Глава II. Второе тысячелетие 1. Поздняя Византия Великий раскол Начало второго тысячелетия христианской истории ознаменовалось дальнейшим углублением разрыва между Константинополем и Римом, приведшего к печально известным событиям 1054 года. Разногласия между Востоком и Западом, послужившие причиной «великого раскола» и накапливавшиеся на протяжении веков, имели политический, культурный, экклезиологический, богословский и обрядовый характер. Политические разногласия между Востоком и Западом коренились в кардинально различном соотношении между светской и государственной властью в Константинополе и Риме. В послеконстантиновскую эпоху Константинопольские патриархи находились в полной зависимости от византийских василевсов и участвовали в формировании той «симфонии», которая формально уравнивала их в правах с императорами, на деле же ставила в подчиненное положение. Папы, напротив, сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись, если не считали нужным, императорским эдиктам, а если не соглашались с последними, то открыто выступали против них. Политический антагонизм между Римскими папами и византийскими василевсами значительно усилился после того, как в 732 году император-иконоборец Лев III Исавр отнял у папы епархии Южной Италии, переподчинив их Константинопольскому патриарху: это решение на Западе было воспринято с негодованием. В 756 году, когда франкский король Пипин Короткий (714–768) подарил папе Стефану II земли на территории бывшего Равеннского экзархата (в Северной Италии), на этих землях была сформирована Папская область: теперь в руках папы сосредоточилась не только духовная, но и светская власть. В 800 году папа Лев III короновал франкского императора Карла Великого в качестве императора «Священной Римской империи», тем самым, по сути, окончательно разорвав с византийским императором, носившим аналогичный титул. Культурное отчуждение между Востоком и Западом было в значительной степени обусловлено тем, что в Восточной Римской империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. К середине V века немногие на Западе могли говорить по-гречески, а с VII века в Византии не понимали латынь. На Востоке читали Платона и Аристотеля, на Западе Цицерона и Сенеку. Главными богословскими авторитетами Восточной Церкви были отцы эпохи Вселенских Соборов, такие как Григорий Богослов , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , на Западе же наиболее читаемым христианским автором был блаженный Августин (которого на Востоке почти не знали). Его богословская система была намного проще для понимания и легче воспринималась обращенными в христианство варварами, чем утонченные рассуждения греческих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(Ок. 1053-1055, Бледа или Галеата, Романья - 21.01. 1118, Рим; до избрания папой - Райнерий (Раньери)), папа Римский (с 13 авг. 1099). Сведений о происхождении и молодых годах Райнерия почти нет. Известны лишь имена его родителей (Кресценций и Альфатия) и 4 братьев ( Servatius. 1979. S. 9-10). В раннем возрасте Райнерий принес монашеские обеты, возможно, в бенедиктинском аббатстве св. Илария (Сант-Эллеро) близ Галеаты. Церковный историк Ордерик Виталий называет Райнерия монахом мон-ря «Vallis Brutiorum» (вероятно, Валломброза, но идентификация остается спорной - The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1979. Vol. 5. P. 194). Согласно написанному кард. Пандульфом (по др. версии - его анонимным продолжателем) папскому жизнеописанию в Liber Pontificalis , в возрасте 20 лет Райнерий приехал по делам своего мон-ря в Рим, где снискал расположение папы Григория VII (1073-1085) (LP. T. 2. P. 296). Он стал аббатом мон-ря св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), принадлежавшего к Клюнийской конгрегации ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. Scr. T. 6. P. 368-369), после 1078 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1089 г. папа Урбан II (1088-1099) назначил Райнерия легатом в Кастильско-Леонском королевстве для разрешения конфликта вокруг епископской кафедры Сантьяго-де-Компостела. Созванный Райнерием Собор в Леоне (март 1090) восстановил на кафедре еп. Диего Пелаэса (1070-1088), к-рый был смещен по решению кор. Альфонсо VI (1065-1109), но обратился с апелляцией в Рим. Альфонсо VI отказался признать решение Собора и вскоре добился от папы Урбана II подтверждения смещения с кафедры еп. Диего. На обратном пути Райнерий совершил крещение (или, более вероятно, конфирмацию) Понтия, сына графа Мельгея (в Лангедоке), буд. аббата Клюни (1109-1122). С 1091 г. Райнерий входил в ближайшее окружение папы Урбана II, сопровождал его в поездках по Италии и Франции, в т. ч. на Клермонский Собор (1095). После смерти Урбана II его сторонники, собравшиеся в базилике св. Климента, избрали папой Райнерия (13 авг. 1099), к-рый принял имя Пасхалий, очевидно в честь папы Пасхалия I (817-824), получившего от имп. Людовика Благочестивого привилегию (Pactum Hludovicianum) о праве свободного избрания папы Римского без вмешательства светской власти. Тем самым П. декларировал намерение продолжить политику предшественников, в т. ч. борьбу за инвеституру против имп. Генриха IV (1084-1106) и его ставленника - антипапы Климента III (1080-1100). Сразу после избрания П. был облачен в пурпурную мантию - знак имп. достоинства, затем состоялась церемония интронизации перед Латеранским дворцом, где папа получил знаки власти над Патримонием св. Петра (см. Папская область ): 7 ключей, 7 печатей и скипетр. На следующий день (14 авг.) он был коронован в базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 296-297). Коронация П. стала одним из первых примеров подобной церемонии в отношении папы Римского (подробнее см. в ст. Николай II , папа Римский).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

[Папское гос-во, Церковное гос-во; лат. Status Pontificius, Status Ecclesiasticus; итал. Stato Pontificio, Stato della Chiesa], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. С IV в. благодаря дарениям рим. императоров (начиная со св. равноап. имп. Константина I Великого (306-337)) и частных лиц Римская Церковь приобретала значительные земельные владения в Италии, а также в др. частях Римской империи (на Сицилии, Сардинии и Корсике, в Юж. Галлии, Сев. Африке, Иллирике и др.). Эти владения с VI в. часто назывались патримонием (имуществом) св. Петра (patrimonium sancti Petri) по аналогии с имуществом императора (patrimonium principis). К понтификату свт. Григория I Великого (590-604) каждое имение-патримоний делилось на земельные комплексы-массы (massae), а те - на отдельные хозяйства-фунды (fundus). Патримонием управлял ректор (часто это был один из диаконов или субдиаконов Римской Церкви). Существовали также должности дефенсоров (defensores) и респонсалов (responsales), осуществлявших инспектирование патримониев по поручению папы Римского. Крестьяне патримония платили фиксированный натуральный оброк (pensiones) или деньги. К VII в. достаточно широкое распространение получила практика передачи земель в долгосрочную аренду (эмфитевзис), часто - на 3 поколения. Крупные арендаторы назначали собственных управляющих (conductores). В нач. VII в. существовало 14 патримониев в Италии (включая Сицилию, Сардинию и Корсику) и 4 - за ее пределами (в Далмации, Иллирике, Юж. Галлии и Сев. Африке). В VII-VIII вв. в результате вторжений лангобардов в Италию, арабов в Сев. Африку, славян и аваров на Балканы Римская Церковь лишилась большей части своих владений. Ок. 732-733 гг. патримонии в Юж. Италии, на Сицилии и в Иллирике были конфискованы визант. имп. Львом III Исавром из-за конфликта с Римом по поводу политики иконоборчества. Папа Римский Захария (741-752) провел реформу оставшихся патримониев (гл. обр. в окрестностях Рима), организовав большие поместья (domuscultae). Они находились в прямом управлении Римской курии и наряду с хозяйственной выполняли также и оборонительную функцию. Практику создания таких больших поместий продолжили папы Адриан I (772-795) и Лев III (795-816).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

(† 25.12.795), папа Римский (9.02.772-25.12.795). Происходил из рим. нобилей; со времен папы Павла I состоял в рим. клире. Сразу же после избрания стал проводить профранк. политику. Призыв А. к франк. кор. Карлу Великому о помощи в борьбе с лангобардами стал поводом для вторжения франков в Италию. После победы над Дезидерием, королем лангобардов, Карл стал королем Италии. На Пасху 774 г. он был принят А. в Риме и получил от папы титул рим. патриция. Подтвердив дарения, сделанные кор. Пипином Коротким папскому престолу в Италии, Карл не спешил с реализацией идеи создания папского гос-ва. Лишь во время визита Карла в Рим в 781 г. были оформлены границы папского гос-ва (см. Папская область ). Оно включило Римскую пров., Равеннский экзархат, Пентаполь и Сабину (совр. итал. обл. Лацио, Умбрия, Марке, Романия); в его состав не вошел ни Милан, ни часть южноитал. земель (герц. Сполето и др.), на к-рые претендовал А. Тогда же А. помазал на царство Пипина и Людовика Благочестивого , сыновей Карла. В 787 г., после 3-го итал. похода Карла Великого, А. получил часть земель герц. Архиза II Беневентского; он также использовал свой духовный авторитет, угрожая отлучить от Церкви герц. Тассилона III Баварского, противника Карла. Растущая интеграция Франкского королевства и итал. земель позволяла А. рассылать образцовые экземпляры Collectio Dionysio-Hadriana, Sacramentarium Hadrianum и др. рим. книг и распространять свое влияние на обширных территориях. Он принял участие в иконоборческих спорах, отправив в 785 г. послание в К-поль. Легаты А. присутствовали на Никейском Соборе 787 г. Папские легаты поддержали осуждение иконоборчества , однако подписанное ими решение Собора (в лат. переводе А. имелись ошибки) было отвергнуто на Франкфуртском Соборе 794 г., к-рый был созван Карлом, боявшимся укрепления связей папства и Византии. То, что А. оказался на второстепенной роли в борьбе теологов Карла против адопцианства , и то, что его легатам пришлось стерпеть осуждение Франкфуртским Собором постановлений Никейского Собора, ясно показало границы папской власти в рамках франк. королевской Церкви. А. похоронен в соборе св. Петра в Риме (могильная плита с эпитафией Алкуина ).

http://pravenc.ru/text/63592.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_191.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами

http://pravenc.ru/rubrics/122074_26.html

Карлом Великим в 774 г. условий соглашения в Кьерзи, приведенном в жизнеописании папы Римского Адриана I, утверждается, что Пипин Короткий обязался передать Римскому понтифику территории к югу от линии между Луни (на побережье Тирренского м.) и Монселиче (близ Венецианской лагуны), включая Корсику, весь бывш. Равеннский экзархат, герц-ства Сполетий и Беневент, а также провинции Венеция и Истрия (Ibid. P. 498; аутентичность и содержание соглашения в Кьерзи остаются предметами дискуссий - Scholz. 2018). По итогам 2 успешных походов Пипина Короткого в Италию (754, 756) кор. Айстульф передал папе Римскому 22 города на территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Римини, Пезаро, Чезену, Сенигаллию, Урбино, Нарни и др.), ключи от них посланник Пипина Короткого аббат Фульрад возложил на алтарь базилики св. Петра (LP. T. 1. P. 453-454). Этот акт, т. н. Пипинов дар, традиционно рассматривается как основание самостоятельного Церковного гос-ва в Италии. Папа даровал Пипину Короткому титулы рим. патриция и защитника Папского престола. Папа Римский Павел I (757-767) принял меры по централизации управления «республикой римлян», ужесточил контроль за всеми гражданскими и военными должностными лицами. Однако в конце его понтификата возникло острое противостояние между представителями «клерикальной» партии (члены папской администрации) и рим. знатью (см. ст. Константин , антипапа). После отказа лангобардского кор. Дезидерия (756-774) соблюдать условия соглашений 754 и 756 гг. (что повлекло за собой конфликт с папой Адрианом I) кор. Карл Великий совершил поход в Италию, разбил Дезидерия и включил его королевство в состав Франкской державы. Карл Великий в Риме подтвердил условия соглашения в Кьерзи, однако на практике они не выполнялись. Границы П. о. были в основном определены договорами 781 и 787 гг., тексты к-рых не сохранились, но могут быть реконструированы на основе привилегии имп. Людовика Благочестивого (814-840) папе Римскому Пасхалию I (817-824) (Pactum Hludovicianum, 817).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В результате догматизации папской непогрешимости централизация церковного правления, непримиримость римско-католической идеи достигла своей вершины. Пий IX в большой речи воздал должное значению этого догмата, подчеркнув, что благодаря ему католическая догматика и структура церкви стали простыми, окончательными и обозримыми. Папам последней трети XIX и XX века таким путем действительно удалось сохранить единство церкви, сосредоточить ее духовные и нравственные силы, благодаря чему папство вновь превратилось в великую духовную державу. В результате воздействия догматизации непогрешимости на внутреннюю жизнь церкви положение епископов и их отношение к папе подверглось преобразованиям под знаком папского абсолютизма. Они окончательно потеряли свою самостоятельность и стали как бы служащими папы. Победа централизма была полной. Решения, исходящие из Рима, еще и до 1870 года принимались, как правило, без возражений, а после 1870 года папский централизм распространился и на область теологии; новые теологические направления не могли существовать без утверждения Рима. Если прежде неосуждение каких-либо теологических концепций автоматически означало признание, то теперь лишь выраженное признание обеспечивало их существование. Тем самым духовная направляющая роль курии возросла в огромных размерах: принцип «Roma locuta, causa finita» («Рим высказался, дело решено») осуществлялся полностью. (В переносном смысле он означал: высшая инстанция заявила о своей позиции, дальнейшей дискуссии нет места.) Централизация папской власти, начавшаяся с Тридента, вре менно завершилась. Начиная с Ватиканского собора, папская власть в результате централизации и подчинения всех духовных и нравственных сил церкви укрепилась. Освободившиеся от государственно-административных и политических задач епископы стали независимыми от государства. Пий IX окончательно подключил к сфере интересов папства ставшее, по существу, безразличным для государства высшее духовенство. Он подчинил его папству и с успехом разгромил национальные иерархий, организованные как независимые от Рима единицы. Это стало возможным благодаря тому, что догмат о папской непогрешимости в значительной степени расширил и дисциплинарную юрисдикцию папы, да и сам папа освободился от бремени светской власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

В состав П. о. вошли Римский дукат, соседние с ним районы лангобардской Тусции и Кампании, Сабина, Пентаполь, Эмилия, а также Корсика. Над Равенной было фактически установлено совместное франкско-папское управление. Формально папе был передан также ряд городов Кампании (Капуа, Сора, Теано и др.), реально оставшихся во владении герцогов Беневенто. Папе Римскому Адриану I пришлось отказаться от претензий на Романью, основную часть Тусции, Венецию и Истрию. Территории, перечисленные в «Pactum Hludovicianum», были подтверждены привилегиями императоров Оттона I (962) и Генриха II (1020). Проявлением суверенитета П. о. стало начало чеканки папой Адрианом I монеты с собственным изображением. Папа Римский Лев III коронует имп. Карла Великого. Миниатюра из рукописи «Большие французские хроники». 1370–1380 гг. (Paris. Nouv. acq. fr. 28876. Fol. 115v). Фото: gallica.bnf. fr Папа Римский Лев III коронует имп. Карла Великого. Миниатюра из рукописи «Большие французские хроники». 1370–1380 гг. (Paris. Nouv. acq. fr. 28876. Fol. 115v). Фото: gallica.bnf. fr Имп. коронация Карла Великого в Риме (25 дек. 800), символизировавшая восстановление Зап. Римской империи, означала интеграцию П. о. в состав Франкской державы, однако папа Римский Лев III (795-816) и его преемники Стефан IV (V) (816-817) и Пасхалий I сохраняли фактическую независимость. Нет свидетельств того, что имп. Карл Великий собирал налоги в П. о. или формировал там войско. Имп. Людовик Благочестивый в «Pactum Hludovicianum» подтвердил привилегию свободного избрания папы Римского, за императором сохранялось лишь право его утверждения. Беспорядки в Риме, начавшиеся после смерти папы Пасхалия I и избрания на Папский престол Евгения II (824-827), вынудили вмешаться в ситуацию имп. Лотаря I (с 817, коронован в 823, самостоятельно правил в 840-855), сына и соправителя Людовика Благочестивого. В нояб. 824 г., прибыв в Рим, Лотарь I издал «Constitutio Romana» (Римское уложение), устанавливавшее имп. контроль над П. о. при сохранении светской власти папы Римского.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

королям. В октагоне сооружался катафалк, на него возлагалось покрывало с гроба умершего короля, остававшееся потом на хранение в капелле. Сюда доставили и локоны казненных во время Французской революции в 1793 г. членов королевской фамилии. В 1794-1815 гг. А. входил в состав Франции. Наполеон I с супругой Жозефиной посетили город в 1804 г. и оставили в подарок свои портреты на фоне Ахенской капеллы. Для коронации в Париже в 1804 г. Наполеон, желая подчеркнуть свои имперские притязания и избежать ассоциаций со Свящ. Римской империей герм. нации и традициями франц. королей, приказал изготовить «новую корону Карла Великого» (взамен уничтоженной во время Французской революции т. н. франц. короны Карла Великого), но в последний момент передумал и короновался золотым лавровым венком по образцу рим. императоров. В 1802 г. при поддержке Наполеона было организовано Ахенское еп-ство. До этого вольный имперский город входил в состав Кёльнского архиеп-ства; капелла с мон-рем находились под папским иммунитетом и подчинялись непосредственно папе. Территория диоцеза А. охватывала франц. департаменты Рур и Рейн-Мозель, левобережную часть бывшего Кёльнского архиеп-ства, большую часть еп-ства Люттих, части архиеп-ств Трир, Майнц и диоцезов Утрехт и Рурмонд; в 1805 г. к нему была присоединена область вокруг г. Везеля на правом берегу Рейна. Первым епископом А. стал Мари Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном 9 мая 1802 г., его интронизация прошла в Ахенской капелле. Еп. Жан Дени Франсуа Ле Камю (1752-1814), также назначенный Наполеоном, но не утвержденный Ватиканом из-за конфликта между франц. императором и папой Пием VII, занимал в А. должность 3-го генерального викария и администратора вакантного еп-ства. По решению Венского конгресса (1814-1815) А. вошел в 1815 г. в состав Пруссии. Судьбу еп-ства А. решила папская булла «De salute animarum» от 16 июля 1821 г., в к-рой были перечислены прусские диоцезы: еп-ство А. упразднялось и восстанавливалось Кёльнское архиеп-ство. Ликвидация Ахенского еп-ства произошла в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/77174.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010