В 30-х гг. XX в., после ликвидации слуцкого Свято-Троицкого мон-ря, мощи Г. были перевезены в Минск, находились в Музее атеизма, в 1942 г. их удалось перенести в кафедральный Преображенский собор Минска. В 1943-1944 гг. свящ. Алексий Зноско, настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Свислочь, написал акафист мч. Гавриилу. В нач. 1944 г. по благословению митр. Пантелеимона (Рожновского) о. Алексий отделил частицу от мощей св. мученика и разделил ее на 3 части. 1-я частица предназначалась для прихода в Свислочи; 2-я частица в мае 1944 г. была вставлена в крест, хранившийся в Успенской ц. в Заблудове, где возобновились богослужения; 3-я частица предназначалась для гродненского Покровского собора. В кон. июня - нач. июля 1944 г. Минский архиеп. Филофей (Нерко) (Белорусской Автокефальной Церкви) поручил Смоленскому еп. Стефану (Севбо) доставить мощи Г. в Гродно. Не имея возможности исполнить это поручение, еп. Стефан уговорил сделать это нем. генерала СС. Из гродненского гестапо прот. Феодор (Валиковский) и протодиак. Филипп (Рубан) перенесли гроб с мощами Г. в Покровский собор Гродно и поместили его в подземной части храма. 21-22 сент. 1992 г. по благословению Гродненского и Волковыского архиеп. Валентина (Мищука) (РПЦ) и Белостокского и Гданьского архиеп. Саввы (Грыцуняка) (Польская Православная Автокефальная Церковь) мощи Г. крестным ходом были перенесены из Покровского собора Гродно в Николаевский собор г. Белостока, где почивают в наст. время. С 1993 г. ежегодно 2-3 мая мощи Г. переносят из Белостока в Заблудув, где у открытой раки совершаются торжественные богослужения. Частицы мощей младенца-мученика хранятся в Гродно - в Покровском соборе и в Рождество-Богородицком жен. мон-ре. В 2003 г. на окраине Зверков была освящена ц. во имя Г. (строительство шло с 1995). При храме будет создан жен. мон-рь, куда в будущем планируется перенести мощи святого. 3 мая 2003 г. рака с мощами Г. крестным ходом на 1 день была принесена в новоосвященный храм в Зверках. Г. считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства правосл. молодежи в Польше.

http://pravenc.ru/text/161257.html

С первого года создания и в течение нескольких десятилетий деятельность ОВЦС во многом определялась трудами этих людей, они помогали трудам всех председателей ОВЦС, включая нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. Люди, которые сейчас трудятся в отделе, сталкиваясь со многими трудностями, должны вглядеться в жизнь этих людей — удивительных церковных тружеников. Они никогда не жалели своих сил, никогда не говорили о времени, затраченном на их труды. А старость их явила величайшую добродетель скромности. Будучи людьми, которые были во многом оценены церковным руководством, они обладали церковными наградами. Так, отец Виталий носил высший для белого духовенства сан протопресвитера. Между тем все, кто знал этих людей, помнят их бесконечную скромность и доброту. Последние годы их жизненного пути явили, что Церковь для них была не просто чем-то важным в жизни — она была их жизнью. Ничего, кроме нее, в их жизни, наверное, не было. Никому из нас такое погружение, такая преданность Церкви Божией, церковному служению не свойственны. И это тоже урок для каждого из нас. Вспоминая их сегодня, мы чувствуем их благодатную помощь. Верим, что Господь преданность их, верность даже в малом, теперь ублажает в жизни вечной. Помолимся от глубины сердца нашего, да упокоит Бог души их в селениях с праведными, а нам их молитвами поможет совершать наше повседневное церковное служение». Виталий Михайлович Боровой родился 18 января 1916 года в селе Нестеровка Борисовского уезда Минской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания семиклассной народной польской школы поступил в 4-й класс Виленской духовной семинарии. В 1936-1939 годах учился на православном богословском факультете Варшавского университета. С марта 1942 года служил секретарем Минского архиепископа Пантелеимона (Рожновского). Чудом избежал депортации в Германию. Затем вернулся к родственникам в Минск, где 29 октября 1944 года состоялась диаконская, а 1 ноября — пресвитерская хиротонии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2152544...

Это были люди, беспредельно преданные Церкви. Из глубины своей души, своего сердца они любили Церковь. Встречаясь с недостатками и сложностями церковной жизни, зная трудности, через которые нашей Матери-Церкви пришлось пройти, они никогда не осуждали ее. Они были в этом смысле подлинными патриотами и Церкви, и Отдела внешних церковных связей, где проходило их служение. С момента создания и на протяжении нескольких десятилетий деятельность ОВЦС во многом определялась знаниями, компетентностью и высокой ответственностью этих людей, они помогали трудам всех председателей ОВЦС, включая будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. Люди, которые сейчас работают в Отделе, встречаясь со сложными задачами, должны вглядываться в жизнь этих жертвенных церковных тружеников. Ибо они никогда не жалели своих сил, никогда не говорили о времени, потраченном на служение Церкви. А маститая старость их явила величайшую добродетель скромности. Они были удостоены высоких церковных наград. Так, отец Виталий носил высший и редчайший для духовенства сан протопресвитера. Между тем все, кто знал этих людей, помнят их скромность, бескорыстие, благожелательность и доброту. Церковь для них была не просто чем-то важным в жизни — она была самой их жизнью. И это тоже урок для каждого из нас. Молитвенно вспоминая сегодня отца протопресвитера Виталия Борового и Алексея Сергеевича Буевского, мы верим, что Господь вознаградит в жизни вечной их преданность, их верность даже в малом. Помолимся от глубины сердца нашего, да упокоит Бог души их в селениях праведных, а нам их молитвами поможет совершать наше повседневное церковное служение». Виталий Михайлович Боровой родился 18 января 1916 года в селе Нестеровка Борисовского уезда Минской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания семиклассной народной польской школы поступил в 4-й класс Виленской духовной семинарии. В 1936-1939 годах учился на православном богословском факультете Варшавского университета. С марта 1942 г. служил секретарем Минского архиепископа Пантелеимона (Рожновского). Чудом избежал депортации в Германию. Затем вернулся к родственникам в Минск, где 29 октября 1944 года состоялась диаконская, а 1 ноября — пресвитерская хиротонии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2151012...

17 окт. 1939 г. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский) назначил экзархом зап. областей Украины и Белоруссии архиеп. Пантелеимона (Рожновского) с титулом «Пинский и Новогрудский». После оккупации Белоруссии нем. войсками власти потребовали от архиеп. Пантелеимона создания «Белорусской автокефальной православной национальной Церкви», независимой от Русской Церкви. Согласившись на это требование, архиеп. Пантелеимон поставил условием провозглашения независимости Белорусской Церкви согласие Московского Патриархата. Значительную роль в процессе воссоздания церковной жизни в оккупированной Белоруссии играл Белорусский комитет в Варшаве, посылавший в Белоруссию своих эмиссаров, одним из которых был Афанасий. Сразу после приезда в Минск 3-9 марта 1942 г. Афанасий принял участие в Соборе белорусских епископов, даровавшем архиеп. Пантелеимону титул митрополита, но не провозгласившем Белорусскую Церковь автокефальной. По благословению митр.Пантелеимона А. подготовил проект устава Белорусской Церкви, согласно которому ее территория разделялась на 6 епархий: Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилёвскую, Новогрудскую, Смоленскую. На Соборе был избран Синод Белорусской Церкви, в составе к-рого А. возглавил Учебный комитет. 8 марта 1942 г. в минском кафедральном соборе состоялась хиротония Афанасия во епископа Витебского, которую возглавил митр.Пантелеимон. Афанасию было также поручено временное управление Новогрудской епархией. В Новогрудке Афанасий организовал двухгодичные пастырские курсы, на которых обучалось 20 чел. Участвовал в заседаниях Всебелорусского церковного Собора (30 авг.- 2 сент. 1942), принявшего устав Белорусской Церкви, в котором говорилось, что объявление ее автокефалии последует после признания ее всеми поместными православными Церквами. Афанасий являлся противником вмешательства местных коллаборационистов во внутреннюю жизнь Церкви. 12-15 мая 1944 г. участвовал в Соборе белорусских епископов. Благодаря неоднократным ходатайствам группы белорусских епископов, в числе которых был Афанасий, перед немецкими оккупационными властями 16 апр. 1943 г. из Ляданского монастыря был освобожден интернированный немцами в июне 1942 г. митр. Пантелеимон. Летом 1943 г. Афанасий сумел договориться с новогрудским гебитскомиссаром об освобождении большой группы жителей дер.Еремичи Кореличского р-на, которых оккупанты хотели отправить в Германию. В июне 1944 г., опасаясь репрессий со стороны советских властей, весь белорусский епископат во главе с митр. Пантелеимоном покинул пределы Белоруссии.

http://lib.cerkov.ru/authors/344

Сразу же после оккупации Белоруссии в первые месяцы Великой Отечественной войны нем. власти начали принимать меры по отделению белорус. епархий от РПЦ. 3 окт. 1941 г. архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) было передано требование нем. рейхскомиссара образовать «Белорусскую автокефальную православную национальную церковь», 6 окт. архиеп. Пантелеимон и В. согласились выполнить это требование с определенными оговорками относительно временного характера статуса Белорусской Церкви и необходимости позднейшего его признания др. церквами в каноническом порядке; архиереи решили перенести резиденцию архиеп. Пантелеимона в Минск и усвоить ему титул «Минский и всея Беларуси» (см. ст. Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). В. поручалось управление приходами Гродненской обл., присоединенной немцами к Вост. Пруссии. Постановлением прошедшего 3 марта 1942 г. в Минске Собора белорус. епископов В. был избран в состав Синода Белорусской Церкви, а Гродненская и Белостокская епархия, управляемая В., получала статус автономной, с правами экзархата в Вост. Пруссии. Собор также выразил пожелание, чтобы В. имел братское общение с Серафимом (Ляде) , митр. Берлинским и Германским РПЦЗ, и поминал его как старшего за богослужением. 10 марта указом белорус. Синода В. был возведен в сан архиепископа. Управляя епархией, В. сталкивался с проблемами, к-рые были вызваны запретами со стороны нем. администрации: в частности, запрещалось отмечать церковные праздники в будние дни, рекомендовалось переносить их на воскресенье, в нек-рых местах не разрешалось служить более 2 часов. Оккупационные власти характеризовали В. как «ревностнейшего великорусского организатора», через к-рого шла связь с рус. центрами в Польше. В. запретил духовенству употребление белорус., укр. или польск. языков на богослужениях, признавая богослужебным языком исключительно церковнославянский. 21-26 окт. 1943 г. В. совместно с белорус. еп. Григорием (Боришкевичем) участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене, состоявшемся под председательством митр. Серафима (Ляде). На этом совещании было рассмотрено избрание Патриархом Московским митр. Сергия (Страгородского), к-рое участники совещания сочли неканоническим. Кроме того, епископы направили нем. властям меморандум с протестом против ограничений деятельности зарубежного духовенства на оккупированных территориях СССР. В июле 1944 г., после освобождения Белоруссии Красной Армией и ее наступления на Вост. Пруссию, В. уехал в Германию. В апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Мюнхене В. совместно с большинством др. белорус. епископов был присоединен к РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/150207.html

Иером. Афанасий (Мартос), 30-е гг. XX в. Иером. Афанасий (Мартос), 30-е гг. XX в. 17 окт. 1939 г. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский) назначил экзархом зап. областей Украины и Белоруссии архиеп. Пантелеимона (Рожновского) с титулом «Пинский и Новогрудский». После оккупации Белоруссии нем. войсками власти потребовали от архиеп. Пантелеимона создания «Белорусской автокефальной православной национальной Церкви», независимой от Русской Церкви. Согласившись на это требование, архиеп. Пантелеимон поставил условием провозглашения независимости Белорусской Церкви согласие Московского Патриархата. Значительную роль в процессе воссоздания церковной жизни в оккупированной Белоруссии играл Белорусский комитет в Варшаве, посылавший в Белоруссию своих эмиссаров, одним из к-рых был А. Сразу после приезда в Минск 3-9 марта 1942 г. А. принял участие в Соборе белорус. епископов, даровавшем архиеп. Пантелеимону титул митрополита, но не провозгласившем Белорусскую Церковь автокефальной. По благословению митр. Пантелеимона А. подготовил проект устава Белорусской Церкви, согласно к-рому ее территория разделялась на 6 епархий: Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилёвскую, Новогрудскую, Смоленскую. На Соборе был избран Синод Белорусской Церкви, в составе к-рого А. возглавил Учебный комитет. 8 марта 1942 г. в минском кафедральном соборе состоялась хиротония А. во епископа Витебского, к-рую возглавил митр. Пантелеимон. А. было также поручено временное управление Новогрудской епархией. В Новогрудке А. организовал двухгодичные пастырские курсы, на к-рых обучалось 20 чел. Участвовал в заседаниях Всебелорусского церковного Собора (30 авг.- 2 сент. 1942), принявшего устав Белорусской Церкви, в к-ром говорилось, что объявление ее автокефалии последует после признания ее всеми поместными правосл. Церквами. А. являлся противником вмешательства местных коллаборационистов во внутреннюю жизнь Церкви. 12-15 мая 1944 г. участвовал в Соборе белорус. епископов. Благодаря неоднократным ходатайствам группы белорус. епископов, в числе к-рых был А., перед нем. оккупационными властями 16 апр. 1943 г. из Ляданского мон-ря был освобожден интернированный немцами в июне 1942 г. митр. Пантелеимон. Летом 1943 г. А. сумел договориться с новогрудским гебитскомиссаром об освобождении большой группы жителей дер. Еремичи Кореличского р-на, к-рых оккупанты хотели отправить в Германию. В июне 1944 г., опасаясь репрессий со стороны советских властей, весь белорус. епископат во главе с митр. Пантелеимоном покинул пределы Белоруссии.

http://pravenc.ru/text/76912.html

Польское правительство, возглавляемое Юзефом Пилсудским, конечно же, было заинтересовано в том, чтобы полностью оторвать от Москвы православные епархии Польши, насчитывающие в то время до 5 млн. верующих. В среде высшего духовенства также развернулась напряженная борьба между сторонниками, в числе которых входили сам митрополит Георгий и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), и противниками автокефалии Польской Церкви. В июне 1922 г. в Варшаве состоялся Собор православных епископов, где был поставлен вопрос о независимости Польской Церкви. Трое из пяти участвовавших в Соборе архиереев высказались за установление автокефалии Польской Церкви – к автокефалистской позиции митрополита Георгию и епископа Дионисия присоединился епископ Люблинский Александр (Иноземцев). Они провозгласили себя «Священным Синодом Православной Митрополии в Польше». Защитников канонического порядка, противников автокефалии, – архиепископа Елевферия (Богоявленского), епископа Бельского Сергия (Королева) , епископа Пинско-Новогрудского Пантелеимона (Рожновского) – правительство убрало со своих постов. Одним из ревностных защитников сохранения канонической связи с Московским Патриархатом был архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской Духовной семинарии. За свою верность каноническому порядку он был отстранен от должности и запрещен в священнослужении митрополитом Георгием. Архимандрит Смарагд несколько раз встречался с митрополитом Георгием и пытался объяснить ему неканоничность его действий, но безуспешно. Вечером 8 февраля 1923 г. состоялась последняя встреча Смарагда с митрополитом Георгием. В ходе беседы митрополит предложил о. Смарагду перейти в лагерь автокефалистов. Тогда архимандрит Смарагд выхватил револьвер и убил митрополита Георгия. Варшавский Окружной Суд приговорил его к 12 годам тюремного заключения. После этого трагического события обязанности Митрополита Варшавского и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий, а 27 февраля 1923 г. Собором православных епископов Польши он был избран Варшавским Митрополитом. На вакантные кафедры были назначены сторонники церковной автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последними настоятелями Л. м. были иером. Ириней (1916-1919) и архим. Гавриил (Горбач; 1919-1922), арестованный в 1933 г. за «принадлежность к контрреволюционной организации». В 1922 г. Л. м. закрыли, братию выселили. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата просвещения БССР. До 1939 г. Благовещенский храм действовал как приходский. С деревянной колокольни были сброшены колокола, а сама она разрушена. В 1942 г. в храме возобновились богослужения. С июня по дек. 1942 г. Ляды были местом пребывания митр. Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) , отстраненного нем. оккупационными властями от управления епархией. Митр. Пантелеимон совершал богослужения в Благовещенском храме. С 1946 по 1960 г. Благовещенская ц. действовала как приходская. В братском корпусе разместилась общеобразовательная школа. 16 авг. 1960 г. по решению властей церковь была снята с регистрации, разорена и переоборудована под зернохранилище. Местонахождение Ляданской иконы неизвестно. Др. храмовые иконы были переданы в приходы соседних с Лядами населенных пунктов. В 70-х гг. XX в. образ Покрова Пресв. Богородицы (1751) из Молодечно поступил на хранение в Национальный художественный музей в Минске. На этой иконе в нижнем левом углу, рядом с правителями Литовского великого княжества и со святыми, изображен и ктитор обители - пан И. Завиша. В 1990 г. по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в дер. М. Ляды была зарегистрирована приходская община, в 1991 г. открылась приходская Благовещенская ц. 3 февр. 1994 г. решением Синода Белорусского Экзархата Л. м. был возрожден, 19 окт. того же года зарегистрирован. В 1994-2013 гг. священноархимандритом Л. м. являлся митр. Минский Филарет. В связи с адм. переустройством Минской епархии Синод Белорусской Православной Церкви от 3 июня 2015 г. преобразовал ставропигиальный Л. м. в епархиальный. К кон. 2014 г. в Л. м. проживали 15 монашествующих, 14 послушников. С 2015 г. наместником является иером. Лавр (Будич).

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил архиеп. Пантелеимона (Рожновского) на восстановленную Пинско-Новогрудскую кафедру и поручил ему управление воссоединенными западнобелорус. территориями в звании экзарха Московской Патриархии. 24 июня 1940 г. архиеп. Пантелеимон возглавил Гродненскую и Вилейскую кафедру, Новогрудок отошел Виленской епархии. В 1919-1939 гг. наблюдались случаи притеснения православных со стороны римо-католиков. Так, в 1919 г. в Лиде подвергся нападению римо-католиков прот. Иосиф Коялович, брат историка И. О. Кояловича. У православных отбирали храмы, к-рые переоборудовали под костелы. Были изъяты Михайловский собор в Лиде, Свято-Троицкая ц. в Слониме, Крестовоздвиженская ц. в с. Белица, Крестовоздвиженский храм Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , Борунский монастырь и др. Для противодействия экспансии католиков и распространению безбожия создавались правосл. братства . В 1938 г. по территории Гродненской епархии был совершен крестный ход с чудотворной Жировицкой (Жировичской) иконой Божией Матери . При этом положение православных в Зап. Белоруссии (в составе Польши) было значительно лучше, чем в Вост. Белоруссии (в составе СССР), где верующие подвергались жестоким гонениям. В сент. 1939 г. территория Польши оказалась разделена между СССР и фашистской Германией. В период безвластия, когда польск. власти бежали из страны, а советская власть еще не пришла, приняли мученическую кончину от рук местных безбожников настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи Слонимского повята прот. Андрей Куц с супругой, настоятель храма Успения Пресв. Богородицы в с. Волковичи Новогрудского повята прот. Николай Недзведский и иерей Владимир Буко (с. Князиковцы). Постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 4 июня 2011 г. в лике священномучеников был канонизирован свящ. Киприан Климуц. В 1930-1939 гг. о. Киприан совершал пастырское служение на приходе в с. Ятра (ныне деревня Новогрудского р-на). После установления в регионе советской власти священник в 1939 г. был арестован, осужден, в 1942 г. скончался в заключении. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была учреждена кафедра в Новогрудке. Такое решение принял в 1942 г. Собор белорус. епископов. Управляющим епархией с титулом «епископ Новогрудский и Барановичский» был назначен еп. Вениамин (Новицкий), живший на покое в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре . Из-за неприбытия еп. Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял Витебский и Полоцкий еп. Афанасий (Мартос). Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии белорус. архиереи по приказу нем. властей эмигрировали.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

 Архиепископ Венедикт (в миру Василий Бобковский) родился в Псковской губернии. Происходил из семьи священника. Окончил Псковскую духовную семинарию, являлся слушателем Юрьевского университета. В период 1905–1916 гг. — клирик Минской епархии, после чего поступил в ведомство военного духовенства. После окончания Первой мировой войны назначен настоятелем собора в городе Новогрудок, находившемся на территории Польской республики (ныне Гродненская область, Беларусь). Входил в состав Новогрудского миссионерского комитета. Во второй половине 1930-х гг. смещен с занимаемых должностей за противодействие государственной политике полонизации церковной жизни. После смерти супруги в 1937 г. принял монашеский постриг, был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Жировицкого Успенского монастыря. Вскоре стал ближайшим сподвижником и единомышленником проживавшего в обители архиепископа Пантелеимона (Рожновского), в 1922 г. освобожденного от управления Полесской епархией за противодействие провозглашению автокефалии Варшавской митрополии Русской Православной Церкви. После состоявшегося в 1939 г. воссоединения Западной Беларуси с БССР архиепископ Пантелеимон и архимандрит Венедикт активно осуществляли воссоединение белорусского духовенства с Церковью-Матерью. В марте 1941 г. состоялось рукоположение жировицкого настоятеля во епископа Брестского. В годы немецкой оккупации митрополит Пантелеимон (Рожновский) возглавлял Белорусскую Православную Церковь, сохраняя звание Экзарха Московской Патриархии. При поддержке архиепископа Венедикта, в 1941 г. возглавившего Гродненскую епархию, он последовательно сопротивлялся давлению оккупационных властей, требовавших провозглашения белорусской автокефалии. Удержание Белорусской митрополии от уклонения в автокефальный раскол и сохранение извечного церковного единства явилось главной заслугой этих иерархов. В 1944 г. по инициативе митрополита Пантелеимона и архиепископа Венедикта оказавшиеся в эмиграции белорусские клирики и миряне перешли в Русскую Православную Церковь Заграницей.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

   001   002     003    004    005