141 . Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя. 147 . Предварих в безгодии 625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств». 148 . С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое». 150 . С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего». 152 . Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю ( Исх. 19:21 ). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя». 154 . Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему». 158 . Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего». 160 . Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Вышний даде глас, т.е. гром 119 . С Евр.: «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные». 15 . Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. С Евр.: «Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их». Стрелы, т.е. молнии. Подоб. Авв. 3:4–11 . 16 . И явишася источницы воднии; во 2-й кн. Цар. ( 2Цар. 22:16 ) – морстии 120 . И открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Давид говорит так сообразно с понятиями Еврейского народа, который думал, что земля основана на водах (см. Пс. 23:2 ). Т.е. когда силою страшной и необыкновенной бури (что означают слова: дохновение духа гнева Божия) открылись источники вод или моря, тогда открылись и основания земли или, как говорит Давид, вселенной 121 . Может быть, псалмопевец имел в виду иссушение дна Чермного моря сильным южным или восточным ветром ( Исх. 14:22 ). С Евр.: «И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного (гласа) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего». В духовном смысле св. Афан. Александрийский под водными источниками разумеет «евангельское слово», или св. пророков и св. апостолов, или св. крещение; а под основанием вселенной – «писания всепремудрого Моисея; потому что в них положены основания веры и Боговедения». 17 . Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих. Водами в Св. Писании называются иногда бедствия ( Пс. 31:6, 68:1–2 ; Ис. 28:2, 43:2 ) или множество врагов ( Апок. 17:15 ). Т.е. избавил меня от множества врагов и несчастий; по св. Афан. – от искушений. Ниспосла с высоты и прият мя, «т.е. всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов» (Бл. Феод.). С Евр.: «Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих». 18 . Избавит мя от врагов моих сильных (в 2Цар. 22:18 – избави, с Евр.: «избавил меня от врага»). От «врага», т.е. Саула или Авессалома; яко утвердишася паче мене, т.е. потому, что враги уже слишком усилились, и Давид доведен был ими до жалкого положения. С Евр.: «Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . От сего стиха до конца псалма содержится почти то же, что и во всем 69 псалме. Вонми 272 – в некоторых Греческих Псалтирях: поспеши, как и в Еврейском; но смысл один и тот же. Здесь и далее говорит, по Феодориту, Церковь или, по Иерониму, уверовавший Израиль, озлобляемый врагами. С Евр.: «Благоволи, Господи, избавь меня; Господи! поспеши на помощь мне». 15 . С Евр.: «Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла». 16 . Да примут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Т.е. сами посрамятся те, которые с насмешкою говорят обо мне: хорошо, хорошо! 17 . С Евр.: «Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: велик Господь»! 18 . Аз же нищ есмь и убог. Это приличествует, говорит бл. Феодорит, преимущественно Давиду, который, имея пред очами спасение чрез Мессию и обилие благодати, себя называет нищим и убогим, и умоляет Господа не замедлять предсказанного спасения; по св. Афанасию, говорит это «Израиль, прежде исполненный дерзости, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим и уже соглашается в том, что и ему упование – Господь». С Евр.: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже мой, не замедли». 268 Неистовления – μανιας – ια – бешенство, безумие и т. п. Vulg: falsas; бл. Август. maendaces – обманчивые безумия. У Калм. 269 Тело же свершил Ми еси – σωμα δε κατηρτισω – Ты уготовил тело. Так читается и у св. Ап. Павла – Евр. 10, 5 ; так в Компл. и Римск. издан. LXX; только в некоторых изданиях читается: ωτια δε εσκαψας – Ты пронзил мне уши; или читают: ωτια κατασκευασας – Ты устроил мне уши. Совершил – в Еврейском: карита (от кара – пронзать, высекать, выделывать) можно перевесть: и пронзил и устроил. Может быть, слово: сотса–уши переписчики, по ошибке, поставили вместо слова: σωμα – тело. Ты устроил мне тело. Vulg: « αvρεσ περθεcιστι Μιηι». 270 Чрева – κοιλιας. Но в Римск. изд. LXX – καρδιας – сердца. Vulg: medio cordis – посреди сердца – в сердце. «Но так переведено у Латинян, говорит бл. Иерон., ради благозвучия, а в Еврейск: – «посреди чрева» (Письмо к Суннии), или во внутренности».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . С Евр.: «Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем». 15 . Меч их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. «Мечем и луком, – говорит бл. Феод., – пророк назвал различные казни», которые постигают нечестивых, но которые они готовили праведникам ( Пс. 7:16 ). 16 . Лучше малое праведнику и проч. Иметь одно необходимое и быть правдивым лучше беззаконного богатства и неправедного изобилия (бл. Феод.); «малая милость Господня выше всякого богатства в мире» (Афан. Алек.). С Евр.: «Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых». 17 . Зане мышцы грешных сокрушатся. Мышцы, т.е. сила нечестивых сокрушится, а праведные хотя и колеблются демонами и людьми, но поддерживаемые Божеств. благодатию стоят и превозмогают встречающиеся с ними напасти (Бл. Феод.). 18 . Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Весть Господь, т.е. «одобряет, чтит» (Афан.); достояние их – достояние святых есть вечное царство небесное. 20 . Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. «Пророк говорит, что люди, богоненавистные по своим беззакониям, после того, как цвели они несколько времени, и казались знаменитыми и славными, исчезли на подобие дыма» (Бл. Феод.). С Евр.: «А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут». 21 . Заемлет грешный, и не возвратит. По Афанасию, «грешник получает благодеяния от Господа и не воздает благодарением, напротив праведник воздает щедротами, подражая своему Владыке». Таковы были Иудеи по отношению к св. Апостолам, Саул – к Давиду (Бл. Феод.). С Евр.: «Нечестивый берет взаймы и не отдает; а праведник милует и дает». 23 . От Господа стопы человеку исправляются. Стопы исправляются – т.е. Сам Господь управляет путями праведных, руководит, помогает, восстановляет (Бл. Феод.). С Евр.: «Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его». 24 . С Евр.: «Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». 15 . И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах 237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася 238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другие – св. Апостолов ( Деян. 14:4 ); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали». 16 . Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша 239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». 17 . Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную 240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко слышах гаждение многих живущих окрест. Гаждение 207 – порицание. Прияти душу мою совещаша – т.е. враги мои злословили и злоумышляли погубить меня (См. 1Цар. 19:1 ). Так, Саул приказывал Ионафану и рабам своим умертвить Давида. С Евр.: «Ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою». 16 . В руку Твоею жребии 208 мои. С Евр.: «В Твоей руке дни мои». Т.е. напрасно замышляют погубить меня, преждевременно лишить жизни; ибо жизнь моя, моя участь в руках Твоих. С Евр.: «В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих». 17 . Просвети 209 лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. С Евр.: «Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостию Твоею». Т.е. воззри на меня милостиво, явись мне с благостию и помощию Твоею. «С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное» (Св. Афан. и бл. Феод. Под. Пс. 4:7, 66:2, 117:27, 118:135 ). 18 . Да постыдятся нечестивии и снидут во ад. Это не зложелание, а пророчество, предсказание о том, что сбудется с нечестивыми гонителями Давида, – гонители снидут во ад, т.е. в могилу, умрут; ибо ад (шеол) означает, между прочим, и могилу. С Евр.: «Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде». 19 . Немы да 6удут устны льстивыя, глаголющыя на праведного беззаконие, гордынею и уничижением. С Евр.: «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое, с гордостию и презрением». Праведником называет себя Давид по отношению к Саулу и его нечестивым советникам, пред коими Давид был прав, невинен. «Пророк, – говор. бл. Феод., – предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшего ему обиды. Совет же его справедливо назвал гордынею и уничижением; потому что сына возбуждал противу отца к совершению убийства». 20 . Коль многое множество благости Твоея Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими. Т.е. какое множество благ духовных, благодатных сокрыл (или сокрываешь, хранишь) Ты у Себя для тех, которые боятся Тебя, и которые Ты соделал явными пред людьми, надеющимися на Тебя. Акила и Симмах перевели так: «Велико благо Твое, которое сокрыл Ты, уготовав боящимся Тебя». «Изречение сие, – говорит бл. Феод., – имеет такой смысл: награды и воздаяния боящимся Тебя, хотя они и многочисленны, и велики, и чудны, сокрываешь Ты, Владыко; а попускаешь, чтобы они боролись с трудами и бедствиями. Впрочем, иногда и явными делаешь воздаяния за победу, одобряя тем подвижников». По мнению св. Афанасия, здесь Давид, просвещенный Духом, приносит благодарение за будущее. Т.е. «велика благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15). Это – день гнева и отмщения Божия за все неправды и беззакония (сн ст. Соф.1:7,14,18 ; Ис. 9:18 ), день скорби и мучений (нужды 25 ), несчастия (безгодия) и истребления (исчезновения 26 ), день тьмы и мрака, тучи и мглы (Сн. Иоил. 2:2 ), т. е. время всех возможных несчастий, которые делают жизнь мрачною и ужасною (см. 16). Это день трубы, в которую будут трубить войны осаждаемые и осаждающие, это день вопля, т. е. бранных кличей в укрепленных крепостях и высоких башнях (углы 27 ), которые будут осаждены и взяты приступом врагами. Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна. С Евр.: «Я стесню людей, и будут ходить, как слепые; потому что они согрешили против Господа; и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Т. е. напрасно тогда Иудеи будуть укрываться в своих крепостях, употреблять военные хитрости и разные способы обороны, Я Сам, говорит Господь, поставлю Иудеев в такое стесненное и жалкое положение, что они от страха растеряются, лишатся ума – этого ока души, будут как слепые. Как слепой подвергается на каждом шагу опасностям и несчастиям, так и Иудеи, хотя и укроются в крепостях, но подвергнутся разным бедствиям, не найдут средств к спасению. Такая слепота постигнет их за то, что премного грешили и раздражали Господа своими беззакониями. Тогда, по вторжении врагов и взятии ими крепостей и городов, кровь Иудеев будет разметана, как прах, как вещь ничтожная, неимеющая цены, а трупы убитых Иудеев будут в таком презрении, как помет, (лайна 28 ), «не погребенные останутся на земле, как навоз». (Блаж. Иерон), «не удостоятся и того, что установлено законом, не будет им погребения». Бл. Феодор. Соф.1:18 . И сребро их и злато их не возможет изяти их в день гнева Господня, и огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущыя на земли. С Евр: «ни сребро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля: ибо Он произведет истребление и притом внезапное над всеми жителями земли». Не только сила и военное искусство, но никакие сокровища – ни сребро, ни злато не возмогут спасти Иудеевь в нашествие Халдеев, гов. пророк, потому не могут, что это день праведного воздаяния Божия нечестивым. Сам Господь в великом гневе определил погубить их, и они погибнут, вся Иудейская земля, как пожаром, будет поядена огнем Божией ярости, Сам Бог сотворит скончание, совершенную гибель всех живущих в Иудее, и сотворит это со тщанием, т. е. с величайшею ревностию и скоростию.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15 . Яко благоволиша 568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа ( Зах. 9:16 ), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.). 16 . И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников. 19 . Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва , заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17 ; Пс. 21:30–31 ». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа». 20 . Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010