Сборник этот был открыт в 1817 г., в Воскресенском монастыре, близ Москвы, археографической экспедицией, снаряженной граф. Румянцевым и на его средства для описания рукописных богатств, сохранившихся в монастырях, соседних с Москвою. Известный московский славист и археолог О. М. Бодянский много лет работал над изучением этого сборника и приготовлением его к печати, но успел приготовить всего лишь 74 листа из 266, каковые и были изданы «Обществом истории и древностей» в Москве, с присоединением параллельно с славянским текстом греческого оригинала Сборника и латинского перевода под строкою. В этом издании, в предисловии, составленном Е. В. Барсовым , рассказана история открытия Сборника и предварительных работ по изучению и изданию его, а в Записке проф. Дювернуа, помещенной вслед за предисловием, представлено археографическое описание изданной части его. В 1880 г. Петербургское «Общество древней письменности» издало этот драгоценный памятник, на средства известного почтенного коммерсанта С. Т. Морозова, – с помощью фотолитографии, давшей возможность в совершенстве, до малейшего штриха воспроизвести памятник в том виде, в каком он сохранился. Издание было сделано в количестве 360 экземпляров и стоило около 100,000 руб. Оригинал рукописи сохраняется в Московской Синодал. библиотеке. Существуют и позднейшие списки Святославова Изборника, встречаются также и выписки из него в других позднейших сборниках. Из числа этих последних отметим мало еще известный Сборник Новгородской Софийской библиотеки 1285, XV в. Заглавие этой рукописи почти буквально то же, что в Святославовом Изборнике 1073 года, с добавлением лишь нескольких слов, а именно: «Си книгы повеленья Христова съборник. еже слове. от мног отець толкованья о неразумных словесех: в еуангелии. и в апостоле и в псалтыри (этого слова в Свят. Изб. нет) и в прочих книгах. в кратце сложено на память и на готов ответ. и на причастье будущего века. послоушающим книг сих. и творящим повелеваемая ими во оставление грехов. Господи благослови отче». Далее, как и в Святославовом Изборнике, следует статья из св. Василия Великого на Евномия о св. Духе и затем ряд статей, помещенных в нем же (до 30 л., изд. «Общ. люб. древ. письм.»), а дальше идут статьи из разных Сборников. Другой Святославов Изборник, по времени близкий к первому (1076 г.), но по составу несколько отличный от него, к сожалению, до сих пор не издан надлежащим образом, – при знакомстве с ним приходится пользоваться не вполне удовлетворительным изданием г. В. Шимановского, которым и мы пользовались: «Сборник Святослава, 1076 г. Изд. 2-е. Варшава. 1894». Подлинник этого Сборника находится в Имп. Публичной библиотеке в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Когда, наконец, станут известными в точных фотографических снимках русские чудотворные иконы, будет возможность определить точнее и влияние не только итальянских композиций, но и самих типов Б. М., выработанных школами; флорентинскою (рис. 1, 2, 5, 15, 23 и др.), сиенской (рис. 16, 55, 68, 81 и 146), венецианской (рис. 37, 38), умбрийскою и северной Италии, как равно их переработки в греко-итальянской и итало-критской позднейшей иконописи. 93 Деталь же повторена рядом икон в том же атласе: рис. 63, 64, 65, 68, 70 , 73, 81 и др. У венецианского живописца Stefano Pievano di S. Agnese на образе Б. М. с Младенцем 1869 г., в музее Коррер в Венеции (Алинари фот. 20827), ножка Младенца представлена также подвернутой, как на этих иконах, и возможно, что эта же деталь усвоена у венецианских мастеров от иконописцев (ср. Тихвинскую и другие русские иконы). 95 Н. П. Лихачев, рис. 71 и 72. Передаем снимки обеих икон, дающих любопытные варианты (рис. 104 и 105). 96 Из «Собрания гравир. изобр. икон Б. М.», изд. Общ. Люб. др. Письм., Спб. 1878, Памятники 87. 97 Так отличают этот перевод иконописцы от различных чтимых «Корсунских» икон Б. М., названных так, по-видимому, исключительно в силу особенности своих писем и представляющих переводы Одигитрии и др. типов. Иконы «Корсунского Умиления» находятся в Кашинском Успенском соборе, Спасо-Евфимиевском монастыре в соб. ц., Серпуховском Владычнем м. и пр. К тому же типу относится известная «Касперовская» икона Б. М., принесенная в конце XVI в. из Трансильвании сербом в Херсон, губ. Ольвиопол. у. 100 Paul Mantz «La peinture francaise», 1897, p. 106–8, fig. 36. Perdrizet, La Vierge qui baise la main de l’Enfont. Revue de l’art chr. 1906, 289–294. 104 Малова, Е. прот. «Мироносицкая пустынь Казанской епархии». 1896, стр. 5–11 20–22. В Мироносицкой пустыни две чудотворные иконы: Владимирская и Явленная икона св. жен Мироносиц на аспиде. 105 Архим. Макарий «Арх. описание церковных древностей в Новгороде», II, 62 и 71. Указывается икона «Умиления», прославленная с 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1411 ) Перевод ее был сделан Епифанием вместе с мон. Исаией и Арсением Сатановским. В ней сказано, что ныне изящнейшие математики Копернику подражают. Во вкладной на ней Новоезер. мон. отмечены 1661–1665 гг. Особенно подробно описаны европейские государства, а затем Азия, Африка и Америка. В черновом же списке находятся даже неблагоприятные отзывы о России Флетчера (Указатель Синод. библ. архим. Саввы, 194–195, Пекарский, Наука и литер, при Петре В., I, 337; Историч. Христом. Буслаева, 1185–1196 – извлечения) 1412 Пекарский, I, 283, 656; II, 388–389, 454. Ср. Соч. свящ. И. А. Разрушение Коперниковой системы (М. 1815) 1419 Ж. М. Н. Пр. 1902, 10, с. 357. Рус. и новогреч. изобр. Христофорова, см. в Матер. для ист. иконопис. Н.П.Лихачева, I, 47 и 48 1420 По изд. Моск. Общ. ист. в переводе с арабского Г.Муркоса, вып. III, М., 1898, стр. 54–57. О диких лопарях см. у Герберштейна 1421 Буслаев, II, 147. Ср. Сказания о муч. Христофоре, Флоре и Лавре (Журн. засед. Твер. арх. ком. 15 дек. 1888, с. 5). Синод. указ в коллег. иностр. дел по поводу мощей муч. Христофора, привез., из Греции 1723 г., не вошедший ни в Полн. Собр. Зак., ни в Опис. Синод. архива, по греч. делам, Моск. Арх. иностр. дел, Н.Каптерева (Характер отношений России к православн. Востоку, прилож., 50–51); Легенда о св. Христофоре, А.Рыстенка (Ж. М. Н. Пр. 1911, 11, с. 82–87) 1422 Слово xxxvii (Сочин., II, 420–421). Оно озаглавлено: «Послание к юноше Михаилу Васильевичу, сыну князя Петра Шуйского, о Христофоре». В начале же послания сказано: «Благородному юноше Михайлу Васильевичю Петровичя». Следов. речь идет не о кн. Шуйском, а об юноше из рода Бороздиных. (см. Бархатн. книга, II, 143), как указано у И.П.Лихачева (По поводу трудов Ярослав. ком., с. 11). Имя Репрев (Reprobus) в Прологе 9 мая (Сийский иконоп. подлин., изд. Общ. люб. др. письм. IV, 166) 1424 Там же с. 185. Отречен. книги Тихонравова, I,. сс. viii, ix; II, 36–379. Стоглав, с 139. С.П.Шестаков, К литер. трепетников, Каз. 1900 (Тр. Общ. ист. арх. и эги при Каз. унив.); А.С.Архангельский , Образование и литер. в Моск. госуд. в XVI-XVII вв. (Уч. зап. Каз. унив. 1909, 9, об астрологич. гадат. книгах и статьях); В.Н.Перетц, Матер. для ист. апокрифа и легенды, Изв. Ак. Н., 1901, 3 (о громниках, лунниках, планитниках). О трепетн., громниках и проч. см. еще тексты в ст. А.С.Архангельского , Два любопытн. сборника в Соф. библ. в Болгарии (Изв. Ак. Н., 1899, I, 131–144) и Сборн. XVIII в. со статьями астрогадат. содержания; Н.Н.Кононова (Труды Слав. ком. Моск. Арх. общ., IV, 024–026). Под ложными книгами разумеются и магические книги византийцев (Ж. М. Н. Пр. 1893, 7, с. 270–271). Лютер верил в личное существование сатаны, в колдовство, заклинания и в одержимость бесами (И.Сабатье, Жизнь Франциска Ассизского, 195)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Параллелизм миниатюры с памятниками греч. письменности имеет здесь немаловажное значение. Труды Моск. археол. общ., т. XI, вып. III, стр. 58–59. 124 Catalogus codicum manuscriptorum biblioth. regiae 1739 так описывает этот кодекс: Novum testamentum in folio N XIII: cod. membranaceus elegantissime scriptus variisque picturis ornatus, ubi continentur Evangelia quatuor e graeca lingua in copticam conversa. Is codex manu Michaëlis episcopi Domiatae anno Christi 1173 exaratus dicitur (t. I; cod. orientales, p. 71). Сведения о происхождении кодекса основаны на двух записях, из которых одна указывает на библиотеку храма Богородицы в Домиетте (л. 2), другая отмечает имя епископа Михаила и дату рукописи по диоклегиановой эре (л. 280). 126 Προτενουσιν, φης, τν ικονομχων σοι θραστεροι κα κακσχολοι, κα σοφν γονται τ περιργον, ποα τν εκνων Χριστο ληθς, πτερον παρ ωμαοις νπερ Ινδο γρφουσιν, παρ ’ λλησιν, παρ’ Αγυπτοις, ο χ μοιαι λλλαις ατα. Photii patr. ad Amphiloch Quaest, CCV, Migne, s. gr., t. CI, col 948. 127 Опис. гр. A.C. Уваровым в протокол. подготовит. комит. тифлисского археол. съезда, стр. 352–357. 128 Ср. запись в начале рукописи: la date de la transcription de ce M.S. n " est point marquée, mais elle ne saurait remonter plus haut, que le 15 siecle. Ср. мнение Η. Π. Кондакова, стр. 247. 129 Д.А. Ровинский, Русские народные картинки, кн. III, стр. 319 и след. Ф.И. Буслаев , О русских народных книгах, стр. 53 и след. Отеч. зап., т. CXXXVIII, отд. крит. Список XVIII в. с гравюрами есть в соф. библ. 1508. 130 См. опис. еп. Христофора, стр. 40 и след. Икона страстей, без примесей апокрифа, в музее Общ. люб. др. письм. без ср. иконы в моск. Успенском соборе возле шатра над ризой Господней; также в костр. Ипат. мон. по описи 1595 г. (изд. М. И. Соколова , Москва, 1890, стр. 15). 131 Обычное заглавие их: «во святый великий пяток страстной недели о вольном страдании и о Тайной вечере Господа нашего Иисуса Христа, како волей своей нашего ради спасения страсть претерпе, и о благовести Иоанна Предтечи, и о шествии Господа нашего Иисуса Христа во ад, и о радости праведных, и о воскресении Господни и о введении праведных в рай».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

755 Кирика, ст. 52. Р. И. Б. VI, 251. По 263 ст. Котел. Номок., за умершего без духовного отца должны быть отслужены 24 умилостивительных литургии. 758 О скудости и богатстве, 29: Завещ. отеч., 279, 59. Подобное свидетельство читаешь у Афанасия, архиеп. Холмогорского: «мнози именуеми христиане, прелестию века сего соотведошася... у отцов духовных не исповедаются лет по 20, и по 30, и по четыредесяти, и по 50, а иные и от рождения своего даже до смерти не бывали у отцев духовных». Р. И. Б. XIV, 462 (1683 г.). – Еще ранее (1655) Мисаил архиеп. Рязанский, писал: «православные христиане с своими женами и с детьми лет по 30, и по 40, и 50 и больше посты не постятся, и у священников не поновляются, и не причищаются». Воздвиженский, Истор. обозрение Рязанской иерархии, 91. 764 Измарагд XVI в. Б-ки Моск. Дух. Акад. 46, лл. 149–150. Слово Иоанна Зл. о причастии Тела и Крови Господни. 767 Об этом свидетельствует Симон, еп. Костромской, в своем увещании жителям Галича 1771 г., из которых многие только исповедовались, но не приобщались, говоря, что они недостойны трапезы Господней. Хр. М. Лопарев, Опис. рукоп. Общ Люб. Др. Письм. II, 300. В 1725 г. в Астрахани оказалось 1293 человека, бывших на исповеди, но непричащавшихся ряд лет или никогда, как писал местный епископ. П. С. П. и P. V, 1597, стр. 130–131.– Один священник владимирской епархии передавал нам, что среди крестьян есть убеждение, будто причащение действует в человеке шесть недель, посему и грешно осквернять себя невоздержанием в продолжение этого времени. Оттого, между прочим, и говеют больше на первой неделе поста, чтобы не пришлось ограничивать себя в мясоед; оттого говеющие на последних неделях поста, случается, исповедовавшись, не приобщаются по тем же соображениям, что и древние «недароимцы». Встречается такой исповедной вопрос: «Или Дары святые взял и не стерпел до конца говенья?» Алмазов, III, 152. Очевидно, указанное воззрение воспитано изстари. Ср. И. Л-ва, «Шесть недель». Влад. Епарх. Ведом. 1884 г., 6, стр. 173–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На голове фигуры шапочка в виде остроконечного колпака». Очевидно, это тот же образ «малейшего из малых», но в более натуралистическом типе, чем античная фигура рабочего, переданная по традиции, в Лаврской картипе. См. II Милюкова Христианские древности Западной Македонии Известия Рус. Арх. Ист. в К-ноле, IV, 1, 1899, стр. 21–151. Ср. также, кроме указанных ранее другими памятников, роспись во Владимирском Успенском ж. Княгин. монастыре, к сожалению, переписанной. 32 В росписи 1748 г. ц. Германа у озера Преспы в Македонии представлены Кир, Пор,Дарий и Александр, см. Милюкова Ц. Н. «Христ, древ. Зап. Макед. стр. 40. 34 «Синодик Колпениковской церкви», изд. Имп. Общ. Люб. др. Письм на средства Г.В. Юдина, вып.1, лл.58–59, 64–65 и вып.2, стр. 11 и 15. 1896–1899. 35 Кроме древних и старых описаний «Триумфа Смерти» у Вазари, Бальдинуччи, Кавальказелле, см. новые исследования: P. Vigo, Le danse macabre in Italia 9 1878; S. B. Supino о фрескахъ в Archivio Storico dell’arte,VII, 1894, Il Campo Santo di Pisa, 1896 и S. Morporgo, Epigrafi in rima del Camposanto di Pisa, в Arch. Stor. d. Arte, 1899, 1–III, p. 51–87). 36 «Русский Лицевой Апокалипсис». «Свод изображений из Лицевых Апокалипсисов» по русским рукописям с века по XIX». М. 1884. Стр. 4–8. 37 В издании: Hans Graeven, «Frühchristliche и mittelalterliche Elfenbeinwerke in phot Nachbddemg», Rom, 1900, под имеется любопытный рельеф, по-видимому, XI века, с фигурою Христа по Апокал. I, 12–17, с 7 священниками, со звездою в деснице, ключами ада в левой и мечом у уст. В описании рельеф определяется «западным, по византийскому оригиналу». Наше мнение иное, и мы решительно ничего византийского здесь ие находим, образцом считая древнехристианский рельеф или даже западное произведние Карловингской эпохи. 38 В брошюре Дм. Петковича сообщена на стр. 29 следующая надпись, находящаяся в притворе Афонского м-ря Павла: «Изволением Отца и споспешением Сына и свершением Св. Духа писасе сей акафист Пречистыя Богородицы и Откровение Иоанна Богослова в лето 7191 (=1687)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1913;Исследования – у Н. И. Серебрянского и В. Мансикки;Н. А. Клепинин. Св. Александр Невский. Париж. YMCA – Press. (См. рецензию в " Совр. зап. " . 36.) К главе 6. Жития новгородских св. епископов (не всех) напечатаны у Н. И. Костомарова. Памятники. В 4 т.;А. И. Никитский. Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде. 1879;Житие митрополита Петра. Изд. у Макария. Ист. рус. церкви. Т. 4;Жития митрополита Алексия. Изд. в Летописях (Типогр., Вознес., Никон.) и Общ. люб. древ. письм. 1877;О московских митрополитах см. История Русской Церкви. Изд. митрополита Макария и Голубинского. Т. I-II;Г. П. Федотов. Св. Филипп, митрополит московский. Париж. YMCA – Press. 1928. К главе 7. Житие св. Стефана Пермского. Изд. Археогр. ком., 1897 и Н. И. Костомаровым. Памятники. В 4 т.;П. Д. Шестаков. Св. Стефан, первосвятитель Пермский. Изв. и Уч. зап. Каз. ун. 1868. I;Л. И. Некрасов. Пермские письмена в рукописях XV в. Одесса, 1890;Е. Е. Голубинский. История. I-II. К главе 8. Оба жития преподобного Сергия – Епифаниево и Пахомиево – изд. в макарьевских Ч. М. Сентябрь. Епифаниево отдельно – архимандритом Леонидом. Русский сокращенный перевод его в 12 " Сергиевских листков " (Париж, 1928);Е. Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и его лавра. 1893;В. О. Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. Очерки и речи. 1913;Протоиерей Сергий Булгаков. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию. Путь. 1926. 5;Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Париж, YMCA – Press. К главе 9. Житие преподобного Кирилла Белозерского. Изд. у В. Яблонского;Пахомий Логофет. 1908;А. Н. Муравьев. Русская Фиваида на Севере. 1855;Г. П. Шевырев. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь;О. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых Вологодской епархии. 1880;В. Коноплев. Святые Вологодского края. Чт. О. и. д. 1895. 4;С. Д. Яхонтов. Жития святых Поморского края как исторический источник. Казань, 1881;Н. И. Серебрянский. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1222...

Палатное письмо довольно стильно и разнообразно. Чаще всего в миниатюрах встречается изображение жилых домов в виде узких лицевых фасадов с тремя щипцами, крутыми скатами чешуйчатой кровли, в том виде, какой встречается в миниатюрах жития Николая Чуд., изд. Общ. Люб. др. Письм. (См. г. Султанова: Образцы русского зодчества в миниатюрных изображениях, Спб. 1881 г. стр. 19 и др., табл. VII и др.). Нередко встречается здание с возвышенною средней частью, покрытой двускатной кровлей, и с низкими боковыми частями, покрытиями односкатными кровлями (ibid). Иногда оба эти фасада соединялись в одно здание в середине невысокой стеной, а ещё чаще к фасаду последней формы присоединялась широкой стеной четырехгранная башня, крытая так называемым «кубом», гармонирующая своей формой с узким и высоким фасадом, и в общем, получалось довольно стройное здание с двумя башнями по углам. Согласно требованиям стилизации миниатюрист нередко представляет одновременно и наружный и внутренний вид «палаты» посредством поперечного разреза фасада. Особенно охотно делает это иконописец при изображении храмов. Храмы в миниатюрах являются в двух формах: в форме трёхглавой церкви с несколькими рядами кокошников и щипцов (два, три и более рядов), или в форме одноглавой церкви с одним, а иногда и в несколько рядов тех же кокошников и щипцов (встречается пять рядов), главы чешуйчатые с восьми и четырёхконечными крестами. Как трёхглавые, так и одноглавые церкви, высокие, с троечастным·делением наружных стен, иногда с поясом из кирпичей в ребро недалеко от крыши, с несколькими полукруглыми и круглыми окнами. Очевидно, художник стилизовал монастырский трёхглавый храм, находящийся до настоящего времени в своём первоначальном виде от XVI в. и разнообразил его формы богатыми деталями, заимствованными из храмовой архитектуры г. Суздаля, славящегося красотой своих храмов. Домашняя обыденная обстановка носит на себе характер современности: столы, кресла, трон у царя Грозного, ханский шатёр Батыя, оружие, латы – все это, хотя и стилизовано, но близко к действительности: особенно интересна колыбель в миниатюре рождения Феодулии (см. табл. 3), очевидно взятая с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

О художественной стороне кирилловских окладов и оброзов надеемся сказать в другом месте. 370 Развитие этого производства становится особенно заметным в годы игуменства Матфея (1606–1615). О монастырском иконописании в его время было сказано выше. Прекрасными образцами чеканного дела того времени служат: оклад из серебра к чудотворному образу Одигитрии, выполненный в конце 1611 года (серебреником Нехорошим), оклад (1613 года) образа преп. Кирилла, писанного св. Дионисием Глушицким, и ладоница, вычеканенная в 1610 году и имеющая форму пятиглавой церкви (О построении окладов см. в приложенных ниже книгах: «приход и расход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чудотворцу Кирилу» – Рукоп. Кир. мон. 93–693. Описание тех же окладов см. в Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 3 и след., л. 9 и след., т. е. в описи 1621 года, и у архим. Варлаама, о. с., стр. 6–9 и 9–11. – Изображение ладоницы см. на приложенном рисунке Х-м, а также во II томе альбома рисунков к путешествию по России К. М. Бороздина, см. там рисунок VII. – Описание ладоницы, см. у архим. Варлаама, о. с., стр. 38). – При игумене же Матфее было переделано кадило, пожертвованное князем Палецким в 1544 году (Архим. Варлаам, о. с., стр. 37), и сделано другое? кадило для церкви св. Кирилла, весом в два фунта и семь золотников (Рукоп. Кир. мон. 93–693, л. 13), а в июне 1608 года серебреник Нехорошей окладывал серебром и золотил три образа пядницы да складни игуменские «путные» (т. е. дорожные) «да чашу панахидную делал» (Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 45). Еще в (июле 1614 года казначей покупал буру «к золотому делу» (Рукоп. Кир. мон. 39–639, л. 81 об.). – Не мало также предметов церковных было привезено игуменом Матфеем в Кириллов из Москвы (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 271 и т. л). Из числа памятников резного искусства, выполненных при игумене Матфее, сохранился киот к образу св. Кирилла, сделанный в 161 3 / 4 году. Описание этого киота (с рисунком его) см. в статье гр. А. С. Уварова, «Киот 1614 года, в Кирилле-белозерском монастыре» (Древности, Труды моск. арх. общ., т. I, М. 1865, стр. 111–114) и в статье архим. Варлаама, о. с., стр. 11. – Акварельный рисунок киота см. в альбоме Мартынова, л. 13 (Имп. Об. Люб. Др. Письм.). – Створы киота были росписаны в августе 1614 Никитою Ермоловым (Рукоп. Кир. мон. 39–639. л. 85 и об.). – В начале XVII века (до 1621 года) был устроен резной голубь для хранения даров в алтаре Успенского собора (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 112 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Рис. XLI. План церкви св. Иоанна Предтечи (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XLII. Разрез церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж в альбом Н. Мартынова). Рис. XLIII. I. План церкви св. Сергия и трапезы при ней. II. План нижнего этажа (по наброску с натуры). Рис. XLIV. «Глухая» башня (на право) и воскобойня (по фотографии с натуры). Рис. XLV. Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове монастырь и церковь Преображения в Спасокаменном монастыре (по фотографиям с натуры). Рис. XLVI. А. Впадина на стене нижнего этажа колокольни. Б. Окно в казенных палатах. В. Окно в «глухой» башне. Вид из внутри. Г. Впадина в нижнем этаже под церковью Преображения. Рис. XLVII. Окно в северной стене трапезы при церкви св. Сергия (по фотографии с натуры) и окно в средней апсиде алтаря церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. XLVIII. Западный двери в церковь св. Иоанна Предтечи (по фотографии с натуры). Рис. XLIX. Фасад церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж Н. Мартынова). Схематически план больницы Ивановского монастыря (по наброску Н. П. Успенского. От А до В семь окон разной величины, от А до С пять, от С до Д шесть. Большинство их заделано). Рис. L. Ненумерованный. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году (с медной доски 1720 года, в натуральную величину). Рис. LI. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома К. М. Бороздина, 1809 года (из рукописи И. П. Библиотеки, уменьшенная копия). Рис. LII. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома Н. Мартынова (из рукописи И. О. Л. Д. П., инвент. 1097), в натуральную величину. 1265 О подлинной иконе см. выше. Прилагаемое изображение воспроизведено с акварели (в натуральную величину иконы) из альбома Н. Мартынова (Рукоп. Имп. Общ. Люб. Др. Письм., инвент. 1097). Читать далее Источник: Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625)/Николай Никольский. - Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1897-1910./Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. - 1910. – [II], 267, VI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010