Митрополит Иларион: Поражаюсь молодости и энергетике Святейшего (+видео) Сила, которая исходит от Патриарха, передается людям 20 ноября, 2016 Сила, которая исходит от Патриарха, передается людям Гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион, стал председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин. Митрополит Иларион : Здравствуйте, дорогие братья и сёстры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». В эти дни Святейший Патриарх Кирилл отмечает свое 70-летие. Каждая юбилейная дата так или иначе связана с осмыслением пройденного пути. Наиболее ярко характеризуют личность те задачи, которые сам человек ставит перед собой. О том, какие задачи ставит Патриарх перед собой, перед Церковью, перед обществом, о масштабе и значении его трудов я сегодня буду говорить с моим гостем – российским государственным и политическим деятелем, председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергеем Вадимовичем Степашиным. Здравствуйте, Сергей Вадимович. Сергей Степашин : Здравствуйте. 70 лет – звучит, наверное, всё-таки уже как внушительная цифра. Но, зная этого человека и как Святейшего, и как человека, знаете, мы с ним давно вместе и трудимся, не верится. Не верится, потому что огромная энергетика, колоссальный объём работы. Только что вернулись из Великобритании, до этого – поездка по Латинской Америке, всю страну проехал. Поэтому традиционно хотел бы пожелать ему многие лета и в жизни, и на службе. И очень рассчитываю, что его работа на благо нашей страны, на благо Русской Православной Церкви будет продолжаться как можно дольше. Митрополит Иларион : Я работаю с Патриархом уже 22-й год, и, конечно, всегда поражаюсь этой его молодости и тому, что Вы назвали словом энергетика. У него, конечно, потрясающая работоспособность. И все мы, кто рядом с ним находимся, только поражаемся, как он находит силы для того, чтобы преодолевать эти гигантские расстояния, для того, чтобы встречаться с таким количеством людей, для того, чтобы решать такое количество самых разнообразных вопросов. И вот годы его патриаршества ознаменованы очень многими свершениями, и одно из них – это реформа церковного управления. Именно при нем был создан Высший церковный совет. То есть это что-то вроде нашего Совета министров, где мы, руководители синодальных отделов, встречаемся, общаемся, сверяем часы с Патриархом. И меня всегда поражает, как Патриарх вникает в дела каждого синодального отдела, следит за работой этого отдела и знает в деталях всю повестку дня. Для меня это всегда поразительно.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-por...

Странноприимный дом на берегу реки Иордан ЖМП 8 август 2012 /  1 августа 2012 г. Щедрый дар русским паломникам Россия постепенно возвращается на Святую землю, внося свою лепту как в духовную жизнь этих мест, так и в культурную жизнь государств, расположенных на этих территориях. 26 июня 2012 года Президент РФ Владимир Путин и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас открыли в Вифлееме Российский центр науки и культуры, построенный при поддержке Императорского православного палестинского общества. В тот же день при участии главы российского государства и представителей короля Иордании состоялось открытие странноприимного дома для русских паломников, расположенного на берегу Иордана у места крещения Иисуса Христа.О значении этих событий рассказывает руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк . — Владыка Марк, появление странноприимного дома у места крещения Христа и Российского культурного центра в Вифлееме, без сомнения, станет важной страницей в истории русского присутствия на Святой земле. Расскажите, как и для чего было организовано строительство этих комплексов. — В 2008 году глава Палестинской национальной администрации передал России в лице председателя Императорского православного палестинского общества участок земли в исторической части Вифлеема. Безусловно, этот дар стал знаком особой признательности к давнему авторитету ИППО в регионе и свидетельством доверительных отношений, сложившихся у нынешнего руководства ИППО с Махмудом Аббасом. Лидер Палестинской автономии предложил построить на этом месте среднюю школу с преподаванием на арабском и русском языках, но в результате дальнейших переговоров было решено организовать здесь культурно-деловой центр, именно с такой инициативой выступил председатель ИППО Сергей Степашин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Участок для школы выделили по соседству. На Святой земле, в Палестине, Сирии и Ливане, вплоть до Первой мировой войны было порядка ста русских школ. Одна из самых известных и первая из них — в Бейт-Джале, основанная архимандритом Антонином (Капустиным).

http://e-vestnik.ru/world/shchedryy_dar_...

Б. Мансуров В конце 1884 года Русским Палестинским Обществом обнародован был 7-й выпуск Православного Палестинского Сборника, в котором отдавался отчет о результатах раскопок, предпринятых Обществом в 1883 г. в Иерусалиме на Русском участке близ Храма Гроба Господня В 1885 году появилась в печати книга моя «Базилика Императора Константина в св. гр. Иерусалиме по поводу Русских раскопок близ Храма Гроба Господня». В этой книге я позволил себе оспаривать некоторые выводы, сделанные авторами и редакторами 7-го выпуска Палестинского Сборника, и опровергать ту систему реставрации Константиновской базилики, которую поддерживали Иерусалимский археолог г. К. Шик и главный деятель Палестинского Общества В. Н. Хитрово . Возбужденный этими изданиями археологический литературный спор обогатился с 1884 г. поныне появлением ряда статей и трудов, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым в тех книгах историческим и топографическим вопросам. В России были напечатаны: 1) В Журнале Министерства Народного Просвещения (1886 г. Февраль) статья г. П. Р. под названием «Базилика Императора Константина и пр.»; 2) В Журнале «Христианское чтение» (1886 г., Март Апрель) статья г. профессора Н.В. Покровского под заглавием «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме»; 3) В сообщениях Палестинского Общества: а)      1 Октября 1885 г Прибавление к раскопкам на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме, без имени автора; б)      28 Ноября 1885 г доклад В. Н. Хитрово , читанный им в заседании отделения ученых исследований и изданий, под заглавием «По поводу книги Базилика Императора Константина»; в)      7 Декабря 1885 г. статья В. Н. Хитрово под названием «Научное значение раскопок, произведенных православным Палестинским Обществом на Русском месте близ Храма Гроба Господня в Иерусалиме» и 4) В 1886 году 11-й выпуск Палестинского Сборника, под редакцией профессора В. Г. Васильевского заключающий в себе безусловно замечательный и капитальный для Иерусалимской топографии труд, – труд, которым могла бы гордиться и опередившая нас западная наука.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

свящ. Игорь Иванов В Рождественскую ночь 2019 года на 73-м году жизни отошел ко Господу известный российский писатель 1 и ученый 2 Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946–7.01.2019), кандидат философских наук 3 , доктор исторических наук 4 . Символично то, что сороковой день со дня его кончины пришелся на праздник Сретения Господня. Сейчас, когда завершил свой земной путь «Московский Златоуст» (как называли Николая Николаевича за его ораторский талант), можно сказать, что он, в самом деле, являл собой достойный пример церковной образованности, сочетая в себе таланты поэта, писателя-публициста, оратора и ведущего телепередач 5 , философа-богослова и историка Церкви 6 и Отечества 7 , широко образованного и эрудированного человека, своего рода “византийского-полигистора”, родившегося и сформировавшегося, как ни странно, именно в советскую эпоху 8 . Сведения о научной деятельности вполне подтверждают многогранность личности Н. Н. Лисового и его научных интересов. Высшее образование он получал в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 году. В 1968 году он поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию. Он работал в следующих учреждениях: с 1967 года в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года – в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года – на филологическом факультете МГУ; а с 1981 по 1995 годы – в Государственном историческом музее. С 1995 года – старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН, а также главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви. В 1995–2019 годах Николай Николаевич служил заместителем Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, состоя его членом с 1974 года (в советское время оно именовалось Российское палестинское общество при АН СССР). Он активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского Сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Том 2 → Содержание Сохранить Россию в святой земле К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке Предпосылки и предыстория российского присутствия в святой земле «Витязи святого гроба»: Время А.Н. Муравьева Создание русской духовной миссии в Иерусалиме («Проект Нессельроде и Порфирия») Из истории Русского консульского представительства в святой земле Парижский мир и «несимметричный ответ»: «Проект Мансурова» Триумф в Иерусалиме и размолвки в Петербурге Русская духовная миссия в Иерусалиме: проблемы с церковной вертикалью Православный вакуф: «Проект Антонина» Императорское православное Палестинское общество: «Проект Хитрово» Вертикаль управления обществом Строительная эпопея ИППО в Палестине Школы ИППО в Палестине, Сирии и Ливане Между двух революций: палестинское общество под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы Возвращение в святую землю: век XXI Пролог: Из предыстории Русского консульского представительства на Ближнем 1. Указ императрицы Екатерины II в коллегию иностранных дел 2. Проект инструкции коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронелли Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 6. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 7. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к управляющему кабинетом Его Императорского Величества Создание Иерусалимского подворья в Таганроге (1814) 8. Всеподданнейший рапорт Св. Синода императору Александру I 9. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В этом году Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) исполняется 130 лет. Эта общественная организация была создана с целью поддержать православие в Палестине, способствовать паломничеству и научно-просветительской деятельности. За всю историю России ИППО стало самой успешной организацией, действующей за границей. О русском присутствии на Святой земле, будущем христианских Церквей на Ближнем Востоке мы беседуем с Михаилом Борисовичем Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем Санкт-Петербургского отделения ИППО. Формы взаимодействия —Михаил Борисович, в советское время Императорское православное палестинское общество продолжало существовать, хотя слова «императорское» и «православное» ушли из названия. Чем можно объяснить этот феномен? —Изначально Общество соединяло паломническую, просветительскую и научную деятельность. В зависимости от общей ситуации, один из видов деятельности мог преобладать. Например, после 1917 годаОбщество стало существовать, прежде всего, как научное «книжное» учреждение, поскольку паломничества в Палестину в советское время были невозможны. Научная составляющая позволила обществу сохранить юридическое лицо. В этом великая заслуга российских ученых, которые смогли лавировать, в чем-то уступая, а в чем-то отстаивая свои принципы, но развивая в сложной политической ситуации то, что было возможно. Благодаря им наука, связанная с Палестиной, эволюционировала во всех аспектах. Общество почти все время своего существования издавало «Палестинский сборник», где были представлены и семитология, и гебраистика, работы по восточному христианству и византинистике, даже жития святых. «Палестинский сборник» был самым блестящим научным журналом России. В нем серьезные научные труды издавались безо всякой оглядки на политику. Благодаря этому сохранялось Общество, а труды по востоковедению получили возможность публикации. В этом заслуга Нины Викторовны Пигулевской, которая была душой Палестинского общества в течение многих лет — великий ученый, сиролог, человек глубоко верующий и церковный. За участие в церковной жизни она была репрессирована, но успела многое сделать в защиту изучения восточных религий, в том числе восточного христианства. Она олицетворяла собой русскую интеллигенцию, которая умеет делать добро и правильные вещи при любом режиме.

http://pravoslavie.ru/54672.html

  БОГОСЛОВИЕ Долг и любовь В феврале — память двух непрославленных новых мучеников 7 февраля 1905 года — день убиения великого князя Сергея Александровича 14 февраля 1996 года — день убиения протоиерея Анатолия Чистоусова   Великий князь Сергей Александрович   «Святыми не рождаются, а становятся». И великий князь Сергей Александрович стал мучеником не в один день. В течение всей жизни восходил он к этому подвигу. Как свидетельствует его воспитатель капитан-лейтенант Арсеньев, с детских лет Сергей Александрович «молился всегда очень усердно и внимательно». Любимыми его святыми стали преподобный Сергий Радонежский и его ученик Савва Сторожевский. Родившись в Петербурге, князь постоянно тяготел к Москве, к ее святыням. Москве он отдал свои силы и в Москве окончил свои дни. Важным событием для него стало посещение Святой Земли, с которой оказалась связана вся его жизнь. Во время поездки он самолично увидел безотрадное состояние Православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. В 1868 году он купил знаменитый Мамврийский дуб, а затем стал скупать участки земли, имеющие для паломников важное значение, и устраивал гостиницы для них. Князь Сергий становится во главе Православного Палестинского Общества, председателем которого он был 23 года, до конца своей жизни. Есть свидетельство, что еще его отец, Александр II, сказал председателю палестинского комитета князю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». «Вопросом сердца» стала Святая Земля и для князя Сергия. Нет ничего на свете случайного. Князь Сергий представлял императорскую Семью на освящении Храма святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Он был построен Романовыми. Великая княгиня Елизавета сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Господь, как мы знаем, исполнил ее пожелание. Мощи святой преподобномученицы Елизаветы покоятся именно здесь. Помещение, в котором они были впервые открыты, по свидетельству очевидцев, наполнилось «сильным запахом как бы меда и жасмина».

http://moral.ru/dolg.html

Напомним сегодня, в день 150-летия великого князя Сергея Александровича, как восходил он в течение всей жизни к этому подвигу мученичества. «Святыми не рождаются, а становятся», и он стал им не в один день. Как свидетельствует его воспитатель капитан-лейтенант Арсеньев, с детских лет Сергей Александрович «молился всегда очень усердно и внимательно». Любимыми его святыми стали преподобный Сергий Радонежский и его ученик Савва Сторожевский. Родившись в Петербурге, князь постоянно тяготел к Москве, к ее святыням. Москве он отдал свои силы и в Москве окончил свои дни. Важным событием для него стало посещение Святой Земли, с которой оказалась связана вся его жизнь. Во время поездки он самолично увидел безотрадное состояние Православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. В 1868-м году он купил знаменитый Мамврийский дуб, а затем стал скупать участки земли, имеющие для паломников важное значение, и устраивал гостиницы для них. Князь Сергий становится во главе Православного Палестинского Общества, председателем которого он был 23 года, до конца своей жизни. Есть свидетельство, что еще его отец, Aлekcahдp II, сказал председателю палестинского комитета князю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». «Вопросом сердца» стала Святая Земля и для князя Сергия. Нет ничего на свете случайного. Князь Сергий представлял императорскую Семью на освящении Храма святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Он был построен Романовыми. Великая княгиня Елизавета сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Господь, как мы знаем, исполнил ее пожелание. Мощи святой преподобномученицы Елизаветы покоятся именно здесь. Помещение, в котором они были впервые открыты, по свидетельству очевидцев, наполнилось «сильным запахом как бы меда и жасмина». Поистине Сам Господь Своею благодатью чудесно соединил эти две жизни и две смерти. Принимая Православие, великая княгиня писала своему отцу, герцогу Дармштадскому: «Когда я видела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу». Когда она сообщила о своем намерении присоединиться к Православной Церкви, у ее супруга, по словам одного из бывших придворных, «слезы невольно брызнули из глаз». Знаменательно, что в прославлении преподобного Серафима Саровского, пророка грядущих испытаний православной России, великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна приняли самое деятельное участие вместе с царской семьей, которая скоро возглавит сонм новых мучеников и исповедников Российских.

http://moral.ru/serg_alex.html

(Речь, читанная 30 марта в зале городской думы в торжественном заседании Киевского отделения Императорского православного Палестинского Общества). Восьмым параграфом своего устава Императорское православное Палестинское Общество ставит целью оказывать пособие православным паломникам, при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. п. Следовательно, русские люди, сочувствующее целям и задачами этого симпатичного и гуманного Общества, идущего на встречу исконными, запросам духа и сердца русского человека, в праве интересоваться-кто эти православные паломники, посещающие целыми тысячами святые места Востока, из каких слоев русского общества они выходят, какими целями и внутренними мотивами они движутся туда с самых отдаленных окраин нашего отечества, какие лишения и невзгоды они претерпевают на своем нелегком пути и, особенно, на пароходах Русского Общества пароходства и торговли, как проводят они время в Палестине за весь не краткий паломнический сезон, что занимает их ум и сердце в это время, и что, наконец, они выносят лично для себя и для своих близких и кровных из этого тяжелого подвига даже и для нашего времени? Иными словами говоря, мы желаем предложить внимание настоящего достопочтенного собрания краткую характеристику типов современных русских паломников исключительно почти на основании личных непосредственных впечатлений и наблюдений, вынесенных из встреч с ними в Палестине, в Египте, в пустыне Син, на вершине Богосшественного Синая, на св. Авонской горе, на берегу Адриатики, у мироточивого гроба святителя Николая чудотворца, и в Риме, в собора Петра, у мощей первоверховных апостолов Петра и Павла, чтобы высказать вместе с тем перед вами и свои риа desuderua относительно возможных, по нашему разумению, улучшений в быте русских паломников на православный Восток. Паломничество в Иерусалим возникает задолго до пришествия на землю Христа Спасителя и становится благочестивым обычаем каждого истинного сына Израиля, который считал долгом выполнять его ежегодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сергей Степашин, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества: Сохраним Россию в Святой Земле! Книга, которую выдержите в руках, поистине уникальна. Тираж ее разошелся мгновенно. И вполне логично нынешнее второе издание. Сегодня оно представляет особый интерес еще и потому, что мы отмечаем в нынешнем году 135-летие ИППО, 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , 160-летие со дня рождения Великого Князя Сергия Александровича, который совсем еще молодой, в 25 лет, возглавил в 1882 г. Православное Палестинское Общество. Для меня 2017 г. ознаменован еще десятилетием жизни, в течение которого по благословению Святейшего Патриарха я с радостью исполняю обязанности Председателя Общества, стремясь сохранить и укрепить его гуманистические традиции – в соответствии с изначальным уставным назначением, начертанным идеологами и создателями ИППО. Это, прежде всего, просветительная и гуманитарная помощь народам Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским православным паломникам, для которых дорога к Богу была смыслом жизни, осознанно избранным путем, наконец, поддержка тружеников отечественной науки, исследователей Святой Земли. Думаю, предлагаемый читателю обновленный путеводитель вполне отвечает как информационной потребности наших паломников, так и требованиям научным. Обратимся для начала к историческим корням. Ведь Иерусалим и Палестина – редкое, может быть, единственное на свете место, где небо сближается с землей, политические интересы совпадают с церковными, научные – с практическими, паломнические – с хозяйственными, экономическими. Именно на этом уникальном историческом перекрестке работает вот уже более 130 лет Императорское Православное Палестинское Общество – старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация, деятельность и наследие которой уникальны по своему значению в истории отечественной культуры. Православный паломник определял собой самую суть того, что мы называем сегодня русским присутствием в Святой Земле. Для него была создана в Иерусалиме в 1847 г. Русская Духовная Миссия, для него в 1858 г. учреждено Иерусалимское консульство, а в 1859 г. создан в Санкт-Петербурге надправительственный Палестинский Комитет, преобразованный позже, с 1864 г., в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИДа. Постоянным и массовым пассажиром Русского Общества Пароходства и Торговли, исправно обеспечивавшего рейсы из Одессы в Яффу и обратно, тоже был неутомимый и терпеливый паломник. Как писал создатель Палестинского Общества В. Н. Хитрово , «только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010