3 Старец Клеопа, духовный делатель и хранитель умного трезвения, немалое время жил в Афонской горе и в Молдавии, в Драгомирном монастыре, где со старцем Паисием Величковским имел близкое духовное общение. По выходе отсюда сделан был Настоятелем Введенской пустыни в 1774 году. Ввел в нее общежительный устав Афонской горы, который последователями его Игнатием и Макарием перенесен и в Пешношский монастырь, а оттуда и в другие обители. Игнатий с 1778 года был после Клеопы Строителем Введенской пустыни, с 1781 г. Строителем Пешношского монастыря, с 1788 года Архимандритом Тихвина монастыря, в который, по благословению Митрополита Гавриила, ввел общежительный устав; наконец в 1795 г. произведен в Архимандрита Симонова монастыря (в Москве), для учреждения в нем общежития, и там скончался в 1796 году Везде был он для братии примером добродетельного жития, а наипаче смирения, нищеты и нестяжания: шелковых одежд, со вступления в монашество не носил, к нищим был милостив, к несчастным сострадателен, к братии исполнен любви и благодетелен. 4 Макарий был Настоятелем Пешношского монастыря с 1788 года до самой кончины своей, последовавшей в 1811 году. Он имел духовную связь и переписку со старцем Паисием Величковским – Наставником учителя его Клеопы, – и получил в дар от него посох. Ему особенно обязана Пешношская обитель своим устройством и благолепием внешним и внутренним. Неутомимый и многосведущий в делах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах духовной жизни. Вид его казался строгим, по душа его была полна любви отеческой; не имел он никакой собственности, а все делил с братиею; всех принимал с благоприветливостью; и его сердечная простота, сопряженная с духовною мудростью, невольно привлекала к нему общее уважение. Московский Митрополит Платон часто представлял его в пример Настоятелям других обителей. И действительно многия из них заимствовали от Пешноши и порядок общежития и способных к поддержанию оного иноков. Так пустыни Кирилло-Новоезерская (при Феофане), Давидова, Оптина, Берлюковская, Екатерининская, Медведева (упразднена), Кривоезерская, и Монастыри Голутвинский (близ Коломны) и Сретенский (в Москве) подучили лучшее устройство общежития по образцу Пешношского монастыря, при содействий и руководстве Макария. Сподвижниками его в духовном делании были Самуил, в последствии Настоятель Голутвина монастыря, Авраамий, в последствии настоятель Козельской Оптиной пустыни, и Иерофей, бывший после Строителем Екатерининской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Помимо изготовления рукописей, о чем будет сказано ниже, он был наставником нескольких отшельников, проживающих в ближних лесах. Господарь Михаил Стурдза (годы правления: 1834–1849) после исцеления его дочери на месте захоронения преподобного приказал выкопать мощи и поместить их в ковчег в алтаре церкви Воронского монастыря. А в 1858 г. недалеко от места его погребения была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроился монастырь. В 1991 г. решением Священного Синода Румынской Православной Церкви Сихастрийская Воронейская пустынь была возведена в ранг монастыря. Священный Синод Румынской Православной Церкви на заседании 5–6 июля 2005 г. утвердил канонизацию преподобного Онуфрия из Воронейской пустыни с датой празднования 9 сентября. Вместе со св. Онуфрием над перепиской книг трудился иеросхим. Николай. Последний также был пострижен в великую схиму прп. Паисием в 1774 г. Свт. Игнатий (Брянчанинов) называет и Николая уроженцем Чернигова . Николай скончался в 1796 г. на руках у своего спостника , схим. Феодора (в малой схиме Филимона), которого, как более молодого, св. Паисий направил после 1785 г. на помощь отцам Онуфрию и Николаю. Известно послание этим отцам от св. Паисия, которое написано в 1776 г., во время пребывания старца в Секульском Предтеченском монастыре. Старец выражает радость, представляя себе подвиги безмолвствующих отцов, и одновременно печалится оттого, что уже не может посещать их по причине изменения границы с католической Австрийской империей . Он сожалеет также о болезни отца Николая, которому советует принимать лекарства, отправленные служащим в монастырской больнице отцом Онорием . Выявлено 24 рукописи, выполненных в Воронском скриптории писцом Николаем. Некоторые из них переписаны вместе с другим учеником прп. Паисия, Филимоном (в схиме Феодором), который остался жить в той же пустыни с отцом Николаем после смерти Онуфрия . В Нямецкой лавре Федор был пострижен в 1784 г. архимандритом Паисием в мантию с именем Филимон , а в 1798-м архимандритом Софронием был облечен в великую схиму с наречением имени Феодор . А в 1801 г., после императорского указа, разрешающего возвращение незаконно покинувших Россию, схим. Феодор отправился на родину . Вместе с Феодором в Российскую империю вернулись десятки монахов. В синодальном решении о их возвращении его дело рассматривается вместе с делами иноков Афанасия (Захарова), Клеопы (Антонова), Анастасия и Варфоломея в 1803–1804 гг .

http://bogoslov.ru/article/6193724

Та нравственная чистота, которою отличался Клеопа, по собственному его признанию, в юности, естественно, влекла его к иноческому образу жизни, побуждала поступить его в какую-либо иноческую обитель. Нужно думать, что Клеопа первоначально поступил в какойлибо монастырь юго-западной Росси и потом уже для усовершенствования в иноческих подвигах отправился в Афонские монастыри. Такое явление не было исключительным в первой половине 18 столетия. Так поступил современник Клеопы, вышеупомянутый знаменитый старец Паисий Величковский : по выход из Киевского училища он пожил некоторое время в русских монастырях и затем уже перешел в Валахию и оттуда на Афон. Когда Клеопа ушел на Афон и останавливался ли он на некоторое время в Валахий, остается в точности неизвестным. По мнению Стромилова, высказанному в названной в предисловии его статье о старце Клеопе, „Клеопа прибыв на Афон, надолго поселился, между прочим, в скиту св. пророка Илии и здесь сблизился с известным в то время подвижником Паисием Величковским . Полюбив сего мужа, Клеопа стал под его руководство и начал учиться у него подвигам иноческого жития». Но это мнение Стромилова не имеет за себя достаточных оснований. Точных и несомненных данных о знакомстве Клеопы с Паисием Величковским не имеется. Клеопа был старше Папсия, родившегося в 1722 г., на 8 лет. Паисий переселился на Афон в 1747 г. Возможно, но не более, как возможно, что Клеопа мог прибыть на Афон одновременно и вместе с Паисием, но мог быть там и ранее. Паисий на Афоне провел 7 лет – с 1747 по 1754 г. в уединении и в скиту св. пророка Илии 7 . Жил ли Клеопа в это время вместе с ним, упражняясь в строгих иноческих подвигах, остается также неизвестным. Но в то же время есть некоторое основание утверждать, что Клеопа, по крайней мере, в последние годы своего пребывания на Афоне жил не в скиту св. пророка Илии, а в другой обители Афонской горы. Из реестра указов, сохранившегося в архиве Введенской пустыни, видно (самый указ не сохранился), что Клеопа был принят в Введенскую пустынь, как пришедший с Афонской горы из Зографского монастыря иеромонах. Отсюда естественно заключать, что Клеопа жил в Зографском монастыре, если не все время своего пребывания на Афоне, то по крайней мере последние годы перед возвращением в Россию. Очевидно, при поступлении в Введенскую пустынь он или словесно пли каким-либо письменным видом удостоверил, что явился именно из Зографского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ночи вечные лампады Невидимы в блеске дня, Стройно ходят там громады Негасимого огня. Но впивайся в них очами И увидишь, что вдали За ближайшими звездами Тьмами звезды в ночь ушли. Вновь вглядись — и тьмы за тьмами Утомят твой робкий взгляд: Все звездами, все огнями Бездны синие горят. В час полночного молчанья, Отогнав обманы снов, Ты вглядись душой в Писанья Галилейских рыбаков. И в объеме книги тесной Развернется пред тобой Бесконечный свод небесный Лучезарной красотой. Узришь — звезды мыслей водят Тайный хор свой вкруг земли; Вновь вглядись — и там вдали Звезды мыслей тьмы за тьмами Всходят, всходят без числа, И зажжется их огнями Сердца дремлющая мгла. Да, истинное учение Христово способно зажечь и холодные сердца. Всех идущих за Христом покрывает и спасает благодать Божия» (11) . Журнал «Православное книжное обозрение» Рейтинг: 9.8 Голосов: 182 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Иосиф (Литовкин), преп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни//Душеполезное чтение. 1898. Ч. I. С. 157-162. Опубликовано: Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. С. 723. 2 . Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 268-275. 3 . Письмо от 10 июля 1850 г./Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Л., 1952-. Т. 14. С. 194-195. 4 . Шенрок В. И. Материалы для биографии Н. В. Гоголя. М., 1897. Т. IV. С. 826. Письмо от 29 июля 1850 г. 5 . Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие… С. 104-105. 6 . Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной Пустыни. Дневники. М., 2002. 7 . Иван Васильевич непосредственно участвовал в подготовке почти всех святоотеческих творений, изданных в эти годы в Оптиной пустыни: «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском» (М., 1849); «Восторгнутые класы в пищу души» (М., 1849); «Преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» (М., 1852), «Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена и пресвитера, бывшего от ограды святого Маманта, три слова» (М., 1852); «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийской, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853); «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на молитву «Отче наш» и его слово постническое по вопросу и ответу» (М., 1853); «Святого отца наешго Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854); «Преподобного отца нашего аввы Фалласия главы о любви, воздержании и духовной жизни» (М., 1855).

http://pravoslavie.ru/114861.html

258 Преподобный Исаак Сирин , епископ Ниневийский (t VI), родом сириец, в ранней юности удалился в монастырь, затем уединился в пустыне. Был поставлен епископом города Ниневии, но вскоре оставил кафедру и пустынножительствовал до конца жизни. «Святой Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ничьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения святого Исаака; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, святой Исаак представляет наставления о созерцаниях возвышенные и основанные на твердых опытах. Духовная жизнь изображена в его поучениях в приложении к самым неуловимым состояниям души» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т 3. С. 135). Древнейшие славян, переводы поучений прп. Исаака Сирина , находившиеся в Киево-Печерской лавре и на Афоне, были списаны и использованы при работе над собственным переводом с греч. прп. Паисием Величковским (см.: Книга святого Исаака Сирина . Нямец: Изд. Нямецкого молдовлахийского монастыря, 1812). Еще один славян, перевод (XIV) поучений прп. Исаака хранился в библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сам И. В. Киреевский принимал участие в изд. книги «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским » (М., 1854). 259 Московский Стоглавый Собор, созванный в царствование Ивана IV Васильевича Грозного в 1551 г., был посвящен решению следующих церковных вопросов: 1) о каноне богослужения, богослужебных книг, иконописания, крестного знамения и др.; 2) о церковном управлении и духовном суде; 3) об управлении церковным имуществом; 4) о благочестии мирян. Царь Иван Грозный предложил Собору вопросы, сто ответов на которые составили сб. «Стоглав», и давший название Собору. Постановления Собора о двуперстии, сугубой аллилуйи, хождении «посолонь» были отменены Собором 1655 года. 261 Отношение к монастырскому землевладению, злоупотребление которым нередко пагубно влияло на монашествующих, было вторым противоречием между прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Феннелл Николай Иванович Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Магистр искусств (Кэмбридж); Доктор философии MA (Cantab), PhD; Старший исследователь Винчестерского университета. Место работы: University of Winchester, Hampshire, UK. Контакты: nicholas.fennell@sky.com 20 мая 1992 года из Ильинского скита на Афоне, основанного преподобным Паисием Величковским, греческой полицией и представителями Константинопольского патриархата была изгнана русская братия – три монаха и настоятель, архимандрит Серафим (Бобич). Затем их и вовсе депортировали с территории Афона. Вспоминаем статью доктора философии Николая Феннелла, посвящённую подробной хронологии событий того дня и возможным причинам произошедшего. 20 мая 1992 года из Ильинского скита, основанного прп. Паисием Величковским на Афоне, греческой полицией и представителями Константинопольского патриархата была изгнана русская братия – три монаха и настоятель, архимандрит Серафим (Бобич). Затем их и вовсе депортировали с территории Афона. Подробной хронологии событий того дня и возможным причинам произошедшего посвящена статья Николая Феннелла, доктора философии, который давно исследует отношения между русскими и греческими монашескими общинами на Афоне. Другие публикации на портале: 21 января 2022 10 27 мая 2014 10 16 августа 2012 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/6021557

Его пребывание в Площанской пустыни в течение десяти лет служило для всей братии примером, в его житии мы читаем, что: «многие воспользовались его жизнию, наставлением и любовию; ибо старец сей был кроток, снисходителен, смирен, милостив, состардателен и любовен ко всем» 86 . Был старец Афанасий страннолюбив, принимал всех, утешая и обеспечивая необходим, кормил все, даже жертвуя своей трапезой. Был милостив старец и к бессловесной твари – всегда заботился, чем накормить птиц. Даже будучи немощен, всегда исполнял заповеданное старцем Паисием правило – совершал его утром и вечером, при этом клал по двести поклонов. На церковной службе никогда не садился, пребывая всегда до отпуста. Когда совершалось чтение из Пролога или толкового Евангелия, старец Афанасий усугублял свое внимание, подходил к самому чтецу, задумчиво слушал чтение, опустив голову и опираясь грудью на свой костыль, и часто со слезами на глазах отмечал великую пользу Божественного слова, а, возвратившись в свою келью, спешил записать прочитанное на службе, словно слышал его в первый раз 87 . Многие к нему приходили за духовным советом, и всех он приглашал с большою любовью, всегда с крайним смирением говорил как бы незнающий, а большей частью говорил о благих монастырских уставах и добродетельных старцах. Особенно он любил рассказывать ученикам о своем учителе – старце Паисии, архимандрите Нямецкой обители. Старец Афанасий неоднократно приезжал в Москву, где имел духовные беседы об умном делании с иеромонахами Новоспасского монастыря – Александром (Подгорченковым), будущим архимандритом Арзамасским, и Филаретом (Пуляшкиным), которые, хотя и не знали лично Паисия Величковского , но пользовались духовными учениями святых отцов, переведенными старцем Паисием 88 . Старец Афанасий блаженно скончался 17 октября 1825 г. в Площанской пустыни на руках своего ближайшего ученика иеромонаха Макария 89 . 2.6 Схимонах Афанасий (Охлопов) Одним из самых плодовитых учеников прп. Паисия является схимонах Афанасий, который иногда именовал себя в переписке Афанасием Святогорским.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило 1. Прп. Паисий в наследии и культуре христианского Востока (вместо предисловия) Значение преподобного Паисия Величковского (1722–1794) и его духовно-литературного наследия в христианской культуре Восточной Европы сложно переоценить. Несправедливо забытый современнками, он на самом деле оказал важное влияние на духовно-культурное пробуждение в России, Украине, Румынии, Молдавии и даже Греции. Основанная прп. Паисием монашеско-аскетическая школа, осуществлённые ею титанические труды по переводу святоотеческих творений на славянский язык, возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности, но и к возрождению православной восточнославянской культуры, её возвращению к традиционным христианским устоям и ценностям. Именно последователи школы преп. Паисия – знаменитые старцы Оптиной пустыни серьёзнейшим образом повлияли на формирование мировоззрения многих культурных и общественных деятелей Российской империи XIX века, что существенно сказалось и на их творчестве и деятельности. Ил. 1. Прп. Паисий Величковский (1722–1794) Поэтому без преувеличения можно сказать, что прп. Паисий, хоть и опосредственно, через творения и учеников, оказал решающее влияние на то, что мировой культуре были явлены такие имена, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы, К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент), В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, В. С. Соловьёв , П. И. Чайковский, М. А. Максимович, П. Д. Юркевич , Н. Н. Страхов, Е. Н. Погожев (Поселянин), К. Э. Циолковский, Л. В. Чижевский и многие-многие другие. Все они, в той или иной мере, испытали на себе духовное влияние учеников школы преп. Паисия, а потому также являются всходами тех «семян», что были щедро посеяны выходцем из семьи полтавских казачьих священников прп. Паисием Величковским . По справедливому замечанию проф. А.-Э. Тахиаоса, многолетнего исследователя наследия этого выдающегося подвижника и духовно-культурного деятеля, «старец Паисий взял из греческого мира сокровища забытого православного духовного наследия и преподнёс их всему православному миру… Таким образом, становится очевидным, что всё “филокалическое возрождение”, отзвуки которого доходят до наших дней, обязано исключительно личности и деятельности старца Паисия Величковского » 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Будут ли возвращены Отечеству имена его подвижников из русского Ильинского скита на Афоне? В 2016 году русские православные люди будут п раздновать две знаменательные даты: 1000-летие древнерусского монашества на Афоне и 260-летие основания на Святой Горе русского Свято-Ильинского скита, прославившегося своим основоположником преподобным Паисием (Величковским). И если к первому юбилею ныне приковано пристальное внимание и российского правительства, и общественности, то о втором юбилее почти ничего не слышно. Именно ко второй дате и к истории, стоящей за ней, хочет привлечь внимание читателей Игорь Михайлов. Статья В скором времени Православная Русь будет праздновать две знаменательные даты – 1000-летие древнерусского монашества на Афоне и 260-летие основания на Святой Горе русского «казачьего» Свято-Ильинского скита, прославившегося своим основоположником преп. Паисием (Величковским). И если к первому юбилею ныне приковано пристальное внимание и российского правительства, и общественности, то о втором юбилее как-то все позабыли. А ведь эта знаменитая русская святогорская обитель на протяжении нескольких столетий теснейшим образом была связана с историей Православной Руси, став центром возрождения православного старчества и духовности по всей Российской империи. К сожалению, ныне в Свято-Ильинском скиту, кроме русских икон на иконостасах, мало что напоминает о его славном русском прошлом. С 1992 г. обитель была заселена греческими иноками. И теперь даже вместо привычного русского исторического названия «Свято-Ильинский скит» он называется на греческий манер – скит Профиту Илиу. Так с недавних пор написано на входе в обитель, где старую русскую надпись над воротами греческие монахи почему-то полностью уничтожили.

http://bogoslov.ru/article/4162969

Закрыть Преподобный Паисий Величковский - монах и переводчик Священник Василий Куценко   09:32 28.11.2015 264 Время на чтение 6 минут «Избранный иноческого жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие, премудре, старчества духовного в стране нашей возродителю»,- это слова кондака преподобному Паисию Величковскому, память которого совершается 28 ноября (по н. ст.). Очень сложно полностью оценить и рассказать о влиянии, оказанном преподобным Паисием на духовную жизнь православных верующих России, Украины , Молдавии, а также Румынии. Начав свой монашеский подвиг в монастырях Украины, преподобный продолжил его на Святой Горе Афон, затем основал обитель в Молдовалахии, найдя свое последнее земное пристанище в румынском Нямецком монастыре. Преподобный Паисий был не только строгим аскетом и подвижником. Практически всю свою жизнь он посвятил делу перевода и распространения святоотеческих творений. Сын священника Преподобный Паисий (в миру - Петр) родился в Полтаве 21 декабря 1722 года. Оба его родителя, протоиерей Иоанн и Ирина, происходили из потомственных священнических семей. С юных лет Петр имел стремление к монашеской жизни, собрав вокруг себя группу друзей-единомышленников, желавших только одного - монастырского уединения. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр Величковский вступает на путь монашества. В 1746 году, в возрасте 24 лет, побывав в монашеских обителях Украины и Молдавии, постриженный в рясофор с именем Платон, будущий старец и наставник многих святых подвижников отправляется на Афон. Через четыре года пребывания на Святой Горе он принимает постриг в мантию с наречением имени Паисий. Именно здесь, на Афоне, у преподобного Паисия проявляется особенный интерес к аскетическому наследию древних подвижников (хотя святоотеческие тексты он начал собирать еще в юношестве). Святоотеческие сочинения стали для преподобного руководителями и учителями в духовной жизни. Книги - главные наставники

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010