С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка. В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек. Колокольня Казанского собора - третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров. Храмы [ править править код ] Собор Казанской иконы Божией Матери [ править править код ] Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой. По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.). Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии - к августу 2007 г. 5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение. Церковь Иоанна Предтечи [ править править код ] Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый. Домовая церковь Кирилла и Мефодия [ править править код ] Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году. Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории [ править править код ] Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории. Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_мужс...

Но психологически для иерархии и духовенства революция была катастрофой, среди которой трудно было взять какой-либо ясный и твердый курс. С отречением от престола императора Николая II (2.III.1917) и с возникновением в недрах Государственной Думы Временного правительства, для Церкви в сущности исчезла юридическая база, соединявшая ее с государством. Все основные законы Империи пали. Произошел революционный прорыв легальности. Новая государственная власть имела уже иную природу, иное основание: не “Божьей милостью”, а “волею народа”, или точнее – “волею исторического случая”. С такой новой властью у Церкви не было никаких договорных связей о союзе. Она имела право сразу объявить сама о своем хирургическом отрыве от такой власти. Но она этого не сделала в силу инерции связи с государством, имущественной и финансовой зависимости от него, неизвестности ближайшего будущего и свойственной всем православным Церквам Востока лояльности в отношении ко всем политическим режимам. Поэтому когда царская власть пала, то сверх ожидания Св. Синод, “ею учрежденный” (по выражению Основных Законов), все-таки остался во главе Церкви в качестве высшей церковной власти. А Временное правительство оставило для надзора над его деятельностью прежнего контролера царской власти в Св. Синоде – обер-прокурора. Этим жестом Временное правительство выразило свое желание в отношении Церкви идти по линии исторической инерции и компромисса. Последовательно революционно-новая власть могла бы объявить, что она не признает и не утверждает Св. Синода, назначенного прежней властью, что она предоставляет Церкви свободно выбрать себе новый Синод, с которым Временное правительство и вступит в новые отношения. На деле остался прежний Синод, подобранный старыми обер-прокурорами Саблером, Самариным и Раевым и утвержденный царем, за которым Церковь признавала это право утверждения, как за ею же миропомазанной священной особой. В этот, еще царский, Синод новая, внеконфессиональная, внерелигиозная, светская власть Временного правительства послала своего министра с правами и именем прежнего “обер-прокурора”. В этой, недостаточно революционной, умеренной и компромиссной комбинации был источник целого ряда внутренних конфликтов и недоразумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля/5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом. Возрождение монастыря началось после 1715 года, когда Валаам вернулся в состав России, и царь Петр I своим указом предписал восстановить древнюю обитель. Новыми насельниками Валаама стали выходцы из прославленного Кирилло-Белозерского монастыря. В XVIII веке иноки Валаамского монастыря осуществляли миссионерское служение на Американском континенте. Среди них — преподобный Герман Аляскинский (†1837, память 27 июля/9 августа), равно почитаемый православными людьми в России и в Америке. Известно, что восемнадцатое столетие не относится к числу наиболее благополучных в истории русского монашества. В этот период окончательно оформилась определённая антимонашеская тенденция в государственной политике, получившая своё выражение в некоторых указах 1 . Конечно, помимо бурных внешних событий, точнее — параллельно с ними, протекала и внутренняя сокровенная жизнь автора очерка «На Северный Афон». В конце 1904 года он вместе с двумя своими товарищами Виктором Раевым (впоследствии — архимандрит Иоанн) и Николаем Соболевым (впоследствии — архиепископ Серафим) посетил Кронштадт, побывал на богослужении, которое совершал в Андреевском соборе святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, видел знаменитую «общую исповедь», беседовал с батюшкой. Эта встреча — первая в цепочке встреч с «живыми святыми», подвижниками веры и благочестия, возможно, укрепила будущего святителя в его тогдашнем стремлении к монастырскому служению в миру, настолько ярким, вдохновляющим явился перед ним образ «всероссийского пастыря». Но были у молодого богослова и иные думы. При поступлении в академию

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Как нетрудно увидеть, обвинения эти носят явно надуманный характер и являются лишь прикрытием подлинного стремления коммунистов – уничтожить Церковь, лишить ее священства и монашества под любым предлогом. Мы намеренно привели столь много примеров, чтобы стало очевидным: речь идет не об исключениях, а о систематическом явлении. Реальность заключалась в том, что подвергались репрессиям именно глубоко верующие православные люди; карательные органы их выбирали по признаку религиозной принадлежности, а обвинения нередко составляли уже после ареста – на основании поведения при аресте, или сказанного на допросах, или сказанного в камере предварительного заключения. Выбирался человек, а под него уже потом находили «дело». Как указывал священномученик Григорий (Раевский), «если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы» . А в Болгарии имели место случаи, когда коммунисты устраивали суды и выносили приговоры уже после того, как обвиняемые были убиты. Так, например, священник Иоанн Тодоров был арестован 13 октября 1944 года и забит до смерти, а 16 апреля 1945 года в Плевене состоялся суд, который post factum вынес ему обвинение, осудил и приговорил к смертной казни . Также было и со священником Рафаилом Раевым . 9 сентября 1944 года партизаны схватили его, когда он шел домой, и закопали живьем в землю, а 2 марта 1945 года Плевенский народный суд заочно осудил его на смерть . Разумеется, в подобных примерах «социалистической законности» нет ничего, что позволяло бы серьезно относиться к такому судопроизводству и к выдвигаемым против новомучеников обвинениям – это лишь попытка оправдать совершенные беззакония, придав им вид законности. Относиться всерьез к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинениям против новомучеников – значит верить сознательно возводимой на них лжи. А если, приняв эти обвинения за чистую монету, начать сомневаться в мученическом венце пострадавших, то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута. Священномученику Николаю (Кобранову) во время допроса следователь прямо сказал об этом, заметив с усмешкой: «Не беспокойтесь, святым вас не сделаем» .

http://pravoslavie.ru/41945.html

Николай подошел к Варе с молитвою и перекрестил ее. В тот же миг кровоточение совершенно прекратилось. Так Господь явил Свою великую милость через крестное знамение. Владыка любил вспоминать этот случай с великою благодарностью к Богу. В свою бытность в Академии Николай несколько раз посещал о. Иоанна Кронштадтского и впоследствии с благоговением рассказывал об этом. Особенно знаменательно было его последнее посещение, весною 1907 года, когда он, со своим другом – студентом Виктором Раевым, присутствовал на богослужении с.Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. В своих воспоминаниях об этом посещении, Владыка рассказывал: «Прощаясь с нами, о.Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о.Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: «Да почиет над Вами благословение Божие». Я тут же почувствовал будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Я стал как бы опьянелым и начал шататься, боясь как бы не упасть. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и как бы носился в воздухе». Когда Николай Соболев перешел на 4-ый курс Академии, то инспектор-архимандрит Феофан поставил ему ребром вопрос – будет ли он монахом. Николай, считая себя по смирению недостойным монашеского подвига, очень мучился этим вопросом, не зная какова воля Божия о нем. За разрешением своего недоумения он обратился письменно к о.Иоанну Кронштадскому, но тот ничего не ответил на его письмо. Он спросил о том же старца Анатолия Оптинского (Потапова), но старец написал ему, что заочно не может дать ответа на его вопрос. Когда Николай получил письмо о. Анатолия Оптинского , то заскорбел еще больше, ибо ни откуда не мог получить прямого ответа на свой вопрос, который указал бы ему волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

У студентов постепенно вырабатывалось православное святоотеческое воззрение. И очень скоро деятельность кружка принесла свои плоды. Однажды архимандрит Феофан отправил иеромонаха Вениамина (Федченкова) на пастырское собрание Санкт-Петербургской епархии, где планировалось утвердить и передать в Синод тезисы об «обновлении» христианства, о «сближении» его с жизнью, об избавлении его от «византизмов». Отец Вениамин стал возражать авторам тезисов, опираясь на святых отцов. Это привело к спору, и подготовка нововведений была отложена, а потом и вовсе забыта. Архимандрит Феофан и Николай Соболев еще не могли знать, что пройдет четверть века и их отношения испортятся. А пока Николай видел в своем инспекторе прежде всего ревностного монаха и смиренного молитвенника. Отец Феофан, несомненно, повлиял на выбор пути Николая Соболева. Но были и другие замечательные подвижники, общение с которыми оставило у него неизгладимое впечатление на всю жизнь. Среди этих подвижников прежде всего следует назвать святого Иоанна Сергиева. Этот пастырь, которому к тому времени было уже более семидесяти лет, всю жизнь прослужил в Андреевском соборе Кронштадта, в связи с чем отца Иоанна прозвали Кронштадтским. Здесь он основал «Дом трудолюбия», представлявший собой поселок на несколько тысяч человек, где неимущие обеспечивались работой и жильем. Отец протоиерей боролся еще с одной народной бедой – пьянством. Известны и духовные сочинения отца Иоанна, впоследствии собранные в несколько томов. Но наибольшую славу отцу Иоанну принесли его прозорливость и дар исцеления. За духовным советом к старцу ехали со всей России, письма и телеграммы с просьбами о молитве шли отовсюду. Николай Соболев посещал отца Иоанна неоднократно. Последнее посещение состоялось весной 1907 г. Вместе со своим другом Виктором Раевым Николай присутствовал на богослужении в Андреевском соборе. Студенты молились и в алтаре храма. Архиепископ Серафим спустя годы часто вспоминал встречи с кронштадтским праведником. «Прощаясь с нами, – рассказывал архипастырь, – отец Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к горнему месту за престолом алтаря. Вдруг отец Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: «Да почиет над вами благословение Божие». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и как бы носился в воздухе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Северные американцы (кинокомпания «Universal Marion Corporation», сценарист и режиссёр Мэл Брукс) исконного авторства произведения не скрыли, но сюжет тоже исказили, как только могли: в их фильме «The Twelve Chairs» («Двенадцать стульев»), вышедшем на экраны в 1970 году, милейший Ипполит Матвеевич, бывший дворянин, а после революции - законченная канцелярская крыса, ещё до смерти тёщи ставит ей на щёку печать; Бендер, чтущий, как известно, уголовный кодекс, ордера на мебель банально ворует; пущенного по ложному следу за гарнитуром без бриллиантов отца Фёдора американские киношники загоняют в Иркутск, в заснеженную, полную двухметровых сугробов Сибирь; в клуб за последним стулом компаньоны идут вдвоём (таким образом с Воробьянинова снимают убийство Бендера), но узнав новость о найденных ранее бриллиантах, они на пару устраивают в общественном месте настоящий погром, стукнув заодно прибывшего милиционера. Первой отечественной экранизацией «Двенадцати стульев» стал одноименный телеспектакль режиссера Александра Белинского (1966 год) в постановке ленинградского телевидения Затем, в 1971 году, появляется уже популярный кинофильм Леонида Гайдая, главные роли в котором сыграли Арчил Гомиашвили (Остап Бендер), Сергей Филиппов (Воробьянинов) и Михаил Пуговкин (отец Фёдор). Спустя пять лет, в 1976-ом, свою киноверсию романа выпускает Марк Захаров (в ролях, соответственно, Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Ролан Быков)... Что интересно, за пределами России интерес к «Двенадцати стульям» отнюдь не угас, а как бы совсем наоборот. К примеру, телевизионным ремейком своего фильма «13 стульев» 1938 года порадовала в 1997 году зрителей Австрия («Mein Opa und die 13 stühle» - т.е. «Мой дедушка и 13 стульев»), режисер Хельмут Лонер; потом, в 2003 году - опять Россия (Мюзикл «12 стульев» Тиграна Кеосаяна); в 2004 году - снова Германия («Zwölf Stühle», т.е. «Двенадцать стульев», режисера Ульрике Оттингера с нашими актёрами Георгием Делиевым, Геннадием Скаргой и Борисом Раевым); годом позже была осуществлена совместная русско-украинская постановка «Двенадцати стульев» (как двухсерийная музыкальная комедия на музыку Максима Дунаевского, режиссёра Максима Паперника); в ролях снялись Николай Фоменко, Илья Олейников, Юрий Гальцев и другие...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Упоминание Николаем Соболевым о патрологии здесь неслучайно. Будущий иерарх действительно самостоятельно изучал сочинения святых отцов. Вместе с Иваном Федченковым и Виктором Раевым, Николай Соболев принял участие в создании, под руководством архимандрита Феофана (Быстрова) , «Златоустовского кружка», целью которого было изучение и толкование святоотеческих творений. Первоначально, в кружке было всего пять человек. Студенты собирались раз в неделю, предварительно прочитав отрывок из того или иного святого отца. После доклада одного из студентов, все остальные, вместе с архимандритом Феофаном, обсуждали этот доклад. «Мало-помалу, – вспоминал митрополит Вениамин, – у нас воспиталось православное отеческое воззрение. Это и было целью». При этом, попасть в кружок было непросто и в академии говорили даже, что «легче Днепру потечь вверх, чем попасть в Златоустовский кружок» 30 . По всей видимости, Николай Соболев, все-таки, не был посредственным студентом, а относился к тому типу людей, для которых тяжело с ходу найти ответ на серьезный вопрос, но которые, при должной подготовке, поражают глубиной понимания его сути. Примером тому служит кандидатская диссертация будущего святителя, о которой будет сказано ниже, а также далеко не самый худший общий выпускной балл – 4,509 31 . Для сравнения, надо указать, что выпускной балл будущего протопресвитера Г. Шавельского составлял 4,757, а выпускной балл Михаила Ильинского – будущего митрополита Макария, экзарха Московского Патриархата в США – 4,393 32 . Огромное влияние на Николая Соболева в период учебы оказал архимандрит Феофан (Быстров) . Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Феофан впоследствии посвятил ей многие годы – в качестве преподавателя, инспектора, наконец, ректора. Его отношение к монашескому житию было настолько серьезным и настолько трепетным, что он, подобно святому Григорию Чудотворцу , убегавшему перед своей архиерейской хиротонией 33 , дважды, из страха перед величием монашескою пути, убегал перед своим постригом 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В марте 1917 года по инициативе депутатов Государственной думы от духовенства совместно с представителями других фракций в Думе и видными общественными деятелями был образован Совет по делам Православной Церкви. Он просуществовал недолго, но успел провести ряд съездов епархиального духовенства, которые поддержали Временное правительство и высказались за немедленный созыв Поместного Собора. При этом большинство епархиальных съездов пошло дальше в своих решениях – выдвинуло требование о введении выборности епископата 347 . Для Церкви, в сущности, исчезла юридическая база, соединявшая её с государством. Все основные законы империи пали. Новая государственная власть имела уже иную природу, иное основание: не «Божьей милостью», а «волею народа» или, точнее, «волею исторического случая». С такой новой властью у Церкви не было никаких договорных связей о союзе. Сложился любопытный юридический момент. Церковь имела право сразу сама объявить о своём решительном разрыве с такой властью. Но она этого не сделала в силу инерции связи с государством, имущественной и финансовой зависимости от него, неизвестности ближайшего будущего и свойственной всем Православным Церквам Востока лояльности в отношении ко всем политическим режимам. Остался прежний Синод, подобранный старыми оберпрокурорами Саблером, Самариным и Раевым и утверждённый царём, за которым Церковь признавала это право утверждения как за ею же миропомазанной священной особой. В этот-то ещё царский Синод новая, внеконфессиональная, внерелигиозная, светская власть Временного правительства и послала своего министра с правами и именем прежнего «обер-прокурора». Обер-прокурором Временного правительства оказался член Думы В.Н. Львов (родственник председателя Временного правительства Г.Е. Львова). Многолетний член думской комиссии по церковным делам, говаривавший: «Я боюсь равнодушия, а всякий бунт приветствую. Я исполняю волю народа, я гоню архиереев, ибо народ этого требует» 348 , он явился в заседание Синода 4 марта и от лица Временного правительства возвестил наступление для Церкви начала её канонического освобождения от прежней зависимости от государства через Собор и учреждаемое Собором церковное самоуправление. А пока приказал временно принимать директивы новой власти через него, её обер-прокурора. И тут же приказал вынести из залы заседания стоявший у стены небольшой царский трон – символ прежней верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010