Когда Николай прибежал домой, мать, заливаясь слезами, сказала ему: «Вся надежда на твои молитвы. До городов с нашей станции очень далеко и невозможно вызвать вскорости доктора». Николай подошел к Варе с молитвою и перекрестил ее. В тот же миг кровотечение совершенно прекратилось. Так Господь явил Свою великую милость через крестное знамение. Владыка любил вспоминать этот случай с великою благодарностью к Богу. В свою бытность в Академии Николай несколько раз посещал о. Иоанна Кронштадтского и впоследствии с благоговением рассказывал об этом. Особенно знаменательно было его последнее посещение, весною 1907 года, когда он со своим другом – студентом Виктором Раевым, присутствовал на богослужении о.Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. В своих воспоминаниях об этом посещении Владыка рассказывал: «Прощаясь с нами, о. Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направился уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: «Да почиет над Вами благословение Божие». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Я стал как бы опьяненным и начал шататься, боясь чтобы не упасть. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствуя себя окрыленным и как бы носился в воздухе». Когда Николай Соболев перешел на четвертый курс Академии, то инспектор, архимандрит Феофан, поставил вопрос ребром – будет ли он монахом? Николай, считая себя по смирению недостойным монашеского подвига, очень мучился этим вопросом, не зная, какова воля Божия о нем. За разрешением своего недоумения он обратился письменно к о. Иоанну Кронштадтскому , но тот ничего не ответил на его письмо. Он спросил о том же старца Анатолия Оптинского (Потапова), но старец написал ему, что заочно не может дать ответа на вопрос. Когда Николай получил письмо о. Анатолия Оптинского , то заскорбел еще больше, ибо ниоткуда не мог получить прямого ответа на свой вопрос, который указал бы ему волю Божию. В это время он читал житие св. Серафима Саровского – раскрытая книга лежала у него на столе. В грустном раздумье Николай стал ходить по комнате. Но вдруг его озарила мысль: «Какой же я неверующий! Ведь св. Серафим Саровский и сейчас жив. Он у престола Св. Троицы. Он и сейчас может разрешить все недоумения и вопросы, если мы с верою будем обращаться к нему в своих молитвах. Подойду я сейчас к столу, на котором лежит книга с жизнеописанием св. Серафима Саровского . Обращусь к нему, как к живому, упаду на колени, буду умолять его решить мой жизненный вопрос: жениться ли мне и быть священником, или же принять монашество?»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом. Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века. Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев) , управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, - Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского , архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре. Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни , которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский . Епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

http://drevo-info.ru/articles/13673562.h...

Скачать epub pdf Епископ Иоасаф родился около 1750 года и в крещении наречен Иоанном. Его отец был священником в селе Заболотье Переяславльского уезда Владимирской епархии. Иоанн поступил в Новгородскую семинарию, где некоторое время довелось ему обучаться у Тихона Задонского , в мирском его быту. Во время учения Иоанн, одаренный от природы, успешно осваивал науки, подавая большие надежды. Как лучший из учеников, для продолжения образования он был послан в Сергиеволаврскую семинарию, управляемую в то время будущими знаменитыми иерархами Русской Церкви – Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным) . По окончании полного курса в Сергиевой Лавре, Иоанн Заболотский определен был учителем в воспитавшую его Новгородскую семинарию, где после нескольких лет преподавания он возымел желание поступить в монашество. Иоанн был пострижен в 1774 году ректором семинарии Феофилом (Раевым), который позже стал епископом Тамбовским. При пострижении Иоанн был переименован Иоасафом. Еще будучи светским учителем, Иоасаф обращал на себя внимание духовного начальства способностями к проповеданию слова Божиего. Это стало причиной того, что вскоре по пострижении он вызван был из Новгорода в Московскую духовную академию и определен в ней проповедником на место Амвросия (Подобедова) , ставшего ректором академии. Через год своего служения (1775) Иоасаф произведен московским архиепископом Платоном в игумена Московского Крестовоздвиженского монастыря. Проповедническое служение совершал Иоасаф с честью около трех лет, сделался известен самой императрице, вызвавшей его в Санкт-Петербург. Таким образом, из проповедников Московской академии игумен Иоасаф в 1777 году переведен на должность законоучителя Санкт-Петербургской академии художеств. В 1778 году архиепископом Гавриилом (Петровым) Иоасаф был произведен в архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся близ Финского залива, в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Спустя два года (1780), по именному повелению, архимандрит Иоасаф назначен членом Святейшего Синода. Как придворный проповедник, во время управления Сергиевой пустынью многие речи и проповеди произнес Иоасаф в присутствии императрицы и двора. Двенадцать поучительных «Слов» и две речи его были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Раево. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В приходе: с. Раево, д. Анненково, д. Гнилово, д. Голохвастово, д. Елагино, д. Кривецкие Выселки и Хутора, д. Крюковка, д. Ляпуховка, д. Минино-Кривецкое, д. Озерки, д. Платово, д. Полибино, д. Поганцево-Зыбино, д. Сергеевка, д. Стрешнево, д. Троекурово. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1862 г. на средства прихожан. Два престола: главный - в честь Богоявления Господня, в приделе - в честь иконы Почаевской Божьей Матери. По историческим документам, строительство Богоявленской церкви велось на средства прихожан и местных помещиков. По одним сведениям это были Железняков и Арсеньева. По другим – семья Бибиковых. Возле церкви старое кладбище. Увы, здесь уже поработали мародеры, опустошившие многие могилы и склепы. Практически все могильные плиты разбиты. Но на одном из гранитных надгробий мы смогли разобрать надпись, сделанную в 1864 году - плита была установлена в год основания самого храма. Неподалеку от церкви - разрушенная школа, построенная на год позже колокольни. Источник Село Раево расположено яри водоразделе рек Оки и Дона, в 90 вер. от гг. Тулы и 37 в. от уездного - Черни. Положение села на возвышенном месте, окруженном когда-то красивейшими лесами, сухом, благоприятно в гигиеническом отношении. По местным удобствам своим село и получило название Раевым. Район приходского населения, кроме села Раева, обнимает собою семнадцать деревень: Крюково (оно же Всрховьс Плавы), Кривецкое, Стрешнево, Троекурово, Полибино, Сергеевка, Голохвастово (оно же Позняково), Шулепово (оно же Гниловодье), Озерки-Хоныково, Озерские Выселки, Стрешневские Выселки (они же Плотава), Анненкова (оно же Глаголева), Кривецкие Выселки, Обрезково, Ляпуново, Поганцево-Зыбино и Поганцево-Страхово. В общей сложности численность прихожан простирается до 2776 душ муж. и 2749 жен. пола, при 615-ти домах. О происхождении прихода не сохранилось никаких исторических данных, равно и местные, письменные и вещественные памятники весьма скудны известиями в этом отношении.

http://sobory.ru/article/?object=20025

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу митрополии и руководство области за труды по восстановлению Казанского монастыря. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Иоанна Рыльского. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Митрополит Феодосий преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской колокольни. Историческое здание колокольни было взорвано в 1927 году, на ее фундаменте построили школу. В настоящее время монастырская колокольня является архитектурной доминантой города. Святейший Патриарх также посетил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и часовню-усыпальницу Преосвященного архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). В часовне была совершена молитва о упокоении души приснопамятного владыки Евгения. Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В 1758 году епископ Пахомий (Симанский) устроил в обители архиерейскую резиденцию, которая находилась в нем до 1918 года. В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/3714816.ht...

В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года. В 1992 году в здании архиерейского дома разместилось духовное училище, в 2005 году преобразованное в Тамбовскую духовную семинарию. Казанский собор полностью отреставрирован в 2007 году. 21 июля 2009 года началось строительство колокольни, завершившееся в 2014 году. Монастырю в последние годы возвращены два храма, здания архиерейского дома и духовной консистории, келейный корпус. Передано здание средней школы, возведенной на месте взорванной колокольни. 30 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/73288.html

В этой группе был и я».    Сорвать лекции академических профессоров меньшинство не позволило, и тогда представители «революционного большинства» пригрозили «штрейкбрехерам», что будут обливать их кислотой, если те продолжат посещение лекций. Но, по словам владыки Вениамина, его больше волновало тогда то, что он изменяет товариществу, идёт против большинства Чувство вины усилилось после того, как академическое начальство объявило о своём намерении уволить из академии всех участников забастовок и демонстраций.    «Но я, — продолжает свои воспоминания владыка Вениамин, — мучился в совести и обратной мыслью: нравственно ли поддаваться непременно и всегда давлению большинства, если я с ним не согласен?..»    Конфликт разрешился самым неожиданным образом. Епископ Сергий — тогдашний ректор академии, а впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси, «решил испробовать последнее средство: велел созвать общестуденческую сходку. На кафедру вышел избранный председателем студент-эсер Иван Петрович Смирнов (после убили во вторую революцию). Входит уверенный, спокойный и внушительный ректор, высокий, плечистый, с длинной черной бородой, в клобуке. Подходит к кафедре, а там — Смирнов.    — Я избран председателем сходки, — заявил он уверенно ректору.    Но случилось совершенно неожиданное дело. Всегда необыкновенно ровный, любезный епископ Сергий на этот раз легко отстранил Смирнова с кафедры, тот сходит, а ректор, ударив по кафедре своим мощным кулаком, с гневом и властью закричал:    — Я, я здесь председатель!    Все мы мгновенно притихли. Власть проявила свою силу. Затем епископ Сергий сказал нам спокойную деловую речь, предлагал прекратить забастовку. Он ушел, и студенты почти единогласно постановили восстановить занятия».    Конечно, помимо бурных внешних событий, точнее — параллельно с ними, протекала и внутренняя сокровенная жизнь автора очерка «На Северный Афон». В конце 1904 года он вместе с двумя своими товарищами Виктором Раевым (впоследствии — архимандрит Иоанн) и Николаем Соболевым (впоследствии — архиепископ Серафим) посетил Кронштадт, побывал на богослужении, которое совершал в Андреевском соборе святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, видел знаменитую «общую исповедь», беседовал с батюшкой. Эта встреча — первая в цепочке встреч с «живыми святыми», подвижниками веры и благочестия, возможно, укрепила будущего святителя в его тогдашнем стремлении к монастырскому служению в миру, настолько ярким, вдохновляющим явился перед ним образ «всероссийского пастыря». Но были у молодого богослова и иные думы. При поступлении в академию

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

Приняв монашество, новопостриженный монах Серафим предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Так, со дня пострижения и до самой смерти Владыка не вкушал мяса. Он кроме того в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день. Закончив Академию магистрантом, в разряде лучших студентов, о. Серафим был вскоре назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире вместе со своим другом Витей Раевым, принявшим по любви к нему монашество с именем Иоанна. Начальник Пастырского училища, уже пожилой человек, проникся глубоким уважением к молодому двадцатисемилетнему иеромонаху Серафиму и называл его с любовью своим «аввочкой» («авва» по-сирийски значит отец, т.е. духовный руководитель). Когда иеромонах Иоанн, подражая в посте своему другу иеромонаху Серафиму, заболел чахоткой от истощения, то о. Серафим взял на себя его предметы, т. е. один преподавал по всем предметам в Пастырском училище. Этот непосильный труд, а также плеврит, полученный им, совершенно подорвали его здоровье, и иеромонах Серафим по его прошению был переведен на другую службу. Его назначили на должность помощника смотрителя Духовного училища в Калугу. Там о. Серафима очень полюбили воспитанники и особенно малыши первых классов, которым впервые приходилось оставлять родителей и которые заливались слезами от разлуки с матерями. О. Серафим любящим сердцем сразу угадал это великое детское горе и стал утешать детей. Каждый день, в свободные часы и особенно по праздникам, он приходил в младшие классы и занимал их душеспасительными беседами, главным образом из житий святых. Дети страшно привязались к доброму и ласковому начальнику, который так хорошо понимал их сердца. Он был их первым другом и судией, а также нежной матерью. Когда в свободное время о. Серафим проходил по коридору, то из разных классов выбегали ученики, и каждый старался зазвать его в свой класс. «К нам, батюшка, к нам зайдите!» – перебивая друг друга, кричали они, и о. Серафим старался всех посетить и утешить своею беседою. А когда через два с половиной года иеромонах Серафим был переведен в Кострому, то горе детей было неописуемо и безутешно. Они проливали горючие слезы. Некоторые из них отказались от еды в день его отъезда и беспрерывно приходили к нему прощаться, даже по несколько раз, причем о. Серафим дарил им на память в утешение иконки, крестики и другое, что было под рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Неоднократно в период учебы, Николай Соболев посещал протоиерея Иоанна Кронштадтского . Последнее посещение известного пастыря состоялось весной 1907 года. Вместе со своим другом, Виктором Раевым, Николай Соболев присутствовал на богослужении в Андреевском соборе. В тот день студенты молились и в алтаре храма. Архиепископ Серафим, впоследствии вспоминал, как прошло его прощание с кронштадтским праведником. «Прощаясь с нами, – рассказывал архиепископ Серафим, – о. Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к горнему месту за престолом алтаря. Вдруг, о. Иоанн, как молния бросился ко мне. Я остановился на горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: “Да почиет над Вами благословение Божие». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Я стал, как бы, опьянелым и начал шататься, боясь, как бы не упасть. Весь этот день я испытывая благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и, как бы, носился в воздухе» 28 . Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что блестящих успехов в годы учебы Николай Соболев не проявлял, на экзаменах смущался и, порой, отвечал неудачно. После таких случаев, Николай вбегал в комнату Ивана Федченкова, который в своих воспоминаниях передавал состояние Николая так: «- Ну, миленький, и провалился я! – И, то со смехом, хватая себя за нос и качая головою, то с грустью, он рассказывал мне о провале Стыдно! Пусть бы провалился по философии или метафизике, Бог с ними; а тут – по патрологии, – и оскандалился, оскандалился». Когда же выяснялось, что ситуация не столь трагична и, что профессор, идя навстречу студенту, ставил ему высший балл, Николай вновь врывался к Федченкову с криком: «Пять! Пять! Миленький мой! Да что-о ж это такое, Господи! – И опять, радостно, как дитя, заливается. – Да мне и тройки нельзя; а они, миленькие мои, пять мне закатили! Спаси их, Господи!» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Возвращаясь в карете домой, епископ Сергий вдруг вспомнил, что в бытность свою ректором Петербургской Духовной семинарии, когда был на открытии мощей св. Серафима Саровского , то дал обет сему угоднику Божиему: если он сделается ректором Петербургской Духовной Академии, то первого студента, которого он будет постригать, вручит его небесному руководству с наречением сего студента Серафимом. Вот почему он решил назвать Николая этим именем в честь великого Саровского угодника Божия. Когда во время пострижения Николай услыхал: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея», то вздрогнул от изумления и преисполнился великою любовью и благодарностью к преп. Серафиму, подумав: «Он не только открыл мне волю Божию быть монахом, но ему угодно было взять меня под свое благодатное руководство». Приняв монашество, новопостриженный монах Серафим предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Так, со дня пострижения до самой смерти Владыка не вкушал мяса. Он кроме того в продолжении многих лет вкушал пищу только один раз в день. Закончив Академию магистрантом в разряде лучших студентов, о.Серафим был вскоре назначен преподавателем Пастырского училища в г.Житомире, вместе со своим другом Витей Раевым, принявшим по любви к нему монашество с именем Иоанна. Начальник Пастырского училища, уже пожилой человек, проникся глубоким уважением к молодому 27-и летнему иеромонаху Серафиму и называл его с любовью своим «аввочкой» («Авва» по-сирийски значит отец, т.е. духовный руководитель). Когда иеромонах Иоанн, подражая в посте своему другу иеромонаху Серафиму, заболел чахоткой от истощения, то о.Серафим взял на себя его предметы, т.е. один преподавал по всем предметам в Пастырском училище. Этот непосильный труд, а также плеврит, полученный им там, совершенно подорвали его здоровье и иеромонах Серафим по его прошению, был переведен на другую службу. Его назначили на должность помощника смотрителя духовного училища в Калугу. Там о. Серафима очень полюбили воспитанники и особенно малыши первых классов, которым впервые приходилось оставлять родителей, и которые заливались слезами от разлуки с матерями. О.Серафим любящим сердцем сразу угадал это великое детское горе и стал утешать детей. Каждый день, в свободные часы и особенно по праздникам, он приходил в младшие классы и занимал их душеспасительными беседами, главным образом из житий святых. Дети страшно привязались к доброму и ласковому начальнику, который так хорошо понимал их сердца. Он был их первым другом и судиею, а также нежною матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010