его склонности к саморазрушению много размышлял Зигмунд Фрейд, и здесь с ним можно согласиться. Нарушение естественной иерархии сфер человеческой личности повлекло ослабление всех подчиненных духу сил человеческого существа. Современный человек гордится своим интеллектом, ему кажется, что он намного умнее своих предков. Однако, даже зная о грозящей катастрофе, он продолжает разрушать свой дом – точно так же, как и во времена Ноя: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех…» (Мф. 24:38-39). Ной был последним человеком, еще сохранявшим веру в Бога, неверие приобрело тотальный характер. И хотя о грядущем конце света были предупреждены все, только Ной предпринял реальные действия для спасения себя и своих близких. Представим: человек потратил всё свое богатство, чтобы построить огромный корабль без парусов посреди пустыни и камней…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/pr...

Святой апостол Иаков пишет: " Гнев человека не творит правды Божией " (Иак. 1:20); " Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир " (Иак. 3:18). Вот, всё уже давным-давно сказано - и пребывает в пренебрежении. И кто исправит людей, в глазах которых Бог - никто и Его Слово - ничто? Которые на всякое замечание знают один ответ - " не судите, да не судимы будете " ? Никто, кроме их самих. Чтобы исправиться, нужно захотеть. А чтобы захотеть, нужно опротиветь самому себе быть тем, чем мы являемся... И до какой меры нужно дойти, чтобы опротиветь? " Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе " (Пс. 31:9). Валерий Иванов 28 марта 2015, 11:54 Мария, спасибо. Я не пьяница, не наркоман - хуже. Не имею права давать Вам советы, просто поделюсь размышлениями - простите. Мне кажется, что сын Ваш страдает не меньше Вас, а может даже больше. Калькуляция материальных потерь от его пьянства? Давайте отбросим на время все цифры. Вспомним - про таких людей, как Ваш сын, обычно говорят так: занесло, засосало, закрутило, замотало. Занесло в пучину, засосало в глубины, закрутило мутными водами, замотало течениями. Он оторван от пристани и унесен, парус его жизни изорван.Остался ли цел хотя бы руль? Как выбираться из пучины? Теперь это ЕГО задача. Наши молитвы могут утишить бурю, отрезвить его сознание красотой первого луча Солнца на рассвете и очертаниями прекрасного берега в далекой дали, наполнить остатки парусов ветром. Но пока он во власти стихии. Это ЕГО стихия. Еще не время НАШИХ действий. Мы – не только Вы одна – должны молиться и молиться за него. Что такое эта стихия? Грехами нашими мы все волнуем спокойствие океана жизни – каждый по чуть-чуть, а все вместе? Это уже волны, одна другой выше и шире - вот Вам и девятый вал. Помолился один – утишил одну волну, помолились тысячи – вот уже и штиль. А грехов – миллион миллионов. Что же нам печалиться и отчаиваться тем, что волны хлещут и хлещут, заливают пахоту полей наших прибрежных, а порой случаются и наводнения. Помолимся? Вместе! Читайте далее.

http://pravoslavie.ru/78164.html

Я вижу, что молитвы его весьма сильны у Бога. И Бог сделал это нам за тем, чтобы не печалился авва. Когда пловцы сделали это, корабельщик, говорит преподобному: ну, господин авва, по слову твоему выходи, и иди в монастырь свой, и помолись о нас, чтобы Господь, молитвами твоими, дал нам попутный ветер, да плывем в Св. Град 111 , и возблагодарим Бога за твои преподобные молитвы. И говорит раб Божий: воля Божья да будет. И сел в лодку и высадился в Андриак. И тот час подул опять попутный ветер, и судно поплыло в путь свой. И возблагодарили Бога и раба его Николая; ибо, как он сказал, так и вышло. Он отправился в монастырь свой а они поплыли в Святой Град, не повредивши совершенно парусов. Собрались же все на поклонение преподобному, узнавши о его прибытии. И было веселие и радость великая. И все славили Бога. В те дни, когда обсекали гору перед раковиною (алтарным выступом) св. Сиона, говорит раб Божий Николай: желание опять мне, пришло отправиться ко св. местам на поклонение честному Древу и св. Воскресению, и, если послушаетесь меня, отпустите ли мастеров каменотёсов. И говорит Артема, брат его: а что? мы разве уже не можем распоряжаться мастерами? и говорит им преподобный: не (можете). Мне Бог дал благодать эту; меня слушается камень, и как хочу, так и делаю. И говорят ему: отпускай, кого хочешь. И отпустил их. А когда отправился раб Божий к св. местам, посамовольствовал брат его Артема, шлет и зовет мастеров. И идут в горы. И хотели поворотить один камень, но не могли. И послав в село, созвал (Артема) 70 человек 112 . Целый день бившись около камня, они не могли (таки) повернуть его. Дабы сбылось слово преподобного, которое он сказал: (что) «без меня не можете сделать ничего» 113 . А по возвращении его из Св. Града, позвал он 12 человек 114 . Пошел и поворотил камень, и прославили Бога все слышавшие 115 , что сила Господня была в нем, и (что) не только люди, но и камни повинуются ему. И опять в один из дней приходят к нему в монастырь муж с женою из Зимуполя, и припадают к ногам 116 его, говоря: помилуй нас, раб Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

— Ах, капитан! — воскликнул Том. — Что случилось. Том? — Линь лопнул! — Лопнул линь? — воскликнул Дик. — Значит, лаг пропал! Старый негр вместо ответа показал обрывок линя. Несчастье действительно произошло. Лаг привязан был прочно, линь оборвался посредине. А между тем линь был скручен из прядей наилучшего качества. Он мог лопнуть только в том случае, если волокна на месте обрыва основа, тельно перетерлись. Так оно и оказалось, Дик Сэнд убедился в этом, когда взял в руки конец линя. «Но почему перетерлись волокна? Неужели от частого употребления лага?» — недоверчиво думал юноша и не находил ответа на этот вопрос. Как бы там ни было, лаг пропал безвозвратно, и Дик Сэнд лишился возможности определять скорость движения судна. У него оставался только один прибор — компас. Но Дик не знал, что показания этого компаса неверны! Видя, что Дик очень огорчен этим происшествием: миссис Уэлдон не стала продолжать расспросы. С тяжелым сердцем она удалилась в каюту. Но хотя теперь уже нельзя было определять скорость хода «Пилигрима», а следовательно, и вычислять пройденный им путь, однако и без лага легко было заметить, что скорость судна не уменьшается. На следующий день, 10 марта, барометр упал до двадцати восьми и двух десятых дюйма . Это предвещало приближение порывов ветра, несущегося со скоростью около шестидесяти миль в час. Безопасность судна требовала, чтобы площадь поднятых парусов была немедленно уменьшена, иначе судну грозила опасность. Дик Сэнд решил спустить фор-брам-стеньгу и грот-стеньгу, убрать основные паруса и следовать дальше только под стакселем и зарифленным марселем. Он вызвал Тома и всех его товарищей на палубу — этот трудный маневр мог выполнить только весь экипаж сообща. К несчастью, уборка парусов требовала довольно продолжительного времени, а между тем буря с каждой минутой все усиливалась. Дик Сэнд, Остин, Актеон и Бат поднялись на реи. Том встал у штурвала, а Геркулес остался на палубе, чтобы травить шкоты, когда это понадобится. После долгих безуспешных попыток фор-брам-стеньгу и грот-стеньга были, наконец, спущены. Мачты так раскачивались и ветер задувал с такой бешеной силой, что этот маневр едва не стоил жизни смельчакам матросам — сотни раз они рисковали полететь в воду. Затем взяли рифы на марселе, фок убрали, и шхуна-бриг не несла теперь других парусов, кроме стакселя и зарифленного марселя.

http://azbyka.ru/fiction/pjatnadcatiletn...

В ходе путешествия будет снят фильм. 20 июня. ПРАВМИР. Проект «Паруса духа» — кругосветное путешествие с участием российских инвалидов пройдет в 2015 году, сообщает сайт  «Белая трость» . Идея проекта пришла  Сергею Бурлакову, лишенному рук и ног и выигравшему пять лет назад Нью-Йоркский марафон. Его поддержал Олег Колпащиков, который 20 лет назад потерял зрение. Со временем «кругосветка» превратилась в Гуманитарную миссию. В разных уголках мира, параллельно с тренировками команда «Парусов духа» проводит встречи с общественными организациями, со студентами и учениками школ. На каждом этапе в состав команды приглашаются представители разных социальных групп: инвалиды, родители инвалидов. Пять этапов тренировок прошли успешно. Следующий шестой этап стал международным. В составе команды: Олег Колпащиков – руководитель «Парусов духа», Елена Ковалева — участник кубинского и  латвийского этапов подготовки, Александр Хазимуратов — отец четырехлетней слепой девочки, Ян Стинбруген — шкипер и его дочка Аннелийн – писательница. Родоначальниками яхтинга являются голландцы и очень важно начать опыт интернациональных команд с голландцами. 15 июля 2013 года команда «Парусов духа» вылетает из Екатеринбурга в Амстердам, чтобы встретиться с голландскими «морскими волками», которые познакомят наших земляков с особенностями хождения под парусом в Северном море. Интернациональному экипажу предстоит пройти на океанической яхте путь из Голландии в Германию.17 июля в порту Андейк международный экипаж выйдет  в открытое Северное море, чтобы встретиться с волной. В Голландии состоится встреча с мужем Аннелийн Дэвидом, членом  Lions Club International (мировым лидером  общественных и гуманитарных услуг). «Паруса духа» приглашены на Noorderhoeve, где люди, работающие с различными видами инвалидности, заинтересовались проектом. «Долгосрочный поход под парусом в открытом море  — это впечатляет. При безветрии мы обычно преодолеваем расстояния, пользуясь мотором. Работы предстоит много. Кока не лодке нет — готовим сами. Путешествие в условиях смены ветров и настроений Северного моря — это подготовка к преодолению Атлантики в следующем году. С каждым этапом подготовки уверенность, что у нас все получится — растет. В целом поездка направлена на поднятие силы Духа людей с разными возможностями и на расширение наших интернациональных связей. Мы встречаемся с интересными людьми, узнаем много нового и рассказываем о себе. Глядя на нас люди, еще вчера считавшие свои возможности ограниченными, начинают понимать, что способны на большее. Нужно только заразиться оптимизмом, поставить цель и уверенно идти к ней. С белой тростью или без —  в прямом и переносном значении!», — говорит Олег Колпащиков.

http://pravmir.ru/rossijskie-invalidy-so...

— Мин херц, да скажи ты… Подойдем флотом на пушечный выстрел… В самом деле… — Не пускать — это их право: это — крепость, — сказал Корнелий Крейс. — Мы погуляем по берегу около стен, мы увидим все, что нужно. 12 Муртаза-паша больше ничего не мог придумать: плывите, аллах с вами. Петр вместе с флотом вернулся в Таганрог. Двадцать восьмого августа «Крепость», взяв на борт посла, дьяка и переводчиков, сопровождаемый четырьмя турецкими военными кораблями, обогнул керченский мыс и при слабом ветре поплыл вдоль южных берегов Крыма. Турецкие корабли следовали за ним в пене за кормой. На переднем находился пристав. Гассан-паша остался в Керчи, — в последний час просил, чтоб дали ему хотя бы письменное свидетельство, что царский посланник едет сам собой, а он, Гассан, ему не советует. Но и в этом было отказано. В виду Балаклавы пристав сел в лодку, поравнялся с «Крепостью» и стал просить зайти в Балаклаву — взять свежей воды. Отчаянно махал рукавом халата на рыжие холмы. — Хороший город, зайдем, пожалуйста. Капитан Памбург, облокотясь о перила, пробасил сверху: — Будто мы не понимаем, приставу нужно зайти в Балаклаву — взять у жителей хороший бакшиш за посланничий корм. Ха! У нас водой полны бочки. Приставу отказали. Ветер свежел. Памбург поглядел на небо и велел прибавить парусов. Тяжелые турецкие корабли начали заметно отставать. На переднем взвились сигналы: «Убавьте парусов». Памбург уставился в подзорную трубу. Выругался по-португальски. Сбежал вниз в кают-компанию, богато отделанную ореховым деревом. Там, у стола на навощенной лавке, страдая от качки, сидел посол Емельян Украинцев — глаза закрыты, снятый парик зажат в кулаке. Памбург — бешено: — Эти черти приказывают мне убавить парусов. Я не слушаю. Я иду в открытое море. Украинцев только слабо махнул на него париком. — Иди куда хочешь. Памбург поднялся на корму, на капитанский мостик. Закрутил усы, чтобы не мешали орать: — Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брамсели… Грот… Крюс-бом-брамсели… Фор-стеньга-стаксель, фока-стаксель… Поворот на левый борт… Так держать…

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010