В 1960-х - начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года территорию монастыря занимает психоневрологический интернат 3, подчиненный Мособлсобесу. Никольский собор, отреставрированный в 1964-1965 гг. в формах XVI в., занят столовой. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на много десятилетий. В соответствии со ст. 54 устава местной православной религиозной организации прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь Дмитровского района Московской области (свидетельство о регистрации 1216 от 15.09.2000 г.) настоящим вышеозначенный приход реорганизуется в форме преобразования в православную религиозную организацию подворья Николо-Пешношского монастыря - Богородицерождественскую церковь села Пустынь Дмитровского района Московской области. 19 августа 2007 года начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальное открытие возрожденного Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября того же года. На торжественном открытии монастыря присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Интересно, что список с чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», хранящийся в монастыре, именно в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии " Ольсово " для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00506

издавался М. Н. Катковым — 262 «Старая и новая Россия» — см. «Древняя и новая Россия» «Странник» (1860–1917) — петербургский учено–литературный журнал — 92 «Христианское чтение» (1821–1917) — петербургский журнал — 69, 75, 150 «Церковно–общественный вестник» (1874–1886) — петербургский журнал, издавался при Санкт–Петербургской Духовной академии — 168, 173 «Церковный вестник» (1875–1916) — еженедельный петербургский журнал; орган Святейшего Синода, издавался при Санкт–Петербургской Духовной академии — 55, 69, 173, 259 Полки военные Измайловский полк — 54 Кавалергардский полк на Захарьевской улице — 83, 106, 120, 122 Семеновский полк — 59 Православные культовые сооружения ЛАВРЫ Киево–Печерская лавра — первоначально Печерский монастырь, основан в XI веке святыми Антонием и Феодосием; лавра с 1786 г. — 20, 24, 42 Лавра, Александро–Невская лавра — см. Свято–Троицкая Александро–Невская лавра Почаевская лавра — Почаевско–Успенская мужская лавра в Волынской губернии; основана в 1597 г. как монастырь в местечке Почаеве, близ города Кременец; лавра с 1833 г. — 42 Свято–Троицкая Александро–Невская лавра — первоначально Александро–Невский монастырь, основан Петром I в 1710 г.; лавра с 1742 г.; современный адрес: площадь Александра Невского, 1, набережная реки Монастырки — 3, 13, 16–18, 20, 24–26, 43, 46, 47, 52, 72, 74, 78, 85, 89, 96, 107, 111, 114, 118, 121, 123, 128, 132, 133, 135, 137, 143, 147, 150, 152, 156, 163, 165, 213, 225, 244, 245 Троице–Сергиева лавра — первоначально Троице–Сергиевый монастырь (вблизи Москвы), основан Сергием Радонежским около 1335 г.; лавра с 1744 г. — 13, 20, 24, 26, 123, 213, 215, 216, 217, 245 Троицко–Сергиевская, Сергиева лавра — см. Троице–Сергиева лавра МОНАСТЫРИ Андроньевский монастырь — Спасо–Андроников мужской монастырь в Москве; основан в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Прямикова площадь, 10; закрыт в середине 1920–х гг. — 156, 219 Богоявленский мужской монастырь в Москве — основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем; современный адрес: Куйбышевский проезд, 2/6; закрыт в 1929 г. — 27, 174, 206 Вифания — Спасо–Вифанский мужской монастырь вблизи Троице–Сергиевой лавры, основан в 1783 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

К рассылке прилагается также английский перевод письма, которое было вручено мне лично в воскресенье 7 мая 2006 г. отцом Михаилом Дудко, который все еще находится в Лондоне. Я открыл это письмо после Литургии, после того как уже сказал прихожанам, что я просил Его Святейшество Патриарха Алексия отпустить меня во Вселенский Патриархат вместе с теми священнослужителями и мирянами, которые захотят последовать за мной. Я добавил: «Я бы хотел ясно дать понять, что я полностью поддерживаю единство Русской Церкви в Западной Европе и считаю, что нынешний шаг является наилучшим способом достигнуть этой долгосрочной задачи». Обсудив письмо с отцом Михаилом, я дал согласие не принимать окончательного решения до встречи с Патриархом Алексием, который предложил мне встретиться после 25-го мая в Москве. Однако перед собранием Приходского совета в понедельник вечером отец Михаил известил меня, что Патриарх Алексий не знал в то время, когда писал мне, что я уже отправил письмо Патриарху Варфоломею, и что поэтому он, в конце концов, не намерен встречаться со мной, пока я не откажусь от этого письма. После собрания совета, примерно в 11 часов вечера, отец Михаил сказал мне, что Патриарх требует немедленного ответа по телефону и что письменный отказ от моего письма Патриарху Варфоломею должен появиться в Интернете на следующий день. Я уведомил отца Михаила в том, что я не намерен отзывать свое письмо, адресованное Его Всесвятейшеству Патриарху Варфоломею. Послание Патриарха, несмотря на свой большой объем, не затрагивает ряд проблем, имеющих исключительное значение: 1. Источник существующих проблем. Утрата «мира и стабильности», упомянутая в письме, произошла задолго до смерти митрополита Антония. Ее началом, по меньшей мере, следует считать период, когда в епархии находился епископ Иларион, а вероятно, и ранее. 2. Националистические предрассудки. «Отсутствие» «националистических предрассудков» в Русской Церкви не очевидно ни в России, ни в русской диаспоре в Великобритании. 3. Наследие митрополита Антония. Из письма не понятно, кому решать, в чем заключается наследие митрополита Антония, и как его нужно сохранять. Должны ли это решать те, кто работал с ним многие годы, или же те, кто с ним не работал?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епископ Василий не принял предложение встретиться для обсуждения ситуации со Святейшим Патриархом Алексием и не дал письменного ответа на обращение к нему Предстоятеля Русской Православной Церкви. Причины перехода и выбор момента перехода в Константинопольскую юрисдикцию были изложены епископом Василием в Открытом письме членам Сурожской епархии от 16-го мая 2006 г. Епископ Василий писал, что предпринял переход в другую юрисдикцию «потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее «нормальной» епархии за пределами России», первоочередной заботой которой, по его мнению, будут недавно приехавшие из бывшего Советского Союза. Епископ Василий объяснял свой переход также длительным временным статусом его, как управляющего епархией, отсутствием помощи со стороны архиепископа Анатолия, противостоянием с протоиереем Андреем Тетериным и частью Приходского совета, кампанией в Интернете против него, как управляющего епархией и тем, что, по словам епископа Василия «я видел, как я постепенно выдыхаюсь под давлением оппозиции». Единоличный характер принятия решения, то есть отсутствие предварительных консультаций с клиром и Епархиальным собранием объясняется епископом Василием тем, что он боялся увольнения на покой до того, как сможет предпринять шаги «чтобы клир был бы освобожден от подчинения Патриархату». В связи с этим Комиссия отметила, что нет свидетельств того, что «первоочередной заботой» Сурожской епархии хотели сделать попечение о новоприбывших из бывшего Советского Союза в ущерб сохранению попечения об англичанах и представителях старой эмиграции. На протяжении нескольких лет после смерти митрополита Антония в соответствии с его видением будущего Сурожской епархии церковная жизнь оставалась там вполне самобытной. Также нет свидетельств и о том, что Московским Патриархатом ставилась под сомнение традиционная для епархии миссия среди англоговорящих. Несмотря на именование Преосвященного Василия епископом Сергиевским, а не Сурожским это обстоятельство не влияло на полноту его полномочий, как официально назначенного Священным Синодом Управляющего епархией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203443...

После революции Свято-Троицкую единоверческую церковь постигла та же участь, что и тысячи храмов в России - церковь осквернили и оставили в полуразрушенном состоянии. Только намного позже здание отремонтировали и сделали из него ДК Автомобилистов. Внешний вид иконостаса не восстановить, так как он был уничтожен революционерами, а иконостасы в то время не фотографировали. http://stkse.orthodoxy.ru/nid613.htm Каменный, однопрестольный. Заложен в 1818 г. как единоверческая трехпрестольная церковь. Построен на средства купца Я. В. Рязанова в стиле классицизма. Правый придел во имя свт. Иоанна Златоуста, патр. Константинопольского, освящен 12 ноября 1839 г. Левый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освящен 13 октября 1849 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 13 мая 1852 г. В 1854 г. пристроена каменная колокольня. В 1922 г. изъято 10 пудов 26 фунтов 5 золотников серебра (174,4 кг.). С 1928 г. до закрытия в храме находились частицы мощей четырех святых: прор. Иоанна Предтечи, первомуч. Стефана, вмч. Иакова Персянина, мч. Меркурия Смоленского, вложенные в металлическую раку. Закрыт в 1930 г., единоверческой и сергиевской ориентации. Снесены купола и колокольня. Возвращен в 1996 г. В 1997 г. увеличена алтарная апсида. В 1998-1999 гг. заново возведены купольные барабаны. В 2000 г. заново возведена колокольня. Освящен Патриархом Алексием II 24 сентября 2000г. Источник информации - Церковь строилась долго и стилистически (в частности, наличием крупных люкарн в основании купола) предвосхитила Успенскую церковь Верх-Исетского завода, хотя была построена (без колокольни) почти одновременно с ней. Молитвенный дом старообрядческого общества (часть будущей церкви) был возведен еще до 1824 года. Церковь представляла собой однокупольный храм с просторной, квадратной в плане, трапезной. В 1838 году встал вопрос о ее достройке, но окончательный вид она приобрела лишь в 1854 году. Традиция, приписывающая авторство проекта Троицкой церкви архитектору М.П. Малахову, весьма сомнительна, хотя некоторые черты его почерка, особенно в подкупольной части интерьера, присутствуют. Существуют документальные свидетельства нежелания Малахова участвовать в достройке церкви, что было бы маловероятным, если бы архитектор был автором ее первоначального проекта. Возможно, М.П. Малахов лишь корректировал проект и контролировал первый этап строительства. Сопоставление различных факторов (как стилистических, так и временных) говорит о наиболее вероятном участии в достройке церкви А. Гартмана. Манера мастера наиболее ярко проявляется в архитектуре четырех малых главок и боковых четырехколонных ионических портиков. В последнюю очередь по проекту архитектора К.Г. Турского была воздвигнута колокольня, завершившая сложный путь формирования облика Свято-Троицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01238

8) Евангелие малое, в сребропозлащенном окладе с финифтяными изображениями, украшенное бриллиантами, изумрудами и стразами. Дар игумена Амвросия, жившего в Александроневской лавре. 9) Евангелие малое, в сребропозлащениом окладе с финифт. изображениями, унизанными стразами, подаренное киевским митрополитом Филаретом тульскому почетному гражданину Михаилу Ивановичу Сушкину, нынешнему игумену русского Пантелеймонова монастыря архимандриту Макарию. 10) Евангелие, печатанное в Москве во время царя Феодора Алексеевича. 11) Икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, дарованная великим князем Алексием Александровичем покойному иеромонаху сей обители о. Арсению лично в С.-Петербурге. 12) Древняя икона Иверской Божией Матери, шитая по фольге стеклярусом, принадлежавшая Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери Петра великого. Пожертвована в монастырь ее дальними родственниками. 13) Икона-складни, пожертвованная бывшим начальником константинопольской миссии, a ныне наместником Свято-Троицкой Сергиевской лавры архимандритом Леонидом, посещавшим св. гору. На иконе надпись такая:: «Икона престольных праздников церквей и параклисов стараго русского Афонскаго монастыря св. Пантелеймона целителя, устроенная и пожертвованная настоятелем Воскресенскаго, Новый иерусалим именуемаго, монастыря, Архимандритом Леонидом в 1874 году, в знак его усердия и в память начатаго возобновления сей древней обители. Да будет же мир в силе ея, и обилие в столпостенах ея от ныне и до века». На иконе изображены: 1) св. великомученик Пантелеимон, 2) Св. Троица, 3) Рождество Богородицы, 4) Рождество св. Иоанна Предтечи, 5) св. великомученик Георгий, 6) св. безсребренники Козма и Дамиан, 7) св. Николай мирликийский и 8) св. архидиакон Стефан. 14) Архиерейское облачение, присланное в дар обители, блаженной памяти, Антонием, архиепископом воронежским. 15) Архиерейское облачение, пожертвованное преосвященным Александром епископом полтавским, в бытность его на Афоне. 16) Мантия киевского митрополита Филарета, дарованная им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 ноября 1873 г. состоялось освящение Николаевского придела, Сергиевский придел был приготовлен в июне 1877 г. Антиминс был выдан преосвящ. Алексием еще 1 февраля 1877 г. Освящение состоялось 25 сентября 1878 г. В главном храме в честь Успения Божией Матери освящение было 29 сентября 1885 г. Эта церковь соединена с каменною колокольней, трехъярусной, высотою 17 саж., с высоким шпилем, обитым белою жестью и с вызолоченным крестом. На колокольне 6 колоколов. Большой в 214 пуд. 15 фун. куплен в 1889 г. на Нижегородской ярмарке, повешен во 2-м ярусе. Остальные колокола висят в 3-м ярусе. Второй в 41 пуд 2 фун. слит 5 февраля 1796 г. при свящ. И. Иванове и церковном старосте Петре Михайлове. Третий в 4 пуд. 14 фун. слит 8 марта 1718 г., на нем надпись: «выменен в село Баскаки, в вотчину Александро-Невского монастыря к церкви св. Николая». Этот колокол был разбит. Четвертый и пятый колокола приобретены в 1845 г. на кошельковую сумму. Под колокольнею на паперти, при входе в трапезу. На правой стороне устроено помещение для церковных вещей (мука, масло, вино и др.), а с левой стороны закрытый ход на колокольню по деревянным лестницам. На колокольню ведет еще другой «запасный» ход по каменной лестнице вокруг столба. Он находится на северной стороне колокольни при связи с церковью. В 1896-99 гг. к паперти приделано из дикого камня крыльцо со ступенями, расходящимися на три стороны. Тогда же закрыли деревянною дверью с запором бывший открытый вход на паперть. До построения каменной колокольни, после уничтожения высокой восьмиугольной, часть коей и ныне существует (вделана в стены церковного амбара), колокола повешены были под навес на бревенчатых столбах. Кругом обеих церквей и приходского кладбища расположена из дикого камня ограда, в пролетах между столбами ее вставлены узорчатые решетки работы краснохолмского цехового мастера Ивана Баруздина и г. Весьегонска мещанина Кузьмы Глинского. Ограда строилась в 1889-91гг. на церковную кошельковую сумму. Построение ее и доставка дикого камня из рек, полей и лесов производились на церковные средства.

http://sobory.ru/article/?object=10568

Такой примирительный тон резолюции разительно отличается от документов прежних Всезарубежных Соборов. Тем самым нынешний Собор фактически согласился с Патриархом Алексием II, заявившим в декабре прошлого года, что политических причин для разделения «больше нет». Будет ли православная эмиграция в ближайшем будущем молиться за Патриарха Московского как за главу единой Церкви? Пожертвует ли Московский Патриархат своим участием в экуменическом движении и международным престижем ради сближения со своей зарубежной частью? Так или иначе, в Московском Патриархате уже дали положительную оценку решению Собора епископ Егорьевский Марк (Головков) и секретарь комиссии по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов. Однако от высших иерархов Московского Патриархата комментариев пока не последовало. Видимо, это объясняется тем, что документ вступит в силу только после своего утверждения на Архиерейском Соборе РПЦЗ, который продлится до 19 мая. При этом единства среди иерархов Зарубежной Церкви нет. В частности, епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) заявил 13 мая, что ждет от Москвы «публичного покаяния за сотрудничество с властью в советские годы». В любом случае единство русского православия временно откладывается независимо от решений Зарубежной Церкви. Пока православная эмиграция заседала в Сан-Франциско, крупный церковный скандал произошел в Лондоне. 24 апреля управляющий Сурожской епархией епископ Сергиевский Василий (Осборн) обратился к Алексию II с просьбой «отпустить» его и часть паствы в Константинопольский Патриархат. На фоне IV Всезарубежного Собора «просьба» епископа Василия выглядела явным диссонансом. 5 мая Осборна вызвали в Москву для переговоров. Так и не дождавшись своего епископа, Патриарх Алексий II освободил его от занимаемой церковной должности с сохранением сана. Уйти ко Вселенскому Патриарху Осборну запретили, а на его кафедру был назначен архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Однако опальный епископ не намерен подчиняться указу Патриарха. В этом конфликте Алексий II определил основной принцип своей церковной политики: «Вынужденные разделения всегда мыслились как временные, сегодня они успешно преодолеваются».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

… 1823 г. сооружена серебряная рака для Прпп. Сергия и Германа. 1858 г. 15 июня в монастырском соборе, в нижней его церкви, по перестройке, освящен храм во имя Прпп. Сергия и Германа. … 1892 г. 26 июня освящен нижний монастырский собор во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. … 1899 г. 18 июля в Сергиевском скиту освящен каменный храм во имя прп. Сергия, Валаамского чудотворца. … 1903 г. освящен каменный храм в Германовском скиту во имя прп. Германа, Валаамского чудотворца. … 1990 г. в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вновь совершено освящение главного престола нижнего соборного храма во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. … 1996 г., 9 - 12/22 - 25 июля Святейший Патриарх Алексий II посетил Валаамскую обитель. Им было совершено освящение вновь сооруженной раки над мощами Прпп. Сергия и Германа, почивающих под спудом. Тропарь, глас 4: Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии,/мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы,/и в морский остров вселистеся,/и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/постом, бдением же и всенощным стоянием/плоти своя духу мудре повинули есте./Сего ради от вседержительныя десницы/достойныя венцы прияли есте./И ныне Пресвятей Троице предстояще,/молитеся, всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/сохранитися в мире отечеству нашему, и спастися душам нашим. Кондак, глас 4: От мирского жития изшедше, отвержением же мира Христу последовасте, и достигосте великого Нева езера, и в нем на острове Валааме всельшеся, равноангельским житием пожили есте: отонудуже веселящеся, пришли есте к небесным чертогам. И ныне со ангелы Владычню престолу предстояще, поминайте нас, чад своих, яже собрали богомудрии, да радостно от души вопием: радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Молитва: О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков.

http://pravicon.com/info-3351

Православная Церковь Америки В США епископ Алексий приехал в июле 1968 года, незадолго до получения Американской Церковью автокефалии. Изначально идея независимости Американской Церкви принадлежала протоиереям Александру Шмеману и Иоанну Мейендорфу. Именно на волне их авторитета и личной харизмы и возникла Американская Православная Церковь. После Второй мировой войны в Америке сохранялись приходы, которые находились в Экзархате Московского Патриархата. К ним, в частности, относился и Свято-Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке. Между тем, иерархи Русской митрополии в Америке давно мечтали не только о фактической, но и о канонической независимости от Москвы. Накануне поездки протоиереев Шмемана и Мейендорфа в Москву с прошением о даровании автокефалии Американской Церкви я присутствовал при их встрече с архиепископом Алексием в Принстонском университете. Владыка попросил меня сопровождать его на встречу. Мы сидели в комнате с камином за большим, богато сервированным столом. Отцы Александр и Иоанн сообщили владыке, что едут в Москву добиваться автокефалии. Мы, клирики Патриарших приходов, уже слышали об этом и были очень огорчены. Архиепископ Алексий напомнил собеседникам, что прежде чем ехать в Москву, надо прекратить вражду с Патриаршими приходами, попросить прощения у Матери Церкви и только потом ехать и просить независимость. Было видно, что эти слова им не понравились. Отец Иоанн Мейендорф сказал, что как только будет получена автокефалия, то приходы, оставшиеся в канонической юрисдикции Московского Патриарха, автоматически войдут в ПЦА. На этом разговор закончился, но перед тем, как расстаться, владыка Алексий посмотрел на отцов и сказал: «Вы оба были моими студентами в Свято-Сергиевской семинарии в Париже, и потому скажу вам, что ваше решение принесет много испытаний Православию в Америке». Архиепископ Алексий вскоре был переведен в Европу. В марте 1970 года временно управляющим Патриаршими приходами Северной и Южной Америки был назначен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который в апреле подписал с архиепископом Русской митрополии Иринеем соглашение об условиях предоставления независимости ПЦА. Десятого апреля, за шесть дней до своей кончины, Патриарх Алексий I подписал Томос о даровании автокефалии Православной Церкви в Америке.

http://pravoslavie.ru/62555.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010