В 1942 году был рукоположен в сан священника духовный сын отца Понтия Константин Авдей. Это было большое облегчение для общины, так как отец Павел Томашевский часто болел, и михновцам приходилось приглашать священника из города. Владыка Сергий (Воскресенский) редко бывал в Литве, и Константин Авдей долго не мог с ним встретиться для совершения хиротонии 212 . Необходимость пастырского окормления заставила общину искать другие пути, и Константин поехал в Минск к митрополиту Пантелеимону (Рожновскому), который хорошо знал отца Понтия и общину. В 1936 году архиепископ Пантелеимон, посетив Михново и познакомившись с бытом сестер, сказал такие слова:«Высокой жизнью живете, выше монахов». Позднее в виленской газете «Русское слово» от 12 июля 1936 года была помещена его статья «Немонашеская обитель наших дней», в которой владыка так описал свои впечатления: «Жизнь в общине очень строгая, постническая, в постоянном труде и покорности Духу Святому. Владелицы имения вкушают скудную пищу вместе со всеми насельниками… И это при постоянном тяжелом труде. Тем не менее все радостны, здоровы, довольны. Очень любят свой пост, свое воздержание и рады, что Господь дает им силы и возможность вести подвижническую жизнь. Всюду чистота, порядок, какая-то особая тишина, мирность, точно “веяние тихого ветра”, как в повествовании о пророке Илии» 213 . Именно владыка Пантелеимон (Рожновский) и совершил иерейскую хиротонию отца Константина. Позднее факт рукоположения в другой епархии стал причиной временного запрета со стороны виленского священства служить в епархии. Однако по ходатайству Вячеслава Платоновича приехавший в Вильно митрополит Сергий (Воскресенский) разрешил отцу Константину служить, напутствовав такими словами: «Идите пасите стадо в духе отца Понтия» 214 . Отец Константин служил в общине с небольшими перерывами около 50 лет, скончался в 1999 году и похоронен на погосте возле михновской церкви. С мая 1942 года в Михново стал увеличиваться поток паломников, которые стремились посетить могилу отца Понтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В самом начале войны, когда Западная Белоруссия была оккупирована немецкими войсками и митрополит Николай не мог уже осуществлять там церковное управление, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий назначил экзархом Белоруссии епископа Пантелеимона (Рожновского) с возведением его в сан архиепископа. Владыка Пантелеимон в свое время был решительным противником автокефалии православной Церкви в Польше, вследствие чего он почти 20 лет находился за штатом, проживая в Жировицком Успенском монастыре. Митрополит Пантелеимон оставался твердым сторонником сохранения канонической связи с кириархальною Церковью – Московским Патриархатом. Но эта позиция не удовлетворяла белорусских политических деятелей, которые пользовались доверием оккупационных властей и, будучи людьми далекими от Церкви, пытались навязать свою линию Белорусской иерархии, беспрестанно плели интриги и доносили в генеральный комиссариат на митрополита Пантелеимона, которого обвиняли в сочувствии Московской Патриархии. Генеральный комиссар приказал передать церковную власть в Минской митрополии архиепископу Филофею (Нарко). Но и архиепископ Филофей не захотел безропотно следовать указам политиканов, называвших себя белорусскими националистами. Тогда они обвинили и архиепископа Филофея в том, что он «через Церковь укрепляет российскость Беларуси» 409 . Получив эти доносы, немцы решили проверить национальную принадлежность белорусского духовенства. Проведено было анкетирование, в результате которого выяснилось, что 90% православных священнослужителей считают себя белорусами, остальные – русскими и украинцами. В октябре 1943 г. немецкие оккупационные власти образовали Белорусскую центральную раду – своего рода марионеточное правительство во главе с президентом Радославом (Романом) Казимировичем Островским. При раде был создан отдел по церковным делам, в котором и собирались те самые белорусские активисты, которые давно уже вели войну с православным духовенством Белоруссии. По настоянию этого отдела Островский решил удалить из Минска архиепископа Филофея. На его место он хотел пригласить епископа Смоленского Стефана (Севбо). Но владыка Стефан отказался от предложения. Тогда Островский решил поставить во главе Белорусской Церкви присоединившегося к украинским автокефалистам Александра (Иноземцева), который титуловался митрополитом Пинским. Незадолго до этого Пинское и Брестское Полесье были присоединены к генеральному комиссариату Белоруссии. Но навязать Церкви митрополита Александра в качестве ее главы Островский не смог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1924. Ответное письмо Святейшего Патриарха Тихона на покаянное письмо перешедшего в обновленческий раскол бывшего архиепископа Владимира [Путяты] 1924. Указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан протоиерея священника храма св. Николая, что в Хамовниках (Москва) о. Павла Лепехина 1924 (и другие годы). Дневник Святейшего Патриарха Тихона Высказывание Святейшего Патриарха Тихона о вмешательстве гражданской власти во внутренние дела и административные распоряжения, исходящие от Высшего Церковного Управления Письмо обновленческого “Синода» Председателю ЦИК СССР М. И. Калинину Письмо Святейшего Патриарха Тихона в редакцию газеты “Известия” с опровержением обвинения его в издании приказа о сокрытии церковных ценностей в Киево-Печерской лавре 06(19).02 1925. 981. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о назначении Преосвященного Малмыжского, викария Сарапульской епархии, Иринея [Шульмина] епископом Елабужским, викарием той же епархии Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на рапорте Жировицкого архимандрита Тихона [Шарапова] от 3(16) февраля 1925 г. о награждении патриархистских деятелей в Польше 971. Указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Пинскому и Новогрудскому (Польша) Пантелеимону [Рожновскому] о возведении его в сан архиепископа 972. Указ Святейшего Патриарха Тихона священнику с. Бытеня, Слонимского уезда, Гродненской и Брестской епархии (Польша), о. Луке Голоду о награждении его саном протоиерея с возложением наперсного креста Обращение Святейшего Патриарха Тихона в Народный Комиссариат Внутренних Дел о регистрации Патриаршего Священного Синода Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона, преподанная Д. А. Ишевскому 973. Указ Святейшего Патриарха Тихона православному сенатору Речи Посполитой Польской Вячеславу Васильевичу Богдановичу 18.02(03.03)(?).1925. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на докладе представителей Церковного Совета церкви местечка Ущерпья (Черниговская епархия) по вопросу о священнике о. Гусаревиче 20.02(05.03).1925. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о назначении настоятеля Жировицкого Успенского монастыря, Гродненской епархии (Польша), архимандрита Тихона [Шарапова] епископом Гомельским, имеющим попечение о православных христианах Польши, сохраняющих верность Святейшему Патриарху Московскому Резолюция Святейшего Патриарха Тихона по делу о перерукоположении бывшего обновленческого священника Гомельской епархии о.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

831, οп. 1, д. 218, л. 320 об.). 4318 Епископ Ржевский. Первая дата – дата определения о назначении временно управляющим (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 38). 4320 Архиепископ. Вторая дата – дата ареста. Осужден за «организованную антисоветскую деятельность». Расстрелян в Катынском лесу под Смоленском 25.11(08.12)1937. 4323 Епископ, затем архиепископ Могилевский и Мстиславский Белорусской временной Церковной автономии Московского Патриархата. 4324 Епископ Смоленский и Брянский. В составе Белорусского Экзархата митрополита Пантелеимона (Рожновского), сохранившего верность Московскому Патриархату в условиях оккупации. Был принужден оккупационными властями к эвакуации с частями вермахта. В эмиграции примкнул к РПЦЗ в 1946 г. Скончался 12(25)01.1965 в г. Зальцбург. 4325 С титулом архиепископ Калининский и Смоленский. Номинальный, т. к. епархия была оккупирована. Трактовать это можно двояко: 1. На Смоленскую кафедру никто не назначался, когда на ней был Стефан (Севбо). 2. Смоленская кафедра была присоединена к Калининской в 1943–1944 гг., поскольку в Москве не знали, что она занята верным Московскому Патриархату архиереем. Вторая дата: ЖМП. 1944. 10. 4330 Епископ Волоколамский. По епископу Иоанну (Снычеву) (Состояние Российской Православной Церковной иерархии на 1971 г. Куйбышев, 1971 [машинопись]), вторая дата иная: 23.01(05.02)1965. 4331 Митрополит Крутицкий и Коломенский. О его временном управлении епархией сообщается без указания дат (ЖМП. 1971. 3. С. 17). 4333 Митрополит с 12(25)02.1991. С 01(14)11.1989 – председатель ОВЦС. После упразднения зарубежных экзархатов 07(20)02.1990 – временно управляющий Корсунской и Гаагско-Нидерландской епархий (см.). С 07(20)02.1990 – управляющий Патриаршими приходами в Финляндии. 4336 В 1928 г. возвышен в «архиепископа». «Митрополит» с 29.10(11.11)1929. Председатель Западного Обновленческого ЦУ. 4340 Назначен 21.01.1917, архимандрит Пермской ДС, хиротонии определено быть в Перми. 10.1918 арестован и заключен в г. Пермь. Вторая дата – дата мученической кончины: утоплен в р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском ; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих». В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно ( Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы. В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский ; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык ; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

http://pravenc.ru/text/577900.html

В большинстве случаев правительства новых государств были заинтересованы в отрыве православных на своей территории от Московской Патриархии. В каждом случае этот вопрос решался по-разному, но Патриарх Тихон сделал все возможное, чтобы сохранить единство Православия и Русской Церкви. Временное управление Финляндской епархией поручено было викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 года он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 года – архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России в июне 1919 года Собор Финской Церкви в Сердоболе (ныне Сортавала) обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о полной самостоятельности, которая и была дарована в 1921 году. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим вынужден был подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера: Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый, юлианский, календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново– и старостильников. В 1922 году под давлением финских властей Герман (Аав), финн, прежде бывший священником в Эстонии, был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 года в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан Патриархом Meлemueм IV во епископа Сортавальского. На территории Польши находилось несколько православных епархий. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу. Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Для этой цели они использовали архиепископа Минского Георгия (Ярошевского), эмигрировавшего из России вместе с разбитыми войсками А. И. Деникина, епископов Дионисия (Валединского) и Пантелеимона (Рожновского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В зависимости от политической ориентации и особенностей этнического самосознания униаты Галиции разделялись на русинов, помнивших о своих русских корнях, и украинцев. Польские власти разделяли своих русских подданных на несколько национальных групп: украинцев, русинов, «росийских» (с одним «с») и эмигрантов. Некоторые из русских числились поляками. В документах большинства белорусов, тех, кого не записали «росийскими» или поляками, в графе национальность делался прочерк, который следовало, очевидно, понимать так: пока национальности не имеет, но есть надежда, что впоследствии станет поляком. На территории Польши находилось несколько православных епархий. Виленской епархией управлял епископ Елевферий (Богоявленский). Правда, он оказался на польской территории только 8 февраля 1922 г., когда Виленский округ вошел в состав Польши. На епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого) возложено было Патриархом Тихоном окормление всей Гродненской епархии. Часть Волынской епархии, входившая в пределы Польского государства, находилась под управлением викарного епископа Кременецкого Дионисия (Валединского). Для окормления церквей Полесья Святейший Патриарх Тихон направил в Пинск епископа Пантелеимона (Рожновского), который по отцу был поляком. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу. Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Свои попытки устроить в Польше независимую от Москвы православную юрисдикцию они начали с контактов с Белостокским епископом Владимиром (Тихоницким), видевшим путь к правильному устроению церковной организации в Польше в сохранении канонической зависимости от Патриархии и в созыве Всепольского Собора. И то и другое не соответствовало видам правительства Польши. Польским властям стало вполне ясно, что они не могут рассчитывать на епископа Владимира, после того как он – без согласования с ними, но исполняя поручение Святейшего Патриарха Тихона – рукоположил во епископа Бяло-Подляшского Сергия (Королева) с возложением на него временного управления Холмской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В сент. 1941 г. в Минск из Жировицкого мон-ря прибыл Брестский еп. Венедикт (Бобковский), к-рый имел от архиеп. Пантелеимона поручение приступить к организации епархиальной и приходской жизни. Иером. Владимир (Финьковский) не признал его как представителя церковной власти и стремился препятствовать его деятельности. Он отправился в Варшаву, где в сер. нояб. 1941 г. был возведен митр. Дионисием (Валединским) в сан архимандрита. Архиерейскую хиротонию митр. Дионисий совершить не решился из-за резко негативного отношения к этому кандидату архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и мн. священников. Вскоре архим. Владимир (Финьковский) вместе с другим кандидатом во епископы - настоятелем варшавского белорус. прихода и членом духовной консистории архим. Филофеем (Нарко) - снова был направлен в Минск. В это время еп. Венедикту при помощи начальника управы Минского окр. Р. К. Островского удалось добиться от оккупационных властей признания митр. Пантелеимона главой Православной Церкви в Белоруссии при условии, что деятельность архиереев будет нацелена на объявление автокефалии Белорусской Церкви. Архиеп. Пантелеимон и еп. Венедикт 6 окт. 1941 г. провели офиц. заседание, на котором приняли условия Генерального комиссара. Протокол этого заседания получил название «Акт 1 деяния Собора епископов Белорусской Православной Церкви». Архиеп. Пантелеимону был присвоен титул «митрополит Минский и всея Беларуси». По поручению митр. Пантелеимона еп. Венедикт назначил в храмы Минска священников: прот. Иосифа Балая - настоятелем Екатерининской (ныне Петропавловской) ц. на Немиге и свящ. Николая Лапицкого - его помощником, свящ. Иоанна Кушнера - настоятелем ц. св. Александра Невского, прот. Константина Шашко - настоятелем ц. равноап. Марии Магдалины. К кон. 1941 г. архим. Владимир (Финьковский) был отстранен от священнослужения, по результатам работы ревизионной комиссии в марте 1942 г. отдан под церковный суд и лишен сана. Он уехал вместе с преданными ему священниками в Пинскую епархию к архиеп. Александру (Иноземцеву).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В сентябре 1921 г. он встретился в Гродно с владыками Елевферием и Владимиром. На 1 октября намечено было созвать архиерейский Собор в Почаеве. Но епископы из белорусских епархий не пожелали прибыть в Почаев, и Собор не состоялся. 24 января 1922 г. архиепископ Георгий созвал архиерейский Собор в Варшаве. Помимо владык Георгия, Дионисия и Пантелеимона (Рожновского), к которым впоследствии под давлением польских властей присоединился и епископ Владимир, в деяниях Собора участвовали секретарь Синода Александр (Иноземцев), бежавший вместе с архиепископом Георгием из России, ректор Волынской семинарии протоиерей Александр Громадский, которого вскоре после пострига с именем Алексий хиротонисали во епископа Луцкого, и начальствующий над православным военным духовенством Василий Мартиш. Министерство религиозных исповеданий на Соборе представлял Пекарский. Его усилия в переговорах с русскими архиереями направлены были главным образом на то, чтобы вынудить их подписать так называемые «Временные правила», составленные в министерстве, которыми предусматривался далеко идущий государственный контроль за жизнью православной Церкви в Польше. 30 января «Временные правила» подписали только владыки Георгий и Дионисий. Епископы Владимир и Пантелеимон, участвовавшие в заседании Собора, отказались поставить свои подписи под документом, ущемлявшим права православных в Польше. В тот же день Патриарх Тихон издал указ о переводе архиепископа Георгия на Варшавскую кафедру и возведении его в сан митрополита 323 , поскольку стала очевидной невозможность добиться от польских властей разрешения на въезд в Варшаву митрополита Серафима (Чичагова) , который имел репутацию крайне правого по своей политической ориентации. Но титулярное возвышение владыки Георгия отнюдь не означало поддержки его намерений со стороны Патриарха, ибо в указе уже не упоминаются ни церковная автономия, ни его экзаршие права. Следовательно, на основании указа Патриарха он стал всего лишь одним из епархиальных архиереев в Польше без всяких юрисдикционных прав по отношению к другим епархиальным архиереям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Весной 1933 г. последовала очередная волна репрессий. На этот раз были арестованы Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский) и Слуцкий еп.-автокефалист Николай (Шеметилло), а также обновленцы: Витебский «архиепископ» Михаил Постников, Мстиславский «архиепископ» Досифей (Степанов) и Слуцкий «епископ» Савватий (Зосимович). В 1929-1933 гг. к различным срокам заключения (а часто и расстрелам) были приговорены сотни священников и тыс. мирян, после 1933 г. количество действовавших правосл. храмов в Вост. Б. исчислялось неск. десятками. В 1935 г. была арестована группа духовенства, объединявшаяся вокруг Минского архиеп. Феофана (Семеняко). В 1935 г. был арестован обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко, на его месте в Минск прибыл «митрополит» Петр Блинов , до 1938 г. он служил в Александро-Невском храме города. Последняя волна арестов духовенства и мирян в Вост. Б. пришлась на 1937-1938 гг., подавляющее большинство людей, арестованных в те годы, было расстреляно. Тогда погибли Могилёвский архиеп. св. Павлин (Крошечкин) и сменивший его на этой кафедре еп. Александр (Раевский) , в нояб. 1937 г. был расстрелян еп. Филарет (Раменский). Летом 1939 г. в Вост. Б. власти закрыли последний официально действовавший правосл. храм, находившийся в Бобруйске. За исключением 2 катакомбных церквей (в Могилёве и в Гомеле) в Вост. Б. с лета 1939 до лета 1941 г. правосл. богослужения нигде не совершались. В окт. 1939 г., после нападения Германии на Польшу, в соответствии с секретным приложением к пакту о ненападении между СССР и Германией западнобелорус. земли, находившиеся под властью Польши, были воссоединены с вост. и вошли в состав БССР. В пределах БССР оказались 3 епархии, ранее принадлежавшие Православной автокефальной Церкви в Польше: Виленская, Гродненская и Полесская, в к-рых действовали ок. 800 храмов и 5 мон-рей. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому).

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002   003     004    005