Закрыть itemscope itemtype="" > «Одухотворенный, умный, талантливый, человечный» От коронавируса скончался руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов 31.05.2021 1806 Сегодня на семьдесят шестом году жизни отошел ко Господу руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Лев Семенов, сообщает сайт ПСТГУ . Причина смерти – коронавирус, отмечает сайт Фома . Отец Лев окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «История», начал свою преподавательскую деятельность в 1972 году в КГУ, а затем 21 год преподавал в Тверском государственном университете. В 1982 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 2000 году был рукоположен в сан диакона, а в 2002 году — в сан иерея архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником). С 2005 года отец Лев работал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2011 года был штатным клириком храма святителя Николая в Кузнецах. «С 2009 в течение 5 лет протоиерей Лев Семенов был деканом факультета дополнительного образования. Он был неизменно внимателен к коллегам и учащимся. Его лекции по истории Церкви всегда были интересными и содержательными. Отец Лев был эрудирован во всех областях: прекрасно вел и студенческие конференции, и научные собрания. Работать рядом с отцом Львом было легко и радостно!» — вспоминает декан факультета дополнительного образования Неля Леонидовна Иванова. С 2012 года отец Лев был руководителем Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Он также являлся членом Кандидатского диссертационного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, членом Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, председателем Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с религиозными объединениями, членом Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), председателем Совета РОО «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур», председателем Православной ассоциации культурных инициатив, членом Правления Общества дружбы и культурных связей с Грецией и Кипром «Филия», председателем клуба дружбы с Грецией и Кипром «ПСТГУ-Греция-Кипр», действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, членом Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/od...

  Императорское Православное Палестинское Обшество согласно § 8 своего устава, ставит целью своей деятельности «оказывать пособие православным паломникам, при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. п.». Следовательно, русские люди, сочувствующие целям и задачам этого симпатичного и человеколюбивого Общества, идущего навстречу исконным запросам духа и сердца русского человека, вправе интересоваться – кто эти православные паломники, посещающие целыми тысачами святые места Востока, из каких слоев русского общества они выходят, какими целями и внутренними побуждениями они движутся туда с самых отдаленных окраин нашего отечества, какия лишения и невзгоды они претерпевают на своем нелегком пути, и особенно, на пароходах Русского Общества пароходства и торговли, как проводят они довольно продолжительное время в Палестине, что занимает их ум и сердце в это время, и что, наконец, они выносят лично для себя и для своих близких и кровных из этого тяжелого подвига даже и для нашего времени? Иными словами говоря, мы желаем дать краткую характеристику типов современных русских паломников исключительно почти на основании личных, непосредственных впечатлений и наблюдений, вынесенных из встреч с ними в Палестине, в Египте, в пустыне Син, на вершине Богосшественного Синая, на святой Афонской горе, на берегу Адриатики, у мироточивого гроба святителя Николая чудотворца, и в Риме, в соборе Петра, у мощей первоверховных апостолов Петра и Павла.     Паломничество в Иерусалим возникает задолго до пришествия на землю Христа Спасителя и становится благочестивым обычаем каждого истинного сына Израиля, который считал долгом выполнять его ежегодно. О Богоматери и ее праведном Обручнике Иосифе св. евангелист Лука повествует: «и хождаста родители Его (т. е. Христа Спасителя) на всяко лето в Иерусалим по обычаю в праздник Пасхи» ( Лук. 2, 41 ), а с двенадцатилетнего возраста им сопутствовал туда и Сам Спаситель мира (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И.П. Медведев Часть I. Обзоры И. Е. Троицкий: по страницам архива ученого Л. А. Герд «Корифеем русских византинистов» называет Ивана Егоровича Троицкого (1832–1901) его ученик В. В. Болотов . 1 Сын причетника села Красное Пудожского уезда Олонецкой губернии, Троицкий учился в Каргопольском духовном училище, затем в Олонецкой семинарии; по окончании курса Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1859 г.) был назначен преподавателем в Олонецкую семинарию по логике, психологии, патристике и латинскому языку. С 21 июня 1861 г. он бакалавр Петербургской Духовной академии по кафедре греческого языка, а 18 ноября 1863 г. назначается на кафедру новой общей церковной истории. 2 С 1866 г. Троицкий – экстраординарный профессор; 27 апреля 1875 г. состоялась публичная защита его докторской диссертации, 3 10 июня 1875 г. он становится ординарным профессором. 4 После введения нового устава Духовных академий (1884 г.) Троицкий занял кафедру истории и разбора западных исповеданий, где читал лекции до выхода в отставку (1899 г.). 5 С 1874 г. он преподавал церковную историю в Санкт-Петербургском университете сначала в звании доцента, затем экстраординарного, а с 1884 г. – ординарного профессора. 6 Троицкий состоял членом Православного Палестинского общества (диплом от 21 мая 1892 г. 1487; ОР РНБ. Ф.790), греческого Филологического общества в Константинополе (диплом от 17 марта 1876 г. ; там же), почетным членом афинского общества νπλασις (диплом от июля 1888 г.; там же), почетным членом Русского археологического института в Константинополе (письмо Ф. И. Успенского от 8 января 1896 г.; там же). Учениками Троицкого считали себя все историки церкви – выпускники Петербургской Духовной академии. Наиболее известными и близкими ему по духу были В. В. Болотов , А. И. Бриллиантов , И. С. Пальмов , а также его преемник по университетской кафедре Б. М. Мелиоранский . Архив И. Е. Троицкого после его смерти поступил в Петербургскую Духовную академию. Согласно письму душеприказчика Троицкого протоиерея Знаменской Входоиерусалимской церкви Димитрия Тимофеевича Мегорского библиотекарю Академии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото А.Реутского 19 февраля 2017 г. 10:02 Председатель ИППО Сергей Степашин: Революция - это всегда трагедия В Храме Христа Спасителя в Москве состоялась научная конференция «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 г.», участники которой размышляли о причинах Февральской и последующей Октябрьской революций, принесших России в ХХ веке неисчислимые беды и лишения. По мнению докладчиков, условно эти причины можно разделить на духовные, политические и социально- экономические. Открывая мероприятие, митрополит Волоколамский Иларион зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, в котором, в частности, отмечалось, что история в ХХ столетии показала - неверие, а тем более богоборчество ведет к ошибкам в политической и общественной жизни. «Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу. Вера и патриотизм были опорой нашего общества, - говорилось в приветствии. Государство могло развиваться и дальше, если бы революционная оппозиция искала компромисс с властью». Но очевидно, целью радикалов были сначала мировая революция, а когда не вышло, построение " светлого будущего в отдельно взятой стране " , будущего без Бога, не взирая на миллионные жертвы, протесты и сопротивление внутри общества. В книге «Народная монархия» писатель Иван Солоневич высказал мысль, что в тех исторических условиях самодержавная монархия была гарантом существования Церкви. Уничтожение самодержавия, в условиях ослабления веры в народе и в правящей элите, делало Церковь беззащитной перед ее ненавистниками. В этом была логика небольшой группы хорошо организованных революционеров- воинствующих атеистов. С этим согласен и председатель Императорского православного палестинского общества, к. ист. н. Сергей Степашин, по мнению которого «ни в одной стране мира ни одно революционное событие не наносило такой жестокий кровавый удар по Церкви». Били не только по системе правопорядка и правящему классу, били по культуре, по идеологии, по нравственным началам. По мнению к. ист. н. Леонида Решетникова в 1917 году произошло «грехопадение всего народа, который при всей своей симпатии к монархии, в целом остался пассивным зрителем свержения, заточения, а затем и убийства своего государя и его семьи. Народ отверг не просто царя, а отверг волю Божью, отверг Господа Иисуса Христа». Как известно, за триста лет до этого смута в России имела совершенно противоположный итог.

http://e-vestnik.ru/news/1917_uroki_isto...

Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь за рубежом: перспективы взаимоотношений. Священник Максим Обухов. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь за рубежом: перспективы взаимоотношений Священник Максим Обухов, 12/06/2001 Датой образования Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) как особой юрисдикции считается начало 20-х годов прошлого столетия, когда русская эмиграция оказалась в полной изоляции от основной массы гонимых верующих на Родине. В это трудное время от тела Русской Православной Церкви (РПЦ) отделились Польская, Финляндская и некоторые другие Церкви. Об этом написано и сказано много, на этот счет существуют разные мнения. События 20-х годов постепенно становятся все дальше и дальше от нас, уже почти не осталось живых свидетелей, а факт раскола остается налицо и объединения двух частей Русской Церкви так и не произошло. В дополнение к существующему разделению между РПЦ, российским государством и РПЦЗ возникли имущественные споры. После революции значительная часть заграничной недвижимости Российской империи досталась Зарубежной Церкви - это храмы и соответствующие земельные участки по всей Европе и на Святой земле. После распада Советского Союза Российская Федерация " вспомнила " о своей церковной собственности за рубежом и предъявила претензии на том основании, что РФ является правопреемником СССР и, взяв на себя его долги, имеет право и на его имущество. Зарубежная Церковь в свою очередь настаивает на своих правах, не признавая за РПЦ правопреемственности дореволюционной Церкви. В разных странах имущественный вопрос решается по-разному - так, в Палестинской автономии правительство Арафата признало право на собственность бывшей Российской империи за РФ, а германское правительство признает это право за РПЦЗ.

http://zavet.ru/obuhov-rpcz.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > " Русская Православная Церковь - матрица национального исторического опыта " 28.10.2009 579 Время на чтение 7 минут Сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию - духовное состояние общества. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло - наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам, Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе " государство-общество-религия " . На наши вопросы отвечает заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, известный историк Русской Православной Церкви, писатель, публицист Николай ЛИСОВОЙ - Николай Николаевич, в чем вы видите миссию Церкви? Давайте поговорим об ответственности - не только о нашей ответственности перед Церковью, но и об ответственности Церкви перед обществом... - Иисус Христос однократно и навсегда сделал Своё спасительное дело - принёс Себя в жертву за грехи мира, спас нас от греха и смерти. Но зачем-то Он оставил ещё нам Церковь в лице своих апостолов. А потом апостолы по всему миру основали общины. Для чего же вообще Церковь и, в частности, Русская Православная Церковь? А для того, чтобы передать Учение, передать Таинства, которыми живёт Церковь. Институт передачи, институт предания - это и есть Церковь. Да, у нас есть ответственность перед Церковью, как есть у каждого ответственность перед своей матерью. Но и у Церкви есть ответственность. Наша русская государственность, русская культура и русское общество - все они, прежде всего, исторически связаны с православной верой как образом жизни. Ведь когда-то именно Церковь созидала российскую православную державность, российскую государственность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Содержание Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г.      Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. 1. Типики. Киев, 1895 и СПб. 1917; Т. 2. Евхологии. Киев, 1901. Эти исследования были основаны на результатах кропотливого изучения древних рукописей в монастырских библиотеках Афона, Синая, Патмоса и Иерусалима.    А. А. Дмитриевский также опубликовал множество статей в журнале «Руководство для сельских пастырей», в которых разбирал сложные вопросы современной богослужебной практики. Ему принадлежат также очерки о богослужебных книгах Русской Православной Церкви: Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Цветной.    Публикуемый в сокращении очерк А. А. Дмитриевского впервые увидел свет в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г. Работа выдающегося литургиста о посте, как представляется, весьма актуальна и представляет интерес для современного православного читателя. Хочется надеяться, что придет время издания полного собрания сочинений этого подвижника церковной науки, о котором Н. Н. Глубоковский писал так: «Это – лучший и наиболее компетентный в России литургист, заслуженно снискавший имя «русского Гоара» колоссальными, прекрасно комментированными изданиями и известный многими другими капитальными сочинениями» (Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 108).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Триодь постная – училище благочестия Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. 1. Типики. Киев, 1895 и СПб. 1917; Т. 2. Евхологии. Киев, 1901. Эти исследования были основаны на результатах кропотливого изучения древних рукописей в монастырских библиотеках Афона, Синая, Патмоса и Иерусалима. А. А. Дмитриевский также опубликовал множество статей в журнале «Руководство для сельских пастырей», в которых разбирал сложные вопросы современной богослужебной практики. Ему принадлежат также очерки о богослужебных книгах Русской Православной Церкви: Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Цветной. Публикуемый в сокращении очерк А. А. Дмитриевского впервые увидел свет в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г. Работа выдающегося литургиста о посте, как представляется, весьма актуальна и представляет интерес для современного православного читателя. Хочется надеяться, что придет время издания полного собрания сочинений этого подвижника церковной науки, о котором Н. Н. Глубоковский писал так: «Это – лучший и наиболее компетентный в России литургист, заслуженно снискавший имя «русского Гоара» колоссальными, прекрасно комментированными изданиями и известный многими другими капитальными сочинениями» (Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 108).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Додонов Б. Ф., Копылова О. Н., Крячкова Л. В. Новые документы о духовной и общественной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны: По материалам Московского охранного отделения (1909–1917 гг.) В последние 2 с лишним десятилетия в отечественной научной, публицистической и религиозной литературе уделяется большое внимание жизни и деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны. О ней, ее жизненном пути, духовном служении, благотворительной деятельности издано большое количество книг, статей, публикаций Тем не менее специалисты отмечают, что полную биографию Елизаветы Федоровны подготовить сложно – отсутствует достаточная документальная база. В этой связи открытие комплекса новых, ранее не вводившихся в научный оборот, архивных документов может внести определенный вклад в исследование ее жизни и деятельности, дополнить и уточнить уже имеющиеся в исторической литературе сведения. Елизавета Федоровна (Элла) (1864–1918 гг.) – великая княгиня, урожденная принцесса Элизабет–Александра–Луиза–Алиса Гессен-Дармштадтская, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы, урожденной принцессы Великобританской, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая II. С 1884 г. – супруга великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, московского генерал-губернатора, павшего от рук революционеров. Елизавета Федоровна с 1905 г. являлась председателем Императорского православного Палестинского общества, почетным членом Императорского женского патриотического общества, попечительницей Елизаветинской общины сестер милосердия Красного Креста, покровительницей Сергиевского православного братства и других общественных организаций. В 1909 г. она основала Марфо-Мариинскую обитель, в 1910 г. приняла монашеский постриг. 17 июля 1918 г. была убита в Алапаевске, в 1922 г. причислена к лику святых Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010