Апостол Петр примас всех епископов. Римская Церковь в лице нового епископа Рима принимает Петра на кафедре Петровой, Петр говорит устами своих преемников. Нравственное достоинство не оскудевает в преемниках Апостола, несмотря на их нравственные личные недостатки. Суд над Римским епископом не нужен: – его недостатки покрываются достоинствами Ап. Петра. Римская кафедра – духовный центр всего мира. Удаляющийся от Римской Церкви ставит себя вне Таинственного Тела Церкви. Посягающий на авторитет римского епископа и неповинующийся Апостольскому престолу не подчиняется Апостолу Петру. Отвергающий власть и первенство Апостола Петра сам себя низвергает в преисподнюю. Эти положения мало в чем изменились до наших дней. VI ВЕК Во время Византийского владычества в Италии Римские епископы назначались Византийским императором. Были случаи, когда императоры смещали пап и даже отправляли их в изгнание. VII ВЕК Папа находится в сильной зависимости от Византийского императора. До 685 года папу утверждает Византийский императора, а с 685 года утверждает экзарх (титул наместника провинции Византийской империи). Большинство пап VII века греки и сирийцы. Императоры принуждают пап к иконоборчеству, что подтолкнуло Рим к союзу с лангобардами, и явилось причиной потери влияния Востока на папский престол. Составлен подложный документ – «Дарственная Константина», которым император Константин навеки передает папе власть над Римом. Папа получает императорские власть и почести, включая пурпурное одеяние, диадему, скипетр, и т.д., все провинции, местности и города Рима и Италии, первенство по отношению к четырем патриархатам и вообще ко всем Церквам, дарованы привилегии Римскому духовенству. Сомнения в подлинности появились в XV веке. Папа помазал на царство франкского короля Пипина Короткого и двух его сыновей, за что в 756 году во власть пап передана часть Италии, получившую название «папская область». Папа превращается в светского монарха, в его лице соединяется высшая светская и духовная власть, как это было в Римской Империи до императора Константина. Однако, именно светская власть положила начало борьбе за папский престол, в которую включились светские лица. Эта борьба вызвал много нестроений на Римской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Папа есть господин и повелитель всей церкви и даже всей нашей грешной планеты, церковь же есть рабыня (serva) папы – вот какой внутренний смысл указывал в догмате о папском приматстве еще ученый противник Лютера, кардинал Каэтан. Богословы римской церкви не раз повторяли эту формулу и впоследствии. Сущность Каэтановых воззрений разделяет и подтверждает и ватиканский собор, который одному папе приписывает plenitudo potestatis, то есть полноту власти. Полнота же власти сообщает папству авторитет не только верховный, но в то же время совершенно абсолютный и безапелляционный. И действительно, папство не терпит над собою никакого контроля, не допускает никакого протеста, ибо считается исключительным носителем и органом живущего в церкви Духа Божия и обладает монопольной прерогативою непогрешимости. На этом основании в средние века считалось за аксиому, что трибунал Бога и папы одно и то же. Сами папы тогдашнего времени утверждали, что они носят в своем сердце все права. Богословы же и канонисты варьировали эту мысль таким образом, что воля пап служит законом для церкви и источником всякого права. «У Бога и у папы, говорит Иоганн Капистран, воля заступает место резонов, а потому силу закона имеет для папы то, что ему нравится». Папство не забыло этих представлений и до сих пор. Еще недавно кардинал Гуссе утверждал, что в церкви не существует другого канонического права, кроме воли папы. Тем же характером безусловности отличается папская власть и по обширности своих функций, ибо в руках папы безраздельно сосредоточивается верховная власть, и административная, и судебная, и законодательная. Наконец, и пространство влияний папской власти не допускает также никаких ограничений. Правда, по указаниям ватиканского декрета папский авторитет проявляется главным образом в области веры и нравственной жизни. Но это указание заключает в себе смысл самый широкий и растяжимый. Власть папы всегда стремится держать в плену умы и властвовать над чувством, управлять духом и вместе с тем господствовать над телом. Папство со своим авторитетом вторгалось и вторгается всюду, оно стремится регулировать все стороны общественной и частной жизни, предписывает свои законы как могущественнейшим монархам, так и самым последним из их подданных, имеет претензию устанавливать руководящие принципы для науки и искусства, проникает с своим контролем и влиянием в область политики и международных отношений, обо всем судит и рядит, навязывает свои принципы даже промышленности и торговле, и все это под тем предлогом и на том основании, что весь строй жизни тесно соприкасается с предметами веры и благочестия, ибо весь мир во зле лежит, что, следовательно, и компетенция папской власти должна обладать всеобъемлющим характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

В каком высшем воззрении примиряются существенно различные принципы развития и предания, анонимный апологет католицизма не объясняет. Только книга его полна противоречий и относительно папства он утверждает. что, при всей „неочерченности отношений во всем начинающемся“, история первых трех веков христианства изобилует ясными и резкими указаниями, что Петрово седалище уже в то время было признаваемо вселенским средоточием церкви. Учение и жизнь церкви в течении трех веков доказывают будто бы при том, что „факт главенства Петровой кафедры существует независимо от всего внешнего: не он стало быть вступил от мира, сего в область и жизнь церкви, а она с ним утвердилась, в нем и с ним вступила в жизнь“. Иначе сказать, происхождение папства современно происхождению церкви. Папство возникло вместе с церковью, и возникло, как факт божественный, по воле самого Божественного Основателя церкви. Как и сама церковь , папство есть божественное установление. Своим началом оно примыкает к главенству апостола Петра, которого Господь Иисус Христос облек исключительными полномочиями. Вечное же существование его в церкви обеспечивается переходом главенства Петрова к его преемникам по кафедре в силу апостольского преемства. Таким образом папское главенство является на самой заре христианства, как неоспоримый исторический факт, при условиях, не допускающих никакого сродства между ним и господствующим значением Рима. Этот факт предшествует всем тем событиям, которыми силятся объяснить его существование. Он существует независимо от всяких внешних причин, существует по присущей ему силе 66 . А из всего итого следует, что папская идея представлялась сознанию христиан первых трех веков с такою же ясностью, как и современным ультрамонтанам. Оказывается, что тогда известны были уже все основные пункты папской системы. Верованиям первых веков присуща будто бы даже такая подробность папской системы, какова идея папской непогрешимости. По словам автора, объятом свидетельствуют „древнейшие памятники и весь ход церковной жизни“. „ Церковь , – говорит он, – своею жизнью, преданием и единогласным свидетельством отцов доказывает, что она верила в божественное происхождение власти Петровой кафедры и что она эту кафедру признавала недоступной ереси, т. е. непогрешимой в вере“ 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

(† 25.12.795), папа Римский (9.02.772-25.12.795). Происходил из рим. нобилей; со времен папы Павла I состоял в рим. клире. Сразу же после избрания стал проводить профранк. политику. Призыв А. к франк. кор. Карлу Великому о помощи в борьбе с лангобардами стал поводом для вторжения франков в Италию. После победы над Дезидерием, королем лангобардов, Карл стал королем Италии. На Пасху 774 г. он был принят А. в Риме и получил от папы титул рим. патриция. Подтвердив дарения, сделанные кор. Пипином Коротким папскому престолу в Италии, Карл не спешил с реализацией идеи создания папского гос-ва. Лишь во время визита Карла в Рим в 781 г. были оформлены границы папского гос-ва (см. Папская область ). Оно включило Римскую пров., Равеннский экзархат, Пентаполь и Сабину (совр. итал. обл. Лацио, Умбрия, Марке, Романия); в его состав не вошел ни Милан, ни часть южноитал. земель (герц. Сполето и др.), на к-рые претендовал А. Тогда же А. помазал на царство Пипина и Людовика Благочестивого , сыновей Карла. В 787 г., после 3-го итал. похода Карла Великого, А. получил часть земель герц. Архиза II Беневентского; он также использовал свой духовный авторитет, угрожая отлучить от Церкви герц. Тассилона III Баварского, противника Карла. Растущая интеграция Франкского королевства и итал. земель позволяла А. рассылать образцовые экземпляры Collectio Dionysio-Hadriana, Sacramentarium Hadrianum и др. рим. книг и распространять свое влияние на обширных территориях. Он принял участие в иконоборческих спорах, отправив в 785 г. послание в К-поль. Легаты А. присутствовали на Никейском Соборе 787 г. Папские легаты поддержали осуждение иконоборчества , однако подписанное ими решение Собора (в лат. переводе А. имелись ошибки) было отвергнуто на Франкфуртском Соборе 794 г., к-рый был созван Карлом, боявшимся укрепления связей папства и Византии. То, что А. оказался на второстепенной роли в борьбе теологов Карла против адопцианства , и то, что его легатам пришлось стерпеть осуждение Франкфуртским Собором постановлений Никейского Собора, ясно показало границы папской власти в рамках франк. королевской Церкви. А. похоронен в соборе св. Петра в Риме (могильная плита с эпитафией Алкуина ).

http://pravenc.ru/text/63592.html

После того как Констанцский Собор (1414-1418) положил конец церковной схизме (1417), началось восстановление адм. структур П. о. Были выделены территории, непосредственно подчиненные папе Римскому (immediate subjectae) и подчиненные ему опосредованно (mediate subjectae). Управление владениями, непосредственно подчиненными папе Римскому, было поручено папским представителям (ректорам), параллельно с к-рыми действовали коммунальные органы с разной степенью автономии. Владения, подчиненные папе Римскому опосредованно, управлялись апостольскими викариями или сеньорами, полностью самостоятельными в своей политике, как, напр., представители династий Эсте в Ферраре и Монтефельтро в Урбино. Часто папы Римские стремились укрепить свою власть с помощью своих родственников. Так, при поддержке папы Римского Александра VI (1492-1503) его сын Чезаре Борджа захватил ряд городов в Романье (Римини, Фаэнцу, Урбино и др.), рассчитывая создать там собственное гос-во. Папа Юлий II (1503-1513) лишил Чезаре Борджа всех владений, поставив их в непосредственное подчинение Папскому престолу. Присоединившись к направленной против Венеции Камбрейской лиге (1508-1510), а затем организовав антифранц. Святейшую лигу (1511-1513), папа Юлий II смог установить контроль над Перуджей, Болоньей, Пармой, Пьяченцей и Реджо-нель-Эмилией. Опасаясь чрезмерного усиления власти имп. Карла V (1519-1556), папа Климент VII (1523-1534) присоединился к антигабсбургской Коньякской лиге, что привело к разграблению Рима нем. наемниками, состоявшими на службе у императора (май 1527). Центробежным тенденциям способствовала политика непотизма : папа Юлий II передал своим родственникам из семьи делла Ровере герц-ство Урбино (1508), папа Павел III (1534-1549) выделил из П. о. для своих родственников из семьи Фарнезе герц-ство Кастро (1537) и герц-ство Парма и Пьяченца (1545). Практику отчуждения территорий окончательно запретил папа Римский Пий V буллой «Admonet nos» (29 марта 1567). Поражение папы Павла IV (1555-1559) в войне против Испании (1557) и заключение мира в Като-Камбрези (1559) закрепили испан. господство в Италии и зависимость папства от Габсбургов .

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Параллельно с этим папы Римские, как и епископы др. городов империи, в V-VI вв. стали принимать активное участие в городском управлении, в т. ч. занимались помощью беднякам, организацией продовольственного снабжения, поддержанием в порядке акведуков и городских укреплений. Согласно «прагматической санкции» имп. Юстиниана I (554), изданной после установления визант. контроля над Италией, епископы совместно с наиболее знатными мирянами получали право избирать судей; в ведение папы Римского и сената передавался контроль над эталонами мер и весов, используемых в Риме. После организации в кон. VI в. Равеннского экзархата в его составе был выделен Римский дукат. Дукс (впервые упоминается в 592) был командующим войском, к-рое постепенно превращалось из регулярной армии в местное ополчение средних и крупных земельных собственников ( Бородин. 2001. С. 185). Фактическим главой гражданской администрации Рима, по крайней мере с понтификата свт. Григория I Великого, был папа Римский. На протяжении VII в. военные неудачи византийцев в противостоянии с лангобардами и внутрицерковные конфликты (в т. ч. в связи со спором о «Трех Главах» и по поводу монофелитства ) вели к росту авторитета Римских понтификов, к-рых начали воспринимать не только как духовных, но и как политических лидеров Италии. Так, в 718 г. папа Римский Григорий II (715-731) финансировал поход неаполитанского дукса Иоанна на захваченный лангобардами г. Кумы; впосл. дукс передал этот город под управление папы. В 726 г. из-за начатой имп. Львом III политики иконоборчества и усиления налогового гнета на Италию папа Григорий II разорвал отношения с Византией. Назначенные экзархом дуксы в Риме и др. городах Центр. Италии были заменены на местных ставленников. В противостоянии с экзархом Равенны на стороне папы Римского Григория II выступил король лангобардов Лиутпранд (712-744). Он одержал ряд побед над византийцами и в 728 г. передал во владение «апостолам Петру и Павлу» стратегически важную крепость Сутри, располагавшуюся на Америниевой дороге, к-рая соединяла Рим и Равенну, а также ранее захваченные лангобардами земельные владения Римской Церкви в Коттиевых Альпах.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Конфликт с Византией продолжился при преемниках Григория II - папах Римских Григории III (731-741) и Захарии. Сложными оставались и отношения с лангобардами. После похода кор. Лиутпранда на Рим (739) папа Григорий III обратился за помощью к франк. майордому Карлу Мартеллу (717-741), к-рый не стал нарушать мир с лангобардами. Папа Захария в 742 г. заключил с кор. Лиутпрандом соглашение в Терни. По его условиям лангобардский король в обмен на военную помощь против Трансемунда II, герцога Сполетия (ныне Сполето) (724-739, 740-742, 744-745), передал «апостолу Петру» удерживавшиеся лангобардами крепости на территории Римского дуката (Бьеда, Орте, Бомарцо, Амелия), а также города Нарни, Сабина, Анкона, Озимо и Нумана. К сер. VIII в. папы Римские были фактическими независимыми правителями на территории Римского дуката и дуката Перузия (ныне Перуджа). В папских документах оформилась идея о жителях этих регионов как об «избранном народе» ап. Петра. По одной из версий, именно необходимость легитимировать существование суверенного Папского гос-ва привела во 2-й пол. VIII в. к созданию поддельных «Постановлений Константина», согласно к-рым имп. Константин I Великий якобы передал под власть папы Сильвестра I (314-335) и его преемников Рим, Италию и «все западные страны» (см. Константинов дар ). Начавшийся в 752 г. конфликт с лангобардским кор. Айстульфом (749-756) вынудил папу Римского Стефана II (III) (752-757) просить помощи у франк. кор. Пипина Короткого (751-768). Стефан II лично приехал во Франкское королевство, совершил повторную коронацию Пипина Короткого (летом 754). Согласно жизнеописанию Стефана II в Liber Pontificalis , на встрече с папой в янв. 754 г. в Понтионе Пипин Короткий дал обещание «вернуть» (reddere) ему Равеннский экзархат и возвратить все «права или места государства [римлян]» (reipublice iura seu loca), захваченные лангобардами (LP. T. 1. P. 447-448). Это решение было подтверждено на собрании франк. знати в Кьерзи (апр. 754). В рассказе о подтверждении кор.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

1048), Льва IX (1049-1054) и Виктора II (1055-1057), началась церковная реформа, а также увеличилась территория П. о.: в 1051 г. под власть папы Римского Льва IX перешел г. Беневенто, жители к-рого изгнали местных князей (в 1055 княжество Беневенто восстановлено, его правители были вассалами папы Римского). Важным шагом к упорядочению процесса управления П. о. стало решение Собора 1059 г., проведенного папой Николаем II (1058-1061), об изменении процедуры избрания папы Римского, вслед. чего влияние рим. знати было ограничено. В том же году папа Николай II заключил Мельфийские соглашения с норманнскими правителями Юж. Италии, к-рые признали себя вассалами Папского престола и обязались защищать папские владения. В 1081 г. по соглашению между папой Римским Григорием VII (1073-1085) и Робертом Гвискаром, герцогом Апулии (1059-1085), граница между их владениями была установлена по р. Тронто (в дальнейшем стала границей между П. о. и Сицилийским королевством). Одна из главных сторонниц Григория VII и его преемников, маркгр. Матильда Тосканская († 1115), завещала Папскому престолу свои обширные поместья в Тоскане и долине р. По. Однако это решение оспорил император, борьба Римских понтификов за «земли графини Матильды» продолжалась ок. 100 лет. В период противостояния между империей и папством (с кон. XI по нач. XIII в.) императоры Свящ. Римской империи отказывались признавать частью П. о. территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Эмилию, Анконскую марку), а также претендовали на феодальный сюзеренитет над Римом и Римским дукатом. С XI в. на территории П. о., как и в других регионах Сев. и Центр. Италии, началось т. н. коммунальное движение - борьба городских коммун за самоуправление. Оно затронуло и Рим, где в 1145-1155 гг. существовала республика во главе с проповедником Арнольдом Брешианским (ок. 1100-1155). Он выступал за лишение папы Римского светской власти при сохранении за ним верховенства над католической Церковью. Папский дворец в Авиньоне. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Последним «авиньонским папой» был Григорий XI (1370–1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме — Урбана VI (1378–1339 гг.), в Авиньоне — Климента VII (1378–1394 гг.), Так «Авиньонское пленение» переросло в «Великий раскол» папства (1378–1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд воюющих частей. Своего рода предтечей Реформации стал в это время Джон Уиклиф († 1384 г.) — английский богослов, проф. Оксфордского университета. Задолго до Лютера он выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено плебейской ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. После подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса († 1415 г.), также осуждавшего торговлю индульгенциями и требовавшего коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин. В 1414 г. он был осужден Констанцским Собором (1414–1418 гг.), который положил конец «Великому расколу» папства. Он был созван по настоянию императора Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым представительным Собором Средневековья. Он низложил всех трех существовавших тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж. Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Все трое сожжены как еретики (Уиклиф — посмертно). Принято пять декретов о реформе Церкви. Последовавший вскоре Базельско-Флорентийский Собор (1431–1449 гг.) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431–1447 гг.) не стерпел потери инициативы и объявил Собор распущенным. Продолжение деятельности Собора произошло во Флоренции, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. Константинополь также отказался от унии через 11 лет по требованию православного народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

г. Нью-Йорк Маршалу Иосифу Сталину Кремль Принятием следующей декларации мы провозглашаем наше чувство духовного родства со всеми людьми, которые или индивидуально, или как члены религиозных учреждений ясно показывают свою преданность духу назареитянских религиозных учреждений. Какими бы высокопоставленными ни были представители церкви, они не имели места за столом государственных совещаний в течение более сотни лет. Во всех демократических странах полагали, что свобода совести стала постоянным достижением человеческого общества, и будет распространяться с распространением демократии во всем мире. Далее полагали, что эта свобода незыблемо покоилась на основном принципе отделения церкви от государства. В течение периода воздержания папства от явной политической деятельности за последние пятьдесят лет между 1870 и 1929 гг. оно было духовно благословлено распространением своей власти и влияния в масштабе, не имеющем себе равного в любом предшествующем веке. Особенно рост влияния папства был заметен в не римско-католических странах, где оно имело наиболее гармонические отношения с существующими мирскими кругами. Трагически знаменательным является то, что, когда в 1929 г. папство снова вступило в область политической деятельности, оно сделало это в союзе с врагами тех самых мирских кругов, в которых папская церковь преуспела как политическая сила. Оно получило свои первые роковые успехи в договорах о дружбе с фашистскими державами. Поддерживая Муссолини в Италии, Дольфуса и Шушнинга в Австрии, Гитлера в Германии, Франко в Испании и Петэна во Франции, папство выступило на стороне врагов демократии в теперешней борьбе человечества 149 . Мы не верим ни на одну минуту, что верность воинов Объединенных Наций, исповедующих римско-католическую веру, должна быть куплена ценой какого-либо политического сговора с Ватиканом, наоборот, мы считаем, что эти воины, понимая существо вопроса лучше, чем государственные мужи их церкви, будут рассматривать такой сговор предательством всего того, за что они борются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010