Впрочем, трофей Его и памятники силы Его – везде. Если же Он, как вы говорите, был нече­стивец и безбожник, то, хотя бы вы совершили бесчисленное множество грехов, вас не следовало наказывать; а если и следовало, то – не в тогдашнее время, дабы кто не подумал, что вы получаете наказание за Него. Не слышали ли вы, как Бог говорил, когда вы были в плену: " не для вас Я сделаю, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили " (Иез.36:22)? Весьма велики были тогда пороки ваши; но, говорит Он, дабы иноплеменники не подумали, что Я бессилен, Я оставляю грехи ваши и спасаю вас. Если же тогда Он спасал вас, делав­ших беззакония, чтобы не хулилось имя Его, то почему не сде­лал бы Он этого теперь? Хотя бы вы совершили бесчисленное множество грехов, вам не следовало бы терпеть такие бед­ствия, если бы Христос был обманщик, – дабы кто не поду­мал, что вы терпите за Него, – а следовало бы получить спа­сение; если же и следовало терпеть, то, как я сказал, не в тогдашнее время. Между тем все это совершилось вместе. Как скоро явился крест и чрез несколько времени после того, как вышли апостолы, тотчас началась жестокая война против того города, и сказанное в Евангелиях: " горе же беременным и питающим сосцами " (Мф.24:19) и все прочее исполнилось, и слова: " будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне " (ст. 21), оправдались на деле. Тогда жены ели детей своих, враги расторгали внутрен­ности мертвых, огонь неприятельский везде производил опусто­шения, все наполнилось кровью и нового рода бедствиями, и вся вселенная услышала о несчастиях иудеев. Вникните же в это, и признайте вашего Владыку. Разве вы не убивали проро­ков? – и однако не испытывали ничего подобного. Разве вы не разрушали жертвенников? – и, однако не случалось с вами та­кого бедствия. Разве вы не покланялись тельцу, не служили Веельфегору, не восставали против природы? – и, однако не подвергались таким неприятелям. Разве вы не оказывались неблагодарными среди самих благодеяний? – и, однако были спа­саемы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Господа огорчало неверие. Вот, Он пришел в родной город Назарет и стал проповедовать. Казалось бы, там живут Его земляки, близкие люди. Сколько добра Он мог бы сделать в этом городе! И что Он там встретил? Полнейшее неверие! Они говорили: " Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? " (Мк. 6:2-3) Они не поверили Ему, Господь удалился и пошел в другие города. И люди там получили прекрасную возможность исцеления. В одном из сегодняшних евангельских чтений говорится о кровоточивой женщине, которая прикоснулась к Его одежде (Мк. 5:24-34). Она верила, что если прикоснется, то исцелеет. У некоторых людей была такая сильная вера. И мы каждый раз, собираясь у Чаши, причащаясь, получаем исцеление. Кровоточивая - это образ всего болящего человечества, которое должно собираться возле Христа. Никто, кроме Него, не даст исцеления для вечной жизни. Мы должны иметь веру. Эту веру, слава Богу, вы несете, отец Богдан. Приходящие в этот храм слушают ваши замечательные проповеди, и этими словами вы многих приводите ко спасению " , - заключил митрополит Варсонофий. Он поздравил настоятеля с днем ангела, подарив ему просфору и наперсный крест. Отцу Богдану пропели многолетие. Отец Богдан поблагодарил архиереев и подарил владыке Варсонофию икону Божией Матери " Скоропослушница " , а владыке Силуану - икону святителя Николая. Благотворитель Владимир Александров в связи с 75-летием был награжден медалью апостола Петра 1-й степени. Никольский собор строился для морских служителей по указу императрицы Елизаветы Петровны по проекту Саввы Чевакинского. Главный алтарь нижнего храма святителя Николая Чудотворца был освящен 18 декабря 1760 года, главный Богоявленский алтарь в верхнем храме - 2 сентября 1762-го. Тогда же велено было именовать морскую церковь собором. В советское время не закрывался, до 22 декабря 1999 года был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Памятник архитектуры мирового значения.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Доказать это трудно, но еще труднее в этом сомневаться, если только нет предвзятой воли к сомнению. Прямо чувствуется, что все евангельские события рассказаны по живой памяти и живому впечатлению. Приводить примеры, это значило бы пересказать все Четвероевангелие. Достаточно немногих припоминаний. Уже упоминалось пребывание Христа в Назарете, соблазн и сомнение Его ближних. Не раз в Евангелии рассказывается о недоумениях и сомнениях Его учеников. Ярким реализмом запечатлена беседа Господа по пути в страны Кесарии Филипповой, торжественное исповедание и сряду же немысленное прекословие ап. Петра ( Мф.15:13–23 ; Мк.8:27–33 ). Или рассказ о том, как приступила к Иисусу мать сыновей Заведеевых просить, чтобы Он дал им сесть рядом с Собой во славе Царствия Своего ( Мф.20:20–24 ; Мк.10:35–41 ). Или рассказ о воскрешении Лазаря ( Ин.11:1–46 ). С бесспорными реалистическими подробностями описаны последние дни Господа. «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» ( Мк.14:51–52 ). «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ; Мф.27:32 ; Лк.23:26 ). «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ). Все эти мелкие штрихи уместны только в историческом повествовании, в «памятных записях» очевидцев. Непосредственное самосвидетельство евангельских рассказов подкрепляется отдельными реалистическими внешними чертами, именами, прозвищами, названиями городов. «После сего проходил Он по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божье, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней; Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк.8:1–3 ). Сухое историческое сопоставление внешних подробностей евангельской истории с другими источниками по истории и быту тогдашней Палестины, в общем и основном, с полной убедительностью показывает историческую и бытовую точность евангельского изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Духа, – этот корабль спасения среди треволнений мира, путеводная звезда, указывающая путь на небо, этот крест, побеждающий все наши страсти путем полного самоотвержения. 4 «Рассуди меня, Господи, раздавались под сводами храма слова Давида, ибо я ходил в непорочности моей и, уповая на Господа, не поколеблюсь» до конца своей жизни. «Искуси меня, Господи, – молился Давид, – и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое», – так был уверен Давид в своей чистоте, что не боялся, если бы даже Господь расплавил все внутренности и самое сердце его, когда пожелал бы испытать его. «Ибо милость Твоя пред моими очами, – говорил Давид, – и я ходил в истине Твоей». Давид постоянно помнил все милости Божии и ими он вдохновлялся на добро и укреплялся в добре. «Не сидел я с людьми лживыми, – продолжал раскрывать свою жизнь Давид, – и с коварными не пойду» на беззаконные дела до последнего своего вздоха. «Возненавидел я сборище злонамеренных, – представлял себя в образец Давид, – и с нечестивыми не сяду». «Буду омывать в невинности руки мои, – давал обещание Давид, – и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои». Но можем ли мы дать такое обещание Господу, хотя и построили Ему храм, внутренно говорило самоиспытание каждого. «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей», в восторге радости изливал свои чувства Давид, всегда находивший для себя источник неизмеримого блаженства в служении Богу. О, пусть и наши сердца воспламенеют горячею любовью к храму, где всем подается неисчерпаемая благодать духовной радости и блаженства! В виду раскрытой праведной жизни своей, Давид молился: «не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства». «А я хожу в моей непорочности», противополагал себя Давид исчисленным выше беззаконникам; «избавь меня, Господи, и помилуй меня». «Моя нога стоит на прямом пути», – заканчивал свою исповедь Давид; «в собраниях благословлю Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор.15:39–42 ). Так будет разнообразно состояние воскресших тел и грешных, и праведных людей: «Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Это всемирное чудодейственное воскресение тел совершится силой воскресшего Победителя ада и смерти. Сам Он – воскресение наше и живот – уверяет: «Мертвые услышит глас Сына Божия, – возвещенный в последний день трубой архангела, – и, услышав, оживут. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25,29 ). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы» ( 1Кор.15:22–23 ). «Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо восстав от мертвых, начаток усопших бысть» 58 . Какая отрада, какое успокоение изливается в душу верующего христианина от сего благодатного христианского умения, которое так светозарно освещает мрак гроба нашего! Озаренный сим светом евангельским, смотри, верующий собрат, на могилы отшедших отцов и братий наших, на священные кладбища христианские как на нивы Божии, на которых посеяны тела умерших и которых прах там, во гробах, блюдется для будущего славного всемирного воскресения. Крест, предшествующий священному проводу тела до могилы, который в свое время понесут перед моим и перед твоим, собрат, гробом, – кресты, поставленные на могилах отошедших братий наших, которые усердная рука, может быть, и над нашим прахом поставит, служат памятниками славной победы воскресшего Господа над адом и смертью; эти могильные памятники как бы сторожат и блюдут остатки своих мертвецов на день славного всемирного воскресения. Будем же хранить в святости и непорочности как душу, так и тело свое, которое есть храмина Святого Тела и Пречистой Крови Христовой и которому предназначено воскресение для вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Жажда Писаний и поучений должна быть такой, чтобы не утолялась она от получасового занятия. Те переселенцы в город отцов занимались Законом целыми днями. « И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу » (Неем. 8:18) Затем наступило время поста и покаяния. « И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему » (Неем. 9:3) Покаяние соединялось с воспоминанием и осмыслением всей прошедшей истории Израиля. Это – чрезвычайно важный момент. Нужно непременно каждую историческую эпоху вписывать в контекст не прервавшегося Завета с Богом и продолжающейся Священной истории. Жить «только сегодня» ради «счастливого завтра» и намеренно забывать вчерашний день для народа самоубийственно. Книга Неемии изобилует именами. Длинные перечисления тех, кто строил стены и защищал строителей, кто подписался под клятвой возобновления служения Богу, кто остался жить в смирившемся и полном опасности Иерусалиме, говорят о том, что «никто не забыт и ничто не забыто». Все, кто совершает свой посильный труд ради Господа, помнимы и вписаны в книги живых. Это подтверждение слов пророка о том, что « внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его » (Мал. 3:16). И строящий, и лечащий, и пишущий, и молящийся, и терпеливо несущий крест скорбей, никто не забыт у Бога. Этим да ободримся. Книга также полна описанием того, как иудеи притесняли друг друга при любой возможности, как они пренебрегали святыми помещениями храма ради житейских требований, как они нарушали субботу, как не хотели расторгнуть беззаконные браки. И это говорит нам о том, что возвращение телом домой, а духом – к Богу не означает безмятежия и быстро-легких плодов. Грех продолжает делать свое дело, и испорченное человеческое естество упорно не хочет всецелого исцеления. Этому падшему естеству гораздо приятнее угождать себе, а не Богу, несмотря на то, что гром только что отгремел и страх наказания еще не успел исчезнуть. Что ж, и это тоже – наша история. И мы спешим повторять старые грехи, как только недавнее наказание стало отходить в область истории. И мы мешаем святое с грешным, и служим то Богу, то самим себе, то неизвестно кому и зачем. Это не повод для ропота или избыточной скорби. Это, напротив, повод для особой радости, рожденной узнаванием себя самих в контексте Священной истории. Любовь « не радуется неправде, а сорадуется ист ине» (1 Кор.13:6) И мы радуемся, что путь наш указан, и труды обозначены, и кое-что уже сделано, а многое ждет своего часа.

http://pravoslavie.ru/52359.html

Затем архиерей вознес молитву к Богу пред водруженным крестом, зря на восток, «чтобы Господь Бог Вседержитель, предызобразивший жезлом Моисеевым честный и животворящий крест возлюбленного Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, сам благословил и освятил место сие, силою и действием честного и животворящего древа крестного, в отгнание бесов и всякого сопротивления, чтобы сохранил место сие и служащих на нем невредимыми от всякого зла молитвами Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». В этой молитве душа верующего слышит обещание Иеговы патриарху Иакову во время таинственного видения: «Вот Я с тобою, говорил Господь; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь;... Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» ( Быт. 28:15 ), и на основании такого обещания с живою надеждою просит у Бога избавления от всех видимых и невидимых врагов, всяких зол и погибели. По прочтении молитвы, священнодействующий приступил к самой закладке храма. Теперь уже все готово к тому: рвы окаждены фимиамом благоухания и окроплены св. водою, а все место осенено водружением креста Господня в ограждение его от всякого зла. Торжествен и трогателен момент положения священнодействующим первого камня. Религиозно-возбужденный народ, усматривая в этом верный залог благополучного окончания начатого дела, в восторге радости слушал пение 83 псалма, который своим глубоким содержанием способен возбудить в строителях энергию и силу. «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». И не удивительно, что верующий так сильно стремится во дворы Господни, где он входит в общение и единение с Богом, потому что «и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где (бы) положить (ей) птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой»! – Да, невольно отзывались эти слова в душе каждого: если уж птица и горлица вьют свои гнезда около алтарей Господних, чтобы положить там своих птенцов, как в самом безопасном для них месте, то как же нам, христианам, не стремиться в домы Божии? «Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

И хочешь ли знать, что не насильственно отложил Он жизнь и предал дух не против воли? Возгласил ко Отцу, говоря: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» ( Лук. 23:46 ), предаю, чтобы паки приять его. И сказав это, «испусти дух» ( Мф. 27:50 ); но не на долгое время, потому что вскоре воскрес из мертвых. 34. Померкло солнце ради Солнца правды; распались камни ради мысленного камня; отверзлись гробы и восстали мертвые ради Того, Кто «между мертвыми брошенный» ( Пс. 87:6 ). «Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» ( Зах. 9:11 ). Поэтому не стыдись Распятого, но и сам с дерзновением скажи: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, и ранами Его мы все исцелились» ( Ис. 53, 4. 5 ); не будем неблагодарными Благодетелю. И еще: «За преступление народа Моего потерпел казнь, Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис. 53, 8. 9 ). Поэтому Павел ясно говорит: «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» ( I Kop. 15,3.4 ). 35.Желаем ясно узнать, где погребен? Рукотворенный ли гроб? Возвышается ли над землею по подобию царских гробов? Сделан ли памятник из сложенных камней? И что возложено на оный? Скажите нам, пророки, подробности о гробе, где положен, и где искать нам Его? И они говорят: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» ( Ис. 51, 1 ). «Воззрите и видите» ( Сир. 2:10 ). Читаем в Евангелии: «во гробе, высеченном в скале» ( Мк. 15:46 ). И еще что? Какая дверь в гробницу? Другой еще пророк говорит: «Повергли жизнь Мою в яму и закидали Меня камнями» (Плач, 3:53). Я – «камень краеугольный, избранный, драгоценный» (1 Петр. 2, 6), камень претыкания иудеям и камень спасения верующим, на малое время лежу внутри камня. Итак, в землю всаждено древо жизни, чтобы проклятая земля насладилась благословения, и мертвые были разрешены. 36. Поэтому не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда востаем, бывем в пути и покоимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Наталия Ростова 23 сентября 2019, 17:40 Александру. 23 сент. 13:52. Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. Упомянутый в комментариях доктор Москати был католиком, а за свою жизнь спас много людей. Протестанты - это те, я считаю, у которых нам, православным, стоит поучиться любви, кротости и смирению. И что же получается? Они все недостойны Царствия Небесного??? Бог - есть Любовь, а из Него делают карателя. Типа, если не православный, то вот тебе дорожка в мрак и компания с приспешниками сатаны....Бр-р-р... Послушайте хотя бы Осипова Алексея Ильича. Может хоть он изменит Вашу точку зрения в этом вопросе... Александр 23 сентября 2019, 13:52 Андрей22 сентября 2019, 22:24 " Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста! " Протестанты, как минимум лишены нормального священства - через цепочку рукоположений, начиная от апостолов. Следовательно, они лишены Евхаристии и прочих Таинств. А нет Таинств - нет и спасения, так как цитирую: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " Выходит, что не спасутся. Катерина 23 сентября 2019, 09:11 Андрей22 сентября 2019, 22:24 - мы вообще-то не запрещаем искать " другим " свой какой-то особый путь к их Богу. Или богам. Богиням даже. Хозяин барин. Пусть ищут. Как им угодно и где угодно. Но у нас, православных, как и у любого футбольного клуба или там общества защиты памятников культуры, есть свой устав, кратенько изложенный в Символе Веры (см. недавнюю статью на эту тему). Поэтому желающие вступить в наш " футбольный клуб " обязуются этому уставу подчиняться. Подчинение начинается с разделения правил, изложенных в уставе. Бессмысленно принимать в футбольный клуб спортсмена, с самого начала отвергающего правила и условия клуба. Поэтому кандидат в крестные и был отвергнут. Александр В 23 сентября 2019, 08:58 Андрей, кому Вы верите больше: Богу или собственному мнению? " Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет " . (Ин. 10:7-9). Если Бог один и Истина одна, то должна быть одна истинная религия, данная Богом. Следовательно, все остальные ложные. Все религии не могут быть истинными, т.к. Бог не может давать противоречивую и даже лживую информацию о Себе разным людям. Сам раньше думал как вы сейчас. Но начав разбираться, пришёл к выводу, что серьёзно заблуждался по причине незнания конечных целей

http://pravoslavie.ru/124041.html

Но Он оставил в воспоминание спасительного Своего страдания то, что мы предложили по заповедям Его. Ибо, намереваясь выйти на добровольную и всегда памятную, и жизнь подающую Свою смерть, в ту ночь, в которую Он предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои Святые и Пречистые Руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, подал, святым Своим ученикам и Апостолам, сказав: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, за вас ломимое, в оставление грехов». Народ: «Аминь». Священник: «Подобным образом, взяв и Чашу и растворив в Ней плод виноградный, благодарив, благословив, освятив, подал Святым Своим Ученикам и Апостолам, сказав: «Пейте из нея все, Сие есть Кровь Моя, Нового Завета, за Вас и за многих проливаемая в оставление грехов». Народ: »Аминь». Священник: «Сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете». Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Твои страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на небеса, сидение одесную Тебя Бога и Отца и славное и страшное Твое Пришествие». «Твое из Твоего, Тебе приносяще за всех и за все». Народ поет: «Тебе воспеваем»... Священник: Посему, Всесвятый Владыка, и мы грешные и недостойные рабы Твои, сподобившиеся служить святому Твоему Жертвеннику, не за правды наши, ибо мы не сделали ничего доброго на земле, но по милостям Твоим и щедротам Твоим, которые Ты обильно излил на нас, дерзающе приближаемся к святому Твоему Жертвеннику, и предложив хлеб и вино, как образы святого Тела и Крови Христа Твоего, молимся Тебе и просим Тебя, Святый из святых, чтобы по благоволению Твоей благости Святый Дух Твой пришел на нас и на предлежащие дары сии». «Господи, Ниспославший Пресвятого Твоего Духа, в третий час Твоим Апостолам, Того Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе». Диакон: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Священник: «Господи, Ниспославший Пресвятого Твоего Духа, в третий час Твоим Апостолам, Того, Благий, не отними от нас но обнови нас, молящихся Тебе». Диакон: «Не отвергни меня от Лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня». Священник: «Господи, Ниспославший Пресвятого Твоего Духа, в третий час Твоим Апостолам, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе». Диакон, наклонив голову и показывая орарем на св. хлеб говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010