В результате догматизации папской непогрешимости централизация церковного правления, непримиримость римско-католической идеи достигла своей вершины. Пий IX в большой речи воздал должное значению этого догмата, подчеркнув, что благодаря ему католическая догматика и структура церкви стали простыми, окончательными и обозримыми. Папам последней трети XIX и XX века таким путем действительно удалось сохранить единство церкви, сосредоточить ее духовные и нравственные силы, благодаря чему папство вновь превратилось в великую духовную державу. В результате воздействия догматизации непогрешимости на внутреннюю жизнь церкви положение епископов и их отношение к папе подверглось преобразованиям под знаком папского абсолютизма. Они окончательно потеряли свою самостоятельность и стали как бы служащими папы. Победа централизма была полной. Решения, исходящие из Рима, еще и до 1870 года принимались, как правило, без возражений, а после 1870 года папский централизм распространился и на область теологии; новые теологические направления не могли существовать без утверждения Рима. Если прежде неосуждение каких-либо теологических концепций автоматически означало признание, то теперь лишь выраженное признание обеспечивало их существование. Тем самым духовная направляющая роль курии возросла в огромных размерах: принцип «Roma locuta, causa finita» («Рим высказался, дело решено») осуществлялся полностью. (В переносном смысле он означал: высшая инстанция заявила о своей позиции, дальнейшей дискуссии нет места.) Централизация папской власти, начавшаяся с Тридента, вре менно завершилась. Начиная с Ватиканского собора, папская власть в результате централизации и подчинения всех духовных и нравственных сил церкви укрепилась. Освободившиеся от государственно-административных и политических задач епископы стали независимыми от государства. Пий IX окончательно подключил к сфере интересов папства ставшее, по существу, безразличным для государства высшее духовенство. Он подчинил его папству и с успехом разгромил национальные иерархий, организованные как независимые от Рима единицы. Это стало возможным благодаря тому, что догмат о папской непогрешимости в значительной степени расширил и дисциплинарную юрисдикцию папы, да и сам папа освободился от бремени светской власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

хвата Болгарии 1018 экспансия Византии 1046 в южной Италии 1054 Разрыв церквей Правление Византии в Италии. Южная Италия под властью Византии до XI века. Богословие на Востоке Непрерывное развитие богословской мысли происходит в течение всего периода существования Византийской империи. Этому способствовал не только высокий уровень развития культуры и философии, унаследованный от античных времен, но и вызванная этой же причиной волна ересей, с которыми приходилось сталкиваться восточному христианству. Непрерывность существования государства, развития науки, искусства, образования создали условия для сохранения преемства богословских знаний с древнейших времен. Самые опасные для христианства ереси были поддержаны светской властью Византийской империи. Бороться с ложными учениями можно было только силой правильного учения и мученическим стоянием за веру, что так же способствовало повышению уровня богословских наук. На Востоке бурно развивалось не только богословие, но и аскетическая мысль (основные центры формирования монашества находились в Египте и в Малой Азии). К этому же периоду относится создание огромного количества богослужебных текстов и устава. Особенности Западной Римской империи После разделения империй глава Западной империи жил уже не в Риме, а в Трире, Милане или Равенне. С этого времени пути развития Восточной и Западной империй стали различными. 621 Независимое государство просуществовало недолго. Рим был завоеван вестготами в 410 году. После этого на территории империи возникло Тулузское королевство вестготов и началось проникновение вестготов на Пиренейский полуостров. 622 «Во второй половине V века Западная Римская империя состояла уже из одних италийских владений». 623 В 774 году Карл Великий захватил среднюю Италию с Римом, и они вошли в состав его империи. 624 В 756 г. Пипин Короткий передал папе территории Римской области и Равеннского экзархата. Так возникло папское государство или Папская область. 625 С 961 года почти на целое столетие папство попало в зависимость от германских императоров, призванных на помощь папой Иоанном XII. «Папы превратились в их ставленников, а папский престол в игрушку в их руках. ... Германские императоры установили, что избранный папа может вступить на папский престол лишь после принесения присяги императору». 626 С этого времени северная и средняя Италия вошли в состав германского государства, которое в XII веке получило название «Священная Римская империя германской нации». 627

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

По случаю избрания на Папский престол он объявил амнистию политических заключенных, в 1847 г. утвердил изменения в законе о печати, снимавшие ряд цензурных запретов. В том же году изменился порядок управления П. о. (созданы совет министров, куда вошли неск. мирян, и гос. совет из мирян - депутатов от легатств П. о.), проведен ряд коммунальных и социальных реформ. Разделяя нек-рые положения т. н. неогвельфизма, предполагавшего создание конфедерации итал. гос-в во главе с Римским понтификом, папа Пий IX был готов выступить с предложением об ослаблении пограничных барьеров между итал. государствами путем создания таможенного союза. Однако эти шаги не удовлетворяли оппозицию. С сер. 1847 г. в П. о., как и в др. итал. гос-вах - Тоскане, Пьемонте, Неаполитанском королевстве, проходили массовые выступления, во время к-рых выдвигались требования политических реформ и предоставления населению гражданских свобод. Ввиду волнений 14 марта 1848 г. папа Пий IX обнародовал «Основной статут светского управления», по к-рому в П. о. вводился режим конституционной монархии в светских делах: создавалось подобие парламента с 2 палатами - выборной и назначаемой папой Римским. Одновременно с этим сторонники объединения Италии объявили войну Австрийской империи (т. н. 1-я война за независимость Италии (1848-1849)). Летом 1848 г. австр. войска заняли в т. ч. и часть территории П. о. Убийство премьер-министра Папского гос-ва гр. Пеллегрино Росси (15 нояб. 1848) спровоцировало беспорядки в Риме. 24 нояб. папа Пий IX бежал из Рима в крепость Гаэта, где также укрылись герцоги Модены и Пармы. 9 февр. 1849 г. в Риме была провозглашена республика, папа Римский лишен светской власти. Подавление восстаний силами войск Франции, Австрии, Испании и Королевства обеих Сицилий позволило Пию IX вернуться в Рим (12 апр. 1850); Папское гос-во было восстановлено под единоличной властью Римского понтифика. Для обеспечения порядка франц. гарнизон оставался в Риме, а австр. войска - в легатствах. В 1859 г. от П. о.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

отпали и присоединились к Пьемонту Феррара, Болонья, Равенна, а в 1860 г.- Умбрия и Анкона. Папское гос-во уменьшилось до границ обл. Лацио. После провозглашения в 1861 г. единого Итальянского королевства одну из наибольших трудностей в новом гос-ве представляла проблема взаимоотношений с Папским престолом. Идеи объединения Италии (т. н. Рисорджименто) были тесно связаны с антиклерикальной политикой, предполагавшей ликвидацию светской власти папы Римского и секуляризацию общества. Мн. политики Итальянского королевства предлагали включить П. о. в состав единого итал. гос-ва. Уже в марте 1861 г. на заседании парламента премьер-министр Итальянского королевства К. Бенсо ди Кавур заявил о необходимости сделать Рим столицей объединенной Италии. С 1860 г. для защиты П. о. привлекались волонтеры из разных стран (т. н. папские зуавы), использовавшиеся франц. гарнизоном в качестве вспомогательных войск. Под давлением франц. имп. Наполеона III в сент. 1864 г. итал. правительство подписало конвенцию, в к-рой брало на себя обязательство не нападать на П. о. С началом франко-прусской войны (1870-1871) имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из П. о. Поражение Франции во франко-прусской войне и падение Второй империи Наполеона III позволили итал. правительству в нач. сент. 1870 г. начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа итал. армии 11 сент. был дан приказ войти на территорию П. о. 20 сент. итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение Италии. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого П. о. была включена в состав Итальянского королевства. (О положении пап Римских после включения П. о. в состав Итальянского королевства и до образования государства Ватикан см. в ст. Италия , также см. Латеранские соглашения .) Ист.: LP. T. 1-2; Codex diplomaticus dominii temporalis S. Sedis/Ed. A. Theiner. R., 1861-1862. 3 vol. Лит.: Brosch M. Papst Julius II. und die Gründung des Kirchenstaates.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

К свободе совести Либераторе относится с полным отрицанием, повторяя слова Пия IX, который назвал её бредом и гибельной свободой. Касательно отношений между католиками и иноверцами (читай – православными и протестантами) Либераторе придерживался теорий кардинала Тарквини, также иезуита, который утверждал, что на иноверцев следует смотреть как на безумных и невменяемых в своих действиях 1929 . По словам обоих иезуитов, иноверцев, которые были бы твёрдо убеждены в истине их религии и в ложности католической, нет. Не может быть, рассуждают они, чтобы существовали иноверцы, которые, исследовав основы римско-католического учения, видя непрерывную апостольскую преемственность римских первосвященников, зная твёрдость, чудеса и неизменность учения католической церкви и сравнивая всё это с основоположениями своих сект, с изменчивостью их учения и с отсутствием у них чудес, не убедились бы, что католицизм есть единственная религия Иисуса Христа 1930 . Ещё любопытнее другая теория Либераторе, которую он защищает в Civiltà Cattolica. Светская власть, другими словами – Рим и папская область, по его мнению, принадлежат папам по божественному праву, jure divino. Вот его доводы: папе принадлежит духовная верховная власть на всей земле. Стало быть, он должен быть независим —303— от какой бы то ни было власти земной, т. е. сам должен обладать светским государством. Св. Пётр не обладал им, это – верно; но такое возражение легко опровергнуть. Существует схоластический принцип, в силу которого тот, кто даёт существование, даёт и потребное для существования. Qui dat esse, dat consequentiam ad esse. Но светская власть есть необходимое условие независимости духовного авторитета, следовательно, право на неё было дано ап. Петру вместе с апостольским авторитетом. „Верховная светская власть, если и не формально, то виртуально (различения схоластики всегда чрезвычайно полезны) включена во власть духовную. Плод не есть дерево, но произведение дерева“. „Если допустить стало быть дерево, т. е. духовную власть папы над всей землёй, то из этого вытекает, как необходимое следствие, его светская власть“ 1931 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для управления папскими латифундиями Григорий назначал не, как это было прежде, светских управляющих, но клириков – в основном диаконов и субдиаконов, с которых он строго взыскивал не только за регулярное поступление доходов в папскую казну, но и за благополучие колонов, в аренду которым раздавались церковные земли. При неурожае, вызванном засухой, наводнением и другими стихийными бедствиями, из папской казны колонам выдавались продукты питания и деньги, чтобы спасти их самих и их семьи от голодной смерти. На папских землях понтифику частично принадлежала судебная юрисдикция. Григорий Великий строил новые храмы, основывал монастыри, рукополагал клириков, предварительно тщательно испытывая их. Нравственным качествам священства он придавал первостепенную важность, и одним из самых страшных пороков, который он стремился искоренить, папа считал симонию. Церковная власть папы складывалась из разных элементов. По отношению к субурбикарным епископам папа был митрополитом. Что представляла собой субурбикарная область, и значит, в каких пределах заключалась папская митрополия – на этот счет в науке существуют разные версии. Дело в том, что еще со времен Диоклетиана и святого Константина Италия была разделена на два диоцеза, одним из них, расположенным к северу от Рима, управлял викарий Италии, в свою очередь подчиненный префекту Италии, а другим – викарий в городе Риме (vicarius in urbe Roma), который подчинялся тому же префекту; в состав этого диоцеза входили южные провинции страны вместе с Сицилией. Но сам Рим находился вне юрисдикции префекта Италии и его обоих викариев. Римом управлял особый префект – praefectus in urbe Roma. Его власть распространялась также на окрестности вечного города – до так называемой сотой мили, или сотого камня – centissimus lapis. И на этой территории находилось несколько городов, таких, например, как Остия Антика, Тибур или Номентана. Так вот, субурбикарными провинциями назывались те, что находились в ведении викария Рима, занимая всю территорию Апеннин к югу от Рима, а также Сицилию, но субурбикарными регионами и городами обозначались пригороды Рима, расположенные внутри зоны, очерченной сотыми камнями, поставленными на дорогах, ведущих в столицу.

http://pravoslavie.ru/88906.html

Опираясь на свое государство, папство стремилось к подчинению себе в мирском, государственном отношении других государей и империи, действуя мечом и дипломатией. Папа Юлий II не хотел, чтобы Микель Анджело ваял его статую держащею в руках Библию : «Лучше дай мне в руки меч!» Другие папы доходили до полного забвения религиозных задач церкви, до готовности вести переговоры и заключать союз против христианских государей с турками. И в силу смешения в папе-государе Божеского с человеческим чрезвычайно трудно юридически определить природу папского государства. Несомненно до 1870 г. папа обладал правами суверена в своей области, правами, признанными со стороны других государей. Но сама-то папская область рассматривалась и рассматривается папством, как «вотчина Св. Петра» (patrimonium S. Pemri). И в протесте своем против отъятия у него итальянских областей и Рима Пий IX (1 ноября 1870 г.) говорит о «владениях» и «священных и нерушимых правах апостольской кафедры». Папы рассматривают акт итальянского правительства, как акт грабежа, как захват имущества церкви (occupatio bonorum ecclesiae), что создает папскому «государству» какое-то промежуточное юридически положение между государством в собственном смысле этого слова и частным имуществом ап. Петра. Еще сложнее вопрос о том, является ли папа государем после лишения его светской власти. Нам кажется, что этот вопрос следует решить отрицательно. Но суть дела не в том, государь папа или не государь, а в том, достаточно ли обеспечена независимость папы. Изданный итальянским правительством «Закон о гарантиях», как внутренний закон итальянского королевства, так же не может обеспечить этой независимости, как не может, признавая за папой некоторые прерогативы государя, сделать его государем, если он таковым не является. Выходом из затруднения мог бы быть только международный акт, неприемлемый до сих пор для итальянского правительства. Но и таким актом еще бы не был решен вопрос о фактической независимости папы. Наша задача может считаться оконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

2 декабря 1804 года папа Пий VII короновал Наполеона в Париже, от принятия причастия Наполеон отказался, во время коронования вырвал из рук папы корону и сам на себя ее возложил. Папа лишь совершил миропомазание. Такого коронования не было со времени Пипина Короткого. Кроме того, 26 мая 1805 года Наполеон короновался в Милане железной короной. Папа вынужден был идти на уступки, принимая во внимание, что конкордат 1801 года был первым после конкордата 1516 года. Затем начались осложнения. Под предлогом, что папская область может быть занята враждебными войсками, Наполеон 13 февраля 1806 года писал папе: «Вы – владыка Рима, я же Император: мои враги должны быть Вашими». В результате генерал Миолли вступил в Рим 1 февраля 1808 года. Рим оказался оккупированным. После 14 месяцев оккупации, в течение какового времени папа жил пленником, не имея возможности сноситься с кардиналами, из которых 24 были сосланы, декретом из Вены, от 17 мая 1809 года, Наполеон объявил папские владения присоединенными к Французской Империи, а Рим свободным имперским городом. Таким образом, светская власть папы упразднилась; Наполеон взял назад у св. престола дар Карла Великого, «своего славного предшественника». Наполеон мечтал о водворении папы в Париже. 10 июня папа издал буллу об отлучении Наполеона. Наполеон напечатал в Мониторе, что, согласно принципам Галликанской церкви, папа не вправе отлучать французского государя. В ночь с 5 на 6 июля жандармский генерал Рода окружил Квиринал и потребовал отречения папы от светской власти, грозя увезти его из Рима. Папа не подчинился и был увезен, вместе со статс-секретарем Пакка. «Больше никакой пощады», – пишет Наполеон Мюрату. Через Флоренцию, Турин, Гренобль папу отвозят в Саванну (20 августа 1809 г.), разлучив со статс-секретарем. Папа отклонил предложение поселиться в Париже с содержанием в 2 миллиона франков. Император велит отправить всех кардиналов и папскую канцелярию в Париж, туда же думает переселить и папу, чтобы иметь его под рукою в полной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В 1799 г. совместными действиями австр. и рус. войск при поддержке англ. и рус. флотов франц. войска были изгнаны с большей части Апеннинского п-ова. В июне того же года части рус. армии и «армии святой веры» (т. н. санфедисты, от итал. santa fede - святая вера) под командованием кард. Фабрицио Руффо заняли Неаполь, положив конец созданной французами Партенопейской республике и восстановив Неаполитанское королевство. В сент. 1799 г. войска неаполитанской королевской армии захватили Рим. Римская республика была ликвидирована, Папское гос-во восстановлено. 14 марта 1800 г. на конклаве в Венеции, проходившем под охраной союзных войск, был избран папа Римский Пий VII (1800-1823). 3 июля 1800 г. он прибыл в Рим. В 1800-1801 гг. папа попытался провести ряд реформ в духе умеренного экономического либерализма. Булла «Post diuturnas» (от 30 окт. 1800) и Конституция о восстановлении папского правления внесли изменения в систему управления; стало допускаться назначение светских лиц во главе папских войск, почтовых служб, местной администрации; в области экономики преобразования были направлены на централизацию управления. Ряд папских бреве, изданных в 1801 г., устанавливал свободу торговли зерном, были ликвидированы нек-рые корпоративные привилегии. Арест папы Римского Пия VII наполеоновскими офицерами. Илл. из кн.: Cassell’s illustrat-ed history... (L.; P.; N. Y. 1865. P. 379) Арест папы Римского Пия VII наполеоновскими офицерами. Илл. из кн.: Cassell’s illustrat-ed history... (L.; P.; N. Y. 1865. P. 379) По условиям Люневильского мирного договора, подписанного 9 февр. 1801 г. по результатам 2-й Итальянской кампании Наполеона Бонапарта (франц. армия разгромила австр. войска и заняла территорию Сев. и Центр. Италии), П. о. сохранилась как независимое государство почти без территориальных потерь. Вместе с тем конфликты с Францией продолжались. После отказа папы присоединиться к объявленной Наполеоном Бонапартом «континентальной блокаде» Великобритании г. Анкона, главный порт П. о., был захвачен французами (15 окт. 1805). Осенью 1807 г. Пий VII вновь отказался примкнуть к антиангл. коалиции, что повлекло за собой оккупацию наполеоновскими войсками областей Умбрия и Марке. 2 февр. 1808 г. Рим был вновь занят наполеоновскими войсками. 17 мая 1809 г. Папское гос-во было вновь ликвидировано, П. о. присоединена к Французской империи. Буллой «Quum memoranda» от 10 июня 1809 г. папа Пий VII объявил о церковном отлучении всех, кто участвовали в захвате П. о., за что в ночь на 6 июля 1809 г. был арестован и содержался под домашним арестом сначала в Савоне (Пьемонт), а с 1812 г. в Фонтенбло (Франция). В конкордате, подписанном в Фонтенбло 25 янв. 1813 г., папа Пий VII под давлением Наполеона I Бонапарта отказался от светской власти над Папским гос-вом (однако уже 24 марта конкордат был денонсирован папой).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

(IX в.) Св. равноапостольный Горазд, Архиепископ Моравский. г. Св. благоверный король сербский Стефан Милютин. г. Св. преп. Филофея Велико Терновская. Приложение III Сравнительная летопись событий в связи с крещением Болгарии, Моравской Миссией Святых Братьев Кирилла и Мефодия и с учреждением Св. Болгарской Православной Церкви век. Борьба франков с меровингами. Римский папа Захарий благословляет франкского майор-дома Пипина низложить последнего меровингского короля и пожелал Пипину стать королем. Папа Стефан помазал Пипина на королевство в 751 г. Междувременно лангобарды завладели Равеннским Экзархатом, принадлежавшим Восточной Римской Империи (Византии). Папа обратился за помощью к Пипину. В 755 г. Пипин отнял Равеннскую область от лангобардов, но не возвратил ее Византии, а подарил ее папе. Преемник Пипина, Карл Великий, увеличил еще более владения папы дарительной грамотой, которую возложил на могилу св. Петра в Риме. Этим актом образовалась так называемая папская область, которая занимала среднюю часть Апеннинского полуострова с гор. Римом. Папская область просуществовала с 755/6 г. до 1870 г., когда Рим был взят Гарибальди и стал столицей нового государства Италия. Папская область и Франкское государство являлись материальной силой римо-католицизма, на которую он опирался в веках. Из-за конфискации Папской области светским итальянским государством с 1879 г. по 1929 г. римские папы, сердитые и обиженные, заперлись в Ватикане и не выходили оттуда. В 1929 г. между итальянским государством и Римско-католической Церковью был заключен Конкордат с подписанием так называемых Латеранских договоров, в силу которых Римско-католическая церковь приобретает право на государственность – государство- церковь , названное Ватикан. Между 791 и 803 гг. Разгром Аварского каганата франкским королем Карлом Великим и болгарским Каном Крумом. Раздел территории бывшего Аварского каганата в землях среднего Дуная между Франкским государством и Болгарией. Франкское королевство и Болгария становятся соседями с общей границей в Паннонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010