В настоящее время можно добавить к этому проблему функциональной атрибуции. Хронологическая атрибуция – один из важнейших элементов анализа исторического (в том числе и археологического) памятника, но именно датировка зачастую становится неразрешимой проблемой. Для монументальных недатированных крестов это обычная ситуация. Сохраняется она и в случае с Молотковским крестом. Архимандрит Макарий датировал его временем около 1378 года, опираясь на дату постройки Спасской церкви, сообщенную Новгородской IIIлemonucью 217 . На этом же Рис. 1 Серапионов (Молотковский) крест основывался И. А. Шляпкин, указывавший дату около 1379 года 218 . Более осторожно, за конец XIVbeka, высказался А. С. Орлов 219 . Иную датировку предложил А. А. Спицын. Опираясь на морфологическое сходство Новгородского Чудного креста 1548 года с Молотковским, он датирует последний XVbekoм 220 . Последовательность рассуждений известного археолога в данном случае восстановить сложно. Дополнительные исследования по Молотковскому кресту проводила Г. И. Матюшкина, которая датировала его серединой XVbeka, используя следующие доводы: по ее мнению, «восьмиконечный крест получил широкое распространение именно в XVb.», а крест «на Голгофе со страстями» характерен для 30–40-х годов этого столетия 221 . В одной из последних публикаций, упоминающих данный крест, во избежание неточностей приведена широкая дата – XIV–XV Рис. 2.Новгородский Чудный крест века 222 . В таком состоянии находится проблема датировки Молотковского креста в настоящее время. Для того чтобы как-то продвинуться в этом вопросе, необходимо разобраться в аргументации предыдущих исследователей. Начнем с аргументов за датировку креста XVcmoлemueм. А. А. Синицын обосновывает свою точку зрения ссылкой на Чудный крест 1548 года, стоявший в Новгороде близ Волховского моста (рис. 2). Сходство обоих крестов действительно имеется, особенно на уровне первоначального восприятия. При детальном же сравнении обнаруживаем некоторые различия в их пропорциях и конструкции. Так, верхняя часть ствола у Молотковского креста несколько длиннее, а Чудный крест не имеет круга. Тем не менее это не уменьшает значения тех черт, что объединяют оба памятника (например, медальоны на концах). Единственное, о чем все же не стоит забывать, это изъяны метода аналогий и недостаточность наших знаний о формах средневековых крестов. Ведь Чудный крест мог воспроизводить прототипы и более раннего времени, не обязательно лишь XVbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Обманывается каждый, кто говорит о новом духе Европы. Единственное новое, что появилось в Европе, это техническая культура. Дух, который вызвал смущение в Европе и выбил ее из колеи, это все тот же древний, бородатый дух язычества, дух, который наиболее точно выражен в эпикурейском изречении: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» Согласно такой философии, пока полон карман и здоров желудок, до тех пор мы в земном раю, а когда предадут карман и желудок, тогда спасет цианистый калий. Если кто хочет идти за мной, пусть возьмет крест свой и следует за Мною (ср. Мф.16:24 ). Я слышал, что у нас, на Балканах, есть одно поле, оно называется Крестное поле. Когда я спросил крестьян, почему оно так называется, они объяснили мне название притчей. Легенда это или правда, я не могу сказать. Когда завоеватели Балкан по Божьему указанию пришли на наши земли, чтобы очистить человеческие души от многих болезней, которые укоренились в них, и покрыть их черным покрывалом на целых пятьсот лет, когда они пришли сюда, то в окрестностях этого поля они захватили первых своих пленников и убили на этом поле. Народ похоронил тела убитых и установил им памятники, люди часто приходили на их могилы и тайно ухаживали за ними. Захватчики заметили это, и, чтобы прекратить посещения могил, они выломали памятники и перекопали поле. Но Господь сотворил чудо, и на поле том стали расти крестообразные ели, каких нет больше на всем белом свете. Все ели как одна в форме креста, словно надгробия, и поэтому назвали поле Крестным. Но вся наша земля такое Крестное поле, и каждый несет по нему свой крест, чей-то крест легче, чей-то тяжелее, но все мы должны нести его с терпением. Три креста предназначены на этом свете, и четвертого нет. В прошлом году мы были на кровавой Голгофе, где был распят Сын Божий. Посередине стоит Его Крест, с одной стороны крест покаявшегося разбойника, с другой – крест не покаявшегося, и четвертого нет. Каждый должен нести свой крест по этому Крестному полю земному, ибо крест символизирует страдание ради правды, страдание кающегося грешника за грехи или страдание нераскаянных грешников. Четвертого страдания нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Происхождение. Поступил 7.07.1921 из г. Москвы от рестовратора-иконописца Г. И. Чирикова через Отдел по делам музеев. Аналогии. Подобный крест воспроизведен в статье С. В. Гнутовой (Творчество, 1990, 12) и атрибутирован как Север, XVIIbek. Выставки. 1999–2000 годы – выставка, посвященная 200-летию Уфимской епархии и 2000-летию рождества Христова в БГХМ им. М. В. Нестерова. 6. Крест нательный Инв. П-196, КП-497. XVII век, Русский Север. Серебро, литье, выемчатая эмаль. 5,3х4,0. Лицевая сторона             Оборотная сторона Описание. Крест типа процветший, четырехконечный, с трехлопастными концами. На кресте изображен восьмиконечный Голгофский крест с цатой, копьем и тростью. Перекрестие украшено прямыми лучами, опирающимися на фигурно изогнутые полукружия. Небольшие углубления в рельефе креста были заполнены синей и зеленой эмалью, которая почти не сохранилась. Утолщенное, круглое ушко креста без изображений. Оборот креста орнаментирован ромбами, в которых заключен текст молитвы, который трудно читается. С лицевой стороны креста помещены следующие надписи: Ц[а]р[ь] С[лавы]; И[ису]с; Х[ристо]с; М[есто] Л[обное] Ра[й] Б[ысть]; Крест; Коп[ье]; Тро[сть]. Сохранность. Потемнение и потертость поверхности. Почти полная утрата эмали. Происхождение. Судя по номеру Книги поступлений (497) и архивным данным, крест поступил в 1920 году. Источник поступления неизвестен. Аналогии. Подобный крест воспроизведен в статье С. В. Гнутовой (Творчество, 1990, 12) и атрибутирован как Север, XVIIbek. Архив. Опись 1, папка 16 «Материалы обследования памятников старины и списки с описаниями коллекций 1920–1928 гг.», документ 10, порядковый номер 10. Выставки. 1999–2000 годы – выставка, посвященная 200-летию Уфимской епархии и 2000-летию Рождества Христова в БГХМ им. М. В. Нестерова. 7. Крест нательный Инв. П-231,КП-4644. XVII век, Русский Север (?). Серебро, литье, золочение. 6,3х4,7. Лицевая сторона              Оборотная сторона Описание. Крест типа процветший, четырехконечный, с трехлопастными концами, подобен кресту П-196 (кат. 6). Отливка креста менее тонкая и менее качественная, чем у креста П-196; три фигурных полукружия средокрестия отлиты без сквозных отверстий. Позолота положена неравномерно, толстым слоем. Ушко утолщенное, почти круглое, без изображений. Оборот гладкий.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Политкорректность нынче ведь в чести. И говорят, что в сраме и разврате Любовь и счастье сможешь ты найти. Возьми от жизни все - кричат повсюду, Имей в душе карманного божка, И памятники строят для Иуды, Вино греха пьют вместо молока. От Церкви им благословение нужно, Хотят деньгами Бога ублажить, А сердце стонет, будучи недужным, И просит покаяния от души. Но пропаганда учит мир другому: Почем у нас машины и часы, И внемля обольщенью мировому, Лишаются божественной росы. Повсюду прелесть, искушений сети, Либерализма пагубный протест, И человек среди соблазнов этих, Не может разглядеть лукавый перст. Греху теперь прикрытие не надо, Для многих он теперь законным стал, Но средь сего роскошного парада, Внимательный заметит тьмы оскал. Внимательный, кто бодрствует в молитве, Душой своей для Бога кто воскрес, Кто рук не опустил в неравной битве, И кто по жизни своей почитает Крест. Ведь Крест для нас не просто украшение, Он учит нас для Бога жизнь прожить, Лишения принять с благодарением, Ради Христа страдания полюбить. А после смерти, на суде последнем, Когда Архангел властно протрубит, Крест будет покаяния проповедник, И праведных от грешных отделит. Мы молимся кресту, словно живому, Ведь знаем - без него мы пропадем, И как сокровищу бесценно-дорогому, У сердца упокоиться даём. Креста мы знаем силу без сомнения, Противников крестом мы победим, И если нужно будет для спасения, За Крест Христов и жизнь мы отдадим. Жизнь учит нас в ежовых рукавицах, А зло опять грозит пустить нам кровь, Но нам греху во век не покориться, А победит в итоге лишь любовь. Любите Бога, братия и сёстры, И Крест Его возьмите не плечо, И если в жизни будет вам не просто, С разбойником молитесь горячо. Господь готов помочь нам в испытаниях, Послать ослабу, укрепить, поднять, Утешить щедро, вдохновить в страданиях, И за труды сторицею воздать. Любите Крест, благодарите Бога, Ведь заповедь спасения проста, И после, на восходе дня восьмого, Вы упокоитесь в тени Его Креста. Иеромонах Роман (Кропотов) 17.05.2015

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/02/...

Среди прочих экспонатов были инсталляции (англ. installation – размещение, установка, монтаж), содержащие в качестве компонентов старые кладбищенские кресты (если могилы десятилетиями остаются без присмотра, памятные знаки, в том числе и кресты, убираются администрацией кладбища, и участки отдаются под новые захоронения). Среди композиций были крест-самокат, крест-тренажер… Я поинтересовался, кто автор и о чем он думал, когда конструировал свои «шедевры». Автора на месте не было (да если бы и был, его не выдали бы, логично предполагая, что со стороны «священника из художников» уместно ожидать каких-нибудь оригинальных форм убеждения в неприемлемости такого рода творческих экспериментов), но организаторы меня заверили, что он никакой не агрессивный или циничный кощунник и ничего плохого не имел в виду, никого не хотел оскорбить. Из того, что мне сказали, я сделал вывод, что тут и в самом деле речь не об однопорядковом явлении с Pussy Riot, не говоря уже о «феменках-крестоповальщицах» (это вообще отдельная тема), но о концептуальной путанице в массовом сознании . С чем ассоциируется у большинства людей кладбищенский крест? Со смертью, с тлением, с животным страхом. И мало у кого – с торжеством всепрощающей жертвенной любви, побеждающей смерть, чаянием воскресения мертвых и жизни будущаго века. Даже у верующих. Мы как бы знаем, что символизирует крест, но при виде кладбищенского креста на первый план выступает именно ассоциация со смертью. Вот автор и обыграл кладбищенский крест как символ смерти в таком духе, что «нас пугают, а нам не страшно». Пугает смерть, пугает неизвестность того, что после нее? Сакральное, символизируемое крестом, ассоциируется с чем-то страшным? Вот он и пытается преодолеть страх путем десакрализации символа . Разыскать автора и дать в ухо – в этом случае абсолютно неадекватная мера, если , конечно, преследуемой целью является вразумление заблудших и торжество Православия . Тут необходимо, в первую очередь, нам самим понять, как же так получилось, что кладбищенский крест в массовом сознании (то есть в представлении христиан же!) стал символом смерти, конца? И это произошло ведь не вчера в перестройку, и не позавчера в советское время, а намного раньше, когда и возникла поговорка «поставить крест» на чем-то или на ком-то, что значит, прекратить , закончить , отменить навсегда .

http://pravmir.ru/uspenskiy-krest/

До сих пор мы перечисляли и описывали множество древних памятников и изображений креста, рассеянных на протяжении семнадцати веков в разных местах – близких и отдалённых. Для чего, однако, мы это делали? Конечно, для убеждения заблуждающихся наших собратьев русских простолюдинов, которые, отдалившись от родной, Православной Церкви, хулят её святыни и в том числе истинный, достопоклоняемый, Животворящий Крест Господень, думая по какому-то крайнему, безумному ожесточению и слепоте, что они хулят вовсе не истинный Крест Господень, а какой-то крыж латинский, как будто крыж у латинян не тот же Крест Христов и будто за латинян распят другой кто, а не Христос. Хула самая страшная: что может быть ужаснее того, как хулить то, чем мы спасены и постоянно спасаемся и что служит для каждого христианина источником благословения? Поносить Крест Христов значит обрекать себя на те бесконечные, страшные мучения во аде, от которых избавил нас Крестом Господь наш, обрекать на то вечное проклятие от Отца Небесного, которое Он снял с земли и людей за крестные страдания Своего Единородного Сына, принесшего Себя в жертву Небесному правосудию за нас грешных, обрекать, наконец, на вечную смерть, на вечное исчезновение, потому что быв оживотворены Крестом, мы только им живём и сохраняемся. Однако заблуждающиеся могут оправдываться тем, что делают это по неведению. Но не представляется ли им едва не на каждом шагу самых ясных доказательств, что четвероконечный Крест Господень есть истинный? Не носят ли они на себе четвероконечного креста? Не совершают ли они крестного знамения о четырёх концах? Не вся ли древность церковная свидетельствует им, что этот крест есть Крест Христов Животворящий? Какой же ответ дадут они после этого? Только обращение и раскаяние могут помочь злу. Да и из-за чего и как они перестали почитать четвероконечный крест, когда, как мы видели, во все времена христиане, не исключая и русских, чтили и чтят боголепно этот крест и вовсе не знали никакого различия между восьмиконечным и четвероконечным крестами? Отчего такое внимание обращено на концы креста?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

До сих пор мы перечисляли и описывали множество древних памятников и изображений креста, рассеянных на протяжении семнадцати веков в разных местах — близких и отдаленных. Для чего, однако, мы это делали? Конечно, для убеждения заблуждающихся наших собратьев — русских простолюдинов, которые, отдалившись от родной, Православной Церкви, хулят ее святыни и в том числе истинный, достопоклонясмый, Животворящий Крест Господень, думая по какому-то крайнему, безумному ожесточению и слепоте, что они хулят вовсе не истинный Крест Господень, а какой-то крыж латинский, как будто крыж у латинян не тот же Крест Христов и будто за латинян распят другой кто, а не Христос. Хула самая страшная: что может быть ужаснее того, как хулить то, чем мы спасены и постоянно спасаемся и что служит для каждого христианина источником благословения? Поносить Крест Христов — значит обрекать себя на те бесконечные, страшные мучения во аде, от которых избавил нас Крестом Господь наш, — обрекать на то вечное проклятие от Отца Небесного, которое Он снял с земли и людей за крестные страдания Своего Единородного Сына, принесшего Себя в жертву Небесному правосудию за нас грешных, — обрекать, наконец, на вечную смерть, на вечное исчезновение, потому что быв оживотворены Крестом, мы только им живем и сохраняемся. Однако заблуждающиеся могут оправдываться тем, что делают это по неведению. Но не представляется ли им едва не на каждом шагу самых ясных доказательств, что четвероконечный Крест Господень есть истинный? Не носят ли они на себе четвероконечного креста? Не совершают ли они крестного знамения о четырех концах? Не вся ли древность церковная свидетельствует им, что этот крест есть Крест Христов Животворящий? Какой же ответ дадут они после этого? Только обращение и раскаяние могут помочь злу. Да и из-за чего и как они перестали почитать четвероконечный крест, когда, как мы видели, во все времена христиане, не исключая и русских, чтили и чтят боголепно этот крест и вовсе не знали никакого различия между восьмиконечным и четвероконечным крестами? Отчего такое внимание обращено на концы креста?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест-памятник на месте гибели генерал-губернатора Москвы С. А. Романова Крест великого князя 4 мин., 09.03.2015 В 65 шагах от Никольской башни Кремля сегодня — пустая мостовая. Мало кто помнит, что это место убийства генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, и на этих камнях когда-то стоял крест-памятник, чья судьба не менее трагична, чем судьба того, в честь кого он был поставлен. Массивный крест работы легендарного художника Виктора Васнецова простоял всего 10 лет, в его сносе лично участвовал В. И. Ленин, накинув веревочную петлю на голову распятого Христа... Великий князь Сергей Александрович (1900-е гг.) Эти события 1 мая 1918 года подробно описаны в воспоминаниях коменданта Кремля П.Д.Малькова: «Члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались к 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся. Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: «Хорошо,  батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уж нехорошо». Он указал на памятник, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Я сокрушенно вздохнул. «Правильно, — говорю, — Владимир Ильич, не убрал. Не успел, рабочих рук не хватило». «Ишь ты, нашел причину! Так, говорите, рабочих рук не хватает? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как товарищи?» — обратился Владимир Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. «Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки». Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон. «А ну, дружно», — задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник. «Долой его с глаз, на свалку!» — продолжал командовать Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду». Сегодня крест считается утерянным.

http://foma.ru/krest-velikogo-knyazya.ht...

Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) «Крест императора Константина» – наиболее употребительное название для нескольких иконографических типов изображения креста и целого ряда конкретных исторических памятников. До сих пор, по мнению исследователей, не было предпринято попытки полного описания или систематизации, выделения характерных черт или признаков «креста Константина» на основании литературных источников и исторических преданий. Изучение иконографии креста в христианском искусстве обычно ограничивается разделением типов креста на основе изобразительных различий: количество концов, их форма и т. п. 48 Исследователи сохранившихся памятников чаще всего обращаются к истории святыни, или к традиционному стилистическому и иконографическому анализу 49 . А. Н. Грабар на основании изучения византийской нумизматики указал на два типа «креста Константина» – «лабарум» – знамя, укрепленное на поперечине, прикрепленной к копью, увенчанному «хрисмой», монограммой имени Христа, и так называемый «вотивный крест Константина» – утвержденный на ступенчатом основании четырехконечный крест с тремя поперечными перекладинами на концах, завершенными металлическими шарами-яблоками 50 . Г.В. Вилинбахов показал, что в западноевропейской геральдике с «крестом Константина» связывался определенный тип – четырехконечный крест с расширяющимися концами, вписанный в круг 51 . И все же немногие попытки рассмотреть «крест Константина» как иконографическое или культурное явление в контексте его почитания в том или ином регионе христианского мира 52 , каждый раз задают и оставляют без ответа вопрос о том, что же собственно такое «крест Константина». Изучение письменных свидетельств позволяет говорить о том, что свести представление о «кресте Константина» к одному иконографическому типу или историческому памятнику невозможно. Во-первых, древние авторы описывают несколько крестов, созданных императором Константином Великим , разной формы и назначения; во-вторых, в средневековом христианском мире было известно несколько памятников, связанных с именем Константина, а также ряд копий и подражаний, имевших ту или иную степень сходства с предполагаемым оригиналом. Поэтому на основании доступного фактического материала можно выделить несколько изобразительных черт, использование которых позволяет считать определенное произведение аллюзией на видение императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Полководец крестообразно надевает на себя широкую ленту, прикрепленную булавками в виде креста. Во главе легиона несут хоругвь, имеющую вид креста или украшенную крестом. Трофеи, – exvotae – воздвигнутые на поле битвы, представляют из себя фигуру креста. Крест сверкает повсюду в лагере. Рамзес II, Самсивуль, Агамемнон окружали себя при жизни и смерти крестами, подобно Константину Великому , Карлу Великому и Людовику святому. Говорим «при жизни и смерти – , потому что именно в виду смерти древние языческие люди умножали количество крестов. Покойник держит крест в своих руках или на своей груди; в могилах находят тело иногда с 4, 5 крестами. Смертное ложе, смертный саван, костюм плакальщиков покрыты крестами. Крест несут во главе траурного с покойником хода, бренчащие звонки, вовремя этого хода, куча дров, приготовленных для костра, урны (les ossnaires), алтари, воздаяния почести, или апофеозы, в Риме на полях Марса носят вид креста. Знаменитейшие могилы устроены в виде креста, крест украшает собою также памятники и надгробные колонны. И замечательно, по верованию некоторых язычников, крест должен предшествовать почившему при его восстании из мертвых. (См. брош. »Почит. Креста язычниками до Р. X.» соч. Лионскаго епископа Ансота). Ясно, что Промысл Божий, ведущий весь род человеческий к познанию истины, давал и дает указания язычникам на тот символ, который доставил вечное счастье человечеству, на то знамя, которое должны носить христиане, под которым все истинно верующие соберутся ради истины ( Пс. 59:6 ). Господь приготовил народы к восприятию христианства так, что стоило появиться христианскому проповеднику с св. крестом в руках, объяснить им истинный смысл почитания св. креста, как язычники, имея пред этой проповедью знак креста, быстро усваивали себе христианское учение. Нас спросят – почему же крест Господь избрал орудием, на котором пострадал? Почему такое прекрасное начертание, как крест, такую чудную фигуру креста люди избрали орудием столь позорной и столь мучительной казни? Мы на это отвечаем: Господь, Творец вселенной, начертал по всему миру духовному и физическому крест и этим самым показал, что возлюбленный Сын Его, восприявший плоть человеческую, посредством этого знака, разлитого по всей вселенной, избавит род человеческий от греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010