Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ [Итал. Pontificio Istituto Biblico], высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики . Основан папой Римским Пием X (1903-1914) апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. С момента основания П. б. и. находился под патронажем ордена иезуитов : 1-м ректором был Л. Фонк (1865-1930), нем. библеист и богослов, консультант Папской библейской комиссии . 1909-1936 гг. С 1909 г. в адм. отношении П. б. и. зависел от Папской библейской комиссии, в ведении которой находились аттестация и присвоение ученых степеней выпускникам ин-та. 15 авг. 1916 г. папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) апостольским посланием «Cum Biblia sacra» признал за П. б. и. право присвоения выпускникам степени лиценциата, а 30 сент. 1928 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) motu proprio «Quod maxime» учредил консорциум Григорианского университета , П. б. и. и Восточного папского института , что означало предоставление П. б. и. автономии с правом присвоения докторской степени, а также его подчинение напрямую Папскому престолу. Важной вехой в истории П. б. и. стало основание 7 авг. 1932 г. наряду с библейским (Facolma Biblica) факультета исследований Др. Востока (Facolma Orientalistica), состоявшего из 4 секций: семитской, ассириологической, египтологической и санскрито-иранистической. 1937-1964 гг. В связи с необходимостью углубленного изучения ближневост. языков и археологии Св. земли (см. в статьях Археология библейская , Археология христианская ) в июле 1927 г. открылся филиал П. б. и. в Иерусалиме (действует в наст. время). В 1937 г., когда П. б. и. возглавлял А. Беа (кардинал с 1959; его имя носит Центр иудейских исследований при Григорианском ун-те в Риме (Centro «Cardinal Bea» per gli Studi Guidaici)), в ответ на критику со стороны консервативно настроенных ученых ин-т вступил в новый период своего развития, для к-рого характерно стремление к защите собственной научно-экзегетической парадигмы. Энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. стала практическим руководством дальнейшей деятельности П. б. и. и имела целью постепенный переход к экзегезе, принимающей во внимание историческую перспективу анализа священного текста. Кард. А. Беа был главным разработчиком декларации «Nostra aetate» , принятой 28 окт. 1965 г. Ватиканским II Собором и заложившей основы совр. иудео-христ. диалога. Данная программа реализуется в П. б. и. и др. папских ин-тах библейского профиля в рамках учебного процесса, в т. ч. обмена студентами между христианами и иудеями. 1964-1965 гг. (II Ватиканский Собор) до настоящего времени

http://pravenc.ru/text/2578953.html

Рецепция современной библейской науки в католической церкви Е.М. Верещагин Документ Папской Библейской Комиссии «Об интерпретации Библии в Церкви» и православная библеистика Несколько предварительных замечаний Выступая 1 октября 2013 г. с лекцией о разделениях в христианском мире, митр. Волоколамский Иларион еще раз подтвердил позицию Русской Православной Церкви по отношению к римо-католикам 630 : «Несмотря на все различия между православными и католиками, несмотря на всю сложную и трагическую историю, в которой были и крестовые походы, и уния, и взаимные обвинения, и полемика, Православная и Католическая Церкви остаются очень близкими друг другу. У нас практически тот же самый Символ веры , кроме одного слова, которое туда вставили католики. У нас очень близкое учение о церковных таинствах: и православные, и католики вступают в Церковь через таинство Крещения, за которым следует таинство Миропомазания. И православные, и католики считают главным таинством Церкви Евхаристию, то есть причащение Тела и Крови Христовых, под видом хлеба и вина. Православные и католики признают семь Вселенских Соборов и догматы , которые были на них приняты». Действительно, римо-католики, как и православные, веруют, например, в Пресв. Троицу, творение из ничего, первородный грех, воплощение Иисуса Христа от Девы, искупительную Крестную Жертву, Воскресение и Вознесение Господа, спасительность Церкви, грядущее воскрешение мертвых, Страшный суд и т.д. В частности, в отличие от протестантов, и православные, и католики одинаково признают для себя обязательность Свящ. Предания, в том числе, и его роли в интерпретации Свящ. Писания. Отсюда – опыт католиков представляется сейчас особо интересным, поскольку настоящая общецерковная научно-богословская конференция в именовании своей темы подчеркивает важность для православной библеистики, именно, Предания Церкви. Кроме того, православные и католики, опять-таки, в отличие от протестантов, равно полагают, что чтение Свящ. Писания верующими (в том числе, и учеными специалистами) должно проходить не самочинно, а под наблюдением и водительством Церкви. Если прочтение и изучение Библии осуществляется под водительством Церкви, то не удивительно, что в Церкви имеются руководящие документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБЕЛЬ Абéль [франц. Abel] Феликс Мари ( 1878, Сент-Юз, Франция - 1953, Иерусалим ), франц. библеист и специалист по географии Палестины. Доминиканец, с 1897 г. послушник мон-ря Сен-Максимен. Образование получил при доминиканской Библейской школе в Иерусалиме (École Biblique), где с 1902 г. начал преподавательскую деятельность, а в 1905 г. стал профессором. Президент Палестинского об-ва исследований Востока (Palestine Oriental Society), с 1940 г. консультант Папской библейской комиссии . Один из основоположников христианской археологии Палестины, А. многие годы руководил исследовательскими экспедициями Библейской школы (в частности, на Синай и в Дамаск), в т. ч. программой раскрытия остатков базилик эпохи Константина Великого в Иерусалиме. Большую роль в развитии науки сыграли работы А. по исторической географии библейских земель: «Плавание по Мертвому морю» ( Une croisière autour de la Mer Morte . P., 1911); ставшая классической «География Палестины» ( Géographie de la Palestine . P., 1933-1938), 1-й том к-рой (Géographie physique et historique. P., 1933) посвящен физической и исторической географии региона и содержит карты системы рек Палестины, а 2-й (Géographie politique: Les villes. P., 1938) - политической географии (в нем же приведен список библейских городов и др. пунктов со ссылками на отчеты о результатах археологических исследований). Сохраняют значение подробные сводки письменных и археологических источников по памятникам Иерусалима (Jérusalem nouvelle. P., 1914-1926. 2 vol.), Вифлеема (Bethléem: Le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914), Хеврона (Hébron: Le Haram el-Khalil. P., 1923), Эммауса (Emmaüs: Sa basilique et son histoire. P., 1932) и др. палестинских святынь (составлены совместно с Л. Венсаном ). Соч.: кроме указанных в тексте трудов: Grammaire du grec biblique. P., 19272; Guides bleus: Syrie et Palestine. P., 1932; Les Livres des Macchabées. P., 1949; La prétendu caverne des Sidoniens et la localisation de la ville de «Ara»//RB. 1951. Janvier. P. 47-53; Histoire de la Palestine depuis la conquête d " Alexandre jusqu " à l " invasion arabe. P., 1952. T. 1: De la conquête d " Alexandre jusqu " à la guerre juive; T. 2: De la guerre juive à l " invasion arabe.

http://pravenc.ru/text/62450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГУРУ [франц. Vigouroux] Фулькран Грегуар (13.02.1837, Нант - 21.02.1915, Париж), франц. католич. библеист-апологет. Богословское образование получил в семинарии в Бельмоне. После вступления в монашескую общину сульпициан посвящен в сан 21 дек. 1861 г. В 1862-1868 гг. В. был профессором философии в духовных семинариях Отёна и Иси. В 1868 г., после смерти А. М. Ле Хира, занял кафедру философии в семинарии св. Сульпиция (Париж). В 1890-1902 гг. возглавлял кафедру библеистики в Католическом ин-те в Париже, где он стал преемником П. Мартина. С 1902 г. занимал должность первого секретаря Папской библейской комиссии . В соч. «Библия и новые открытия в Палестине, Египте и Ассирии» (La Bible et les Découvertes modernes en Palestine, en Égypte et en Assyrie. P., 18844. 4 vol.) на основании обширного археологического материала В. защищал историчность ветхозаветных повествований. Исторической достоверности НЗ посвящена книга В. «Новый Завет и новые археологические открытия» (Le Nouveau Testament et les Décovertes archéologiques modernes. P., 1980), отдельные главы к-рой опубликованы А. П. Лопухиным в ж. «Странник» (1891. 1-9) и в кн. «Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Новый Завет» (СПб., 1895). Весь доступный на то время археологический материал учтен В. в «Библейском словаре» (Dictionnaire de la Bible. [Ed.]. P., 1895-1912. Suppl., 1928. 5 vol.). В. вел активную полемику с Э. Ренаном и др. представителями критической школы в библеистике. Опровержению рационалистических воззрений на Свящ. Писание посвящено исследование «Священные книги и рационалистическая критика» (Le livres Saints et la critique rationaliste. P., 1886-1891. 5 vol.). «Введение» в ВЗ (Manuel biblique ou cours d " Ecriture Sainte a l " usage des seminaires: Ancien Testament. P., 1879-1880, 190612) - главный труд В., выдержавший ряд переизданий и переведенный на мн. языки,- содержит анализ ветхозаветных книг в том порядке, как они расположены в Свящ. Писании. Первые 2 тома «Введения» были переведены на рус. язык (Руководство к чтению и изучению Библии. М., 1897-1899, 19162. Т. 1-2), текст был отредактирован переводчиком В. В. Воронцовым, к-рый, кроме того, переписал разделы «О богодухновенности» и «О каноне» Свящ. Писания в соответствии с правосл. учением, а также существенно переработал раздел, посвященный слав. переводам Библии. Ряд исправлений вызвал критику со стороны рецензентов (см.: Мышцын. С. 329). Издание дополнено подробной библиографией работ рус. библеистов (Там же. С. 293-326).

http://pravenc.ru/text/158400.html

[франц. Dupont] Жак (19.12.1915, Льеж - 10.09.1998, Оттиньи), бельг. католич. библеист и богослов. В окт. 1933 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Синт-Андрисабдей (св. Андрея) в Брюгге. Богословское образование получил в мон-ре Шевтонь, в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар), на богословском фак-те Лёвенского (Лувенского) ун-та; изучал филологию в Восточном ин-те (Лёвен). В 1946 г. в Лёвенском ун-те получил степень д-ра богословия за дис. «Премудрость Божия по Посланиям апостола Павла» (Sophia Theou dans les Épîtres de St. Paul. Louvain-la-Neuve). В 1949 г. в том же ун-те получил степень магистра богословия за дис. «Гнозис. Религиозное познание по Посланиям апостола Павла» (Gnôsis: La Connaissance Religieuse dans les Épîtres de St. Paul. Louvain). С 1949 по 1950 г. учился в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где защитил дис. «Со Христом: Союз со Христом согласно апостолу Павлу» (Syn Christôi: L " Union avec le Christ suivant St. Paul. Bruges, 1952). В 1951 г. обучался во Французской библейской и археологической школе (École Biblique et Archéologique Française). Читал лекции по новозаветной экзегезе: в 1950-1967 гг.- в мон-ре св. Андрея в Брюгге, в 1954-1955 гг.- на богословском фак-те бенедиктинского Папского ун-та св. Ансельма в Риме (Pontificio Ateneo S. Anselmo), с 1969 г.- в мон-ре Камальдоли, в монашеских общинах Венеции, Болоньи, Палермо, Милана и др. городов Италии, а также в Папском библейском ин-те (в качестве «приглашенного профессора» (visiting professor)). По просьбе католич. епископов и монашеских общин читал лекции в Конго (1969), Бразилии, Чили. С 1954 г. член Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum), 38-е общее собрание к-рого (1984, Базель) возглавлял в качестве председателя (в этой должности состоял в 1984-1985). Как эксперт (peritus) принимал участие в заседаниях Ватиканского II Собора . Один из основателей (в 1968) Павлинианского коллоквиума (Colloquium Paulinum) - регулярных собраний исследователей Посланий ап. Павла в аббатстве св. Павла в Риме; был председателем 7-го коллоквиума, посвященного 1 Кор 12-14 (1981). В 1971 г., покинув фламандский мон-рь св. Андрея в Брюгге, присоединился к франкоязычной общине св. Андрея в Оттиньи. С 1972 по 1989 г. член Папской библейской комиссии . Председатель 24-го Лёвенского библейского коллоквиума (22-24 авг. 1973) на тему «Иисус и истоки христологии» (Jésus aux Origines de la Christologie. Gembloux; Leuven, 1975, 19892). В 1987 г. в Канаде в Монреальском ун-те Д. была присуждена докт. степень honoris causa.

http://pravenc.ru/text/180830.html

Скандальный аргентинский богослов стал новым префектом ватиканской Дикастерии доктрины веры 04.07.2023 13:56:26 ВАТИКАН Архиепископ Виктор Мануэль Фернандес – новый префект Дикастерии доктрины веры, сообщает Седмица.ru со ссылкой на пресс-службу Ватикана. 1 июля 2023 годы было объявлено, что архиепископ аргентинской Ла-Платы сменит 79-летнего испанского кардинала-иезуита Луиса Франсиско Ладарию Феррера на посту главы Дикастерии доктрины веры, а также президента Папской библейской комиссии и Международной теологической комиссии. Фернандес, который вступит в должность в середине сентября, станет первым латиноамериканцем, занявшим пост префекта Дикастерии доктрины веры. После избрания Франциска Папой Римским в 2013 году Фернандес был известен как влиятельный советник Папы по богословию. Он был назван «автором-призраком» нескольких папских документов, в том числе апостольской экзортации 2016 года Amoris laetitia, которая вызвала бурные споры в связи со ссылкой на допуск к Причастию разведенных и вступивших в повторный брак католиков. Наряду с объявлением о назначении Ватикан опубликовал письмо Папы Франциска архиепископу Фернандесу от 1 июля, в котором изложены его ожидания в отношении нового префекта. Папа написал: «Я поручаю вам, как новому префекту Дикастерии вероучения, задание, которое я считаю очень ценным. Его главная цель — защитить учение, вытекающее из веры, чтобы «давать основания для нашей надежды, но не как враг, который критикует и осуждает» (Evangelii gaudium, 271)». «Дикастерия, которой вы будете руководить в иные времена, прибегала к аморальным методам. Это были времена, когда вместо продвижения богословских знаний преследовались возможные доктринальные ошибки. Я ожидаю от вас совсем другого», — написал понтифик. Папа отметил, что Дикастерия доктрины веры разделена на две секции: одну доктринальную и одну дисциплинарную. «Поскольку недавно был создан специальный отдел по дисциплинарным вопросам — особенно связанным с жестоким обращением с несовершеннолетними — с высококвалифицированными профессионалами, я прошу вас, как префекта, посвятить свои личные усилия более непосредственно основной цели дикастерии, которая заключается в «охранении веры», — написал понтифик.

http://radonezh.ru/2023/07/04/skandalnyy...

«Непостижима есть Богоначальнейшая: ветия бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом, и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа». И з третьей песни второго канона утрени Пятидесятницы Петербургский кодекс (Новый Завет) Всякий текст обладает множеством особенностей в подборе слов, в построении фраз, в самом его содержании; особенности текста – проявление особенностей личности пишущего. C древнейших времён святые говорят нам, как слова Писания раскрывают характер духа священнописателя. Так, сщмч. Ириней Лионский, толкуя выражение о неверующих – «у которых века сего Бог ослепил умы» (2 Кор. 4, 4), говорит, что для понимания смысла надо учесть свойственный Павлу способ выражения: «Апостол часто, по быстроте речи и стремительности находящегося в нем духа, делает перемещения в словах» . Но при этом «человек спрашивает, а Дух отвечает». Однако было бы поспешно заключать из этого, что любую особенность текста Писания по нашему желанию мы можем объяснить свойствами личности священнописателя. Ведь, с другой стороны, всё, что содержится в Писании – это слова Духа. С особой силой это выражает прп. Феодор Студит, когда обращается к монастырским писцам: «Укрепляйтесь краснописцы, трудясь в чистописании, – ибо вы начертатели законов Божиих и писцы слов Духа, передающие книги не нынешним только, но и последующим родам» . Прежде чем начинать обсуждение святоотеческих мыслей о богодухновенности Писания, мы хотели бы сделать замечание в сторону. Развитие исторической мысли порой представляет вызов для христианина. Когда преобладающие научные гипотезы становятся плохо совместимыми с повествованием Священной истории, возникает большой соблазн «что-то придумать». Типичный пример в этом отношении подаёт недавний документ Папской Библейской Комиссии «Вдохновенность и истина Священного Писания» (2014). Про библейское повествование о возвращении евреев в землю Палестины там говорится, что « на самом деле на настоящей войне стены города не рушатся при звуке труб (Нав. 6, 20)» и что это и подобные места Писания «следует рассматривать как своего рода притчу, которая выводит на сцену персонажей, имеющих символическое значение» .

http://pravoslavie.ru/143331.html

Чему научиться у католиков? В рамках проходившей 26—28 ноября 2013 года международной богословской конференции ‘Современная библеистика и Предание Церкви’ работала секция ‘Экзегеза Библии в современной церковной традиции. Рецепция современной библейской науки в Католической Церкви’. 29 ноября, 2013 В рамках проходившей 26—28 ноября 2013 года международной богословской конференции ‘Современная библеистика и Предание Церкви’ работала секция ‘Экзегеза Библии в современной церковной традиции. Рецепция современной библейской науки в Католической Церкви’. В рамках проходившей 26—28 ноября 2013 года международной богословской конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» работала секция «Экзегеза Библии в современной церковной традиции. Рецепция современной библейской науки в Католической Церкви».     Прочтение Библии — в русле церковной традиции Е.М. Верещагин. Фото: www.sfi.ru Свой доклад главный научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Е. М. Верещагин начал с перечисления общих моментов в католическом и православном учении. Помимо прочего, было упомянуто и то, что чтение и изучение Священного Писания как в католической, так и в православной традиции осуществляется в соответствии с церковной традицией. Этот момент существенно отличает Католическую Церковь от протестантов. Руководящая роль Церкви в изучении Писания привела к тому, что и в православной, и в католической церкви существуют документы, описывающие основные положения, которыми должны руководствоваться переводчики священного текста. В РПЦ эту роль играет Инструкция святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В КЦ ещё 20 лет назад был принят документ Папской библейской комиссии «Интерпретация Библии в Церкви». Опыт католиков — на службу православным Десятилетия запрета на религию в СССР привели к серьёзному отставанию библеистики в России. Теперь отечественным богословам нередко приходится рассматривать те вопросы, которые уже были разрешены католиками. В этих условиях некоторые решения, принятые догматически близкой Церковью, могут оказаться полезными для отечественных специалистов. Причём «удерживающий» подход, отличающий католический документ от распространённых ныне библейских руководств либерально-протестантского толка, в этом случае может произвести отрезвляющее действие.

http://pravmir.ru/chemu-nauchitsya-u-kat...

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с президентом Папской Академии наук 13 июня 2012 г. 17:05 13 июня 2012 года в Отделе внешних церковных связей состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с президентом Папской Академии наук архиепископом Марсело Санчесом Сорондо. Во встрече также приняли участие апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович, первый секретарь Апостольской нунциатуры монсеньор Анджей Юзвович, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко и сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям диакон Алексий Дикарев. Приветствуя высокого гостя, митрополит Иларион подчеркнул важность визита архиепископа М. Санчеса Сорондо в Москву для развития плодотворного сотрудничества Синодальной библейско-богословской комиссии и Общецерковной аспирантуры Русской Православной Церкви с признанной во всем мире Папской Академией наук, членами которой являются выдающиеся ученые из разных стран. Опыт, накопленный Академией в области диалога между богословием и наукой, может оказаться весьма полезным для развития подобного диалога и в современной России с ее богатыми научными традициями. Архиепископ М. Санчес Сорондо поблагодарил митрополита Илариона за теплый прием и выразил убежденность в том, что такое сотрудничество может быть взаимополезным, поскольку диалог между верой и знанием ведется на протяжении всей истории христианства и глубоко укоренен в традиции как Римско-Католической Церкви, так и Церкви Православной. Прелат особо отметил, какое важное значение придает Папа Бенедикт XVI взаимообогащающему диалогу между религий и наукой. В заключение встречи, прошедшей в дружеской атмосфере, митрополит Иларион поздравил апостольского нунция в Российской Федерации архиепископа Ивана Юрковича с отмеченным им недавно 60-летием со дня рождения и вручил гостям памятные подарки. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2283370.ht...

Священник Джанфранко Равази сменил кардинала Поля Пупара в должности главы Папского совета по культуре 4 сентября 2007 г. 18:12 65-летний итальянский священник Джанфранко Равази сменил в должности президента Папского совета по культуре кардинала Поля Пупара, покинувшего этот пост по причине достижения 77-летнего возраста, передает «Интерфакс». Одновременно Папа Римский Бенедикт XVI назначил монсиньора Дж.Равази президентом Папской комиссии по культурному наследию Церкви и Папской комиссии по священной археологии, сообщает во вторник католическое агентство Zenit со ссылкой на пресс-службу Ватикана. В связи с новым назначением Дж.Равази в ближайшее время будет рукоположен понтификом в соборе Святого Петра во епископа и возведен в достоинство архиепископа. По данным итальянской газеты «Джорнале», это произойдет 29 сентября. Дж.Равази родился в 1942 году в городе Мерате округа Милан, в 1966 году был рукоположен в сан священника. С 1989 года являлся префектом знаменитой Амброзианской библиотеки в Милане, старшим каноником миланской базилики св. Амвросия и членом Папской библейской комиссии. Перу нового президента Папского совета по культуре принадлежат более 150 книг и значительное число статей. Дж.Равази регулярно пишет для итальянского католического ежедневника «Аввенире» и сотрудничает с различными изданиями как в Италии, так и вне ее. Также он является ведущим религиозной программы «Границы Духа» на Пятом канале итальянского телевидения. По мнению ватиканского наблюдателя Сандо Маджистера, назначение монсеньора Равази является личным решением Бенедикта XVI, проигнорировавшего звучавшие возражения против фигуры видного миланского священника. Несколько лет префект Амброзианской библиотеки рассматривался аналитиками как вероятный кандидат на ответственный церковный пост. Дж.Равази пользуется большой популярностью в среде итальянских прогрессистов. Между тем его собственные отношения с бывшим архиепископом Милана кардиналом Карло Марией Мартини, самым влиятельным либеральным прелатом Италии, приобретали порой натянутый характер. Уроженец Франции кардинал П.Пупар возглавлял ватиканский Совет по культуре рекордно долгий срок — в течение почти 20 лет. Он был рукоположен в священники в Париже в 1954 году, а в 1979 году стал викарным епископом города. В следующем году П.Пупар возглавил Ватиканский секретариат по отношениям с неверующими, позже трансформировавшийся в Папский совет по культуре. В 1985 году решением папы Иоанна Павла II он был назначен членом Коллегии кардиналов, сообщает сайт Catholic World News. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/290661.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010