Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой построена в 1891-1893, сейчас имеет статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Престольные праздники: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы; 1 января, день памяти свмч. Вонифатия; 13 августа, день памяти сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского а также Всех Святых (Неделя первая по Пятидесятнице). Содержание История [ править править код ] Возведена в псевдорусском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Храм был заложен 10 июня 1890 года; строился с 1891—1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, созданного для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой улице — Сергей Николаевич Слепян. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года, епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно вмещали около 1500 человек. Храм был выстроен в стиле, подражающем русской церковной архитектуре XVII века; отделка интерьеров церкви и вся утварь были выполнены по эскизам Н. Н. Никонова. На отделке храма работали суздальские мастера. Иконостас верхнего храма был собран из цветной майолики, изготовленной на фабрике М. С. Кузнецова; из майолики были сделаны и киоты. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатер, эффектно сочетавшийся с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. С 1901 года храм был приходским. В храмах, согласно изначально заявленной традиции поддержания древнего церковного пения, пели лучшие церковные и народные хоры Петербурга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой в начале XX века

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1892 году получил чин коллежского асессора, в том же году подал на соискание степени магистра богословия работу « Церковь , научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом». В этой работе Е.П. Аквилонов обращает внимание на «общепринятые» в то время определения Церкви, в которых последняя называлась «обществом верующих». На смену этому определению Евгений Петрович предлагает предпочесть данное апостолом Павлом определение Церкви как «Тела Христова» и обозначать Ее как «Богочеловеческий организм». Совет СПбДА признал диссертацию и защиту на степень магистра удовлетворительными, однако Святейший Синод не утвердил его в этой степени, посчитав эти взгляды на Церковь неким новшеством. 18 ноября 1896 года был рукоположен во диакона митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) , а 20 ноября был рукоположен во священника и определён на служение в церкви в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской) в Санкт-Петербурге. В том же году о. Евгений пишет вторую магистерскую диссертацию — «Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетического исследования», которая представляла собой значительную переработку первого варианта. После успешной защиты в 1899 году о. Евгений был утвержден магистром богословия и получил звание доцента. На следующий год он стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии. При активных научных трудах, неустанном совершении священнического служения и преподавательской деятельности, священник Евгений продолжал числиться членом учебного комитета Ведомства Императрицы Марии, где, в частности, исполнял должность казначея общества вспоможения недостаточным воспитанницам Исидоровского епархиального женского училища (с 15 декабря 1896 по 15 ноября 1903). В это время о. Евгений принимает на себя безвозмездное совершение треб в Знаменской богадельне и преподавание Закона Божия в Знаменской церковно-приходской школе. По указу Санкт-Петербургской духовной консистории он назначен наблюдателем за бесплатной народной читальней в Московско-Ямском участке общества народной трезвости, где исполнял возложенные на него обязанности весь 1898 год. В это же время (до 1901 года) о. Евгений безвозмездно читал лекции по богословию в Институте братьев милосердия, учрежденном княгиней М.А. Лобановой-Ростовской, стоявшей во главе Особого комитета Красного Креста для призрения увечных воинов. Так научная, благотворительная, пастырская и учительская деятельность соединялась у о. Евгения в одно непрерывное христианское служение.

http://drevo-info.ru/articles/13672960.h...

Храм св. Димитрия Солунского был богат утварью изначально. Ещё в 1811 году в нём числилось два серебряных напрестольных креста, один из них - украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 году куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия с серебряными накладками: 1677, 1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. - Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760 г., Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг. В связи с тем, что Димитриевский храм с 1 марта 1864 года стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда был назначен о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре. В 1876 году обновлена Димитриевская церковь - в ней возобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконостасы всех трёх престолов. Кроме того, устроен вновь и освящён епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) главный Димитриевский престол. В 1888 году в храме было проведено отопление. С 1930 года, после официального закрытия монастыря, соборный Димитриевский храм действовал как приходской ещё несколько лет. Богослужения в нём прекратились, скорее всего, после ареста и ссылки в апреле 1933 года последнего священника храма Георгия Васильевича Голубева, уроженца Тамбова. 16 мая 1933 года Георгий Голубев тройкой ОГПУ был приговорён к ссылке " без права проживания в 12 н. п. Центрально-Чернозёмной области и Уральской области сроком на 3 года " . О. Георгий проживал в Вологде до 1936 года, затем в 1937 году вернулся в Троекурово, где в том же году и скончался. Похоронен на приходском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Александр III был глубоко верующим человеком, его государственная деятельность и частная жизнь основывались на искреннем благочестии и любви к Церкви. Он интересовался искусством и историей, реставрацией памятников, коллекционировал предметы живописи и старины, был председателем Русского исторического общества. По его инициативе в 1883 году в Москве был открыт Исторический музей, а в Санкт-Петербурге начато создание музея русского национального искусства (открыт в 1898 году в Михайловском дворце, получил название Музея имени Александра III). Александр III был человеком атлетического сложения и обладал отменным здоровьем. В 1888 году во время крушения царского поезда на станции Борки (под Харьковом) он смог удержать на своих плечах рухнувшую часть потолка вагона. В память о спасении августейшей семьи в катастрофе построен храм Христа Спасителя в близлежащей слободе Борки (архитектор Р. Р. Марфельд), основаны несколько монастырей: Александро-Мариинский женский в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии, Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково Тверской губернии (ныне Московская область), Александро-Невский мужской в Ряжском уезде Рязанской губернии, Александро-Невский мужской в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1891 году заболел нефритом (воспалительное поражение почек), эта болезнь стала для него смертельной. Скончался 20 октября 1894 года в Ливадийском дворце, напутствованный прот. Иоанном Кронштадтским . 1 ноября 1894 года гроб с телом был доставлен в Санкт-Петербург и положен в Петропавловском соборе. Чин отпевание в том же соборе 7 ноября совершил сонм иерархов российской церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) . Погребен в Петропавловском соборе. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 10.07.2020 07:48:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679819.h...

Как несгибаемый синодал, князь Жевахов усиленно отстаивал Обер-прокуратуру, считая, что это духовное ведомство многое сделало для укрепления роли Церкви в русском обществе. Другое дело, нужны были реформы. Вместе с Обер-прокурором Св. Синода Николаем Павловичем Раевым князь Жевахов накануне революции разрабатывал такие реформы. Они заключались «в децентрализации церковного аппарата, в разграничении церковной и государственной сферы управления, в сближении архипастыря с паствой, в создании условий, имевших обезпечить архипастырю возможность выполнять его непосредственные задачи, что в совокупности возродило бы и оживило церковную жизнь на местах». Надо сказать, что Н.П. Раев был личностью незаурядной. Благочестивый, образованный, любящий Престол и Отечество, он был назначен в Св. Синод по настоянию Императрицы Александры Феодоровны. Раевы давно известны при Дворе: отец Николая Павловича – первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Петербургский и Ладожский Палладий (Павел Иванович Раев, 1827-1898) был духовником Августейшей Семьи; оставил по себе добрую память. Обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев вместе с князем Жеваховым стремился оживить приходскую жизнь, наполнить ее христианским деланием. К сожалению, эта деятельность быстро прервалась. Масону Керенскому нужны были не государственники, а шуты, и в обер-прокуроре Львове он нашел себе такого шута, который не только заменил весь Синод, но и сместил со столичных кафедр двух самых духоносных владык – Питирима и Макария. Россию прибрали к рукам преступники. Скудны сведения о жизни Н.Д. Жевахова за рубежом. Известно только, что этот пламенный монархист зорко следил за всеми событиями, имевшими быть в его Отечестве. Незадолго до кончины князь посетил Закарпатье, еще не занятое большевиками. Умер Николай Давидович в 1938 году, оставив после себя замечательные книги, им написанные за три десятилетия. В том же году скончался на Соловках его брат, Владимир Давидович, во иночестве Иоасаф, митрополит Могилевский, и тоже духовный писатель. Вспомним их в молитвах своих, православный читатель!

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

С этой целью предлагалось: 1) обязать академических преподавателей (кроме древних языков и лекторов новейших языков) составить программы по преподаваемым им наукам и представить их в советы академий не позднее начала будущего учебного года с тем, чтобы совет передал их в Синод не позднее 1 января 1896 г. (и далее делать это ежегодно); 2) вставлять в годичные отчеты сведения о том, насколько выполнена преподавателем составленная им программа; 3) ректорам академий «иметь строгое наблюдение за направлением преподавателей» 631 . Последним, четвертым пунктом значилось: «Доценту С.-Петербургской духовной академии Глубоковскому поставить на вид допущенное им невнимательное отношение к поручению высшей власти» 632 . На основании этого доклада проектировался указ Св. Синода, который был разослан для подписи всем членам Синода, но, по словам Николая Никаноровича, «задержан был Первенствующим из них митрополитом Палладием [Раевым. – Т. Б.] " 633 . Копию этого документа Глубоковский приводит в своей «тетради», где собраны все материалы заведенного на него Учебным комитетом «дела», и следующим образом комментирует: «Это предложение было предъявлено мне [конфиденциально по поручению митрополита Палладия. – Н. Н. Г.] преосвящ. ректором Академии, Епископом Нарвским Никандром (Молчановым) в четверг 16-го марта 1895 г., а я на сие сказал, что: a) это есть гнусная клевета, b) что я выйду из Академии 634 и c) тогда опровергну все печатно. Просил передать это и митрополиту Палладию, но он только ругал меня и не захотел призвать для объяснений, о чем настойчиво и не раз говорил ему ректор» 635 . По словам Глубоковского, тогда он «очень огорчался и обижался на это, но потом примирился, лучше узнав о тяжелом положении в Санкт-Петербурге митр. Палладия, которого «травил» даже Учебный Комитет...» 636 . В автобиографических записках Николай Никанорович говорит об этом так: «Осведомленный совсем непредвиденно и неожиданно 637 , я просто был ошеломлен столь обидным актом, грозившим мне – при моем неокрепшем академическом положении – опасными неприятностями, а по обязательному профессорскому гонору я не мог и не хотел оставаться там, где меня считают «непростительным по неотчетливости в богословской мысли " " 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В июне следующего 1872 г. архиепископом Рязанским Алексием (Ржанициным) были освящены боковые престолы в нижнем этаже собора - святых апостолов Петра и Павла (правый) и святителя Николая Чудотворца (левый). Центральный престол предполагалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но он долгое время так и не был освящён, а 28 октября 1893 г. епископом Михайловским Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, престол был освящён во имя святого Авраамия Затворника. После освящения в 1872 г. двух первых престолов собора в него перешёл служить весь притч из Рождество-Богородицкого храма. С этого времени старый собор стал приписным к новому соборному храму, и службы в нём совершались лишь в престольный праздник. Престолы второго этажа нового собора - Тихвинской иконы Божией Матери (главный), трёх святителей - Иоанна Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста (правый) и Всех Святых (левый) освящены епископом Рязанским и Зарайским Палладием (Раевым). Для этого Владыка приехал в Данков 17 августа 1879 г. и пробыл в городе до 24 августа. Отдельно стоящая каменная пятиярусная колокольня Тихвинского собора высотой 42 м была завершена строительством к 1885 г. Воздвиг её на свои средства купец С. С. Пешков. Руководил постройкой соборный староста купец Николай Петрович Лебедев, который по завершении её в 1885 г. заявил, что «…у него осталося от постройки соборной колокольни всякой лес, доски и связное железо, и что он согласен уступить всё это монастырю». В 1905 г. соборная колокольня, а также иконостасы были отремонтированы. По воспоминаниям старожилов, на колокольне могло быть около 40 колоколов. Говорят, что их звук был слышен в с. Тёплом, до которого от Данкова более 20 км. В 1916 г. на соборную звонницу был поднят 425-пудовый колокол, отлитый в Саратове на колокольном заводе Медведевых. По описанию 1910 г. Тихвинский собор выглядел следующим образом: «кирпичный на каменном цоколе, двухэтажный, снаружи оштукатурен и по местам расписан священными изображениями, внутри оштукатурен и расписан. Собор покрыт железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина собора 16 2/3 саж., ширина 11 2/3 саж., высота до верха карниза 7 1/3 саж. Собор о пяти главах. В нижнем этаже больших окон 12, дверей наружных 3. В верхнем этаже больших окон 12, малых (на главке) 12, дверей - 1. В нижнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 3 саж. Оценены в 15 000 руб. В верхнем этаже три иконостаса общей длиной 11 саж., наибольшей высотой 4 саж. Оценены в 15 000 руб. Нижняя церковь отапливалась 6 голландскими печами. Колокольня пятиярусная, отдельно стоящая в 6 саженях от храма, с основанием 5х5 саж., высотой до верха карниза 25 саж. Церковь с колокольней и иконостасами оценена в 100 000 руб. Ближайшая к церкви постройка - купеческий жилой дом в 25 саж. с южной стороны».

http://sobory.ru/article/?object=10743

В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево–Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см. § 8)  . В 1783 г. в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1814 г. Экзарх получил титул «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского», появились три грузинских епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско–Имеретинской Синодальной конторы, секретарь которой был подчинен обер–прокурору Святейшего Синода. Епископы экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте Русанове (1817–1821) в экзархате началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения. Преемником Феофилакта был Иона Василевский (1821–1832), один из наиболее деятельных русских епископов XIX столетия. Он противостоял злоупотреблениям русификации и активно заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства, но последующие экзархи снова оказались фанатичными националистами. Особенно выделялся жестокий архиепископ Павел Лебедев (1882–1887), который после неудачного покушения на него бежал в Казань и с разрешения обер–прокурора обменялся кафедрами с Казанским архиепископом Палладием Раевым. Волнения, охватившие экзархат в 1905–1907 гг., создали трудности, с которыми не смог справиться архиепископ Никон Софийский — 28 мая 1908 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В конце ноября 1915 года С.Г. Рункевич получил приглашение от Черниговского епископа Василия (Богоявленского) войти в состав Попечительного Совета по организации и выработке устава открываемого в епархии Высшего женского педагогического сельскохозяйственного института. Сама идея организации института – первого в России высшего женского учебного заведения ведомства православного исповедания – принадлежала Преосвященному Василию. Институт планировалось разместить в знаменитом старинном дворце графа П.В. Завадовского в селе Ляличи Суражского уезда, принадлежавшего в то время духовенству Черниговской епархии, но находившегося в запустении. Епархиальный съезд духовенства охотно поддержал намерение своего архиерея и обратился с необходимыми ходатайствами в Святейший Синод и правительственные учреждения. Институт планировалось открыть в память 300-летия царствования Дома Романовых, в связи с чем было направлено всеподданнейшее ходатайство о «принятии сего учебного заведения под Августейшее покровительство Государыни Императрицы Александры Феодоровны» 542 . Почетным председателем Попечительного Совета был выбран митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) , а среди почетных его членов были обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Воложин, Петроградский митрополит Питирим (Окнов) и др. К ноябрю 1916 года проект положения о женском педагогическом институте в Ляличах уже был выработан. Разрабатывался он в Учебном комитете при Святейшем Синоде при участии Преосвященного Василия и товарища обер-прокурора Синода Н.Ч. Заиончковского, а также председателей от Министерства народного просвещения Н.О. Палечека и Министерства земледелия – Д.С. Леванды. При рассмотрении этого проекта в Синоде некоторые дельные указания были сделаны новым синодальным обер-прокурором Н.П. Раевым, прекрасно знакомым с делом высшего женского образования по своей прежней должности – директора двух высших женских курсов в Петрограде 543 . Однако, какое участие принял в этом проекте С.Г. Рункевич и участвовал ли он в нем вообще, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010