18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским) ), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия». В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

http://pravenc.ru/text/178149.html

Епархиальное жен. уч-ще с домовой ц. во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. Ок. 1916 г. Фотография. 1916 г. Епархиальное жен. уч-ще с домовой ц. во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. Ок. 1916 г. Фотография. 1916 г. В сент. 1893 г. начала работу епархиальная противораскольническая миссия, в к-рой состояли миссионер-проповедник и 3 окружных миссионера. В кон. 90-х гг. XIX в. был образован миссионерский стан в с. Нижнепетропавловском (Верхнеапостольском) Шадринского у. Кроме противостарообрядческой деятельности миссионеры осуществляли работу с мусульм. населением. Екатеринбургский комитет Православного миссионерского об-ва, открывшийся одновременно с созданием епархии, финансировал содержание школ в сев. районах епархии, где проживало мансийское население, а также организацию неск. ежегодных миссионерских поездок в отдаленные мансийские юрты. В нач. ХХ в. комитет предпринял разработку вогульской азбуки, вогульско-рус. словаря и публикацию основных правосл. молитв на мансийском языке. Работа была выполнена при комитете специальной комиссией под рук. еп. Никанора (Каменского), в комиссию входили крещеный вогул Н. Бахтияров, свящ. Петр Мамин и управляющий Уральским горным уч-щем горный инженер П. И. Паутов. В 1894 г. открылся епархиальный отдел Имп. Православного Палестинского об-ва, к-рый, как и отд-ния в др. регионах, проводил чтения и собеседования о Св. земле, сбор средств для организации паломничества. В 1901 г. был создан епархиальный проповеднический комитет, в обязанность к-рого входило рассмотрение проповедей, представляемых благочинными на утверждение епархиальному начальству. В 1911 г. в Екатеринбурге открылось церковно-археологическое об-во, созданное для изучения истории епархии и Православия на Урале. В 1914 г. был освящен епархиальный дом, включавший музей, помещения для епархиальных и правосл. общественных орг-ций, зрительный зал на 900 мест, б-ку. Если ко времени образования епархии в ней имелась 331 церковная б-ка, то к 1914 г. их число увеличилось до 424. В кон. XIX в. был образован епархиальный комитет по делам об-в трезвости. В 1910 г. для поддержания порядка во время богослужений и крестных ходов было учреждено об-во хоругвеносцев.

http://pravenc.ru/text/189617.html

С 12 июня 1881 до 15 июня 1883 г. О.- инспектор КДА, с 1883 г. ординарный профессор, с 1892 г. заслуженный ординарный профессор. 19 окт. 1894 г. за труды по составлению кн. «Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. отцов и учителей Церкви» (1894) О. преподано благословение Синода. Он совершил еще 3 поездки на Св. землю. В 1886 г. по поручению Императорского археологического об-ва вместе с преподавателями КДА А. А. Дмитриевским и Ф. Я. Покровским ездил в Иерусалим для исследования новой территории, приобретенной Россией вблизи храма Воскресения Господня. Результатом этой поездки стал труд «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889). Летом 1889 г. О. ездил в Иерусалим за свой счет для поклонения Гробу Господню и участия в археологических раскопках, проводимых начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным). В 1891 г. О. как лучший церковный специалист в области библейской археологии по приглашению Н. П. Кондакова участвовал в самой крупной археологической экспедиции Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) по изучению памятников Палестины, Сирии и Заиорданья. После экспедиции им была написана монография «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895). О. самостоятельно изучил арабский и сирийский языки, т. к. считал их необходимыми для занятий библейской археологией. Как ревностный популяризатор библейских знаний, он был одним из активных сторонников создания Церковно-археологического общества и Церковно-археологического музея при КДА, ставшего позже своего рода научным центром по изучению предметов древности. Впосл. О. мн. годы состоял действительным членом об-ва и всегда оказывал ему научно-консультационную помощь ( Бродович И. 30-летие Церковно-археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 247), регулярно пополнял музей артефактами, привезенными с Востока. Активно участвовал в создании и деятельности ИППО, являлся одним из его учредителей и почетным членом ( Дмитриевский А. А. Имп. Правосл. Палестинское об-во и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907): Ист. зап. СПб., 1907. С. 186-187, 193). Регулярно публиковался в «Трудах КДА» (редактор в 1881-1883), «Воскресном чтении», «Руководстве для сельских пастырей» и др. церковных изданиях; произносил проповеди в храмах Киево-Братского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578299.html

З. н. ц., связанные с Русской Церковью, выпускались и за пределами России. Так, известен редкий знак, предположительно предназначенный для участников объединительного собора правосл. и униат. священнослужителей, проходившего в 1916 г. в США. Различные церковные знаки выпускались в среде рус. эмиграции после 1917 г. В 1940 г. в Харбине был изготовлен юбилейный знак Харбинской епархии с датами: «1740-1840-1910-1940». К разряду фрачных знаков может быть отнесен значок Эстонского об-ва православных христиан, его выпуск был приурочен к 950-летию Крещения Руси. Нагрудный знак в память 1000-летия Крещения Руси, выполненный в форме уширенного креста с изображением равноап. вел. кн. Владимира и с датами «988-1988», был выпущен скорее всего в США. В СССР известны единичные З. н. ц. В духовных школах, как и раньше, выдавались нагрудные знаки для кандидатов, магистров и докторов богословия. Памятная серебряная медаль была выпущена незначительным тиражом по случаю посещения Ливана делегацией РПЦ в 1960 г. На лицевой стороне помещено эмалевое изображение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а на оборотной - надпись: «В память посещения Левана 1960 Его Святейшеством Святейшим Алексием Патриархом Московским и Всея Руси от Митрополита Карама». Медаль имела колодку франц. типа с красной муаровой лентой. С кон. 80-х гг. XX в. число З. н. ц. стало умножаться. В 1988 г. была выпущена памятная медаль в честь 1000-летия Крещения Руси. Был возрожден знак восстановленного в 1992 г. Палестинского православного об-ва. Вновь появились знаки выпускников нек-рых духовных семинарий и академий. В Правосл. Свято-Тихоновском богословском ин-те такой знак выдавался выпускникам с 1997 г., в 2004 г. в связи с получением вузом статуса ун-та дизайн был изменен. Знак представляет собой белый ромб с вписанным в него зеленым крестом, он крепится к овальной колодке, на которой помещено изображение св. Тихона, Патриарха Московского и всея России. В 1996 г. С.-Петербургская епархия, Совет ректоров вузов С.-Петербурга и межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» приняли решение об учреждении знака мц. Татианы. Эту церковно-общественную награду стали ежегодно 25 янв., в день памяти мц. Татианы, вручать студентам, победившим в межвузовском творческом конкурсе, а также лучшим преподавателям, руководителям творческих коллективов, работникам сферы молодежной политики С.-Петербурга. Возобновилась практика вручения нательных образков в нек-рых военных учебных заведениях. Появляются различные З. н. ц., учреждаемые по благословению местного священноначалия. Особую форму имеют знаки, изготовленные на основе совр. церковных гербов. Так, известен экспериментальный знак находящегося в г. Приозёрске Ленинградской обл. Рождественского подворья Коневецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/199921.html

В 1899 г. торжественно отмечалось 50-летие служения М. в священном сане. 6 марта 1902 г. он заболел. 15 марта в присутствии духовника игум. Ипатия, эконома архиерейского дома иером. Иоанникия, келейника Коссовского, он сделал распоряжения относительно своего имущества и б-ки. 10 тыс. р. велел отписать «в пользу» попечительства о бедных духовного звания, 3 тыс. р.- на стипендию при Волынской ДС, 3 тыс. р.- на завершение строительства Покровской ц. на старейшем кладбище Житомира. Значительные суммы разослал в монастыри, благотворительные учреждения, родным. 10 апр. того же года исполнилось 25 лет служения М. в святительском сане. Он готовился к пасхальной службе. В Великую субботу, 13 апр., по возвращении из церкви «опустился на подушку и тихо, без всякой агонии, стал как бы засыпать» ( Левитский. 1902. 12/13. С. 343). По поручению Синода отпевание М. совершил архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) . 18 апр. гроб с телом архиерея опустили в склеп житомирского кафедрального Преображенского собора под главным алтарем, где находились гробницы архиепископов Агафангела (Соловьёва) и Тихона (Покровского) . М. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1865), св. Анны 2-й степени с Императорской короной (1871), св. Владимира 4-й степени (1874), св. Владимира 3-й степени (1878), св. Анны 1-й степени (1880), равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени (28 янв. 1887), равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (28 марта 1888), блгв. кн. Александра Невского (14 мая 1896), наперсным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами (30 авг. 1890). 6 мая 1901 г. указом Синода удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. Действительный член Церковно-археологического общества при КДА (25 дек. 1875), почетный член Церковно-археологического общества при КДА (1877), почетный член Православного палестинского об-ва (1886); пожизненный член нижегородского Православного епархиального братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича (28 янв. 1887); почетный член Нижегородского об-ва вспоможения бедным (4 окт. 1889); почетный член Волынского управления Красного Креста (1892); почетный член КДА (1899); почетный член КазДА (1899).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Несмотря на чрезвычайную обширность епархии (760 тыс. кв. верст), «на отсутствие не только удобных, но подчас хотя бы каких-нибудь путей сообщения…», в Томской епархии практически не было прихода, где бы паства не видела своего архипастыря. Объезжая юж. часть епархии, он обязательно заезжал в Улалу и родной ему Чемал, где 1 мая 1911 г. состоялось торжественное открытие основанной им иноческой жен. общины с приютом и школой для детей-сирот. На о-ве Патмос на р. Катунь близ общины сестры поставили для М. небольшую келью, в к-рой он любил уединяться для молитвы. Первые миссионерские путешествия на север Томской губ. он совершил еще в 1887 и 1889 гг., будучи начальником АДМ. В ходе этих посещений М. обратил внимание на изучение языка и религ. состояния коренных жителей (остяков), подлежащих ведению Миссии. Результатом миссионерских путешествий стали путевые заметки «Инородцы Нарымского края» (Томские ЕВ. 1890. 8-9), а также «Материалы для изучения языка васьюганских инородцев (остяков) Нарымского края» (Томские ЕВ. 1890. 13). По вступлении на Томскую кафедру М. вновь совершил миссионерское путешествие в Нарымский край в июле и авг. 1891 г.; в янв. 1896 г.- архипастырскую поездку в г. Нарым, посетив «лежащие на пути туда и обратно села, деревни и инородческие юрты, числом около 25» (Поездка в Нарымский край Преосв. Макария, еп. Томского и Барнаульского, в янв. 1896 года//Томские ЕВ. 1896. 5. С. 7). По инициативе и под рук. М. были напечатаны на алтайском языке Деяния святых апостолов (1902) и сб. Стихир Святой Пасхи «Да воскреснет Бог» (1900), «Библейские повествования Нового Завета: земная жизнь Господа Иисуса Христа» (1901), а также «Простая речь о Боге и великих делах Божиих». В 1908 г. М. начал работу по переводу на алтайский язык всего Четвероевангелия. Оно было напечатано в 1910 г. в типографии приюта и Дома трудолюбия, там же в 1913 г. вышла «Священная история Нового Завета» на алтайском наречии. М. являлся председателем Томского комитета Православного миссионерского об-ва, а также председателем Томского отдела Императорского Православного Палестинского об-ва. Среди паствы распространялись сборники бесед, поучений, речей и воззваний М., выручка от продажи которых шла в пользу томского Дома трудолюбия. Мн. поучения М. печатали в «Томских епархиальных ведомостях». В 1910 г. в Томске вышло полное собрание его проповеднических трудов за период служения в архиерейском сане.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

12 сент. 1908 г. наречен и 14 сент. хиротонисан во епископа Челябинского, назначен викарием новоучрежденного Челябинского вик-ства Оренбургской епархии. Хиротонию в Троицком храме Александро-Невской лавры в С.-Петербурге возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . Местопребыванием викарного епископа был определен Успенский Макариев муж. мон-рь под Оренбургом, где Д. стал настоятелем. Состоял товарищем председателя Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва (с авг. 1909), председателем Оренбургского епархиального Училищного совета (с дек. 1910), товарищем председателя Оренбургского отдела Православного Палестинского об-ва (с дек. 1912). Во время неурожая в 1911-1912 гг. возглавлял епархиальный комитет по оказанию помощи голодающему населению. Совершал поездки по епархии, в т. ч. по отдаленным уездам. Временно управлял Тобольской епархией в мае-июле 1912 г., замещал во время отпусков Оренбургских епископов сщмч. Иоакима (Левицкого) в мае-июле 1909 г. и Феодосия (Олтаржевского) в июне-авг. 1913 г. Д. придерживался правых монархических взглядов. При наречении во епископа он говорил о том, что «время наше опасное и лукавое» и «пастырю Церкви нужно иметь много проницательности и духовной опытности, чтобы вовремя распознать ложь и неправду, и еще больше нужно иметь мужества и любви к Церкви, чтобы твердо и неуклонно вести вместе с собой и свою паству по пути евангельскому». В дек. 1908 г. Д. вступил в оренбургский отдел «Союза русского народа», поскольку считал, что этот союз по целям и задачам стоит ближе других политических объединений к простому народу, сохранившему твердость в вере, что он, как епископ, ценил больше всего. В противоположность простому народу большинство интеллигенции, по словам Д., либо совершенно утратило веру в Бога, либо относилось к Церкви безразлично, а ее радикальная часть, симпатизировавшая левым партиям, стремится подорвать веру в простом народе, распространяя атеистическую лит-ру, желая уничтожить церковную школу, где народ получает религиозно-нравственное воспитание.

http://pravenc.ru/text/178411.html

Большой резонанс получила оригинальная драма К. К. «Царь Иудейский» (СПб., 1914), содержанием которой стали страдания и крестная смерть Иисуса Христа. Пьеса была запрещена к постановке цензурным комитетом Святейшего Синода; отзыв писал архиеп. Сергий (Страгородский) . Не отрицая высокого художественного уровня произведения, архиепископ писал: «Драма «Царь Иудейский», отданная на современные театральные подмостки и в руки современных актеров, не только не облагородит театра, но и сама утратит свой возвышенный, духовный характер, превратившись в обычное театральное лицедейство, при котором главный интерес не в содержании, а в том, насколько искусно играет тот или другой актер». Пьеса была поставлена по особому разрешению имп. св. Николая II Александровича участниками «Измайловских досугов» и профессиональными артистами на сцене Эрмитажного театра (1914; К. К. в роли Иосифа Аримафейского), муз. оформление А. К. Глазунова, танцы М. М. Фокина. В постановке принимали также участие сыновья К. К.- Константин и Игорь. С 1889 г. попечитель Педагогических курсов при жен. гимназиях С.-Петербурга (с 1903 - Женский педагогический ин-т; здание построено на средства, предоставленные К. К.). Председатель Русского археологического об-ва (c 1892) после гибели вел. кн. Сергея Александровича , c 1905 г. сопредседатель Православного Палестинского об-ва, почетный его член с 1882 г. Вел. кн. Константин Константинович Романов. Портрет. 1912 г. Худож. О. Э. Бразь Вел. кн. Константин Константинович Романов. Портрет. 1912 г. Худож. О. Э. Бразь К. К. был глубоко верующим человеком. В нач. 80-х гг. XIX в. неоднократно высказывал пожелание стать монахом. Так, в авг. 1881 г. на Афоне старцу Иерониму, а затем и лично имп. Александру III он признавался в желании уйти в мон-рь. 21-31 мая 1881 г. вместе с вел. князьями Сергеем и Павлом Александровичами совершил паломничество в Св. землю. 24 мая получил из рук Иерусалимского Патриарха Иерофея крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Неск. ночей августейшие паломники провели в храме Гроба Господня, 26-27 мая посетили р.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

Прот. И. Смирнов был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, к-рые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся ДС и воспитанницы Рязанского епархиального уч-ща охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при ДС, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского об-ва, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских ЕВ», местного отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва, приобщая к активной деятельности преподавателей ДС. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии. После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми. 28 июля 1901 г., согласно прошению, был уволен от должности ректора Рязанской ДС. 13 сент. того же года пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сент. возведен в сан архимандрита с причислением к братии Троицкого муж. монастыря г. Рязани. В том же году был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения. 9 апр. 1902 г. наречен епископом Чебоксарским, 2-м викарием Казанской епархии. 28 апр. хиротонисан в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы. 4 февр. 1904 г. назначен епископом Полтавским и Переяславским. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. стараниями И. при ЕУ был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище. С 13 авг. 1910 г. епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского муж. монастыря. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту правосл. латыш. и эст. населения, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, к-рая осталась не занятой нем. войсками. В Юрьеве И. освятил здание Исидоровского правосл. уч-ща, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых.

http://pravenc.ru/text/469544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Богословский Андрей Георгиевич; 1845 - 26.01.1928, Казань), еп. Мамадышский, вик. Казанской епархии. Сын диакона, в 1869 г. окончил Кавказскую ДС в Ставрополе, 14 дек. был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской ц. станицы Темнолесской Ставропольской епархии. С 1878 г. священник Спасской ц. с. Воронцова-Александровского, с 1881 г. законоучитель сельского народного муж. уч-ща и двухклассного уч-ща, с 1889 г. наблюдатель церковноприходских школ 7-го округа Ставропольской губ. Советом казанского братства свт. Гурия 18 апр. 1892 г. избран пожизненным членом за миссионерские и проч. труды (присоединил к Православию в разные годы 43 инородцев). С 22 февр. 1893 г. председатель местного церковноприходского попечительства. 24 дек. 1892 г. Пензенской городской думой и 15 февр. 1894 г. Рязанской губернской земской управой свящ. Андрею Богословскому была выражена благодарность за помощь в покупке хлеба для голодающего населения Пензенской и Рязанской губерний. В 1900 г. награжден золотым наперсным крестом. 17 июля 1903 г. переведен в Екатеринбургскую епархию с назначением настоятелем ирбитского Богоявленского собора, с 7 сент. 1903 г. протоиерей. В Ирбите началась его духовная дружба с еп. Никанором (Каменским) . 20 окт. 1903 г. прот. Андрей Богословский был избран пожизненным членом Палестинского правосл. об-ва . С 11 сент. 1904 г. эконом гродненского архиерейского дома, с 28 мая 1905 г. и. о. председателя епархиального училищного совета, с 11 июня 1906 г. секретарь епархиальной канцелярии и эконом варшавского архиерейского дома. Овдовев, 24 марта 1908 г. пострижен в монашество с именем А., с 10 апр. 1908 г. архимандрит. Вскоре переведен в Казанскую епархию и 15 мая 1908 г. решением архиеп. Никанора назначен наместником Седмиезерной муж. пуст. вместо незаслуженно уволенного на покой схиархим. Гавриила (Зырянова) . С 15 дек. 1909 г. являлся действительным членом Казанского церковного историко-археологического об-ва.

http://pravenc.ru/text/115396.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010