К. был избран почетным членом СПбДА (в 1896), КазДА (в 1897), МДА (в 1904), КДА (в 1915). 18 нояб. 1913 г. К. отпраздновал 50-летний юбилей своей научной и преподавательской деятельности. Юбиляр получил многочисленные поздравительные адреса, письма и телеграммы, как от духовных академий, так и от частных лиц: архиереев, священнослужителей, коллег-профессоров, учеников и т. д. В 1913 г. редактор академического ж. «Христианское чтение» проф. Н. И. Сагарда , ученик К., убедил юбиляра написать воспоминания, к-рые затем публиковались в журнале академии в 1914-1916 гг. и выходили 2 отдельными выпусками (Воспоминания старого профессора. 1914. Вып. 1: 1918. Вып. 2: В мемуарах К. рассказал о годах обучения в Нижегородских духовном уч-ще и семинарии. Отдельные главы посвящены службе в МДА и СПбДА. Автор не только описал быт тех лет, но и охарактеризовал мн. церковных, общественных и политических деятелей 2-й пол. XIX в.: имп. Александра II, свт. Филарета (Дроздова), митрополитов Исидора (Никольского), Палладия (Раева), архиепископов Иакова (Вечеркова), Иоанна (Доброзракова), еп. Иеремию (Соловьёва), протоиереев Иосифа Васильева, Александра Горского, Иоанна Янышева, нижегородское духовенство, профессоров СПбДА Н. И. Барсова , В. В. Болотова , Елеонского, М. И. Каринского , М. О. Кояловича , Е. И. Ловягина , Лопухина, прот. Павла Николаевского, И. Ф. Никольского, Н. В. Покровского, А. И. Пономарёва, прот. Василия Рождественского, А. И. Садова, писателей Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского , Н. П. Гилярова-Платонова , М. В. Новорусского, а также обер-прокурора К. П. Победоносцева , И. И. Срезневского и др. Напр., по свидетельству К., Добролюбов во время учебы «поражал нас своим видом очень благовоспитанного юноши, скромного, изящного, всегда хорошо одетого, с нежным, симпатичным лицом. Он был похож на красную девушку, и никоим образом не могло прийти мне в голову, что из него выйдет такой литературный деятель, да еще известного направления» ( Катанский. Воспоминания. 1914. Вып. 1. С. 44). Кроме того, К. подробно изложил учебную программу духовных школ с 1847 по 1896 г., выразил свое отношение к академическим уставам 1869 и 1884 гг., описал состояние и развитие богословской науки в этот период в СПбДА, отмечая наиболее важные и примечательные моменты. Отдельные разделы посвящены академическим журналам «Христианское чтение» и «Церковные ведомости». Воспоминания К. являются очень ценным источником сведений по истории не только СПбДА 2-й пол. XIX в., но и вообще РПЦ, а также представляют значительный историко-бытовой и краеведческий интерес.

http://pravenc.ru/text/1681361.html

5 сент. 1888 г. овдовел. После неск. лет «недоумений, сомнений, колебаний» (как И. признавался в речи при наречении во епископа) и долгих уговоров со стороны архиеп. Амвросия решил принять монашеский постриг. 6 марта 1893 г. пострижен в монахи, 7 марта того же года возведен в сан архимандрита. 26 марта назначен епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, 25 апр. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония. 17 янв. 1895 г. И. был назначен епископом Елисаветградским, 2-м викарием Херсонской епархии. Возможно, перевод был вызван конфликтом с архиеп. Амвросием. 23 авг. 1895 г. стал епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии, а 31 авг. того же года - ректором СПбДА. По словам Н. Н. Глубоковского , «для нового ректора в новой академии все было ново. Тут легко было растеряться, но прекрасные личные качества характера и души преосвящ. Иоанна помогли ему с честию преодолеть все препятствия и с достоинством удержать за собою положение» ( Глубоковский. 1909. С. 434). 30 дек. 1895 г. И. совершил монашеский постриг Арсения (Стадницкого ; впосл. митрополит Ташкентский), 31 дек. рукоположил его во диакона, 1 янв. 1896 г.- во иерея. Помимо управления академией И. руководил неск. епархиальными комитетами, был наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. В окт.-дек. 1898 г. И. временно управлял С.-Петербургской епархией (в связи с болезнью и со смертью митр. Палладия (Раева) ). 16 янв. 1899 г. И. был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Первое время у него не было викарного архиерея, лишь в 1901 г. на Вольскую кафедру был определен еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) . Труды по управлению большой епархией подорвали здоровье И. С 15 июня по 1 авг. 1901 г. он находился в отпуске, а епархией управлял еп. Ермоген. Осенью 1902 г. И. был вызван для участия в заседаниях сессии Синода, во время к-рой 12 марта 1903 г. был уволен от управления епархией и назначен членом Московской синодальной конторы и управляющим Симоновым Новым московским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . И. не получил возможности проститься с саратовской паствой, у духовенства и паствы остались самые лучшие воспоминания о его пребывании на кафедре. И. К. Смолич связывал поспешное увольнение И. на покой с тем, что тот «проявлял явную оппозицию «синодальному духу»( Смолич. 1997. Примеч. 1230). Преемником И. на Саратовской кафедре стал еп. Ермоген. В 1912 г., когда он был уволен с кафедры, нек-рые публицисты отмечали, что, будучи викарием, он «выпирал» И. из Саратова (Русское слово. 1912. 25 февр.). Однако основной причиной того, что к осени 1902 г. главенствующая роль в Саратовском епархиальном управлении окончательно перешла к еп. Ермогену, было состояние здоровья И. Об этом писал еп. Ермогену обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев : «Саратов всегда был без викария, и Вас назначили только ради болезненного состояния Пр. Иоанна» (ГА Саратовской обл. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 218. Л. 11).

http://pravenc.ru/text/469496.html

Первый номер журнала вышел в свет 1 марта 1891 г. Во вступительной ст. «От редакции» как основная причина учреждения журнала была указана острая необходимость груз. духовенства и паствы в офиц. печатном церковном издании по типу епархиальных ведомостей, издававшихся почти в каждой внутренней епархии РПЦ. Первые попытки осуществить подобное издание были предприняты во 2-й пол. XIX в.: в Грузии выходили 2 журнала по церковной тематике, однако они не могли претендовать на роль офиц. печатного органа ГЭ. Русско-груз. ж. «Духовный вестник Грузии» (впосл. «Грузинский духовный вестник»; 1864-1868), разрешение на выпуск к-рого выхлопотал еще в кон. 50-х гг. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) , выходил под редакцией прот. Георгия Хелидзе. Несмотря на то что в нем публиковались документы Святейшего Синода и Грузино-Имеретинской синодальной конторы, статистические отчеты по епархиям, духовным учебным заведениям и т. п., издание было нерегулярным, считалось излишне научным и не имело поддержки экзарха архиеп. Евсевия (Ильинского) , к-рый закрыл его под предлогом недостатка средств. Позже прот. Давид Гамбашидзе на свои средства стал выпускать на груз. языке ставший популярным в среде духовной груз. общественности ж. «Мцкемси» (Пастырь; 1883-1910). Однако «условия, далеко не благоприятствующие официальному изданию» и удаленность изд-ва от Тифлиса (с. Квирилы Кутаисской губ., ныне г. Зестафони) не позволили сделать его офиц. органом ГЭ. В 1888 г. в Тифлисе прошел епархиальный съезд груз. духовенства, где было решено подготовить ходатайство в Святейший Синод о разрешении издавать печатный орган ГЭ. 23 окт. 1890 г. в Синоде были заслушаны рапорт экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) , программа буд. издания и ходатайство груз. духовенства 891). 7 нояб. архиеп. Палладию из Синода был направлен Указ имп. Александра III о разрешении издавать журнал. В 1-м номере журнала была опубликована его программа (1891. 1. С. 4-5). В офиц. части планировалось помещать документы Высочайшего повеления, указы Синода, определения и распоряжения высшего духовного и местного епархиального начальства, назначения и переводы духовенства и служащих ГЭ, офиц. известия, сведения и отчеты о деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе , сообщения о состоянии духовно-учебных заведений ГЭ и их отчеты, разрядные списки учащихся ДС, ДУ и жен. епархиального уч-ща, отчеты епархиальных училищных советов о состоянии церковно-приходских школ и др. В неофиц. части должны были печатать слова, поучения, речи представителей священноначалия и духовенства ГЭ, жития святых (особое внимание уделялось груз. святым), биографии и некрологи церковных деятелей, статьи, очерки и рассказы религ., исторического и описательного характера, касающиеся Грузии, летопись церковной жизни ГЭ, корреспонденции из епархий, обсуждения вопросов пастырской практики, сведения по народной медицине, церковные новости, заметки и объявления.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Начиная с XV - XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну... После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов. 7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева) . По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили) , активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200. Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д.

http://drevo-info.ru/articles/17493.html

Определением Синода от 24-26 мая 1889 г. Н. был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии, считавшейся в то время «неспокойной». В числе недостатков ее воспитанников Н. называл плохую посещаемость уроков и служб, склонность к чтению недозволенных книг и отсутствие «чувства легальности, долга» или того, что есть закон, при котором не все возможно, что хочется (Там же. 1898. С. 110). В качестве примера развитого «чувства легальности» Н. приводил школьное воспитание в Англии, к-рое формирует характер нации. Н. ввел правила для семинаристов. По поручению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева ; впосл. митрополит С.-Петербургский) заботился об открытии церковноприходских школ, в 1888 г., положив в основу систему Н. И. Ильминского , разрабатывал систему преподавания для начальных церковных школ, которая успешно действовала на Кавказе 12 лет. Свой педагогический опыт Н. впосл. использовал в Америке, в Варшавской епархии, о своих успехах рассказывал в Гос. совете при обсуждении вопроса о языке преподавания в начальных инородческих школах (Речь в Государственном Совете о гос. языке в начальных инородческих школах//Варшавские беседы и речи. 1913. Вып. 5. С. 7-8). 16 сент. 1890 г. открыл церковноприходскую школу при тифлисской ц. Кашвети, в 1891 г.- тифлисскую дидубийскую церковноприходскую школу. При открытии образцовой 2-классной церковноприходской школы в тифлисском в честь Преображения Господня монастыре 28 окт. 1890 г. Н. говорил о необходимости заниматься в монастырях не только хозяйственной, но и просветительской деятельностью. «Для монахов после молитвенных подвигов школьное дело - это самое благородное и душеспасительное занятие. Жить не для себя только, но и для блага других; трудиться не для своего только спасения, но и для спасения ближних,- это должно быть священною обязанностью и непременным долгом не для белого только духовенства, но и для черного монашествующего» (Речь при открытии образцовой церковно-приходской школы в тифлисском Преображенском монастыре//Несколько поучений и речей. 1898. С. 122-123). Н. был председателем братства ап. Андрея Первозванного, цензором проповедей духовенства г. Тифлиса, с 1889 г.- членом Общества восстановления православного христианства на Кавказе , редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата» . Дружил с археологом Д. З. Бакрадзе и меценатом кн. И. Г. Амилахвари. 31 дек. 1889 г. Н. постриг в монашество кн. Б. П. Туркестанова (см. Трифон (Туркестанов) , архиеп. Дмитровский; Речь, сказанная иноку Трифону (в мире кн. Б. Туркестанову) после обряда пострижения//Несколько поучений и речей. 1898. С. 103-105). В 1891 г. Н. вызвали в С.-Петербург для священнослужения.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

25 марта – Окончание работы над статьей «Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя (Экзегетико-полемический этюд)», написанной по поручению митрополита С.-Петербургского Палладия (Раева) и опубликованной по его предложению. 8 мая – Первая встреча с обер-прокурором К. П. Победоносцевым . Лето – Отдыхал у старшего брата Василия Никаноровича Глубоковского в Бобруйске. 5 октября – Начало работы над докторской диссертацией о св. Апостоле Павле. 8 ноября – Утвержден в чине коллежского советника со старшинством c 11 октября 1894 г. Опубликовал более 40 статей, заметок и рецензий: в «Христианском чтении» (5), «Церковном вестнике» (17), «Русском слове» (15) – о Русской православной миссии в Северной Америке (по письмам епископа Николая Зиорова) , о новостях академической жизни, некролог ректора Вологодской духовной семинарии протоиерея И. А. Лебедева , рецензии на труды И. Николина , Э. Комба, О. Гольцмана, Н. А. Заозерского , свящ. И. Соловьева, свящ. Н. П. Малиновского, Г. А. Воскресенского и по другим вопросам. 1896 17 февраля – Произнес речь «Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла» на годичном акте СПбДА. 14 мая – Награжден орденом св. Анны 3-й степени, грамота от 13 ноября 1896 г. Май – Участвовал в работе Комиссии по реформе духовных академий, организованной митрополитом С.-Петербургским Палладием (Раевым) при СПбДА, представил доклад «К вопросу о нуждах духовно-академического образования». Под опубликованным докладом две даты: «1896, V, 12 – воскресенье, день. Св. Троицы; 1897, VI, 29 – воскресенье, память свв. Апп. Петра и Павла». Май – октябрь – Работал (в Евпатории, Слуцке, С.-Петербурге) над книгой «Греческий рукописный Евангелистарий из собрания проф. И. Е. Троицкого » (СПб., 1897). По словам Глубоковского, работа велась «по настоятельной просьбе» самого Троицкого. Опубликовал 30 статей, заметок и рецензий: в «Христианском чтении» (9), в журнале «Вера и разум» (1), в «Церковном вестнике» (7), «Московских ведомостях» (9), «Русском слове» (4), «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1) – свою речь на годичном академическом акте СПбДА, статью «Евангелие и Евангелия», корреспонденции о новостях академической жизни, о 25-летии научно-преподавательской деятельности профессора А. П. Лебедева , некролог преподавателя Вологодской духовной семинарии Н. И. Суворова, рецензии на словарь новозаветных слов О. Davis’a, на труды В. Neteler’a, A. Kellogg’a, священника П. Я. Светлова, А. А. Спасского, на перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия, выполненный Я. Л. Чортоком, и по другим вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В архиве Синода сохранилось дело о печатании службы св. Петру Черногорскому 23 . Из этого дела следует, что инициатором создания службы был митрополит Черногорский и Бердский Митрофан (Бан-Марко), большой почитатель св. Петра Черногорского и автор его жизнеописания. Из архивного дела следует 24 , что митрополит Митрофан предварительно заручился согласием князя Николы I Петровича, принадлежащего к династии Негошей, то есть, состоящего в родстве со святителем Петром. А составление службы было заказано уже упоминавшемуся выше митрополиту Сербскому Михаилу (Йовановичу) 25 . Митрополит Михаил составил службу, но поскольку в Черногории не было типографии, которая могла бы печатать книги церковной кириллицей 26 , митрополит Митрофан решил попробовать издать эту книгу в Московской синодальной типографии. Организацией печати должен был заняться настоятель Сербского подворья в Москве архимандрит Кирилл (Йович) 27 . Архимандрит Кирилл действовал в соответствии с российскими законами и отправил рукопись в Цензурный комитет. Митрополит Митрофан прекрасно ориентировался в российских законах и понимал, что Синод не пропустит службу святому, имени которого нет в календаре Русской Церкви. Чтобы обойти законы, он попросил поддержки номинального главы Синода митрополита Санкт-Петербургского Палладия (Раева) , и обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева . В письме митрополиту Палладию черногорский митрополит просил его «в случае поступления означенной рукописи из Москвы на решение и одобрение Свят[ейшего] Синода не отказать в качестве первенствующего члена оного высказать благосклонное мнение в пользу допущения к печатанию этой службы в Москве и благословить наше начинание» 28 . В письме К.П. Победоносцеву митрополит Митрофан объясняет обер-прокурору, почему он хочет печатать службу святителю Петру именно в России, дипломатично подчеркивая, что он «по понятным причинам» не хотел бы «обращаться в иное место для напечатания составленной нами службы» 29 . Под «иным местом» подразумеваются типографии, находящиеся на территории Австро-Венгрии. Таким образом, сербский митрополит давал понять, что выбором типографии он подчеркивает значение России для церковной политики Черногории и Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 80-х гг. XIX в. на территории епархии имели хождение издания пашковцев . В 1885 г. в Петрозаводске была пресечена попытка распространения брошюр, изданных Об-вом поощрения духовно-нравственного чтения, к-рое запретили в 1884 г. Издания распространяли 4 шведа. Местные миссионеры увидели в брошюрах угрозу «вызвать смуту и движение в народе сильнейшее и более опасное, чем такие производятся разными русскими расколоучителями-беспоповцами» ( Мегорский П., прот. По поводу попыток к распространению брошюр с пашковским лжеучением на севере России и, по преимуществу, в Олонецкой губ.//ХЧ. 1886. 11/12. С. 671-697). По приглашению еп. Павла (Доброхотова) в Петрозаводске 2 июня 1896 г. побывал прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), совершавший водное путешествие через епархию. Александров Свирский мон-рь, которым заочно управлял епископ, пришел в упадок, и 30 июля 1890 г. Синод изъял мон-рь из управления преосвященных Олонецких. В окт. 1897 г. еп. Павел был уволен на покой, на Олонецкую кафедру перевели Гдовского еп. Назария (Кириллова) - ближайшего помощника митр. С.-Петербургского Палладия (Писарева-Раева). За 3 года управления епархией епископ посетил почти все приходы. К нач. ХХ в. Олонецкая епархия насчитывала 260 приходов (из них городских 16, половина которых приходилась на Каргополь), не считая 6 единоверческих (список см.: Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 г. Петрозаводск, 1904. С. 99-156). Еп. Назарий положил начало изданию «Олонецких епархиальных ведомостей» 1 датирован 1 июля 1898). В 1898 г. начали проводиться съезды миссионеров Олонецкой епархии. По инициативе епископа на Соборной пл. Петрозаводска (ныне пл. Кирова) в 1899-1900 гг. был построен первый в России Братский дом с залом для религиозно-нравственных чтений (не сохр.). Определением Синода от 18-28 апр. 1901 г. Братскому дому было присвоено наименование «Назарьевский» (ЦВед. 1901. 20. С. 186). На следующий день после смерти Олонецкого еп. Анастасия (Опоцкого ; † 7 дек. 1905) более 50 жителей Петрозаводска обратились в Синод с прошением «назначить нам епископом… достойнейшего и почитаемого нами ректора Олонецкой ДС архимандрита Фаддея (Успенского.- А.

http://pravenc.ru/text/Петрозаводской и ...

Имеется в виду архиепископ Вениамин (Муратовский; 1855–1930). Родился в семье священника. По окончании в 1877 г. Казанской духовной семинарии – священник церкви Сошествия Святаго Духа в Казани. Овдовев, поступил по рекомендации архиепископа Казанского Палладия (Раева) в Казанскую духовную академию, в которой обучался в 1892–1896 гг., по окончании которой был пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С 26 октября 1897 г. – епископ Ямбургский, позднее – епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии, с июля 1902 г. – епископ Калужской и Боровский. С 31 декабря 1910 г. – епископ Симбирский и Сызранский, с 1 мая 1915 г. – архиепископ. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. В ноябре 1918 г. был председателем Сибирского церковного совещания, участники которого поддержали белое движение. В 1918–1920 гг. – член Временного Высшего церковного управления (ВВЦУ) в Омске, активно содействовавшего деятельности верховного правителя адмирала А. В. Колчака. В феврале 1920 г. был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорен к расстрелу, но через несколько месяцев освобожден, согласившись сотрудничать с ЧК. С 13 июля 1920 г. – архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1922 г. присоединился к обновленческому движению. В июле 1923 г., вскоре после того, как он принес покаяние патриарху Тихону за пребывание в обновленческом расколе, был арестован ОГПУ и экстренно увезен из Рязани в Москву для участия в заседании обновленческого Синода. Почетный член президиума обновленческого Собора 1923 г., хотя и не принимал непосредственного участия в его работе по болезни. С 6 сентября 1923 г. – обновленческий архиепископ Ярославский, в том же году был возведен обновленцами в сан митрополита. С 8 января 1924 г. – обновленческий митрополит Ленинградский, с февраля 1925 г. до своей кончины – председатель обновленческого Священного Синода, номинальный лидер обновленческого движения в этот период. С 9 сентября 1925 г. – обновленческий митрополит Северо-Западной области. Участвовал в обновленческом Соборе 1925 г. С 19 мая 1927 г. – митрополит Московский и Коломенский. К моменту избрания председателем обновленческого Синода в 1925 г. митрополит Вениамин был «дряхлым, добродушным и почти впавшим в детство старцем». – Примеч. публ.

http://pravoslavie.ru/32652.html

В июле 1868 года, в самый разгар разбушевавшихся страстей, для рассмотрения обвинений, выдвинутых против алтайских миссионеров 132 , по Высочайше утвержденному Определению Святейшего Синода была учреждена особая Комиссия под председательством викария Санкт-Петербургской епархии преосвященного Палладия (Раева) . Всесторонне рассмотрев дело на месте, Комиссия пришла к выводу, что все обвинения против начальника Алтайской миссии архимандрита Владимира, протоиерея Стефана Ландышева и других алтайских миссионеров оказались голословной клеветой. Нестроения в Миссионерском обществе не утихали 133 , и в августе 1868 года Государыня Императрица через синодального обер-прокурора объявила Миссионерскому обществу, что «в видах правильного развития деятельности Общества она изволит признать необходимым, чтобы на будущее время главное управление Общества, находящееся ныне в С.-Петербурге, перенесено было в Москву 134 , под председательство тамошнего митрополита Иннокентия, близко знакомого по собственному опыту с миссионерским делом и с Сибирским краем» 135 С. 2–3]. При сем Государыня извещала, что «в случае несогласия на это Общества Ее Величество не желает оставлять оное под Августейшим своим покровительством» С. 2–3]. Государь Император в апреле 1869 года повелел упразднить Совет миссионерского общества, а Ее Величеству было благоугодно разрешить митрополиту Московскому Иннокентию составить проект нового устава Общества. Патриарх русских миссионеров оказал архимандриту Владимиру свое доверие, поручив ему составить новый устав (который был Высочайше утвержден 21 ноября 1869 года). Двадцать пятого января 1870 года, после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля, в зале генерал-губернаторского дома состоялось торжественное открытие, или, точнее, возобновление деятельности Миссионерского общества в России 136 . С обращением к пастве выступил митрополит Московский Иннокентий. Вся Православная Россия с живым участием откликнулась на призыв прославленного миссионера, и уже через три дня в Обществе состояло 1700 человек при 30 тысячах рублей капитала. С этого времени и началась настоящая деятельность Миссионерского общества в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010