Если голбец стоит под навесом, то он все равно обязательно имеет крышу (рис. 12). Рис. 12. Навес над могилами. Крест же, установленный под уже существующим навесом или в часовне, крыши не имеет. Голбцы и домовины являются заупокойными храмиками, а не просто памятниками. Их неотъемлемая черта и главнейший признак – крыша. Крест, имеющий крышу, занимает гораздо более высокое место в иерархии надгробий, чем крест без крыши. Крест, заключенный под крышу, оказывается, как бы, в помещении, в храме или часовне. Крыша имела особое, сакральное значение в славянских культурах – «...многими наблюдателями было отмечено особое отношение восточных славян к идее покрытости – непокрытости, причем, все то, что покрыто и имеет верхний предел – оценивалось положительно, непокрытое – отрицательно» 391 . С языческих времен сень, установленная над объектом поклонения (идолом и т. п.) сильно повышала его статус, превращала святилище в храм. Так, один из главных культовых центров славян в Арконе, на острове Рюген, имел высокую сень над огромным идолом и назывался храмом. Сень означает, изображает осенение небесными силами того, что под ней, вычленяет его из окружающего пространства. Надгробие часто состояло из двух элементов – домовины и голбца (или креста). Если же надгробие состояло из одного элемента, то это был обязательно вертикальный элемент – крест или голбец, по крайней мере, в христианское время. Легче всего это объясняется тем, что именно они несут на себе христианскую символику, которая обязательно должна присутствовать на христианской могиле. Но, видимо, ситуация сложнее, так как известно, что в некоторых местностях существовало следующее правило: «Если к моменту погребения крест не сделан, то на том месте, где он должен стоять, устанавливали шест в высоту креста с полотенцем» 392 . Полуязыческие надгробия, не имеющие христианской символики, обязательно имеют вертикальный элемент – обтесанный топором столбик. Возникает вопрос, связан ли обязательный вертикальный элемент с домом, или это нечто иное, например, пограничный знак между миром живых и миром мертвых. Иерархия надгробий

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Иногда местные жители вовсе забывали о крестах и переставали за ними следить – например, крест на тоне «Гремяжские», Терский берег (рис. 9). Этот крест обнаружили, валявшимся в запустении, недалеко от действующей тони. Мы попросили рыбаков поднять его и они пообещали выполнить просьбу. Некоторые попросту перестали замечать кресты: «И не упомнишь где кресты стоят, раньше они на всех тонях были. Их и не замечаешь...» – фраза коренного помора в ответ на вопрос о том, в каких местах еще сохранились кресты. Все эти явления связаны с общей религиозной ситуацией в стране. Хотя имеются и исключения. В ходе экспедиции на Зимний берег, нами зафиксировано интересное явление: на тоне «Катериниха» стоит крест с датой 1999 (рис. 16). Он выполнен вполне традиционно, с соблюдением всех пропорций, но без церковных надписей. Когда мы поинтересовались у поморов, зачем установлен этот крест, услышали неожиданный ответ: «чтобы лучше шла рыба». Другой крест, так же с соблюдением пропорций, но уже с церковными надписями, был поставлен краеведом из пос. Умба А. Б. Комаровым на тоне «Тетрина» (Терский берег). Тем не менее, это единичные случаи, которые трудно рассматривать, как возрождение традиций. Таким образом, мы видим, что практически все кресты Беломорья имели непосредственную связь с промыслами. Свертывание промыслов на островах Баренцева моря привело практически к полному прекращению установки крестов в регионе. На Белом море, так же очевидно связаны два явления – сокращение промыслов за последние 50 лет и постепенная утрата традиции установки крестов. Натурные наблюдения показали, что в настоящее время традиция поклонного креста лучше всего сохранилась в промысловых крестах. 1 . Промысловые кресты сохранили архитектурную традицию: более-менее правильные пропорции, традиционную форму и размеры. 2 . Промысловый крест не несет языческих функций: на него не навешивают полотенца и прочие «жертвы», около него не совершают странные полуязыческие обряды. 3 . Основными функциями промыслового креста являются: охранительная, памятная и обетная («просительная»).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

У нас памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе. 1 августа 2014 года Владимир Владимирович открыл памятник по столице Словении Любляны. И прошлым летом вместе с президентом Словении сынам России, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Наконец, памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. Все знают, какая долгая история была, и как долго определялось место установки. Евгений Никифоров: - Политические дебаты были. В.А. Кононов: - Да, сколько было! И сейчас, смотрите, каждый день езжу мимо этого памятника на работу и вижу, что этот памятник живет, там гуляют люди, там всегда свежие цветы. Это говорит о том, что угадали и с местом, и с памятником. И вот, крест на месте трагической гибели. Понимаете, здесь много символов, много того, что мы называем воссоединением прерванной связи времен. Смотрите, что происходило. Этот крест 10-ти лет не простоял, 10 с  небольшим, может быть, лет. Он  был установлен в 1907 году и стал тем памятником, который в числе первых был снесен, причем, как свидетельствуют первые исторические источники, при прямом участии лидера Советского государства Владимира Ленина. Евгений Никифоров: - Говорят, он лично набрасывал веревочку, так сказать. Там его подпилили, понятное дело, но лично он набрасывал веревочку, и, так сказать, с эффектом. В.А. Кононов: - Был же декрет такой принят в апреле 1918-го года о сносе памятников царям и их слугам. И вот в числе первых пострадал этот крест, пострадал этот памятник на месте гибели Великого князя Сергея Александровича. Смотрите, ровно в 99-ую годовщину со дня коммунистического, социалистического субботника. Какая нужда была сносить этот памятник, мне не очень понятно.   Евгений Никифоров: - Ненависть, политическая ненависть. Ещё она эмоционально была заквашена, эта ненависть. В.А. Кононов: - И, конечно, восстановление политической справедливости  - это то, что нами двигало и то, что, собственно, способствовало успешному завершению этого долгого проекта. О процессе расскажет мой коллега Евгений Егорович, который работал своими руками.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

На месте Ледового побоища будет восстановлен памятный крест 22 мая 2006 г. 15:01 Псков, 22 мая. На месте знаменитого Ледового побоища в селе Кобылье Городище Гдовского района (Псковская область) будет восстановлен разрушенный ураганом памятный крест дружинам князя Александра Невского. В настоящее время идут переговоры о привлечении спецтехники для, того, чтобы извлечь старый фундамент креста и сделать новый, сообщает «Интерфакс». «Это очень сложно, так как у нас нет меценатов среди строительных организаций», — рассказал «Интерфаксу» президент регионального общественного фонда молодежных и военно-исторических программ «Качур» Александр Селезнев. Он напомнил, что впервые памятный деревянный крест на берегу Чудского озера в селе Кобылье Городище был установлен в 1992 году в честь 750-летия Ледового побоища, но в августе 2005 года во время урагана крест сломался. Новый, бронзовый, крест будет высотой более 3 м. Его ширина — 2 м 60 см, вес — около 1,2 тонны. Ранее региональное общественное движение «Псковщина» заявило о намерении добиваться придания месту Ледового побоища статуса поля ратной славы России. В настоящее время в России официальный статус полей ратной славы имеют Бородино, Куликово поле и Прохоровка. Члены «Псковщины» считают, что победа Александра Невского в 1242 году не менее значима для страны. Битва на Чудском озере с Ливонским орденом, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», состоялась в апреле 1242 года. Тогда русскими воинами под предводительством Александра Невского было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь магистру ордена, командорам и епископам. Как следует из исторических документов, значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими «псами-рыцарями» было поистине историческим: мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Послы ордена торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были ими временно захвачены. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных частей войска, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника — все это определило русское военное искусство как передовое в мире. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/114490.htm...

—11— таком виде. В самый день праздника по утру, следовательно, раньше церковного освящения воды простой верующий отправлялся на реку и высекал на льду крестообразную прорубь, воображая, что тем самым он святит воду. Крещенская прорубь или, так называемая, иордань во время появления нашего памятника высекалась «на четыре части на углы» или «на четыре углы», так что выходил крест. Вот почему сокращенная редакция XIII стол. надписывается «о кресте, иже на леду пишют». В XVII в. в Москве иордань делалась крестообразной. В Малороссии и Сербии и теперь еще она имеет вид креста 126 . Значит высекая крест на льду, миряне просто подражали церковному обряду. Соединяли ли они с этим другие более существенные черты церковного обряда и чина, произносили ли какие-нибудь слова церковной или своей молитвы, неизвестно. Главное совершительное значение в их глазах имел крестообразный вид проруби. Однако, замечает автор слова о кресте, «не тем крестом освящается вода, выдолбленным на леду», как воображали непризванные освятители воды, «но держимым священническими руками крестом честным». Этот обычай был распространен: «на леду мнози пишут (крест), егда воду крестят на реках». Неизвестный автор слова справедливо указывает на неблаговидность обычая, хотя свое главное внимание обращает не на его сущность, т.е. не на кощунственное подражание церковному обряду, а на второстепенную в данном случае черту – на возможность поругания креста, «победного нам оружия». Приведя 73 правило VI Вселенского собора, запрещающее писать крест на земле, он рассуждает, что крестообразные проруби, сделанные суеверными мирянами, остаются после праздника в небрежении, попираются человеческими ногами, животными и даже нечистыми (собаками); женщины ходят сюда мыть грязное белье и поливают крест сквернами. Автор просит наиболее разумных оставить этот обычай и всякий раз уничтожать знамение креста, лежащее на земле, а не попи- —12— рать его ногами 127 . В измененной редакции памятника обычай порицается еще и потому, что писать крест на земле есть принадлежность латинской проклятой ереси 128 . В описанном обычае мы имеем редкий пример того, как народ наш в глубокой древности заимствовал у церкви ее обряды и, совершая их сам, соединял в своем представлении мысль об их действенности. И существовал он продолжительное время, так как упоминается в исповедных вопросах позднего времени – века XVII 129 , хотя в это время он держался только среди поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Свято-Михайловском соборе Мариуполя освятили поклонный крест 11:31 29.11.2022 343 Фото: mariupol-news.ru В Свято-Михайловском соборе Мариуполя освятили поклонный крест, сообщает сайт mariupol-news.ru . В этом историческом для православных Мариуполя событии приняли участие священники Свято-Михайловского благочиния. Как отметил благочинный, настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей Алексий Устименко, поклонный крест установлен там, где был разрушен памятник митрополиту Игнатию. «Памятник установят в другом месте. А поклонный крест появился здесь по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, и при участии Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Он установлен в память о горожанах, погибших в ходе боевых действий в 2022 году», - пояснил он.

http://ruskline.ru/politnews/2022/11/29/...

В музее имени Андрея Рублёва пройдет выставка «Поклонный крест XVI века: Итоги реставрации» Москва, 31 мая 2018 г. Крест поклонный. " Распятие Христово, святитель Николай и двое неизвестных святых " . Конец XV - первая половина XVI века. Тверь. Фрагмент. Собрание музея имени Андрея Рублева. Фото: А.Цимерман.      Выставка «Поклонный крест из села Толмачи Тверской области. Итоги реставрации» откроется 7 июня 2018 года, сообщает сайт музея . Резной белокаменный крест из села Толмачи в Тверской области был привезен в Москву сотрудниками музея имени Андрея Рублева А.А. Салтыковым и В.В. Кириченко в августе 1966 года. Крест связан с традицией установки монументальных поклонных крестов на открытых пространствах, которая появилась на Руси уже в XI веке. Эта традиция, известная как в Византии, так и в западных странах, широко распространилась в северных землях — Новгороде, Пскове, Твери. Крест из села Толмачи был создан в первой половине XVI века и с двух сторон имеет резные изображения Распятия и избранных святых.      Открывающаяся в музее выставка посвящена пятидесятилетней истории изучения и реставрации креста. Впервые он был отреставрирован в 1968 году художником-реставратором каменной скульптуры О.В. Яхонтом. В 2018 году была проведена повторная реставрация памятника в мастерской музея. На каждом этапе концепция реставрации вызывала дискуссию в профессиональном сообществе: при первой реставрации памятника обсуждалась возможность реконструкции утраченных элементов изображения, сейчас приобрел остроту вопрос о том, сохранять или удалять позднюю живопись на обороте креста. В связи с подготовкой креста к экспонированию был проведен полный комплекс физико-химических исследований с привлечением специалистов ГОСНИИР. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу – реставраторам, музейным сотрудникам, студентам учебных заведений, обучающимся по направлению «Реставрация», так и широкому кругу посетителей музея, неравнодушных к вопросам сохранения культурного наследия. Куратор выставки – А.С. Макарова, художник-реставратор музея имени Андрея Рублева, научный сотрудник ГОСНИИР, председатель молодежной секции Союза реставраторов России. Выставка продлится до 26 июня 2018 г. Адрес музея : Андроньевская площадь, 10 31 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/113394.html

128, 129 и 130) Большие ветхие, деревянные кресты без надписей. 131) Большой деревянный крест с надписью: „здесь – погребен прах Петра Алексеевича Буторова. Упокой его, Господи, душу во Царствии Твоем». 132) Мраморный, в виде вазы, развалившийся памятник с надписью на одной стороне: „Граф Илья Андреевич Толстой родился 1757 года июля 20 дня, скончался 1820 года марта 21 дня». 133) Большой, в виде гроба, опоковый памятник, утвержденный на опоковых-же камнях, с высеченными херувимами, поддерживающими корону, -крестом, копьем, мечем и надписью: „Царь славы Ис. Хс. Ника». Надпись на верху памятника стерлась и разобрать нельзя, на южной-же и северной сторонах сохранилась, хотя и неясна; на первой: „почему так рано, милый друг, в крайние ерирмы отлетел? Милый, дражайший мой супруг! закон, судьбы так повелел». На второй: „внемли, внемли, детям твоим, взгляни на слезы их сердечны! но нет; он спит сном тихим, вечным и к нам не выйдет никогда». На 3-й: „яко грядет час в онь-же вси сущии во гробех услышат глас сына Божия. Ты еже сееши не оживет, аще не умрет». 134) Чугунный литой крест с изображением распятия Иисуса Христа, утверждённый на чугунной, пирамидальной тумбе и окруженный чугунною-же решеткой. На западной стороне тумбы образ св. преп. Анны и надпись: „со Святыми упокой». Далее: „жена статского советника Анна Петровна Денисова»; на восточной: „скончавшаяся 16 октября 1858 года на 52 году от рождения»; надпись на кресте: „да будет воля Твоя» и вокруг памятника: „воскреснут мёртвые и восстанут сущие во гробах». 135) Такой-же крест на такой-же тумбе, окруженный чугунною решеткой. На западной стороне тумбы имеется надпись: „здесь покоится прах коллежского секретаря Павла Александровича Денисова, скончавшегося в 1861 году сентября 27 дня на 27 году от рождения после тяжкой болезни». На южной: „помяни, Господи, раба Твоего во царствии своем». На восточной: „мир праху твоему, добрый, Брат и друг!» На северной: „да будет воля твоя». 136) Большая граненая, мраморная тумба с мраморным крестом и надписью на западной стороне: „здесь покоится прах статской советницы Параскевы Степановны Поспеловой, скончавшейся в 1856 году марта 31 дня на 83 году жизни. Памятник воздвигнут от любящей её дочери Елены». Еще пирамидальный опоковый памятник с мраморным крестом и надписью на северной стороне: „здесь покоится прах статского советника Ивана Гаврииловича Поспелова»; на южной: „скончавшегося 1736 года августа 2 числа в 11 часов пополудни на 76 году своей жизни». Большой, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „Под сим камнем покоится прах титулярного советника Гавриила Петровича Поспелова, скончавшегося 1787 года 5 декабря на 48 году своей жизни». Большой мраморный, белый крест утвержденный на такой-же тумбе, на западной стороне которой имеется надпись: „Елена Ивановна Поспелова, скончалась 7 марта 1887 года 82 лет от роду». Все 4 памятника окружены железною оградой с надписью: „Поспеловых».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Переход изображения монограммы в изображение креста можно заметить на памятниках при сопоставлении креста с монограммой 157 . Преобразование это совершалось, конечно, постепенно в разных местах, насколько позволяли это обстоятельства; инициатива в этом случае должна принадлежать третьему веку, когда крест стал уже предметом открытого общественного поклонения, известным даже язычникам. Положение Росси, что на гробницах специально простой крест появляется не раньше половины четвертого века, едва ли можно признать безусловно верным. Между изображениями креста, встречающимися в катакомбах, многие, по всей вероятности, начертаны рукой укрывавшихся там древних христиан, а не рукой поклонников, в сравнительно позднейшее время, как утверждает ученый Росси. И, несмотря на признанный авторитет этого римского археолога, едва ли можно логически сделать из его исследований вывод, что четырехконечный крест в общественных местах и на открытых памятниках религиозных является не раньше пятого века; если даже и признать, что ни на одном монументе с определенной датой до V века не встречается крест immissus † или крест равноконечный, называемый греческим . Мартиньи справедливо замечает, что катакомбы еще не сказали своего последнего слова, что есть много вещей неисследованных, исследование которых прольет много света на этот предмет, и, в особенности, катакомбы св. Каллиста могли бы дать знаменитому исследователю данные, способные изменить его мнение. Впрочем, принимая V век за эпоху первого появления на памятниках христианского искусства креста в собственном смысле, знаменитый кавалер де Росси без сомнения имел в виду памятники, доныне существующие. Но, в виду тех сведений и памятников, какие имеются в настоящее время, вывод Росси оказывается, по меньшей мере, поспешным. В восточной церкви употребление креста не только частное (обычай носить крест на шее), но и общественное в разных случаях, особенно при церковных процессиях, исторически известно уже в IV веке. Во времена Златоуста «знамение креста, по его словам, можно было видеть повсюду, в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях, на островах, на ложах и оружии, в спальнях, на серебряной и золотой посуде и на стенах» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Остается еще заметить, что крест преп. Авраамия Ростовского пользовался большой популярностью у русских старообрядцев, о чем свидетельствуют его воспроизведения в литье XVIII–XIXbekob, иногда тоже рассматриваемые в качестве достопримечательностей 192 . Рельефные изображения на них только по иконографии напоминают оригинал, тогда как характер моделировки уже в духе новых эстетических вкусов. Не соблюдена, конечно, в сопроводительных надписях орфография образца. Зато на рукояти появилась пространная надпись следующего содержания: «Сей крест в граде Ростове во Аврамиеве монастыре св. Иоанном Богословом дан преподобному Авраамию победити идола Велеса, при князе Владимире. Преставися Авраамий в лето 6518; зри о сем в пролозе октября 29 дня» (рис. 14). 3. Киотный крест из Херсонеса Шестиконечный меднолитой крест, разм. 24,0х9,5 см и толщ. 0,4 см, обнаружен при раскопках квартала XVIICebephoro района Херсонеса в 1940 году, а его публикации начались только десять лет спустя 193 . В литературу он вошел как произведение металлопластики первой половины XIIIbeka. Была сделана попытка соотнести крест с русскими изделиями 194 , определено его место среди синхронных памятников, с привлечением ранее неизвестных в литературе фрагментов аналогичных экземпляров 195 . Рассмотрен крест и в контексте развития византийско-киевской металлопластики начала XIIIbeka 196 . Наконец, выявлена группа стилистически схожих изделий, обязанная индивидуальной манере выполнившего их мастера 197 . Рис. 7 Крест отлит в односторонней форме и предназначен для укрепления на плоскости: возможно, он был врезан в доску, чему не противоречит выполнение части его изображений в технике прорезного литья (рис. 7). Плоскость креста в значительной мере заполняет центральная крупная фигура распятого Христа удлиненных пропорций, с тонкими, прогнутыми в локтях руками и несколько изогнутым торсом, с головой склоненной к правому плечу. Бедра покрыты длинной, собранной в мелкие мягкие складки повязкой, доходящей до колен; изогнутые в коленях ноги соединены пятками.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010