Палей, остров. Палеостровский Рождественский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год основания:не ранее 1410. Ссылки:   Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Палей Координаты: 62.572467, 35.240316 Проезд: Поездом: Москва – Мурманск (Санкт Петербург - Мурманск) до станции Медвежьегорск (158 км к северу от Петрозаводска) . Далее автобусом до с.Толвуи. Либо на автобусе Петрозаводск - Великая Губа через с.Толвуя. Автомобилем: по трассе М-18 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск до г. Медвежьег ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Поездом: Москва – Мурманск (Санкт Петербург - Мурманск) до станции Медвежьегорск (158 км к северу от Петрозаводска) . Далее автобусом до с.Толвуи. Либо на автобусе Петрозаводск - Великая Губа через с.Толвуя. Автомобилем: по трассе М-18 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск до г. Медвежьегорск (158 км к северу от Петрозаводска), далее до с.Толвуи или Лебещина. Предварительно необходимо позвонить в монастырь (тел. 8-921-223-10-07), сообщить о своем приезде и попросить иеромонаха Михея встретить вас на моторной лодке или снегоходе у причала в Толвуе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Палеостровский Рождественский Богородицкий монастырь, заштатный, в 140 верстах от города Петрозаводска, в 40 верстах от города Повенца, на острове Палье Онежского озера. Основан в XV веке пр. Корнилием (см. 19 мая) и учеником его Авраамием. Главная святыня монастыря — мощи пр. Корнилия, покоящиеся под спудом в соборном храме Рождества Богоматери. Ежегодно 19 мая и 8 сентября совершаются крестные ходы к месту подвигов пр. Корнилия — в скалистую пещеру, которая находится в 300 саженях от монастыря на берегу озера. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Этого края близко коснулись события церковного раскола XVII века - одной из самых трагических страниц русской истории. Напомним, что реформа патриарха Никона затрагивала на первый взгляд лишь внешние, обрядовые стороны культа.

http://sobory.ru/article/?object=09159

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Петрозаводской и Карельской епархии Карельской митрополии), находится на о-ве Палеостров (Палей) в сев. части Онежского оз. (Медвежьегорский р-н Республики Карелии). В названии острова, как объясняли в XIX в. местные жители, отражен тот факт, что возле него можно было поймать много палии - рыбы ценной породы. История К. м. до XVII в Основан прп. Корнилием Палеостровским. Точная дата основания К. м. неизвестна. В церковной традиции обитель считается одной из древнейших на территории совр. Петрозаводской епархии. «Сказание о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» не содержит сведений, позволяющих точно определить время жизни преподобного ( Пигин. 2013. С. 193-198). Е. В. Барсов , основываясь на сомнительном свидетельстве царской грамоты 1691 г., где идет речь о земельных владениях, пожалованных «первоначальнику» К. м. «тому с пятьсот лет и больше», утверждал, что К. м. уже существовал к «исходу XII века» ( Барсов. 1868. С. 24, 25). И. У. Будовниц, ссылаясь на межевую запись 1319 г., писал об основании мон-ря в XIV в. ( Будовниц. 1966. С. 59-60; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 387-389). Однако наиболее обоснованным считается мнение об основании К. м. в 1-й пол. XV в. В. И. Корецкий полагал, что самый древний монастырский акт - выданная игуменом Варлаамиева Хутынского мон-ря жалованная грамота, по которой палеостровским монахам разрешалось весной ловить рыбу в Онежском оз. в р-не Чёлмуж «одним вотцом» (приспособление для ловли мелкой рыбы),- датируется 1415-1421 гг. ( Корецкий. 1958). Согласно исследованиям В. Л. Янина , грамота «всех скотников и помужников» Толвуйской земли о передаче новгородскими боярами монастырю о-ва Палей - основы его буд. вотчины - с малыми соседними островами была составлена в 40-х гг. XV в. и по сути была учредительным документом ( Янин. 1991. С. 244; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 99).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

Впрочем, и при священнослужителях, как держало себя первоначальное общество? «Ужас всем окрестностям наводило». Хлебопашества не было, промышленности не могло быть, жильцы тогдашние здешние не смели никому и никуда и глаз показать, как беглецы преступные. «Они не иначе выезжали и в села, как с ружьями, в великом числе, и по ночам, или украдкою: грабили церкви, грабили дома, иногда увозили к себе мужчин и женщин, если не могли подговорить, кого в виду имели. Чтобы спасти домы от их грабежа, надлежало иногда бить в набат: жилища их слыли у добрых людей станами». Даже Палеостровский монастырь подвергался их неистовствам. Выгорецкие поселенцы в один раз поселились в монастыре, жили в нем с женами и детьми, даже во св. алтаре жили... А после, когда они принуждены были оставить захваченный и ограбленный ими монастырь, собранную ватагу подговорили, убедили запереться в церковь и в подцерковь и сгореть! «Сгорело более 2 тыс. человек! Об этом свидетельствует подлинный судебный акт. В другой раз, когда монастырь приобстроился, выгоречане связали игумена с братиею, посадили у себя в неволю, стреляли в присланную из Олонца команду и протоиерея олонецкого; ранили его, и многих из воинства убили, наконец, не в состоянии, будучи защищаться, крамольники те сами зажгли монастырь и сожгли имущество, церковь , игумена с братиею, и самих себя, выключая немногих, которые успели выбежать и скрыться в свой стан». От здешних тогдашних наездников доставалось и обельным вотчинникам на Челмуже·: и их церковь подверглась грабежу от нечестивцев. При таковых насильствах и грабежах сам Данила отличался удальством! Но не в храме Божием воспоминать столь постыдные для человечества гнусности и неистовства, коими ознаменовали себя первые поселенцы здешние. Для того я несколько коснулся сказания о начале и начальных поступках здешнего общежительства, чтобы вы, мои христолюбивые и миролюбивые слушатели, с большим участием приняли сие мое сердечное приглашение: Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Выжить в дали от цивилизации, без привычных бытовых условий совсем не просто. Но когда приезжаешь на остров Палей, что в Онежском озере, ловишь себя на мысли, что, пожалуй, именно такие условия и есть самые благоприятные для «выживания» души. Есть много способов уйти от мира — в знойную пустыню, в пещеры, в дремучие леса. Еще один вариант — поселиться на необитаемом острове. Отшельничество — это всегда экстрим: выжить в дали от цивилизации, без привычных бытовых условий совсем не просто. Но когда приезжаешь на остров Палей, что в Онежском озере, ловишь себя на мысли, что, пожалуй, именно такие условия и есть самые благоприятные для «выживания» души. Моторная лодка – единственный транспорт на острове. Только она и связывает палеостровцев с миром. Но до большой земли еще надо доплыть, а Онежское озеро часто бывает неспокойно, волны порой достигают трех метров. Самое тяжелое время – весна и осень, когда может штормить по несколько недель. Тогда связи с миром нет никакой, приходится экономит все, в том числе еду «Проживем как-нибудь» На острове Палей нет населенных пунктов. Но люди здесь есть, целых четыре человека — два монаха и два послушника, образующие вместе братию Корнилие-Палеостровского монастыря. Кроме небольшой монастырской территории, вся площадь острова — 15 квадратных километров — покрыта густым лесом. Глушь. Но в смысле высоких технологий Палеостров не отстает от времени — энергию ему доставляют солнечные батареи и ветряная установка, на катере стоит мощный мотор «Ямаха», а наместник общается с миром посредством Apple IPhone. о.Михей, монастырский эконом. С острова никогда не уезжает – только за продуктами в соседнее село Попасть в монастырь очень просто: сутки в поезде, три часа тряски в автобусе, сорок минут на моторке по глубокому синему Онежскому озеру, блестящему так, что больно смотреть, — и вы на месте. На причале вас встретит отец Михей — худой, загорелей, светловолосый, он как будто сошел с картин Васнецова. Если вы попробуете представиться или взять у него благословение, отец Михей махнет рукой и скажет: «Давай, вещи выгружай».

http://pravmir.ru/neobitaemyj-ostrov-i-e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ († сер. XV в.), Олонецкий, прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Корнилия Палеостровского. Об А. П. известно из «Сказания о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» (ГИМ. Барс. 863. Л. 4об.- 6, нач. XIX в.). А. П. пришел к прп. Корнилию, когда тот уже поселился в каменной пещере на о-ве Палье («Вспальев») Онежского оз. Общежительный Палеостровский монастырь был устроен прп. Корнилием не позднее 1415-1421 гг. (этим временем датируется самый древний акт мон-ря - данная грамота Толвуйской земли на Палий о-в с малыми островами (ГВНиП. 90. С. 147). Вместе с др. учениками А. П. строил храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии и свт. Николая, кельи для братии. Поскольку прп. Корнилий бóльшую часть времени проводил в затворе, он уже при жизни должен был назначить себе преемника, к-рым стал А. П. После кончины прп. Корнилия (ок. 1420) А. П. похоронил его в пещере на месте подвигов, а впосл. обрел его святые мощи и положил под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы. Мощи А. П. покоились под спудом в соборном храме, рядом с прп. Корнилием. Время местной канонизации неизвестно. В 1613 г. Палеостровский мон-рь подвергся разорению от польско-литов. интервентов, впосл., в 1687-1689 гг., мон-рь был разорен разбойниками из раскольников, и большая часть архива пропала. Местное почитание обоих начальников мон-ря засвидетельствовано на протяжении всего XIX в. Архиеп. Сергий (Спасский) указывал общую память преподобных Корнилия и А. Палеостровских на 21 авг. и ставил их обоих в раздел местночтимых святых (Т. 2. Ч. 1. С. 253). Архим. Никодим (Кононов) в 1910 г. отмечал, что память А. П. «доныне благоговейно чтится служением панихид», но не привел никаких свидетельств об офиц. отмене прежнего почитания (С. 43). Местная канонизация А. П. была подтверждена включением его имени в 1974 г. в Собор Карельских святых, в 1981 г.- в Собор Новгородских святых.

http://pravenc.ru/text/73419.html

Павел III, епископ Коломенский и Каширский В 1651 году упоминается игуменом Пафнутиева Боровского монастыря. 17 октября 1652 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. В 1654 году на Соборе выступил против патриарха Никона , как защитник старины. В том же году лишен патриархом Никоном сана и сослан в заточение в Палеостровский монастырь. Пропал без вести в 1655 году. Преосвященный Павел – единственный русский епископ, принявший сторону старообрядцев во времена образования раскола. Принадлежал с самого начала реформаторской деятельности Никона к числу лиц, враждебных ему (он был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову, одному из главных вождей раскола); епископ Павел свою приверженность к старине открыто выразил на Московском Соборе 1654 года, настаивая, чтобы церковные книги были составлены в прежнем виде. Хотя он и подписался под определением Собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возмож­ность и надобность изменения правил о поклонах. Патриарх лишил его епископства и сослал в заточение. Дальнейшая его судьба рассказывается в разных вариантах, из которых ясно одно – что достоверно о нем ничего не известно. В одних версиях говорится, что он сошел с ума и в таком состоянии ушел в лес, где его не то съели звери, не то он утонул в реке. По раскольничьим рассказам, патриарх Никон сослал его в Новгородский Хутынский монастырь, где игумен его «мучил», а он сам «юродствовал» и потом был убит посланными от Никона. Семен Денисов в «Винограде Российском» говорит, что епископ Павел был сослан в Палеостровский монастырь, откуда был выслан в Новгород, где сожжен в срубе. Вообще, неизвестность его судьбы создала возможность различных догадок, а может быть, и намеренных измышлений, рассчитанных на то, чтобы как можно больше повредить патриарху Никону и опорочить Православие. Во время суда над патриархом Никоном ему ставилось в вину самовольное лишение им сана Павла Коломенского, но речь шла только о самоволии, о том, что патриарх присвоил себе права Собора. Самое же низложение, хотя по форме и не вполне законное, по сути дела было совершено справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Палей, остров. Палеостровский Рождественский монастырь. Церковь Ефрема Сирина. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен на острове Палей, на Онежском озере в 6 км от с. Толвуя. Основание ему положено в начале XV века преп. Корнилием. Он был Валаамский инок. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, прп. Корнилий прошел к Белому морю и там подвизался, подвергаясь не раз смертельной опасности. Затем он остановился на Онежском озере и поселился на острове Палей, для подвижнической жизни. Здесь его нашли ищущие спасения люди, и многие остались с ним разделять труды подвижника. Прп. Корнилий основал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал первым игуменом новой обители. Со временем владения обители стали граничить с землями Хутынского, Вяжицкого и Муромского монастырей. Все цари, начиная с Василия Иоанновича, давали ей свои жалованные грамоты на землю и угодья, а также некоторые льготы и привилегии. При жизни прп. Корнилия в монастыре были построены еще две церкви — свт. Николая и пророка Ильи, колокольня, кельи для братии, ограда вокруг них. Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались св. мощи прпп. Корнилия и Авраамия Палеостровских. В монастыре бережно хранились железные вериги преподобного основателя. В смутные 1612-13 годах монастырь был разорен. В 1616 году обитель почти обезлюдила, в ней осталось всего 18 человек. Монастырь был восстановлен к концу первой половины XVII века. В 1646 году в нем уже стояли четыре церкви и жило 44 брата. В 1764 году монастырь был выведен в заштатные. Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя прп. Ефрема Сирина, а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня. Монастырь имел скотный двор, баню, амбар, водяную мельницу, ригу, ледник, дом для рабочих.

http://sobory.ru/article/?object=09735

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь Россия, Новгородская обл., с. Вяжищи. Монастырь выстроен в верховьях реки Веряжи. В грамоте 1391 года упоминается Вяжищский монастырь наряду с Юрьевым, Палеостровским и Муромским. Новгородские летописи упоминают Вяжищский монастырь только в 1411 году. Его основатели монахи заняли участок земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь (Антониевская церковь). Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, но проиграли ее. В Вяжищах в 1436 году вместо деревянной была поставлена каменная Никольская церковь. Однако этот храм развалился на следующий же год. Видимо, развалины разобрали до фундамента для нового строительства, которое завершилось в 1438 году. В последующие века собор неоднократно перестраивался. Ныне существующий датируется 1681–1683 годами. Внутреннее пространство храма разделено на два этажа. В нижней – уже после смерти ее строителя новгородского архиепископа Евфимия – создается церковь его имени; второй этаж – Никольская церковь. Вскоре рядом с Никольским храмом выросла и церковь Иоанна Богослова с теплой трапезной (1694–1698 гг.). В процессе строительства церкви с трапезной и колокольней был сделан теплый переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца. Трапезная представляет собой вытянутое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого использовались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на 1 и 2 этажах) располагались церкви, где отправлялись службы. В центральной части находился громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возышалась колокольня. Первоначально она имела 10 колоколов. После Великой Отечественной войны сохранился всего один колокол. В начале XVII b., во время шведского нашествия, монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. Почти от каждого царя или императора монастырь получал в дар земли, лесные и рыбные угодья, крестьян.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Трофимов Ефим; 1868, Новгородская губ.- 2.11.1918, Олонец), архим. Из крестьянской семьи. Обучался в сельской школе, служил в армии низшим чином. 24 июня 1894 г. поступил в Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь в начале настоятельства архим. Агафангела (Амосова), постриженика Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря , к-рый собрал и воспитал новый состав братии. 12 марта 1896 г. определен послушником, проходил послушания привратника, помощника рухольного (хранителя одежды), зав. рухольной. 1 апр. 1897 г. назначен на должность письмоводителя. 6 авг. того же года пострижен в монашество с именем Евгений. 24 дек. 1897 г. рукоположен во диакона, 16 янв. 1900 г.- во иерея. Одновременно с 21 мая 1901 г. исполнял должность казначея и с 10 сент.- ризничего мон-ря, с 11 янв. 1903 г. также занимал должность благочинного мон-ря. 29 сент. 1904 г. назначен управляющим Корнилиевым Палеостровским в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рем , однако по просьбе настоятеля архим. Агафангела назначение было отменено. Е. остался на прежних должностях письмоводителя (до 1905), казначея и благочинного Александрова Свирского монастыря. 31 дек. 1909 г. после смерти архим. Агафангела избран братией новым настоятелем. Утвержден указом от 11-22 марта 1910 г. с возведением в сан игумена. 13 мая 1912 г. возведен в сан архимандрита. Участвовал в деятельности Карельского братства вмч. Георгия Победоносца. 2 июня 1913 г. на общем собрании братства, состоявшемся в Александровом Свирском мон-ре под председательством Финляндского и Выборгского еп. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси), награжден знаком братства 1-й степени. Успешно развивал в монастыре валаамские традиции, утвержденные его предшественником. Оказывал помощь неимущим богомольцам. Состоял зав. церковноприходской школой для воспитывавшихся в мон-ре мальчиков и был ее попечителем. В 1915 г. открыл при мон-ре санаторий для больных и раненых солдат. В 1917 г. в связи с опасностью захвата Петрограда нем. войсками организовал эвакуацию церковных ценностей из петроградского Александрова Свирского подворья в монастырь, где они были замурованы в тайнике.

http://pravenc.ru/text/186991.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010