Представляете? 99 лет. Каждую неделю во вторник, среду и четверг он ездит в Салоники. Это два часа плыть на корабле до приморского городка, а потом еще 200 км на машине за продуктами для всего монастыря. Через неделю. Сам закупает продукты для монастыря. Ему в шутку говорят: батюшка, ну доверьте кому-нибудь это. У вас уже возраст такой. Нет, -говорит. Они ни в чем не разбираются. Еще купят что-то не то. Сгниет все. Я уж лучше сам. 99 лет… Причем про него интересно рассказывают. У каждого монастыря есть своя пристань. И паром, который курсирует между портовым городом, который находится в городке Уранополис, туда доставляются строительные материалы кораблями, паромами, и продукты питания. И вот старец, архимандрит Илия, когда он на рефрижераторе заезжает на паром- то открывает псалтырь, и все два часа морского пути не выпускает его из рук. Другие погуляли бы по кораблю, с кем-то встретились. Тем более- корабль полон монахов из того или иного монастыря. Молодых бы потянуло пообщаться, узнать новости, а святые люди из рук не выпускают псалтырь. И вот так же служит наместник, исполняет последнее послушание. Что интересно- в некоторых храмах хор перед чтением апостолов поет песнопение: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас»- на греческом, конечно Так вот, греки наместника нашего Пантелеймоновского монастыря прозвали «Агиос Афанатос»- Святый Бессмертный, за его 99-летний возраст. Когда я об этом узнал, то, конечно, очень удивился. Мало того, что посещает все службы: утром, вечером, обед, ужин, еще на машине ездит за продуктами за 400 километров. Едва ли он не самый старший настоятель на Афоне, но есть монахи столетнего возраста. Одному 104 года и двум или трем по 100 лет. Само афонское братство на сегодняшний день составляет двадцать монастырей, около пяти скитов и многочисленные кельи, где подвизаются братья по два, по три, по десять, по пятнадцать человек, может быть и больше. И вот таких келий насчитывается на Афоне около пятисот. И некоторые говорят, что на Афоне около трех-трех с половиной тысяч монахов подвизается на сегодняшний день.

http://radonezh.ru/text/odnazhdy-u-svyat...

К 1601 году почти все отдельный вотчины монастыря уже уплачивали какие либо денежные сборы. От них были изъяты только села Троицкое, Пантелеймоновское и Санниково, которые остались свободными от них и позже 1601 года 210 . Понизив общую сумму взносов оброчным хлебом и оставив неизменным итог оброчных денег с крестьян всей монастырской вотчины, писцы 1601 года увеличили количество взимавшихся «столовых запасов», 211 под которыми они разумели: сыры и яйца, включая, кажется, в тоже наименование овчины и поярки. Сбор этих запасов в монастырской вотчине привился, по-видимому, только в конце XVI века. В 60-х годах этого столетия он был еще весьма ограничен. Тогда доставлялось только с села Куликова (39 вытей) 1619 яиц и с села Петровского (8 вытей) брали с 1 выти по барану и по полти мяса (с правом давать взамен барана – 2 алтына и за полоть мяса по 2 алтына) 212 . Приговор монастырского собора 31 марта 1593 года, как мы видели, обязал крестьян Белозерского уезда давать с выти по 30 яиц и по сыру, оговорившись, что на крестьян других сел это требование не распространяется. Но в тоже время с вытей всей вотчины он назначил взимать по овчине 213 . Опись 1601 года застала уже значительные отклонения от этих требований, если только соборный приговор был когда-либо вполне применен на практике. Во-первых, тогда Околомонастырская вотчина Белозерского уезда вовсе не доставляла столовых запасов: «столовых запасов с тех деревень преж сего не было» 214 . Во-вторых, сбор яиц (по 30 с выти) производился не только в Белозерском уезде, но и в Вологодском (с сел: Рукиной слободки и Сизмы), и в Дмитровском (с сел: Куликова, Куралгина и Вертлинского), и в Клинском (с деревни Перескоковой) и в Московском (с села Елгозина), причем, однако с села Кемы Белозерского уезда яйца и сыры не собирались. В-третьих, овчины поступали также по со всех сел, напр. их не получали с Вашкия, Кивуя, Санникова и т. п. Наконец с вотчин, дававших овчины, обыкновенно взимались и поярки, по 1 с выти. Только в Кабанове, где давали овчины, не давали поярков, и в Петровском, где давали поярки, не давали овчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Иерусалиме по уставу IX – X вв.» автору была присуждена юбилейная премия преосв. Макария в 1000 руб., за сочинение: «Патмосские очерки» – Макарьевская премия в 800 рублей, и проч. Вообще, проф. А. А. Дмитриевский является одним из самых деятельных и талантливых тружеников в областях церковной археологии и литургики и его труды в этих областях носят печать солидной эрудиции. В последнее время внимание людей науки обращает на себя капитальный труд Алексея Афанасьевича по изучению православного Востока, под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (вышло в свет два огромных тома: в 1895 г. т. I – типика, в 1901 г. – евхологии, и имеется научного материала ещё на несколько томов). Этот труд профессора есть плод широких и тщательных изысканий, произведенных им во время неоднократных путешествий его по Востоку, какие предприняты были им сперва по командировке от Киевской Духовной Академии, а потом и более по собственному почину, по преимуществу в вакционные месяцы. Некоторые из этих путешествий заняли и более продолжительное время. Поприщем изысканий проф. А. А. Дмитриевского были библиотека Афона, Афин, Патмоса, Халки, Иерусалима, Синая, Каира, а также – Вены, Рима, Турина и других мест Италии. Главною целью его было изыскание и описание рукописных памятников, относящихся к истории церковного устава или типикона. Комиссия, рассматривавшая собранные профессором и представленные им по возвращении из командировки научные материалы, донесла Совету Киевской Духовной Академии, что «они содержат описание 120 греческих евхологиев, почти 100 греческих типиконов, более 250 разных других литургических греческих рукописей и до 60 рукописей такого же содержания южнославянских, найденных им в книгохранилищах на востоке. При этом почти все рукописи Синайской, лавр св. Афанасия Афонского и Саввы освященного, библиотеки Святогробской в Константинополе и монастырей на Афоне: Ватопедского, Пантелеймоновского и Евсигменского, – не только подробно описаны, но и в виду действительно научной важности содержащихся в них чинов и молитвословий, после сличения их с изданиями Гоара, Гоберта и др., приведены в обширных извлечениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иеронима; 2) что генеральный консул А. Ф. Шебунин без достаточной необходимости прибег к военной силе для удаления монахов из Пантелеймоновского монастыря, причем над ними был совершен ряд насилий, выразившихся в том, что монахов в течение долгого времени поливали из водопроводных труб сильной струей воды, били прикладами и крючьями стаскивали с верхнего этажа монастыря; 3) что российское посольство в Константинополе, вопреки обязанности ограждать интересы русских подданных за границей, отдало распоряжение русскому почтовому отделению на Афоне не выдавать монахам Андреевского скита адресованной им почтовой и денежной корреспонденции, а также приказало пароходной конторе не принимать и не выдавать грузов, посланных монахам Андреевского скита, каковыми действиями посягнуло на личные и имущественные права русско–подданных за границей и причинило им крупные материальные убытки; 4) если означенные незакономерные действия действительно имели место, то какие приняты меры к расследованию обстоятельств дела. 1) Действительно ли имело место и известно ли министру внутренних дел, что административные и полицейские власти г. Одессы приняли, в силу бумаги, полученной из константинопольского посольства, меры к заключению в тюрьму и задержанию в полицейских участках нескольких сот привезенных из Афона монахов, лишение свободы коих, как не привлеченных к судебной ответственности и не подлежащих задержанию в административном порядке, по силе пункта 2 Высочайше утвержденного 11 февраля положения Комитета Министров составляет деяние, предусмотренное статьями 348 и 1540 Уложения о наказаниях; 2) действительно ли имело место и известно ли министру, что лишенные свободы афонские монахи в тюрьме и полицейских участках подверглись издевательствам и насилиям, выразившимся в том, что им обстригали волосы, снимали с помощью местного портного иноверца монашеские знаки и одеяния и переодевали в бумазейные пиджаки, отбирали иконы, книги, рясы, всякие новые одежды и деньги; 3) действительно ли имело место и известно ли министру, что лишенные свободы монахи высылались из города Одессы по проходным свидетельствам в места их приписки и что в настоящее время над ними учрежден гласный полицейский надзор, каковые мероприятия по отношению к лицам, не заподозренным в нарушении закона, являются незакономерными; 4) действительно ли имело место и известно ли министру, что одесский градоначальник вследствие просьбы константинопольского посольства отдал распоряжение арестовать монаха Фортуната, прибывшего в Одессу купить хлеб для афонского монастыря, после чего названный монах был задержан, находившиеся при нем процентные бумаги на сумму 20000 рублей были отобраны, а сам монах по отобрании от него подписки в том, что он признает игуменом о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Положено: Означенное распределение занятий между гг. директорами, заведующими тюремным замком, и изложенный в сем журнале порядок исполнения сих обязанностей утвердить с тем, чтобы комиссия руководствовалась прежними распоряжениями комитета по хозяйственной части и озаботилась составлением проекта инструкции для эконома замка. Что же касается предположения комиссии о заведении в тюремном замке работ, то ожидать по сему предмету представления комиссии, а предположение ее о заимствовании сведений при постройке новой тюрьмы от иностранных корреспондентов принять к сведению. Причем комитет положил о настоящем распределении обязанностей гг. директоров, заведующих тюремным замком, и об учреждении в замке особой книги для замечаний посещающих тюремный замок заявить всем гг. директорам выписками из сей статьи журнала. Выписки эти напечатаны и сообщены всем директорам, которых, кажется, что-то около 40 человек; но деятельное участие в судьбе арестантов принимают только 14 человек. Вот список гг. вице-президентов и директоров комитета общества попечительного о тюрьмах, принявших на себя ходатайство об ускорении производства арестантских дел, с показанием, кто из них какое место принял. По правительствующему сенату — вице-президент, сенатор А. А. Волоцкой, у Поцелуева моста, дом барона Фитин-гова; по губернским присутственным местам и у должностных лиц — вице-президент князь Г А. Щербатов, в Моховой ул., собственный дом; по 2-му департаменту управы благочиния — директор В. Н. Спасский, у Семеновского моста, на углу Казачьего пер., д. Вьюшина; по городовому магистрату — Н. И. Гвоздаво-Голенко, у Владимирской, д. барона Фридерихса; по 1-й адмиралтейской части — князь В. П. Мещерский, по Большой Морской, д. Карамзина; по 2-й адмирал. части — И. И. Шамшин, на Васильевском остр., по 1-й лин., д. Сазонова; по 3-й адмирал. части — П. С. Лебедев, в Моховой ул., д. Имзе-на; по 4-й адмирал. части — И. А. Хрыпов, по Екатерингофскому пр., собствен. д.; по Московской части — А. Д. Крылов, между Кокушкиным и Вознесенским мостами, д. графа Стенбок-Фер-мер Эссена; по Нарвской части — Г С. Попов, у Владимирской, д. Маслова; по Рождественской и Каретной частям — А. О. Табаровский, на углу Пантелеймоновской ул., д. Глазунова; по Литейной части — П. С. Юнеев, по Большой Садовой, собст. д.; по Васильевской части — Д. М. Сольский, на Васильевском остр., по 2-й линии собств. д.; по Выборгской и Петербургской частям — А. А. Лазарев, в Надеждинской ул., д. Гусева».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Начало было, таким образом, положено… И в том же году эта, вновь возникавшая как бы из пепла, обитель была наделена, с утверждения Кавказского Наместника, в достаточном количестве земельными участками для возведения на них храмов и других монастырских зданий, а также и для хозяйственных «угодий». Дано было и дозволение приступать к устройству обители. Но Высочайшее положение об учреждении монастыря, вызванное ходатайством строителей через посредство Св. Синода, последовало только 8-го декабря 1879 года 18 . Согласно этому «положению», новая обитель учреждена – как отрасль Афонского Пантелеймоновского монастыря, и должна наравне с ним соблюдать общежительный старо-афонский устав. При этом, на одинаковом основании о находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Ново-Нямецким Молдаванским в Бессарабии 19 , она подлежит, в отношении поведения ее братии, наблюдению местного епархиального Начальства и Святейшего Синода, – а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части стоить в зависимости от Пантелеймонова монастыря. В помощь о. иеромонаху Арсению строителем новой обители и экономом был назначен афонскими старцами о. Иерон. Он так рассказывает об этом в своих записках. Когда бывшие на Афоне для поставления о. Макария во игумена два патриарших экзарха возвращались обратно в Константинополь, то старцы послали меня провожать их. Пред отправлением в дорогу я зашел к о. Макарию. Когда я уходил от него, он сказал, чтоб, во время моего пребывания в Константинополе, отец Азария (монах в столице Турции, управлявший монастырскими – афонскими делами) дал знать в Сухум о. Арсению о том, что я – в Константинополе. Спросить о. Макария: для чего это было нужно – мне было некогда. Прибыв в Константинополь, я передал монаху о. Азарии слова о. архимандрита. Тот немедленно послал в Сухум телеграмму о. Арсению о том, что о. Иерон в Константинополе. А о. Арсений быстро же ответил: пусть приезжает о. Иерон в Сухум. О. Азария показал мне телеграмму о. Арсения и сказал, что он меня требует к себе в Сухум. Я с удивлением замечаю ему, что Афонские старцы ничего не сказали мне относительно моей поездки на Кавказ. А о. Азария говорит, что ему лично уже раньше было известно об этом. Сообщено было для того, чтобы потом вовремя дать знать о. Арсению. Поезжай, ничтоже сумняся, – прибавил он. Там о. Арсений ждет тебя. Я возражаю: да я ведь ничего с собою не взял из одежды; у меня нет даже и пары белья для перемены. А о. Азария невозмутимо парирует: не беспокойся! Все необходимое даст тебе здешняя братия. Нечего было делать. Сходил в посольство. Взял для себя паспорт и отправился в Сухум… ) III. На Кавказе 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

А здесь все живет, цвете, благоухает и видимо дышит, но не смеет ничем нарушить общей гармонии мира и благодати, царящей незримым, но очевидным образом для всех, верой живущих на Афонской горе ее благих обитателей. Не везде нас встречали и принимали одинаково. Тем не менее везде нам открывали и всюду водили, и показывали, что положено показывать странникам и что желали мы повидать, преимущественно же Божии храмы и святыни их. Особенно радушно принимали нас в монастырях русских и болгарских, менее радушно в грузинском Иверском, а еще того менее в греческих. Это отчасти, конечно, объясняется национальной рознью, которая, оказывается, имеет место и на святом Афоне. Любители путешественники считают верхом довольства посетить вершину Афона, но я этого счастья не домогался, считая для себя великим счастье и то, что я мог в один два дня посетить десяток монастырей, помолиться во множестве их храмов, приложиться к бесчисленному множеству св. мощей, чудотворных икон, разных останков подвижников, их келий, работ книг и других святынь, а главное усладиться рассказами о таких чудесах, бывших в течении вехов на Афонской горе, что не достанет мне времени повествующу о сем, если бы я премногие часы свободные имел или целые книги писать о сем восхотел. А по сему скажу лишь немного о том, что я видел и слышал там. Центр правления Афонского находится в Карее, где находится Правление всех монастырей, называемое Протатом и состоящее из представителей всех монастырей. Протатский храм запущен, но в нем замечательны иконы и картины Панселина. У стен поставлены кресла (стасидии) для представителей всех монастырей, осеняемыя иконами месночтимых в их монастырях. В Протатской библиотеке находится много доевних рукописей, из коих в особенности дорого ценится писанная на козлиной коже (трагос). В архиве же Протатском скрывается множество исторических документов. В Карее же находится всеафонский базар, где продаются все убогие произведения иноческих рук. Дорогие по мастерам. Впрочем встречаются и тонкие работы, например, кипарисные разные кресты в стиле XIV в. Всех монастырей на Афоне до 20, кроме отдельных скитов и келий. Особенно славными монастырями считаются: Лавра св. Афанасия Афонского , Хиландарь, Пантократор, Иверь, Ватопет. И действительно. По величественности своих храмов и всякого рода построек, по древности святынь, обилию их и богатству вкладов, они весьма велики и славны. Но по одушевлению жизненному, по видимому росту своей внутренней и внешней упорядоченности и по обилию подвижников, они давно уступили свое первенство русскому Пантелеймоновскому монастырю. У них почти все получается из полумертвых капиталов и оброков, между тем как здесь живым ключом бьет живая трудовая жизнь, а в ней и с нею вырабатывается и дух святого подвижничества, чуждого всякой неги и роскоши, которая нередко бывает в старых греческих обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Турция отказалась от Германии и был заключен мир с Россией, Англией, Францией и Италией. Проехали мы по всему каналу до Султанского Дворца, стали подъезжать к пристани, где пристают пароходы. Пристали к берегу, вышли. Первым долгом я пошел взглянуть на Афонское подворье, которое было занято турками с 1914 г. до 1918 г. Посмотрел и увидел, что наше подворье Андреевское было занято складом. Складом было занято Ильинское, а Пантелеймоновское – австрийскими солдатами. Еще пять подворий тоже были заняты австрийскими солдатами. Я помещался с посольством на пароходе. 21 октября пошел к Вселенскому Патриарху Константинопольскому с поручением нашего патриарха Тихона и передал пакет. Прочитав, мне сейчас же сказали, что они в ноябре получили посланную бумагу от Патриарха Тихона и в 1917 году ответили, что согласны, чтобы в России был Патриарх. – «Почему не получил ответа ваш Патриарх – мы не знаем». Мне сейчас принесли книгу, где написана копия. Патриарх приказал написать это соизволение. Меня спросили, где я помещаюсь. Я сказал, что на пароходе. В 2 часа дня ко мне на пароход митрополит Холковский принес и вручил грамоту нашему Святому Патриарху Тихону. 21-го к пароходу стали собирать русских пленных. У нас на пароходе помещения для них не было. Пленных собралось около 1 000 человек. Я сказал послу Суковкину об определении пленных. Но он не знал куда их определить. Я предложил съездить к визирю (помощнику царя – турецкого султана). Суковкин и вся их администрация посольства были удивлены этим предложением. Я сказал, что я сам поеду и выхлопочу. Они сильно удивились и не верили мне. Я попросил себе 2-х свидетелей, которые могли бы говорить на различных языках: французском, английском и других. Они назначили одного офицера и доктора. Нам сейчас же спустили легкий автомобиль, который был взят из Одессы. Когда машина была готова, мы вышли из парохода, сели и поехали во дворец турецкого султана. Заехали во двор. Немедленно доложили о приезде представителей от гетмана Украины и просили разрешения на личное свидание с визирем.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Когда от Вас были взяты – в 1914 году в декабре месяце. Нами они были взяты с полной обстановкой. А в настоящее время в них уже ничего нет. Наше правительство должно за все уплатить. Акты будут подписывать двое, которые будут Вам сдавать. Подпишитесь Вы и еще кто-нибудь». Так все окончилось. Я поблагодарил начальника, и мы отправились к своему пароходу. Прибыли вечером в 9 часов 22 октября. С нами прибыл и турецкий офицер, назначенный от визиря. Он спросил меня: «На сколько человек нужно приготовить провизии для пленных и где вам нужно приготовить». – «Около 1000 человек на Пантелеймоновском подворье, которое я беру, то есть, буду принимать, где будут и пленные» – ответил я. Мы с ним простились и он уехал домой. На пароходе после его отъезда вся администрация гетманского посольства собралась в один зал. Доктор и офицер, бывшие со мной, рассказали своим представителям, где мы были и что видели. 22-го октября на Казанскую Божию Матерь на праздник к 10 часам утра прибыл на пароход назначенный чиновник, который должен был сдать нам подворья. Я взял с собой доктора и мы поехали на Пантелеймоновское подворье. Начали принимать. Подворье было в таком виде, что ничего не было, кроме пола и нар, которые были сделаны для солдат, стекла в окнах были выбиты. В 11 часов привезли военные кухни, провизию: мясо, хлеб. В 2 часа дня был готов обед для пленных. Накормив, их стали размещать. Разместили 800 человек, а 250 остались. Тогда я принял Белозерское подворье, где их и поместили. 23-го октября я принял Златоустовское подворье и Положение Пояса. Пленные все прибывали. 24-го октября принял Крестовоздвиженское и Троицкое подворья. В течение недели пленных собралось 3700 человек. Из Одессы потребовали пароходы. Пароходов не было. Все они были разорены и побиты. Шилингины (?) угнал много пароходов с людьми за границу. Остался только один, который взял только 700 человек, а остальных не на чем было отправить. Продовольствие давало турецкое правительство. 1-го ноября 1918 года в Константинополь прибыл английский, французский, итальянский и греческий флот и заняли Константинополь, сделав с 1-го ноября его нейтральным.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть». —824— 1-го июня я получил письмо из Буюк-Дере от настоятеля Посольской в Константинополе церкви, архимандрита Арсения, который от 25-го мая писал мне: «Благодарю от всего сердца Ваше Высокопреосвященство за поздравление и приглашение Ваше даже с предложением пристанища в Вашем Архиерейском доме, но к сожалению должен до поры до времени ограничить свои желания повидаться с Вами. В настоящую пору для меня препятствием к отпуску в Россию может послужить и то, что доселе Св. Синод еще не нашел мне помощника; правда, у меня есть здесь служащие – иеромонахи, но они не суть лица официальные при посольстве. Вы интересуетесь знать о героях так называемой Абиссинской миссии – арх. Паисии и Ашинове; о них много было писано в русских газетах, только правды-то мало. Я знал лично и того и другого; Паисий – простой почти безграмотный казак, прежний раскольнический апостол-шалопут, которого неславные подвиги на этом поприще описаны со слов его в брошюре – «Вразумление заблужденным и исповедь обратившихся от заблуждения». Он жил здесь в Константинополе на Пантелеймоновском подворье в должности казначея и всеми средствами искал себе иеромонашества, но настоятель не находил этого возможным по его прежней жизни. Здесь же на подворье он познакомился с Ашиновым, который выдавал себя здесь за атамана казаков; он представляется авантюристом самой средней руки, только на хвастовство большой мастер, и в этом они оба равны. Прошлым великим постом просил меня С. В. Керский доставить сведение о том, какое в Константинопольской патриархии существует постановление о погребении инославных христиан нашими священниками. Я послал ему циркуляр (γκκλιος) 1869 года патриарха Григория 6-го касательно этого предмета. Сообщу его и Вам в сокращении, полагая это небезынтересным. В случае смерти неправославного в местах, где нет их священников, когда пожелают родственники умершего, чтобы проводили покойника священники православные, то они могут проводить его с пением Трисвятого, псалма 118 из последования о умерших и с чтением Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010