священник Иоанн Юркович (католик) Приложение II: структура Римской Курии Curia Romana – Римская Курия ( по «Папскому Ежегоднику» – Annuario Pontificio 1994 ) Segreteria di stato – secretaria status seu papalis – Государственный, или Папский, Секретариат Secione per gli Affari Generali – Отдел общих вопросов Secione per i Rapporti con gli Stati – Отдел сношений с государствами Congegazioni – Congregationes – Конгрегации 1. Congregazione per la Dottrina della Fede – Congregatio pro Doctrina Fidei – Конгрегация вероучения Pontificia Commissione Biblica – Pontificia Commissio Biblica – Папская библейская комиссия Commissione Teologica Internationale – Commissio Theologica Internationalis – Международная богословская комиссия 2. Congregazione per le Chiese Orientale – Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus – Конгрегация по делам Восточных Церквей Commissione speciale per la liturgia – Особая комиссия по литургии Commissione speciale per gli studi sullOriente Cristiano – Особая комиссия по изучению христианского Востока Commissione speciale per a formazione del clero e dei е dei religiosi – Особая комиссия по образованию и воспитанию духовенства и монашествующих Catholic Near East Welfare Assotion – Consociatio Catholica pro Medio Oriente – Католическая ассоциация помощи Ближнему Востоку Pontificia Missione per la Palestina – Pontificia Missio pro Palestina – Папская миссия помощи Палестине Riunione Opere Aiuto Chiese Orientali – Объединение организаций помощи Восточным Церквам 3. Congregazione per il Culto Divino e la Disciplina dei Sacramenti – Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum – Конгрегация богослужения и таинств Commissione speciale per la trattazione delle cause di nullita della sacra ordinazione – Особая комиссия по рассмотрению дел о недействительности рукоположения Commissione speciale per le dispense dagli obblighi dei diaconato e del presbiterato – Особая комиссия по диспенсациям от обязанностей диаконата и священства Commissione speciale per la trattazione delle cause di dispensa dai matrimonio rato e non consummato – Особая комиссия по рассмотрению дел о диспенсации от заключённого, но не завершённого брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ [Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии , комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания. В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Ученые предлагают Церкви создать при Богословской комиссии научный совет с участием нобелевских лауреатов Москва, 21 октября 2010 г. Российские ученые признают, что новейшие разработки в области биомедицины требуют этического осмысления и предлагают Русской Православной Церкви создать комиссию с участием богословов и биологов, в том числе нобелевских лауреатов. Об этом говорилось на научной конференции " Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий " , которая открылась сегодня в Дубне, в Доме международных совещаний Объединенного института ядерных исследований, сообщает ИТАР-ТАСС . Нередко бывает, что вопросы, связанные с появлением новых технологий, в частности, в области биомедицины, как правило, встречают нас врасплох. Существует целый ряд нерешенных вопросов, без ответа на которые в контексте понимания их этических нравственных оценок дальнейшее продвижение новейших достижений в области молекулярной биомедицины затруднено " , - отметил профессор кафедры биофизики биологического факультета МГУ, доктор биологических наук Александр Соболев, возглавляющий лабораторию молекулярной генетики внутриклеточного транспорта Института биологии гена РАН. Профессор считает целесообразным " организовать Ученый совет, например, при Синодальной Библейско-Богословской комиссии, в составе которого должны быть специалисты-биологи. Хорошим примером, по его мнению, служит Папская Академия наук, в работе которой привлекаются нобелевские лауреаты. Ключевой современной проблемой, на взгляд биолога, является ответ на вопрос о том, на какой стадии развития клетки можно говорить о существовании человека. От этого зависят многие нравственные проблемы, связанные с абортами, манипуляциями с эмбрионами. " Согласно современным исследованиям, не очевидно, что жизнь зарождается только от слияния двух разнополых клеток - любая клетка может быть источником новой жизни, о чем говорят эксперименты по клонированию " , - констатировал ученый. Он признался, что у него нет готового ответа: " Я сам не знаю, как к этому относиться " .

http://pravoslavie.ru/42239.html

Вехой в преодолении последствий политики церковного консерватизма предшествующей эпохи стало письмо от 16 янв. 1948 г. секретаря П. б. к., бельг. библеиста и ориенталиста, доминиканца Ж. М. Восте (1883-1949; секретарь с 1939) франц. кард. Э. С. Сюару (1874-1949) об источниках Пятикнижия и историческом значении первых 11 глав кн. Бытие. Со ссылкой на энциклику папы Пия XII и 3 антимодернистских «ответа» П. б. к., посвященных данному вопросу, комиссия призвала всех католич. экзегетов «изучать эти проблемы... в свете разумной критики и результатов других наук» (Enchiridion Biblicum. 580). Восте подверг сомнению авторство Моисея и букв. смысл указанных глав и проч. «ответы» П. б. к., в т. ч. строгие ограничения, налагаемые на работу католич. ученых и оставленные без внимания в папской энциклике. К важным научным достижениям в деятельности П. б. к. в этот период относится подготовка Восте 2-томного критического издания сир. текста творений Феодора Мопсуестийского в научной сер. «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» (1940), а также координация работы профессоров Папского библейского ин-та по изданию нового критического лат. перевода Псалтири (1941-1945). 8 мая 1949 г. секретарем П. б. к. стал нем. монах-бенедиктинец А. Миллер (1881-1963), профессор ВЗ в Папском ин-те св. Ансельма в Риме, автор нем. литургического перевода Псалтири и богослужебных гимнов (1924). В его обязанности входила инспекция научной деятельности П. б. к. и Папского библейского ин-та, в результате были официально закреплены нормы получения библейского образования как для профессуры, так и для семинаристов. Эти меры нашли поддержку в энциклике папы Пия XII «Humani generis» от 12 авг. 1950 г. Для документа характерна риторика, направленная против «интерпретации, которую некоторые называют духовной или мистической» (Enchiridion Biblicum. 552). Такие понятия, как «новая», «символическая и духовная экзегетика», в этот период носили негативную окраску, служили синонимом антинаучной экзегезы, не имевшей ничего общего с экзегезой отцов Церкви и «духовным смыслом» Писания. Благодаря работам А. де Любака и др. исследователей продолжилась дискуссия о «смыслах» Свящ. Писания, которая достигла кульминации к 50-м гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Энциклики и апостольские послания, предшествовавшие Ватиканскому II Собору , стремились отстоять авторитет Церкви в вопросах интерпретации Свящ. Писания и поддержать в рамках основной направленности интерес к специфическим вопросам научной методологии. Вновь обратились к энциклике «Spiritus Paraclitus» от 15 сент. 1920 г., в к-рой папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) поставил в пример блж. Иеронима Стридонского , отличавшегося послушанием по отношению к Церкви, «высочайшей учительнице Римских понтификов» (supremae per Romanos Pontifices magistrae - Enchiridion Biblicum. 461). В 1954 г. П. б. к. выпустила 2-е издание, содержащее все церковные документы по вопросам интерпретации Свящ. Писания. В 1955 г. бенедиктинец А. Миллер провел презентацию издания (см.: Miller A. Das neue biblische Handbuch//Beneditinische Monatschrift. 1955. N 31. S. 49-50). Он был убежден в том, что каждый экзегет может проводить научные исследования, не ограничивая своей свободы декретами, к-рые не затрагивают вероучение и этику. 21 апр. 1964 г. П. б. к. издала инструкцию «Sancta Mater Ecclesia» об исторической достоверности Евангелий (Enchiridion Biblicum. 644-659). В ней говорится о возможности применения «положительных элементов, предлагаемых «методом истории форм» (Formgeschichte), чтобы должным образом пользоваться ими в целях более глубокого понимания Евангелий» (Ibid. 647; об этом см. в статьях Библеистика , Бультман ). Применяя классическую схему историко-критической методологии (критика истории традиций, форм и редакций - Tradition-Form-Redactiongeschichte), экзегеты призваны обращать внимание на «3 стадии, посредством которых учение и жизнь Иисуса дошли до нас» (Ibid. 648): 1) служение Иисуса в сопровождении избранных Им учеников; 2) проповедь апостолов с характерным для нее «более ясным пониманием событий… вслед за прославлением Христа и просвещением их Духом истины» (Ibid. 649); 3) священные авторы, которые составили 4 Евангелия (Ibid. 651). Эти положения легли в основу параграфа, посвященного историческому характеру Евангелий (Ibid. 698), в догматической конституции II Ватиканского Собора «Dei Verbum» от 18 нояб. 1965 г. Т. о., плодотворным завершением работы дореформенной П. б. к. стало полноценное участие в подготовке соборной конституции «Dei Verbum», имеющей и в наст. время статус magna charta католич. экзегетики (см. в статьях Герменевтика библейская ). 3-й этап (1971-1993): реорганизация П. б. к. и активизация ее научной деятельности.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Prefettura degli Affari Economici della Santa Sede – Praefectura rerum oeconomicarum Sanctae Sedis – Префектура по экономическим делам Святого Престола Altri organismi della Curia Romana – Прочие органы Римской Курии Prefettura della Casa Pontificae – Pontificalis Domus – Префектура Папского Дома – Cappella Pontificia – Папская капелла Segreterio Generale del Sinodo dei Vescovi – Генеральный секретарь Синода Епископов Famiglia Pontificia – Папский Двор ( Ecclesiastica – Церковный; Laica – Мирской) Ufficio delle celebrationi liturgiche del Sommo Pontifice – Литургическая служба Верховного Первосвященника Commisioni e Comitati – Комиссии и Комитеты Sala Stampa della Santa Sede – Конференц-зал Святого Престола Ufficio Centrale di Statistica della Chiesa – Generale Ecclesiae Rationarium – Центральная статистическая служба Церкви Pontificia Commisione Biblica – Pontificia Commissio Biblica – Папская библейская комиссия Commisione Teologica Internazionale – Commissio Theologica Internationalis – Международная богословская комиссия Pontificia Commisione per i Beni Culturali della Chiesa – Папская комиссия по культурному достоянию Церкви Pontificia Commisione per la Revisione ed Emandazioni della Volgata – Pontificia Commissio Vulgatae edicationis recognoscendae atque emendandae – Папская комиссия по редакции Вульгаты Pontificio Comitato per i Congressi Eucaristici Internazionale – Pontificius Comitatis Eucharisticis Internationalibus Conventibus provehendis – Папский комитет по международным евхаристическим конгрессам Pontificia Commisione di Archeologia Sacra – Pontificia Commissio de Sacra Archaeologia – Папская комиссия по священной археологии Pontificio Comitato di Scienze Storiche – Pontificius Comitatis de Scientiis Historicis – Папский комитет по историческим наукам Pontificia Commisione Ecclesia Dei – Pontificia Commissio «Ecclesia Dei» – Папская комиссия « Церковь Божия» Archivio del Consilio Vaticano II – Tabularium Concilii Vaticani II – Архив Второго Ватиканского Собора

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Так, в РПЦ, для современных православных библеистов не утратила значения известная Инструкция свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского (память 19 ноября/2 декабря), которая стала обязывающей после одобрения Святейшего Синода 631 . Знаменитый трактат имеет развернутое, в духе времени, название «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении Греческого – Семидесяти толковников и Славянского переводов Священного Писания» 632 . Что касается католиков, то в Риме 20 лет назад получил высшую апробацию и был принят в качестве руководства документ Папской Библейской Комиссии «Интерпретация Библии в Церкви» 633 . Многие десятилетия запрета на веру в СССР привели, – это надо признать, – к серьезному отставанию православного богословия (и библеистики) в России. Отставание преодолевается, и бывает иногда, что приходится заново рассматривать вопросы, которые уже рассмотрены католиками и (на текущий момент) разрешены, причем, в приемлемом, для православной библеистики, духе. На фоне, ныне распространенных в России, библейских руководств либерально-протестантского толка, альтернативный, «удерживающий» подход, изложенный в католическом документе, может произвести отрезвляющее действие. Говоря словами информационного циркуляра, в сентябре с.г. обращенного к участникам настоящего собрания, «среди важнейших тем конференции – вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки». Руководствуясь этим принципом, «возрастать на опыте других», мы и хотели бы представить вниманию коллег обязывающий документ, подготовленный в, догматически близкой православию, конфессии. В отличие от РПЦ периода богоборческого режима, Папская Библейская Комиссия 634 и Папский Библейский Институт 635 могли работать без всяких стеснений (в том числе, и в средствах), имели доступ ко всей научной литературе, привлекали к сотрудничеству первоклассных ученых. Упомянем еще раз, что католическим экзегетам и переводчикам зачастую приходится решать проблемы, весьма сходные с теми, которые встают и перед православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Этот период характеризуется очевидным интересом профессуры П. б. и. к тенденциям, наметившимся в области богословия и экзегетики: межконфессиональному диалогу, неприятию любых проявлений антисемитизма, дискуссиям об историчности Евангелий, к подготовке догматической апостольской Конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 нояб. 1965). В значительной степени это было определено решениями II Ватиканского Собора и последующими постановлениями Папской библейской комиссии: «Интерпретация Библии в Церкви» (1993) и «Еврейский народ и его священные писания в христианской Библии» (2001) (см. в ст. Папская библейская комиссия ). В это время установились тесные связи П. б. и. с учебными заведениями в Иерусалиме (Еврейским ун-том, доминиканской Библейской школой в Иерусалиме, францисканской школой Studium Biblicum Franciscanum). Офиц. периодическим изданием П. б. и. является ж. «Biblica» (основан в 1920); лучшие докторские диссертации издаются в сер. «Analecta Biblica» (с 1952 - 220 диссертаций, начиная с 2013 - 11 монографий и сборников научных публикаций ведущих профессоров ин-та). Б-ка П. б. и.- одна из крупнейших в мире в области востоковедения и библеистики. П. б. и. имеет своей целью выработку адекватного научного и одновременно богословского подходов в области экзегетики и герменевтики. В настоящее время активно разрабатываются и применяются на практике новые методологические модели. С нач. 60-х гг. XX в. в П. б. и. возрождаются исследования в области литературной критики (Л. А. Шёкель, А. Вануа), нарративного метода интерпретации священного текста (Ж. Л. Ска, Ж. Н. Алетти), историко-критического метода в широком богословском контексте (Ф. Джунтоли, Л. Мадзинги), поэтических и психологических аспектов библейского текста (Б. Костакурта, П. Бовати). В соответствии с апостольской конституцией папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005) «Sapientia Christiana» от 15 апр. 1979 г., особенностями учебного процесса является обязательное прохождение студентами годового пропедевтического курса по углубленному изучению библейских греческого и евр.

http://pravenc.ru/text/2578953.html

П. б. к. регулярно предоставляет Папскому престолу отчеты о результатах работы с указанием на то, что «должно быть принято в полной мере, требует дальнейшего изучения или может быть оставлено на усмотрение каждого» (Ibid. 40. 144). Обязательным стало регулярное проведение заседаний П. б. к. и публикация материалов этих заседаний. В 1909 г. был основан Папский библейский институт . Апостольским посланием «Scripturae Sanctae» от 23 февр. 1904 г. папа Римский Пий X (1903-1914) учредил ученые степени лиценциата и доктората в области библейского богословия (theologia biblica) и даровал П. б. к. право присваивать степени выпускникам Папского библейского ин-та (до 1916). Первым президентом П. б. к. был кард. Л. М. Парокки (1833-1903), секретарь Конгрегации римской и вселенской инквизиции (1896-1903). Важные адм. функции были возложены на секретарей П. б. к., обладавших широкими полномочиями. Идеологическое направление, избранное П. б. к. на заре ее существования, во многом определялось деятельностью 1-го секретаря комиссии Ф. Г. Вигуру . Будучи идейным противником франц. библеиста М. Ж. Лагранжа , он отстаивал историчность библейских повествований и являлся ревностным защитником консервативных взглядов в отношении интерпретации Свящ. Писания. С именем Вигуру связан 1-й период деятельности П. б. к., ознаменованный введением жестких ограничений на использование критической методологии в библейских исследованиях. 1-й этап (1902-1936): критика модернизма, период «ответов» С момента основания П. б. к. оказалась в центре антимодернистской полемики, что определило приоритетные направления работы комиссии на протяжении 30 лет. Папа Римский Пий X рескриптом «Praestantia Scripturae» от 18 нояб. 1907 г. указал П. б. к. на необходимость следовать антимодернистским предписаниям из ранее опубликованных документов: декрета верховной Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium; ныне Конгрегация вероучения) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. и папской энциклики «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. Исполнение декрета и энциклики стало обязательным, неисполнение каралось наказанием вплоть до отлучения от Церкви. В семинариях и религ. ин-тах деятельность профессоров и работы студентов попали под строгий надзор; была введена цензура научных публикаций. Одновременно активизировалась научная деятельность П. б. к.: папским декретом «Quoniam in re biblica» от 27 марта 1906 г. было введено специализированное изучение библейских дисциплин и языков в семинариях, указано на необходимость пересмотра текста Вульгаты на предмет текстологического обоснования его первоначальных вариантов чтения («Иеронимов текст») в наиболее древних кодексах. П. б. к. создала комиссию по пересмотру Вульгаты и поручила осуществление этого проекта ордену бенедиктинцев. Плодом этой работы стали изданные в 1926 и 1929 гг. первые 3 книги Пятикнижия. .

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Тогда Павлинистическая сомнительность послания не будет роковою для его канонического достоинства, раз последнее в древности не отвергалось и фактически бесспорно 5 . Каноничность почитается несвязанною прямо с автентичностью. Это дает место для обратных заключений, что шаткость недоумений касательно первой позволяет свободно удерживать послание к евреям в каноне среди Павловых писаний 6 , хотя бы второе было и не столь незыблемо. Папская Библейская Комиссия даже декретировала (24-го июня 1914 г.) возможность усвоения литературной обработки послания к евреям другому лицу 7 , как это допускалось не редко католическими писателями 8 , несмотря на постановление Тридентского собора в четвертом заседании 8-го апреля 1546 г. об апостольском достоинстве данного писания 9 . Этими соображениями по внешности вполне удобно обеспечивается счастливый выход из исторических коллизий, порождавших и научную и догматическую трудность. Ведь в патристической традиции было довольно пререкаемым Павлинистическое авторство данного новозаветного памятника. Научная логика отсюда выводит, что если он не Павлов, то сомнителен и канонически 10 , а догматическое мышление необходимо встречается с вопросом, как можно сохранять в каноническом сборник среди Павловых посланий не автентичное по такому авторству произведение? Нельзя не констатировать, что католическая формула облегчает разрешение тяжелых исторических задач, но лишь за счет самой их исторической сущности, которою собственно и вызывается все осложнение. Беспристрастное наблюдение принудительно убеждает, что христианская древность ограждала каноничность новозаветных писаний именно автентичностью и связывала их обусловающим образом 11 до такой степени, что все неподлинное со стороны апостольского происхождения готова была прямо усвоять еретикам 12 . В этих интересах она второе евангелие принимала за воспроизведение проповеди Петровой, а третье – награждала санкциею Павла, не довольствуясь даже титулами известных учеников апостольских и, видимо, не допуская анонимной каноничности, как реально тёмной и потому спорной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010