Не мало потрудился архим. Леонид для истории русского паломничества в Иерусалим, Константинополь и на Афон. Сюда относятся: 1) „Паломники – писатели петровского и послепетровского времени, или путники во св. град Иерусалим, с объяснительными примечаниями“, – Чт. Общ. Ист. н др. 1873, III. 1) „Замечание об известном пешеходе паломнике Вас. Григ. Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения“, – там же, 1873, IV. 3) „Пельгримация или путешественик честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба кафедры Чернеговской, во св. град Иерусалим, 1707­1709 гг.“ С объяснениями архим. Леонида, – Чт. Общ. Ист. п Древн. 1876, IV. 4) „Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы, по прозвищу Маленького, 1648­1652 гг.“, – изд. Общ. Люб. Древн. Письм. Спб. 1882. 5) „Проскинитарий св. мест св. града Иерусалима, на греч. языке написал критянин иеромонах­Арсений Каллуда и напечатал в Венеции в 1679 г.; с греческого на славянский диалект перевел чудовский монах Евфимий в 1686 г.“ (из Синод, рукоп., с предисл. архим. Леонида), – изд. Общ. Люб. Древн. Письменности, Спб. 1883. – О трудах архим. Леонида по истории церквей болгарской и сербской скажем ниже, особо. Доказательством литературной отзывчивости архим. Леонида может служить и следующее обстоятельство. Летом 1884 г. архим. Леонид ездил пить воды в Новоафонский монастырь, близ Сухума, на Абхазском берегу восточного Черноморья, – и результатом этой поездки явился его труд: „Абхазия и Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21 рисунком (ксилографии) памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря“. М. 1885, 138 стр. Так и случайные посещения чем-либо замечательных местностей тотчас вызывали о. Леонида на литературный труд! Но и независимо от внешних возбуждений, архим. Леонид, движимый любовью к церковно-археологическим и историческим изследованиям, за свыше 50-летний период своей литературной деятельности оставил огромное количество сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 1886 году: «Стихиры, положенные на Крюковые ноты», творение царя Иоанна, деспота Российского (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Послание к неизвестному против люторов», творение Парфения Уродивого, писателя XVI в. (там же); «Повесть о Царьграде» (его основание и взятие Турками в 1453 году) Нестора Искандера, XV в. (там же); «Письма А. Н. Попова , И. И. Срезневского и А. Ф. Гильфердинга» («Записки Имп. Русского Археолог. Общества», новая серия, т. «Польское показание о Димитрии Самозванце» («Русский Архив», т. III). В 1887 году: «Житие преподобного Власия мниха» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Смутное время и Московско-Польская война от появления первого самозванца из Польши в 1604 году до Деулинского перемирия» 1618 года (там же); «Абхазия и ее христианские древности», СПб. 1887 г.; «Сказания Епифания мниха о пути к Иерусалиму», 1415–1417 гг., «Православный Палестинский Сборник», (вып. XV). В 1888 году: «Ефрема, епископа Переяславского, посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Три статьи к Русскому Палестиноведению» («Православн. Палестинский Сборник», вып. XVI); «Две грамоты царя Ивана Васильевича Грозного в Суздальский Покровский девичий монастырь», 1580 и 1582 гг. («Русский Архив», кн. V) «Откуда родом была св. великая княгиня Русская Ольга», («Русская Старина», кн. 7). В 1889 году: «Сказание о св. Софии Цареградской», памятник древней русской письменности к. XII в. (Памятники, изд. Общ. Люб. Древней Письм.); «Благодатная сила таинств Православной церкви» (Троицкие листки, 2); «Древняя рукопись» («Русский Вестник», кн. IV); «Казанский митрополит Маркел» 1698 («Русский Архив», кн. «Письмо Н. В. Гоголя к одному из Оптинских старцев» (там же, кн. XII). В 1890 году: «Два памятника древнерусской Киевской письменности XI–XII веков: 1) слово о перенесении мощей преп. Феодосия Печерского , сочинение монаха Нестора, и 2) похвала преподобному Феодосию Печерскому , неизвестного архимандрита Серапиона» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Новгородская история», сочинение П. И. Сумарокова, 1812–1815 гг. (там же, кн. II), «Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X веков: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII веков» (там же, кн. III); «Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных», (там же, кн. IV); «Граф Петр Андреевич Толстой», заметка («Русский Архив», кн. IV); «Келейный лечебник преосвященного Варлаама Линицкого» («Киевская Старина», т. XXXI); «Филологическая заметка» («Русский Филолог. Вестник», кн. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Башилова, 43). Ср. Карамзин, VI, пр. 324 819 Чт. Общ. ист. 1848, 1 и 8. Посл. к дух. вел. кн. архим. Митрофану и архиеп. Иоасафу. Последнее (Геннадия) по тому же списку, исправнее изд. (Чтения 1880, III, 140–154) 821 Слова его на ариан. Ср. Вирши на ариан к. XVI-XVII вв. С.Щегловой (изд. Общ. люб. древ. письмен. 1913) 823 В апокрифич. книге «Енох» (изд. в Чтен. Общ. ист. 1899, IV) отмечают те же особенности (Арх. Извест. 1893, 9–10, с. 372, Голубинский, II, 605) 824 Соболевский, Перев. литер., 423–433; Из истории, отреченных книг Аристотелевы Врата или Тайная тайных, текст и матер., собр. и объясн., М.Сперанский (Пам. древн. письм. и искус. 1908, CXXXI; рец. А.И.Соболевского (Ж. М. Н. Пр. 1909, 1, с. 215–217) 826 См. Перев. литер. А.И.Соболевского, 1903, с. 396–436, Псалтирь жидовств. в перев.; О ереси жидовствующих, новые матер., собран. С.А.Белокуровым , С.О.Долговым, И.Е.Евсеевым и М.И.Сотниковым (Чтен. в Общ, ист. и древн. 1902, III, и отд., 1–164 – о соб. на жидов. 1490; посл. Феодора жидов. и инока Саввы, книга Даниила); рец. А.Соболевского (Ж. М. Н. Пр. 1902, 10; ср. Чт. Общ. истор. 1900, III, 034); Ж. М. Н. Пр. 1907, 11 (А.И.Соболевский, Псалт. жидов., в перев. Феодора), Тр. Слав. ком., III (зам. Яцимирского); о прежних мнениях о ереси жидовств. (А.И.Никитский, Оч. внутр. истор. церкви в В.Новгороде, 207–212); Г.М.Барац, Следы иуд. воззрений в древне-русск. письмен. (Лет. Ист. филологич. общ. при Новорос. унив., IV, 1–52); В.Н.Перетц, Новые труды жидовствующих XV в. и их литер. (Универ. Изв., 1908 г. и отд.), Логика жидовств. и Тайная тайных, А.И.Соболевского (Отч. Общ. любител. древн. письмен. 1899, CXXXIII); Шестокрыл, Д.Прозоровского (Древн. Моск. Арх. Общ., 1887, т. XI, в 3); Соч. Н.С.Тихонравова, I, 242–244, примеч. с. 73; Памятники, изд. Общ. любит. древн. писм., CXXIX? CXXXI. Из ист. отречен. книг Гадания по псалтири и Трепетник Н.Сперанского, зам. В.Н.Перетца (Ж. М. Н. Пр. 1900, 4; о Шестокрыле, стр. 67–74); Старец Филофей, В.Малинина (Ж. М. Н. Пр. 1901, 12, рец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В 1882 году: «Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Библиографическая заметка о служебниках Виленской печати века» (там же); «Сказание о подвигах и жизни св. благоверного и великого князя Александра Ярославича Невского» (там же); «Благоверная царевна Марфа Алексеевна, опальная сестра Петра Великого, в монашестве Маргарита» («Русский Архив», кн. IX). В 1883 году: «Евангелие, напечатанное в Москве 1564–1568 гг.» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Проскинитарий св. мест св. града Иерусалима», с греческого на славянский перевод чудовского монаха Евфимия в 1686 году (там же); «Афонская гора и Соловецкий монастырь»: труды чудовского иеродиакона Дамаскина, 1701–1706 гг. (там же); «Вкладная книга Московского Новоспасского монастыря» (там же); «Родословие Высочайшей фамилии Е. И. В. Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», сочин., приписываемое П. Крекшину, 1745 г. (там же); «По поводу одного спорного выражения в подписи на списке книг пророческих с толкованиями», 1047 г. («Записки Академии Наук», т. XLVII); «Два акта XV века» («Известия Имп. Русского Археологического Общ.», т. Х). В 1884 году: «Об инроговой кости и ее целебных свойствах», три официальных акта 1639 года («Русский Архив», вып. V); «Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове, Владимирской губернии», СПб. 1884 г.; «О посещении Болгарских развалин Петром и Екатериною II» («Труды IV Археологического съезда», Казань, 1884 г., т. I), «Путешествие св. Саввы, архиепископа Сербского», 1225–1237 гг. («Православный Палестинский Сборник», вып. V); «Хожение гостя Василия 1465–1466 гг.» (там же); О книге И. Каратаева: «Описание славяно-русских книг» («Журнал М. Н. Пр.», кн. 5); «Путешествие на Кавказ и пребывание в Ново-Афонском монастыре», М., 1884 г. В 1885 году: «Поучение на Богоявление Господне, современное Паннонским житиям свв. Кирилла и Мефодия и приписываемое ученику их Клименту» (Памятники, изд. Общ. Любителей Древн. Письм.); «Разрядные записи о лицах, бывших на вторых свадьбах царей Михаила Феодоровича в 1622 году и Алексея Михайловича в 1671 году» (там же); «За Богом молитва не пропадает» («Русский Архив», т. I); «Мнение митрополита Филарета об отправлении церковных древностей на Парижскую выставку», 1867 г. (там же, т. II); «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь», М., 1885 г. Второе издание: М., 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Несколько позже появились в свет следующие его исследования и сообщения: «Сочинения бл. Феофилакта Болгарского , архиепископа первой Юстинианы» («Чтения в Общ. Истории», 1870 г., кн.); «Последний патриарх Болгарского царства – блаженный Евфимий и его сочинения» (там же); «Обозрение цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам (там же); «Греческие книгохранилища Востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 г. С предисловием О. М. Бодянского (там же); «Хрисовульа цара Стефана, дата у Скапльу 1347 године» («Гласник», 1870 г., кн. 10); «Пустыня Мавромоло», из археологических поисков в окрестностях Константинополя («Моск. Епархиальные Ведомости», 26); «Память о св. великом князе Владимире у южных славян» (там же, 45); «Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам веков. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях» («Чтения в Общ. Истории», 1871, I кн.); «Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских церквей на Балканском полуострове» («Записки Имп. Русского Географического Общества по отделению этнографии», СПб., 1871 г., т. IV); «Заметка о Бессах славянах» («Чтения в Общ. Истории», 1871 г., кн. IV); «К истории югославянского монашества столетия» («Душеполезное Чтение», 1871 г., кн. I); «Из записок инока-паломника» (там же, 1870–1873 гг.); «Настоятель Ильинского скита, что на Афонской горе, архимандрит Паисий» (там же, 1872 г., кн. 4); «Старый Иерусалим и его окрестности», Москва. 1871 г. и 1873 г.; «Историческое обозрение славянских обителей: Зографа, Русика и Хиландаря»; «Славяно-сербские книгохранилища на св. Афонской горе, в монастырях Хиландаре и св. Павле» («Чтения в Общ. Истории», 1875 г., кн. и «Сказание о св. Афонской горе игумена Русского Пантелеймонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм., за 1882 г.); «История и описание св. Земли и св. Града Иерусалима», сочинение патриарха Хрисанфа (там же, 1887 г,); «Рассказ о святогорских монастырях архим. Феофана (Сербина)», 1663–1666 гг. (там же, 1883 г.); «Двор цесаря Турецкого, сочинение ксенза Симона Старовольского» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вверху Бог Отец с державой в руке и Св. Дух; в воде Иордан – обнаженный мужчина с длинными волосами – с изумлением смотрит на Иисуса Христа; море – нагая женщина – удаляется прочь. Изображение обрамлено высокими горами, за которыми видны две толпы народа. На левой стороне стоят ангелы, благоговейно простирая вниз одежды. Ниже Предтечи лежит Иордан – обнаженный человек; он со страхом озирается на Иисуса Христа, в руках его сосуд, из которого льется вода. Вокруг Иисуса Христа рыбы 1287 . Русские теоретические подлинники. Древнейший подлинник описывает крещение кратко, согласно с византийскими памятниками: «Спас наг и без порт, правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа… Три ангела… наклонены к Господу; а Предтеча наклонен на колени». Последнее замечание о Предтече составляет новшество; в списке И.Е. Забелина его нет 1288 . Некоторые из подлинников XVII-XVIII вв. повторяют это краткое описание, таковы: подлинники императорской публ. библ. О. XIII, 2; 321 (собр. Погодина); Общества любит. древн. письм. 107 (собр. кн. Вяземского) и 1952; публ. библ. О. XIII, 11. Из них только в последнем Иоанн Предтеча представляется коленопреклоненным («Предтеча на колено преклонился, наклонен вельми»), в остальных «аки на колену», что согласно с памятниками древности. Так как в памятниках не только XVI, но дaжe u XVII в. формы этой нет, то мы полагаем, что рекомендация ее в двух известных нам подлинниках есть случайная ошибка. Коррективом в данном случае может служить текст других подлинников, где указывается на коленопреклоненное положение лишь для уподобления: «аки на колена преклонился». Большая часть подлинников XVII-XVIII вв. вводит в этот сюжет изображение Бога Отца и надписи: «Господь наш Иисус Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая; Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Свят. Троицы… На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиродикая. С другую сторону реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонились Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами. Господь Саваоф во облацех; небеса аки отверсты; ризы на Нем белы; Дух Св. от Него исходит трисиянен на Христа. Подпись: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (подл. архим. Фотия, л. 98–99; подл., изд. Филимоновым, стр. 243–244. Ср. подл. публ. библ. О. XIII, 3; О. XIII. 6; О. XIII, 4; О. XIII, 8; О. XIII, 9; – 1927; 1929–1931: Общ. люб. древн. письм. 162; С.-Петерб. Дух. Акад. Α IV / 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Богородицы, в главе московского Благовещенского собора XVI в. (земля в виде молодого человека с глыбой земли, пустыня в виде женщины с яслями-ящиком в руках), в церкви Спаса Нерукотворенного в Новой Ладоге (XVII в.), в миниатюрах сийского Евангелия (л. 747): волхвы и пастыри приходят на поклонение Родившемуся; внизу царь Давид со свитком («слыши дщи и виждь»), св. Иоанн Дамаскин («о тебе радуется») и св. Евфимий Великий, память которого празднуется 26 декабря 756 ; по сторонам картины – олицетворения земли и пустыни в виде двух полуобнаженных женщин, из которых первая – с пещерой, вторая – с яслями. 50. «Что ти принесем». Из строгановского подлинника. То же в строгановском лицевом подлиннике «26 Декабря» (рис. 50), на бумажном переводе в музее О. Л. Д. П. 2731 – LXXXVI u b теоретических подлинниках XVII-XVIII вв. (подл. императорской публ. библ. из собр. Погодина 1929; С.-Петерб. Духовн. Акад. 116; публ. библ. F. XIII, 19; подл. критич. ред., изд. ЕД. Филимоновым, и др. 757 Зародыш композиции «Что ти принесем» появляется не позднее XI-XII вв. В памятниках XVII-XVIII вв. композиция эта сильно расширяется: в нее входят олицетворения моря и ветров, приносящих Родившемуся, по выражению подлинников, послушание и повиновение (подл. С.-Петерб. Дух. Акад. А IV / 4 ; императорской публ. библ. О. XIII, 4 и др.), страны света, реки, ветхозаветные и новозаветные лица, прославляющие Спасителя мира (Общ. люб. древн. письм., 69). На иконе Цареконстантиновской церкви в Вологде находятся, между прочим, благоразумный разбойник, Симеон и Анна, Закхей на смоковнице и Индикопол 758 , т. е., может быть, Козьма Индикоплов, поставленный по ошибке вместо соименного ему Козьмы Маюмского. На фреске над крыльцом московского Благовещенского собора введены в композицию Адам и Ева , лики святых, благоразумный разбойник, олицетворения четырех ветров, пророчица Сивилла с моделью русской церкви в руках, Саломия с сосудом («от жен Саломия»), праведная Елизавета, Закхей на смоковнице («от смоковницы Закхея»), дети, постилающие ветви под ноги осла («от детей вайи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

С этим толкованием можно поставить в связь замечание Евангелия псевдо-Матфея: на пути в Вифлеем Мария говорит Иосифу: «Я вижу перед собой два народа – один плачущий, другой смеющийся… Явившийся светозарный отрок объясняет, что плачущий народ – иудеи, отступившие от Бога, а смеющийся – язычники, потому что настало время приобщиться благословению Авраама всем язычникам» 649 . Упорная наклонность к сопоставлению пророчества Исаии с рождеством Христовым 650 и даже прямо к перенесению его на изображение рождества Христова (Хориций), явившаяся в III в., дает основание думать, что фигуры вола и осла явились в этом изображении под влиянием пророчества Исаии и удержались в искусстве благодаря этому символическому воззрению. Вол – иудеи, осел – язычники; первые явились на поклонение Родившемуся в лице пастырей, вторые – волхвов. Здесь, по мнению Гарруччи 651 , заключается одна из причин, почему в изображениях рождества Христова вместе с пастырями являются перед яслями и волхвы, между тем как известно, что только одни пастыри нашли Младенца, лежащего в яслях, – и почему праздник Поклонения волхвов в восточной церкви с древнейших времен празднуется вместе с Рождеством Христовым. Произведение древнехристианских символических воззрений, доступное пониманию тех народов, где вол и осел составляют предметы общеизвестные, с определенными признаками и назначением, легко могло утратить свой смысл у нас в России, особенно в Новгороде и потом Москве, главных центрах художественного производства, где животные эти неизвестны. Вот почему большинство русских подлинников не только не заключает в себе уже никаких намеков на символическое значение этих фигур, но и превращает их в общеизвестных в России животных – коня и корову (подлин. публ. библ. О. XIII, 3; там же, 1931; Общ. люб. древн. письм., 162, л. 73; но в критич. ред. изд. г. Филиповым и С.-Петербургской Дух. Акад. 116 удержаны древние фигуры вола и осла) 652 . В произведениях новейшей русской иконографии фигуры эти по большей части опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

della Italia merid. Parte I. Revue de l’art. chr.1883, pl. I. 421 Beissel, Die Bilder d. Handschr. d. Kaisers Otto. Taf. XX. Aachen, 1886. Ср. стр. 85, где указано несколько других изображений благовещения в западных миниатюрах. 426 Salazaro, Studii sui monumenti della Italia meridionale dal IV al XIII secolo. Parte II (sine 429 То же в бревиарии Гримани (Fac-simile delle miniature contenute nel breviario Grimani, tav. 66). 430 Cp. Sommerard, Les arts au moyen âge. Album 6-e série, pl. XVII: хор ангелов, книга перед Богоматерью украшена миниатюрой. 445 Cum in annunciatione Virginis parvulum puerum formatum scilicet Jesum (faciunt) mitti in uterum Virginis, quasi non esset de substantia Virginis corpus ejus assumptum. Molanus, De historia, s. s. Imag. 1. II, с. XIII. Место это приведено А Шульцем, 55. 446 Piper, Evang. Kalend., 1859, S. 38. См. также: Lacroix. Les arts au moyen âge, fig. 386, p. 499 (по сокращ. изд.); Revue de l’art chr., 1888, I, pl. II. Kraus, Anfänge d. chr. Kunst 216. Bock, Gesch. der liturg. Gewänder I, taf. VI. Eckl, Die Madonna, S. 107. Cahier, Caractéristiques des saints, t. 1, p. 45. Cloquet, Élém, d’iconogr. chr., p. 349. 447 Revue de l’art chr., 1888, I, p. 16: текст и рисунки. Ст. эта переведена с немецкого (Verein für Nassauische Alterthumskunde); автор ее – Шнейдер, переводчик И. Гельбиг. 448 Изъяснитель памятника Шнейдер читает beata (ibid., p. 22); но буква, которой начинается это слово, имеет совершенно те же очертания, что и конечные буквы в первых словах «hortus conclusus», а потому мы читаем «sancta». Кстати заметить, что на изданной таблице год реставрации поставлен 1617, а в тексте – 1627 (р. 17). 449 Facsimile delle miniature; ср. краткие свед. о миниатюрах в ст. г. Булгакова: Пам. Общ. люб. древн. письм, 1879, III, 136. 450 Grimoüard de Saint-Laurent, Manuel de I’art, chr., fig. 61, p. 206. Несколько примеров у А. Шульца, 50–52. Ср. в изд. Питры стихотворение лат. из рукописи XII в. «De nominibus beatae Mariae Virginis». Pitra, Spicil, t. III, p. 451. 451 Греч. текст в изд. Питры: Spicilegium solesmense, t. III, p. 338–373; там же об армянском физиологе. 453 Кн. П.П. Вяземский, О литерат. истории физиолога. Пам. древн. письм., 1878–1879, стр. 47–83. Исследование о физиологе А. Карнеева, СПб, 1890. 454 Ср. Isidori hispal. Orig. XII, 2. Migne, s. l. t. LXXXII, col. 435–436. Gregor. Magn. Moral. 1., XXXI, c. 15. Migne, s. l. t. LXXVI, col. 589–590. 457 А. Карнеев, 302; ср. также проявление этой идеи в старинных немецких стихотворениях: Piper, Evang. Kal., 1859, 35–36. 462 Минея мес. 25 Марта. Акафист Пресв. Богородицы. Богородичны отпустит. на 8 гласов в типиконе. Читать далее Источник: Евангелие в памятниках иконографии : Преимущественно византийских и русских/Н. В. Покровский. - С.-Петербург: типография Департамента Уделова, 1892. - 496 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Например в 1686 г. донские раскольники умышляли идти в Москву, на патриарха, бояр и архиереев, которые «веру всю порушили»; в том же году раскольники, овладев крепостями близь Тамбова и Козлова, сопротивлялись царскому войску; 1687 – 1688 г. в северном Поморье раскольники овладели Палеостровским монастырем и ограбили его; в 1693 г. то же случилось с Пудожским погостом; в том же году раскольники осадили Черный Яр. Нередко, особенно в Сибири и Поморье, раскольники предавались самосожжению, чтобы не даться в руки царского войска и чиновников или избежать печати антихриста, будто – бы воцарившегося на земле 608 . 467 Пособия: Макария Ист. Р. Церкви X, XI и XII т. Снегирева Памятники московских древностей. Мартынова Русск. старина в памяти, церк. и гражд. зодчества. Ровниского История р. школ иконописания. Словарь историч. о святых, прославл. в Р. Церкви, Спб. 1862. Протоиер. Гр. Добольского Дни богослужения правосл. кафол. Церкви, т. I, кн. I (Спб. 1866 г.). Сахарова Исследование о р. церк. песнопении, отд. изд. и в Журн. мин. нар. просв. 1849 г. Разумовского Церк. пение в России. Москва 1867, вып. I. Каптерева Патр. Никон и его противн. в деле испр. церк. обрядов, вып. I. М. 1887 г. (из Прав. Обозр. 1887 г.). Мансветов Как у нас правились церк. книги. Матер. для истории кн. справы в XVII в. М. 1883. Макария Патр. Никон в деле исправл. книг и обрядов. М. 1882. Филарета чериг. Ист. Р. Церкви, период IV, стр. 132 – 192. Макария История р. раскола. Спб. 1855, стр. 110 – 333. Ивановского Руководство по истории и облич. старообр. раскола, I ч. (Каз. 1887), стр. 19 – 82. Каванского Исправление церковнобогосл. книг при п. Филарете. Чт. в Моск. Ист. Общ. 1848, VIII отд. I; статьи в Правосл. Собес. 1871, III; Прибав. к Твор. св. от. 1883, IV и др. Иеромонаха Филарета Опыт сличения церковных чинопоследований, по изложению церковнобогосл. книг моск. печати, изд. первыми 5 патриархами, – в Братском Слове 1875 г. и отд. брошюр. Смирнова Патр. Иоаким, – Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1879, ноябрь, 404 – 452 и др. Еп. Дамаскина (Руднева) Библиотека росс. или сведения о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших, – Памяти. Древн. письм. 1881, т. XI. 470 Там же; см. Кошихина, О России в царств. Ал. Мих., гл. XIII, ст. I, стр. 118. Рущинского, Религиозный быт русск. по свед. иностр. писателей, стр. 63 – 65. 473 См. Снегирева Пам. моск. древн.; Мартынова, – Р. стар. в памяти. зодч., год 2 – й. М. 1850, стр. 97 – 113. 476 Около 10 тысяч пуд, вылит при Борисе Годунове и заменен в 1655 г. новым, по одним свидетельствам 12 1/2 тыс. пуд, по другим – около 8 1/2. 477 См. Рущинского, 67 – 71; Макария X, 214 – 215, XI, 211. Алмазова, Сведения о храмах и богослуж. Р. Церкви, по сказаниям запади, иностр. XVI – XVII в., – Прав. Собес. 1887 г., I, 190 – 225.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010