Однако польск. правительство, добиваясь полной независимости Польской Церкви от Русской, инспирировало автокефалистское движение в правосл. епархиях на территории Польши (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). Ж. м. сохранял верность Московскому Патриаршему престолу. В 1922 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) настоятелем Ж. м. был назначен архим. Тихон (Шарапов). Его стараниями чудотворная Жировицкая икона, вывезенная в Москву в 1915 г., была тайно возвращена в обитель. В 1924 г. архим. Тихон выслан польск. властями за пределы страны. 17 сент. 1925 г. Польская Церковь незаконно объявила себя автокефальной. Но, несмотря на это, монастырь во многом сохранил каноническое устроение церковной жизни, чему способствовало пребывание в Жировичах архиеп. Пантелеимона (Рожновского) , ушедшего на покой в связи с непризнанием самочинной автокефалии и со стремлением к сохранению единства с РПЦ. В 20-х гг. XX в. польск. власти предпринимали попытки передать мон-рь католикам. Массовые протесты правосл. населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Ж. м., сорвали планы закрытия мон-ря. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм. Наряду с Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лаврой , духовным центром Варшавско-Волынской митрополии, Ж. м. стал главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировицкую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Зап. Белоруссии. На праздник явления иконы (7/20 мая) в Ж. м. была восстановлена традиция после поздней литургии совершать крестный ход из Успенского собора к Явленской ц. с изнесением чудотворной иконы для совершения молебна. В 1938 г. в этом торжестве участвовали ок. 15 тыс. паломников и более 100 священнослужителей. С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР; епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Церкви, вернулись под омофор РПЦ.

http://pravenc.ru/text/182311.html

П реподобномученик Серафим (в миру Романович Шахмуть), архимандрит († 1945 г.). Родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян–бедняков. С детства Романа влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал»править службу». Несмотря на крайнюю нужду, мальчик закончил Ляховичское двухклассное народное училище. В 1922 году Роман поступил в Жировицкий Свято–Успенский монастырь, где в 1923 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Благодаря хорошим певческим способностям, ему было поручено клиросное послушание, и он стал хорошим регентом и уставщиком. В 1926 году его рукоположили в иеродиакона, а вскоре — в иеромонаха. В августе 1941 года по благословению митрополита Пантелеимона (Рожновского) отец Серафим покинул Жировицы и выехал в направлении Минска для налаживания церковно–приходской жизни там, где в данный период она была разрушена большевиками. Отец Серафим посетил множество селений, собирая на имя митрополита прошения верующих об открытии приходов, и многих крестил. Также он собирал материалы о преследованиях Православной Церкви в Беларуси. После этой миссионерской поездки батюшка служил в Минске в Свято–Духовской церкви и нёс пастырское окормление больниц и детских приютов города. В 1944 году за свою деятельность по открытию храмов он был арестован в Гродно. Его продержали следствием ровно 10 месяцев. По обвинению в принадлежности к»немецким контрреволюционным органам»батюшка был приговорён к 5–ти годам заключения в концлагере. Там вскоре (предположительно в 1946 году) он скончался от разрыва сердца после страшных мучений, пережитых им в застенках Н. К. В. Д. Священномученик Владимир Хираско, иерей († 1932 г.) родился 11 января 1873 года в Подольске на Украине. После рукоположения в 1899 году, служил в храмах села Омельно и Юревичи. С 1911 года служит в Минске настоятелем Церкви иконы Божией Матери»Всех скорбящих Радосте». В 1925 году батюшка был арестован за то, что заступился за митрополита Мелхиседека, которого власти выслали из Минска. Самого батюшку выслали в город Орёл.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». В Ж. м. было устроено временное управление этой епархией. Наместник Ж. м. архим. Венедикт (Бобковский) в 1941 г. был хиротонисан в викарного епископа Брестского. Поселившиеся в нескольких монастырских постройках красноармейцы уничтожили часовню во имя Иоанна Крестителя на ручье Викня у монастырской ограды, демонстративно, на виду у богомольцев, вышедших после литургии из Успенского собора, расстреляли икону св. пророка. Здание Минской ДАиС. Ок. 1710 г. Фотография. 2008 г. Здание Минской ДАиС. Ок. 1710 г. Фотография. 2008 г. С первых дней Великой Отечественной войны Ж. м. оказался на оккупированной территории. Нем. воинские части и комендатура заняли территорию Ж. м., но благодаря вмешательству находившегося на покое в мон-ре архиеп. Пантелеимона и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из Ж. м. Архиеп. Пантелеимону нем. власти предложили возглавить автокефальную Белорусскую Церковь, потребовав от него не вступать в сношения ни с Москвой, ни с Варшавой. Но, возглавив Белорусскую Церковь в сане митрополита Минского и Белорусского, Пантелеимон не пошел на разрыв с Предстоятелем Русской Церкви, настаивая на том, что полная автокефалия может быть получена только каноническим путем. По благословению митр. Пантелеимона насельник Ж. м. архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий) был командирован для возрождения приходской жизни в Вост. Белоруссию. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстановили значительное количество приходов Минской, Витебской, Могилёвской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 г. архим. Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и замучен в лагере.

http://pravenc.ru/text/182311.html

С другой стороны, ни в каких сношениях, ни с заграничной контрреволюцией, ни с контрреволюционными группами внутри СССР Мы не состояли и не состоим, и Нам ничего неизвестно о «контрреволюционной» политической работе монахов Лавры. Патриарх Тихон. 10 января 1925 г. Москва, Донской монастырь. 1. Известия ЦИК. 1925. 18янв 2. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949. Т.1. С. 107 06(19).02 1925. 981. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о назначении Преосвященного Малмыжского, викария Сарапульской епархии, Иринея [Шульмина] епископом Елабужским, викарием той же епархии Архив составителя Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на рапорте Жировицкого архимандрита Тихона [Шарапова] от 3(16) февраля 1925 г. о награждении патриархистских деятелей в Польше 149 7(20) февраля 1925 г. Подтверждается сделанное Мною ранее распоряжение о возведении в сан архиепископа Пинского и Новогрудского Высокопреосвященного Пантелеимона [Рожновского] и о награждении саном протоиерея с возложением наперсного креста священника с. Бытеня, Слонимского благочиния, о. Луки Голода. 2) Призываю Божие благословение на ревностные труды во благо Святой Православной Церкви православному сенатору RPP Вячеславу Васильевичу Богдановичу, а равно и честному пресвитерству, во Христе диаконству, боголюбивому иночеству и православному люду, сохранившим верность уставам Святой Церкви, своим законным иерархам и преданность Московскому Патриаршему Престолу. 3) Запросить, не свободны ли архиерейские кафедры на предмет назначения туда архимандрита Тихона. Патриарх Тихон. 1. Архив составителя 2. Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 971. Указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Пинскому и Новогрудскому (Польша) Пантелеимону [Рожновскому] о возведении его в сан архиепископа Его Преосвященству Преосвященнейшему Пантелеимону, Епископу Пинскому и Новогрудскому. Определением Его Святейшества, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, Вы, во внимание к Вашей полезной и ревностной службе Церкви Божией, возведены в сан архиепископа, о чем и даётся знать Вашему Высокопреосвященству.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Такая конференция действительно состоялась, но в проекте резолюции Экзарх не назвал даже имени Московского Первосвятителя, не отмежевался от Московской Патриархии. В феврале 1944 года вместе с отступающими немецкими войсками состоялась принудительная эвакуация Миссии и 69 ее священников. Они прибыли в Латвию, Миссия прекратила свое существование. Оставшиеся на территории Псковской Миссии священники позже оказались в советских концентрационных лагерях. 29 апреля 1944 года на шоссе Вильнюс-Каунас машину митрополита Сергия (Воскресенского) расстреляли автоматчики в немецкой форме, убив Экзарха и его спутников 29 . Кто именно совершил это злодеяние (немцы или партизаны) – до сегодняшнего дня точно не установлено. Возрождение религиозной жизни произошло и в оккупированной Белоруссии. Уже в середине 1939 года на территории Восточной Белоруссии, находившейся под контролем советов, нигде официально богослужения не совершались, т. к. все церкви и монастыри были закрыты 30 . С первых дней оккупации Западной Белоруссии митрополит Николай (Ярушевич) уже не мог осуществлять там церковное управление, т. к. остался на советской стороне фронта. В связи с этим в июле 1941 года митрополит Сергий (Воскресенский) назначил Экзархом Белоруссии архиепископа Пантелеимона (Рожновского), в свое время не признавшего незаконной автокефалии Польской Православной Церкви, отстраненного польскими властями от управления епархией и до 1939 года проживавшего в различных монастырях 31 . Вскоре архиепископ Пантелеимон был удостоен звания митрополита. Немецкие оккупационные власти предложили Экзарху Пантелеимону организовать самостоятельную Белорусскую автокефальную православную национальную Церковь без всяких сношений с Москвой, Варшавой и карловацким церковным центром в Берлине. Среди прочих условий были следующие: назначения епископов должно проводиться с ведома немецкой власти; должен быть представлен оккупационной власти статут «Белорусской православной автокефальной национальной церкви»; богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке, но проповедь , преподавание Закона Божия и ведение дел церковного управления – на белорусском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утром 5 октября 1941 г. в г. Шклов прибыли нацистские каратели, и Борис бросился к Днепру, где оставался единственный шанс на спасение. Он добрался до д. Старый Шклов и постучался к Марченковым, где его накормили и спрятали в зарослях бурьяна. Там он проводил световой день, а ночью мальчика пускали в сарай. Так продолжалось пятеро суток, затем Иван Марченков надел Боре на шею крестик и пожелал счастливого пути [lii] . Монахиня по фамилии Чубак в Пружанах передала своей знакомой доктору Ольге Гольдфайн литр водки и 300 немецких марок для подкупа часовых и бегства из гетто вместе с дочерью. О. Гольдфайн воспользовалась этим в январе 1943 г. Послушница монастыря Кевюрская привела подводу, и они отправились в г. Бельск, а затем поездом в г. Белосток и дальше – до Ловича, где жили родственники Чубак. Там женщины пробыли 16 месяцев, все это время никто из соседей не знал, что рядом с ними прятались евреи. Когда после освобождения Ольга Гольдфайн и ее дочь вернулись в Пружаны, люди пугались, считая, что они пришли с того света [liii] . Конечно, от рук нацистов в Белоруссии погибали и православные священнослужители – евреи, которых там было немало. Так, в братии Жировицкого монастыря Гродненской епархии к лету 1941 г. состояло шесть монахов еврейского происхождения. Монашеский постриг они приняли давно и пользовались всеобщим уважением. Когда в конце июня 1941 г. г. Слоним и пос. Жировицы заняли немецкие войска, монастырь был окружен, всем его насельникам приказали выстроиться и из них отобрали евреев. Несмотря на протесты находившегося в монастыре митрополита Пантелеимона (Рожновского), нацисты расстреляли шесть монахов евреев на месте [liv] . В Белоруссии православные священнослужители особенно активно участвовали в партизанском движении. На оккупированной территории они подчас являлись единствен­ным связующим звеном между населением и партизанами. Священни­ки укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов.

http://bogoslov.ru/article/2202912

Митрополиту Николаю разрешено было ужасаться зверствами фашистов, но почти исключительно антиправославным. Так требовала советская политика того времени. Говорить о массовых уничтожениях евреев на той же территории и в то же время ему не полагалось. Даже этот свидетель был лишен возможности обратить внимание общественности на праведников из языков» [xliii] . Поэтому сейчас, более чем через 65 лет после окончания войны, бывает так сложно установить имена многих русских, белорусов, украинцев – священнослужителей и мирян Московского Патриархата, спасавших евреев от уничтожения. Эти сведения приходится по крупицам собирать в архивных документах, воспоминаниях очевидцев событий, публикациях периодической печати. Об одном из таких случаев автору книги рассказал петербургский профессор И. Левин [xliv] . В годы оккупации он проживал в г. Печоры Псковской области. Сын диакона местной православной церкви был застрелен нацистским солдатом, так как мальчик внешне походил на еврея. После этого священник в храме произнес резкую проповедь против действий оккупантов. Сам И. Левин, как и некоторые другие евреи Печор, остался жив при содействии православного духовенства. В Белоруссии бежавших из гетто подростков скрывали православные священнослужители под Брестом и в г. Борисове. В г. Пинске православный священник отдал свой золотой крест, чтобы узники гетто смогли выплатить наложенную на них контрибуцию. Заслуживающее особенного внимания упоминание можно встретить в статье церковного журнала, посвященной кончине архиепископа Филофея (Нарко) [xlv] . В годы войны Владыка управлял Могилевской, Смоленской и Минской епархиями, а в июне 1942 – апреле 1943 гг. по поручению арестованного в этот период нацистами митрополита Минского Пантелеимона (Рожновского) даже фактически управлял всей Белорусской Православной Церковью. В статье подчеркивается: «Особенная заслуга его – спасение тысяч еврейских детей, которых он крещением сберегает от смерти в гитлеровских газовых камерах» [xlvi] . В судьбе белорусских евреев активное участие приняли и другие православные священнослужители и миряне, некоторые из которых погибли от рук нацистов за оказываемую помощь.

http://bogoslov.ru/article/2202912

В марте 1935 г. был арестован обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко, его приговорили к заключению в лагере сроком на 5 лет, из заключения он не вернулся. Вместо него в Минск был назначен «митрополит»-обновленец Пётр Блинов , избравший Александро-Невскую ц. местом своего пребывания. Гонения продолжались и в 1937-1938 гг.; подавляющее большинство людей, арестованных в эти годы, были расстреляны. 28 июля 1937 г. были арестованы еп. Филарет (Раменский) и еще 12 чел. духовенства и мирян, их приговорили к расстрелу. На смертную казнь были осуждены Могилёвский архиеп. Павлин (Крошечкин) и сменивший его на кафедре еп. Александр (Раевский) . В мае 1938 г. к высшей мере наказания приговорили обновленческого лжемитр. Петра Блинова. 24 июня 1939 г. в Вост. Белоруссии власти закрыли последний официально действовавший правосл. храм - кладбищенскую ц. св. Софии в Бобруйске. За исключением 2 катакомбных церквей (в Могилёве и Гомеле) и храмов в западнобелорус. областях, включенных в состав СССР в сент. 1939 г., в Советской Белоруссии с июня 1939 до июня 1941 г. богослужения по чину правосл. Церкви не совершались нигде. Прот. Феодор Кривонос РПЦ в Белоруссии в 1941-1945 гг. Благовещенская церковь в Витебске. Акварель. 1866 г. Худож. А. Минят (Б-ка Вильнюсского ун-та) Благовещенская церковь в Витебске. Акварель. 1866 г. Худож. А. Минят (Б-ка Вильнюсского ун-та) Нем. войска оккупировали Белоруссию в кон. июня - авг. 1941 г. Территория республики была разделена между различными административно-территориальными единицами: Белосток и Гродно были присоединены к Вост. Пруссии; Брест, Пинск и Гомель - к Генеральному комиссариату «Украина»; остальная территория - к Генеральному комиссариату «Остланд», причем территория Белоруссии со Смоленской и с частью Брянской области образовали генеральный окр. «Беларусь», к-рый делился на гражданскую и военную зоны (примерно по р. Березине). Оккупационные власти не препятствовали открытию православных храмов. Центром возрождения церковной жизни в Вост. Белоруссии стал Минск. Вместе с нем. войсками в Минске появился иером. Владимир (Финьковский), состоявший в юрисдикции Варшавского митр. Дионисия (Валединского) и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) . В июле 1941 г. он служил в Преображенской ц. бывш. жен. мон-ря, позднее освятил открытые верующими церкви Марии Магдалины и Александра Невского. Имея в своем распоряжении автомобиль, ездил по Вост. Белоруссии с целью духовного руководства без архиерейского благословения. 9 сент. 1941 г. на Синоде в Варшаве было решено выдвинуть иером. Владимира в кандидаты для рукоположения на епископскую кафедру для Белоруссии. Деятельность иером. Владимира вызвала озабоченность архиеп. Пантелеимона (Рожновского), жившего в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре .

http://pravenc.ru/text/2563280.html

«Умалчиваю о тяжких трудах, нередко приводивших меня в истому,– писал далее о своем пребывании на Афоне архимандрит Порфирий,– не упоминаю о чрезвычайной трудности читать ветхие хартии, написанные замысловатыми стенографами и кудрявыми почерками, и читать их или через увеличительное стекло, или обращая против солнца те места, где чернила совсем изгладились, и всматриваясь в светящиеся углубления букв, сделанные твердым сти-лом на пергамине. А радуюсь тому, что сладчайшее для сердца моего братолюбие афонских старцев и их благоговение и любовь к Православной Церкви открыли мне, не все, но многие сокровища поучительной древности» 99 . По словам архимандрита Порфирия, написанным им вскоре после ознакомления с афонскими книгохранилищами, «в обителях Святогорских скрьтается заветный, драгоценный клад для науки. Если бы удалось собрать и напечатать все тамошние акты с добавкой критического разбора их, то появление их сделало бы эпоху в науке» 100 . Следует сказать о библиографических изысканиях архимандрита Порфирия в Пантелеимоновской обители. В своем письме А. П. Толстому от 4 октября 1858 года он писал: «По сию пору в Есфигмене и Руссике отчетливо рассмотрены мною 80 старинных рукописей греческих и славянских и внимательно сличены многие чтения из Ветхого Завета, содержащиеся в рукописных греческих Минеях XIV века, в нынешних печатных Минеях греческих и славянских и в Ти-шендорфовском издании Ватиканского текста Библии (1850 г.)» 101 . Интересно наблюдение архимандрита Порфирия, которое позволяет составить косвенное представление о насыщенности книгохранилища Свято-Пантелеимоновской обители богослужебными книгами. В дневнике при своем втором посещении Афона он сделал следующую запись: «Апреля 23, 1861 г. Пасха. В Пантелеимо-новском монастыре. Во время вечерни 20 иеромонахов читали уставное Евангелие растянувшись прямой линией от алтаря до западных дверей храма. У каждого из них было печатное Евангелие в бархатном переплете с серебряно-позлащенными образками. Богаты русские монахи!» 102 Но это книжное богатство составляли в основном печатные книги сравнительно позднего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Его дорога только в храм да в библиотеку, а за стены обители он никогда и не выходит, проводя все свободное от послушаний время в своей келий, среди кодексов и хартий, да в беседе с заезжими учеными, которые по приезде в Русский монастырь прежде всего спешат к этому замечательному человеку для поучения и наставлений касательно богатейшей и обширнейшей афонской письменности. Дай Бог , чтобы в Руссике никогда не оскудевал дух геронта -отца Матфея» 110 . В 1880 году профессор Афинского университета Спиридон Ламброс составил каталог греческих рукописей, хранившихся в 20 афонских книгохранилищах. Число древних греческих манускриптов, имевшихся к тому времени в Свя-то-Пантелеимоновском монастыре, составило 264 рукописи. Эти данные позволяют сделать оценку роста числа рукописей в Пантелеимоновском книгохранилище за последующие несколько лет: по сведениям профессора А. А. Дмитриевского , на 1889 год там насчитывалось уже 850 рукописей 111 , которые, по-видимому, поступили сюда из библиотек других афонских обителей. Реальность и перспективы. Многие невзгоды претерпел Свято-Пантелеимо-новский монастырь с началом первой мировой войны. В течение нескольких десятилетий монашеская братия не имела связи с родиной. Об этом периоде времени имеется краткое свидетельство шотландского паломника Сиднея Лоха, который посетил в те годы книгохранилище Свято-Пантелеимоновского монастыря. «В библиотеке (Пантелеимоновской.– Лет.) сохранилось несколько иллюстрированных Евангелий, датируемых XI–XIV вв., несколько фрагментов рукописей, несколько славянских пергаментов, десятки славянских церковных книг, написанных до XIX века, и значительное количество современной богословской литературы» 112 ,– писал С. Лох. В те трудные годы не могло быть и речи о каких-либо изысканиях отечественных исследователей на Афоне. Еще совсем недавно видный ученый Я. Н. Щапов писал: «Что касается Пантелеимонова монастыря «Руссика», в котором в послевоенные годы был пожар, то новых сведений о русских рукописях, принадлежавших этому монастырю, в нашем распоряжении нет» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005