Это душевное смятение первых московских противников никонианских новшеств сохранится надолго, из него вырастет сперва настроение отчаяния, а потом решимость бороться за «старую веру» вплоть до крови. Неронов решил обратиться с челобитьем к царю как к защитнику православной веры, для раскола это весьма характерная черта — искать помощи, поддержки и защиты у светской власти. Раскольники свято хранили верность идее «Москва — третий Рим». Позднее они потеряют эту твердую веру в православное царство и обвинят империю в ереси. Они оставят это место, столь долго бывшее для них святым, и отправятся в путь из пустыни в пустынь, из веси в весь, чтобы обрести потерянный «Civitas Dei» [Град Божий], возвещая всюду скорый конец мира. В конце концов раскол утратит свое единство, разделится на отдельные толки и вызовет чудовищный рост сект. Челобитная Неронова и последовавшие споры с ее автором, а также поддержка, оказанная Неронову духовенством Москвы , убедили Никона в том, что будет правильнее проводить свои мероприятия не от одного только своего имени. Он просит царя созвать Собор и обсудить на нем вопрос об исправлении богослужебных обрядов и книг. Весной 1654 г. в царский дворец на Собор, кроме царя и патриарха, съехались пять митрополитов, четыре архиепископа, один епископ, несколько архимандритов и игуменов и 13 протопопов . Никон поставил перед Собором вопросы, которые касались искажений в некоторых богослужебных обрядах, не имевших догматического значения, обосновав свои предложения ссылками на греческие Типиконы. Собор постановил исправить все богослужебные обряды, приведя их в соответствие с греческими Типиконами, и впредь совершать богослужения в исправленном виде, то же самое решено было относительно исправления книг, и для проведения этих реформ патриарху Никону вручена была вся полнота власти. Лишь один член Собора, епископ Коломенский Павел, к своей подписи добавил замечание, что в вопросе о поклонах в Великий пост он не может согласиться с постановлениями Собора . Епископ Павел Коломенский с самого начала резко отрицательно выступал против задуманных реформ — трудно сказать, связано ли это с личными разногласиями между епископом и патриархом ,— и стал первой жертвой из среды консервативно настроенного монашества, а впоследствии в сочинениях староверов прославлялся как святой и считался первым мучеником раскола. Суровое наказание Павла невозможно оправдать, как это пытается делать Макарий Булгаков в своей «Истории русского раскола» (1855) . Павел был извержен из епископского сана, сослан на север в Палеостровский монастырь и даже, как об этом говорится в сочинениях староверов, высечен по приказанию Никона.

http://sedmitza.ru/lib/text/436642/

С В. С. связано создание 2 икон Пресв. Богородицы. Согласно сказанию, преподобный перед кончиной описал свт. Алексию явление Пресв. Девы, бывшее при основании монастыря: «Когда я упал, то увидел, что монастырь держат святые ангелы, в дверях церковных стоит святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». Сразу после кончины В. С. свт. Алексий повелел написать образ «Введение Богородицы во Святая Святых», воспроизводивший это видение. Празднование иконе было установлено на Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. Прославление др. иконы Божией Матери - «Неупиваемая Чаша» - произошло в 1878 г. В. С. явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился. Арх.: [«О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове»] - ГИМ. Син. 85. Л. 73-76 (10-е гг. XVIII в.); РГБ. Ф. 256. 364. Л. 287-289 (1699-1700 гг.); Ф. 344. 33. Л. 137 об.-142 (10-е гг. XIX в.); [Дело об исцелении больных у гроба прп. Варлаама в Серпуховском Владычном мон-ре в 1849-1871 гг. (Копии)] - СГИХМ. Науч. арх. Ф. 1. Д. 58. КП 67; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 327. Д. 6-9; Оп. 328. Д. 47; Оп. 349. Д. 2. Лит.: Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 114-118; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38-41. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154251.html

– Каким образом стали появляться у нас такие монастыри? – До XV века на Европейском Севере было учреждено по меньшей мере четыре монастыря: Валаамский и Коневецкий на Ладожском озере, Палеостровский на Онежском и Спасо-Каменный на Кубенском. При всем разнообразии версий относительно времени их возникновения можно в принципе представить следующую картину. Валаамский монастырь, как утверждает одна из версий, был основан христианскими миссионерами ранней поры Сергием и Германом. В церковной литературе миссионерская роль монастыря подчеркнута известным эпизодом в легенде о хождении апостола Андрея Первозванного по землям восточных славян. В ней есть упоминание о посещении апостолом острова Валаам и о водружении на нем креста. Преподобным Корнилием, вероятно, в конце XII века был основан Палеостровский монастырь на острове Палье в Онежском озере. Спасо-Каменный остров.      – А как и кем был основан Спасо-Каменный монастырь? – Спасо-Каменный монастырь был основан в 1260 году белозерским князем Глебом Васильковичем, давшим во время бури на неспокойном Кубенском озере обет воздвигнуть здесь обитель, если будет спасен от гибели. Его судно вынесло на берег крошечного каменного острова, на котором, как гласит церковное предание, уже подвизалось несколько монахов-миссионеров. В конце XIV века появился Коневецкий Рождественский монастырь на острове Коневец в Ладожском озере. Его основание связано с именем преподобного Арсения, новгородского посадского человека. До этого он три года жил на Афоне и подвизался на Валааме. – Какие задачи выполняли островные монастыри, помимо само собой разумеющейся – молитвы? – У ранних островных монастырей нетрудно заметить некоторые общие признаки. Во-первых, они основаны на важнейших трассах славянского проникновения на Север. Во-вторых, все монастыри расположились по северо-западной границе расселения русских, на наиболее крупных озерах Севера. В-третьих, несомненным являлся миссионерский характер этих монастырей. Не нарушил эту традицию и Соловецкий монастырь в Белом море, ведущий отсчет своих лет с 1429 года. Его основатели – преподобные Савватий, Герман и Зосима. Можно предполагать, что в их лице соединились три потока монастырского учредительства, охватившего к тому времени Русский Север. Первый шел от Новгорода (Зосима был уроженцем новгородской земли), второй – от Кирилло-Белозерского монастыря, имевшего духовные корни в московской земле (Савватий был пострижеником этой обители), третий отражал собственно северорусские духовные поиски (Герман задолго до водружения креста вел подвижническую жизнь на Корельском берегу и близ реки Выг). Это был первый монастырь, основанный не на озерном, а на морском острове.

http://pravoslavie.ru/64292.html

Валаам невидимый Главный Спасо-Преображенский собор монастыря Тоже гранит. Оказывается, это камень в основании нашей веры – самый древний русский монастырь! Доподлинно время основания обители неизвестно. От тех времён практически не осталось документов, и поэтому «серьёзные историки избегают валаамской проблематики». Но предание гласит, что духовная жизнь началась здесь на заре нашей эры: сам святой апостол Андрей Первозванный воздвиг на острове крест и сказал слова первой проповеди. А Житие преподобного Авраамия Ростовского свидетельствует, что задолго до 989 года пришёл в Валаамский монастырь отрок, которому предстояло, став в монашестве Авраамием, просиять во времена крещения Руси. В ту пору, когда князь Владимир начал крестить киевлян, Авраамий уже жил отшельником в Ростовской земле и прославился как основатель Авраамиевского Богоявленского монастыря! Как лучи от солнца, разошлись по Руси с Валаама подвижники, несущие свет православия. В XII веке ушёл преподобный Корнилий и основал первый монастырь на Онежском озере – Палеостровский. В XIV веке ушёл на Коневец преподобный Арсений. В XV веке покинул Валаам преподобный Савватий, будущий устроитель Соловецкой обители. В XV же веке уходит на Свирь преподобный Александр. А ещё преподобные Евфросин Синоезерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Лев Оптинский. Добрался до Аляски святитель Герман, назвавший свой Еловый остров Новым Валаамом… Вид на Ладогу. Фото: Павел Козионов Собор Валаамских святых – целый сонм преподобных, святителей, мучеников. Здесь и 34 монаха, погибшие от мечей шведов в 1634 году. А ещё новомученики валаамские. Сосчитать всех – не меньше сотни. А велик ли остров? Вот и получается, что «на каждом камне здесь можно служить литургию». Святая земля!.. Кстати сказать, Валаам и топографически Святая земля: на карте острова есть гора Фавор, гора Елеон, река Иордан, Мёртвое море, Кедрон… Недалеко от Гефсиманского скита стоит гранитный Поклонный крест – символ Крестных страданий Спасителя. В нижнем храме Воскресенского скита – кувуклия, мраморное подобие Гроба Господня… Так строился и обустраивался монастырь по замыслу великого наставника валаамского монашества игумена Дамаскина (Кононова, 1794–1881).

http://pravoslavie.ru/37253.html

В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Валаам для Святейшего Патриарха – место особое. Именно здесь, по его собственным словам, он почувствовал призвание идти по пути служения Русской Православной Церкви. Еще отроком Алексей вместе со своими родителями дважды, в 1938 и 1939 годах, приезжал на богомолье в Валаамскую обитель и общался со старцами. В мае 1991 года обитель обрела великое духовное сокровище – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней. В 1996 году престольный праздник обители – день памяти преподобных Сергия и Германа – был отмечен особыми торжествами. Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и, впервые в истории Валаама, – глава Поместной Православной Церкви митрополит всея Америки и Канады Феодосий. После праздничной Божественной литургии митрополит Феодосий передал в дар обители частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх подарил большую икону Преподобного. Передача частицы мощей преподобного Германа Аляскинского явилась большим утешением и духовным подкреплением братии обители. В 1999 году, когда отмечалось 10-летие возрождения Валаамского монастыря, произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (память 7 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили святые, уже прославленные Церковью, которые в разное время подвизались на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские, прп. Авраамий Ростовский (X в.), свт. Иоанн Новгородский (XII в.), прп. Корнилий Палеостровский (XII в.), прп. Арсений Коневский (XIV в.), прп. Савватий Соловецкий (XV в.), свт. Геннадий Новгородский (XV в.), прп. Александр Свирский (XV в.), прп. Афанасий Сяндемский (XVI в.), прп. Адриан Ондрусовский (XVI в.), прп. Евфросин Синозерский (XVI в.), прмч. Тит и иже с ним от люторов убиенные (XVI в.), прп. Герман Аляскинский (XVIII-XIX вв.), свт. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (XIX в.), прп. Лев Оптинский (XIX в.), прп. Антипа Валаамский (XIX в.), прп. Арефа Верхотурский (начало XX в.); новомученики XX века: сщмч. свят. Феофан Соликамский (Ильменский), прмчч. Арефа (Митренин) и Иеремия (Леонов).

http://pravoslavie.ru/12137.html

Колокольня и часовня-«футляр» (кон. XIX в.) на монастырском кладбище в Лазаревой роще. Фотография. Нач. ХХ в. Колокольня и часовня-«футляр» (кон. XIX в.) на монастырском кладбище в Лазаревой роще. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1563 г., ближайшими к обители землями на Муромском п-ове владели новгородские вотчинники Оксинья Микитина и Иван Патрикеев. Из 3 деревень, стоявших на Муромском Носу, только одна, Родионовская, в кон. XV в. принадлежала братии. После присоединения Новгорода к Москве все поселения Муромского п-ова вместе с угодьями вошли в вотчину М. У. м., первоначально на условиях оброчного содержания, вероятно в связи с запустением ( Амелина. 2008. С. 72). Крестный ход во главе с митр. Петрозаводским Константином в престольный праздник Успения Пресв. Богородицы и в день торжества в честь 625-летия преставления прп. Лазаря Муромского. Фотография. 2016 г. Крестный ход во главе с митр. Петрозаводским Константином в престольный праздник Успения Пресв. Богородицы и в день торжества в честь 625-летия преставления прп. Лазаря Муромского. Фотография. 2016 г. В 1582/83 г., как явствует из писцовой книги, монастырская вотчина включала 7 деревень на р. Гакуксе, на р. Андоме и на Муромском п-ове, 2 пустоши (Борисовская и Тетеревиная Гора). Основная часть земельных владений М. У. м. располагалась в Гакукской вол. (Андомский погост). Писцами фиксируется единичное поселение на р. Андоме, а также земли и рыбные ловли в Унойской губе Онежского оз. По сведениям К. А. Докучаева-Баскова, в 1-й четв. XVII в. некий Федор Иванович Морозов пожаловал мон-рю 2 деревни и пустошь в Спасском Шальском погосте ( Докучаев-Басков. 1886. С. 514). В переписной книге 1647 г. зафиксировано 8 монастырских деревень: 2 - в Шальском погосте в Унойской губе, 5 - в Гакукской вол. и одна на р. Андоме ( Амелина. 2008. С. 73). По-видимому, границы владений М. У. м. в XVI - 1-й пол. XVII в. не были четко установлены, что стало причиной продолжительных земельных споров монастырских крестьян с жителями смежных волостей, в частности Нигижемской ( Петров. 1886). В 30-х гг. XVI в. велась тяжба с Палеостровским мон-рем из-за земель и рыбных ловель в Унойской губе. Муромские монахи проиграли дело, представив подложную духовную новгородского посадника Панфилия Селифонтова ( Корецкий. 1959. С. 449-450; Амелина. 2008. С. 70-71). Межа земельных владений М. У. м. детально описывается в жалованной грамоте 1650 г., полученной строителем Иларионом: от устья р. Андомы на юге и оз. Рандозеро по верховьям рек Сормы, Нигижмы, Гакуксы к Тетеревиной Горе на севере ( Амелина. 2008). В XVII в. М. У. м.- значительный среди местных обителей земельный собственник: в 1628-1629 гг.- 30 крестьянских и 5 бобыльских дворов (всего 70 чел.), в 1647 г.-27 крестьянских и 3 бобыльских двора (всего 63 чел.), в 1678 г.- 23 крестьянских двора (105 чел.) ( Иванов. 2007. С. 494-496).

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Итак, согласно старообрядческому преданию, события происходили следующим образом: «отец Игнатий с Емельяном Повенецким и «с прочими своими» умыслил скрыться от гонений в Палеостровском монастыре. «И пришед в Палеостровский монастырь, затворися со своими ученики, тамошних же жителей желающих благочестия к себе прияша, а не хотящих во единомыслии бытии с ними вон выслаша из монастыря возвести благоверно пребывающим христианом: дабы хотящии с ним за древнее благочестие огнем скончатися, шли к нему в собрание». То есть Игнатий и его соратники погибли в огне. Но перед тем, как принять смерть, Игнатий дает напутствие Емельяну Повенецкому: «благословив и пророчески прорек: пойди чадо и собери себе другое собрание, возьми отца Германа и в сем же месте в скорее по мне за благочестие с прочими скончаешися». И предсказание Игнатия было воплощено: «и по пророчеству отца Игнатия с Емельяном и с отцем Германом и в другое собрание бысть ревнитель с ними и скончася добре с покаянием и отиде к Богу». Таким образом, с точки зрения самих представителей древлеправославной церкви трактовка событий марта 1687 года интерпретируется как «мученический подвиг защитников древлеправославной веры». Теперь обратимся к «официальной версии» - проследим логику происходящего в описанииепископа Винницкого Макария в его книге «История русского раскола, известного под именем старообрядства». Здесь уже видна совершенно иная идея и цель изложения. Как повествует епископ Макарий, «соловецкий дьякон Игнатий (пустынь близь Каргополя) и расколоучитель Емельян Иванов из Повенца» виноваты в злодействах, произошедших на онежском острове. Они «все вместе овладели палеостровским монастырем в сентябре 1687 г. и утвердились в нем. Напрасно присланы были из Новгорода увещеватели и войны для вразумления заблудших и предотвращения новых злодейств – раскольники  (4 марта 1687 .) зажгли здание монастыря, и Игнатий будто бы с 2700 человек сгорели во пламени, а Емельян Иванов успел скрыться». Но вскоре, а именно23 сентября 1689 г., Емельян Иванов и соловецкий инок Герман вторглись в Палеостровский монастырь «с ружьями, пищалями, бердышами и подобным оружием, схватили игумена со десятью иноками и тремя послушниками, заключили их в погреб, а сами завладели обителью. Присланы были и в этот раз увещатели – из Олонца протопоп и войны, но ничего не могли сделать. Через девять недель по владении монастырем, злодеи зажгли его и в нем сгорели сами почти до 500 человек и погубили игуменя с десятью иноками и тремя послушниками».

http://bogoslov.ru/article/4647105

м. проживало 7 чел. (строитель, келарь, казначей и 4 монаха), в 1755 г.- строитель иером. Макарий, схим. Савватий, монахи Филарет, Мелхиседек и Феофилакт, «да служителей бельцов пять человек» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 964), в 1788 г.- всего 3 старца: строитель иером. Корнилий, монахи Феофилакт и Арсений. Согласно описи монастырского имущества, составленной в связи со смертью строителя мон. Виталия в 1754 г., небольшая монашеская община располагала всеми необходимыми для существования зданиями. Монастырский комплекс на Палеострове включал 5-главую шатровую ц. Рождества Пресв. Богородицы, ц. во имя прор. Илии, «низменную о единой главе… с трапезою и келарскою службою», часовню прп. Корнилия, деревянную колокольню с 8 колоколами, а под ней - «казенный анбар с чюланами», где хранились царские грамоты, важные документы и некоторые хозяйственные предметы (фонарь, безмены, якори, конская упряжь, серпы, топоры и т. д.). Из прочих строений в описи упоминаются деревянные «келья настоятельская с сеньми и с чюланами», «братцких две кельи с сенми и с чюланами», «келья хлебенная». За крытой тесом оградой располагались хозяйственные постройки: «поваренная келья с сенми и с чюланами и при той келье поварня», «конюшенной двор», «коровей двор с сараем и с хлевами» и «для работников келья с чюланами». На реках Путке и Рагуше стояло по 2 мельницы (Там же). В 1764 г. К. м. лишился земельных владений, получил статус заштатной обители «на своем содержании», т. е. без казенного жалованья, и оказался в бедственном положении. Г. Р. Державин в 1785 г. отметил, что Палеостровский монастырь «весма ветх и без призрения» (Поденная записка, 1987: 102). В 1793 г., при строителе иером. Симеоне, произошел сильный пожар: сгорели деревянные храмы, жилые и хозяйственные постройки и ограда (Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 35/30. Л. 6). Небольшой деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы вскоре был возведен и 10 нояб. 1793 г. освящен (НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 2/20. Л. 3). Монастырская усадьба застраивалась без четкого плана: «В одной связи с церковью стояла колокольня, на коей довольно было колоколов, вылитых из слитков меди, оставшейся после пожара.

http://pravenc.ru/text/2458669.html

«Били челом Великим Государем дворцовые крестьяне Вытегорские и Андомские и Пудожские волостей старосты и рядовые крестьяне и все Муромского монастыря вкладчики: в прошлов в 6697 (т. е. В 1189 году) в Заонежской пятине в Водлозёрском стану построен Муромский монастырь: строение мирское, старинное и дали в тот монастырь на прокормление Новгородские посадники Иван и Волос и земли и воды и проч.». Здесь особенно замечательно то, что в XII веке этот монастырь основан был именно земскими людьми. Известную повесть о Муромском острове в виду этого свидетельства нужно считать апокрифической. Такой же древности и монастырь Палеостровский, некоторые относили его к XVI веку; мы на основании местных актов отнесли его к XII веку; но затем впоследствии в собрании покойного М. И. Погодина нам удалось видеть грамоту на пергаменном лоскутке, из которой видно, что и этот монастырь существовал уже в XII веке. Ещё древнее был монастырь Шунгский: Шунга доныне служит средоточным пунктом для обмена пушных беломорских товаров с товарами Волжского понизовья. Древнейшая грамота Новгородских посадников также известна хотя и в позднейшем списке. Вы говорите, что христианство распространялось в Новгородских колониях не столько нарочитыми стараниями Новгородцев, которые полагать в них мы не имеем оснований, сколько само собою по мере обрусения инородцев. Но и то и другое верно. Покровительство Новгородских посадников древнейшим монастырям достаточно указывает на то, что они далеко не были равнодушны к христианской стихии среди финского населения. Далее совершенно не верно, будто «Христианство распространялось только в след за обрусением». Доныне Повенецкая корела, загнанная во мхи и болота или на каменистые бесплодные места, ни мало не обрусела, даже говорить не умеет по-русски, и остаётся той же «проклятой» корелой (Карелы – одно из коренных финских племен, первоначально обитавшее в Карелии. Отмечают напр. корел Петрозаводского, Повенецкого и Олонецкого уездов – прим. Редакции), какой была исстари и однакоже мы видим её христианскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Били челом Великим Государем дворцовые крестьяне Вытегорские и Андомские и Пудожские волостей старосты и рядовые крестьяне и все Муромского монастыря вкладчики: в прошлом в 6697 (т.-е. в 1189 году) в Заонежской пятине в Водлозерском стану построен Муромской монастырь: строение мирское, старинное и дали в тот монастырь на прокормление Новгородские посадники Иван и Волос и земли и воды и проч.» Здесь особенно замечательно то, что в XII веке этот монастырь основан был именно земскими людьми. Известную повесть о Муромском острове в виду этого свидетельства нужно считать апокрифической. Такой же древности и монастырь Палеостровский, некоторые относили его к XVI веку; мы на основании местных актов – отнесли его к XIII веку; но за тем в последствии в собрании покойного М. П. Погодина нам удалось видеть грамоту на пергаменном лоскутке, из которой видно, что и этот монастырь существовал уже в XII веке. Еще древнее был монастырь Шунгский: Шунга доныне служит средоточным пунктом для обмена пушных беломорских товаров с товарами Волжского понизовья. Древнейшая грамота Новгородских посадников также известна хотя и в позднейшем списке. Вы говорите, что христианство распространялось в Новгородских колониях не столько нарочитыми стараниями Новгородцев, которые предполагать в них мы не имеем оснований, сколько само собою по мере обрусения инородцев. Но то и другое не верно. Покровительство Новгородских посадников древнейшим монастырям достаточно указывает на то, что они далеко не были равнодушны к христианской стихии среди финского населения. Далее совершенно не верно, будто «Христианство распространялось только в след за обрусением». Доныне Повенецкая корела, загнанная во мхи и болота или на каменистые безплодные места, ни мало не обрусела, даже говорить не умеет по-русски, и остается той же «проклятой " корелой, какой была изстари и однакоже мы видим ее христианскою. Другая – корела Олонецкая, хотя и говорит отчасти по-русски, но тем не менее также не обрусела, и в быту и в понятиях остается тем же, чем была, удерживая и свой антропологический тип – и мы также видим ее христианскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010