иерей Сергий Трущелев Историческая составляющая в опыте перевода и толковании послания к Римлянам Скачать epub pdf Раздел богословских дисциплин, сосредоточенных на изучении источников библейских текстов, канона Библии , вопросов Богодухновенности Библии, а также библейской критики, называется исагогикой (от греч. εσαγωγ введение). Исагогика подразделяется на общую и частную. Общая исагогика – это общее введение в понимание Библии, а частная – ведение в изучение ее отдельных книг. В данной статье необходимо рассмотреть частную исагогику, которая изучает вопросы личности автора, места и времени написания, а также с какой целью был написан тот или иной текст. В своем введении архиепископ Мефодий дает некоторые замечания по данной теме. В частности, он делает краткий исторической обзор о городе Риме. Владыка пишет следующее: «Рим, Roma, город в Италии, к жителям которого Апостол Павел писал послание, лежит на реке Тибр и состоит ныне в Папской области. Основание оного приписывают Ромулу за 751 год до Рождества Христова. Но другие утверждают, что он гораздо прежде того основан Евандром и назывался Палантеей, а в продолжении времени Валенцией. Как бы то ни было: но римские дееписатели согласно все говорят, что Ромул, с начала построил на Палатинской горе род крепости, назвал оную, по своему имени, Ромой; и потом в продолжении времени занято было под оный город семь гор По мере распространения могущества римлян, город Рим имевший столь низкое начало распространялся и приходил в цветущее состояние. Во времена Августа Кесаря был он великолепен; а при Нероне приведен в самое цветущее состояние. Великолепные и предорогие здания, несравненного убранства водоводы, театры, зрелищные места и амфитеатры составляли в нем беспримерную пышность. По принесении Императором Константином столицы из Рима в Константинополь, начал Рим упадать; к чему много так же способствовали многоразличные осады и взятие оного. Не смотря на все таковые несчастные с ним происшествия, почитается он и ныне самым большим и лучшим городом в Италии. В нем обыкновенное свое пребывание имеют Папы, Кардиналы и другие знатнейшие особы. Нет там недостатка в великолепнейших зданиях; в числе которых почитается Ватиканское, Латеронское, Монтанжельское строение, церковь Св. Петра и Папской дом. Древностей в нем хотя и много находится, однако ж весьма не многие остались в целости. Долг. 30 град., шир. 41 град. 53 мин. 54 сек».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Можно впрочем думать, что, приписывая свой тезис папе Агафону I, Грациан имел в виду его послание к византийскому императору и инструкцию легатам, посланным на VI вселенский собор. В этих документах Агафон I вдается в преувеличенные рассуждения о папском авторитете, с целью снять со своего предместника Гонория I обвинение в ереси. Только болонский монах выражается гораздо сильнее, чем писал папа в своих посланиях. Следующий же тезис представляет собою образчик не усиления только мысли источников, которыми пользовался Грациан, но положительного искажения смысла. Блаженный Августин относил к каноническим книгам (к библейскому кодексу) прежде всего те писания, которые ранее других приняты апостольскими престолами. Грациан же навязывает бл. Августину мысль, что «папские декреталии принадлежат к каноническим писаниям» (inter canonicas scripturas decretales epistolae connumerantur). В виду этого, вопрос о папской непогрешимости, и с точки зрения Грациана, должен быть решен в утвердительном смысле. Фома Аквинат говорит, что папа обладает правом формулировать члены веры (nova editio symboli), и решать догматические вопросы окончательно (finaliter determinare ea, quae sunt fidei). При этом выписками из Псевдокирилла доказывается, что эта истина торжественно признана отцами церкви. Если же непререкаемость и общеобязательность догматов основывается на их абсолютной истинности; то ясно, что признание за папами права окончательного решения догматических вопросов совершенно равносильно признанно епископов Рима непогрешимыми, что в приговорах пап не может быть никакой ошибки. В противном случае вместе с папою могла бы впасть в ересь и вся церковь, ибо если вероопределения епископов Рима имеют окончательную силу, то их следует признать и обязательными для всех. Было даже мнение, что папы обладают не только непогрешимостью в вере, или даром безошибочности в определении догматических истин, но вместе с тем и даром безгрешности в нравственном отношении, или личною святостью. Такую мысль бросил еще Эннодий, защищая папу Симмаха, нравственная безупречность которого была заподозрена сторонниками Лаврентия, спорившего с Симмахом из-за обладания римским престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Библию также подтверждено читать не только на латинском языке, но и непременно по известному латинскому переводу (Вульгате), который об явлен каноническим и богодухновенным. В перечислении библейских книг ветхого завета книги не канонические смешаны с каноническими и т. д. Определения Тридентского собора положено было считать неизменным выражением верований церковных на все будущие времена. И после Тридентского собора до последнего папы Пия IX католическая Церковь уже не созывала больших соборов, и определения Тридентского собора считались в ней главными и неизменными основаниями верования церковного. Впрочем не все католические страны безусловно подчинились определениям Тридентского собора. Они приняты были вполне только в большей части католических владений Италии и Германии, в Португалии и Польше. В Испании же, Бельгии и особенно во Франции они вызвали много протестов, и приняты были с большими ограничениями. Не смотря на все усилия папства восстановить свое прежнее влияние в Европе, самый ход развития европейских народов, все более и более высвобождавшегося из под влияния Церкви, постепенно ослаблял папское влияние в самых католических странах. Уже в XVII столетии, в самых католических государствах Европы стало высказываться стремление ограничить папское влияние не только в светских, но и в духовных делах, и дать большее развитие самостоятельности местных Церквей. Почти во всех государствах Европы, усвояемые папами права верховного главенства и контроля над поместными церквами, были ограничены так называемыми конкордатами, т. е. государственными договорами, по которым папской власти на столько давалось влияния в известной стране, на сколько это допускала государственная власть. Во Франции, в конце XVII столетия король Людовик XIV, католик в иных случаях весьма ревностный, но желавший держать себя самостоятельно по отношению к папе, приказал местным епископам своей страны собраться на собор в Париж (1682 г.) и на нем определять отношения галликанской церкви к папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Кроме библейских доказательств превосходства пап пред императорами, схоластики и папы приводят еще доказательства исторические. Сильнейшим из них признавалась уже известная нам подложная дарственная грамота Константина Великого . Принятая в Декрет Грациана, она вызвала самые чудовищные толкования. Уже Иннокентий III утверждал, что Константин, вместе с Римом, передал папе и весь Запад, так что каждый император необходимо становится вассалом апостольского престола. В итоге всех этих теорий получалось очень невысокое понятие о государстве. Само в себе, государство не имеет божественного права. «Все короли, по словам Григория VII, ведут свое начало от тех, которые, не зная истинного Бога, движимые гордостью, грабительством, вероломством, жаждой крови, наконец почти всеми пороками, по действию князя мира сего диавола, возобладали над равными, то есть такими же людьми, и получили мирское господство (dominium mundi) слепой жадностью и тиранским насилием». Только в связи с церковью государство вступает в высший жизненный порядок, только от церкви получает свое нравственное содержание, которого тотчас же лишается, если захочет сделать себя независимым, в —229— этом отношении, от ее суда и авторитета. Но чтобы вступить в союз с церковью и получить ее санкцию, государство, в лице своего высшего представителя – императора должно было выдержать ряд жестоких испытаний своего христианского смирения. Церемониал римского двора предписывает относительно императора следующие обряды: в день папской коронации император должен был носить шлейф папы, держать стремя у лошади, на которую он садился, и вести ее под уздцы, или, если папа приказывал нести его на носилках, то поддерживать их своим плечом. Во время папского обеда император должен был сидеть на небольшом зеленом кресле, по правую руку папы, подавать ему воду для умовения рук, – обряд, который уже четыре раза исполняем был во время папской обедни. Если избранный в римские императоры шел в Рим для коронации, то он должен был по крайней мере первую ночь почивать за городскими стенами; когда же вступал в город, папа ожидал его, сидя на своем престоле. Увидав наместника Христова, император отдавал ему честь коленопреклонением, которое чрез несколько шагов повторялось, а в третий раз император уже повергался ниц для целования папского колена и туфли. После поцелуя он еще раз преклонял колена и клал к ногам папы известную сумму денег, после чего папа поднимал его и целовал. В день коронации император принимаем был в число каноников ап. Петра, после миропомазания получал от папы меч, державу, скипетр и корону. Подавая меч, папа, сидя на троне, говорил коленопреклоненному императору: «прими из наших рук меч с гробницы ап. Петра, поручаемый тебе, как императору, во имя Божие, на защиту церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1960 г. Кюнг был назначен профессором теологии в университет Эберхарда Карла в Тюбингене. Подобно своему коллеге Джозефу Ратцингеру (теперь папа Бенедикт XVI) в 1962 г. он был назначен папой Иоанном XXIII перитусом и был экспертом Второго Ватиканского собора до его завершения в 1965 г. По инициативе Кюнга Католический факультет Тюбингена назначил Ратцингера профессором догматики. Однако, вследствие протестов студентов в 1968 г. Ратцингер был вынужден перейти в университет Регенсбурга, чем закончилось сотрудничество между этими двумя богословами. В отличие от современных ему римо-католических богословов, таких как Карл Ранер и Бернар Лонерган, Кюнг не развил определенной метафизической позиции для обоснования своих взглядов. Скорее его мысли исходила из истории богословия и стремления к свободе мысли и сильному противостоянию авторитарным институциональным структурам. Во многих своих работах, таких как «Собор, реформа и воссоединение» ( The Council , Reform , and Reunion , 1962) и «Структуры Церкви» ( Structures of the Church , 1964) Кюнг соединил исторический анализ с размышлением о современных проблемах, чтобы показать необходимость реформ в Римо-католической Церкви и реальную возможность примирения с другими церквами. После Второго Ватиканского собора Кюнг продолжил писать о необходимости реформ с особым акцентом на служении и миссии ( The Church , 1968) и изменениях, которые должны произойти в управлении Римо-католической церкви ( Truthfulness : On the Future of the Church , 1968). В конце 1960-х Кюнг стал первым главным римо-католическим богословом после старокатолического раскола XIX века, который отверг доктрину папской непогрешимости. В своей книге «Непогрешимый?» ( Infallible ? An Inquiry , 1971) он указывает на противоречие римо-католического учения о непогрешимости библейскому учению. 18 декабря 1979 г. он был лишен лицензии на преподавание в качестве римо-католического богослова, но продолжил свое преподавание в качестве штатного профессора экуменического богословия Тюбингенского университета до своей отставки в 1996 г. До сегодняшнего дня он остается постоянным критиком папской власти, которая, как он утверждает, является человеческой, а не установленной Богом. Тем не менее, он не был подвергнут отлучению и остается римо-католическим священником.

http://bogoslov.ru/person/307223

Об апостолах же сказано в Апокалипсисе: и стена града (небесного Иерусалима) имеяше оснований (ϑεμελους) дванадесять, и на них имен дванадесять апостолов ( Откр.21:14 ). Все эти примеры показывают, что филологическое значение слов πτρα, λϑος, ϑεμλιος не может служить доказательством в пользу папской системы. Употреблением их в Писании можно доказывать только одно, что апостол Петр может быть назван основанием церкви в таком же точно смысле, в каком называются и остальные апостолы. Все они служат основаниями церкви, но основаниями второстепенными, и никто из них, ни Петр, ни другой кто не может быть приравниваем в этом отношении самому Иисусу Христу. Вопрос о том, кого следует признавать твердыней и незыблемой основой церкви разрешается не филологическим значением и не библейским употреблением приведенных греческих слов. Только один Господь Иисус Христос называется краеугольным камнем. Эпитет „краеугольный“, употребляемый об одном только Христе и никогда не употребляемый относительно Петра, окончательно устраняет те соображения, которые приводит в пользу папской системы анонимный русский защитник ее. Было бы целесообразнее, если бы филологические соображения автор направил непосредственно к изречениям: „еси Петр“ и „на сем камени“. Хотя греческое слово: πτρα, соответствующее нашему: камень, не только созвучно с Πτρος, но даже родственно ему по корню, общему для них обоих, однако это слова все таки разные. Ясно, что Господь различает между Петром и камнем и этим показывает, что под камнем он разумеет не Петра, а нечто другое. На эту филологическую сторону рассматриваемых изречений обращено было внимание еще блаж. Августином. И именно на основании того, что Господь различает Πτρος от πτρα, он нашел нужным исправить свое прежнее мнение, что под камнем, на котором основана церковь , следует разуметь Петра 74 . Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращся утверди братию твою ( Лк.22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риме открылась выставка переводов Библии 01.02.2008 Папский Салезианский университет в Риме и Объединенные Библейские общества подготовили совместную выставку межконфессиональных переводов и изданий Священного Писания , выпущенных до сего дня, сообщает EKAI. По словам организаторов, это станет вкладом в проведение Синода епископов Католической Церкви, который пройдет 5-26 октября под девизом “Слово Божье в жизни и миссии Церкви”. Выставку, названную «Слово, переведенное совместно. Библия в общих христианских инициативах от II Ватиканского Собора до наших дней», открыл 29 января генеральный секретарь Синода епископов, хорватский архиепископ Никола Этерович. Она располагается в двух залах Библиотеки имени святого Иоанна Боско, в папской салезианской школе и продлится до 29 апреля. На выставке собраны таблички, книги и библейские дидактические материалы. В одном зале можно посмотреть книги и другие печатные публикации, а в другом – мультимедийные экспонаты. Вся экспозиция поделена на четыре раздела, по частям света, в которых работают Объединенные Библейские общества: Европа и Ближний Восток, Америки, Азия и Тихий океан, а также Африка. Согласно организаторам, с 1968 года и до наших дней сделано 211 общих переводов Святого Писания при участии католиков, православных и протестантов. На римской выставке собрано около ста таких экспонатов на разных языках. На сегодняшний день хотя бы одна книга из Библии переведена на 2426 языков. Новый Завет существует в переводах на 1144 языках, а вся Библия целиком – на 429. Baznica.Info/Седмица.Ru Редакция текста от: 01.02.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4397.html

В Риме проходит выставка переводов Библии 1 февраля 2008 г. 18:51 Папский Салезианский университет в Риме и Объединенные Библейские общества подготовили совместную выставку межконфессиональных переводов и изданий Священного Писания, выпущенных до сего дня, сообщает EKAI. По словам организаторов, это станет вкладом в проведение Синода епископов Католической Церкви, который пройдет 5-26 октября под девизом «Слово Божье в жизни и миссии Церкви». Выставку, названную «Слово, переведенное совместно. Библия в общих христианских инициативах от II Ватиканского Собора до наших дней», открыл 29 января генеральный секретарь Синода епископов, хорватский архиепископ Никола Этерович. Она располагается в двух залах библиотеки имени святого Иоанна Боско в Папской Салезианской школе и продлится до 29 апреля. В одном зале можно посмотреть книги и другие печатные публикации, а в другом — мультимедийные экспонаты. Вся экспозиция поделена на четыре раздела — по частям света, в которых работают Объединенные Библейские общества: Европа и Ближний Восток, Америка, Азия и Тихий океан, а также Африка. Как сообщают организаторы, с 1968 года и до наших дней сделано 211 совместных переводов Священного Писания при участии католиков, православных и протестантов. На римской выставке собрано около ста таких изданий на разных языках. На сегодняшний день хотя бы одна книга Библии переведена на 2426 языков. Новый Завет существует в переводах на 1144 языках, а вся Библия целиком — на 429. Baznica.Info/Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359100.htm...

Думаем, что в «богословской» авантюре с «Указаниями» французский епископат не одинок; вероятно, у него была тайная поддержка со стороны Рима, ведь папа Павел VI не возразил ни слова. Папа Иоанн-Павел II пошел еще дальше и проявил себя масоном, о чем прямо в 1986 году говорилось по парижскому радио. В том же году, 13 апреля, он официально посетил иудейскую синагогу в Риме, где имел встречу и молитвенное общение с главным раввином дром Елио Тоафом, что явно нарушает церковные каноны, запрещающие религиозное общение с иудеями (Апостольские правила 64 и 70). В немецком издании «Оссерваторе романо» (от 18.4.1986, с. 9) опубликована статья, посвященная этому посещению и приведен полный текст папской речи, где иудейским раввинам сказано: «Вы — наши избранные братья, наши старшие братья» (последние слова вынесены в заголовок). Итак, папа, считающий себя верховным первосвященником Христовой церкви и «наместником» Христа, вдруг разительным образом смиряется и перед кем?, перед главным иудейским раввином, молится с ним и называет его «старшим братом», хотя тот не признает Господа Иисуса Мессией! Во всей папской речи только в одном месте упоминается об «Иисусе из Назарета», причем раболепно подчеркивается, что Он — «сын вашего народа», и ни слова не говорится о Его мессианском достоинстве как Воплощенного Сына Божия. Подобное трусливое умолчание в римской синагоге главной христианской истины о Мессии (Мф. 16, 16; Ин. 1, 49) искажает весь смысл апостольской проповеди, которая с самого начала заключалась в доказательстве с помощью Писания, «что Иисус есть Христос» (Деян. 18, 28). Вспомним, что св. ап. Павел после своего обращения и крещения св. ап. Ананией в Дамаске начал «проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий… доказывая, что Сей есть Христос» (Деян. 9, 20.22). Особенно ярко подчеркивает это св. Евангелист Лука, бывший сам свидетелем проповеди св. ап. Павла в солунской синагоне: «Павел, по своему обык новению, вошел к ним (к иудеям) и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (Деян. 17, 2—3). В папской речи в римской синагоге и следа нет от дерзновенного исповедания Христа, хотя сам папа носит имя великого Христова апостола Павла.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Адвентисты учат: Библия указывает признаки последнего времени, т. е. близкого пришествия Христова, которые суть таковы: знамения на солнце, луне и звездах ( Лук. 21:25 ); падение звезд ( Откр. 6:13 ); различные стихийные бедствия, землетрясения ( Мф. 24:7 ). Все эти признаки уже сбылись. Землетрясения происходят в течение XIX и XX в.в. с необычайной силой. Затмения, необыкновенно мрачные ночи, также, наблюдаются по всему миру. Происходит по временам необычайное падение звезд. Евангелие распространилось, согласно предсказанию Спасителя ( Мф. 24:14 ), по всему миру. Нравственная распущенность среди людей в последнее время достигла невероятных размеров ( 2Тим. 3:1–5 ). Антихрист, согласно предсказанию апостола Павла ( 2Солун. 1:3–4 ), уже пришел. «Отступление» осуществилось в. Римской Церкви. Папа считает себя наместником Христа на земле–вторым богом. Субботу заменили человеческим воскресением, и, следовательно, папство поставило себя выше Бога, давшего четвертую заповедь ( Дан. 7:25 ). Весь христианский мир введен в заблуждение. Адвентисты разумеют под папством, как Западную Церковь , так и Восточную. Они говорят, что о папской власти, т. е. Церкви Восточной и Западной, было предсказано в книге пророка Даниила и в Откровении Иоанна Богослова. Вычитывают из книги Даниила 7 гл. 2, 8, 20, 22, 25 и 27 ст. На основании этих стихов адвентисты заключают что здесь идет речь о папской власти. Так, например, читая место: «Небольшой рог возмечтает переменить времена и закон» ( Дан. 7:25 ), учат, что это говорится о том, что папство заменило субботу человеческим воскресением и, таким образом, изменило четвертую заповедь десятословия. Приводят также 13 гл. книги Откровения 1, 4–8 ст. «И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные... И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010