Давида Солунского. В 1865 г. самостоятельность обители восстановлена. В монастыре оказывалась медицинская помощь местному населению; в 1903 г. открылась церковно-приходская школа; совершалось ежедневное заупокойное моление о воинах, участвовавших в Куликовской битве. В конце 1920-х гг. Бобренёв монастырь был закрыт и осквернён. Передан для хозяйственных целей совхозу «Сергиевский». К 1987 г. пришёл в состояние разорения и запустения. В эти годы попечение о нём приняла община московского храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В 1991 г. монастырь возвращён Русской Православной Церкви. Первым настоятелем (до 1998 г.) стал игумен Игнатий (Крекшин), придерживавшийся модернистских взглядов и впоследствии (в 1999) перешедший в католичество. В 1992 г. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в обители совершена первая после закрытия Божественная Литургия. В 1993 г. состоялось посещение монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. http://www.pravenc.ru/text/149417.html . Ныне в обители действует воскресная школа. В 2014 г. при монастыре учреждено Общество любителей церковной истории им. священноисповедника Феодосия Епископа Коломенского Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по преданию написана св. апостолом и евангелистом Лукой. Первые сведения о ней на Руси относятся к XII веку; более подробные и достоверные свидетельства – к царствованию св. благоверного великого князя Юрия II Всеволодовича, обретшего ее в часовне в окрестностях Городца-на-Волге. После гибели великого князя в битве на реке Сить и разорения Владимирской Земли ханом Батыем (1238) икона считалась утраченной. Обретена в лесу братом св. благоверного великого князя Александра Невского князем Костромским Василием Ярославичем. Получила название Феодоровской в честь св. велмуч. Феодора Стратилата, видение которого костромичам произошло в дни нового обретения иконы (1239). Принесена во владимирский Успенский собор. Сопровождала св. благоверного великого князя Александра Невского во время его походов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

насчитывался 81 благочиннический округ. Наибольшее их число приходилось на самый густонаселенный уезд - Московский (9 благочиний). Меньше всего благочиннических округов (3) было в Можайском у. В среднем каждый уезд имел по 5-6 благочиний. Округа обиходно именовались по престолу храма волостного села и намного реже - по названию той волости, на приходе к-рой служил благочинный. Приходы уездных городов, кроме Москвы, объединялись в градские благочиния, к-рых имелось 12. В Серпухове и Коломне отдельно от градских имелись соборные благочиния. Свои благочиния были и в подмосковных посадах (Сергиевском и Павловском). Благочинническая организация Москвы имела свои особенности: здесь находилось несколько благочиннических округов, к-рые назывались сороками и могли включать в себя более мелкие благочиния. К 1881 г. столица имела 11 благочиний. В документах 2-й пол. XIX в. встречаются разные названия одного и того же благочиния: напр., 1-й и 2-й Пречистенский сорок или Девятинское и Симеоно-Столпническое благочиние Пречистенского сорока. На 1884 г. в М. е. действовали 1559 храмов (в т. ч. 1181 приходский), клир составляли 74 протоиерея, 1263 священника, 759 диаконов и 1773 псаломщика. В монастырях М. е. (16 штатных и 11 заштатных мужских и 16 штатных женских) подвизались 223 монаха и 469 монахинь. В Троице-Сергиевой лавре и приписных к ней обителях, а также в 5 ставропигиальных мон-рях на территории М. е. жили еще 300 монахов. В 1896 г. в М. е. действовали: 5 первоклассных мон-рей (мужские - кафедральный Чудов, звенигородский Саввинов Сторожевский, Богоявленский; женские - Вознесенский, Новодевичий), 10 второклассных мон-рей (мужские - Спасо-Андроников, Высокопетровский, Иосифов Волоколамский, можайский Лужецкий, коломенский Ново-Голутвин; женские - Алексиевский, Рождественский, Ивановский, Всехсвятский, Спасо-Бородинский), 7 мужских и 16 женских третьеклассных мон-рей, 8 мужских заштатных мон-рей и 3 пустыни (Вознесенская Давидова, Николаевская Берлюкова и Екатерининская). В Москве в 6 благочиниях (сороках) имелось 317 приходов: в Китайском - 20, в Ивановском (в 2 отд-ниях) - 59, в Никитском (в 2 отд-ниях) - 56 и 3 приписных храма, в Сретенском (в 2 отд-ниях) - 63, в Пречистенском (в 2 отд-ниях) - 57, в Замоскворецком (в 2 отд-ниях) - 55 приходов, а также 4 единоверческих прихода и семинарская церковь.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1872 году по просьбе священнослужителей к колокольне симметрично с двух сторон были пристроены дополнительные овальные помещения – под ризницу и сторожку. Кроме того, тогда же устроили крытое западное крыльцо-паперть. Внутри новый храм был расписан. Известно, что в начале XX века росписи обновили, выполнив их в т.н. «неорусском» стиле. К 1918 году приход Сергиевской церкви состоял из близлежащих 65 домов нижегородцев, и в нем официально числилось 930 прихожан. Рядом с храмом находилось епархиальное духовное училище. Богослужения в Сергиевском храме совершались до 1937 года, когда его священнослужителей подвергли арестам. 5 августа 37-го были арестованы: священники Иоанн Руновский и Авенир Ильинский, диаконы Алексий Батистов и Александр Сергиевский. Спустя месяц, 13 сентября, арестовали заштатного диакона Сергиевского храма Виктора Сергиевского. Решением Особой тройки при УНКВД от 21 сентября заключенные клирики Сергиевской церкви были приговорены к ВМН. 4 октября приговор был приведен в исполнение над о. Иоанном, о. Авениром, д. Алексием и д. Александром, 11 декабря расстреляли д. Виктора. Так в храме не осталось священнослужителей, но все же до весны 1938 года храм еще находился у общины верующих. 27 мая 1938 года решением горсовета здание бывшей Сергиевской церкви было передано товариществу «Художник». Впоследствии при переустройстве храма под мастерские Союза нижегородских художников были разобраны все пять куполов, два яруса колокольни, пробиты новые окна и оборудован балкон. И хотя снаружи почти ничего не осталось, что могло бы напоминать о прежнем храме, по милости Божией, внутри помещения сохранились росписи – их просто забелили, но не уничтожили. Храм был возвращен Нижегородской епархии в 2004 году. По проекту нижегородского архитектора-реставратора В.А. Широкова начались восстановительные работы. В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней установили 12 колоколов. 4 ноября 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий торжественно освятил храм.

http://sobory.ru/article/?object=01813

Отошел ко Господу клирик Саратовской епархии протоиерей Александр Пестряков 18 декабря 2022 г. 17:02 17 декабря 2022 года, на 61-м году жизни, вследствие осложнения хронических заболеваний отошел ко Господу клирик Митрофановского храма города Саратова протоиерей Александр Пестряков. Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий выразил сердечные слова соболезнования супруге, дочери отца Александра, его родным и близким. В своем послании владыка Игнатий отметил, что почивший совершал служение в сложные годы начала церковного возрождения, когда это требовало огромной самоотдачи и мужества, и оставался верен Церкви и пастырскому призванию более 30 лет, до самой кончины. Последнее богослужение отец Александр совершил вечером 14 декабря. Отпевание протоиерея Александра Пестрякова состоится в понедельник, 19 декабря, после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. Отец Александр родился 11 сентября 1961 года в Саратове, в семье врачей. Семья была неверующей, к Богу пришел в детстве благодаря своей няне Варваре Тимофеевне, с которой был очень близок. В 1983 году окончил Саратовский медицинский институт, работал на «скорой помощи». 6 ноября 1984 года втайне от родных крестился в Свято-Троицком соборе Саратова. В 1988 году тайно от родителей, пока они были в отъезде, уехал в Москву и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил с отличием. 11 августа 1991 года был рукоположен архиепископом Саратовским и Вольским Пименом во диакона, 18 августа того же года — во иерея. Преподавал в Саратовской православной духовной семинарии. В 1997 году был назначен первым и.о. настоятеля первого на постсоветском пространстве армейского храма в честь вмч. Димитрия Солунского в г. Саратове (ныне храм Спасо-Преображенского мужского монастыря). В октябре 1999 года при участии отца Александра было возвращено Церкви здание саратовского храма Рождества Христова (в 1974-1999 годах там размещался кожвендиспансер), и на Рождество 2000 года он совершил там первую Литургию. Служил во многих храмах Саратовской епархии : в Покровском, Серафимовском храмах, Алексиевском женском монастыре, Никольском мужском монастыре, Георгиевском храме, храме Архистратига Михаила с. Донгуз, Сергиевском храме п. Сергиевский, Свято-Духовом соборе, храме священномученика Космы Саратовского г. Саратова. Последним местом служения стал храм святителя Митрофана Воронежского г. Саратова. Награжден набедренником, скуфией, камилавкой, наперсным крестом и палицей . Саратовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Для верующего христианина нет сомнений в том, что русский народ находится под покровом Божией Матери. И сколько бы русский народ ни питали разными наукообразными иллюзиями, он опять и опять обращается туда, где истина живёт в своём немеркнущем свете − к вере Христовой. В начале 21-го века такой поворот мировоззрения явно наблюдается среди наших соотечественников, и если этот процесс затронет достаточно много душ, дотоле находившихся в рабстве идейных утопий, то это будет означать восхождение к новому веку Святой Руси, предсказанному нашими пророками в самом конце человеческой истории. Одним из знаменательных вех на пути возвращения русского народа к Истине явилось событие, произошедшее 10 лет тому назад 17 мая 2007 года в день праздника Вознесения Господня в Москве в храме Христа Спасителя, когда Патриархом Московским Алексием II и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополитом Лавром в присутствии 10 тысяч прихожан русских церквей всего мира (среди которых был и автор этого сообщения) был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Тем самым было провозглашено воссоединение ветвей Русской Православной Церкви, разъединённых в результате Гражданской войны 1918–1920 гг. Как отметил Президент В.В. Путин , присутствовавший в храме в качестве свидетеля, подписание Акта знаменовало собой окончание Гражданской войны, примирение «белых» и «красных», находившихся в идеологически противоборствующих лагерях почти столетие. За время вынужденного разделения зарубежная ветвь Русской Церкви сыграла колоссальную роль в окормлении выброшенных историческими бурями за пределы Отечества русских людей, консолидации Православия вдали от Святой Руси и приобщению к свету Истины многих славян в рассеянии сущих, а также других народов, среди которых пришлось проживать русским. О чем автор готов свидетельствовать как очевидец, приобщившийся к вере Христовой в лоне Русской Православной Церкви Зарубежом. Так, например, в Свято-Сергиевском соборе одного из крупнейших городов США Кливленда (Свято-Сергиевсикй собор в Кливленде. Восточно-Американская епархия РПЦЗ, Нью-Йоркское благочиние, ссылка 1 , ссылка 2 ), в котором службы ведутся на старославянском языке, доля великороссов в числе прихожан сейчас не превышает 15%. Остальную часть прихожан составляют украинцы, белорусы, сербы, хорваты, американцы, и представители всех наций, населяющих современную Россию. При соборе действует воскресная школа для детей, в которой преподаются русский язык и история, сестричество Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Настоятелем храма является уроженец Болгарии протоиерей Илия Марзев, а многолетним старостой прихода – хорват Георгий Баласко. При этом собор является сердцем русской общины Кливленда, сложившейся после Второй мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/18/va...

Колокола же, которые, по мнению руководства Нижкраймузея, не представляли «особенной историко-художественной ценности», в 1930 г. были проданы тресту «Металлом». Причем снимали их варварски: проводилось расширение пролетов арок колоколен, разрушали столбы и каменные перила. Несмотря на договоренность Горьковского краевого музея с заказчиком, последний разрушенные памятники зодчества ремонтировать отказался. В 1960 г. монастырский ансамбль как памятник архитектуры был взят под гос. охрану, но все его здания оставались в полуразрушенном состоянии. В мае 1974 г. Горьковская специальная научно-реставрационная производственная мастерская под рук. архитекторов Л. И. Пименова и Широкова начала исследования корпуса келий XVII в. Но вскоре эти работы были временно прекращены. В 80-х гг. ХХ в. наконец удалось осуществить серьезные реставрационные работы на объектах обители. Главным их итогом стала приостановка проседания свода Благовещенского собора, что позволило предотвратить его возможное обрушение. В 1991 г. Благовещенский собор вместе с нек-рыми др. постройками Н. Б. м. возвращен Нижегородской епархии, в обители стали совершаться богослужения. 25 сент. 1993 г. митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) направил в Н. Б. м. иеромонаха (впосл. архимандрит) Кирилла (Покровского), к-рый стал настоятелем. По благословению митр. Николая первоначально в стенах обители размещались курсы катехизаторов, а затем - Нижегородское духовное мужское училище, преобразованное в 1995 г. в семинарию. Обязанности ректора семинарии исполнял архим. Кирилл (Покровский). В 1995-1996 гг. на территории Н. Б. м. были произведены археологические исследования остатков монастырской стены и башен на сев.-вост. стороне, что позволило начать процесс их постепенного воссоздания и благоустройства территории. В 2004-2017 гг. восстановлен Алексиевский храм; покрыты новой кровлей братский и больничный корпуса; отремонтирована братская трапезная; ведутся работы по благоустройству Благовещенского собора, Сергиевской и Успенской церквей; построена часовня у св.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ситуацию в Сурожской епархии 9 июня 2006 г. 14:36 На заседании Священного Синода, состоявшемся 7 июня, была рассмотрена ситуация, сложившаяся в Сурожской епархии. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил, среди прочего, «напомнить Преосвященному епископу Василию об ответственности перед Богом и Церковью за выполнение обещаний, содержащихся в архиерейской присяге». Напомним, 24 апреля 2006 года епископ Сергиевский Василий направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II письмо, в котором сообщил о своем намерении перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В послании от 1 мая 2006 года епископ Василий призвал клир и мирян Сурожской епархии последовать за ним. 5 мая 2006 года Святейший Патриарх Алексий направил епископу Василию ответ, в котором призвал продолжить труды по окормлению паствы Сурожской епархии и выразил готовность лично принять Преосвященного епископа Василия для беседы. Позднее стало известно, что 2 мая епископ Василий направил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо, в котором просил принять его в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Отозвать данное обращение до обсуждения положения в епархии со Священноначалием Русской Православной Церкви Преосвященный епископ Василий отказался. В связи с возникшей ситуацией, Святейший Патриарх, по согласованию с членами Священного Синода, издал указы об увольнении епископа Сергиевского Василия на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в Сурожской епархии, о назначении временно управляющим епархией архиепископа Корсунского Иннокентия и о создании комиссии по расследованию сложившейся в епархии ситуации. 26 мая 2006 года комиссия приступила к работе. Несмотря на многократное приглашение, Преосвященный епископ Василий отказался от встречи с комиссией. В своем постановлении Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил решения, принятые Святейшим Патриархом Алексием, а также выразил сожаление в связи с отказом Преосвященного епископа Василия от встречи с комиссией, назначенной для рассмотрения возникшего конфликта. Синод обратился к Преосвященному епископу Василию с напоминанием «об ответственности перед Богом и Церковью за выполнение обещаний, содержащихся в архиерейской присяге», и призвал его «к сотрудничеству с Преосвященным архиепископом Корсунским Иннокентием, пастырями и верными чадами Сурожской епархии ради скорейшего уврачевания болезненных явлений, возникших в епархиальной жизни». Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/118775.htm...

Достопримечательностью церкви являлась древняя икона Святого Сергия Радонежского. Ею был благословлен Верховный адмирал Колчак, посетивший Уфу 13 и 14 мая 1919 года. В 1933 году, после закрытия Воскресенского Кафедрального Собора (1923), Никольской (1933) и Симеоновской церкви (1933), выполнявших поочередно функции Собора, эти функции стала выполнять Сергиевская церковь. Протоиереями при нем были Константиновский Виктор Степанович (1933г.), Булычев Николай Васильевич (1934-1937 г.г.), Федор Геллетров (1937г.) В 1937 г. весь притч церкви во главе с епископом Григорием был арестован. В течение нескольких лет храм стоял открытым, но служба не велась. За храмом присматривали церковные сторожа и уборщицы. Появившийся в годы Великой Отечественной войны в Уфе иеромонах Ксенофонт Синютин начал проводить в церкви службы в 1942 году. В 1943 году Патриархом Всея Руси Святейшим Алексием I был назначен на Уфимскую кафедру епископ Стефан (Проценко), настоятелем церкви стал Николай Бардуков. 3 июня 1944 года на имя архиепископа Уфимского Стефана была получена телеграмма И.В.Сталина с просьбой передать привет и благодарность верующим Сергиевской церкви г.Уфы, собравшим 200000 руб. в фонд Обороны Союза ССР и 140000 руб. на подарки воинам. В 1945 г., после ссылки, в Уфу был переведен архиепископ Иоанн Васильевич Братолюбов, настоятелем храма в это время был протоиерей Дмитрий Андреевич Логачевский. В 1945 г. протиерею Логачевскому, а также всему духовенству и верующим Сергиевской церкви была вынесена благодарность командованием госпиталя 4018 за переданные в госпиталь средства, подарки и помощь раненным. В 1946 весь притч церкви был награжден медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Только за 1945 год приходом Сергиевской церкви было пожертвовано 919500 рублей. В 1955 году настоятелем храма был назначен о. Николай Михайлович Кушков, возвратившийся из Харбина и служивший в этой церкви до своей смерти в 1961 году. С 1961 по 1974 год настоятелем храма был Леонид Яковлевич Кравец.

http://sobory.ru/article/?object=01008

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА (Кедров Владимир Викторович; род. 21.04.1931, с. Высокое Рязанского р-на Рязанской обл.), митр. Чебоксарский и Чувашский. Из священнического рода, известного в XVII в. Дед В. Иоанн служил священником в храме Иоанна Богослова в с. Высоком, в 1929 г. был репрессирован, отца арестовали в 1931 г., за 4 дня до хиротонии, к-рая и послужила поводом к аресту, впосл. он был расстрелян. В 1952-1953 гг. В. Кедров прислуживал в Троицком храме в с. Бахмачееве Рязанской епархии, где настоятелем был его двоюродный дядя прот. Петр Смирнов. В 1953-1955 гг. Кедров служил иподиаконом при Рязанском еп. Николае (Чуфаровском) . В мае 1955 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, назначен помощником ризничего, 10 дек. того же года архим. Пименом (Извековым , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в Сергиевском трапезном храме лавры пострижен в монашество с именем в честь ап. Варнавы. 15 февр. 1956 г. в Богоявленском соборе Москвы Патриархом Алексием I рукоположен во иеродиакона, 9 марта 1957 г.- во иеромонаха; исполнял послушание главного уставщика лавры. В 1960 г. возведен в сан игумена, 8 окт. 1965 г.- в сан архимандрита. С 18 янв. 1956 г. нес послушание ризничего, в 1970-1974 гг. состоял благочинным и исполняющим обязанности наместника лавры. В 1971 г. от братии ТСЛ входил в состав комиссии по проведению Поместного Собора РПЦ, позднее был членом этого Собора. 18 нояб. 1976 г. определен быть епископом Чебоксарским и Чувашским. Хиротония, которую возглавил Патриарх Пимен, состоялась 30 нояб. 1976 г. в Трапезном храме лавры. 7 сент. 1984 г. возведен в сан архиепископа, 25 февр. 2001 г.- в сан митрополита. За более чем 20-летнее служение В. на Чебоксарской кафедре было открыто 200 приходов (в 1976 в Чувашии действовало 35 приходов), из руин были восстановлены муж. мон-ри: чебоксарский во имя Св. Троицы , алатырский во имя Святой Троицы ; началась иноческая жизнь в жен. мон-рях: чебоксарском в честь Преображения Господня , алатырском Киево-Николаевском Новодевичьем , цивильском в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Иверской иконы Божией Матери в с. Шерауты.

http://pravenc.ru/text/154279.html

Проводивши этого высоко почтенного гостя, я отправился на праздник в Университетскую церковь . Литургию совершал преосвящ. Алексий, при участии Настоятеля церкви, протоиерея Н. А. Сергиевского и др. – О. Сергиевский рассудил почему-то, вместо собственной проповеди, прочитать Слово в Бозе почившего митрополита Филарета, говоренное им в 1837 году по освящении храма св. мученицы Татианы, в котором совершалось Богослужение 2059 . По окончании литургии и затем молебна последовал в Университетском зале торжественный акт, на котором присутствовал Генерал-Губернатор и другие знатные особы. На акте читана была ординарным профессором В.А. Легониным 2060 речь: „О расстройствах выражения субъективных состояний (афазия) в судебно-медицинском отношении“. – Затем Ректором Университета Н.С. Тихонравовым читан —743— 1883 г. был отчёт о состоянии М. Университета за 1882 год. В отчёте этом г. Тихонравов коснулся покойного профессора С.М. Соловьева , по поводу поставления в Университетском зале его портрета, и тут же публично обратился ко мне с изъявлением благодарности за радушный приём в своих кельях, когда я был синодальным ризничим, приём, оказываемый покойному историку, при занятиях его рукописями Синодальной библиотеки. Студенты, недовольные за что-то на Ректора, имели намерение выразить ему на акте своё неудовольствие какой-то демонстрацией, но моё, неожиданное для них, присутствие разрушило их план. У них явилось настолько деликатности, что они, в присутствии приезжего посетителя, оставили без исполнения свой замысел против своего начальника. После акта были мы с преосвящ. Алексием у профессора Богословия, протоиерея Н.А. Сергиевского на завтраке. 13-го числа получил я из Твери телеграмму следующего содержания: „Города Торжка женского монастыря казначея с сёстрами покорнейшее прошение: просим позволения погребсти усопшую игуменью Мартирию внутри ограды монастырской. Казначея Иоанна и сестры; резолюции ожидаем через Консисторию“. Тогда же дан мною ответ на имя Секретаря Консистории:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010