Согласно биографии Пия IX, написанной английским историком И. Хэйлсом, будучи архиепископом Имолы, Мастаи-Ферретти имел тесные отношения с настоятельницей местного монастыря Розой Терезой Бренти, что согласно Хэйлсу привлекло внимание церковных властей. Данный факт по понятным причинам не отражен ни в одной официальной биографии Пия IX и выяснить его историческую достоверность в данное время практически невозможно. Также достаточно трудно проверить достоверность факта из биографии этого папы, известного в истории под названием «великая кастрация» и тесно связанного с именем этого понтифика в современном обществе. Учитывая личный вклад Пия IX в развитие Ватиканских музеев и в комплектацию их коллекций новыми экспонатами (в том числе и античными статуями), можно предположить, что «великая кастрация» –не что иное, как вымысел. Не вызывает сомнения тот факт, что в истории Пий IX остался как покровитель искусства. Он продолжил начинания Юлия II и других пап в расширении коллекций, особенно в христианской части – Пий IX является основателем в 1854 г. одного из 8 постоянно действующих Ватиканских музеев под названием «Пио-Христиано». Данная экспозиция, первоначально располагавшаяся в Латеранском дворце, а позднее перенесенная в Ватикан, является собранием раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах. К самым известным произведениям этой коллекции относится статуя «Добрый пастырь», бывшая частью раннехристианского саркофага из катакомб св. Каллиста. Личным вкладом Пия IX в экспозицию античного искусства стала впечатляющая своими размерами бронзовая статуя Юпитера (III–IV вв. н.э.), случайно найденная в Риме в 1864 г. Помимо этого в понтификат этого папы неоднократно проводились реставрационные работы в ватиканских экспозициях и во многих древних церквях и базиликах Рима. Также Пий IX известен тем, что перенес папскую резиденцию из Квиринальского дворца на Ватиканский холм, где она и находится до настоящего времени. На фоне европейского сообщества Папская область представляла собой один из самых отсталых в экономическом плане регионов, поэтому такие мероприятия, как постройка первой в Церковном государстве железной дороги и устройство газового освещения на улицах Рима, осуществленных с разрешения Пия IX, представили молодого понтифика в самом выгодном ракурсе.

http://bogoslov.ru/article/4339894

Фото: J.-V. Rosier/Wikimedia Commons Успехи по централизации управления П. о. были достигнуты при папе Римском Иннокентии III (1198-1216). По мнению мн. исследователей, лишь с этого времени можно говорить о Папском гос-ве в собственном смысле слова ( Squatriti. 2004. P. 850). По Нойсскому соглашению (1201) кор. Оттон IV (1198-1212, император с 1209) подтвердил права папы Римского на земли и города, прежде входившие в состав П. о. (от Радикофани на северо-западе до Чепрано на юго-востоке), а также на территорию бывш. Равеннского экзархата, Пентаполь, герцогство Сполето, Анконскую марку, «земли графини Матильды» и графство Бертиноро. Т. о. король признавал папский суверенитет в Центр. Италии, к-рая ранее считалась частью Свящ. Римской империи. В дальнейшем Нойсское соглашение служило документальным основанием для осуществления на практике политических прав понтифика в П. о. В июне 1207 г. в Витербо собрание церковных и светских сеньоров с участием представителей городских коммун также признало право Римского понтифика на земли Папского гос-ва. Нойсское соглашение было подтверждено в 1209 г. Оттоном IV в Шпайере. В июле 1213 г. нем. кор. Фридрих II (император с 1220) «Золотой буллой» подтвердил те же границы П. о. (MGH. Const. T. 2. P. 57-62). Оформление территории П. о. в основном завершилось после того, как нем. кор. Рудольф I (1273-1291) в 1278-1279 гг. был вынужден уступить папе Римскому Николаю III (1277-1280) права на Романью с городами Болонья и Феррара. В 1274 г. папа Григорий Х (1271-1276) приобрел у франц. кор. Филиппа III (1270-1285) графство Конта-Венессен в Провансе с городами Венаск и Карпантра. В 1348 г. папа Климент VI (1342-1352) присоединил к этому владению г. Авиньон, к-рый купил у Джованны I, королевы Неаполя (1343-1382). П. о. делилась на провинции, во главе к-рых стояли назначаемые папой Римским ректоры, как правило, члены Римской курии. Предпринимались попытки введения единой системы налогообложения и судопроизводства. Однако на практике П. о. оставалась аморфным конгломератом мало связанных между собой территорий, на большей ее части реальная власть принадлежала городским коммунам и феодальным сеньорам.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В XVI-XVII вв. процесс адм. консолидации П. о. продолжился: были упразднены коммуны в Анконе (1532) и Перудже (1540), после пресечения правящих династий вернулись под прямое управление Папского престола герц-ства Феррара (1597), Урбино (1625-1631) и Кастро (1649). В то же время попытка папы Римского Климента XII (1730-1740) вернуть себе герц-ство Парма и Пьяченца после пресечения там династии Фарнезе (1731) окончилась неудачей из-за противодействия Испании. В результате адм. реформ к 60-м гг. XVIII в. П. о. делилась на 12 провинций: Лацио, Патримоний св. Петра, Кампания и Маремма, Сабина, герц-ство Сполето, Умбрия, Анконская марка, Монтефельтро, Урбино, Болонья, Романья, Феррара, а также на 4 эксклава: Авиньон и Конта-Венессен в Юж. Франции, Беневенто и Понтекорво (присоединен к П. о. в 1463) в Неаполитанском королевстве. Положение эксклавов было особенно уязвимым: франц. монархи в ходе конфликтов с папами Римскими неоднократно оккупировали Авиньон (1662-1664, 1688-1689, 1768-1774), короли Неаполя - Беневенто и Понтекорво (1768-1774). В организации управления П. о. большое значение имела деятельность папы Римского Сикста V (1585-1590). Он учредил 6 конгрегаций для управления Папским гос-вом, решал вопросы борьбы с бандитизмом. По указанию Сикста V велись работы по осушению болот вокруг Рима. Политику протекционизма и меркантилизма в П. о. проводили папы Римские Климент XI (1700-1721), Климент XII, Бенедикт XIV (1740-1758). Они покровительствовали развитию в П. о. отдельных отраслей ремесла (шелкоткачество, производство изделий из шерсти, стекольное и мыловаренное производство, промышленная обработка свинца), пытались развивать г. Анкону как крупный международный порт. Несмотря на эти меры, в XVII-XVIII вв. росла экономическая и военная отсталость П. о. от ведущих гос-в Зап. Европы. Папский престол испытывал хронические финансовые затруднения. Острой проблемой оставался бандитизм, вызванный обнищанием населения. В ходе Французской революции 1789-1799 гг. Авиньон и Конта-Венессен были присоединены к Франции (1789-1790). В 1796-1798 гг. основную территорию П. о. заняли французские войска под командованием Наполеона Бонапарта. 15 февр. 1798 г. Папское гос-во было ликвидировано, провозглашена Римская республика. Папа Римский Пий VI был сослан в Валанс (ныне деп. Дром, Франция), где 29 авг. 1799 г. скончался в заточении.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

светские и духовные чины, составляющие его совет (optimates) . Судебные приговоры папы имели значение высшей инстанции, его чиновники имели власть судить, лишать свободы и наказывать преступников. Ограничение верховных прав папы состояло в особых отношениях папской области к франкскому королевству. Отнятые у лангобардов земли переходили сначала к франкским королям, а от них уже к папе; вновь образующееся государство нуждалось в постоянной защите против неожиданных нападений. Таким образом, папская область должна была встать в некоторые зависимые отношения к франкскому королю. Римляне приносили присягу на верность папе и королю, составляли как бы одно с франками государство, видимым выражением чего было то, что Пипин и его сыновья назывались королями франков и патрициями Рима. В перенесении патрициата на франкских королей выражалась дань традиции: во все время греческого господства в Италии принцип императорской власти воплощался в равеннском патриции или экзархе. И теперь папа обязан был доносить королю, новому патрицию, о важнейших событиях в своем государстве; политические сношения с лан-гобардским королем и другие внешние дела папа не мог вести без согласия короля франков. И тем не менее, существование папской области было обеспечено) . Возвращаясь к изложению ближайших событий, последовавших за переговорами папы с Пипином, мы должны сказать, что об уничтожении лангобардского королевства тогда еще не было мысли. Уже франкское войско, среди которого находился и папа, шло походом в Италию, когда Пипин еще раз отправил посольство к Айстульфу, предлагал ему без пролития крови отказаться от занятых областей. И сам папа просил о том же лангобардского короля, обещая выдать ему сумму в 12 тыс. солидов за возвращение занятых мест. Но Айстульф не хотел и слышать об отступлении. Предпринятый в Италию поход окончился скоро. После одной битвы, проигранной лангобардами, Айстульф был заперт в Павии и должен был согласиться на предложенные ему требования. По заключенному с Пипином договору он обязался уступить Равенну и другие недавно занятые города, сделать удовлетворение церкви св.

http://sedmitza.ru/lib/text/442850/

Чрез все письмо папы проходит тон уныния и скорби: «он-де оказывал Франции всякое внимание, за что даже терпит укоры от других: какую же награду получил он за это»? Наполеон находился тогда (в ноябре) под Веной, и был занят самыми важными делами, так что собрался отвечать лишь чрез несколько месяцев из Мюнхена (в январе 1806 года), и отвечал папе, как отуманенный счастием и славой. Все его письмо от начала до конца звучит укорами папе. Он призывает Бога в свидетели, что для религии он более сделал, чем все царствующие государи вместе: но папа постоянно не хотел понять этого и был неблагодарен. В одном из писем к кардиналу Фешу от того же дня он называет письмо папы «сметным и безумным», советников папы называет «глупцами», и угрожает, что отзовет Феша и отправит посланником в Рим какого-нибудь светского протестанта. Он даже прямо высказывает, что папа и его люди, опираясь на русских и англичан, «осквернили религию», и даже высказывает мысль, что у него есть не дурное желание низвесть папу в положение простого епископа в Риме. И это «низведение» казалось ему всегда самым желательным. Папская область досадно разделяла между собою два королевства: Неаполь и Северную Италию, и столица ее постоянно служила местопребыванием ловких иностранных дипломатов, почти исключительно враждебных Франции держав. Когда французский министр полиции Фуше, имевший в Риме своих многочисленных шпионов, доложил императору, что победа Нельсона при Трафальгаре вызвала столь же большое ликование в Риме, как и битва при Аустерлице, то это еще больше раздражило Наполеона, и он решил низвесть папу, хотя и приступил к этому не сразу, а постепенно, дипломатическим путем. 13 февраля 1806 года он написал замечательное письмо к папе, в котором писал ему, что для того, чтобы избавиться от всех затруднений, папа должен держаться в стороне от держав, «которые с религиозной точки зрения еретики и не принадлежат к церкви, и в деле политики так чужды папе, что не будучи в состоянии защитить его, могли только приносить ему вред».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Наука же как таковая по существу своему только и может быть феноменализмом, иметь дело только с явлениями, и притом еще методически преобразованными и систематизированными. Как с наибольшей ясностью удалось показать Г. Когену, наука сама порождает свой объект, свои проблемы, творит свой мир, основное качество коего есть непрерывность, закономерность, верность методу, причем философия и хочет быть самосознанием этого методизма. Наука при этом как бы сама создает для себя некое абсолютное место,– это ли не amor loci в его апофеозе! Наука становится поэтому не только главным орудием прогресса, но и больше всего убеждает человека в абсолютности места; она созидает над ним в защиту от неба с опасными его глубинами бронированный непроницаемый купол, под которым как бы в подземелье и живет духовно современное человечество. Мир утрачивает в человеческом сознании свою глубину, становится плоскостным и маломерным. Соответственно основному духу века определились и формы общественного самосознания, и они, выиграв в четкости, потеряли в полноте и многозвучности. Средневековая Европа искала таких общественных форм, которые хотя бы несколько приближались к начертанному Августином идеалу civitas Dei, теократической, религиозно-насыщенной общественности: ее домогались, каждая по-своему, и папская теократия, и Священная империя, и византийское самодержавие. Хотели религиозной цельности, жаждали нерасторжимости небесного и земного: пусть это стремление никогда не осуществлялось, но идеал был таков, такова была воля, таково была мироощущение. Не хотела средневековая Европа разъедающего анализа и мертвого механизма, не хотела секуляризации ни в чем: ни в праве, ни в хозяйстве, ни в науке, ни в искусстве. В новой Европе, напротив, восторжествовал анализ и секуляризация: религиозное чувство жизни, восприятие ее глубины и многомерности было нейтрализовано и, так сказать, инкапсулировано. Оно получило для себя свою особенную область в виде церковного союза, от которого обособилось государство, осознавшее себя как организацию абстрактного, объективного права, да и сам человек начал себя чувствовать прежде всего как гражданин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Лига не предпринимала к.-л. активных действий, и война завершилась захватом и разграблением Рима (6-8 мая 1527), к-рое самовольно учинили нем. наемники на службе императору. Папа Климент VII спасся, укрывшись в замке Св. ангела. В результате он покорился Карлу V, который получил титул короля И. (коронован папой в 1530). Следующий этап Итальянских войн был связан с борьбой за Милан, а затем с военными действиями в Германии, где начался мятеж князей-лютеран против имп. Карла V. Итальянские войны завершились в 1559 г. миром, подписанным в Като-Камбрези испан. кор. Филиппом II и франц. кор. Генрихом II. Като-Камбрезийский мир закрепил господство Испании в И. и политическую раздробленность итал. земель. Испании принадлежали Сицилия, Неаполитанское королевство, Сардиния и Миланское герц-ство, а также крепости на побережье Тирренского м. в Тоскане. Остальная часть Тосканы входила в состав герц-ства, основанного вернувшимися в 1530 г. во Флоренцию Медичи и также находившегося под влиянием Испании. Самостоятельность сохранили Папская область, Савойское герцогство (оно включало Савойю, Пьемонт и Ниццу), Генуэзская республика с владениями в сев. части побережья Лигурийского м. и о-вом Корсика, Венецианская республика с подвластными ей территориями на вост. побережье Адриатического м. и в Ломбардии, а также небольшие герц-ства Парма и Пьяченца, Модена, Мантуя, Феррара, Урбино, маркизат Монферрато, республики Лукка и Сан-Марино. Их правителям, утратившим политический вес, в принятии решений приходилось лавировать между Испанией и Францией. Франция лишилась почти всех прежних владений на Апеннинском п-ове. В XVI-XVII вв. история И. по-прежнему остается историей отдельных центров и регионов Апеннинского п-ова. Наиболее влиятельным, если не в политическом, то в идейном отношении, был папский Рим. Одним из ярких представителей папства этого периода, прежде всего в его негативных проявлениях, считается папа Александр VI из рода Борджа, испанец по происхождению. Помыслы этого понтифика были сосредоточены на династических планах, хотя обвинения его в политических убийствах и др.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Кор. Виктор Эммануил II. Фотография. Ок. 1861 г. Кор. Виктор Эммануил II. Фотография. Ок. 1861 г. В условиях радикализации ситуации в Пьемонте 20 марта 1849 г. кор. Карл Альберт возобновил войну с Австрией, но 23 марта войска Сардинского королевства были разгромлены австр. армией при Новаре. Карл Альберт отрекся от престола в пользу сына Виктора Эммануила II, к-рый был вынужден пойти на мирный договор с Австрией, согласившись на выплату контрибуции, размещение в Пьемонте австрийских гарнизонов, отказ от претензий на присоединение к королевству территорий Сев. и Центр. Италии. При помощи австр. войск были восстановлены монархические режимы в Тоскане, Парме, Модене, совместными действиями папской гвардии, неаполитанских и австр. войск началась блокада Римской республики, к которой в апр. 1849 г. присоединились франц. и испан. войска. К маю 1849 г. кор. Фердинанд II одержал победу над автономистскими силами на Сицилии, подавив т. о. революционное движение в Королевстве обеих Сицилий. 3 июля Рим оккупировали франц. силы, при помощи которых была ликвидирована Римская республика и восстановлена Папская область под единоличной властью папы Римского. В авг. 1849 г. после длительной осады австрийские войска захватили Венецию. В апр. 1850 г. в Рим, где продолжал оставаться франц. гарнизон, возвратился папа Пий IX, к-рый отказался от проведения намеченных либеральных реформ и перешел к консервативной политике. В итал. гос-вах наступил новый период реакции, сопровождавшийся репрессиями в отношении участников революционных событий. К. Б. Кавур. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Музей Рисорджименто, Рим) К. Б. Кавур. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Музей Рисорджименто, Рим) В 50-х гг. XIX в. в Сардинском королевстве, где кор. Виктор Эммануил II сохранил режим конституционной монархии, к власти пришли либеральные круги во главе с Кавуром, который возглавлял пьемонтское правительство в 1852-1861 гг. (с небольшими перерывами). Проведение реформ в Сардинском королевстве сопровождалось принятием ряда антиклерикальных законов, в т.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

королям. В октагоне сооружался катафалк, на него возлагалось покрывало с гроба умершего короля, остававшееся потом на хранение в капелле. Сюда доставили и локоны казненных во время Французской революции в 1793 г. членов королевской фамилии. В 1794-1815 гг. А. входил в состав Франции. Наполеон I с супругой Жозефиной посетили город в 1804 г. и оставили в подарок свои портреты на фоне Ахенской капеллы. Для коронации в Париже в 1804 г. Наполеон, желая подчеркнуть свои имперские притязания и избежать ассоциаций со Свящ. Римской империей герм. нации и традициями франц. королей, приказал изготовить «новую корону Карла Великого» (взамен уничтоженной во время Французской революции т. н. франц. короны Карла Великого), но в последний момент передумал и короновался золотым лавровым венком по образцу рим. императоров. В 1802 г. при поддержке Наполеона было организовано Ахенское еп-ство. До этого вольный имперский город входил в состав Кёльнского архиеп-ства; капелла с мон-рем находились под папским иммунитетом и подчинялись непосредственно папе. Территория диоцеза А. охватывала франц. департаменты Рур и Рейн-Мозель, левобережную часть бывшего Кёльнского архиеп-ства, большую часть еп-ства Люттих, части архиеп-ств Трир, Майнц и диоцезов Утрехт и Рурмонд; в 1805 г. к нему была присоединена область вокруг г. Везеля на правом берегу Рейна. Первым епископом А. стал Мари Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном 9 мая 1802 г., его интронизация прошла в Ахенской капелле. Еп. Жан Дени Франсуа Ле Камю (1752-1814), также назначенный Наполеоном, но не утвержденный Ватиканом из-за конфликта между франц. императором и папой Пием VII, занимал в А. должность 3-го генерального викария и администратора вакантного еп-ства. По решению Венского конгресса (1814-1815) А. вошел в 1815 г. в состав Пруссии. Судьбу еп-ства А. решила папская булла «De salute animarum» от 16 июля 1821 г., в к-рой были перечислены прусские диоцезы: еп-ство А. упразднялось и восстанавливалось Кёльнское архиеп-ство. Ликвидация Ахенского еп-ства произошла в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/77174.html

В числе жертв наступившей реакции оказались евреи. В 1553 г. глава инквизиции в Риме кард. Джованни Пьетро Караффа велел сжечь во всей Италии отобранные у евреев экземпляры Талмуда и др. книги; евреи добились отмены запрета на изучение Талмуда лишь с условием обязательной цензуры; название Талмуд заменяли понятиями «гмара» (   - дополнение, восполнение) или «шишша сдарим» (     - шесть разделов). Когда в 1555 г. кард. Караффу избрали папой (Павел IV), он велел арестовать евреев и марранов (их общее число достигало 30 тыс.), живших в Анконе. Марраны были изгнаны из города; 60 чел. отказались от иудаизма и были сосланы на Мальту; 25 иудеев были публично сожжены. В ответ на это евр. купцы по инициативе Йосефа и Грации Наси организовали финансовый бойкот Анконы, продолжавшийся 2 года. В поддержку иудеев и марранов, являвшихся подданными Османской империи, выступил султан Сулейман Великолепный. Тем не менее в том же году специальная папская булла предписала всем евреям Папской области, где находился город, носить особые желтые шляпы, проживать только в гетто и немедленно распродать все недвижимое имущество. Кроме того, евреям было запрещено держать христ. прислугу, работать в дни католич. праздников, лечить христиан и торговать чем-либо, за исключением старого платья. Многие евреи-врачи бежали из Италии в Османскую империю. В 1569 г. Пий V изгнал евреев из всей Папской области, исключая Анкону и Рим. Папа Климент VIII в 1593 г. повторил указ Пия V, принудив евреев Папской области, за исключением тех, кто жили в Авиньоне, покинуть область в трехмесячный срок. На положении евреев сказывались и спровоцированные Реформацией религ. войны. Крестьянская война 1524-1525 гг. грозила началом масштабного евр. погрома, который был предотвращен усилиями Йосефа бен Гершона из Росхайма. Религиозный центр в Цфате; развитие раввинистической традиции Волны сефардской эмиграции достигли Палестины, для этого складывались благоприятные обстоятельства: в 1517 г. Сирия и Палестина были присоединены к Османской империи.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010