Святыней обители является древняя икона Св. Николая Чудотворца. Количество братии невелико. Управляет ею настоятель-иеромонах. Нилова Столобенская пустынь в Осташковском уезде. Нилова пустынь находится в Осташковском уезде, на одном из островов озера Селигера, называемом «Столобное», и частью на полуострове Светлице. К югу от монастыря в 7 верстах находится город Осташков. Столобный остров до 1528 года был необитаем и покрыт глухим лесом. В этом году поселился на нем смиренный отшельник, прп. Нил. Сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил там одну зиму; затем он выстроил келью и часовню для молитвы. Проводя дни и ночи в молитве, он не позволял себе и на минуту прилечь на ребрах, но, или, облокачивался на деревянные крюки, вбитые в стены кельи его, и в таком положения пользовался кратковременным отдыхом. Среди необычайных подвигов молитвы, поста и бдения прп. Нил скончался 7 декабря 1555 года. Его 27-летняя подвижническая жизнь на Столобном острове, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшая вскоре после преставления его, послужила причиной основания на острове монастыря, а имя преподобного дало название обители – Нилова пустынь. Основателем монастыря на месте подвигов прп. Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на Столобном острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так открылась Нилова пустынь. Она начала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам московских царей. Но потом с XVIII века начался упадок Ниловой пустыни. С 1764 года она числится за штатом. Нилова пустынь по зданиям своим в настоящее время может быть причислена к лучшим обителям Россия. Посреди монастыря находится собор, – великолепное четырехугольное здание новейшей архитектуры, – во имя Богоявления Господня, с двумя престолами. Внутри собор богато отделан и украшен. Другой храм – больничный, во имя Всех Святых, бывший до 1883 года соборным. Третья церковь – во имя Св. Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы – построена на месте пещеры, ископанной прп. Нилом. В соборном храме открыто покоятся мощи прп. Нила, открытые в 1667 году. Обретение мощей празднуется ежегодно 27 мая; к этому дню в монастырь собираются десятки тысяч богомольцев со всех концов России. Устраивается крестный ход из г. Осташкова, который плывет в обитель на барже, украшенной разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов, наполненных народом. Мощи прп. Нила обносятся вокруг монастыря, и служится торжественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Антисемитские взгляды не были чужды и проживавшему в Париже митрополиту Западно-Европейскому Серафиму (Лукьянову) . Так, в 1938 г. церковный староста Лондонского русского прихода Е.В. Саблин писал В.А. Маклакову: «Находится здесь митрополит Серафим. Старший сын великой княгини Ксении Александровны рассказывал мне, что владыка сей навестил его мать и в разговоре коснулся вопроса о разрушении православных церквей в Польше, высказав предположение, что все это происходит потому, что предки папы римского были евреи. Иерарх сей высказал далее мнение, что архиепископ Кентерберийский в плену у масонов. Не пощадил он и митрополита Евлогия...» . При этом данные идеологические представления архиереев РПЦЗ, как правило, не переносились на конкретных евреев. В частности, в первой половине 1920-х гг. в сербском монастыре Петковице в составе русской части братии жил крещеный еврей Савелий Константинович Эфрон, один из составителей известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона, перешедший в православие из иудаизма уже в эмиграции. Его хорошо знали и уважали митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Феофан (Быстров) и будущий Сербский Патриарх Варнава, которым он сообщал о своих работах. Владыка Антоний помогал С.К. Эфрону материально, в частности, 20 мая 1924 г. он писал возглавлявшему русскую братию монастыря иеромонаху Амвросию (Курганову): «15 фр[анков] старцу Ефрону — купить молоко при сем прилагаю. Это последние оставшиеся у меня копейки» . С.К. Эфрон скончался и был погребен в Петковице в середине 1920-х гг. Необходимо указать, что отношение руководства Русской Православной Церкви Заграницей к нацистской Германии было неоднозначным и со временем претерпело некоторую эволюцию. Положение православных приходов в Германии после прихода там в 1933 г. к власти нацистской партии оказалось довольно сложным. При этом в стране шла борьба между евлогианами и представителями РПЦЗ, в юрисдикцию которой в 1934 г. перешла община висбаденской церкви. Когда митрополит Евлогий пригласил служить в Висбаден архиепископа Пантелеймона (Рожновского), владыка Антоний в письме от 28 декабря отсоветовал архиепископу принять данное предложение: «Евлогия выпирают из Висбадена, ибо весь приход перешел в ведение Епископа Берлинского и Германского Тихона, а Евлогий, чтобы спасти свое положение, хочет Вас втянуть в эту кашу... Что касается организации Вами немецких служб, то это идея хорошая, но, к сожалению, остается только идеей. Пробовали мы все, но еще время не пришло. На немецкие службы усерднейше являлись опять тоже русские, а немцев не так-то просто залучить в Православную Церковь, а особенно теперь, когда гитлеровщина обожествляется...»

http://bogoslov.ru/article/6024224

светских лиц, приказал, чтобы светские чиновники не вмешивались в церковные доходы и суды, подтвердил компетенцию духовных судов на расторжение браков. В 1586 г. О. вместе с виленскими мещанами обратился к королю в связи с тем, что в Вильно и др. городах католики препятствовали православным совершать богослужения по старому календарю и принуждали к переходу на новый. 12 дек. 1586 г. Стефан Баторий дал О. грамоту о свободном использовании православными в Великом княжестве Литовском греч. (юлианского) календаря. В 1589 г. О. и все высшее правосл. духовенство писали кор. Сигизмунду III о том, что церковные имения приходят в запустение вслед. практики передачи их в управление светским лицам после смерти епископа, архимандрита или к.-л. др. духовного владельца. О. просил, чтобы в этих случах церковные имения поступали в управление епархиального клироса . Клирошане соборной церкви должны были принимать имения по описи, собирать с них доходы и передавать новоназначенному епископу или др. духовному лицу. 25 апр. 1589 г. кор. Сигизмунд своей грамотой удовлетворил эту просьбу. В грамоте говорилось о том, что король считает своим долгом сохранять неприкосновенными права рус. духовенства так же, как и римско-католического. О. участвовал в сделках и тяжбах, связанных с имениями митрополичьей кафедры в Киевском воеводстве. 30 мая 1580 г. через наместника Богуша Гулькевича-Глебовского митрополит выкупил поселки Филимоновщина и Багриново (21 сент. того же года О. пожаловал Багриново Гулькевичу-Глебовскому). 1 февр. 1582 г. митрополит разрешил конфликт между Гулькевичем-Глебовским и Ярошем Васильевичем о митрополичьем с. Михалки. 28 марта 1582 г. предъявил иск земянину И. Сущанскому-Проскуре за захват урочища в митрополичьем с. Колинцы (ныне Коленцы) на р. Тетерев. 18 июля 1583 г. О. предъявил иск С. Рожновскому за захват земель в с. Ховмы в долине Десны, принадлежавших киевскому Выдубицкому во имя архангела Михаила мужскому монастырю, в 1585 г. добивался сохранения права на сбор пошлин с продажи зерна.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Шла весна 1944 года. На фронтах - наступление советских войск. Скоро территории, окормляемые Экзархом Сергием, будут освобождены. А 29 апреля 1944 года на шоссе Вильнюс - Каунас машину митрополита расстреляли мотоциклисты в немецкой форме, убив Экзарха. Следует отметить, что до сегодняшнего дня в смерти и деяниях митрополита Сергия (Воскресенского) многое окутано пеленой тайны и домыслов. Не все архивные материалы, к нему относящиеся, доступны и по сей день. Сегодня еще нельзя дать точный ответ и на ряд других вопросов: кем же были священники Миссии? С кем шли? Что заставило этих " чужаков " покинуть Западную Европу и приехать на многострадальную российскую землю, опаленную войной? Война, как экстремальная ситуация, не только всколыхнула церковную жизнь в стране, но и показала, что Русская Православная Церковь осталась верна своим историческим традициям. Миссионеры, выполняя распоряжения оккупационных властей и оставаясь православными священниками, не знали о разработанной в Берлине программе " О разрешении вопроса о церкви в восточных оккупационных областях " , где ни православию, ни им не было места. Свою задачу по возрождению религиозной жизни они успешно выполнили, так до конца и не став " своими " в России. Возрождение Русской Церкви произошло и на оккупированных землях Белоруссии. Здесь, как и на территории Миссии, с осени 1941 года началось восстановление храмов при активном участии духовенства, оказавшегося на советской территории только после присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 году. В августе 1941 года Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий назначил Экзархом Белоруссии архиепископа Пантелеймона (Рожновского). Временный Экзарх западных областей Белоруссии и Украины митрополит Николай (Ярушевич) остался по другую сторону фронта и не мог исполнять своих обязанностей. Но, несмотря на то, что и Белоруссия, и Прибалтика входили в один рейхскомиссариат " Остланд " , немецкие власти всячески препятствовали объединения церковной жизни, предложив архиепископу Пантелеймону (Рожновскому) организовать Православную Церковь самостоятельно, без всяких сношений с Москвой: " Церковь должна носить название " Белорусская автокефальная православная национальная церковь " . Среди прочих условий были: назначение епископов должно проводиться с ведома немецкой власти; должен быть представлен немецкой власти статут " Белорусской православной автокефальной национальной церкви " ; богослужения должны совершаться на церковнославянском языке " .

http://pravoslavie.ru/5209.html

В Белоруссии оккупационные власти пытались сколотить автокефальную Белорусскую Церковь. Находившемуся на покое в Жировицком монастыре архиепископу Пантелеймону (Рожновскому), который был сторонником сохранения канонического единства с Московской Патриархией и находился в оппозиции к митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединекому), немецкие власти предложили возглавить автокефальную Белорусскую Церковь, потребовав от него не вступать в сношения ни с Москвой, ни с Варшавой. Возглавив Белорусскую Церковь в сане митрополита Минского и Белорусского, Пантелеймон не пошел на разрыв с Предстоятелем Русской Церкви. Поэтому под давлением оккупационных властей, а также из-за интриг сепаратистски настроенного духовенства вынужден был практически отойти от дел. Вскоре он скончался. После него Белорусскую автокефальную митрополию возглавил Филофей (Нарко). На Украине викарный епископ Владимиро-Волынский Поликарп (Сикорский), в прошлом петлюровский чиновник, опираясь на поддержку оккупационных властей и коллаборационного «землячества Украины», обосновавшегося за пределами Украины - в Польше, объявил себя архиепископом, потом митрополитом Луцким и заодно главой автокефальной Украинской Церкви. Его поддержали епископы Геннадий (Шиприкевич), Мстислав (Скрыпник) - украинские националисты прогерманской ориентации. С оккупационным режимом тесно сотрудничал и возглавивший в 20-е годы Лубенский раскол епископ Феофил Булдовский, который именовал себя «митрополитом». Большая часть украинской паствы занятых областей находилась, однако, под окормлением так называемой автономной Церкви Украины, которая не порывала канонической связи с Патриархией, хотя автономия ее и не была признана Главой Русской Православной Церкви митрополитом Сергием и Экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем Ярушевичем. Во главе этой группировки стоял митрополит Волынский и Житомирский Алексий (Громадский), 8 мая 1943 года убитый националистами, близкими к Поликарпу Сикорскому. В том; же году «самостийниками» и сторонниками Поликарпа Сикорского убит был еще один архиерей автономной Церкви - епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский).

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Между тем в православном епископате Польши обнаружились разногласия. Образовались две группировки, одна – в нее входили архиепископ Георгий (Ярошевский) и епископ Дионисий (Валединский) – сочувствовала видам польского правительства относительно автокефалии, другая же – весь остальной епископат – дорого ценила каноническую и юрисдикционную связь с Матерью-Церковью и видела в православных, живущих в Польше, часть единого русского народа, разделенного беззаконно образовавшимися в результате смуты границами. Сторонник автокефалии, архиепископ Георгий тщетно пытался преодолеть разногласия среди епископата. 24 января 1922 г. он созвал в Варшаве Архиерейский Собор. Помимо владык Георгия, Дионисия и Пантелеймона (Рожновского), к которым впоследствии под давлением польских властей присоединился и епископ Владимир (Тихоницкий), в деяниях Собора участвовали секретарь Синода Александр (Иноземцев), бежавший вместе с архиепископом Георгием из России, ректор Волынской семинарии протоиерей Александр Громадский, которого вскоре после пострига с именем Алексий хиротонисали во епископа Луцкого, и начальствующий над православным военным духовенством Василий Мартиш. Министерство исповеданий на Соборе представлял Пекарский. Его усилия в переговорах с русскими архиереями были направлены главным образом на то, чтобы вынудить их подписать так называемые «Временные правила», составленные в министерстве, которыми предусматривался далеко идущий государственный контроль за жизнью Православной Церкви в Польше. 30 января «Временные правила» подписали только владыки Георгий и Дионисий. Епископы Владимир и Пантелеймон, участвовавшие в заседании Собора, отказались поставить свои подписи под документом. В тот же день патриарх Тихон издал указ о переводе архиепископа Георгия на Варшавскую кафедру и возведении его в сан митрополита, поскольку стала очевидной невозможность добиться от польских властей разрешения на въезд в Варшаву митрополита Серафима (Чичагова) , который имел репутацию крайне правого по своей политической ориентации. Но титулярное возвышение владыки Георгия отнюдь не означало поддержки его намерений со стороны патриарха, ибо в указе уже не упоминаются ни церковная автономия, ни его экзаршие права.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1890 году прихожане и жители села Рожнова простились с протоиереем Иоанном Садовым (белое мраморное надгробие над его могилой, к сожалению, утрачено). Рядом с ним находились также могилы его дочерей-отроковиц: Марии 15 лет, Ольги 14 лет и Анны 10 лет (которые умерли в разные годы от болезней). На церковном погосте рожновцы похоронили настоятеля Казанской церкви иерея Николая Васильевича Грацианова (1860—1898), скоропостижно скончавшегося во время крестного хода с Казанской иконой Божией Матери. Чугунный крест над его могилой сохранился и по сей день. Рядом в одной ограде с ним находится погребение младенца Коленьки Цыганова (очевидно, что это был сын местного священника Виктора Цыганова). В 1904 году умер псаломщик Василий Пожарский. Над его могилой на деревянном кресте прежде прихожане могли прочесть такую надпись: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Под сим крестом покоится тело псаломщика Василия Афанасьевича Пожарского, скончавшегося 1904 г. апр. 15 дня, жития его было 63 года. Мир праху твоему, незабвенный папаша». В 1910 году около храма был похоронен заштатный священник Ключарев Александр Яковлевич, который являлся родным отцом дьякона Казанской церкви Павла Ключарева. Нашли упокоение на этой земле не только духовные пастыри, но и именитые миряне, для которых Казанский храм был местом духовного спасения и благотворительной деятельности. Родовой некрополь семьи Климычевых состоит из трех могил: Ивана Григорьевича Климычева (1833—1914), его жены Климычевой Анны Захаровны (1834—1895) и их сына Климычева Александра Ивановича (1866—1921). Со стороны Ильинского придела, у северной стороны храма, сохранилась могила темниковского мещанина Дмитрия Родионовича Чупрунова (1814—1878). В Рожнове он вел торговлю и содержал питейный двор. Очевидно, Д.Р. Чупрунов был погребен около храма согласно его завещанию. Погребения священнослужителей и мирян на церковном погосте продолжались и после революции. У алтаря Казанского храма был похоронен летописец рожновского прихода протоиерей Николай Иванович Золотов (1874—1924), а в 1930-е годы был захоронен дьякон Стефан Агафонов. Сохранились могилы Симанычевой Анны Иосифовны (1878—1921), которая исполняла при церкви обязанности звонаря и просфорницы и Сорокина Ивана Трофимовича (жителя деревни Ваганьково).

http://azbyka.ru/palomnik/Некрополь_Каза...

- Не могли бы вы рассказать, как организовывались автобусные поездки в Нагуево? - Мы планировали, чтобы была обязательно служба или созванивались с ним. Заказывали автобус, приезжали на литургию, исповедовались, причащались, а те, кто хотели, чтобы их отчитали, оставались. Всех кормили. Автобус приедет - кормят. Два - тоже кормят. Столы прямо в храме стояли. Я удивлялся, когда только успевали приготовить. Всегда общение было. Они к себе и привязывали, наверное, тем, что умели с душой принять, не взирая на звания и чины. По себе могу сказать: как начнет все из рук валиться, пойдет внутреннее какое-то нестроение, так что ничего не клеится - явный признак, что надо ехать к отцу Анатолию. Поисповедуюсь, поговорю и - как будто крылья вырастают. И когда его не стало, мы этот духовный голод ощущаем очень сильно. Нет теперь старцев. Так получилось, что сначала отец Анатолий мне встретился. Потом с Владыкой Николаем очень близкие были отношения - по любому вопросу я к нему мог обратиться как к отцу и он наставление мог мне преподать. Владыка Иерофей был викарный епископ Балахнинский... И они ушли как-то все разом. - Я слышал, что Владыка Николай очень хорошо относился к отцу Анатолию и даже посылал к нему молодых нижегородских священников на " стажировку " ? - А ведь отца Анатолия и благословил на нагуевский приход Владыка Николай. Когда о.Анатолия с матушкой из Днепропетровска выселили - ни одна епархия их не принимала. У них были такие документы, что в 24 часа покинуть область. Так сформулировано было не только потому, что храм они там стали строить без санкций местных властей, но, главным образом, потому что многих людей они к Богу приводили. И в какую епархию не обратятся - нигде не принимают. Ведь то время, в 70-е годы, не совсем хорошее было для церкви. Это сейчас рукополагается человек - ему дают направление на приход. А я даже в начале 90-х, прежде чем получить направление, просидел целый день под дверью у уполномоченного по делам религии. Он сидел газету читал, потом уходил - обедал, потом снова газету читал. А мы сидели, ждали, когда он нас примет. Только после его подписи епархия мне дала разрешение дьяконом служить в Рожновской церкви. Тогда и архиереи зависели от указаний уполномоченных по делам религий, не хотели портить с властями отношения и потому не принимали. Раз уж изгнал о.Анатолия Днепропетровский обком партии, значит, зачем же мы будем брать такого крамольного батюшку, кому он нужен? И так он дошел до Владимирской епархии, где тогда архиепископом был Владыка Николай, тогда Владимирский и Суздальский, ставший потом Нижегородским и Арзамасским. И Владыка сказал: " Я тебя возьму " , - и благословил его в эту нагуевскую церковь полуразрушенную, хотя служили в ней и до него. Когда я с похорон о.Анатолия в апреле 2000 г. первым делом к Владыке Николаю приехал, то он сказал: " Мне уже позвонили " , т.е. он его хорошо знал.

http://sobory.ru/article/?object=04301

Ныне г. синодальный обер-прокурор граф Протасов уведомляет меня, что со стороны министерства финансов сделано уже надлежащее распоряжение об отпуске мне следующих по означенным статьям сумм, за майскую и сентябрьскую трети прошедшего 1842 года, и вполне на сей 1843 год, по третям года. Посему покорнейше прошу правление главного казначейства отпустить под расписку секретаря Белорусско-литовской коллегии коллежского асессора Казимира Рожновского следующие мне по означенным выше статьям суммы за истекшие две трети, т. е. майскую и сентябрьскую прошедшего года, всего 2.264 руб. 98 коп. серебром. Литовской консистории, от 13 марта за 430, о присоединении к Православию Латинского ксёндза Людвига Юцевича На прошении Свядоского викария ксёндза Людвига Юцевича о присоединении его к Православной Церкви, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Имеет консистория разрешить принятие просителя на лоно Православной Церкви, на основании правил, предписанных на сей случай для иноверных духовного сана лиц. Прилагаемые при сём ставленную грамоту и свидетельство благочинного консистории возвратить просителю. Литовской консистории, от 20 марта за 471, о распоряжениях по случаю назначения монахинь в Гродненский монастырь из Могилёвской епархии Желая заместить почти праздный ныне Гродненский второклассный женский монастырь обществом инокинь, совершенно соответственным правилам нашей Православной Церкви, я просил разрешения Святейшего Синода насчёт перемещения изъявивших желание поступить в оный из Могилёвской епархии: 1) в звание игуменьи монахини Афанасии 52 лет, бывшей помощницею игуменьи в Оршанском монастыре; 2) монахинь Мазаловского третьеклассного монастыря: Мелетии 52, Ксанфии 50, Ангелины 48 и Аполинарии 46 лет; 3) монахинь Буйницкого второклассного монастыря: Елены 53, Минодори 42 и Евфрасии 47 лет; и 4) послушниц Мазаловского же монастыря: Евфросинии Рачинской 58, Татьяны Козловской 42, Афанасии Скарбилиной 42, Елисаветы Воробьёвой 41 и Евфросинии Макушевской 21 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Не имея об этом официального доклада от Вашего Высокопреосвященства, Мы получаем много частных сообщений, которые рисуют в очень неблагоприятном свете историю перехода православной Церкви в Польше к независимости и Её положение в Польском государстве. Нам сообщают о горячих протестах, которыми было встречено объявление независимости Православной Церкви в Польше со стороны православных епископов и верующих, о насилиях, которым подверглись возражавшие, и о незаконном лишении кафедр четырёх епископов, Преосвященных: Пантелеймона [Рожновского], Сергия [Королева], Владимира [Тихоницкого] и Елевферия [Богоявленского]. Что касается благожелательного отношения Польского государства к Православной Церкви в пределах Польского государства и покровительства, оказываемого им свободе и развитию Православия, то и в этом отношении Наши частные сведения, подтверждённые, однако, нотой Нашего правительства от 27 апреля (10 мая) сего года, предъявленной правительству Польской Республики, не согласуются с сообщениями Вашего Высокопреосвященства. При такой неполноте и противоречивости полученных Нами сведений о происходящем в Польской православной митрополии Мы не можем благословить самостоятельного существования Православной Церкви в Польском государстве до тех пор, пока все обстоятельства и канонические основания Её перехода к независимому бытию не будут выяснены перед Собором Всероссийской Православной Церкви, созыв которого является предметом Наших постоянных молитв и забот. Посему Мы просили бы Ваше Высокопреосвященство сообщить Нам о жизни и событиях Православной Церкви в Польше с мая месяца 1922 года. Приношу Вашему Высокопреосвященству сердечную благодарность за добрые чувства, выраженные Мне Вами в письме Вашем, и, поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорный послушник. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 244. 23 мая (5 июня) 1924 года. Донской монастырь. 1. Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 2. Церковные ведомости 136 . 1924. 15/16

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010