В течение длительного времени фактически лишь номинально существовали такие епархии, как Ульяновская, Донецкая, Днепропетровская и др. Средний возраст архиереев, подсчитали в Совете, 58 лет, средний стаж архиерейского служения — 12 лет. Из 58 правящих архиереев до 1945 г. были хиротонисаны во епископа — четверо (это были митрополит Орловский Палладий (Шерстенников), хиротонисанный в 1930 г., митрополит Алмаатинский Иосиф (Чернов), хиротонисанный в 1932 г., архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), хиротонисанный в 1941 г. и архиепископ Ивановский Иов (Крестович), хиротонисанный в 1942 г.) От 21 до 30 лет имели архипастырскую степень — 4 архиерея: митрополит Иоанн (Разумов), архиепископы Палладий (Каминский), Михаил (Чуб) и епископ Богдан (Анцух), от 11 до 20 лет — 30 и до 10 лет — 20 архипастырей. По образовательному цензу архиереи распределялись так: высшее духовное образование имели 44 архиерея, семинарское — 11; кандидатов богословия было 28, магистров — 6 и докторов — 3 (Патриарх Пимен, Ленинградский митрополит Никодим и Рижский архиепископ Леонид). 19 епископов было выпускниками МДА и 19 — ЛДА. Светское высшее образование имели 7, среднее — 22 и неполное среднее 29 епископов.    Конечно, действительность отражалась в отчете Фурова как в кривом зеркале. Но его наблюдения и характеристики все-таки представляют известный интерес. В принятом в те годы стиле отчетов, призванных порадовать начальство радужными картинами триумфального успеха во всем, Фуров пишет о подконтрольности Патриархии его учреждению. Фуров пытается убедить политическое руководство страны в лояльности всего епископата правящему режиму: «Многолетние наблюдения, глубокое изучение настроений правящих архиереев еще раз подтверждают, что епископат лояльно относится к советской власти». В то же время непосредственно из текста отчета видно, что полного доверия Совета не заслуживает ни один из охарактеризованных в нем архиереев. В качестве примера проявления чуждых идеологических взглядов приводятся слова Святейшего Патриарха Пимена, сказанные им во время визита в Финляндию 6 мая 1974 г.: «Мы считали и считаем, что социальные вопросы не должны затемнять или заменять основное понятие спасения как освобождения от греха, проклятия и смерти и достижения жизни вечной в Царстве Небесном и в общении с Богом», а также отрывки из доклада митрополита Никодима, прочитанного им также в Финляндии перед преподавателями и студентами Хельсинского университета 9 мая 1974 г.: «Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Петриковская и Туровская Николай Иванов Петровская 06(19).08.1912–16(29).12.1916: Дионисий Прозоровский 16(29).12.1916–06(19).05.1917: Леонтий фон Вимпфен 18(31).05.1917–21.06(04.07).1917: Никодим Кротков 03(16).07.1917–1918: Дамиан Говоров Николай Коноплёв Пётр Соколов 11(24).07.1921–1922: Николай Позднев 1922–1928: 16(29).01.1928–30.10(12.11). 1928: Андрей Комаров Петровская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Виктор Путята Петроградская см. Ленинградская Петроградская (обн.) см. Ленинградская (обн.) Петрозаводская (обн.) 13(26).06.1922–04.1923: Николай Соболев 1923–1936: 1936–1936: Виктор Путята Петрозаводская и Олонецкая 30 .11(13.12).1916–1918: Иоанникий Дьячков 1919–1919: Евгений Мерцалов 1920– 1924: Евфимий Лапин 12(25).10.1924–05(18).12.1925: Венедикт Плотников, в. у. 1926–1928: 03(16).04.1928–05(18).05.1928: Сергий Гришин 06(19).05.1928–21.03(03.04). 1930: Артемий Ильинский 03(16).04.1930–14(27).03.1934: Феодор Яцковский 18 .02(03.03).1934–28.04(11.05).1934: Софроний Арефьев 14(27).03.1934–17(30).11.1935: Феодор Яцковский, паки 01 .1936–18(31).03.1936: Борис Шипулин 18(31).03.1936–1937: Палладий Шерстенников 1937–1944: 1944–1947: Григорий Чуков , в. у. Петропавловская (Омское вик.) 06(19).11.1914–04(17).02.1921: Мефодий Краснопёров 1919–1922: Гавриил Воеводин, в. у. 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. 1924–1924: Алексий Буй 1924–09(22).11.1932: Иоанн Троянский 1927–1928: Георгий Анисимов, в. у. 28 .03(10.04).1932–28.06(11.07).1933: Артемон Евстратов 14(27)08.1933–01.1936: Вениамин Иванов 09 .1936–03(16).10.1936: Александр Раевский 1937–1937; Тихон Шарапов, в. у. Петропавловская (на Камчатке) см. Камчатская Петропавловская (на Камчатке) (обн.) 27 .10(09.11).1928–08(21).01.1930: Константин Соболев Петропавловская (Казахстан) (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Алексий Кононов 1926–1936: 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Георгий Лапшин Печерская (Нижегородское вик.) 03(16).02.1920–1922: Варнава Беляев 24 .04(07.05).1922–1923: Леонтий Устинов 1923–1926: 1926–1926: Григорий Козлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1941–1942: Геннадий Шипринкевич 11(24)06.1942–: Димитрий Маган Донская 10(23).01.1915–1922: Митрофан Симашкевич 1922–1924: 1924–09(22).12.1925: Митрофан Симашкевич, паки 1925–1927: Димитрий Добросердов 04 .1928–1928: Амфилохий Скворцов 27 .02(12.03).1929–1930: Антоний Романовский 1930–1932: 29 .07(11.08). 1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский, в. у. 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский, в. у. 03(16)02.1933–1942: Иосиф Чернов, в. у. Донская (григ.) 1925–1930: Митрофан Симашкевич 1930–18(31).07.1935: Иннокентий Бусыгин Донская (обн.) 1922–17.02(01.03).1924: Митрофан Симашкевич 05 .1922–17.02(01.03).1924: Мелхиседек Николев 1923–1924: Андрей Одинцов 1924(?) –1925: Модест Никитин 1925–1927: 1927–1929: Николай Чудновцев 09(22).09.1929–20.06(03.07).1931: Сергий Киреев 1932–07.1934: Иоанн Острогорский Драгобычская и Самборская см. Самборо-Драгобычская Дриссненская (обн.) 04 .1930–1931: Варлаам Покровский Егорьевская 06(19).08.1921–08(21).04.1923: Вассиан Пятницкий 1923–1927: 1927–1927: Иоанн Петропавловский 15(28).09.1927–18(31).10.1929: Павел Гальковский – 1934: 04(17).09.1934–01.1936: Иоанн Соколов 16(29).08.1937–01(14).09.1937: Алексий Сергеев Ейская 1923–1925: Евсевий Рождественский 1925–1926: Кирилл Соколов 1926–1931: 17(30).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский Ейская (обн.) 11(24).07.1922–14(27).07.1922: Николай Федотов Екатеринбургская см. Свердловская Екатеринодарская см. Краснодарская Екатеринославская см. Днепропетровская Елабужская 30 .01(12.02).1922–1925: Георгий Анисимов 19 .02(04.03).1925–09(22).12.1925: Ириней Шульмин 1926–1929: 1929–02(15).07.1930: Ириней Шульмин, паки 1930–1930: Ириней Шульмин, в трет. раз 01(14).12.1930–1933: Палладий Шерстенников 29 .07(11.08). 1933–02(15).03.1934; Александр Раевский Елабужская (григ.) 09(22).12;1925–1926: Ириней Елгавская 27 .09(10.10).1936–13(26).10.1943: Иаков Карп Елецкая 01(14).10.1914–26.05(08.06).1917: Павел Вильковский 26 .05(08.06).1917–1921: Амвросий Смирнов 17(30).04.1921–1922: Даниил Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 70-е гг. Церковь потеряла архипастырей, сполна изведавших в свое время ночные аресты и допросы с пытками, тюремные нары и каторжные работы. В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре почил уволенный на покой за 13 лет до кончины архиепископ Ермоген (Голубев). Но в эти годы на смену им приходили новые архипастыри. В 70-х гг. были хиротонисаны во епископы известные впоследствии церковные деятели: Кирилл (Гундяев), Серапион (Фадеев), Агафангел (Саввин), Анатолий (Кузнецов), Максим (Кроха), Симон (Новиков), Хрисанф (Чепиль). Поместный Собор 1988 г. в изданном им Уставе существенно пересмотрел устройство епархиального управления. Устав предусматривал повсеместное образование коллегиальных органов епархиального управления – епархиального собрания и епархиального совета. В обязанности собрания, в соответствии с Уставом, были включены такие полномочия, как избрание членов Поместного Собора, членов епархиального совета; создание епархиальных учреждений и забота об их финансировании; наблюдение за течением епархиальных дел. В обязанности епархиального совета входят: исполнение решений епархиального собрания; представление собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. Епархиальный совет, по Уставу, становился судом первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в неправославной вере, нарушениях канонов и христианских нравственных норм; его компетенции подлежали также вопросы, касающиеся церковного брака и развода, разногласия между духовенством и приходскими должностными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

899 Донат (Щеголев Димитрий Федорович; 1899–1979), архиепископ. С 1951 г. ключарь Богояв­ленского кафедрального собора г. Москвы, сначала в сане игумена, затем архимандрита. В 1956 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. С 14 марта 1957 г. епи­скоп Свердловский и Ирбитский. С 8 августа 1957 г. Великолукский и Торопецкий. С 26 дека­бря 1957 г. Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сентября 1958 г. Новосибирский и Барна­ульский. С 1961 г. на покое. С 1965 г. епископ Калужский и Боровский. С 1971 г. архиепископ. С 1975 г. на покое. 907 Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1969–1957), архиепископ. В 1942 г. хирото­нисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. временно управляющий Ижевской епархией. 908 Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротони­сан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Пав­лодарский. С сентября 1948 г. временно управляющий Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем временно управляющий Ха­баровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. временно управляющий Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. 913 Речь идет об Иоанникии (Сперанском), епископе Красноярском, викарии Новосибирской епархии, который в 1956 г. был определен в Кицканский монастырь. Из Новосибирска Владыку Иоанникия сопровождали К. А. Караулов и В. Горошенко. 914 Вероятно, речь идет об о. Алексии Горелкине, бывшем члене епархиального совета Харбин­ской епархии и ректоре Харбинской семинарии. 915 Имеется в виду Георгий Иванович Попков. В Управлении Восточно-Азиатского Экзархата при Владыке Несторе он был главным бухгалтером. Один из активных участников ревизии в 1947–1948 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архив Пн Преставился ко Господу старейший архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Анатолий (Кузнецов) 26 января 2024 г. 12:25 26 января 2024 года, на 94-м году жизни, преставился ко Господу находившийся на покое старейший архиерей Русской Православной Церкви  архиепископ Анатолий (Кузнецов) . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла почивший владыка будет погребен в историческом некрополе Московской духовной академии , который располагается в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре .  Архиепископ Анатолий (в миру — Евгений Власович Кузнецов) родился 28 мая 1930 г. в г. Иркутске. С 1947 г. — псаломщик в храмах  Иркутской епархии , с 1949 г. — иподиакон епископа Иркутского Палладия (Шерстенникова). В 1949-1956 г. обучался в  Московской духовной семинарии . 31 октября 1954 г. рукоположен в сан диакона, 1 июля 1956 г. — в сан иерея. В 1960 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. 11 октября 1960 г. пострижен в монашество, в 1963 г. возведен в сан игумена, в 1968 г. — в сан архимандрита. С 1960 г. преподавал Священное Писание в МДС, с 1967 г. — в МДА. Участвовал в работе Библейской комиссии Издательского отдела Московской Патриархии. 3 сентября 1972 г. хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. С 3 сентября 1974 г. — епископ Звенигородский, представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. С 16 ноября 1979 г. — епископ Уфимский и Стерлитамакский. 20 июля 1990 г. назначен епископом Керченским, викарием  Сурожской епархии . 25 февраля 1993 г. возведен в сан архиепископа. Священный Синод на заседании 27 декабря 2001 г. почислил на покой по состоянию здоровья и благословил продолжить строительство русского православного храма в г. Манчестере и пастырски окормлять этот приход. Священный Синод на заседании 17 июля 2002 г. благословил продолжить служение в Сурожской епархии в должности викария с титулом «Керченский» и назначил настоятелем ставропигиального прихода в г. Манчестере, Великобритания. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. ( журнал 45 ) почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил  Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь . Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6097467.ht...

Владыка Палладий, в миру Павел Шерстенников,(1895—1976). 73 А. Э. Левитин–Краснов. В поисках нового Града. — Тель–Авив, с. 225 — 226. 74 Надежда Мандельштам. Воспоминания. — Издательство имени Чехова: Нью–Йорк, 1970, с. 351. 75 А. Солженицын. Раковый корпус, глава 31. 76 Два портрета. В кн.: Память: Исторический сборник. — Ук. соч., с.504–508 77 Русская мысль. — Париж, 20.05. 1988. 78 О подробностях этого антирелигиозного наступления см.: Н. Струве. Христиане в СССР. — 1964 г., с. 255 Sq. (на французском языке) 79 Из отчета совета по делам религии — членам КПСС (за подписью В. Фурова). — Вестник РХД, 1980, 13, с. 363. 80 В миру Борис Ярушевич (1892—1961). 81 А. Э. Левитин–Краснов. — Ук. соч., 132–146. 82 В миру Алексей Голубев (1896—1978). 83 Вестник РХД, 116, 1975, с. 228. 84 Анатолий Левитин (1915—1991), в Самиздате писал под псевдонимом Краснов. 85 Священник Сергий Желудков (1909–1984). 86 Андрей Синявский, теперь живет во Франции, публикуется то под своим именем, то под псевдонимом Абрам Терц. 87 Светлана Аллилуева. Только за один год. — Harper and Row.: New York, 1970, с.258. 88 Владыка Макарий, тогда был архиепископом Можайским, в миру Сергей Деев (1888–1960). 89 В церкви Покрова Божьей Матери, в селе Акулово на юго–западе от Москвы по Белорусской железной дороге, в нескольких километрах от аэропорта Внуково. 90 Владыка Стефан, в миру Сергей Никитин (1895—1963). До того, как стал монахом, был врачом. Связан с Мечевской общиной. 91 На юго–западе от Москвы, в пятидесяти километрах от центра, по Киевской железной дороге, не доезжая до Наро–Фоминска. Тоже церковь Покрова Божьей Матери. 92 А. Сухих, И. Бондаренко. Современное православие и двойственная истина. — Наука и религия, 1964, 3, с. 14. 93 Священник Сергей Хохлов. 94 Алексей Трушин. 95 В селе Черкизово. 96 См.: А. Э. Левитин–Краснов. — Ук. соч. с. 221–227, 233–237, 230. 97 Тогда епископ Калужский. 98 Н. Струве. — Ук. соч., с. 266. 99 См.: журнал «Грани». — Франкфурт, 61, с. 122–189. 100 А. Солженицын. Бодался теленок с дубом. YMCA Press: Париж, 1975, с.168. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

Палладий (Шерстенников; 1896–1976 гг.), в 1930–1933 гг. епископ Елабужский, викарий Казанской епархии Русской Православной Церкви. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 299–304 об. Рукописный подлинник, подписи – автографы. Далее зачеркнуто: Татарский. Далее зачеркнуто: Казани. Всего 192 подписи. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 309–309 об. Рукописный подлинник, без даты. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 308–308 об. Рукопись, орфография подлинника сохранена, без даты. С 28(29) июня 1934 г. Чистопольская кладбищенская церковь была отобрана у общины Русской Православной Церкви, зарегистрирована как обновленческая и передана обновленцам, хотя православных было много больше (192 человека), чем обновленцев (20 человек) и у обновленцев был в распоряжении свой собор (ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 293–307/309 об.). ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 293. Машинописный подлинник, подпись – автограф. Угловой штамп Чистопольского РИКа; помета на документе: «т. Ситдикову. 9/22/Х-34». См. запрос Секретариата ТатЦИКа от 13 сентября 1934 г.: Там же, Л. 306. Имеется в виду, что в 1922–1930 гг. регистрацией религиозных общин ведали органы НКВД, после ликвидации этого наркомата в декабре 1930 г. задачи надзора за религиозными обществами формально перешли к местным исполкомам. См.: ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 294–304 об. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 69. Л. 8–8 об. Рукописный подлинник, написанный черными чернилами, подписи – автографы; круглая печать КОМУ. Резолюция: «К делу. Во внутреннее дела духовенства ЦИК не вмешивается. Подпись». Комиссия по делам культов при ЦИК ТАССР. Григорий Николаевич Смеловский (1874–1938 гг.), протоиерей, настоятель Богоявленского кафедрального собора. Арестован 10 января 1938 г., скончался во время следствия. Сексот ОГПУ–НКВД. Статья 58 УК РСФСР предусматривала наказание за политические преступления. Иерофей (Померанцев; 1880 г. р.), 26 декабря 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии, затем епископ и архиепископ Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит» Нижегородский, «митрополит» Крымский. Участник Второго обновленческого «Всероссийского Поместного Священного собора» 1923 г., на котором подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего патриарха Тихона. Дважды арестовывался: в 1921 г. – в Иваново-Вознесенске, в 1928 г. – в Нижнем Новгороде. Сексот ВЧК–ОГПУ–НКВД с 1919 г. (кличка «Орлов»). С февраля 1934 г. обновленческий «митрополит» Казанский, настоятель Тихвинского кафедрального собора, кладбищенской церкви г.Казани. Арестован 4/5 августа 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации «духовников», осужден на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. После направления дела на доследование Верховным судом РСФСР 2 сентября 1940 г. осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

После выступления архиепископа Пимена началось формальное обсуждение вопроса иерархами-участниками Собора. В нем участвовали митрополиты Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископы Минский и Белорусский Варлаам (Борисевич), Саратовский и Вольский Палладий (Шерстенников), Кишеневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), которые поддержали изменения, вносимые b IV paздeл «Положения об управлении Русской Православной Церкви» . Собор 1961 г. одобрил поправку b IV раздел «О приходах» «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Было утверждено постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 г. «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Согласно новой peдakцuu IV rлabы «О приходах», утверждалась следующая структура приходского управления. Приходская община, как это было и раньше, опиралась на выбранную общим собранием «двадцатку». Община основывалась на добровольном согласии верующих, желающих вести духовную жизнь под руководством священника, находящегося в каноническом подчинении правящего епископа. Настоятель должен был осуществлять духовное руководство верующими, совершать по уставу богослужение и своевременно удовлетворять все духовные запросы прихожан, подавать нравственный пример и следить за богослужебными предметами. Исполнительный орган не должен был вмешиваться в богослужебную жизнь прихода и регулировать отношения духовенства между собой. Если возникали конфликты и споры между духовенством и причтом, их разрешением занимался епископ. Влияние и административная власть настоятеля сохранялись только над служителями алтаря: пономарями, алтарниками, псаломщиками. Нанимая на работу указанных лиц, церковный совет был обязан согласовывать с настоятелем их кандидатуры. Архиерейский Собор предписал всем священнослужителям Русской Православной Церкви и приходам строго соблюдать гражданское законодательство и поддерживать церковную дисциплину. Принятая Собором поправка в соответствующий раздел «Положения об управлении Русской Православной Церкви» сохраняла свою силу до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6176448

В личном деле архиепископа Павла (Голышева) в ГАРФ имеется документ, в котором зафиксированы воспоминания иерарха о Соборе 1961 г., проливающие свет на некоторые обстоятельства этого важного церковного события. «Все присутствующие на этом Соборе епископы были запуганы и боялись сказать слово. Никто не знал, зачем нас вызвал Патриарх. Каждый из нас думал, что приглашен на торжество в Троице-Сергиеву Лавру по случаю дня преподобного Сергия, для служения с Патриархом. Когда приехали в Лавру, то увидели, что приглашены почти все епископы Патриархии. Мы спрашивали друг друга о причине такого съезда — и никто ничего не знал… В два часа ночи был вызван к архиепископу Пимену епископ Палладий (Шерстенников). Он так был перепуган, что просил помолиться о нем и, уходя, сказал: “Если я не вернусь, знайте, что я арестован”. Вскоре он вернулся. Ему дали заранее кем-то составленную речь, которую ему предложили зачитать на Соборе. Что он впоследствии исполнил. В самый день праздника, после литургии, мы были приглашены к Патриарху на чашку чая. Когда мы сели за стол, то увидели, что рядом с Патриархом сидит товарищ Куроедов. Нам зачитали постановление Собора епископов, и Патриарх предложил всем подписать. Все сидели и молчали… Кто-то из епископов хотел сказать, но Патриарх не дал ему слова. Впоследствии этот епископ был лишен места и уволен на покой. В такой обстановке не могло быть и речи о каком-либо обсуждении поставленного вопроса. Все присутствующие епископы в гробовом молчании стали подписывать постановление Собора. Обстановка была угнетающая… Я буду считать всю жизнь своим великим грехом поставленную мной подпись под решением этого Собора. Я никогда не был согласен с решением Собора и никогда не соглашусь» . А. Краснов-Левитин утверждает, что Собор шел всего два часа. Архиереи заслушали речь патриарха Алексия, доклад митрополита Тульского и Белевского Пимена (Извекова). «Никаких прений не было. Лишь было сообщено собору об отрицательном отношении к новому Положению о Православной Церкви двух архиереев: Преосвященного Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (проф. Войно-Ясенецкого), глубокого старца, уже находящегося при смерти, и Преосвященного Павла (Голышева)» .

http://bogoslov.ru/article/6176448

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010