Преподобный Варлаам Хутынский (+ 1192) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется б нояб. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святых и в 1-ю пятницу после начала Петрова поста Прп. Варлаам, в миру Алексий, был сыном богатых и благочестивых новгородских горожан. Они дали ему хорошее образование, но им не нравилась склонность его к подвижничеству. Он говорил им: «Наша жизнь только сон, тень. Она вертится, как колесо!» После их кончины он удалился с двумя товарищами на болотистое место на берегу Волхова, над которым он видел неизреченный свет. Находилось оно напротив монастыря прп. Антония Римлянина и называлось Хутынь или Худынь — худое место, потому что там бывали бесовские страхования. Преподобный не страшился их «наваждений» и вскоре принял постриг с именем Варлаам. Возможно, что он был иноком Антониева монастыря. К нему стали приходить как миряне за наставлениями, так и желающие жить с ним. Так создался Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. Церковь во имя Преображения Господня преподобный создал сначала деревянную, а потом и каменную. От всех приходивших к нему преподобный требовал прежде всего взаимной любви. Он был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города. Был случай, когда он спас приговоренного к потоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг. Среди учеников его прославились его преемники прп. Антоний Дымский (память его 17 янв.), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (память его 8 июля). Однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице — на санях. В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот был послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. В память этого чуда в Новгороде до наших дней совершался крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/437855/

Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Теребовская (Шальский погост) Координаты: 61.808054, 36.04224 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шальский погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в качестве владений " Великого Князя " в уже называвшейся автором ранее " Обводной книге Юрьева монастыря 1391 г. " . Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка Н.С.Шайжина, " эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель " на Волоце " разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.) " . И приведенные Н.С. Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными. Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются " Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле " , а также деревни " на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке " . А из документом Юрьева монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его " Олонецких вотчин " наличествовал " Шальский Спасский погост при р.Водле " , а в нем " Нигижемская волость " , к которой в это время относились деревни " Зеховская, Усовская и Трестянка " . Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней " по свидетельствам от 1-ой половины XVI столетия " существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей работе историк Н.С. Шайжин, " об основателе и времени основания этого монастыря сведений не имеется " . По утверждению Н.С. Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась " разводная грамота на земли Вяжицкому и Юрьеву монастырям " , а " грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей Шальского монастыря святаго Спаса " . Как пишет далее в своей работе Н.С. Шайжин, " существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.) " .

http://sobory.ru/article/?object=37189

Варнава (Накропин), архп.б.Тобольский и Сибирский Родился в 1859 году, из крестьян Олонецкой губ. Обучался только в Петрозаводском городском училище. С молодых лет Василий Накропин был «не от мира сего» – постником, усердным церковником и пламенным ревнителем православия, хорошо начитанным в святоотеческих творениях, любимцем приходского духовенства, «возлюбленным чадом» церкви у местных Олонецких архипастырей. 36 лет от роду он определяется послушником Клименецкого монастыря Олонецкой епархии. В 1897 году принимает монашество с именем Варнавы. В 1898 г. инок Варнава удостаивается рукоположения во иеродиакона и иеромонаха, а уже в 1899 году назначается настоятелем Клименецкого монастыря. Через пять лет, в 1904 году о. Варнава возводится в сан игумена и вскоре перемещается настоятелем второклассного Палеостровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1908 году митрополит Московский, Высокопреосв. Владимир, ценя достоинства архимандрита Варнавы, как доброго народного проповедника, ревностного и умелого устроителя как внешней, так и внутренней духовной жизни вверяемых обителей, представил Свят. Синоду ходатайство о перемещении о. Варнавы на должность настоятеля Коломенского Ново-Голутвинова монастыря, в котором за два года о. Варнава восстановил благолепное истовое богослужение и добрые порядки в жизни иноков, так что владыка Московский, в воздаяние заслуг о. Варнавы переместил его в первоклассный Старо-Голутвинский монастырь. Вышедший из среды простого народа и не получивший систематического образования, он, будучи человеком живого ума и крайне любознательным, долгой школой иночества и отчасти путем самостоятельного изучения святоотеческих творений, успел приобрести такие знания, что был призван к высокому епископскому служению. Он напоминал собой тот тип древнерусских настоятелей, которые строили обители, привлекая к ним живое Божье достояние верующих мирских людей. Его ласковость, сила и твердость убеждения, простота и понятность речи влекли к нему верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в., Кодозерский скит), старообрядческий инок. Из посадских людей г. Каргополя. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. молодым человеком жил бельцом в каргопольском Спасо-Преображенском мон-ре, где стал учеником мон. Германа Коровки , бежавшего из Соловецкого мон-ря во время его осады царскими войсками в 1668-1676 гг. (см. Соловецкое восстание ), проповедовавшего в Поморье сопротивление богослужебным реформам, пойманного и сосланного «под начал» в каргопольский мон-рь. Вскоре после побега Германа из Спасо-Преображенского мон-ря Быков также покинул монастырь и скитался по берегам р. Андомы и Водлозера (Олонецкий у.), где нашел своего учителя. Соединившись с ним, направился на р. Выг к Тамбичозеру, здесь Быков и Герман поставили келью, позже были схвачены воинской командой и доставлены в Новгород в Новгородский разряд. После допросов Быков был отослан «под начал» в Антониев Сийский мон-рь . Через год он совершил побег и, вновь соединившись с Германом, направился в Заонежье. Не имея постоянного пристанища, Быков и Герман долгое время скитались по берегам р. Выг. К этому периоду относится тесное знакомство Быкова с Е. Ивановым , проповедником самосожжений . После 2-й палеостровской «гари» 23 ноября 1688 г., в организации к-рой Быков принимал активное участие (в ней погибли Герман и Иванов), Быков продолжил проповедь старообрядчества на берегах Выга, принял постриг с именем Варлаам от инока Корнилия и, выбрав место для поселения, собрал около себя общежительство в 70 чел. В период неурожаев 1705-1713 гг. перешел с братией на новое место, через некоторое время поселился в Кодозерском скиту, подчинявшемся Выголексинскому общежительству . Скончался в возрасте ок. 70 лет в скиту, там же был погребен. Как один из первопоселенцев, к тому же знаток Свящ. Писания и скитского устава, имевший тесные связи с почитаемыми в старообрядчестве лицами, В. пользовался особым почетом в Выговском общежительстве. Имел большое число духовных детей, среди к-рых были А. Денисов и Д. Викулин . Участвовал в обсуждении дел общежительства, помогал советами настоятелям и выборным от скитов. Известна подпись В. под соборным постановлением 1719 г.

http://pravenc.ru/text/154177.html

(Пятницкий; 1884, г. Лодейное Поле Олонецкой губ.- 31.08.1918, близ Н. Новгорода), архим., последний настоятель Оранской мужской пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии. Из семьи священника. Окончил Олонецкую мужскую гимназию. В возрасте 21 года поступил в число послушников Клименецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря на Онежском оз. В 1903 г. А. был пострижен в рясофор, в том же году назначен экономом Клименецкой обители с исполнением обязанностей помощника настоятеля. В 1904 году настоятелем мон-ря игум. Варнавой (Накропиным) был пострижен в монашество с именем Августин. 18 февр. того же года рукоположен во диакона, а 22 февр. — во иерея. В 1905 г. А. был переведён в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь на должность казначея. В 1910 г. назначен настоятелем Каргопольского Спасо-Преображенского муж. мон-ря. В 1913 г. переведён в Тобольскую епархию на должность епархиального миссионера с последующим возведением в сан архимандрита. Весной 1917 г. перемещён в Нижегородскую епархию и указом архиеп. Иоакима (Левицкого) с 1 июня назначен наместником Оранского мон-ря. В янв. 1918 г. жители села Оранки обратились к А. с просьбой помочь голодающим крестьянам, создав для этого специальное общество. А. обещал оказать помощь. В фев. на основании декрета большевиков «О земле» местный Алистеевский волостной земельный отдел национализировал все земельные угодья мон-ря. А. отправился в ближайшие селения оповестить об этом местных жителей, за что был арестован 26 фев. 1918 г. в Оранском мон-ре. Возможно, вскоре А. был отпущен на свободу по ходатайству еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии Лаврентия (Князева) т. к. в марте того же года под председательством наместника состоялось собрание о ликвидации монастырского общества помощи голодающим «ввиду трудности добывания продуктов питания», а собранные ранее деньги были переданы Оранскому кредитному товариществу. 18 июля 1918 г. А. был вновь арестован по ложному доносу. На допросах А. виновным в «хищении монастырских средств» и «контрреволюционной пропаганде среди крестьян» себя не признал. В ночь с 30 на 31 авг. 1918 г. он предстал перед военно-революционным трибуналом, на котором отказался признать советскую власть. Решением трибунала А. и ещё 15 чел. были приговорены к расстрелу. Приговор приведён в исполнение на Мочальном о-ве на Волге.

http://pravenc.ru/text/62622.html

Корнилие-Палеостровский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Корнилие-Палеостровский Рождественский мужской монастырь — один из наиболее древних и известных монастырей Заонежья, расположен на острове Палей в Повенецком заливе Онежского озера. Был основан в начале XV века преподобным Корнилием Палеостровским. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, преподобный остановился на острове Палей и основал там монастырь. Содержание История [ править править код ] Корнилие-Палеостровский мужской монастырь был основан в начале XV века прп. Корнилием (1420 г., 19 мая/1 июня). Получив благословение на подвиг просвещения язычников, преподобный остановился на острове Палей Онежского озера и основал здесь монастырь. Вид на монастырь с озера, 1894 (Литография по акварели Тюменева) Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались святые мощи прпп. Корнилия и Авраамия Палеостровских, и ныне пребывающие под спудом. Также в монастыре бережно хранились вериги его основателя, позже вынесенные раскольниками, дважды захватывавшими монастырь в последней трети XVII века. В Палеостровской обители произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 человек), в огне погибли плененные игумен Тихон с братией. Восстановлен монастырь был только к началу XIX века. Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя прп. Ефрема Сирина , а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня. После установления советской власти обитель была закрыта, монастырские земли и угодья разделены между организованной сельхозкоммуной, местным населением и братией. От древнего монастыря почти ничего не осталось, только стены братского корпуса да руины белокаменного храма. Современное состояние [ править править код ] Монастырь был вновь открыт решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года. Усердием нескольких монахов под началом игумена Иоанна (Зюзина) обитель постепенно восстанавливается. Построены деревянный храм Рождества Богородицы, несколько келий и корпус для проживания наместника монастыря с библиотекой, братский корпус, гостиница для паломников, дизельная станция. Восстановлен трапезный корпус с хлебопекарней. Братия обители намерена восстановить разрушенный каменный братский корпус.

http://azbyka.ru/palomnik/Корнилие-Палео...

30 апреля день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 30 апреля 2009 г. 00:00 Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода. Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными». Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь. Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было «близ его дома». Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей. Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село. В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям. Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима «пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской». Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Республика Карелия (монастыри) Материал из Азбука паломники Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь был основан во второй половине XVI века преподобным Ионой Яшезерским, вепсом по национальности, недалеко от его родного села Шокша, на берегу озера Яшезеро, на месте древнего языческого капища, что символизировало победу православной веры над язычеством. Первые упоминания о монастыре, датированные 1562 годом, встречаются во вкладной книге, открытой для сбора средств на создание монашеской общины. Этот год принято считать датой основания монастыря. В это время была построен деревянный храм во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, общежительские кельи и хозяйственные постройки. 1 июня 1589 года, по просьбам Ионы, старца Иосифа и братии монастыря, митрополит Новгорода и Великих Лук Александр подписал жалованную грамоту, освобождающую монастырь от податей. На скопленные средства в 1629 году был возведён храм Преображения Господня. Адрес : Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь Телефон : (8142) 53-91-35 (с 10.00 до 12.00) E-mail : monastir@yashezero.ru Подробнее... Важеозерский мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный ок. 1520 прп. Никифором Важеозерским, учеником прп. Александра Свирского , у места, где до того подвизался прп. Геннадий Важеозерский. Долгое время был малолюден, приписывался к разным обителям, в 1764 упразднен. Восстановлен в 1800 как приписанный к Александро-Свирскому монастырю , с 1846 самостоятельный. В 1885 почти полностью выгорел, восстановлен к нач. 1890-х. Закрыт в 1920, занят совхозом, во 2-й пол. ХХ в. колонией для несовершеннолетних. Восстановлен в 1992 как женский монастырь, в 2000 преобразован в мужской. Адрес : Республика Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок Сайт: http://vazhe.info Подробнее... Корнилиев-Палеостровский мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, по преданию основанный, вероятно, на рубеже XIV-XV вв. прп. Корнилием, на острове Палье в Толвуйской губе. Разорен во время Смуты и в 1680-х, когда в нем в 1687 и 1688 совершали самосожжения старообрядцы, позже восстановлен. В XVIII-XIX вв. малолюден, каменные постройки сооружены в XIX в. Закрыт в 1920-х, сильно пострадал в войну, к 1970-м заброшен. В 2003 восстановлен. Малолюден.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Зосима Соловецкий 2 мин., 20.08.2016 Новгородец Зосима – основатель большого Соловецкого монастыря. Он родился в начале XV века в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Уже в юные годы Зосима принял постриг в Палеостровском Рождественском монастыре. Преподобный Зосима обладал деятельным, энергичным характером. У него большое благочестие и высокие иноческие добродетели сочетались с практическим складом ума. Дни его памяти 21 августа и 30 апреля.   После того как умерли родители Зосимы, он, будучи уже иноком, раздал неимущим всё, что получил по наследству. Затем он удалился для пустынножительства на реку Суму, в дикие северные дебри. Там он встретил опытного монаха Германа. Герман рассказал Зосиме, что далеко на Белом море есть Соловецкие острова. Туда трудно добраться, и там тяжело жить: сырые ветра, холод, мало пищи. Но на Соловках  удивительно красиво и повсюду разлит покой. Шесть лет Герман жил там с иноком Савватием и был свидетелем чудес. Герман и Савватий водрузили крест близ морского побережья. Впоследствии Савватий, глубокий старик, скончался, а Герман ушел на материк. Зосима и Герман поплыли на Соловецкие острова, чтобы восстановить там пустынножительство. Добравшись до места, они устроили себе скромную келейку. Первое время Зосима и Герман жили вдвоем, никаких других монахов не было.   Зосиме было Божественное видение: на воздухе, в небесном сиянии появился прекрасный храм. Зосима понял, что призван устроить здесь, на островах, монастырь и возвести въяве ту самую церковь, которая привиделась ему. Слава о добродетельных иноках, поселившихся на Соловецких островах, постепенно разошлась по Новгородской земле. Сюда начали прибывать люди, появились новые кельи.  С течением времени возникла большая монашеская община. Иноки соловецкие жили своим трудом. Они ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, занимались солеварением. Однажды, взявшись за плотницкие топоры, они возвели деревянную церковь. Так исполнилось видение Зосимы. Впоследствии на месте скромной деревянной церковки поднялось множество каменных храмов.

http://foma.ru/prepodobnyij-zosima-solov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010