После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв). 11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата. 15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата. В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви. 24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений. После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной. Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма. В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости». В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска. В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

На плато сохранились колокольня (XIX в.), Воздвиженский храм (1850, стал библиотекой военчасти), часовня на могиле митрополита Хрисанфа (1893), корпуса, памятник Пушкину 1952 г. (перенесен из Севастополя в 1983 г.). В 2005 г. на краю обрыва над храмом св. Георгия (стоит на террасе и является сердцем архитектурного ансамбля), установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному (ученик Христов изображен распятым на Х-образном «Андреевском кресте»). Святыни [ править править код ] Копия древней иконы святого великомученика Георгия Победоносца По мнению Бертье-Делагарда, именно свт. Игнатию (Газадини) принадлежала древняя икона св. Георгия, которую позже чтили как явленную в 891 г. До сер. XIX вв. источники не связывают этот образ с чудесным спасением греческих купцов и не называют его принадлежащим обители. Лишь в 1815 г. единственный автор Владимир Броневский видел, что здесь «показывают одно дерево, на котором явился чудотворный образ св. Георгия»; комментарий Бертье-Делагарда по данному поводу таков: «Это действительно существовавшее предание могло бы служить некоторым указанием, если бы достаточное основание счесть его идущим глубже русских времен (присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. – ред.); во всяком случае, оно ничего общего не имеет с рассказом о мнимом тысячелетии. То дерево, на котором указывали явление иконы, не только теперь (1910) не существует, но уже и задолго перед Крымской войной его не было или его не знали в монастыре, и предание о явлении иконы исчезло бесследно, мимолетно появившись». После переселения в 1778 г. крымских христиан во главе со свт. Игнатием в Приазовье, икона находилась в доме архипастыря в Мариуполе. После кончины свт. Игнатия в 1786 г. образ установили на его могиле в старой церкви св. Харалампия, в сер. XIX в. перенесли в новый храм. В 1891 г. – в ответ на просьбу монастыря о возвращении иконы в Крым – Синод постановил ежегодно переносить образ в обитель на время с апреля до 15 окт. С 1965 г. икона находится в Национальном художественном музее Украины в Киеве (выставлена в экспозиции). Византолог Николай Васильевич Покровский датировал образ рубежом XI-XII вв. (1895), Бертье-Делагард – рубежом XII-XIII вв.На стыке XX-XXI вв. для Свято-Георгиевской обители создана копия древней иконы. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

В 1867 году в придельной церкви иконостас грубой работы и ветхий заменен новым. Затем постепенно была заменена тесовая крыша железною на собранные по сборным книжкам суммы. В 1881 году главный храм, бывший холодный, с устройством печей превращен в теплый. В 1884 году покрыты железом алтари церкви, сквозное крыльцо сделано закрытым с 3-х сторон с устройством дверей и рам. В 1896 г. прежняя ветхая глава снята и заменена новой, по недостатку средств меньшего размера. В годы советской власти церковь оставалась открытой до 1932 года. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. В 1950-х годах, после проведения ремонтно-восстановительных работ, здание Анастасиевской церкви было передано Псковской областной библиотеке и долгие годы использовалось как книгохранилище. В 1952 году произведена смена кровли и стропил над четвериком, покрытия купола. Постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 года храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения. Современное состояние [ править править код ] 12 августа 2003 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия состоялось собрание прихода храма, где был принят устав и выбран приходской совет во главе с председателем священником Евгением Ковалевым. 12 сентября приход был зарегистрирован как религиозная организация Русской Православной Церкви. 11 ноября 2003 года в день памяти святой преподобномученицы Анастасии, у стен церкви был отслужен первый водосвятный молебен с крестным ходом. Поначалу полагали, что храм освящен во имя святой преподобномученицы Анастасии, монашествующей. Но после выхода в свет книги «Храмы и монастыри губернского Пскова», в которой краеведом Натаном Феликсовичем Левиным была опубликована статья из «Псковских губернских ведомостей» об освящении обновленного храма в 1844 году, узнали, что ранее храм именовался в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. 4 ноября 2004 года подписан трехсторонний договор между общиной храма, Министерством имущества Российской Федерации в лице территориального управления по Псковской области и Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры. Согласно этому документу с 1 января 2005 года храм передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви в лице общины.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Анаста...

  Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества. В 1998 году перезахоронена на территории Покровского монастыря.. рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Старица Матрона Московская причислена к лику праведных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии.   Ее мощи были перенесены в московский Покровский монастырь, где в одной из церквей покоятся и сейчас. Блаженная предсказывала, что после ее смерти “через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу”. Но только людям с чистыми помыслами стоит приходить к ней - не за богатством или карьерой, а если беда на пороге. Если душа плачет, святая Матрона успокоит и даст надежду.   Акафист  блаженной старице Матроне Московской Кондак 1 Избранной Богом от младенческих пелен и даром прозорливости, чудотворения и исцеления благодатию Духа Святаго одаренной, блаженной старице Матроне, нетленным венцем от Господа на Небеси увенчанной, соплетаем и мы, православнии, на земли венец похвальный из песней духовных, ты же, блаженная мати, приими сие от наших сердец благодарных, и яко имущая дерзновение пред Господем, от всяких нас бед, скорбей, болезней и козней вражиих избавиви, да с любовию поем ти: Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице. Икос 1 Ангел во плоти в рождестве твоем явилася еси на земли; аще и без телесных очес узрелася еси от всех, но Господь, умудряяй слепцы и праведных любяй, просвети духовная очеса твоя, да явишися предвидящая будущая, яко настоящая, и от всяких многообразных болезней страждущих исцеляющая. Мы же за сие зовем ти, мати, таковая: Радуйся, от младенчества Богом избранная; Радуйся, благодатию Духа Святаго от пелен осиянная. Радуйся, дарованием чудотворения измлада наделенная; Радуйся, премудростию от Бога свыше одаренная. Радуйся, телесных очес лишенная, очесы душевными просвещенная; Радуйся, паче зрящих и мудрецов века сего Богом умудренная. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

http://isihazm.ru/?id=1853

Несомненно, что к 1926 году, до получения степени PhD (доктора философии по русской словесности) Карлова университета, перед Владимиром Кульманом вырисовывается жизненный путь его отца, Н. К. Кульмана. Об этом говорит его студенческое участие в Пражском «Ските» поэтов, самым известном литературном объединении Праги. Он шел по стопам отца практически до своего поступления в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Но неприятие современной ему богоборческой деятельности, последующее знакомство и прислуживание за богослужениями архиепископу Сергию (Королеву), неожиданная смерть младшего брата Константина – все это повлияло на выбор иного жизненного пути. А еще – воззвание в России патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку», найденное Владимиром в Славянской библиотеке Праги: «Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосердия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата». В 1928 году он поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, в 1930 г. был пострижен в монахи в честь ученика преподобного Сергия – Мефодия Пешношского, а в 1931 году – рукоположен и назначен настоятелем в Аньер, где прослужил 43 года, до конца своих дней. Иеромонах Мефодий в Аньере Издательская деятельность епископа Мефодия не знает себе равных. Ежемесячный журнал “Вечное» выходит с 1948 по 1974 год под его личной редакцией. Святоотеческие книги, от Толкования Евангелия до жизнеописания иеросхимонаха Амвросия Оптинского, «Приходские листки», а с началом паломничеств в Святую землю с 1952 года – «Паломнические листки», отдельные книги по богослужению, проповеди, истории Святой земли. При маленьком храме в пригороде Парижа было организовано приходское убежище для женщин, затем монашеская община, четверговая школа, детский сад, амбулаторный пункт, оказывалась помощь неимущим во время оккупации Франции. Недаром митрополит Евлогий (Георгиевский) считал храм в Аньере одним из лучших. Паломничества в Святую землю позволяли доставлять одежду и денежные средства нашим русским обителям, забытым с Первой мировой войны, что стало полнотой христианского милосердия и подъема духа для русской эмиграции. И до сих пор «Сборник песнопений паломника» епископа Мефодия переиздается и используется в паломничествах по Святой земле.

http://blog.predanie.ru/article/chelovek...

Новая каменная Преображенская церковь с приделом gpenoдoбhoro Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 1836-1842 годах. Он считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву. В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе. В советское время Преображенский храм закрыли. В 1941 году сюда въехал клуб. Позднее, в 1960-х годах советские власти приняли решение сохранить радонежские памятники. В 1974-м храм был поставлена государственную охрану и отреставрирован. На ближайшие два десятилетия Загорский государственный музей-заповедник разместил в его стенах экспозицию, посвященную истории Радонежа. Современное состояние [ править править код ] Спустя всего несколько месяцев указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры . В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. Сейчас фрески и иконостас восстановлены. Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской. Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели. Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М. Клыкова и архитектора Р.И. Семержиева и установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года. Памятник представляет собой фигуру старца в монашеском одеянии, руки его молитвенно сложены у груди. В середине фигура мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках. Надпись: «Сергию Радонежскому благодарная Россия». Небольшая часовня Матроны Московской византийской архитектуры расположилась за восточной линией церковной ограды. Эта часовня - дар братьев Кудашкиных. Братья-благотворители приобрели её в Греции и в разобранном виде доставили в Радонеж. В самое короткое время часовню собрали и в феврале 2013 года освятили. Бросается в глаза её необычное черепичное покрытие, характерное для Византии, Сербии, Греции и других Балканских стран. В часовне хранится крест с могилы блаженной Матроны Московской (1881-1952).

http://azbyka.ru/palomnik/Радонежское_по...

По письменным свидетельствам, к концу XIX века храм был окружен сделанной из кирпича оградой с восьмигранными угловыми башенками, имеющими по два яруса. Их формы и длинные шпили напоминали архитектурные решения Уточьей башни Лавры . По описи 1898 года при храме насчитывалось более 180 дворов с 1143 прихожанами. В 1902 году к церкви пристроили западную крытую кирпичную паперть. В 30-е годы прошлого века в приходской общине церкви было почти 600 человек. Однако, несмотря на это, в 1939 году Воскресенский храм по решению властей закрыли. На следующий год полностью разобрали ограду церкви и использовали уцелевшие кирпичи для работ по благоустройству расположенного неподалеку рынка. А в 1952 году разобрали два верхних яруса высокой колокольни. Помещения храма в эти годы эксплуатировали под различные производства. При этом старый иконостас и все внутреннее убранство храма были полностью утрачены. Современное состояние [ править править код ] Передача церкви общине верующих состоялась в начале 1990-х годов. И сразу же началась ее непростая реставрация. Восстановлению храма помогали старые чертежи, описания и фотографии, сделанные в конце XIX – начале XX веков. Композиция Воскресенского храма традиционна для городских культовых зданий, строившихся в российской провинции в XVIII-XIX веках. Она состоит из трех частей: одноглавой церкви, небольшой трапезной и высокой колокольни, вытянутых в одну линию по направлению с востока на запад. Однако, Воскресенский храм во многом отличается от церквей своего времени, поскольку наделен чертами эпохи классицизма. Он имеет характерные для этого стиля четкие, геометрически правильные формы. К высокому двухсветному бесстолпному четверику основного храма пристроены три низких полукруглых абсидных выступа. Фасады вверху завершаются лаконичными треугольными фронтонами. Церковь покрывает полукруглый свод, завершенный круглым в сечении барабаном. А венчает храм небольшая луковичная главка, размещенная на небольшой изящной шейке. Рядом находится небольшая квадратная трапезная. Входы в нее со стороны четверика оформлены как арочные пролеты. Колокольня выстроена в три яруса, убывающие внизу вверх.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

В 1928 году отец Исаакий окончил Парижский Богословский институт и после рукоположения в иеромонахи был направлен в Прагу, где он прослужил 17 лет. Затем последовали арест и заключение в Карагандинскую тюрьму. После освобождения из Карлага в 1947 году он 10 лет был настоятелем Алма-Атинского Свято-Никольского кафедрального собора. Далее следовало непродолжительное, но плодотворное пребывание в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Последние 23 года своей жизни (1958—1981) архимандрит Исаакий настоятельствовал в Свято-Вознесенском соборе города Ельца Липецкой епархии. Там же он и похоронен на городском кладбище. К могиле архимандрита Исаакия в настоящее время — большое паломничество: все просят у старца молитв и предстательства пред Господом. Приходящие с верой получают утешение, заступничество, душевное успокоение и исцеление. Огромное значение в жизни архимандрита Исаакия имели его духовные наставники. Одним из них был митрополит Евлогий (Георгиевский; 1868—1948) — богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной Европе. Добрый след в жизни отца Исаакия оставило духовное общение с епископом Сергием (Королевым ; 1881—1952), под архипастырским омофором которого он служил в Праге. Владыка Сергий и архимандрит Исаакий были одного духа и понимания. И это благодатное единство духовного пути, преданность Православию крепко соединяли их более 17 лет. Его наставником и учителем был также митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский ; 1874–1955. Канонизирован Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года). В продолжение всей своей долгой жизни (старец прожил 86 лет) архимандрит Исаакий в труде и молитве подражал своим духовным наставникам. Так, например, он всегда помнил слова митрополита Николая: «Дай мне, Господи, в этот день никого не осудить». Молясь так, он следовал всю жизнь этим словам сам и других наставлял избегать осуждения. Об этих учителях отца Исаакия, Христовых подвижниках, русских святителях, которые всю свою жизнь посвятили Богу и утверждению Православия, в разные годы издавались книги. И вот настало время опубликовать материалы о непосредственном ученике и достойном последователе этих угодников Божиих архимандрите Исаакие.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Храм, находившийся в юрисдикции Русской православной церкви заграницей продолжал действовать, но без своего имущества и архива — до 1933 года, когда, в преддверии установления болгаро-советских дипломатических отношений, правительство Народного блока решило передать церковное имущество настоятелю русской церкви в Софии отцу Н. Владимировскому. После напряжённых переговоров о условиях установления дипотношений, 15 сентября 1934 года церковь при посольстве СССР была передана во временное пользование болгарскому государству в лице Министерства иностранных дел и исповеданий; 18 декабря того же года Министерство передало церковь и всё её имущество Софийской митрополии Болгарской православной церкви. После установления в Болгарии прокоммунистического правительства «Отечественного фронта», в июне 1946 года Советский Союз разрешил некоторым русским эмигрантам принять гражданство СССР, что позволило передать им храм во временное пользование для богослужений. 28 декабря 1946 года, после реставрации и ремонта, храм был передан в ведение архиепископа Серафима (Соболева), управляющего приходами Русской православной церкви в Болгарии (ранее в епископате РПЦЗ). Последний был погребён в крипте храма в 1950 году. С ноября 1952 года имеет статус подворья Московской Патриархии в Софии. В 1975—1977 годах были проведены работы по реставрации росписей храма, в 1982 году — заново позолочен иконостас. Новый ремонт был сделан в 1994—1996 годах. Описание [ править править код ] В плане храм представляет бесстолпный четверик с примыкающими алтарным и боковыми помещениями, а также крыльцом-папертью с двускатной крышей из зелёной поливной черепицы. Над входом помещён майоликовый образ святителя Николая Чудотворца. Цилиндрический барабан купола завершается шатром, который тоже покрыт поливной черепицей и увенчан золочёной главкой с крестом. Шатёр окружён четырьмя позолоченными луковками, возвышающимися над венцом из кокошников. Широкий фриз составлен из разноцветных изразцов. Наличники окон выполнены из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010