Другие элладские издания были более «сдержанны» в отношении числа молитв перед св. причащением. Они приводят лишь молитвы современного греческого чина и «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю...» 905 . Наконец, БЛ Афин. (ред. Н. Пападопулос) предписывает все те же молитвы, что и современный греческий чин. «Иератиконы», начиная с первого издания 1895 г., всегда предписывали те же молитвы, что и ИЕР 2004. Молитвы эти, как указано в самом этом «Иератиконе» (см. XXXI I .1.Б ), представляют собой окончание «Последования ко Святому Причащению» («κολουθα τς Θεας Μεταλψεως»). Последование это печатается, например, в Правильнике, Молитвослове и Великом Часослове. На Руси в период рукописей молитвы перед Св. Причащением имели в основном ту же историю, что и в Византии. Древние рукописи приводят одну или две молитвы, а более поздние – несколько, а иногда и много 906 . Печатные дониконовские Служебники, подготовленные на московском Печатном Дворе, предписывают четыре молитвы: три перед Св. Причастием, две из которых совпадают с первыми двумя молитвами в современном русском чине, а третья является, по-видимому, вариантом молитвы «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе...», предпоследней в «Последовании ко Святому Причащению». Четвёртая же молитва положена непосредственно перед причащением Честной Крови. Она состоит из стихов: «Боготворящую Кровь ужаснисы, человече, зря...», существующих в современном греческом чине, а священнику положено прибавлять к ним слова: «О человече ужаснися, егда яси недостойне, огнь бо есть грехи попаляя, но очисти мя, Господи, от всякия скверны» 907 . Присутствие отдельной молитвы перед причащением Честной Крови характерно и для ряда рукописей 908 . В первом исправленном Служебнике, вышедшем при патриархе Никоне , молитвы перед причащением священнослужителей были исправлены в соответствии с греческим Евхологием ЕВХ 1602 909 . В этом виде молитвы в русском тексте литургии сохраняются до сего дня. По русскому же чину, как отмечалось выше, сначала читается ещё одна молитва: «Ослаби, остави, прости, Боже...» из «Последования изобразительных», которой нет в Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископ Одесский и Таврический Агафангел Пашковский 811 , являвшийся российским иерархом РПЦЗ, заявил о нежелательности восстановления канонического единства между РПЦ МП и РПЦЗ по той причине, что якобы Московский Патриархат ещё не освободился от пленения ересями «сергианства» и «экуменизма». Комментируя свои действия, Агафангел пояснил, что его отделение от Русской Зарубежной Церкви, восстановившей своё единство с Московским Патриархатом, носит не административный, а сугубо вероисповедный характер. Более того, Агафангел провозгласил создание так называемого «Временного высшего церковного управления русской православной церкви заграницей» (ВВЦУ РПЦЗ), куда вошли «приходы», т. е. местные группки, отказавшиеся от канонического общения с Московским Патриархатом. Претендуя на легитимность своего правопреемства от РПЦЗ, данное раскольническое образование основными векторами своей деятельности избрало: 1 . Консолидацию всех приходов и монастырей, отказавшихся от призания Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ; 2 . Восстановление церковного общения с «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции, Румынской православной старостильной церковью и Болгарской православной старостильной церковью; 3 . Рукоположение епископата ВВЦУ РПЦЗ; 4 . Проведение «Пятого Всезарубежного Собора РПЦЗ» с целью окончательного административного и канонического оформления «Временного высшего церковного управления РПЦЗ» 812 . Реализуя намеченную программу установления богослужебного общения со старостильными раскольническими группировками Греции, Румынии и Болгарии, Агафангел Пашковский начал интенсивные переговоры с «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции. Посетив Грецию, он принял участие в экстренном заседании иерархов «Синода противостоящих», проходившем 16 ноября 2007 года. В работе данного заседания приняли участие заместитель председателя «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции епископ Орейский Киприан (Гиулес), секретарь синода епископ Гардикийский Климент (Пападопулос), епископ Аланский Георгий (Пухатэ), епископ Христиану польский Хризостом (Марласес) и епископ Мефонский Амвросий (Байрд), В ходе состоявшегося собеседования было констатировано идеологическое единство между обеими схизматическими образованиями и подписаны так называемые «Памятные начала сотрудничества греческих и русских антиэкуменистов» («Μνημνιον ρχν Συνεργασας λλνων κα Ρσων ντι–οικουμενιστν») 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важную роль в становлении церковно-исторических исследований сыграли крупнейшие ученые Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос (впоследствии архиепископ Афинский). Волею судеб они оказались в Александрии и оставили неизгладимую печать на культурной и образовательной жизни Александрийского Патриархата. Следующим шагом Фотия стала реформа территориального и организационного устройства патриархата. Патриарх учредил постоянный синод и основал церковные суды, а также воссоздал семь старинных митрополий и поставил на них образованных и деятельных архиереев. Этот шаг коснулся не только Египта, но и Ливии, Судана, Эфиопии и Сомали. После организации действующих кафедр патриарх обратил особое внимание на духовную поддержку и социальную адаптацию православных, переселяющихся в эти регионы. Благодаря всем этим шагам Александрийской церкви удалось восстановить свою каноническую территорию в границах до арабского завоевания. 7. Антиохийский Патриархат Завоеванная турками в 1517 г. Сирия была разделена на несколько провинций и вошла в состав Османской империи. Установление османского владычества не могло не сказаться на судьбе антиохийского православия. В первую очередь было восстановлено прерванное общение Антиохийской и Константинопольской церквей. Кроме того, антиохийский патриарх вместе с немногочисленными уцелевшими после периода войн подведомственными ему иерархами получил берат, гарантировавший определенные права перед лицом светских исламских властей. В частности, за антиохийским патриархом были признаны права этнарха – главы православных христиан Сирии. Несмотря на смягчение политики властей, положение Антиохийского Патриархата по-прежнему оставалось непростым. Сокращением паствы и слабостью церковной иерархии воспользовались католики, развернувшие активную прозелитическую деятельность. Основные трудности в Антиохийской церкви были связаны с отсутствием определенности в процедуре избрания патриарха. За поставление своих кандидатов на патриарший престол соперничали влиятельные региональные христианские группировки. Это вело к спорам, конфликтам, подкупам и апелляциям к светским властям, которые начинали вмешиваться в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Линию рассмотрения патрологии сквозь призму философских критериев продолжает недавно вышедший труд К. Афанасопулоса 763 . Помимо ученых из Салоник, в патрологических исследованиях важную роль играют также специалисты из Афин, Бруклина, Белграда, Бостона и Халки 764 . Особенно любопытны патрологические и источниковедческие исследования академика К. Бониса 765 и его учеников. Проблемы, связанные с исихазмом и православной аскетической традицией, к настоящему времени весьма успешно разработаны в литературе, однако эти работы еще далеки от завершения, что обусловлено большой глубиной изучаемого феномена. He меньший интерес в греческой науке вызывает и ранее христианство, эпоха патристики, «исихастское возрождение» XVIII в. и наследие современных подвижников. После преодоления методологического «перекоса» начала века патрологические исследования пришли в гармонию и охватывают всю историю развития патристики и аскетизма. Из недавно опубликованных монографий, связанных с этой тематикой, отметим исследования А. Иоаннидиса 766 , С. Колиаса 767 , Н. Ксиониса 768 , X. Крикониса 769 , X. Букиса 770 , М. Орфаноса 771 , Ф. Ангелатоса 772 , о. Севастиана Топалиса 773 , А. Влетсиса 774 , К. Скутериса 775 , В. Псевтонгаса 776 , М. Мамасулы 777 , Д. Ангелиса 778 , С. Пападопулоса 779 , М Бегзоса 780 и др. 781 , а также ряд публикаций в периодической печати 782 . В последнее время в грекоязычной историографии все больший интерес вызывает также западная богословская традиция 783 . Если использовать термин «неопаламизм» в значении некоторой ревизии классических паламистских исследований, то он будет напрямую связан с именами современных греческих богословов X. Яннараса и преосвященного И. Зизиуласа, a также их последователей и учеников. Сами они считали себя традиционалистами, но многие из них в своих научных трудах в той или иной степени отклонялись от общей теоретической линии, разработанной их предшественниками. Прежде всего это было связано с формированием в 80–90-х гг. XX в. так называемого «богословия личных энергий». Сам термин впервые стал использоваться в греческом богословии в начале 1990-х гг. учеником преосвященного Зизиуласа Ставросом Янгазоглу 784 , который в 1991 г. опубликовал в журнале «Синаксис» исследование «Сущность, ипостаси, личные энергии. Учение святого Григория Паламы о нетварных энергиях» (1991. Вып. 37. Январь-март. С. 71–78; Вып. 38. Апрель-июнь. С. 39–47).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой же публикации он предлагает аналитическую библиографию по теме, где упомянуты сочинения Папамихаила, Пападопулоса и богословов русской эмиграции о. Василия (Кривошеина) , Владимира Лосского и о. Киприана (Керна) . Вскоре Кармирис издает «Обозрение догматического учения Православной Соборной Церкви " 727 . Это первый в XX в. догматико-богословский учебник, в котором богословие Паламы получило наконец достойную оценку. В центре патрологических изысканий оказывается Богословский факультет Салоникского университета. Его профессор Панайотис Христу в 1956 г. публикует исследование о причинах исихастских споров 728 , выделяя причины богословские и церковные в противовес западной традиции, которая считает эти споры исключительно философскими. Следующая работа, опубликованная Христу в 1959 г., была посвящена Паламе и солунскому богословию XIV в. 729 Благодаря трудам Христу Салоникский университет (указ о его основании датируется 1925 г., но фактически он начал функционировать в 1941–1942 гг.) обрел международную известность как один из ведущих центров изучения и публикации святоотеческого наследия. Основу новаторской для греческой исторической науки школы Христу составило глубинное исследование наследия святых отцов, построенное на скрупулезном анализе источников. Делом всей жизни профессора стало создание »Центра святоотеческих (патрологических) исследований«, где он проработал вплоть до последних дней своей жизни. Перу Христу принадлежат десятки интереснейших трудов самой разнообразной тематики, и прежде всего ставшие классическими и признанные во всем мире исследования из многотомной серии »Греческая патрология« 730 . Основанный Христу Патриарший центр патрологических исследований функционирует и поныне. Осуществляется публикация святоотеческого рукописного наследия, издается журнал «Клирономия», выпущен целый ряд монографических исследований 731 . Иоаннис Романидис наряду с Христу стоял у истоков расцвета греческого богословия. Из его патрологических трудов наиболее интересны «Богословие Отцов» и »Ромейские отцы Церкви« 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Преставился ко Господу профессор Стилианос Пападопулос, монах Герасим Стилианос Пападопулос     Преставился ко Господу профессор Стилианос Пападопулос, монах Герасим   Утром, 15 января, в монастыре Дохиар преставился ко Господу монах Герасим (Пападопулос). В мирской жизни это был один из крупнейших патрологов и исследователей святоотеческого наследия современности профессор патрологии Афинского университета Стилианос Пападопулос . Для большинства людей, не отягощенных богословием, монах Герасим (Пападопулос) более известен в качестве автора книги «Блаженные старец Иаков Цаликис». Напомним, что игумен монастыря Преподобного Давида на греческом острове Эвбея Блаженный Старец Иаков Цаликис (1920-1991) был одним из первых и самых выдающихся Старцев в плеяде греческих подвижников благочестия двадцатого века. В книге собраны воспоминания людей, близко знавших Старца Иакова, а также неисчеслимые свидетельства его благодатной помощи. Добавим, что сам монах Герасим (Пападопулос) был духовным чадом старца Иакова.       Стилианос Пападопулос       Важно заметить, что монах Герасим (Пападопулос) близко дружил с игуменом Григорием, настоятелем монастыря Дохиар на Святой Горе Афон .  В этом монастыре много лет подвизается в непрестанном труде на пилораме его сын  - иеромонах, а другой сын готовится вступить в обитель. Но получилось так, что отец опередил сына. Как богослов профессор Стилианос Пападопулос представлял собой целое явление или эпоху в жизни богословской науки. Он имел дар кратко и точно, в нескольких абзацах, а то и строчках охарактеризовать каждого Отца Церкви. В молодости Пападопулос увлекался поздневизантийским богословием. Его докторская диссертация была посвящена рецепции томизма в Византии. Позже он издал труды Каллиста Ангеликуда. Целый ряд его более зрелых исследований посвящен Пневматологии в святоотеческих трудах. Но особенно его захватило движение коливадов в XVIII-XIX веках. Его любимой фигурой в этот период был святитель Макарий Коринфский (город, из которого сам был родом проф. Пападопулос).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=957

Профессор Пападопулос создал яркую галерею святоотеческих портретов, в которой ни один не похож на другого. Описывая в своем трехтомном фундаментальном труде “Патрология” жизнь и богословие Отцов, он, конечно, давал последние научные данные об их жизни, трудах, участии в богословских спорах и т.п. Однако самое интересное здесь - краткая характеристика каждого Отца, которая предваряет пространное изложение жизни и трудов. И еще, профессор Пападопулос пытался сфокусировать своих читателей на богословии Отцов. Для него богословие в этом смысле имело абсолютный приоритет над любым другим аспектом деятельности того или иного Отца. Проф. Пападопулос был апологетом богословия как высочайшего вида деятельности и в личной духовной биографии Отцов, и в жизни Церкви в целом. Профессор Пападопулос пробовал себя в различных жанрах - от издания текстов и комментариев к ним до художественных нарративов о жизни таких великих Учителей Церкви как Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В молодости, например, он увлекался поздневизантийским богословием. Его докторская диссертация была посвящена рецепции томизма в Византии. Позже он издал труды Каллиста Ангеликуда. Целый ряд его более зрелых исследований посвящен Пневматологии в святоотеческих трудах. В последние годы его заинтересовало движение колливадов в XVIII-XIX веках. Его любимой фигурой в этот период был святитель Макарий Коринфский (город, из которого сам был родом проф. Пападопулос). Однако его основной интерес сосредоточился на 4-м веке - золотом периоде святоотеческой письменности. Можно сказать, что для многих он сделал этот период вновь актуальным, чрезвычайно интересным - пожалуй, самым интересным из всех периодов святоотеческой письменности. Он сумел продемонстрировать архетипичность этого периода по отношению ко всем последующим периодам святоотеческой письменности. В своих работах, особенно ранних, он допускал синтез святоотеческих мыслей и современных ему философских течений: от экзистенциализма до языковых теорий Виттгенштейна. Тем не менее, синтетические построения не увлекли его чрезмерно. Он и критиковал увлечение некоторых своих коллег подобными построениями. В частности, он не принимал дихотомии апофатизма-катафатизма, которую с какого-то времени стало модно приписывать святоотеческой мысли. Его сложно считать последователем какой-либо из патристических или богословских школ XX века - будь то “паламитской” или “неопатристической”. Он сам по себе стал школой. Я бы охарактеризовал эту школу как “нео-классическая”, школа актуализированной классики. Профессор Пападопулос смог сделать тексты Отцов Церкви привлекательными самими по себе, без добавления приправ из различных философских интерпретаций, получивших распространение в среде православных богословов: экзистенциальной, персоналистической, нео-неоплатонической и т.п.

http://bogoslov.ru/article/2363408

Президент Кипра рассказал Папе Римскому об уничтожении храмов на севере острова 13 ноября 2006 г. 17:45 10 ноября в Ватикане встретились Папа Римский Бенедикт XVI и Президент Кипра Тассос Пападопулос, сообщает агентство Zenit . Напомнив Понтифику, что Церковь была основана на Кипре в 38 году, президент сказал, что в оккупированной Турцией части острова почти все храмы «обращены в ночные клубы, гостиницы, конюшни и военные базы» — осталось лишь несколько церквей, которые «можно сосчитать на пальцах одной руки». Президент показал Бенедикту XVI альбом фотографий уничтоженных храмов. Как сообщил Пападопулос на пресс-конференции после встречи, Папа был «весьма встревожен» услышанным. Пападопулос пригласил Понтифика посетить Кипр. По словам президента, Папа не отказался, но пока не подтвердил своего согласия. Как считает Пападопулос, Бенедикт XVI мог бы посетить остров в ходе возможного визита в Святую Землю, так как как Кипр — это родина Апостола Варнавы и важное место в жизни Апостола Павла. Пападопулос сказал, что в беседе с Папой не затрагивалась тема визита Понтифика в Турцию 28 ноября – 1 декабря. После встречи с Папой состоялась также беседа президента Кипра с кардиналом Тарчизио Бертоне , государственным секретарем Ватикана. В сообщении пресс-службы Святого Престола по итогам встречи сообщается, что в теплой обстановке состоялся обмен информацией и мнениями о нынешней ситуации на Кипре и ее перспективах. «Особое внимание было обращено на условия, в которых живут и действуют различные христианские сообщества на острове, и с удовлетворением отмечена свобода, которой пользуются верующие католики». На переговорах обсуждалась ситуация в Европе и процесс интеграции в Старом Свете. Была подчеркнута необходимость «диалога между культурами и религиями, который стимулировал бы взаимное сближение», говорится в сообщении. Особо было отмечено «гостеприимство, с которым Республика Кипр приняла беженцев во время недавнего конфликта в Ливане». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/159887.htm...

48 Там же, стр. 10–11. 49 1Петр.1:16 . См. Coeus Н., Во свободу призванные, Автономия и Разнообразие в этике, изд. А. Стамулис, Афины 2004, стр. 136–137. 50 Пападопулос Ан., Агиология 1, изд. Пурнарас, Салоники 1996, стр. 25. 51 Эдуард Виллигер в труде “Hagios” делит страх человека перед Богом на три категории, означающие: а) боязнь перед сверхъестественной силой, б) природный страх перед мифическим Богом и в) уважение. См. Пападопулос Ан., Агиология 1, стр. 25. 52 Скарлату Византиу, Греческий словарь, стр. 43. 53 Пасху В. П., Святые – друзья Божии, изд. Армос, Афины 1997, стр. 30. См. также, Пападопулос., Агиология 1, стр. 26. 54 Пападопулос Ан. Агиология 1, стр. 26–27. 55 Пасху В.П., Святые – друзья Божии, стр. 30. 56 Там же, стр. 30–31. 57 См. Лампе A. Святоотеческий греческий лексикон, Оксфорд 1961, стр. 18. См. также P. Евдокимов, Молитва Восточной Церкви, (пер. М. ПапазахуД. Цербу), изд. Апостольской Диаконии, Афины 1980, стр. 44. 58 Цами Д., Агиология Православной Церкви, изд. Пурнара, Фес-ки 1999, стр. 163–167. 59 Василий Великий , Термины в ширину. 60 1 Ио 4, 16. См. Мадзаридис Г., Христианская этика, изд. Пурнара, Салоники, 2000, стр. 227. 61 1 Ио 4, 18. См. Симеон Новый Богослов , Любви божественные гимны, SC 147, стр. 194. 62 Н. Coeus, Во свободе призванные, Автономия и Разнообразие в этике, стр. 138. 63 Цами Д., Агиология Православной Церкви, стр. 168–176. 64 Симеон Новый Богослов, сотни 1, 23, 29, 32, 35, 49, 60 (стр. 46, 48–50, 53, 56), Л. Дарузен, SC 51, Париж 1957, и 60, 53, 56. Слово 4, На Покаяния и … и что без слез невозможно к чистоте прийти, SC 96, стр. 312–372, изд. Б. Кривошейный, Париж 1963, сотни 3, 8, 12 и 21 (стр. 82, 83 и 86). Симеон опирается на Григория Богослова . Видит причин 29 (3, стр. 180–182) и Григория Богослова, Проповедь 19, 7 PG 35, 1049D – 1052a. 65 Об образе см. Каланзаки Е.Ф., “В начале сотворил Бог”, Анализ толкования на создание описательной части Бытия, Пурнарас, Салоники 2001, стр. 231–285. См. также Зиси Феод. (преподобный ), Спасение человека и мира, под ред. Вриеннием, Салоники 1997, стр. 67–74.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Последующие два рабочих дня – 15 и 16 – проходили в монастыре Пентели. Во время первых часов заседаний председательствовал сам Блаженнейший архиепископ Серафим, а затем его сменил один из старейших иерархов митрополит Новой Ионии и Новой Филадельфии Тимофей. Вначале главы всех делегаций выступили от имени своих Предстоятелей и Церквей с приветствием всех собравшихся. В частности, главы делегации Русской Православной Церкви архиепископ Василий, горячо поздравив присутствующих, продолжал: «Святой Василий не нуждается в нашей похвале, а нуждаемся в нём мы. Он боролся за единство Святой Церкви. Это единство он понимал как вхождение инославия в Православие. Это был действительный экуменизм...» От Грузинской Православной Церкви митрополит Сухумо-Абхазский, председатель внешних церковных сношений, Николай сказал: «Мы прибыли по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии. Святой Василий Великий , после великомученика Георгия Победоносца, любимый святой Грузии. Поэтому к нему проявилось и проявляется у нас много внимания. Ещё в XI в. его труды были переведены на грузинский язык. И сейчас наша общественность изучает его творения. Благодарим за приглашение. Желаем успеха». В дальнейшем работа симпозиума состояла из чтения одного за другим докладов и прений по ним. 15 октября было прочитано девять докладов, а 16 октября – одиннадцать. Все доклады были посвящены изучению его жизни, творений, богословия, влияния святого Василия Великого 456 . Так, Генеральный секретарь Организационного комитета профессор Афинского университета С. Пападопулос прочитал доклад на тему: «Общий обзор богословского пути и вклада Василия Великого ». «Семейное окружение святого Василия, – свидетельствовал профессор С. Пападопулос, – было духовное. Развитию его духа содействовала также учёба в Кесарии. Монашеский подвиг он начал в Египте. Этот подвиг сделал в его формировании больше, чем просвещение. Проблемой для святого Василия было то, как Церковь должна жить и бороться со злом. В «Шестодневе» он отмечает, что в начале всё было «добро зело». В его богословии учение о добре, красоте мира занимает важное место. То, чему учил святой Василий, что выражал – переживал, воплощал сам». В другом своём докладе (тема: «Хронологический список жизни Василия Великого »), прочитанном позднее, проф. С. Пападопулос подчеркнул важность установления точной хронологии. Интерес вызвал его вывод о том, что святой Василий Великий скончался не 1-го января. 1-го января было его погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010