При еп. Варлааме (Денисове; 1862-1866) построен каменный архиерейский дом. В 1864 г. епископ сделал распоряжение о том, чтобы при всех церквах велись приходские летописи, для к-рых архиерей составил программу. Начинание получило одобрение Синода и было рекомендовано всем епархиям. В 1866 г. открылось епархиальное попечительство о бедных духовного звания. По имп. указу от 7 янв. 1867 г. недалеко от Оренбурга, на горе Маяк, открылся Богодуховской Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь. Оренбургский еп. Митрофан (Вицинский; 1866-1879) добился разрешения на строительство Оренбургской ДС миссионерской направленности (закладка здания состоялась в сент. 1879). В 1879 г. в 15 верстах от Уральска учрежден Николаевский единоверческий муж. мон-рь. В 1890 г. бывш. община преобразована в уральский Покровский единоверческий жен. мон-рь. В 1895 г. также на основе бывш. общины создан оренбургский Успенско-Макариевский муж. мон-рь. В 1873 г. начали издавать «Оренбургские епархиальные ведомости» , в 1875 г. учрежден епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва, в 1894 г. открылся Оренбургский отдел имп. Палестинского об-ва. Духовная семинария в Оренбурге. 1879–1884 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Духовная семинария в Оренбурге. 1879–1884 гг. Фотография. Нач. ХХ в. К 1872 г. в Оренбургской епархии действовали 323 храма (в т. ч. 8 соборов, 6 монастырских и 251 приходская церковь), 188 часовен и молитвенных домов. К 1895 г. в Оренбургской епархии было открыто более 200 новых приходов. В 1895 г. освящен заложенный в 1886 г. кафедральный Казанский собор. В 1877 г. открылся Оренбургский свечной завод, в 1879 г.- Челябинский свечной завод, объединенные в 1897 г. 16 авг. 1884 г. в Оренбурге состоялось открытие ДС, 26 авг. освящен домовый семинарский храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В ведение Оренбургской ДС перешли духовные уч-ща Оренбургской епархии, ранее состоявшие в ведении Казанской ДС. В 1889 г. при семинарии открылась образцовая 2-классная школа с 5-летним обучением.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

На территории М. е. осуществлялась благотворительная деятельность в пользу зарубежных (в первую очередь славянских) правосл. учреждений. Во время Балканской войны 1912-1913 гг. в праздник Казанской иконы Божией Матери в московских храмах проводился тарелочный сбор «на оказание помощи больным и раненым воинам христианских балканских государств, пострадавшим в борьбе с Турцией». Во всех храмах М. е. были установлены кружки в пользу Славянского благотворительного об-ва. М. е. ежегодно помогала Русской духовной миссии на Св. земле. В 1884 г. во всех московских церквах установили кружки для помощи русским паломникам, в день Входа Господня в Иерусалим проводился тарелочный сбор. В окт. 1907 г. открылся Московский отдел имп. Православного Палестинского об-ва. А. Н. Казакевич, С. О. Колоухин, Т. С. Павлова Святыни (О святынях М. е. на территории Московской обл. см. в ст. Крутицкая кафедра .) В М. е. издавна особо почитались святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Частица Животворящего Древа Креста Господня, заключенная вместе с шипом тернового венца, каплей Крови Спасителя, частицей Его ризы, камнем от столпа бичевания и мощами многих святых в ковчег архиеп. свт. Дионисия Суздальского (1383, ГММК), с 1401 г. хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Там же с XVII в. в т. н. ковчеге кн. Ивана Хворостинина (1621) находилась частица Гроба Господня. Ныне частицы этой святыни имеются в храмах во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер., во имя свт. Николая в Покровском и в Вознесенской ц. на Гороховом поле. Частицы Животворящего Древа Креста Господня находятся: в кресте-реликварии (с 1656, см. статьи Кийский крест и Крест ) в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, в Богоявленском соборе в Елохове, в Даниловском мон-ре (с 1988), в Высокопетровском и Зачатьевском мон-рях (с 2013), а также в храмах в честь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, в честь Вознесения Господня на Гороховом поле, в честь Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, во имя Св. Троицы в Ст. Черёмушках, во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, во имя свт. Николая в Покровском, в честь образа Спаса Нерукотворного на Сетуни, в честь Спаса Нерукотворного образа в Перове, во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове. В Зачатьевском жен. мон-ре хранится Распятие (XIX в.), у подножия к-рого после 1997 г. были вмонтированы мощевики с частицами Крови Христовой, Гроба Господня и Животворящего Древа.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Охотин Иаков Петрович; 17.03.1830, с. Красное Лебедянского у. Тамбовской губ.- 12.08.1895, Симбирск (ныне Ульяновск), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье диакона. Обучался в Лебедянском ДУ, Тамбовской ДС, затем в КазДА (1850-1854), где 4 июня 1853 г. пострижен в монашество, 26 июля рукоположен во иеродиакона, 8 июля 1854 г.- во иеромонаха. 9 окт. 1854 г. определен в Казанскую ДС, в к-рой трудился более 20 лет: сначала преподавателем Свящ. Писания и помощником инспектора, с 1855 г. инспектором, с 1864 г. ректором; в 1864-1867 гг. являлся действительным членом конференции КазДА, в 1867 г. исполнял должность ректора академии, с 1892 г. почетный член КазДА. В 1855 г. удостоен степени магистра богословия. В 1858 г. ревизовал Чистопольское ДУ, в 1866 г.- Уфимскую ДС. 4 янв. 1861 г. назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм мон-ря , 18 янв. возведен в сан архимандрита. В 1864-1871 гг. настоятель казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря, одновременно управлял казанскими Зилантовым (1865) и в честь Преображения Господня (1867-1868) мон-рями. В 1864-1869 гг. являлся членом духовной консистории. Состоял в комитетах по преобразованию духовно-учебных заведений (1863-1866), казанского губ. статистического (1866-1870), в комитете, управлявшем городскими и общественными б-ками (1872-1875), и др. В янв. 1875 г. вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург. 9 сент. 1876 г. назначен, 31 окт. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 19 нояб. того же года перемещен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. С 28 сент. 1882 г. епископ Симбирский и Сызранский. В 1884 г. избран почетным членом Палестинского православного об-ва , с 1887 г. председатель Симбирского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва . Участвовал в Казанском совещании архиереев Поволжья (7-25 июля 1885), где обсуждалась миссионерская деятельность Церкви в регионе, работал в составе 1-й комиссии, занимавшейся вопросами религиозно-нравственного состояния общества. В. был сторонником системы Н. И. Ильминского , поддерживал симбирскую чуваш. учительскую школу, рукополагал во священники чувашей. При В. в Симбирске открылся Покровский мон-рь, построены новые здания для 3 ДУ, расширено здание ДС. В. погребен в кафедральном соборе в особой усыпальнице. Весь капитал архиерей завещал богадельне для лиц духовного звания (10 тыс. р.) и Старо-Костычевской жен. общине Сызранского у. (7тыс. р.).

http://pravenc.ru/text/154359.html

2789       Дмитриевский A.A. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907; M.; СПб., 2008 (репр.); Грушевой А.Г. Императорское Палестинское общество (по петербургским архивам)//Архивы русских византинистов… С. 134–156; Юзбашян К.Н. Палестинское общество – страницы истории//Истор. вестник. 2000. Вып. 2/6. С. 102–140; Вып. 3–4/7–8. С.132–154. 2790       Великий Князь Сергей Александрович Романов на посту Председателя Императорского Православного Палестинского общества. M., 2009. 2794       Марр Н.Я. Предварительный отчет о работах на Синае, в сотрудничестве с И.А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 года//СИППО. 1903. 14, 2. С. 1–51. 2795       Марр Н.Я. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. M., 1940; Он же. Краткое описание грузинских рукописей библиотеки греческого патриархата в Иерусалиме/Подг. к печати Е.П. Метревели. Тб., 1955. 2796       Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества (1881–2006)/Сост. Г.З. Пумпян, О.В. Левина, В.В. Донских. M., 2006. 2797       Цветаев И.В. Учено-литературная деятельность проф. И.В. Помяловского//Филолог. обозрение. 1897. Т. XIII, 2. С. 191–203; Медведев И.П. И.В. Помяловский и его вклад в византиноведение (по материалам архива ученого)//Мир русской византинистики… С. 207–240; Khrushkova L. Pomjalovskij I.V.//PChA. Bd. II. S. 1042–1043. 2798       Правосл. Палестин. сб. 1882. 1,2; 1889. VII, 2/20. C. I-XV, 1–312; 1891. X, 1/28. C. I-IV, 1–147; XIII, 1/37. C. I-III, 1–548; 1895. XIII, 3/39. C. 1–121; 1898. XVII, 1/49. C. 1–117. 2799       Помяловский И.В. Житие Саввы Освященного, по рукописи Императорского общества любителей древней письменности. СПб., 1890. 2800        Терновский С. А. Краткий очерк библейской археологии. Т. 1–2. M., 1891–1895. Переиздано Палестинским обществом под названием «Библейская старина» (Чт. о Святой Земле Имп. Правос. Палестин. об-ва. Вып. 58–61, 1–4. СПб., 1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в. Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество». В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937). Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Строительство подворья в Иерусалиме, названного Сергиевским в память вел. кн. Сергея Александровича. Фотография. 1889 г. было осуществлено по инициативе российского палестиноведа, чиновника Мин-ва финансов В. Н. Хитрово. Летом 1871 г. состоялась его 1-я поездка в Палестину. Увиденное во время путешествия беспомощное положение рус. паломников, безотрадное состояние Иерусалимской Православной Церкви, особенно ее арабской паствы, произвели на благополучного петербургского чиновника сильное впечатление ( Хитрово В. Н. Неделя в Палестине. СПб., 1876. С. 15). По возвращении он решил пробудить религ. и политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании, чему на рубеже 70 и 80-х гг. XIX в. способствовал ряд обстоятельств как объективного, так и субъективного характера, прежде всего подъем православно-патриотического сознания, связанный с освободительной русско-тур. войной (1877-1878). Вост. вопрос и рус. дело на Востоке приобрели новый, «победоносно-наступательный ракурс». Решающее значение в истории основания П. П. о. имело паломничество на Св. землю 21-31 мая 1881 г. братьев имп. Александра III вел. князей Сергея и Павла Александровичей с их двоюродным братом вел. кн. Константином Константиновичем . Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: убийство имп. Александра II (1 марта 1881) и кончина имп. Марии Александровны (22 мая 1880), к-рая, хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине. Тесный контакт с начальником РДМ в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) способствовал личному заинтересованному отношению Сергея Александровича к проблемам Русской Палестины (см. сообщение вел. князя о своем путешествии и знакомстве с архим. Антонином - К. П. Победоносцев и его корреспонденты. М., 1923. Т. 1. С. 79-80). Вскоре по возвращении вел. князей в С.-Петербург Хитрово с помощью их воспитателя адмирала Д. С. Арсеньева (1832-1915) и дипломата адмирала Е. В. Путятина (1803-1883) добился аудиенции у вел. кн. Сергея и убедил его стать во главе проектируемого об-ва. 8 мая 1882 г. устав П. П. о. был Высочайше утвержден, а 21 мая во дворце вел. кн. Николая Николаевича (совершившего паломничество на Св. землю в 1872) в присутствии членов императорскойц фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви состоялось его торжественное открытие. Состав, источники финансирования, структура управления

http://pravenc.ru/text/2578717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО Знак Императорского Православного Палестинского общества Знак Императорского Православного Палестинского общества (В 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций. Уставные задачи П. П. о.- содействие паломничеству на Св. землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиц. духовными ценностями России и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Задуманное еп. Порфирием (Успенским) и архим. Антонином (Капустиным) и созданное 8 мая 1882 г. указом имп. Александра III Александровича , П. П. о. в дореволюционный период пользовалось непосредственным гос. вниманием и поддержкой. Во главе его стояли председатели вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания об-ва и до дня своей гибели - 4 февр. 1905), а затем, до 1917 г., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием П. П. о. на Ближ. Востоке, позволили об-ву выжить в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою деятельность в XXI в. В международных трактатах и конвенциях XVIII-XIX вв. тема св. мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Тема ответственности за правосл. народы Османской империи выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности России в XVIII-XIX вв. Водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны (1853-1856), причина возникновения к-рой связана с традиционной для России попыткой защиты прав правосл. населения Османской империи. По окончании войны вопреки ее тяжелым для России результатам рус. дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении - используя полузабытую, но активно возобновлявшуюся «стихию» правосл.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

Принято считать, что М. был практически единоличным распорядителем делами Палестинской комиссии. Это не совсем верно, если учесть, что распоряжаться собственно ему было нечем. Работа М. в комиссии при Азиатском департаменте больше напоминала общественную нагрузку, жалованье он не получал, но офиц. статус налагал на него существенные ограничения. Ни выступать публично на иерусалимскую тематику, ни предпринимать самостоятельных действий он не мог. Основная деятельность М. развернулась в Сенате: 1 сент. 1864 г. он был зачислен на службу в 1-е отд-ние 5-го департамента Сената, 21 дек. того же года - во 2-й департамент, 8 янв. 1865 г. М. стал сенатором, 11 янв. причислен к департаменту Герольдии, 2 июня того же года - к 1-му отд-нию 6-го департамента, 21 апр. 1867 г. перешел в 7-й департамент Сената. Два последних департамента Сената находились в Москве, и Мансуровы переехали из С.-Петербурга в столицу. В это время иерусалимский опыт М. вновь оказался востребован. 30 мая 1868 г. он был назначен вице-президентом комиссии по постройке в Москве храма Христа Спасителя и до 1872 г. исполнял эту должность. С 1 янв. 1872 г. М. являлся членом Государственного совета. После завершения русско-турецкой войны (1877-1878) изменилась ситуация в МИД и в рус. Иерусалиме. Убийство имп. Александра II 1 марта 1881 г. и совершившееся вскоре паломничество в Иерусалим вел. князей Сергия и Павла Александровичей и вел. кн. Константина Константиновича ознаменовали начало новой истории старого имп. проекта России в Палестине. 21 мая 1882 г. было торжественно объявлено об открытии в России нового Православного Палестинского об-ва (ППО), общественной орг-ции, во главе к-рой стоял вел. кн. Сергий Александрович. Из прежних деятелей Палестинского комитета и Палестинской комиссии в список членов-учредителей ППО вошел только М. Однако найти общий язык с руководителями новой структуры ему не удалось. В. Н. Хитрово писал, что в М. «блестит священный огонек к Св. земле, но он в течение последних 20 лет ничего не сделал для Иерусалима. Не с любовью, а с каким-то ожесточением говорил он всегда против этих монахов» ( Хитрово В. Н. Из эпистолярного наследия// Он же. Собр. соч. и писем. М.; СПб., 2012. Т. 3. С. 156). Кроме того, они расходились и в подходе к тактике отношений Русской Церкви с Иерусалимским Патриархатом. М. на 1-е место ставил права и интересы греч. духовенства, в Палестинском об-ве Филиппова и Мансурова считали эллинофилами и противопоставляли им «эллинофобов Хитрово и Степанова» (Там же. С. 157). Расходились они и в конкретных оценках материального положения Иерусалимской Церкви ( Мансуров Б. П. Ответ на ст. В. Н. Хитрово. 1884).

http://pravenc.ru/text/2561858.html

Помня праотеческие добродетели и достохвальные преимущества сей славной Фамилии, благодаря которым столько знаменитых Императоров и Князей показали себя поистине наилучшими Государями земли и истинными отцами и представителями своего народа, и видя Вас, Императорские Высочества, в полной силе и расцвете, маститая Матерь церквей исполняется восторга и благодарит за Вас Всецаря-Бога»! Под неизгладимо глубоким и отрадным впечатлением от путешествия во Св. Землю, всестороннее ознакомившись здесь с потребностями русского паломничества, вернулись царственные паломники на родину, где ревнители православного дела во Св. Землю В.Н. Хитрово , еп. Порфирий (Успенский) , К.П. Победоносцев , граф Е.В. Путянин, П.П. Мельников и др. уже давно трудились на созданием частного Палестинского Общества, которое бы взяло на себя заботу о преуспеянии православия и об улучшение быта русских паломников во Св. Землю 69 . В 1882 году, с Высочайшего соизволения Государя Императора Александра III, последовало торжественное открытие русского «Православного Палестинского Общества». Согласно Устава этого Общества, ему предстояло заботиться о поддержании православия во Св. Земле, и об улучшении быта православных русских паломников во Св. Земле. Первым Председателем Общества был Высочайше призван недавний паломник во св. град Великий Князь Сергий Александрович. Первым Секретарем – В.Н. Хитрово , много и самоотверженно потрудившийся во благо этому Обществу. В настоящее время Председателем И. П. П. О-ва изволит быть Августейшая Супруга Великого Князя Сергия Александровича Е. И. В. Великая Княгиня Елисавета Федоровна, с любовью продолжающая великое и святое дело Своего Августейшего Супруга. В мае текущего 1912 года исполнилось тридцать лет существования И. П. П. Общества. В жизни крупного учреждения этот период времени невелик, но и в эти, сравнительно, очень немногие годы Православное Палестинское Общество успело сделать очень многое. Не касаясь широкой школьно-просветительской деятельности Общества в Сирии и Палестине 70 , его научно-литературных и популярных изданий 71 , его участия в различного рода научно-археологических изысканиях 72 и в оказании солидных денежных пособий ученым исследователям Священного Востока 73 , – я, применяясь к задачам своей статьи, укажу лишь на то, что предпринято было Палестинским Обществом к улучшению быта русских богомольцев в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010