Церковь во имя блж. Ксении Петербургской в пос. Юрты. Фотография. Нач. XXI в. После архиеп. Ювеналия на Иркутскую кафедру взошел архиеп. Палладий (Шерстенников ; 1949-1958). Он стремился увеличить число храмов и обеспечить их образованным духовенством. В 40-50-х гг. XX в. в Иркутской епархии действовал 31 храм. 9 июня 1949 г. архиеп. Палладию было поручено управление Хабаровской епархией (в Амурской обл., Хабаровском и Приморском краях и в Якутской АССР действовали 11 приходов; др. дальневост. регионы: Камчатская, Магаданская и Сахалинская области - до 1985 не имели правосл. приходов). В нач. 50-х гг. XX в. в Якутской АССР и в Хабаровском крае имелось по 2 прихода, в Амурской обл.- 4, в Приморском крае - 5 приходов. В 1949-1988 гг. Иркутские архиепископы управляли территорией площадью ок. 4 млн кв. км с весьма малым количеством и неравномерным распределением храмов (большинство находилось в Иркутской обл.). В 1955 г. архиеп. Палладий командировал 2 священников на Сахалин и Камчатку для организации приходов, но это действие было пресечено Советом по делам РПЦ. По благословению Патриарха Алексия I архиеп. Палладий в 1956 г. безрезультатно пытался добиться у гражданской власти разрешения на открытие в Иркутске семинарии. При архиеп. Палладии клир и миряне епархии участвовали в гос. займах для восстановления и развития народного хозяйства. Денежные отчисления из средств причта и из приходских касс постоянно возрастали: в 1949 г. они составили 81 825 р., в 1950 г.- 118 850 р., в 1951 г.- 190 625 р. Иркутский архиеп. Вениамин (Новицкий ; 1958-1973) стремился к независимости епархиального управления от светской власти. Владыка проводил самостоятельную кадровую политику, подвергал критике гос. атеистическую пропаганду, выступал с инициативой пересмотра навязанной Церкви гос-вом в 1961 г. реформы приходского управления. В 1965 г. архиеп. Вениамин подписал переданное Патриарху Алексию I «Заявление» группы архиереев, в к-ром предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , касающиеся приходского управления. В 1970-1971 гг. архиеп. Вениамин обращался с таким предложением в предсоборную комиссию. Уполномоченные Совета по делам РПЦ по Иркутской обл. неоднократно предлагали своему руководству перевести архиеп. Вениамина в др. епархию.

http://pravenc.ru/text/674055.html

По возвращении из Сибири К. выбрал местом жительства г. Гжатск (ныне Гагарин Смоленской обл.). 6 дек. 1933 г. он проездом посетил в Москве митр. Сергия и имел с ним беседу, содержание которой подробно описал 16 дек. в письме архим. Неофиту (Осипову). Митр. Сергий встретил К. внешне приветливо. На вопрос о передаче их переписки на рассмотрение митр. Петра он ответил отрицательно. «Принявши всю патриаршую власть, я не могу не исполнять свой долг и допускать бездействие власти»,- сказал митр. Сергий, на что К. возразил: «Нам, дорогой Владыко… не о властвовании надо думать, а о спасении душ человеческих». Призыв К. руководствоваться постановлением патриарха, Свящ. Синода и ВЦС 362 от 20 нояб. 1920 г. был оценен митр. Сергием как проповедь «андреевщины» (по имени еп. Андрея (Ухтомского) , ставшего в 20-х гг. организатором епископских хиротоний для епархий, не имевших связей с высшей церковной властью (см. ст. Катакомбное движение )), результат которой - «полная анархия». На вопрос К., как митр. Сергий представляет управление Церковью в случае кончины митр. Петра, тот ответил, что в этом случае местоблюстительство примет митр. Арсений (Стадницкий). Такое отношение к завещанию патриарха Тихона, не содержавшего имени митр. Арсения, вызвало неприятное удивление К., о назначении митр. Петром себе преемников на случай кончины он не знал и считал такое назначение неправомерным. Коснувшись темы Синода, К. сказал митр. Сергию про «тонко осуществляемый путь в уничтожении у нас патриаршества и подмены его синодальным строем», с чем заместитель местоблюстителя был не согласен, заявив, что «настоящий строй церковный самым прочным образом охраняет целость патриархии». Аргументы митр. Сергия не показались К. убедительными. «И что такое патриархия без патриарха?» - вопрошал он. К. также выразил недоумение, почему синодальное постановление о запрещении его в священнослужении не было напечатано в «Журнале Московской Патриархии», и получил удививший его ответ, что это было сделано «по цензурным условиям». К. покинул заместителя местоблюстителя крайне неудовлетворенным, решительно заявив ему в заключение разговора, что никак не может согласиться «с таким очевидным искажением воли почившего Патриарха» (Кифа. 2012. С. 667-670). Митр. Сергий, по свидетельству бывшего управляющего делами Синода прот. Александра Лебедева, напротив, оценил результаты встречи весьма оптимистично: «Нас теперь ничто не разъединяет» (Там же. С. 670). 20 янв. и 27 февр. 1934 г. митр. Сергий посылал к К. еп. Палладия (Шерстенникова) для переговоров, но безрезультатно ( Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 120). Еп. Палладий также сообщил К. о преподнесении митр. Сергию титула «Блаженнейший» и о положении дел в Казанской епархии.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

Очевидцы свидетельствуют, что в 1934 году митрополит Кирилл проживал в г. Гжатске, Смоленской области. Известно, что в это время к нему дважды приезжал епископ Ржевский Палладий (Шерстенников; впоследствии митрополит Орловский и Брянский, † 1976) для переговоров о примирении с митрополитом Сергием. Впрочем, и на это раз он был непреклонен. 327 Нужно сказать, что в этот период митрополит Кирилл неоднократно отклонял предложения противников митрополита Сергия объявить себя, ссылаясь на Патриаршее завещание, Местоблюстителем. Во-первых, он считал это грубым попранием канонов, так как был ещё жив законный Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр. Во-вторых, это могло бы вызвать крайне вредный для церковного общества раскол. Однако им предпринимались шаги с целью духовной консолидации так называемых «непоминающих», т.е. самоуправляющихся общин, не признававших каноничности административных распоряжений митрополита Сергия. В своих беседах он говорил в это время: «Филадельфийская церковь – это не мы, это те, которые придут после нас». Конкретно свою позицию митрополит Кирилл выразил в письме от 02.1934 года следующим образом: «Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничивает тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верой, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному Епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни.» («Акты...». С.702). 328

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   4 ноября 1962 г. скончался митрополит Нестор (Анисимов), получивший известность еще в предреволюционные годы как камчатский миссионер, хиротонисанный в сан епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. Владыка Нестор был членом Поместного Собора 1917—1918 г. На исходе гражданской войны он вывез святые мощи великой княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары с Урала на Святую землю. В 1948 г. он был арестован и восемь лет провел в лагере в Мордовии. По возвращении на свободу он встретил самое теплое и заботливое отношение к себе со стороны первосвятителя и был назначен на Новосибирскую кафедру. Возраст (митрополит Нестор родился в 1884 г.) и тяжелая болезнь заставили его в 1958 г. уйти на покой, но, как только он немного поправился, он захотел вернуться к архиерейскому служению и был назначен временно управляющим Кировоградской епархией. За отпеванием митрополита Нестора об упокоении его души молился Святейший Патриарх Алексий I. Погребли его в Переделкине, около церкви Преображения. На мраморном кресте написано: «Митрополит Нестор. Камчатский миссионер».    Из маститых архиереев старшего поколения помимо Святейшего Патриарха в середине 60-х гг. на кафедрах оставались митрополиты Симферопольский Гурий (Егоров), Куйбышевский Мануил (Лемешевский), архиепископы Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), Калужский Ермоген (Голубев), Орловский Палладий (Шерстенников), Псковский Иоанн (Разумов). Большую часть епископов к тому времени составляли уже архиереи, родившиеся в XX в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Типичными для этих лет были хиротонии монахов, получивших образование в возрожденных духовных академиях — Московской и Ленинградской. В 1959 г. Леонида (Полякова) хиротонисали во епископа Курского, в 1960 г. Сергия (Петрова) во епископа Белгород-Днестровского, в 1961 г. Николая (Кутепова) во епископа Мукачевского и Никодима (Руснака) во епископа Костромского; в 1962 г. Серафима (Никитина) во епископа Курского, Никона (Фомичева) во епископа Выборгского; в 1964 г. Антония (Мельникова) во епископа Белгород-Днестровского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   «За последние годы,— утверждает автор доклада,— нами разработана четкая и широкая система воспитания епископата, а через него и рядового духовенства, в политическом плане, формирования у них патриотизма, гражданского долга, уважения к законам и деятельности советского правительства. А это дает заметные положительные результаты». После составления этого замечательного документа прошло всего лишь 15 лет, и миссия Совета была выполнена до конца, он исчерпал себя и прекратил свое славное существование.    В эти годы Русская Православная Церковь потеряла архипастырей, сполна изведавших в свое время ночные аресты и допросы с пытками, тюремные нары и каторжные работы. В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре преставился уволенный на покой еще 13 лет назад архиепископ Ермоген (Голубев).    Но в иной мир уходили и архипастыри другого поколения, выросшие в советскую эпоху и вступившие на стезю церковного служения в послевоенные годы. 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна-Павла I безвременно скончался постоянный член Священного Синода митрополит Ленинградский Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов). Он родился в деревне Фролово Рязанской епархии в семье служащего в 1929 г. Дедушка архипастыря по матери был священником, и уже в отроческие годы Борис Ротов получил религиозное воспитание. Душа мальчика тянулась к Богу. Большое влияние на формирование его религиозности оказал архиепископ Рязанский Димитрий (Градусов). Окончив среднюю школу, Борис Ротов поступил в Рязанский педагогический институт. Но он стремился послужить Церкви, и 6/19 августа 1947 г., в день Преображения Господня, состоялся его постриг в монашество с наречением имени Никодим от руки тогда уже Ярославского архиепископа Димитрия (Градусова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Павлючик К. И., регент. В 1943 г. получил музыкальное образование в Высшей музыкальной школе Харбина. С 1944 г. регент храма Дома Милосердия. Преподавал в музыкальной школе, руководил хором в Харбинском политехническом институте, давал уроки русского языка китайским студентам. В 1956 г. с семьей выехал в СССР, в г. Новосибирск, где 30 лет руководил хором в Вознесенском кафедральном соборе. Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский. С сентября 1948 г. в. у. Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем в. у. Хабаровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. в. у. Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. Пестель Иван Борисович (1765–1843). С 1806 г. сибирский генерал-губернатор. Управлял вверенным ему краем из Санкт-Петербурга. Действовавший его именем иркутский губернатор Н. И. Трескин навлек на себя массу нареканий, вызвавших ревизию Сибири и назначение нового сибирского генерал-губернатора, М. М. Сперанского (1818). Петелин Иннокентий Степанович, протоиерей. В 1912–1940 гг. служил в харбинской Св.-Алексеевской церкви (бывших коммерческих училищ КВЖД). Сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». С 1940 г. в г. Дальний (Дайрен). В 1946 г. настоятель храма в Табынско-Казанской женской обители в г. Дальнем, в районе Какагаши. С 1946 г. благочинный. Был арестован и вывезен в СССР. Петр (Екатериновский Феодор; ск. 1889), епископ. В 1859 г. хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. С 1866 г. епископ Якутский, викарий той же епархии. С 1867 г. на покое. Член Московской Синодальной конторы и управляющий Московским Воскресенским монастырем. С 1869 г. епископ Уфимский и Мензелинский. С 1876 г. Томский и Семипалатинский. С 1883 г. на покое в Оптиной пустыни Калужской епархии. С 1885 г. управлял Московским Заиконоспасским монастырем, затем Московским Новоспасским монастырем. Духовный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в городе Саратов возведен в 1906 году по проекту архитектора П. М. Зыбина. Каменная шатровая церковь представляет собой произвольную копию Покровского собора в Москве («собор Василия Блаженного»). Храм является объектом культурного наследия. Содержание История [ править править код ] Церковь-часовня при Архиерейском доме была построена попечением святого священномученика Гермогена (Долганёва; †1918), епископа Саратовского и Царицынского. Саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин в 1903 (по другим данным в 1904 году) году сделал ее проект. Вскоре началось строительство, закончившееся в 1906 году. Каменная шатровая церковь представляет собой произвольную копию Покровского собора в Москве («собор Василия Блаженного») , уменьшенного в два – два с половиной раза. Престол был один — в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». По преданию, храмовая икона была заказана владыкой Гермогеном на Святой Горе Афон и представляла собой точную копию с чудотворного афонского первообраза. В народе церковь называли еще «Утоли моя печали». Богослужения в храме-часовне совершались ежедневно монашеской братией из Архиерейского дома. Постановлением президиума Нижне-Волжского краевого исполкома Советов РК и К депутатов от 28 января 1930 года церковь-часовня была закрыта с переоборудованием ее здания под клуб Дома матери и ребенка. Затем в здании располагались различные организации, последней из которых был планетарий. Здание в советское время сохранилось почти в первозданном виде. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома КПСС кресты с церкви-часовни были сняты, и она некоторое время стояла без них. После передачи храмового здания Церкви в боковой пристройке был устроен придел, освященный в 1990 году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле был положен антиминс из храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, закрытой в 1961 году в Саратовской семинарии, подписанный архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым; †1976). Первым настоятелем возвращенного храма стал протоиерей Лазарь Новокрещеных. Его трудами были отремонтированы внутренние помещения, приобретены иконы, построена колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Затем митрополит Никодим от лица Собора задал вопрос митрополиту Пимену: «Принимаешь ли ты это избрание?» Владыка Пимен ответил полагающимися при этом словами: «Избрание меня Освященным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю». Помимо избрания Патриарха, Собор принял еще ряд важных решений. Были отменены клятвы и прещения с придерживающихся старых обрядов, утверждены решения Архиерейского Собора 1961 года, утверждено дарование автокефалии Чехословацкой и Американской Православным Церквам , дарование автономии Японской Православной Церкви. 3 июня 1971 года  в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы состоялась интронизация нового Патриарха. Речь при вручении жезла новоизбранному Патриарху произнес старейший по хиротонии архиерей Русской Православной Церкви митрополит Орловский и Брянский Палладий (Шерстенников). При преподнесении Патриарху Пимену Владимирской иконы Божией Матери приветственное слово произнес митрополит Таллинский и Эстонский Алексий: «Господь и Спаситель наш, иже Святую Свою Церковь неизреченною премудростию основавый», — говорил он, — ныне всеблагим промыслом Своим через избрание наше положил начало новому продолжению твоего архипастырского служения. Возведенный десницею Божией на Московский и всея Руси Патриарший Престол, ты облечен ныне Первосвятительской властью и силой, как достойный преемник святителей Московских, которые укрепляли нашу Церковь многими трудами, подвигами и благочестием и много послужили объединению, просвещению и славе нашего Отечества. Не того ли ожидает теперь и от тебя Русская Православная Церковь, изволением Святого Духа и своим поставившая тебя на церковной свещнице, подобно светильнику? Не с твоим ли именем связаны все надежды на дальнейшее укрепление жизни церковной и на объединение всех православных русских людей, в рассеянии сущих, в ограде нашей Матери-Церкви? Да, все мы, твои сослужители и соработники, как и все члены Поместного Собора, актом единодушного избрания выразили свою уверенность в том, что на престоле Московских и всея Руси Патриархов тебе предстоит быть не только " хранителем апостольских преданий, столпом непоколебимым и Православия наставником " , но и постоянным молитвенником за нашу великую Родину и ее народ, быть ее христианской совестью и правилом веры для наших пастырей и пасомых».

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

После последнего ареста мужа матушка Ольга с младшим сыном вернулась в Пугачев. Ей так и не сообщили о судьбе новомученика; где он умер и был похоронен, семье осталось неизвестно. Также безвестны для нас и места погребения остальных страдальцев из поселка Майское. Младший сын священномученика Александр Николаевич Амасийский также испытал на себе действие советской репрессивной машины. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен, а после возвращения на Родину в 1946 году был арестован и приговорен к ссылке на Север. Наказание он отбывал в Архангельской области, после освобождения поселился в городе Петровске Саратовской области, где с 1947 года жили его мать, вдова новомученика Николая Ольга Ивановна и сестра - средняя дочь новомученика Вера. Настоятель храма в Петровске протоиерей Феодор Волков служил некогда в Пугачевском викариатстве Саратовской епархии и хорошо знал отца Николая. Узнав матушку Ольгу, он расспросил ее о жизни, а в 1960 году выхлопотал для нее от Саратовской епархии пенсию, которая выплачивалась по благословению архиепископа Палладия (Шерстенникова) вплоть до кончины Ольги Ивановны; 11 марта 1974 года она отошла ко Господу. Известно, что саратовские архипастыри тех лет выплачивали от епархии пенсии вдовам убиенных и умученных за веру клириков Саратовской епархии, воздавая должное их подвигу. Небесный покровитель По архивному уголовному делу за 1934-1935 годы Николай Николаевич Амасийский был реабилитирован постановлением Президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года; по архивному уголовному делу за 1937 год - постановлением Президиума Павлодарского областного суда от 17 мая 1956 года. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, все 16 мучеников из поселка Майское, и в их числе иерей Николай Амасийский, были причислены к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. День памяти священномученика Николая был установлен на день его мученической кончины, 13 (26) декабря. 29 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла имя священномученика Николая внесено в список Собора Саратовских святых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В дек. 1951 г. в Туле был арестован архиеп. Антоний, а Н. Кутепов привлечен к следствию в качестве свидетеля и в течение месяца находился под подпиской о невыезде, его ежедневно допрашивали. Хотя обвинение ему предъявлено не было, но с этого времени он рассматривался властями как политически неблагонадежный. В апр. 1952 г., еще до окончания семинарии, был уволен Тульским еп. Сергием (Лариным ; впосл. архиепископ) с должности секретаря архиерея и 2-го иподиакона Всесвятского собора Тулы «ввиду нецелесообразности его дальнейшего пребывания в составе работников Тульской епархии». Окончив семинарию в том же году, не был направлен ни на продолжение учебы в ДА, ни на служение в приходе. В кон. 1952 г. принят Вологодским и Череповецким еп. Гавриилом (Огородниковым ; впосл. архиепископ) на службу в Вологодскую епархию и назначен на должность сверхштатного псаломщика в Воскресенскую церковь г. Череповца. 12 июля 1953 г. рукоположен во диакона в безбрачном состоянии, зачислен в штат Казанской ц. в г. Устюжна Вологодской обл. В сент. того же года поступил на заочный сектор Ленинградской ДА. В сент. 1954 г. перешел на очное обучение в академии. В июне 1958 г. окончил Ленинградскую ДА с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Высокопреосвященный Исидор, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский» (издано в 2009). 13 авг. 1958 г. назначен Учебным комитетом при Синоде на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской ДС. 18 сент. того же года указом митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) также был назначен сверхштатным диаконом Андреевской ц. Киева. 14 окт. 1959 г. рукоположен митр. Иоанном во иерея. 11 дек. того же года назначен инспектором Саратовской ДС с условием принятия монашества, и 20 дек. принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь св. воина Николая, мч. Севастийского (это был последний постриг в лавре перед ее закрытием советскими властями). 9 июня 1961 г. в связи с предстоящим закрытием Саратовской ДС и отсутствием преподавательских вакансий в др. оставшихся семинариях Н. решением Учебного комитета поступил в распоряжение Саратовского архиеп. Палладия (Шерстенникова ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/2565990.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010