Волгоград. Церковь Николая Чудотворца в Сарепте. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты В некоторых источниках говорится о Николаевском молельном доме на железнодорожной станции Сарепта, построенном в год основания станции - в 1896 году. В этом деревянном здании служил отец Иоанн Райский. По другим данным, законоучителем в Сарептском земском училище отец Иоанн стал 1 марта 1903 года. За учебную деятельность ему выделялось от железнодорожного ведомства 150 рублей в год.Вскоре посёлок разрастается и возникает мысль о постройке каменного храма, а деревянный в 1905 году переносят в нынешний Красноармейск.18 сентября 1911 года состоялась закладка новой церкви. Мешает строительству начавшаяся война, поэтому оно затянулось на пять лет. Но всё же 16 октября 1916 года епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Шерстенников) освящает церковь.Храм сразу стал градообразующим элементом посёлка. Обошлась его постройка в 8 тысяч рублей. Длина храма - 31 м, ширина - 15 м. К церкви примыкали вытянутая трапезная и колокольня (от последней уцелело два яруса).Стиль архитектуры - неоклассицизм с присутствием элементов древнерусского зодчества, сохранились некоторые элементы художественной отделки интерьеров.С приходом к власти большевиков началась борьба с православием, богослужения велись не регулярно. Окончательно церковь была закрыта в 1939 года, после чего в ней сделали клуб, склад, магазин. В 1989 году снесли здание бывшей часовни станционной больницы в Сарепте.В 1991 г. Николаевская церковь в Сарепте вновь открывает свои двери. Имеются воскресная школа и библиотека. Приход окормляет больницу " ст.Сарепта " , ведёт просветительскую деятельность в школе лицее и детском саду http://www.volgaprav.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26403

— епископ Охотский Даниил (Шерстенников); с 1927 по 1930 гг. — епископ Евсевий (Рождественский); с 1930 по 1933 гг. — епископ Марк (Боголюбов); с 22 сентября 1933 г. по 28 сентября 1934 г. — епископ Верхнеудинский Иоанникий (Попов); с 9 ноября 1934 г. по 4 января 1935 г. — епископ Серафим (Заборовский); с 3 марта 1936 г. по 18 мая 1936 г. — епископ Серафим (Шамшин). В 1937 г. Забайкальская и Нерчинская епархия прекратила свое существование. Забайкалье пострадало как никакой другой регион нового Советского государства. К началу 40-х годов ХХ века были разрушены практически все соборы, храмы, монастыри Забайкальской епархии. Храмы, избежавшие разрушения, были приспособлены под спортивные залы, клубы, склады, кинотеатры. Иркутская епархия, в состав которой вошла территория Забайкалья, была восстановлена только в 1943 г. Отныне правящий архиерей стал именоваться Иркутским и Читинским. Следует отметить, что возрождение епархии носило номинальный характер. К началу 1950-х гг. в Читинской области вновь было открыто всего три церкви — в г. Чите, г. Сретенске и в селении Нижняя Хила Шилкинского района, причем храмы в г. Сретенске и с. Нижняя Хила впоследствии закрыли. 4 мая 1945 г. в г. Улан-Удэ была открыта Заудинская Вознесенская церковь, а чуть позже — Успенская церковь в г. Кяхта, которая действовала до 1962 года. 21 апреля 1994 г. решением Священного Синода Читинская и Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах. Первым епископом на кафедру был назначен Преосвященный Палладий (Шиман). В ноябре 1996 г. епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 г. 29 декабря 1999 г. решением Священного Синода (журнал 134) на кафедру определен епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов). 10 октября 2009 года решением Священного Синода ( журнал 82 ) образована самостоятельная Улан-Удэнская и Бурятская епархия , выделенная из состава Читинской и Забайкальской. Читинская епархия теперь территориально расположена в границах Забайкальского края, а правящему архиерею определено иметь титул Читинский и Краснокаменский.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244201...

Поэтому предлагаю применить к ним высшую меру наказания». Однако ввиду «исключительно важного политического значения настоящего дела» 28 июня Президиум ВЧК постановил «передать дело в Революционный трибунал для гласного судебного разбирательства. Вынося подобные постановления, Президиум ВЧК исходил из того соображения, что преступление высших духовных лиц православного духовенства должно быть достоянием гласности, чтобы «сами верующие могли иметь беспристрастное суждение о степени соответствия их пастырей своему пастырскому долгу». Однако к концу лета обстановка в стране претерпела серьезные изменения. После ряда покушений на высокопоставленных партийно-советских функционеров, в условиях объявленного властью «красного террора», 23 августа (5 сентября) прот. И. И. Восторгов был расстрелян. Там же. Там же, л. 36–37 об. Там же, л. 40–44. Там же, л. 9–12 об. ЦА ФСБ России, Р-49509, т. 8, л. 252. Архив Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П-71478 (Дело «русских католиков», 1935 г.), л. 154; Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю., Шикер А. К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 61. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 95. Что явствует из дневника супруги сосланного в Новосибирск богослова профессора Николая Николаевича Фиолетова (Там же. С. 96–97). Следственное дело Патриарха Тихона... С. 902; Акты Святейшего Тихона… С. 950, 967. Журнал Московской Патриархии. 1934. 22; История иерархии Русской православной церкви… С. 364–365; Акты Святейшего Тихона… С. 716–721. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 97. Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 470; Политбюро и Церковь. Т. 2. С. 533. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 291. Следственное дело Патриарха Тихона... С. 902. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 291. Архиепископ Саратовский и Вольский Палладий (Шерстенников; 1896–1976 гг.) 24 мая 1958 г. письменно свидетельствовал, что «Путята последние годы жизни жил в Вятке, побираясь милостыней на паперти тамошнего храма… Настоятель Владимирской церкви города Кирова (б[ывшая] Вятка) протоиерей Вениамин Тихоницкий (умер в 1957 году архиереем Кировским и Слободским) рапортом в феврале–марте 1937 г. донес Блаженнейшему Сергию (Страгородскому.– М. К.) о смерти монаха Владимира Путяты, перед смертью покаявшегося во всем и удостоенного им, Тихоницким, святого причастия. Он же отпевал покойного монашеским чином и похоронил его на Ахтырском кладбище города Кирова» ( Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 101). «Справка на Владимира Пензенского» (РГАСПИ: Справки-комментарии к неопубликованным документам В. И. Ленина, направляемые в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 3. Перечень 12-9. Л. 504–505). Журавлев В. В. Революция как способ реализации личного интереса (К постановке проблемы)//Революция и человек: Социально-психологический аспект. М., 1996. С. 23–24.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

16.12.1916 06.05.1917 18.05.1917 21.06.1917 03.07.1917 15(28)09.1918 Дамиан Говоров 11(24)07.1921 16(29)01.1928 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров Петровская, обн. Основана в 1927 г. Именование – по г. Петровск (Саратовская губерния). Саратовское викариатство. Упразднена в 1928 г. 17(30)03.1927 04.1928 Виктор Путята Петроградская (см. Санкт-Петербургская) Петроградская, обн. (см. Ленинградская, обн.) Петрозаводская Основана 21.04.1828 (по др. 22.05.1828). Архиепископия с 1835 г. Возобновлена 07(20)07.1990 (выделена из С.-Петербургской епархии). Именовалась: Петрозаводская и Олонецкая; в 1944–1955 гг. – Олонецкая и Петрозаводская; с 04(17)07.1996 – Петрозаводская и Карельская. Викарные кафедры: Старорусская, Каргопольская, Вытегорская. 22.05.1828 17.10.1842 14.11.1842 07.12.1850 19.12.1850 07.02.1851 29.03.1851 07.07.1869 29.08.1869 28.02.1877 Ионафан Руднев 28.02.1877 07.01.1882 23.01.1882 21.10.1897 21.10.1897 20.01.1901 Назарий Кириллов 20.01.1901 07.12.1905 24.12.1905 21.11.1908 28.11.1908 30.11.1916 21.11(04.12)1919 12(25)10.1924 05(18)12.1925 21.03(03.04)1928 22.04(05.05)1928 Сергий Гришин 22.04(05.05).1928 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 21.03(03.04)1930 14(27)03.1934 Феодор Яковцевский 14(27)031934 28.04(11.05)1934 28.04(11.05)1934 17(30)11.1935 01.1936 15(28)02.1936 18(31)03.1936 Палладий II Шерстенников 16(29)06.1947 21.05(03.06)1948 Нектарий Григорьев 21.05(03.06)1948 19.02(04.03)1949 19.02(04.03)1949 23.10(05.1 1)1955 07(20)07.1990 01(14)08.1990 01(14)08.1990 Петрозаводская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Петрозаводская; Карельская. Викарные кафедры: Каргопольская, Повенецкая. 13(26)06.1922 04.1923 Николай Соболев 1932 (?) 01(14)05.1932 30.04(13.05)1932 12(25)05.1932 16(29)06.1932 09(22)11.1933 Петропавловская (Камч.) Основана 01.12 (по др. 15.12) 1840 (выделена из Иркутской епархии). Местопребывание – в г. Новоархангельске на о. Ситха (Аляска). В дальнейшем, по усмотрению правящего архиерея, кафедра переносится в различные пункты – в г. Аянск, в 1852–1853 гг. – на Аляску, с 1853 г. – в г. Якутск (в связи с присоединением к епархии Якутской области 26.07.1852), с 21.12.1858 – в г. Благовещенск-на-Амуре. 01.01.1899 епархия подверглась разделению на две самостоятельные епархии: Благовещенскую (с кафедрой в г. Благовещенск) и Владивостокскую (с кафедрой в г. Владивосток). (Н.Д. Иерархия... С. 406).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антология семинарской жизни. Родные Лица Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Покровский храм г. Уфы, где служил отец Николай Соколов В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором. В 1948 году, когда возобновилось архипастырское управление и прибыл архиепископ Ювеналий (Килин; † 1958), принявший пред кончиной схиму с именем Иоанн, меня взяли в алтарь прислуживать при архиерейской службе. Иподиаконствуя и иногда участвуя в церковном хоре, я познавал церковное богослужение. Архиепископ Палладий, управлявший Иркутской епархией с 1949 года, заботился об уставном совершении служб, сам служил торжественно и был очень требовательным. Все это способствовало тому, что я очень хорошо знал церковный устав и неплохо читал по-славянски.

http://pravoslavie.ru/29828.html

6) Препятствия к браку; 7) Приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру; 9) Православие и экуменическое движение; 10) Вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом в Константинополь и встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси со Вселенским Патриархом Димитрием I. В 70-е годы встречи между Предстоятелем Русской Церкви и главами других Православных Церквей стали носить регулярный характер. Представители Русской Церкви активно участвовали также в деятельности Всемирного Совета Церквей. На V ассамблее Всемирного Совета Церквей, состоявшейся в Найроби в 1975 году, одним из Президентов Всемирного Совета Церквей был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, безвременно скончавшийся 5 сентября 1978 года в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного Папы Иоанна-Павла I. В 1970-е годы Русская Церковь потеряла и других своих видных архипастырей: митрополита Орловского Палладия (Шерстенникова; + 1976), митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова; +1975), архиепископа Вениамина (Новицкого; +1976), архиепископа Ермогена (+1978). Но на смену им приходили новые архипастыри. В результате частичной нормализации взаимоотношений между государственными органами и Церковью на рубеже 70-х годов появились возможности для увеличения числа учащихся духовных школ. За десятилетие, с 1975 по 1985 года, оно выросло почти в два раза - с 750 до 1200. В 1976, 1979, 1983 года Московская Патриархия выпустила Библию, общим тиражом 300 тысяч экземпляров. Большим событием церковной жизни явилась канонизация просветителя Америки и Сибири митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), совершенная Деянием Священного Синода в ответ на прошение Священного Синода Православной Церкви в Америке 6 октября 1977 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Саратов. Церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь-часовня при Архиерейском доме саратовских владык была построена по благословению священномученика Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. Ее проект в 1903 (по другим данным, в 1904) году сделал саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин. Вскоре началось строительство, закончившееся в 1906 году. Храм удачно вписался в застройку архиерейской усадьбы, и в архитектурный ансамбль центра Саратова. Престол в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». По преданию, храмовая икона была заказана владыкой Гермогеном на Святой Горе Афон и представляла собой точную копию с чудотворного афонского первообраза. В народе церковь называли еще «Утоли моя печали». В годы Советской власти здание сохранилось практически в первозданном виде, однако не использовалось по назначению — здесь был открыт Саратовский планетарий. В 1990 году храм передали епархии. После возвращения его Православной Церкви в боковой пристройке был устроен придел, освященный в том же году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле положен антиминс, спасенный из уничтоженного богоборцами семинарского храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, подписанный Архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым). В первой половине 1993 года Владыка Пимен, Архиепископ Саратовский и Вольский, освятил основной престол храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Богослужения в храме-часовне совершались ежедневно монашеской братией из Архиерейского дома. В начале XX века в составе братии было 16 иноков и 13 послушников. Постановлением Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РК и К депутатов от 28 января 1930 года церковь-часовня была закрыта с переоборудованием ее здания под клуб Дома матери и ребенка. Затем в здании располагались различные организации, последней из которых был планетарий. Здание сохранилось почти в первозданном виде.

http://sobory.ru/article/?object=07134

Анатолий, архиепископ (Кузнецов Евгений Власович) Дата рождения: 28 мая 1930 г. Дата смерти: 26 января 2024 г. Дата хиротонии: 3 сентября 1972 г. Дата пострига: 11 октября 1960 г. День ангела: 6 мая Страна: Россия Биография: Родился 28 мая 1930 г. в г. Иркутске. С 1947 г. — псаломщик в храмах Иркутской епархии , с 1949 г. — иподиакон епископа Иркутского Палладия (Шерстенникова). В 1949-1956 г. обучался в Московской духовной семинарии . 31 октября 1954 г. рукоположен в сан диакона, 1 июля 1956 г. — в сан иерея. В 1960 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. 11 октября 1960 г. пострижен в монашество, в 1963 г. возведен в сан игумена, в 1968 г. — в сан архимандрита. С 1960 г. преподавал Священное Писание в МДС, с 1967 г. — в МДА. Участвовал в работе Библейской комиссии Издательского отдела Московской Патриархии. 3 сентября 1972 г. хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. С 3 сентября 1974 г. — епископ Звенигородский, представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. С 16 ноября 1979 г. — епископ Уфимский и Стерлитамакский. 20 июля 1990 г. назначен епископом Керченским, викарием Сурожской епархии . 25 февраля 1993 г. возведен в сан архиепископа. Священный Синод на заседании 27 декабря 2001 г. почислил на покой по состоянию здоровья и благословил продолжить строительство русского православного храма в г. Манчестере и пастырски окормлять этот приход. Священный Синод на заседании 17 июля 2002 г. благословил продолжить служение в Сурожской епархии в должности викария с титулом «Керченский» и назначил настоятелем ставропигиального прихода в г. Манчестере, Великобритания. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. ( журнал 45 ) почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь . Отошел ко Господу 26 января 2024 г. Отпевание состоялось 28 января в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . Погребен владыка в историческом некрополе Московской духовной академии. Образование: 1956 г. — Московская духовная семинария. 1960 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Награды: Церковные: на Патриархия.ru на християнство. з Керченським про митрополита Сурозького [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245192...

В 1953 году скончался Сталин. Поскольку современная историография Русской Православной Церкви советского периода уделяет мало внимания ее внутренней жизни, практически полностью отдаваясь исследованию темы отношений Церкви и государства, гонений и притеснений со стороны властей, и особенно теме Церковь и Сталин, то иногда появляются и достаточно оригинальные, если не сказать - парадоксальные утверждения, такие, например, как: «кардинального переворота в политике Сталина по отношению к Церкви не произошло. Сталин как был богоборцем, так и остался им до конца своей жизни» Маловероятно, чтобы Церковь земная отпраздновала бы 1000-летие Крещения Руси, если бы не было той знаменательной встречи митрополитов со Сталиным... Впрочем, едва ли современные мнения и взгляды на сей счет являются более ценными для истории, чем мнения участников событий - высших церковных иерархов. Владыка Григорий ясно писал о прагматизме властей и необходимости архиереям активно использовать предоставленные Церкви возможности: «4 октября 1944 г. В Синоде нет решительного и твердого руководства: все прислушиваются - что скажет Карпов... То же, что в прежнем Синоде при властном обер-прокуроре. Но тогда была иная ситуация: и правительство, и Синод были заинтересованы в одном, а теперь правительству нет дела до чисто церковных и религиозных дел, а имеются в виду только цели чисто государственные» В марте 1953 года Патриарх Алексий писал митрополиту Григорию: «9 марта 1953 г. [...]. Переживаю кончину Иосифа Виссарионовича Сталина, которого мы оплакиваем как сделавшего много добра нашей Церкви.[...]. 15 марта. [...]. И мы здесь скорбели искреннею, глубокою скорбью о кончине И.В.Сталина и в день его похорон вечером большим Собором (со мной было в служении панихиды 4 архиерея: М[итрополит] Николай, А[рхиепископ] Иркутский Палладий (Шерстенников - Л.А.), А[рхиепископ] Макарий (Даев - Л.А.), А[рхиепископ] Никон (Петин - Л.А.) служили панихиду при огромном стечении молящихся заполнивших не только храм, но и двор и улицу. Кроме того, от меня была еще делегация возложившая венок от Рус[ской] Прав[ославной] Ц[еркви]. Я сам не мог быть, т.к. тяжело идти было от Красной Площади до Дома Союзов [...]. С братской любовью. П.А.» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

27 сент. 1960 г. мощи свт. Тихона были изъяты у верующих и переданы в Орловский краеведческий музей. 8 мая 1965 г. в Орле по сфабрикованному делу к 2 годам лишения свободы приговорены сотрудники Орловского ЕУ П. Н. Самчук (впосл. архиеп. Паисий) и Н. С. Сапсай (впосл. архиеп. Нестор). 23 дек. 1965 г. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговоры были отменены, сотрудники ЕУ освобождены. В 60-х гг. XX в. уничтожены мн. церковные здания, в т. ч. признанные к тому времени памятниками архитектуры. Так, в Орле были разрушены Покровская, Преображенская, Сергиевская и др. церкви. С 1960 по 1969 г. в Орловской обл. количество действующих церквей сократилось с 23 до 15. Действующими оставались 4 церкви в Орле, по 2 - в Болхове и в Орловском р-не, по одной - в городах Мценск, Дмитровск, Ливны, в пос. Кромы, а также в Кромском, Малоархангельском, Глазуновском районах. Архиеп. Палладий (Шерстенников; 1963-1976; с 25 февр. 1968 митрополит), согласно отчету Совета по делам религий за 1968 г., негласно проводил благотворительные акции «в широком масштабе» ( Поспеловский Д. В. РПЦ в XX в. М., 1995. С. 350). Епархия была вынуждена перечислять значительные средства в Советский фонд мира. Начиная с 1976 г. взносы Орловской епархии в фонд в 3 раза превышали отчисления соседних епархий. При Орловском еп. Глебе (Смирнове ; 1976-1987; с 9 сент. 1978 архиепископ) было отремонтировано большинство действовавших храмов епархии, в 1986 г. отреставрирован Ахтырский кафедральный собор. Орловская епархия в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. В 1988 г. на территории Орловской обл. действовали 42 религ. объединения, из них 15 православных. Благодаря нормализации государственно-церковных отношений в том же году в регионе широко отмечалось 200-летие Орловской епархии и 1000-летие Крещения Руси. В 1989 г. открыты 6 храмов, через полтора года - еще 11. К кон. 1990 г. в Орловской обл. зарегистрирована 31 правосл. община, к кон. 1993 г.- 46 общин. В 90-х гг. открылись Успенский мужской и Введенский женский мон-ри в Орле, Марие-Магдалининский жен.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010