12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. С Евр.: «Когда их было еще мало числом, очень мало (в 1Пар. 16:19 : «были ничтожны»), и они были пришельцами в ней». Т.е. когда было дано обетование о земле Ханаанской, тогда избранный народ был весьма малочислен, ничтожен в сравнении с другими народами, и был в сие время только временным пришельцем в этой земле (Сн. Втор. 7:7 . Исх. 1:5–7 ). 13 . И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет. 14 . И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям». 15 . Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим». 16 . Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . И гроби их жилища их во век: селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. С Евр.: «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами». Т.е. напрасно люди мира копят богатство, которое оставляют чужим, строят великолепные дома; они умрут, как и другие, гробы будут их жилищами: селения, в которых они обитали, будут переходить от одних к другим родам, не на небесах написаны их имена, а на земле, где они созидали соименные себе города (Афан.). По Злат., псалмопевец обличает здесь безумие тех, которые, строя великолепные гробницы, считают их вечным жилищем – в род и род, и превозносятся ими, и тех, которые дают свои названия зданиям. 13 . Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им. С Евр.: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают». Причина же такого безумия (о коем сказано выше), говорит пророк, та, что человек не познал, или не хотел уразуметь, что он сотворен по образу Божию и по подобию, не уразумел этой чести и главного его достоинства; а потому перестал подражать Богу и уподобляться своему Создателю, живет, как живут несмысленные животные, удовлетворяя одним чувственным потребностям, потому приложился скотам и уподобился им (Вас. В.). «Честь человека состоит, – говорит св. Злат., – в добродетели, в помышлении о будущем. Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием. Посему люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных животных». 14 . Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят 319 . С Евр.: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнения их». Сей путь, т.е. но такой образ жизни, какой ведут нечестивые богачи и мнимые мудрецы, – «тщетная деятельность, великая страсть к богатству, ненасытная жажда славы для них самих есть соблазн; они связывают сами себя, налагают узы сами на себя» (Злат.). И по сих во устех своих благоволят, т.е. несмотря на это, при всех своих беззакониях, они ублажают, прославляют самих себя, называют себя достойными подражания и восхищаются своими делами (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. 13 . Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Т.е., кто боится Господа, тот имеет Господа наставником, Который указывает ему верный путь жизни или, по бл. Феод. – в том роде жизни, какой решился человек проводить, Господь даст ему приличные и сообразные законы; душа его водворяется во благих, т.е. спокойно и постоянно наслаждается благами; семя его наследит землю, т.е. получает благословение потомства. По св. Афан., пророк здесь «разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю». 14 . Держава 168 Господь боящихся Его, и завет Его явит им. «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевели это Симмах и Феодотион: «тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им». То же с Еврейского: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». По LXX – для боящихся Господа Он есть им держава, т.е. утверждение в жизни. Господь Бог укрепляет боящихся Его, утверждает на жизненном пути, и завет Свой открывает им, т.е., по св. Афан., «завет евангельский или путь спасения». 15 . Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Отселе Давид говорит о себе самом. «Очами, – говорит бл. Феод., – называет очи ума, которые пророк, по его словам, возводит к Господу, ясно зная, что при Его попечительности избегнет козней, устрояемых ему врагами». 16 . Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Акила: «одинок». Симмах: «один». С Евр.: «Призри на меня, и помилуй меня ибо я одинок и угнетен». «Воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев это, без сомнения, сжалишься» (Бл. Феод.). 17, 18 . Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Ст. 18. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. С Евр.: «Скорби сердца моего умножились выведи меня из бед моих». Ст. 18. «Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои». «Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие, уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя. С Евр.: «Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки». «Розгами и отраслями винограда, – говорит св. Афан., – называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского». Бл. Феодорит под розгами разумеет также «множество народа, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию». 13 . Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем. С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов. 14 . Озоба и вепрь от дубравы, и уединеный дивий (дикий) пояде и. С Евр.: «Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее», – т.е. виноградную лозу. «Врага винограда, – говорит бл. Феод., – наименовал диким вепрем, потому что этот зверь особенно вредит винограду; уединеным же дивиим называет вепря, живущего особо, который свирепее других вепрей»; и под сими зверями сей толковник разумеет врагов Еврейского народа Салманассара, Сеннахирима и особенно Навуходоносора. Последний «был свирепее других царей, а потому справедливо именует уединенным дивиим». 15 . С Евр.: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». 16 . И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе. С Евр. 15 : «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. С Евр.: «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство». Гобзующии – изобилующие, т.е. благоденствующие. «Выставляется, – говорит св. Афан., – причина соблазна в тех, которые видят нечестивых гобзующих, и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии». По бл. Феод. – это говорит уже сам псалмопевец, «объявляет свои собственные помыслы». 13 . И рех: еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои. С Евр.: «(И я сказал): так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои». «Выражение: умых в неповинных, – говорит бл. Феод., – значит: сохранил себя неповинным и не приобщился к злым». Под. Пс. 25:6 . 14 . И бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Всякий день я терпел наказание, и утром встречал порицание. «Каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям» (Бл. Феод.). С Евр.: «И подвергал себя ранам всякой день и обличениям всякое утро»? Т.е. не суетен ли мой труд о добродетели, когда постоянно подвергаюсь бедствиям? 15 . Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся 445 . (В Славянском же поправлено вместо: емуже обещахся: преступих). Здесь слова: глаголах значит: решился, стал; повем – говорить, рассуждать. Т.е. если бы я решился так мыслить и говорить, т.е. как мыслят и говорят нечестивые: то я бы преступил, – нарушил бы союз с своим племенем, изменил бы своему роду, не был бы истинным, верным Израильтянином. Такое изложение подтверждается и переводом с Еврейского: «Но если бы я сказал: буду рассуждать так, – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих». Св. Афанасий так объясняет: «Размышлял я сам с собою след. образом: если я сообщу другим сии пришедшие мне на мысль помыслы (а именно: еда всуе оправдих сердце мое), то сделаюсь для них виновником всякого соблазна. Поступая же так, преступлю заветы сынов Твоих, т.е. мужей праведных». Бл. Феодорит, вместо: преступих – читал: преступил еси. Оставив другие помыслы, размышлял я сам с собою о следующем: ужели Бог нарушил свои заветы с нами? Ибо преступил еси 446 сказано вместо: ужели нарушил Ты постановленные заветы? Сынами же называют себя самих, потому что так именует их Бог» ( Ис. 1:2 ; Исх. 4:22 . Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится. Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «и тьма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем». Т.е. тьма – для меня тьма, я различаю свет и тьму, а Тебе мысленному Свету и ночь светла, светозарнее всякого полудня. Яко тма ея, тако и свет ея. «Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя». «Если Ты захочешь; то и тьма не будет тьмою, но покажет свойство света, и ночь покажет свойство дня... и ей так будет свойствен свет, как тьма» (Зл.). В переносном смысле сей отец разумеет об утешении в скорбях. 13 . Яко Ты стяжал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. С Евр.: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей». Ты стяжал – взял в свое попечение утробы 668 моя, т.е. все, что находится во мне, всего меня; от самого рождения, меня охраняло Твое промышление. «Ты ограждал меня, промышлял о мне, охранял меня, с первого моего возраста, от самых пеленок» (Злат. и Афан.). 14 . Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. Т.е. исповедаюсь Тебе, что Ты явился страшно дивным, Твои чудные дела приводят меня в изумление и ужас, удивляюсь Тебе и трепещу. С Евр.: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен». Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. С Евр.: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это», т.е. то, что дела Твои, действительно дивны, непостижимы. «Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого» (Злат.). 15 . Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. С Евр.: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы». Т.е. «все касающееся меня Ты знаешь в точности, потому что Ты образовал меня, скрывавшегося еще в матернем чреве, и как бы находившегося в крайней части земли, извел на свет» (Бл. Феод.). «Даже тогда, когда я образовался, Ты не не знал чего-нибудь, но знал все, хотя природа составляла меня мало-помалу, хотя она действовала втайне, и как бы в преисподних земли 669 » (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

131 . Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. «Устами, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил Ты меня благодати Твоей». С Евр.: «Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду». – Слова пророка означают сильнейшее желание познать и исполнить закон Божий, подобно тому, как утомленный зноем путник отверзает уста для принятия свежего воздуха. 132 . Призри на мя и помилуй мя, по суду лубящих имя Твое. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». Т.е. «умоляю и о мне дать то же определение, какое даешь о любящих Тебя» (Бл. Феодорит). Как определил миловать и прощать любящих Тебя, так и меня снабди той же милости (Св. Афан.). 135 . Лице Твое просвети на раба Твоего. С Евр.: «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». «Под явлением лица Божия, – говорит бл. Феод., – разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ». – Святый Афанасий под лицом Божиим разумеет Сына Божия, потому что Он есть образ Отца, а под оправданием – новый завет. Ст. 136. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних 623 закона Твоего. С Евр.: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего». «Много пролил я слез, оплакивая преступающих закон Твой» (Свят. Афан.). «Исходищами водными пророк назвал множество слез» (Бл. Феод.). 138 . Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. С Евр.: «Откровения Твои, которыя Ты заповедал, правда и совершенная истина». Под свидениями разумеется закон Божий, который проявляет правду в обещании наград и наказаний, а истину в том, что подтверждает это делами» (Бл. Феод.). 139 . Истаяла 624 мя есть ревность Твоя. С Евр.: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои». «Не просто приходил в ревность, но истаял от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои» (Свят. Афан. Под. Пс. 68:10 ; Ин. 2:17 ). 140 . Разжжено слово Твое зело. С Евр.: «Слово Твое весьма чисто». Разжжено – «испытано, беспримесно, не содержит в себе ничего укоризненного» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

13 . С Евр.: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих». 14 . От готового 227 жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Т.е. от места «уготованного, украшенного», поясняет св. Афан., т.е. неба; по св. Василию В. – от места отовсюду открытого: «не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище; ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим» (Вас. В.). С Евр.: «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле». 15 . Создавый на едине 228 сердца их. На едине – поодиночке, отдельно. Т.е. потому и знает дела всех людей, всякого человека в частности, что Сам сотворил и творит в частности каждого человека, или каждую душу, каждое сердце; а что сотворено Богом, то не может не быть ведомо Ему, то Он знает всесовершенно. С Евр.: «Он создал сердца всех 229 их, и вникает во все дела их». 16 . С Евр.: «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила». 17 . С Евр.: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею». 18 . С Евр.: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». 19 . С Евр.: «Что Он душу их спасет от смерти, и во время голода пропитает их». 20 . С Евр.: «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша». 21 . С Евр.: «О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали». 22 . С Евр.: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя». 222 В Еврейском нет никакого надписания, но в Греческих – Римского и других изданий LXX стоит: псалом Давиду, как и в нашей Славянской Псалтири. 224 «Восклицание ( αλαλαγμα) есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов», говорит бл. Феод., 226 В Римск. издании LXX: σηναγων ως ασκον υδατα θαλασσης– Но Симмах читает: εν ασκω utre – в мехе; Августин и некоторые древние Латинские Псалтири: utrem – в мех. Потому св. Афанасий так объясняет: «призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках». Также бл. Феод. «и как в мехе каком собирает в облаках водное естество». В сокровищах – в сокровищницах или в хранилищах. 3Цap. VII:51 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

13 . Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Вместо слова: море в Еврейском и у Феодотиона: юг. «Сим означает, – говорит св. Афан., – четыре страны вселенной; севером – страну полунощную, морем – западную, (потому что Писание морем именует запад); горою Ермон – страну полуденную, и горою Фавор – восток». «Не просто же пророк упомянул, – говорит бл. Феод., – о двух странах – севере и юге, но поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им (Евреям) свободу: то не трудно Тебе, говорит пророк, сокрушить и Ассириян, как сокрушил Египтян. Словами же: Фавор и Ермон – означил пророк всю землю обетования, потому что это горы земли обетованной. Вместо: возрадуетася – Акила перевел; «восхвалят», а Симмах: «благословят»; разумел же пророк, что соделывают это не горы, но люди обитающие на горах или при оных» (Бл. Феод.). 14 . С Евр.: «Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя»! 15 . Правда и судьба 509 уготования престола Твоего. С Евр.: «Правосудие и правота основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим». «Умоляя, Бога рассудить их и Вавилонян, просят (т.е. пленники Вавилонские) произнесть правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с которого судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов» (Бл. Феод.). 16 . Блажени людие ведущии воскликновение. С Евр.: «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». «Воскликновение, – говорит бл. Феод., – есть кличь одержавших победу. Пророческое слово предвозвещает, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь». Св. Афанасий разумеет победную песнь по причине победы Спасителя над сопротивными силами. Господи, во свете лица Твоего пойдут, ст. 17: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Св. Афанасий разумеет св. Апостолов, которые действовали во свете Христа Спасителя. Можно разуметь и о всех верующих, идущих в горнее отечество во свете Божием, радующихся о имени Иисусове и превознесенных Его правдою или оправданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

13 . Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него. С Евр.: «Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; ненавистник мой величается надо мною, – от него я сокрылся бы». 14 . Ты же человече равнодушне 339 , владыко мой и знаемый мой. С Евр.: «Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой». Равнодушне, т.е. человек одной души и сердца с другим. Владыко мой, т.е. мой руководитель, советник. Симмах вместо слов: владыко мой, перевел: «коротко мне знакомый». «Это, – замечает бл. Феод., – никак не относится к блаженному Давиду; потому что его, гонимого Саулом, не предавал ни один из близких к нему, ни Доик, ни Зифен не были (его) короткими друзьями», и разумеет с св. Афанасием и другими – Иуду предателя ( Ин. 13:18 ). «В сих словах, – говорит бл. Феод., – пророчественная благодать ясно изобразила нам предателя Иуду, которого Царь Христос поставил владыкою ( Пс. 44:17 )», т.е. Апостолом. Некоторые западные толковники и Еврейские раввины под человеком единой души или единомысленным разумеют здесь Ахитофела, который был человеком очень близким к Давиду, а после сделался его врагом и предателем ( 2Цар. 15:12, 31, 16:23 ), и относят самый псалом ко временам гонений от Авессалома 340 . 15 . Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением. С Евр.: «С которым мы разделяли искренние беседы, и ходили вместе в дом Божий». Единомышлением – в единомыслии, в едином духе; в дому Божии, т.е. в храм, в скинию. «Говорит это, потому что неоднократно входил с ним (Иудою) во храм», поясняет св. Афанасий, по мнению которого, здесь говорит сам Спаситель. 16 . Да снидут во ад живи. Это не зложелание, а пророчество о том, что случнтся со врагами: они снидут во ад живые, т.е. умрут не смертию естественною, а необыкновенною, пораженные гневом Божиим. Так враги Давида при Сауле погибли на войне с иноплеменниками. Так погибли, удавившись, Ахитофел и Иуда предатель. Так погибли Христораспинатели, пораженные вражеским оружием Римлян. Причина их поражения та, что лукавство или злодейство в жилищах и внутри их. Бл. Феодорит под жилищем разумеет настоящую жизнь, как временную. С Евр.: «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад; ибо злодейство в жилищах их, посреди их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010